Лауреаты премии по литературе. Национальная литературная премия “Большая книга”


Лауреаты премии «Писатель года» за 2016 год (премии вручены 20 марта 2017 года)

Основная номинация
Первая премия – Александр Шимловский
Вторая премия – Людмила Ивановская
Третья премия – Борис Подберезин

Номинация «Дебют»
Первая премия – Александр Варенников
Вторая премия – Дмитрий Кошлаков-Крестовский
Третья премия – Виола Тарац

Номинация «Мемуары»
Первая премия – Ирина Ракша
Вторая премия – Зиновий Бекман
Третья премия не присуждалась

Номинация «Фантастика»
Первая премия – Сергей Бушов

Номинация «Детская литература»
Первая премия – Спика Рейн
Вторая премия – Маргарита Герасименко
Третья премия – Евгения Урусова

Номинация «Юмор»
Первая премия – Диана Свердловская
Вторая и третья премии не присуждались


Торжественная церемония вручения литературной премии «Поэт года» за 2016 год прошла в Большом конференц-зале Правительства Москвы на Новом Арбате 20 марта 2017 года. На церемонии, проводимой Российским союзом писателей под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в канун Всемирного дня поэзии, собралось более тысячи гостей. Среди финалистов премии - представители 52 регионов России, от Крыма и Калининграда до Амурской области и Хабаровского края, а также авторы из 12 стран Европы, Средней Азии и Северной Америки, пишущие на русском языке.

До начала торжественной церемонии прошла презентация для прессы книг лауреатов прошлого года. Среди них - новые книги поэтов Ольги Сухановой и Дмитрия Мурзина, драматурга Александра Гельмана, писателя и журналиста Иосифа Гальперина. В фойе была организована книжная ярмарка, где гостям вечера представили конкурсные альманахи, сборники финалистов премии и книги лауреатов, а также работало представительство Издательства РСП.

Ведущими церемонии выступили легендарная ведущая центрального телевидения СССР Анна Шатилова и телеведущий Евгений Сулес. В литературно-музыкальном концерте участвовали певцы Тарас Присяжнюк и Елена Ксенофонтова, стихи лауреатов читал актер театра и кино, официальный голосо телеканала «Культура» Игорь Ильин.

На церемонии присутствовали члены Большого жюри премий «Поэт года» и «Писатель года»: Владислав Артемов, Владимир Бояринов, Александр Васькин, Владимир Вишневский, Игорь Волгин, Роман Злотников, Владимир Карпов, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Валентин Никитин, Лев Прыгунов, Марк Розовский, Анатолий Салуцкий, Вадим Цыганов, а также другие известные деятели культуры, финалисты премии и журналисты.

Открыл церемонию председатель Оргкомитета премии, президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук :

- Сегодня мы узнаем имена лауреатов. Весь год Большое жюри оценивало произведения номинантов, составляло список финалистов. Я хочу поблагодарить всех его членов, многие из которых присутствуют в этом зале, за огромную работу, которая была проделана. Также хочу поблагодарить нашу команду, в том числе корректоров, верстальщиков, редакторов конкурсных альманахов. В этом году мы выпустили несколько десятков альманахов с произведениями номинантов, а также сборники финалистов - вы могли их сегодня видеть на книжной ярмарке. Премии «Поэт года» и «Писатель года» - сложный литературный процесс, в котором не так важна победа, сколько участие. Хочу пожелать всем авторам современной литературы - будьте счастливы, творческих успехов вам, ну и, конечно, благодарных читателей!

Ведущие огласили приветствия, поступившие в адрес участников торжественной церемонии: председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С. А. Гаврилова, председателя Комитета Государственной Думы по культуре С. С. Говорухина, министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского, заместителя руководителя Департамента культуры Правительства Москвы В. Э. Филиппова.

Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации на церемонии представлял Сергей Евгеньевич Рыбаков , зачитавший приветствие от руководителя комитета Зинаиды Федоровны Драгункиной и тепло поздравивший номинантов премии:

- Я не мог не прийти на это замечательное мероприятие. Здесь я уже не в первый раз и с удовольствием снова окунаюсь в эту замечательную атмосферу. То, что делает сегодня Российский союз писателей - это большое дело. Как не может быть великой спортивной державы без дворовых команд, так и не может быть великой писательской державы без постоянного обновления состава, без поиска талантов в народе. На самом деле, это очень сложная задача, даже архисложная. Хорошо, что организаторы смогли найти такую форму работы с авторами, с одной стороны - живую и современную, с другой стороны - позволяющую работать четко, находить таланты, отделять «зерна от плевел». Удивительное сочетание массовости и профессионализма.

Эта деятельность очень своевременна, она ложится на уже подготовленную почву. Еще в 2014 году, в Год культуры, мы смогли заложить в основу государственной культурной политики тезис о том, что культура - это не сфера услуг и не остаточная деятельность, а важная государственная и общественная задача, приоритетная задача. Сейчас нам пора переоценить прежние неподходящие для культуры рыночные подходы и обратиться собственно к содержанию нашей культуры, в том числе и писательского дела.

В прошлый раз, когда я был на вручении премии и слушал стихи победителей, не скрою - был поражен и получил огромное удовольствие. От всей души желаю всем участникам конкурса премии, независимо от того, станут ли они лауреатами, творческих успехов, доброго здоровья, счастья, хорошего настроения и светлой мечты!

От Российской Ассоциации Содействия ООН участников церемонии приветствовал первый заместитель председателя Алексей Николаевич Борисов :

- Очень важно помочь молодым и не только молодым авторам, чтобы их произведения дошли до широкой публики. Задача Оргкомитета и Российского союза писателей состоит в том, чтобы достичь этой цели, чтобы мы, читатели, увидели больше интересных произведений. Без литературы мы жить не можем, без русской литературы жизнь в мире невозможна и неинтересна. Поэтому каждому из нас я желаю интересных произведений, номинантов поздравляю! Вне зависимости от того, какое место вы займете, ваши произведения уже доступны широкой публике. Поздравляю вас всех с этим праздником и желаю всем наслаждаться Всемирным днем поэзии!

От имени Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к номинантам премии и гостям обратился начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Александр Николаевич Воропаев , поздравивший номинантов премии с завершением этого сезона и началом следующего и отметивший работу организаторов:

- Сегодня проходит уже шестая церемония награждения. Я был на каждой из них и знаю, какого труда стоит сделать эту церемонию такой прекрасной. Хочу поблагодарить организаторов за то, что они взяли на себя большое, великое дело - взращивание молодых писателей нашей страны, взращивание молодых Пушкиных и Лермонтовых!

Впервые в церемонии награждения приняла участие директор Российской книжной палаты Елена Борисовна Ногина , обратившаяся к участникам конкурса премии:

- Уже сто лет мы храним произведения всех российских авторов. Мы храним их для будущих поколений, и мне очень приятно, что сегодня появятся новые имена и новые произведения. И они точно также войдут в культурное наследие нации и в копилку нашего хранения.

Генеральный директор Дирекции международных книжных выставок и ярмарок Сергей Вадимович Кайкин поздравил номинантов премии и будущих лауреатов и пригласил всех на книжные выставки, организуемые Дирекцией:

- Я второй раз присутствую на этом прекрасном мероприятии. Прошел год - это значит, что появились новые авторы, появились новые книги, и это прекрасно. Я уверен, что мы увидимся и с теми, кто получит сегодня призы - с лауреатами,а также с номинантами и просто с молодыми писателями и поэтами в сентябре на книжной выставке. Я признателен организаторам этой премии прежде всего за то, что они создают определенную инфраструктуру для того, чтобы то, что накопилось на душе у человека, могло вылиться в произведения, могло стать доступным другим людям. Я уверен, что любая книга найдет своего читателя рано или поздно, так или иначе, не может такого быть, чтобы книга осталась непрочитанной.

Мы также предлагаем вам инфраструктуру для общения с вашими читателями. И поскольку мы занимаемся не только Московской международной книжной выставкой-ярмаркой, мы еще представляем книги России на международных выставках, я также надеюсь, что ваши книги займут место на наших стендах и в других странах. Я с удовольствием предлагаю вам воспользоваться нашими возможностями и желаю вам дальнейших успехов!

Президент некоммерческого партнерства «Гильдия книжников», руководитель торгового дома «Библио-Глобус» Борис Семенович Есенькин от души приветствовал всех:

- Я поражен - здесь собрана культура России. Со всех уголков страны сюда съехались те, кто любит Россию, кто думает о ней. Это счастливый день для нас. Сегодня мы как никогда осознаем, что в нашей стране не только культура, но и книга живая - была, есть и будет!

Председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин так же особо отметил роль организаторов и участников премии в деле поддержки не только культуры в целом, но и литературы, а в частности - печатной книги:

- Прекрасные слова были сказаны по поводу того, что необходимо сохранять великую российскую культуру, в которой есть великая литература. Это то, что прославляет нашу страну, это то, что многим поколениям жителей нашей страны, нашим соотечественникам давало и пищу для ума, и пищу для души и давало силы жить правильно, нравственно, честно, любя страну, любя народ, уважая самих себя.

Сегодня очевидно, что нужно писать, нужно продолжать сохранять родной язык, нужно продвигать чтение. Хотелось бы пожелать всем номинантам и лауреатам, а также всем участникам этого конкурса, чтобы ваши книги были прочитаны, чтобы они были прочитаны в стране, в которой поэт был бы по-прежнему больше, чем поэт, а писатель был бы учителем жизни, и чтобы «всяк сущий в ней язык» называл вас. А для этого нужно, чтобы весь книжный сектор российский существовал надежно, устойчиво, без колебаний, «без землетрясений». И сегодня мой призыв ко всем, кто собрался в этом зале - возвышать ваш голос в защиту бумажной книги. ЮНЕСКО всегда говорит о том, что нужно сохранять именно бумажную книгу, потому что это не только источник информации, это - артефакт, которому много тысяч лет.

Поэт и переводчик, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Владимир Георгиевич Бояринов поздравил участников церемонии от имени Московской городской организации Союза писателей России:

- Дорогие друзья, поэты и писатели года! Все мы - поэты и писатели своего года и своего века. В XX веке выдающийся русский поэт Юрий Кузнецов сказал: «Душа мечется, а перо парит». Желаю вам летучего пера и вдохновения! Дарите цветы, дарите стихи, дарите любовь! С праздником!

Литературный обозреватель, шеф-редактор портала «Российской газеты» ГодЛитературы.рф Михаил Визель отметил историческую роль происходящего:

- В раннем средневековье грамотность, тем более - чтение, а тем более - письмо, были привилегией очень узкого круга людей, которые имели полное право считать себя культурной элитой. И эти люди сидели в прямом смысле слова в башне, только не слоновой кости, а в башнях монастырей и смаковали золотую латынь Вергилия, серебряную латынь святого Августина и с презрением закрывали уши и окна от площадных стишков и песенок, которые распевали на площадях и улицах бродячие ваганты, жонглеры и акробаты. Но именно из этих стишков и песенок, которые ученые-книжники не считали поэзией, не считали литературой, выросло все грандиозное здание новой современной русской и мировой европейской литературы.

Мы сейчас живем на сломе эпох, и впервые со времен Иоганна Гуттенберга назначение и функции книги меняются, и это объективная реальность. И вы, сидящие в этом зале, находитесь на острие этого процесса перемен и переосмысления роли книги, роли книжности, роли литературы. Вы находитесь в авангарде этого процесса, и я с замиранием сердца, с большим интересом и любопытством жду, к чему этот процесс приведет. Удачи вам на этом нелегком пути!

Директор Московского государственного музея Сергея Есенина Светлана Николаевна Шетракова отметила особую значимость премий в литературном процессе:

- Мы сегодня не оглядываемся назад, чтобы сказать, что гении, творившие десятки и сотни лет назад, живут среди нас своими произведениями. Мы приветствуем тех, кто сегодня начинает свой творческий путь. И хочется отметить, как нужно в начале пути сказать доброе слово, ценное для любого, а тем более для творческого человека. Это очень важно - найти, заметить, воодушевить. Спасибо вам.

Поэт, литературный критик, доктор философских наук, автор философской теории метакода и президент Московской ассоциации поэтов ЮНЕСКО Константин Александрович Кедров приветствовал номинантов премии:

- Дорогие друзья, я присутствую в исполненной мечте. Давно ли мы с Вознесенским сидели на диванчике и мечтали о Всемирном дне поэта? И вот - мечта сбылась. Недавно мы как раз к этому дню, ко Всемирному дню поэзии, сочинили Гимн поэтов, припев которого звучит так:

Мы - люди одной планеты,
Весь космос наша земля
Россия - страна поэтов
Россия - поэзия.

С праздником, дорогие друзья!

Дмитрий Кравчук представил гостям церемонии книги лауреатов прошлого сезона, выпущенные в течение года Издательством российского союза писателей. Александр Гельман, лауреат третьей премии «Поэт года» в основной номинации, поблагодарил Оргкомитет за выпуск книги «После всего», которая стала знаковой, этапной для известного драматурга.

Вручение премий за 2016 год по традиции начал Марк Розовский, который с удовольствием объявил лауреатов премии «Поэт года» в номинации «Дебют». Дебютантам-писателям символы премии вручал Борис Семенович Есенькин. Лауреата первой премии в номинации «Юмор» объявил поэт Владимир Вишневский. Вторую и третью премии в этой номинации за 2016 год было решено не вручать. Журналистка, телеведущая программы «Утро России» Елена Николаева объявила лауреатов в номинации «Детская литература».

В номинации «Фантастика» имя лауреата первой премии (вторая и третья также не присуждались по решению Оргкомитета) объявил писатель-фантаст Роман Злотников , книги которого изданы суммарным тиражом около 10 миллионов экземпляров:

- Когда я начинал читать фантастику, это был маргинальный жанр, дай бог, одна из сотни наименований книг в год выходила фантастическая, дай бог один из тысячи фильмов выходил фантастическим. А что мы видим сейчас? Половина суммарного годового тиража - это фантастические книги. Фантастика по уши влезла в кинопроизводство. Фантастика разделилась на множество жанров. Фантастика, можно сказать, создала такой жанр, как компьютерные игры. Даже не жанр, а целая отрасль промышленности. Русская фантастика выиграла борьбу в очень серьезной конкурентной схватке с великими писателями за своего читателя, потому что 90% фантастических книг, которые выходят в России - это книги русских и русскоязычных авторов.

Писатель Александр Васькин , вручая премии лауреатам в номинации «Мемуары», отметил:

- Мы хорошо знаем, как много произведений мировой литературы родилось благодаря этому жанру. Я лично перечитал все произведения, представленные на конкурс - было очень интересно. Удивительный слог, ярко, красочно написано. Это совершенно правильно, нужно писать, писать о своей жизни, о своей семье, истории своего рода. Ведь так складывается история всей страны и всего государства.

Премии лауреатам в номинации «Лирика» вручала главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина, пожелавшая им счастливой дороги к читателю. Композитор Александр Журбин , открывая конверт с именами лауреатов премии в номинации «Песни», впервые вручаемой в этом году, отметил:

- Сегодня много раз упоминалась знаменитая строчка из Евангелия от Иоанна «Вначале было слово». Это все знают, но никто никогда не учитывает, что, на самом деле, еще до слова была музыка. Люди сначала что-то напевали. А потом уже появились слова. Но когда мы говорим о песне, то надо немножко изменить библейскую фразу и сказать: «Вначале была слава». Я надеюсь, что сегодня мы вручим премию достойным поэтам, которые будут писать песни, и надеюсь, что их песни принесут им славу.

Премии в основных номинациях вручали главные редакторы журнала «Читаем вместе» Юлия Гнездилова и журнала «Москва» Владислав Артемов, директор Российской книжной палаты Елена Борисовна Ногина, сенатор Сергей Евгеньевич Рыбаков и члены Большого жюри - поэты Бахыт Кенжеев и Игорь Волгин.

Алла Шарапова , лауреат первой премии «Поэт года»:

- Я благодарна тем, кто столь высоко оценил мои стихи. В справочнике Союза писателей я означена только как поэт-переводчик. Это, впрочем, относится и к другим утвердившимся на стезе перевода моим сверстникам и друзьям по университетской литстудии «Луч». Например, Наталья Ванханен несомненно принадлежит к числу лучших поэтов современности, но отмечена она в «реестрах» только как переводчик-испанист.

Я понимаю, что оценено не только мое умение что-то делать в поэзии, но сама стихотворческая школа семидесятых. Благодарна моему первому наставнику на этой стезе - Игорю Волгину, сегодня поздравившему меня. Игорю Леонидовичу присуща широта взглядов, он принимал и поощрял очень разных авторов, это касается и убеждений, и манеры письма. Я в какой-то мере усвоила себе эту широту. Я много времени провожу на портале Стихи.ру и отмечаю там многих талантливых авторов, часто совсем не похожих друг на друга. И, если говорить о моих критических пристрастиях, я бы повторила сказанное Иосифом Бродским на вопрос Томаса Венловы о том, какие традиции русской поэзии признаются им, а какие нет: «Я вообще ценю все традиции русской поэзии, решительно все».

