Иллюстрации к рассказу м горького детство. М


Отличная сохранность и ценное издание с карикатурными иллюстрациями. Карикатуры Кукрыниксов особенно ценятся коллекционерыми в отличной сохранности. Роман "Фома Гордеев" - одно из наиболее известных произведений Максима Горького. Главный герой унаследовал от отца солидное состояние и семейное дело. Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему. Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов, Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

  • Переплет книги: Цельноколенкоровый
  • Вес лота, кг: 1.8
  • Год издания: 1950
  • Формат размера издания: Издание крупного формата (от 205х260мм до 240х300)
  • М.Горький
  • Библиофильские особенности издания: Выгодная инвестиция в антиквариат!
  • Роскошное издание, отличный подарок: Данная книга является особенно качественным продуктом книжного оформления. Отличный переплет, иллюстрации, заставки, бумага
  • Сохранность лота: Отличная
  • Издатель, типография: Детгиз - Государственное издательство детской литературы
  • Место издания: Москва - Ленинград
  • Инвестиционный - коллекционный рейтинг по Obook.ru: 9

Б.А. Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

О бабушкином, дедушкином, зверином и о том, кого из писателей получается вообразить ребенком

21 марта 2017 Игорь Зотов

Не верится, что вы тоже были маленьким, такой вы — странный. Как будто и родились взрослым. В мыслях у вас много детского, незрелого, а — знаете вы о жизни довольно много; больше не надо, - говорил Толстой Горькому во время одной из их встреч в Крыму в 1901 году.

Будущему буревестнику революции было тогда за тридцать, Повесть "Детство" своего великого собеседника он, разумеется, уже читал, а вот своего личного "Детства" еще не написал. Горький начнет его в Италии уже всемирно знаменитым 45-летним писателем. И нет сомнений, что то был, пусть и запоздалый, но ответ Толстому - настолько непохожи две эти повести.

На эту книгу мы наткнулись случайно - в нижегородском музее Горького "Домик Каширина", в котором и начинаются описанные в повести события. Там все осталось по-прежнему, как и полтора века назад, да и пейзаж вокруг дома мало в чем изменился: неприютные и пыльные улицы и дворы. Разве что торчат кое-где современные дома да машины снуют. Тот же у забора желтый дубовый крест, который насмерть придавил самого первого приятеля маленького Алеши Пешкова - Цыганка. Конюшня, понятно, пустует, а в соседнем, тоже музейном дворе памятник юному Горькому, вдохновенному, "со взором горящим". Представить себе подобный в Ясной Поляне невозможно. Да и вообще, отчего-то сложно вообразить маленьким именно Толстого, а не Горького.


Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

Значит ли это, что Лев Николаевич ошибался в своей оценке Горького? Отнюдь.

Слава Толстого-писателя началась именно с "Детства", которое он написал молодым - чуть за двадцать - человеком. Не то чтобы его воспоминания о детских годах были свежее горьковских, нет. Дело в другом: "Детство" Толстого - повесть о том, как человек становится человеком, расписанная если не по дням, то по многим этапам этого сложного процесса. Толстого интересует прежде всего внутреннее состояние души, ее диалектика. У Горького все совершенно иначе. Его повесть - это предельно реалистичное описание быта одной нижегородской семьи, быта, по жестокой оценке самого автора, "звериного", быта, которым, по его мнению, живет вся Россия.

Толстой ловит и воспроизводит малейшие шевеления души, мельчайшие свои и чужие поступки. Именно в его "Детстве" появился тот самый поток сознания, на котором построен эпохальный "Улисс" Джеймса Джойса. Горький же сознательно ничего этого не отлавливает, ему события детской жизни интересны в качестве кусочков колоссальной мозаики под названием "русская жизнь".

Толстой подметив "звериность" в себе самом, всю оставшуюся жизнь будет изживать ее изматывающим самосовершенствованием. Горький предпочтет другой путь: исправление самой жизни, а, следовательно, и жизни других людей. И если Толстой упорно будет держаться своего пути, то Горький будет метаться от крайности к крайности, от Данко к Луке, от богоискательства к оправданию ГУЛАГА и газетному воплю если враг не сдается, его уничтожают ... Других - слишком много, да и хотят они слишком разного.