Александр Шимловский , лауреат первой премии «Писатель года»:

- 20 марта празднуется Международный день счастья. С самого утра ничто не предвещало. В весьма скептическом настроении я ехал в плотном потоке машин, с напряжением гадая, где припарковаться. И когда навигатор пустил меня по второму кругу, я понял– не мой это день. И вот началась торжественная церемония вручения национальных литературных премий. Объявлена презентация книги Иосифа Гальперина. Порадовался, приятно за коллегу. Пошла череда награждений. Лауреатов все вызывают и награждают. Подошли к главной номинации «Писатель года», объявили лауреата третьей премии… Думаю: «Небось мое место было. Вторую вряд ли дадут. Точно, не присудили. Надо бы сходить машину прогреть. Ладно, погожу до конца, чтоб не беспокоить при выходе». И вдруг слышу: «Александр Шимловский!» «Может ошибка… случайность?» Повторяют. Встаю. Иду. Небо в алмазах: «Да, ребята, сегодня - точно день счастья!» Уже по дороге домой на ум приходит изречение: «Ни один победитель не верит в случайность»… И вправду, как тут поверишь?

Александр Демидов , лауреат первой премии в номинации «Лирика»:

- Очень рад получить премию «Поэта Года» в номинации «Лирика»! Мне приятно, что и Оргкомитет, и уважаемое профессиональное жюри так высоко оценило мое творчество. Это дает мне желание и силы творить и жить дальше в нашем сумасшедшем мире, в котором поэзия помогает разговаривать на языке вселенной и космоса!

Андрей Васильев , лауреат первой премии в номинации «Песни»:

- Получить престижную премию было очень приятно, и в некоторой степени неожиданно. Я в детстве закончил музыкальную школу, бардовской песней увлекаюсь со студенчества и имею ряд престижных наград на этом поприще. Вместе с тем по профессии я химик, то есть не являюсь литератором, и мое образование не гуманитарное. По этой причине для меня участие в литературных конкурсах всегда стресс. И только благодаря появлению номинации «Песни» я рискнул попытать удачи. Данный конкурс во многом необычный, поскольку оцениваются исключительно песенные тексты в отрыве от музыки и исполнения (в традиционных бардовских конкурсах оценивают по совокупности, что иногда оставляет за бортом хороших авторов). Теперь же, будучи победителем текстов, могу сказать критикам: пожалуйста, пишите на мои слова свою музыку и сами пойте, если что не так! Итоги премии объявили 20 марта. Это был день моего рождения и день рождения Александра Городницкого, одного из ведущих российских бардов и члена Большого жюри. Очень хотелось получить награду из его рук. Впрочем, поздравление композитора Александра Журбина было не менее значимо, так как я пою его чудесную песню на стихи Булата Окуджавы.

Сергей Бушов , лауреат первой премии «Писатель года» в номинации «Фантастика»:

- Премия в номинации «Фантастика» была для меня полной неожиданностью. Я участвовал в этом году в пяти номинациях, и мне сообщили только, что я вышел в финал, и я не понял, в какой номинации. Поэтому, когда объявили мое имя, очень растерялся. Сунул все вещи жене, уронил крышку от фотоаппарата на пол и на подгибающихся ногах пошел на сцену. Уже потом ощутил радость, восторг и желание снова писать. Дело в том, что у меня из-за занятий театром случился вынужденный перерыв в несколько месяцев. Сейчас очень хочется продолжить, тем более что есть много хороших идей.

Что касается премии, очень хотелось бы поблагодарить организаторов. Нужное и важное дело - поддерживать творческих людей. По сути, все мы больны такой тяжелой неизлечимой болезнью, и никто, кроме сайтов Проза.ру и Стихи.ру, нам не помогает с ней жить. А здесь, на этих сайтах, очень доброжелательная атмосфера и дух свободы. Самые разные люди, с разными взглядами и разным уровнем писательских способностей пишут свободно о том, что думают, не боятся высказывать свое мнение. По сути, здесь нет никакой цензуры, и за это тоже огромное спасибо, ведь возможность говорить открыто в наше время дорогого стоит.

Ирина Ракша , лауреат первой премии «Писатель года» в номинации «Мемуары»:

- В литературе я уже много лет, даже много десятилетий. Они, эти десятилетия, были разными. Насыщенными и менее, и более. Порой я ленилась, отвлекалась от прозы, книг выходило меньше. Зато вслед приходили годы обильные. Только одна моя роман-газета в 80-х дала тираж в 3 миллиона экземпляров. Красовалась в любой библиотеке страны. Однако в лихие 90-е рухнуло все. И родная страна, и сами издательства перестали существовать. И у меня, писателя, осталось только одно - лист белой бумаги и черная баранка моего жигуленка… И так продолжалось бы долго. Но Бог послал чудо. С появлением интернета в начале двухтысячных появилось такое короткое название Проза.ру. Сперва я ему не придала значения. А оказалось… Это короткое слово-творение, сочетание - Проза.ру, так много в себе воплотило. Оно заключило в себе возможности стольких свобод и гармоний, стольких проявлений самых разных творческих душ, с их чаяниями, верами и надеждами, что просто диву даешься. И понимаешь - да будь благословенны создатели этого проекта. Быть может, вначале они и не предполагали, как широко разольется по земле, и нашей, российской и далее, далее, эта святая возможность отдохновения, свободного выражения собственных чувств и мыслей, которыми можно делиться со всеми даже не тысячным тиражом, а бесконечным. От сердца к сердцу. Каждого - каждому. Минуя границы и вехи. А мне, писателю со стажем, участвовать в этом мощном проекте, писать для него стало и гордо, и радостно. Но еще и очень ответственно. Ведь ты без посредников, без редакторов и цензуры, как на ладони отдаешь свою душу читателю. И остаешься с ним один на один в пространстве всей нашей планеты. Такой большой и прекрасной. Но в то же время такой ранимой и маленькой. И эта ответственность за свое Слово в проекте особенно велика.

Как известно, человек начинается с благодарности. А потому всем нам, и финалистам, и лауреатам, и вообще всем авторам Прозы.ру надо поблагодарить организаторов за этот (на мой взгляд) бессмертный проект. За их благословенный прекрасный труд. И вспомнить слова Маяковского: «И стоило жить, и работать стоило!»

Спика Рейн (Светлана Рейнольдс), лауреат первой премии в номинации «Детская литература»:

- Трудно поверить, что удостоилась такой высокой награды. Бесконечно рада. Не хватает слов выразить искреннюю благодарность всем, кто создает комфортабельные условия для творчества поэтов и прозаиков с разных концов света. Это - радость, интерес, новые открытия и для читателей. Отдельное спасибо за организацию ежегодной церемонии вручения премии «Поэт года», за огромный труд и внимание, за настоящий праздник.

Диана Свердловская (Зиля Шайхутдинова), лауреат первой премии в номинации «Юмор»:

- Получить столь престижную премию почетно и ответственно. Честно говоря, не ожидала, что жюри так высоко оценит мою работу, и что я стану лучшей из лучших. Хотя, конечно, над любым своим материалом работаю очень серьезно и от души.

Мой ироничный рассказ «Ухажеры из всемирной сети» был опубликован в нескольких изданиях московского региона и не только и получил хорошие отзывы читателей. Многие просили даже написать продолжение. Я благодарна организаторам конкурса, жюри и лично поэту Владимиру Вишневскому за высокую оценку моего творчества. Если раньше я не так много уделяла внимания юмористическому жанру, то теперь победа в конкурсе «Писатель года» вдохновила меня больше работать именно в нем.

Маруся Волкова (Ольга Сахапова), лауреат первой премии «Поэт года» в номинации «Дебют»:

- Ну вот, все позади. Восхождение на сцену, награждение и спонтанное интервью лауреатов (это уже в фойе Дома правительства Москвы), Волнение - позади, косноязычие от волнения - позади... Осталось дождаться выхода книжек, которые РСП напечатает, и которые станут продавать лучшие магазины Москвы. Например, тот же «Библио-Глобус». Для меня, человека с первым техническим образованием, все это представляется фантастикой и сном. Ставшим явью 20 марта сего года, и спасибо за него Оргкомитету премии "Поэт года". Поскольку только ленивый не цитировал слова Бродского о поэзии как ускорителе сознания - не буду и я. Но теперь поздно, наше сознание, сознание соучастников этого действа, уже ускорено, и деваться нам некуда. Одинокий наш промысел и участие в подобных мероприятиях - вещи противоположные. Но, я думаю, один раз рискнуть можно, и призываю вас к этому... Будет весело и здорово, как было и у нас, участников и финалистов «Поэт года 2016». Спасибо всем!