Савелий Сорин. Портрет М.Горького, 1902. США Сан-Франциско Fine Arts Museum

Я не смог отказать себе в удовольствии купить эту книжку, настолько она показалась стильной - вышло это издание "Детства" еще в 1948 году в Детгизе с иллюстрациями Бориса Дехтерева, а в 1998 году к 130-летию Горького в Нижнем ее переиздали. Тем же вечером в гостинце я начал ее читать, покуда не потускнели еще картины домика Каширина и всего города.

Тем же вечером я нашел для себя одно из объяснений горьковской раздвоенности. Разумеется, истоки всего в детстве. У Горького, пусть и описавшего его четыре десятилетия спустя, можно услышать множество отголосков детских впечатлений. Через всю книгу проходят признания мальчика в любви к бабушке, а равно настороженно-любопытное отношение к дедушке, который воспитывал по-звериному - бил смертным боем. Несколько раз Горький прибегает к прямому сравнению своих родственников, а самое любопытное из них это:

Я очень рано понял, что у деда — один бог, а у бабушки — другой. [ …]

Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской божией матери, она (бабушка - И.З .) широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала:

— Богородица преславная, подай милости твоея на грядущий день, матушка!

Кланялась до земли, разгибала спину медленно и снова шептала все горячей и умиленнее:

— Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..

Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием.

— Сердечушко мое чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое, мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!

С улыбкой в темных глазах и как будто помолодевшая, она снова крестилась медленными движениями тяжелой руки.

— Исусе Христе, сыне божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери твоея ради...

Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.

Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1956. Картинная галерея, Красноармейск

А вот и дедушкин Бог:

Дед, поучая меня, тоже говорил, что бог — существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.

Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку за жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам. Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела, как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:

— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, — даже мухи жужжат осторожнее.

Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.

— «Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся...»


Рассказывая мне о необоримой силе божией, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди и — потоплены, еще согрешили и — сожжены, разрушены города их; вот бог наказал людей голодом и мором, и всегда он — меч над землею, бич грешникам.

— Всяк, нарушающий непослушанием законы божии, наказан будет горем и погибелью! — постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.

Мне было трудно поверить в жестокость бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не пред богом, а пред ним.

Разве не напоминает это "несдающегося врага"? Слишком рано и сразу с головой погрузился Алеша Пешков в звериный русский быт, но противоядие, которое выработалось в душе у ребенка, иной раз оборачивалось у взрослого Горького врожденной, вероятно, бабушкиной жалостливостью, но часто и благоприобретенной дедушкиной жестокостью. Сам он называл себя человеком неверующим. Оба эти и многие другие качества Горький, очень большой художник, сумел воплотить на бумаге одинаково убедительно.

Кукрыниксы. М. Горький. Шарж. 1932

Повесть я дочитал, уже вернувшись в Москву. Она многое добавила впечатлениям от путешествия в Нижний, сделало их объемными, что ли, помогла сравнить две эпохи. Звериность жизни ведь никуда не делась, просто приняла за эти полтора века иные обличья. Потребность человека в изживании собственной "звериности" - тоже. Ощущение от повести получилось, кажется, сильнее, чем в школьные годы. Но все же ощущение это скорее этнографическое, в отличие от толстовского, психологического. Споря с Толстым, Горький в одной из статей проницательно отмечал:

Оригинальнейшая черта русского человека, - в каждый данный момент он искренен. Именно эта оригинальность и является, как я думаю, источником моральной сумятицы, среди которой мы привыкли жить. Вы посмотрите: ведь, нигде не занимаются так много и упорно вопросами и спорами, заботами о личном "самосовершенствовании", как занимаются этим, очевидно бесплодным, делом у нас.

Мне всегда казалось, что именно этот род занятий создает особенно густую и удушливую атмосферу лицемерия, лжи, ханжества. Особенно тяжелой и подавляющей эта атмосфера была в кружках "толстовцев", людей, которые чрезвычайно яростно занимались "самоугрызением" .

Очерк "Лев Толстой", написанный десять лет спустя после смерти Льва Николаевича, Горький вдруг завершил неожиданным признанием:

А я, не верующий в бога, смотрю на него почему-то очень осторожно, немножко боязливо, смотрю и думаю: "Этот человек — богоподобен!"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Дата проведения: 28.02.2014.

Тема урока: Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство». Тип урока: урок изучения нового материала. Класс: 7

Цели:

Образовательные – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающие – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.

Оборудование урока : фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.

Литература:

    М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968

    Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»

    Словарь литературоведческих терминов

    Учебник литературы. 7 класс

    «Литература в школе»

План урока:

    Организационный момент

    Слово учителя

    Теория литературы

    Анализ текста

    Домашнее задание

    Выставление и комментирование оценок.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.

    Слово учителя.

Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассников – можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») « Все мы родом из детства».

Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?

Ученик: Каждый из нас проходит этот период.

Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.

Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.

Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью: Детство – это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.

А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.

Для многих людей детство – это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.

А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?

Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».

Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?

Ученик: И.А.Бунин «Цифры», В.Распутин «Уроки французского».

Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»

Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.

Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.

Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.

Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.

Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.

16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.

24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».

Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?

Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.

Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής - «ложный» и греч. όνομα - «имя») - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе - Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.

На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.

Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки, Московская область) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».

М.Горький – писатель горькой участи обездоленных (Босяков).

Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».

    Теория литературы

Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?

Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.

Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты»). Трило́гия - совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.

    Анализ текста

Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?

Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).

Учитель: Кто находится рядом с главным героем?

Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.

Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?

Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.

Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?

Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.

Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.

Давайте запишем имена главных героев:

Варвара Васильевна Пешкова – мать.

Максим Савватеевич Пешков – отец.

Акулина Ивановна Каширина – бабушка.

Василий Васильевич Каширин – дедушка.

Вопросы в книге по тексту. Вывод.

Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.

      Выставление и комментирование оценок.

    Л.Толстой: “Счастливая, счастливая,
    невозвратимая пора детства! Как не
    любить, не лелеять воспоминания о
    ней? Воспоминания эти освежают,
    возвышают мою душу и служат для
    меня источником лучших наслаждений”.
    Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего
    выше, и сильнее, и здоровее, и
    полезнее впредь для жизни, как
    хорошее какое-нибудь воспоминание,
    вынесенное из детства, из
    родительского дома”.

    «Детство»

    «Детство»

    Главная тема повести говорит о
    том, что в недрах старого,
    отмирающего мира зарождается
    новое, светлое,
    жизнеутверждающее начало, и это
    новое прекрасно.

    1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с
    семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом
    деда).
    2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи
    Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного
    племени».
    3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления
    Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.
    4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных
    (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с
    «улицей»…
    8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

    Иллюстрация “Дед порет
    Алёшу”
    В центре – на скамейке
    распластанная, почти
    безжизненная фигурка
    мальчика, а над ним
    неумолимо занесённая рука
    деда с розгой, удар розги
    неотвратим, слева –
    окаменевшая от ужаса и
    страха мать Алёши. И
    никаких деталей. Светлый
    рисунок обнажает страшную
    действительность дома
    Кашириных.

    «Детство» Максима Горького –
    автобиографическая повесть. В ней
    описываются быт и жестокие нравы
    мещанской среды, в которой вынужден расти
    мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша
    сталкивается со многими людьми, и
    хорошими, и плохими. Но есть среди них
    человек, которому принадлежит особая роль.
    Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка
    всегда остается в центре его внимания,
    являясь посредником между мальчиком и
    большим миром, от нее Алеша получает
    самые ценные жизненные уроки.