Александр Варенников , лауреат первой премии «Писатель года» в номинации «Дебют»:

Литературные премии России вручаются за достижения в области литературы с целью поощрения литераторов, признания их заслуг и влияния, которое они оказывают на развитие литературы в целом или её отдельных направлений. Основная цель премий – выделить из множества литературных произведений действительно неповторимое и выдающееся творение.

В последнее время в России появляются все новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц.

Вашему вниманию будет представлены наиболее престижные российские премии в области литературы.

Премия Правительства Российской Федерации в области литературы и искусства

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 2005 года, премия присуждается деятелям и работникам культуры за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения литературы и искусства, получившее общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культуру России.

Премией Правительства РФ в прошедшем году отмечен роман «Ненастье» А. Иванова. Книга повествует, пожалуй, о самой больной теме в недавней истории нашей страны – о переломе в жизни общества и каждого из нас, о периоде, начавшемся с афганской войны. Но эта история не только о лихих девяностых, а прежде всего, как и полагается большому и сильному произведению искусства, эта книга - о людях: лихих и тихих, преступниках и законопослушных, бессовестных рвачах и благородных разбойниках. Но в душе каждого из них живёт ненастье: «хмарь на душе, которая горит» и ведёт к бесконечному несчастью. Все герои романа носят ненастье в себе. Для одних –  это война, намертво засевшая в душах: поэтому они продолжают воевать и «на гражданке». Для других - бесконечные попытки выжить в эпоху перемен, ради чего они идут на подлости и предательства. А для кого-то - растоптанные мечты и отсутствие выхода из постоянного ненастья на душе.

Роман дает удивительное ощущение полноты жизни и, что немаловажно, не вызывает ощущения безысходности, несмотря ни на что.
«Ненастье» - яркая, сильная и трогательная история, в которой органично уживаются энергичная маскулинность и тонкие чувства, ударный экшен и философия. Алексей Иванов создал очень необычный роман и в своём неповторимом стиле рассказал, какое несчастье может нести ненастье в душе.» (Г. Ноговицын).

Среди лауреатов премии – известный литературовед Игорь Волгин. Его книга «Персональные данные» – явление почти уникальное для нашей поэзии. Сборник был высоко оценен такими известными поэтами, как Евгений Евтушенко, Евгений Рейн, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков и многими другими совсем не последними ценителями поэзии.

Новая книга отражает три этапа творческой жизни и включает раздел «Из ранних тетрадей» (стихи 60-х годов), раздел «Разные годы» (когда Игорь Волгин из «публичной» поэзии уходит, но продолжает - для себя - писать стихи) и раздел «Поздние стихи».
«Из ранних тетрадей» составлен из стихов, написанных И. Волгиным в «донаучный» период, совсем еще юным человеком в шестидесятые годы прошлого века. Эти стихи в свое время вызвали восторг Павла Антокольского, рекомендовавшего Волгина к первой публикации в «Литературной газете». Свои ранние произведения автор в предисловии называет «наивными».

Воспряну ото сна,
откину одеяло.
Окончилась война,
а мне и дела мало!
Стихи Игоря Волгина - не рассказ о каких-то исторических событиях, но в них - самых разных, даже в любовной лирике - всегда присутствует чувство истории.
Не разжигается уголь древесный -
падает с неба дождик отвесный,
гасит костёр, заливает мангал,
жить нам мешает, как римлянам галл.
«Волгин всегда был по-пушкински прозрачен, ясен в изложении, независим от временной моды, своеобразен в отражении эпохи. А главное, ... обладал всей палитрой русского языка – от сумароковского и державинского до современного ему. Что и сформировало ни на кого не похожий стиль.» (Е. Бершин).
Свое возвращение в поэзию Волгин начинает с декларации:
Не хочу я больше быть учёным -
это званье мне не по плечу.
Ни о чём бесплотно-отвлечённом
толковать ни с кем я не хочу.
Пронзительность в его стихах достигается просто и буднично.
Они ушли в две тысячи втором.
А я живу. И ничего такого.
И мир не рухнул. И не грянул гром –
лишь Сколковом назвали Востряково.
В иронических стихах он не пересмешник, а почти философ. «Такой иронический философ-достоевсковед».
«Евгений Евтушенко прав: Игорь Волгин – один из лучших представителей шестидесятников. Я бы добавил, что и сегодня – он один из лучших. А то, что он вернулся к стихам через сорок лет не только без потери качества, а намного улучшенным – форменное чудо. Это уникальный случай.» (Е. Бершин).

Премией правительства РФ за 2016 год отмечен роман «Обитель» З. Прилепина. «Обитель», по мнению критиков, на сегодня одно из самых значительных произведений русского двадцать первого века. Писатель «влез» в историю Соловецкого монастыря, желая написать поначалу небольшую новеллу, сценарий, в результате возник роман на 750 страниц. Эта книга, если верить прилепинской легенде, с легкой руки Д. Быкова стала «последним аккордом Серебряного века».

Чем была для России ХХ века Соловецкая обитель? Это обитель зла? Или же обитель преображения? Это узилище или уникальная лаборатория по переделке человека? И что за власть царила на этом диковинном острове в двадцатые годы? Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, воспел его. Александр Солженицын заклеймил его, особо не разбираясь в деталях. По его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Так ли это?
Спустя почти сто лет писатель Захар Прилепин попытался художественно, через образную систему восприятия мира, рассказать не просто о Соловецкой обители, а на примере жизни СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), обо всем русском ХХ веке, о русском человеке. Он взялся решить почти невозможную задачу – свести вместе добро и зло. Автор искренне стремился понять, что же происходило в двадцатые годы на этом чудо-острове?
Лагеря 20-х годов - это такой «последний исход» Серебряного века. Туда попадали люди из элитарных артистических салонов, поэты, духовенство и в то же время блатные из одесской мифологии, актеры. Получилось такое странное варево. Там и начальники лагерей назначались из уникальных людей.
Как и положено большому роману, он вбирает в себя все: любовную драму и плутовской роман, документальную хронику и остросюжетный детектив, босхианскую метафоричность и набоковскую чувственную выразительность. Из этой мешанины, из этого соловецкого варева и впрямь вырастает загадочный образ России. Роман никого не оправдывает и не судит, Прилепин только показывает, как легко могут сочетаться в одной душе, на одном клочке земли ад и рай, любовь и смерть, вой и песня, бред и прозрение.
«Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел» – этими словами заканчивает Прилепин свою книгу. Обитель – это, конечно же, не только монастырь, «но и душа человеческая, которую здесь, как чернику, легко могут смять пальцами».

Русский Букер

Одна из самых престижных литературных премий современной России – «Русский Букер» – основана в 1991 году.

Она вручается за лучший современный роман прошедшего года.

В 2016 году премию получил роман «Крепость» П. Алешковского. Это произведение – исторический эпос и высокая трагедия. В нем слой за слоем вскрывается наше время. Это роман о судьбах людей и их выборе. О том, как человеку с принципами и чувством собственного достоинства очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Параллельно на страницах «Крепости» оживают события времён монгольских завоеваний и междоусобных войн. Сражения, тяжелые переходы по степям и пустыням, обретение учителей и соратников, предательства и месть погружает нас в совершенно другую эпоху. Культурные особенности, кодекс чести, этнографические описания – завораживают.

В книге много драматических историй и колоритных персонажей, захватывающее изображение археологической работы, философский спор о свободе, классический для отечественного повествования нравственный конфликт между совестью и наживой. А еще страсть, ревность, измены, месть, пожар и виртуозные картины природы.

Национальный бестселлер

Литературная премия «Национальный бестселлер» учреждена в 2000 году в Санкт-Петербурге и по праву считается сегодня одним из самых живых и игровых литературных состязаний. Учредителем Премии выступает фонд «Национальный бестселлер». По мнению ее устроителей, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, бестселлером, то есть самым покупаемым и читаемым. В 2016 году таким произведением стало «Зимняя дорога» Л. Юзефовича.

Роман «Зимняя дорога» посвящен походу Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, автор собирал материал для неё около двадцати лет. Л. Юзефович попытался взглянуть на Гражданскую войну как на национальную трагедию. Отчаянная жестокость противостояния и «дыхание космоса в застывшей тишине якутской зимней ночи», ставят человека в ситуацию, когда он оказывается один на один с собой и с окружающим миром. Поэтому «документальный роман» – возможно, единственный жанр, в котором эта ситуация может быть рассмотрена с максимальной достоверностью.

События в произведении предстают перед читателем не как застывшее полотно о прошлом, а как часть жизни тех, кто был их участником. Леонид Юзефович написал роман не о противостоянии белых и красных, а о доблести, мужестве, отчаянии и вере. «Трагичность Гражданской войны, когда прекрасные люди, которые в другое время могли быть друзьями, оказываются по разные стороны баррикад. Я просто хотел рассказать о двух благородных людях, имевших несчастье жить в такие времена, когда благородство не в чести.» (Л. Юзефович).