    Бабушка – «круглая, большеголовая, с
    огромными глазами и смешным рыхлым
    носом…». В ее облике Алешу особенно
    притягивают глаза и улыбка. Через глаза
    бабушка «светилась изнутри… неугасимым,
    веселым и теплым светом». А когда она
    улыбалась, этот свет становился невыразимо
    приятным. От других людей бабушку
    отличала и манера разговаривать. «Она
    говорила ласково, весело, складно… как-то
    особенно выпевая слова».

    Алешина бабушка – необычный, одаренный
    человек. Большое влияние на формирование
    характера мальчика оказали ее сказки и
    истории из жизни, «тоже подобные сказке».
    «Сказки она сказывает тихо,
    таинственно…слушать ее невыразимо
    приятно…, а про деловую жизнь семьи…она
    говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то
    издали». Эти рассказы помогают Алеше не
    привыкнуть к серой будничной жизни, которая
    его окружает, и пробуждают в нем
    уверенность, что можно жить по-другому.

    Яркий характер бабушки проявляется и в том,
    как она танцует. «Бабушка не плясала, а
    словно рассказывала что-то». Для нее танец
    не просто движение тела, а наполненное
    внутренним смыслом действие. Этот танец
    интересен всем.
    Еще Акулина Ивановна искусная
    кружевница. Плести кружева она научилась в
    детстве, чтобы помочь матери зарабатывать
    на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу,
    и к Акулине стали обращаться все, кому
    требовалась «хорошая работа». Это искусство
    пригодилось бабушке в дальнейшем, когда
    дед отказался ее «кормить».

    Бабушка – самый добрый человек среди
    Кашириных. Ее отличает бескорыстная
    любовь к миру, жалость к людям,
    чуткость к чужой обиде и боли. Она всем
    старается помочь, поддержать,
    ухаживает за больными, лечит детей,
    разбирает семейные споры и ссоры.
    Точную характеристику ей дает мастер
    Григорий: «Она вроде святой, хоть и
    вино пьет, табак нюхает. Блаженная как
    бы».

    Максим Горький

    Скробот С.В.

    МОУ-СОШ № 184 «Новая школа»


    Горький Алексей Максимович 1868 - 1936

    С момента утверждения писательской славы Горького… его любили или ненавидели. Равнодушного отношения к нему не было. Л.Н.Сейфуллина. Человек . 1969.












    Основные события жизни

    «Детство»

    Смерть отца, семья Кашириных, Цыганок, смерть матери

    «В людях»

    «Мои университеты»

    Творчество


    Этапы творчества

    Назовите произведения, соответствующие данным этапам творчества:

    • 1892-1900 – раннее творчество;
    • 1900-1905 – драматургия;
    • 1905-1917 – соцреализм, романтизм, реализм;
    • 1917-1936 литературные портреты, романы, статьи.

    • Революционно-романтические произведения («Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике»).
    • Особенности раннего реализма («Коновалов», «Челкаш»).

    «Макар Чудра»

    1. Какова система рассказчиков в произведении? Почему автор обращается к этому приему?

    2. Прокомментируйте иллюстрации с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен).

    3. Как соотносится финал произведения с идеей рассказа?


    • Что такое рамка обрамления?
    • Каковы особенности композиции рассказа?
    • Прокомментируйте иллюстрации к произведению с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен) и композиции (антитеза как один из основных приемов композиции).
    • Какой бы Вы изобразили старухи Изергиль?

    • Легенда
    • Рассказ в рассказе
    • Песня
    • Система рассказчиков
    • Сюжет
    • Композиция
    • Романтизм
    • Двоемирие

    • «Пусть сильнее грянет буря».
    • «Красивые всегда смелые».
    • «Безумству храбрых поем мы славу».
    • «В жизни всегда есть место подвигу».
    • «Какое ему дело до греков, когда он поляк».
    • «Рожденный ползать летать не может».

    «Челкаш»

    1. Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

    2. Что общего на обоих изображениях и почему?

    3. Как Вы объясните понятие «босяк»?



    • Фотографии, иллюстрации, репродукции (сканирование //журнал «Литература в школе»)
    • Скробот С.В. Рабочая тетрадь по литературе. 11 класс.2005.






2024 © mgp3.ru.