Большая книга

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в художественную культуру России, повысить социальную значимость современной русской литературы, привлечь к ней читательское и общественное внимание.

Премия присуждается ежегодно, начиная с 2005 г., за произведения, написанные на русском языке, и авторские переводы произведений, первоначально написанных на других языках.

Первую премию получил роман "Зимняя дорога" Л. Юзефовича.

Второй премией отмечена книга Е. Водолазкина «Авиатор». Роман «Авиатор» - это прежде всего роман о чувстве истории, о ее ускользающих атрибутах и принципиальной невозможности законсервировать и сохранить прошлое. В центре романа – начинающий художник, петербуржец из интеллигентной семьи Иннокентий Платонов. В 1932 году он попадает на Соловки по обвинению в убийстве и, доведенный до края, подвергается эксперименту – заморозке в жидком азоте. «Воскрешен» Иннокентий в Петербурге в 1999 году благодаря новейшим достижениям науки, он мало что о себе помнит и не представляет, что происходит вокруг. «Мой герой восстанавливает историю, но не ту, что состоит из могучих событий-переворотов, войн. Речь идет о том, что сопровождает "большую" историю, но исчезает безвозвратно.» (Е.Водолазкин).

Все критики, кто уже анализировал роман, отметили в качестве основной его темы вопрос преступления и неминуемого наказания. Однако в христианском контексте имеет смысл говорить не о преступлении и наказании, а о грехе, его понимании, преодолении и искуплении.
Критик Галина Юзефович признается, что хоть и не сразу вчиталась в текст, но в итоге оказалась заворожена его интеллектуальной магией и возможностью разбирать роман, как замысловатую китайскую шкатулку.

Третью премию «Большой книги» получил роман «Лестница Якова» Л. Улицкой. Эта книга вместила в себя целый век: от начала двадцатого до наших дней. Автор мастерски погружает читателей в нашу общую историю, заставляя задаваться сложными вопросами и пытаться ответить на них хотя бы самому себе. Очень необычный роман. Это такая оригинальная семейная сага, где личный архив автора сыграл не последнюю роль. Пять поколений, два континента, четыре войны, не считая «холодную», три смены власти – но все это само по себе как будто неважно. Мировая история интересует Улицкую лишь в той степени, в какой она коснулась семьи. Главная роль в повествовании отведена женщине – просто потому, что именно она приводит в мир новую жизнь, а продолжение жизни – ключевая тема романа. Жизнь продолжается, лестница продолжает куда-то вести, только возникает вопрос – куда, в чем смысл истории и человеческой жизни? Улицкая не дает ответа. Возможно, потому, что во сне патриарха Иакова лестница – это не только путь, но и связь земли и неба, человека и Бога, личности с чем-то, что ее превосходит; в контексте книги это еще и связь с природой, культурой, связь поколений и памяти. Светлая история о памяти завершается осознанием факта, что есть утраты, восполнить которые невозможно. Символической лестницей в заглавии романа автор хочет привести читателя к восстановлению памяти и единства поколений.

Литературная премия «Ясная Поляна»

Литературная премия «Ясная Поляна» – ежегодная общероссийская премия, учрежденная в 2003 г. Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics.

Она поддерживает традиции классической литературы, вспоминая авторов выдающихся произведений XX века, и отслеживает актуальные тенденции современной русской литературы, отмечая талантливых авторов. Эти две линии позволяют премии сохранять внутреннюю гармонию и взвешенность.

Премия вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в трех номинациях: «Современная классика», «XXI век», «Детство. Отрочество. Юность».

В 2015 году была введена номинация «Иностранная литература», премия вручается как автору, так и переводчику.

Современная классика

В этой номинации была отмечена премией повесть В. Маканина «Где сходилось небо с холмами». Это маленький шедевр периода восьмидесятых.
В ней автор размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности. В центре повести – жизнь Аварийного поселка и судьба его выходца – композитора Георгия Башилова. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил, и стал той почвой, которой питалось его творчество. Поселковые напевы и мотивы, благодаря профессиональной обработке Башилова, превращались в шедевры музыкального мира. Но он отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и в поселке перестали петь старинные песни, корнями, уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа. Автор показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой.

XXI век

В 2016 году лауреатом в номинации «XXI век» стал роман «С неба упали три яблока» Н. Абгарян. Представляя книгу, член жюри Алексей Варламов рассказал, что в книге много чудесного и, вместе с тем, обыденного. "Это локальная история, которая показывает человеческую жизнь с разных ракурсов. Наринэ рассказывает удивительную историю, миф, развернутый наоборот. Ее книга – это одно из таких яблок, которое должно всем достаться." (А. Варламов).

Роман разделен на три части, следуя побасенке о трех яблоках, упавших с неба. «Одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро». Книга написана на сказочный лад, а автор выступает в роли сказительницы. Оттого и герои вышли добрыми и великодушными. Это история одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных обитателей, в каждом из которых таятся настоящие «сокровища духа». Там царит настоящая идиллия, здесь лечатся травами, дают прозвища родам, живут в дружбе и согласии, вдыхают ароматы чабреца и меда. Тем не менее, автор поднимает труднейшую для понимания проблему жизни и смерти, их неразрывной связанности. Это ещё живой трепетный рассказ о людях вообще.

«Книга удивительная по чувству. Всему в ней сопереживаешь, будто всё это происходило с тобой и все кругом твои родственники. На самом деле, все люди в мире друг другу родственники. Только эту простую истину сложно усвоить. Для этого, наверное, нужны жертвы – возможно, большие жертвы.» (А. Етоев).
Как многоцветный шелковый узор, сплетает Наринэ Абгарян в своей книге судьбы человеческие и истории целых семей, и иногда золотой нитью блеснет чудо, настоящее чудо.

Повесть А. Григоренко "Потерял слепой дуду" разделила премию в номинации «XXI век». Член жюри Владислав Отрошенко подчеркнул, что "повесть Григоренко обладает пронзительностью".
В своём последнем произведении автор рассказывает притчу. В центре повествования – жизнь вымирающей деревни и печальная история глухонемого Шурика на фоне распада советской империи, когда крах большого мира перекликается с печальной судьбой отдельного человека. Григоренко показывает трагичность одинокого человека, о котором все забывают, погружаясь в собственные нужды. Автор призывает не быть равнодушными, «пусть ближний подобен свинье, от него смердит и он забыл о человеческом достоинстве». Если не проявлять заботу о таких людях, к чему придёт общество в итоге? Истинный гуманизм взывает к справедливости для всех, в том числе и для тех, кто о ней не думает. Повесть полна грустной любви к заброшенному в мир человеку
«Такие тексты - лишенные сильных, исключительных героев, рассказывающие о слишком печальном и понятном многим, - пишутся вовсе не для того, чтобы стать бестселлерами. Никто не называет их шедеврами и не стремится продать. Их легко потерять и не услышать. Тем больше их ценность - как в той самой дуде, помогающей людям не растерять друг друга.» (Надежда Сергеева).

Детство. Отрочество. Юность

В номинации "Детство. Отрочество. Юность" лауреатом стал роман М. Нефедовой "Лесник и его нимфа". Это дебют автора в художественной литературе, однако первые главы романа она написала, когда ей было всего 15 лет. По ее словам, герои «пришли» к ней еще в юности и не оставляли в покое до завершения книги. Название отсылает к романтической и античной литературе, мифу. Этот роман – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. «Подростковый возраст можно сравнить с той эпохой, которую пережили Россия и Церковь в то время», – отметил главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Движения рокеров и хиппи в восьмидесятые были нераздельно связаны с поиском веры, обретением себя. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «всё становится другим, когда соприкасается со смертью».
«Лесник и его нимфа» – эта история из тех, что читаются на одном дыхании, хотя сюжет на основе любовного треугольника он – она – смертельная болезнь далеко не нов. Очень точно передана атмосфера предперестроечной эпохи с квартирниками в прокуренных коммуналках и зависаниями на крышах, когда нельзя было купить, можно было только достать ― и кассеты с записями The Beatles, и лекарства от смертельной болезни.
Роман заканчивается неопределенностью, дальше будут 90-е с их переворотами, свободой, искушениями и массовым приходом людей в Церковь.
Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной, – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.
«Марина Нефедова, замечательный автор, написала для нас такую книжку, от которой больно. Красивую и острую книжку о тяжелом взрослении одинокой девочки... Это красивая книга о милосердии, которое само по себе целительно: для тех, кто в нем нуждается, и для тех, кто способен его излучать.» (Л. Улицкая).

84(2Рос=Рус)6

Нефедова М. Лесник и его нимфа: роман / М. Нефедова. - Москва: Никея, 2016. - 256 с.

Иностранная литература

В 2016 году в номинации «Иностранная литература» премию получила книга О. Памука «Мои странные мысли». Название романа взято из стихотворения английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта "Прелюдия" (Strangeness in my mind"). В своём новом произведении «Мои странные мысли» О Памук сделал свой родной город Стамбул не просто значимым и любимым фоном, а главным героем. Душа города воплощена в персонаже Мевлюте, старомодном неудачнике, упрямом уличном торговце, который в течение почти полувека бродит по улицам, улочкам, паркам и кладбищам. Мевлют считает, что «человек создан для того, чтобы быть счастливым, честным и открытым», а потому всегда поступает «неправильно», против выгоды, против собственных «шкурных» интересов, сообразуясь лишь с совестью. Перед читателем разворачивается весь жизненный путь Мевлюта – учёба, армия, влюблённость, женитьба и семейное счастье, потеря жены, расставание со взрослыми дочерями, одиночество и снова женитьба. Но всё это лишь внешние обстоятельства, обрамляющие беспокойную, огромную внутреннюю жизнь Мевлюта, связанную с улицами Стамбула и с торговлей бузой.
«Я не ставил перед собой задачу познакомить мир со Стамбулом. Я хотел описать перемены, которые произошли в моем городе за последние 40 лет... Я... хотел передать внутренний мир человека, который живет в эпоху глобальных перемен, одновременно пытаясь как-то свести концы с концами.» (О. Памук).
Это невероятно тонко сплетённый роман, который надо читать спокойно, медленно, смакуя каждую деталь.

На нашей выставки представлены далеко не все достойные произведения, более подробно с лауреатами литературных премий вы сможете познакомиться в ежегодных библиографических справочниках «Литературные премии и награды».

Зав. отделом абонемента Е. Климова

29 июня 1900 г. в соответствии с распоряжением Альфреда Нобеля была учреждена самая престижная и крупная премия в мире. В 2001 году Нобелевская премия отмечала 100-летний юбилей со дня первого присуждения. Присуждение Нобелевской премии – одна из высших оценок деятельности человека. Это единственная международная премия, объединяющая своим именем все гуманистические завоевания человечества, – науку, литературу, борьбу за мир и спорт (с 2001 года). За это время нобелевскими лауреатами стали 712 человек. Из них премии по литературе получили 97. Решения комитета, присуждающего нобелевскую премию по литературе, вызывают больше всего нареканий среди всех нобелевских номинаций. Достаточно сказать, что нобелевская премия по литературе никогда не была присуждена ни самой известной шведского писательнице Астрид Линдгрен, ни гению русской литературы Льву Толстому. Среди русских писателей нобелевская премия была присуждена Ивану Бунину (1933), Борису Пастернаку (1958), Михаилу Шолохову (1965), Александру Солженицыну (1970) и Иосифу Бродскому (1987). Правда, Бунину, эмигрировавшему из советской России, премия была присуждена без гражданства, Пастернаку от премии пришлось отказаться под давлением советской власти, а Бродскому премия была присуждена как гражданину США. В денежном выражении Нобелевская премия составляет 1,4 миллиона долларов и является самой весомой.

2017 год – Кадзуо Исигуро

Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро с формулировкой «за то, что в своих романах необычной эмоциональной силы открыл бездну, которая скрывается за иллюзорным чувством связанности с внешним миром». Кадзуо Исигуро родился 8 ноября 1954 года в Нагасаки в семье океанографа Сидзуо Исигуро. В 1960 году семья Исигуро эмигрировала в британский город Гилфорд. В 1974 году Кадзуо поступил в Кентский университет. В 1980 году он получил степень магистра искусств в университете Восточной Англии.
В 1982 году Исигуро получил британское гражданство. Он член Королевского общества литературы. Его произведения переведены более чем на 30 языков мира, в том числе и на русский.

Литературная карьера Кадзуо Исигуро началась в 1981 году с опубликования трёх рассказов. Первый роман, «Там, где в дымке холмы» (1982), повествует, о живущей в Англии вдове из Японии, её преследуют воспоминания о разрушении и восстановлении Нагасаки. Вторым романом был «Художник зыбкого мира», где через рассказ художника, прошедшего войну, исследуется отношение японцев ко Второй мировой войне. Этот роман стал книгой года в Великобритании.

Третий роман Исигуро, «Остаток дня» (1989), рассказывает историю пожилого английского дворецкого. Это монолог-воспоминание на фоне угасания традиций, приближающейся мировой войны и подъёма фашизма. Роман был удостоен Букеровской премии. Критики отмечали, что японец написал «один из самых английских романов XX века».
В 1995 году был опубликован наиболее сложный по стилистике роман Исигуро «Безутешные». Он наполнен многочисленными литературными и музыкальными аллюзиями.

Действие романа «Когда мы были сиротами» (2000) разворачивается в Шанхае в первой половине XX века. Это история расследования частным детективом таинственного исчезновения его родителей 20 лет назад.

Роман «Не отпускай меня» (2005) включен в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала «Тайм». Повествование ведется от лица молодой женщины о детстве в необычной школе-интернате и последующей взрослой жизни. Действие происходит в антиутопической Великобритании конца XX века, в которой люди клонируются для создания живых доноров органов для пересадки. Кэти и её друзья по интернату как раз такие доноры. Как и в других работах Исигуро, страшная правда становится ясной далеко не сразу и раскрывается постепенно, через намёки.

«Погребённый великан» (2015) - роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие - они хотят найти сына, которого не видели уже много лет.
Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении.
Но главное - о людях, о том, как все мы по большому счёту одиноки.
«Исигуро – очень целостный писатель. Он не смотрел по сторонам, а развивал свою собственную эстетическую вселенную». Постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус.

Государственная премия РФ (в области литературы и искусства)

Госпремия, учрежденная в 1992 году, стала официальной преемницей государственной премии РСФСР. Она является высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством, носит персональный характер и присуждается одному соискателю. Только в том случае, если решающая роль в достижении принадлежит нескольким лицам, она может быть присуждена коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек. Повторно Госпремия может быть присуждена лишь в исключительных случаях – при наличии новых, особо значимых результатов. Предложения о присуждении премии представляются соответствующими советами при президенте РФ на основании заключений независимых экспертов. Решение о том, кто станет лауреатом, принимает лично глава государства. Лауреат Госпремии получает денежное вознаграждение, диплом и почетный знак.

2017 год

Лауреаты Госпремии в области литературы и искусства в 2017 году:
Эдуард Артемьев , композитор, один из основоположников советской электронной музыки, автор саундтреков к таким фильмам, как «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Курьер» Карена Шахназарова. Эдуард Артемьев отмечен Государственной премией, – за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства.
Юрий Григорович , балетмейстер Государственного академического Большого театра России, – за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства.
Михаил Пиотровский , генеральный директор Государственного Эрмитажа, – а вклад в сохранение отечественного и мирового культурного наследия Госпремии удостоен
Госпремию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности в этом году получил писатель и общественный деятель Даниил Гранин .
Президент России вручил ее в виде исключения еще 3 июня в Санкт-Петербурге. При этом Путин особо отметил талант Гранина и его вклад в моральное воспитание не одного поколения граждан.
Даниил Гранин - советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны. Он начал литературную деятельность в 1940-х годах, неоднократно удостаивался за свои произведения различных наград и премий - отечественных и международных.

Национальная литературная премия “Большая книга”

Премия “Большая книга” 2016 года

Главный приз у Леонида Юзефовича за книгу «Зимняя дорога». Вторую премию получил Евгений Водолазкин за роман «Авиатор». Третью – Людмила Улицкая за роман-притчу «Лестница Якова». Специальный приз «Большой книги» за вклад в литературу получил издатель, член экспертного совета международной книжной ярмарки «non/fictio№» Борис Куприянов.

В 2016 году на конкурс было прислано 250 книг и рукописей из разных регионов России, в их числе книги авторов из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Михаил Бутов, председатель экспертного совета премии, сказал: «Было довольно трудно сделать однозначный выбор. Объем и состав списка финалистов является результатом консенсуса, иногда несколько противоречивого. Задача заключается в том, чтобы что-то выбирать и что-то отвергать. И принимали хорошее, и отвергать были вынуждены хорошее. Мы старались выбрать лучшее из лучшего. Я полагаю, что и членам Литературной академии, и читателю предстоит увлекательное чтение и глубокое размышление».

Леонид Юзефович, роман «Зимняя дорога»

Роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России – походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои романа – колчаковский генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, будущий литератор Иван Строд. Первый осенью 1922 г. с Сибирской добровольческой дружиной отплыл из Владивостока с фантастическим планом начать освобождение России от большевиков с ее восточных окраин, с побережья Охотского моря. Второй преградил ему путь в состоявшем из пяти юрт якутском селении Сасыл-Сысы. В центре книги – трагическое противостояние двух этих идеалистов, разведенных судьбой по разным лагерям, но сумевших сохранить человечность в нечеловеческих условиях войны на Крайнем Севере. Судьбы их сложились по-разному – Пепеляев отсидел 13 лет в тюрьме, а Строд был награжден орденами Красного Знамени, окончил Академию имени Фрунзе. Но жизнь для обоих закончилась одинаково - во время Большого террора их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли.

Евгений Водолазкин, роман «Авиатор»

«Авиатор» – яркое событие в литературе. Книга оценивается критиками как один самых ожидаемых русских романов 2016 г. (по версии Forbes, Meduza и др.). Отрывки именно из этой книги в прошлом году писали жители разных городов мира в рамках популярной акции «Тотальный диктант». Герой романа «Авиатор» – человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего – ни имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре – 1999 год?.. Роман написан в форме дневниковых записей главного героя. Читателю одновременно может узнать о событиях прошлого из уст очевидца и услышать оценку настоящего из уст стороннего наблюдателя. В России Евгения Водолазкина называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Произведения писателя переведены на многие иностранные языки.

Людмила Улицкая, роман «Лестница Якова»

Роман «Лестница Якова» – это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, рожденная автором из собственного прошлого, многолетней личной переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей и кропотливой работы.Яков Осецкий – интеллектуал и балагур – пишет своей жене Марусе из лагерей, а спустя годы их внучка Нора находит и читает эту переписку. Дневники, письма, телеграммы, личное дело деда, хранящееся в архиве КГБ – шаг за шагом Нора открывает для себя потрясающего деда, родного и близкого человека, с которым в реальности виделась лишь однажды, в середине пятидесятых. Жизнь самой Норы, театрального художника, тем временем идет своим чередом… Обе линии – деда и внучки – закручиваются в романе в искусную двойную спираль, формируя то ли библейскую лестницу Иакова, то ли неповторимую молекулу ДНК.

Людмила Улицкая о романе: «В 2011 году я открыла довольно объемную папку, которая хранилась у меня дома давным-давно, с тех пор, как умерла моя бабушка. В ней я обнаружила их с дедом переписку, которая длилась много лет, начиная с 1911 года… Вообще-то, после окончания книги “Зеленый шатер” я приняла решение никаких романов больше не писать. Но найденные письма заставили меня снова взяться за эту невероятно тяжелую, просто непосильную работу».

Премия “Букер”

«Букер» был учрежден в 1968 году. Изначально премия присуждалась за лучший роман, написанный на английском языке в странах, входивших в Британское содружество. Премия была создана для того, чтобы в англоязычном мире за пределами США возникла награда за литературу, сопоставимая с Гонкуровской премией или с лучшими американскими литературными призами. Очень быстро Букеровская премия набрала вес и приобрела репутацию. Претендовать на премию могут граждане Британского Содружества, а также Ирландии. В разные годы лауреатами «Букера» становились такие известные авторы, как Кингcли Эмис, Айрис Мердок, Салман Рушди, Майкл Ондатье, по роману которого «Английский пациент» был снят фильм. Букеровская премия составляет 50 тыс. фунтов стерлингов (около 80 тыс. долларов).

2016 – Пол Бейти

Американец Пол Бейти стал лауреатом британской Букеровской премии в 2016 году. Престижную награду Пол Бейти получил за роман «Распродажа» (The Sellout). Книга рассказывает о молодом афроамериканце, который хочет восстановить рабство в пригороде Лос-Анджелеса.
Социальный роман «Распродажа» жюри Букеровской премии выбрало из шести книг-претендентов, среди которых были психологический роман «Эйлин» американской писательницы Оттессы Мошфех; «Горячее молоко» Деборы Леви (Великобритания) о проблемах взаимоотношений дочери и матери; судебный роман «Его грязный план» Грэма Макрэй Бурне (Великобритания); «Не говори, что у нас ничего нет» канадки Мадлен Тиен - семейная сага, действие которой разворачивается в революционном Китае; «Все, что представляет собой человек» канадско-британского писателя Дэвида Шалая.
Начинается роман с судебного процесса, главное действующее лицо которого, как и, собственно, повествования, – отвязный чернокожий парень. Обвиняемый в возрождении рабства он воспроизводит в саркастическом монологе свою жизнь до актуального момента, предварительно затянувшись косячком.
В ожидании официального перевода книги большинство русскоязычных источников пока называют произведение дословно – «Распродажа». Однако само слово «sellout», под стать неоднозначному повествованию, предполагает варианты: от успешных сборов и разлетевшегося подчистую товара до предательства и продажности на сленге. Судя по всему, переводчиков вообще ждет непростая (но почетная, все-таки, речь о Букеровском лауреате) задача – адаптировать книгу для российского читателя, сохранив ее весьма специфическую для авторских реалий суть. Отметим, что на родине The Sellout также награжден авторитетной Премией Национального круга книжных критиков.

Новая пушкинская премия

Новая Пушкинская премия вручается в Москве 26 мая в день рождения А.С. Пушкина (по старому стилю). Учредили Новую Пушкинскую премию в 2005 году фонд Александра Жукова, Государственный музей А.С Пушкина, Государственный музей-заповедник «Михайловское». Новая Пушкинская премия вручается в двух номинациях – «За совокупный творческий вклад в отечественную культуру» и «За новаторское развитие отечественных культурных традиций».

И первым лауреатом такой премии за 2005 год стал Сергей Бочаров.

2016 год

Новая Пушкинская премия в 2016 году присуждена поэту и переводчику Виктору Куллэ «За совокупный творческий вклад в отечественную культуру».
Кроме этого, совет премии под председательством Андрея Битова принял решение особо отметить специальным дипломом «За сохранение родовой памяти» творческий коллектив авторов сборника «Сродники: мы из Заонежья» (Петрозаводск, 2015). В сборник вошли рассказы 50-ти простых людей из Заонежья, от 53 до 95 лет, которые на страницах книги вспоминают свою жизнь, используя заонежский диалект.

Премия “Русский букер”

Премия “Русский Букер” основана в 1991 г. как первая негосударственная премия в России после 1917 г. Присуждаемая ежегодно за лучший роман года на русском языке, она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Первое вручение состоялось в 1992 г. Правом выдвижения произведений на премию обладают издательства и редакции крупных литературных журналов, библиотеки и университеты, список которых ежегодно утверждается Комитетом. В 2006 году Букеровский Комитет принял решение об эксперименте, рассчитанном на дальнейшее расширение «читательского представительства» в выдвижении романов на конкурс. К участию приглашаются все библиотеки – государственные и университетские, областные и городские. Стоит отметить, что в разные годы лауреатами Букера становились Виктор Астафьев, Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Булат Окуджава, Татьяна Толстая, Владимир Сорокин, Денис Гуцко.

«Русский Букер» – 2016

«Практически все представленные на премию романы концентрируют в себе актуальные, больные вопросы современности и утверждают традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Я с самого начала очень переживала за роман «Крепость» Петра Алешковского. Это живой роман с необычным героем. Главное - здесь герой положительный, что редко случается в нашей современной литературе».

Книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923» получила грант в 750 тысяч рублей.
На торжественной церемонии жюри «Студенческого Букера» провозгласило имя своего лауреата. Победителем стал роман Ирины Богатыревой «Кадын».

В стране золотых гор, где обитают духи древних шаманов, сокрыт от людских глаз вход в Шамбалу. Правит этой страной Кадын - великая госпожа. Еще девочкой прошла она обучение у старой шаманки, в схватке с духами обрела новое имя, и ей открылись тайны устройства мира и обретения могущества. «Кадын» - книга о силе и власти, о неизбежных переменах и великом Пути, о любви и настоящей верности.

Информацию подготовила главный библиотекарь отдела комплектовани и обработки Р.В. Привалова.

ГодЛитературы.РФ подготовил список актуальных литературных премий 2016 года

Текст: ГодЛитературы.РФ

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
(вне зависимости от места проживания авторов и тематики их произведений)

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО
Старейшая независимая литературная премия современной России - впервые вручена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского альманаха «Часы». С того времени, в соответствии с меняющимися эпохами, прошла через несколько трансформаций, но сохранила в неизменности дух нонконформизма и нацеленность на новое и необычное. А также соответствующий уникальный «призовой фонд»: бутылку водки, одно яблоко и один рубль. Несмотря на это, премия пользуется неизменным уважением в профессиональном сообществе.

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ
Всероссийский поэтический конкурс «Заблудившийся трамвай» имени Н. С. Гумилева. Организован Оргкомитетом международного литературного фестиваля «Петербургские мосты» и лито «Пиитер».
В конкурсе могут принять участие все желающие независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и т. п., за исключением авторов, которые ранее уже были победителями данного конкурса.
Подборку произведений на конкурс может представить его автор, либо номинирующая организация (при согласовании с автором).
Призовой фонд 2016 года предположительно составит 60 тысяч рублей. Кроме того победитель конкурса, в случае личного участия в финальном вечере, получает памятную медаль с изображением Н. С. Гумилева. Подборки призеров и избранные произведения финалистов конкурса публикуются в журналах «Новый берег» и «Северная Аврора».
Дедлайн 2 марта 2016 года.
Сайт конкурса: www.piiter.ru/tramvai.php

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
(устанавливающие для авторов ряд ограничений)

РУССКАЯ ПРЕМИЯ
«Русская Премия» учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий. Номинироваться могут авторы, пишущие по-русски и постоянно проживающие при этом за пределами РФ. Частично ротируемое жюри вручает призы в трех номинациях — «малая проза», «большая проза» и «поэзия», а также специальный приз за сохранение русской литературы за границей. Допускается номинирование рукописей и автономинирование. Денежное наполнение первого приза в каждой номинации — 150 000 рублей. Предусмотрена издательская программа, осуществляемая в партнерстве со столичными издательствами.
Среди ее лауреатов - Бахыт Кенжеев, Борис Хазанов, Наталья Горбаневская, Юз Алешковский, Анастасия Афанасьева, Марина Палей, Андрей Иванов, Маргарита Меклина, Владимир Лорченков, Мариам Петросян, Марианна Гончарова, Дина Рубина, Андрей Поляков и другие.

Лауреаты 2015 года будут объявлены в апреле 2016 года, а пока известны только .
Сайт премии: russpremia.ru

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ПЯТИГОРСКОГО
Присуждается за лучшее философское сочинение. Учреждена в 2013 году «с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества». Особенностью премии является то, что в нее могут быть номинированы и художественные, и нехудожественные произведения, а также написанные на русском языке и переводные (в этом последнем случае она делится между автором, если он жив, и переводчиком). Правом выдвижения наделены 49 номинаторов, чьи имена опубликованы на сайте премии. Жюри назначается наблюдательным советом. Денежная часть премии — 1 млн рублей.

В 2015 году, во втором сезоне премии, призовой фонд премии удвоился до двух миллионов рублей, так как в 2014 году премия не была вручена ни одному из номинантов. В короткий список входило , а премию за лучшее философическое сочинение получила переводчица Елена Дорман .
Сайт премии: piatigorskyprize.ru


ДЕТЕКТИВ БЕЗ ГРАНИЦ — 2016
Международный литературный конкурс, организован «Мультимедийным издательством Стрельбицкого» совместно с Издательским союзом «Андронум».
На конкурс принимаются произведения, соответствующие критериям жанра «Детектив», написанные на любом языке, без ограничений.
Конкурс аполитичен и социально ответственен. Не принимаются к участию в конкурсе тексты, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия, порнографию, призывы к войне, национальной, религиозной или иной нетерпимости, а также носящие аморальный, оскорбительный характер и унижающие человеческое достоинство и т. п., а также тексты с иным содержанием, запрещенным законодательством.
Главный приз — 10 000 USD. 5 поощрительных премий по 500 USD. Произведения лауреата, призеров и номинантов издаются за счет издательства.
Сроки приема работ - до 10 сентября 2016 года.
Сайт конкурса: www.strelbooks.com/action

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА
Учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим — допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории - для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также (для художников). Главным призом конкурса является контракт с «Росмэном» на издание книги-победителя. Впрочем, редакторы порою берут в работу произведения из шорт- и лонг-листа.

КНИГУРУ
Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, организуемый Центром поддержки отечественной словесности (который проводит премию «Большая книга»). «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет.
Победитель получает 500 000 рублей, обладатели второго и третьего места — 300 000 и 200 000 рублей соответственно.

Топ-15 литературных премий, на лауреатов и номинантов которых стоит обратить свое пристальное читательское внимание. Если вы задумываетесь над тем, что почитать, загляните сюда!

1. Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия учреждена в 2005 году и является одной из самых престижных наград, присуждаемых за произведения большой формы, опубликованные на русском языке в отчетном году.
Лауреатами премии в разные годы становились Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, Владимир Маканин, Павел Басинский, Михаил Шишкин, Захар Прилепин.
В жюри премии около 100 человек, что обеспечивает независимость и широту экспертизы премии. Денежный фонд составляет 5.5 млн рублей, из них 3 млн — лауреату первой премии. Стать лауреатом этой премии — это не только привлечение читательского внимания к книге, но и увеличение покупательского спроса.

2. Нобелевская премия по литературе

С одной стороны, премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем динамита и промышленником Альфредом Нобелем, является самой престижной в мире. С другой стороны, она одна из самых спорных, критикуемых и обсуждаемых премий мира. Многие критики считают премию политизированной и необъективной. Однако, как ни крути, писатель, которому она присуждается, утром просыпается знаменитым на весь мир, а продажи его книг резко возрастают.
Русские писатели получали премию пять раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (отказавшийся от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 год – Солженицын, 1987 год – Бродский.

3. Пулитцеровская премия

Одна из наиболее почётных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, неизменно привлекающая интерес читателей всего мира.

4. Букеровская премия

По праву считается одной из самых престижных литературных премий, присуждаемых за произведение, написанное на английском языке. Салман Рушди, Ричард Флэнаган, Кадзуо Исигуро, Айрис Мёрдок, Джулиан Барнс, Кутзее, Ондатже и многие другие. Список лауреатов, начиная с 1969 года, впечатляет, некоторые из них затем становились нобелиантами по литературе.

5. Гонкуровская премия по литературе

Главная литературная премия Франции, учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, но не обязательно живущему во Франции. Премиальный фонд премии — символический, однако её присуждение приносит автору славу, признание и рост продаж его книг.

Лауреатами премии становились Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954).

6. Премия «Ясная Поляна»

Учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» при поддержки компании Samsung Electronics.

Присуждается в четырех номинациях: «Современная классика», «XXI век» — лауреатом 2015 года стала «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Детство. Отрочество. Юность» и «Иностранная литература».

7. Премия «Просветитель»

Премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке была учреждена в 2008 году основателем и Почетным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка Билайн) Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия» с целью привлечения внимание читателей к просветительскому жанру, поощрению авторов и созданию предпосылки для расширения рынка просветительской литературы в России.

8. Премия «Писатель года»

Национальная литературная премия «Писатель года» учреждена Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Лауреаты получают контракты на издания своих произведений, финансируемые Российским союзом писателей. Конкурсный отбор авторов осуществляется на литературном портале Проза.ру.

9. Национальная премия «Русский Букер»

Премия была учреждена в 1992 году по инициативе Британского совета в России в качестве русского аналога Букеровской премии и вручается за лучший роман на русском языке, опубликованный в отчетном году. Её лауреатами были Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Василий Аксенов.

10. Премия «Национальный бестселлер»

Учреждена в 2001 году. Девиз премии: “Проснуться знаменитым”. «Цель премии – вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений».
Лауреатами премии становились Леонид Юзефович, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин.

11. Премия «НОС»

Учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Главная особенность премии — открытость процесса принятия решения, а именно: жюри обязано публично аргументировать выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при участии журналистов, литераторов и культурной общественности. Кроме лауреата основной премии определяют также победителя читательского голосования.

12. Премия «КНИГУРУ»

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, на котором окончательное решение принимает жюри, состоящее из юных читателей в возрасте от 10 до 16 лет.

13. Премия «Дебют»

Независимая литературная премия для авторов, пишущих на русском языке и не старше 35 лет. Учреждена в 2000 году фондом «Поколение» Андрея Скоча. Координатор премии — писатель Ольга Славникова. Важно, что с лауреатом премии в каждой номинации заключается договор на издание его произведения.

14. Премия «Книга года»

Учреждена в 1999 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Вручается в ходе работы ММКВЯ в девяти номинациях.

15. Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина

Учреждена в 2006 году Ассоциацией писателей Урала. Премия принимает произведения для детей и подростков. Важно, чтобы произведение было написано на русском языке объемом не менее 1,5 авторских листов (60 тыс. знаков с пробелами).







2024 © mgp3.ru.