Тема I. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов-медиков (2 часа). Психофизическая подготовка


Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.

Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).


Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей . Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитание это процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

нерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировка – дозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что в первом случае речь идет о состоянии и динамике антропометрических и морфологических показателей, во втором случае речь идет исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами .

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела, массе тела, «окружности» грудной клетки и головы, состоянию жировой и мышечной массы, мышечной силы и выносливости, а также мышечного тонуса, гибкости суставов, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики с расчетом индексов.

Физическая и функциональная подготовленность – тоже близкие понятия. Однако, физическая подготовленность проявляется на структурном уровне (сила и выносливость мышц, гибкость и прочность суставов и связочного аппарата, способность быстро и ловко передвигаться в пространстве); функциональная подготовленность организма проявляется возможностью различных функциональных систем обеспечить оптимальную, а при необходимости максимальную работу, перестроить, компенсировать и восстановить организм без нарушений его гомеостаза, чтобы не допускать срывов, которые впоследствии могут приводить к заболеваниям.

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе.

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием физических качеств и способностей, проявляемых в двигательных действиях, родственных избранной специальности или избранному виду спорта, способствующих лучшей подготовке организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется развитием физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих наивысшие достижения в избранном виде спорта и в избранной профессии.

Психическая подготовленность в свою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), а также самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует какое-либо сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.

В структуре специальной психической подготовленности выделяют:

· устойчивость к стрессовым ситуациям;

· степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;

· способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;

· способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и эмоциональной перегрузки.

Двигательная активность . Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществлением мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. Это и называется «общей двигательной активностью ». В реальной жизни существуют как необходимый (минимальный), так и достаточный (оптимальный) уровни общей двигательной активности человека. Минимальный уровень двигательной активности это как раз то, что, к сожалению, наблюдается у большинства наших современников-соотечественников, т. е. тех самых «практически здоровых» лиц, которые пока чувствуют себя удовлетворительно, ни на что не жалуются, но быстро утомляются и с трудом справляются с относительно небольшой физической нагрузкой. Оптимальный же уровень двигательной активности своим последействием в организме обеспечивает оптимальные показатели физического развития и физической подготовленности. Оптимальный уровень двигательной активности зависит от типа нервной деятельности, биохимических реакций в организме, количества и качества потребляемой пищи. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь нормального жизнеобеспечения организма, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Сейчас крайне важно, чтобы каждый уяснил для себя раз и навсегда, что наши современники с их автоматизацией и механизацией производственных процессов и быта никогда не смогут поднять свою двигательную активность до оптимального уровня, если не включат в нее специальную физкультурно-спортивную двигательную деятельность. Специальная физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека является лишь одним из компонентов его общей двигательной активности, но этот компонент очень важный, поскольку только он может вывести каждого конкретного индивидуума из состояния, называемого «гипокинезией». Часто путают понятия «гипокинезия» и «гиподинамия». Гипокинезия – это снижение двигательной активности, а гиподинамия – снижение мышечного напряжения и мышечной силы.

Двигательный режим это целенаправленное регламентированное распределение двигательной активности в течение суток. В двигательный режим входит утренняя гигиеническая гимнастика, бытовая физическая активность, производственный процесс с производственной гимнастикой, учебно-тренировочные или оздоровительно-физкультурные занятия и в конце дня заключительная расслабляющая гимнастика.

Спорт – специфическая область физической культуры, где в соревновательных условиях проявляются максимальные возможности и способности человека, к которым организм специально готовится путем активных усиленных тренировок. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, воспитание воли, решительности и смелости в решении различных задач, борьба за победу в условиях различных соревнований, высокая эмоциональность как соревнований, так и тренировочных занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими видами физической деятельности спорт позволяет достигать наивысшего развития физических и функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования и правильного восстановительного периода. К сожалению в погоне за золотыми медалями тренеры и спортсмены забывают об оздоровительных и этических нормах, применяя различные допинги и другие стимуляторы, которые дают временный успех, а затем длительные болезни. Это подрывает авторитет спорта. Поэтому в настоящее время физическая культура и большой спорт стали антиподами. Обязанность медиков – следить за тем, чтобы спорт приносил только пользу организму, а для этого следует строго подбирать тренировочный режим и хорошо восстанавливать организм после соревновательных нагрузок, создавая спортсменам условия для здорового образа жизни. Важнейшие из этих условий – квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленности. В спорте большое значение имеет техническая, тактическая и психофизиологическая подготовленность.

Физическое совершенство – это способность выполнять физические нагрузки в максимальном объеме и темпе, которые могут быть проявлены для данного пола и возраста. Физическое совершенство достигается в процессе постоянных тренировок в определенном режиме (с постепенным, правильным и постоянным увеличением нагрузок), позволяющем накапливать физические и функциональные резервы. Приблизительно до 25 лет человек может накапливать физические и функциональные резервы свыше своих биологических возможностей, затем он может их долгие годы поддерживать, но в конце концов биологический возраст заставит постепенно сокращать темп и объем максимальных нагрузок. (Демонстрация: примеры, графики, таблицы).

У человека существует три возраста: паспортный, биологический, который, в основном, совпадает с паспортным, и функциональный, который, как правило, не совпадает ни с паспортным, ни с биологическим. О функциональном возрасте хорошо говорят фразы: «Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине столько, на сколько она выглядит». А очень образно о функциональном возрасте сказал Андрей Вознесенский: «Мне жаль тебя, мне жаль тебя, старик, мне жаль тебя, старик двадцатилетний!» Да, можно стать функционально стариком и в молодые по паспорту годы, а можно и в 70 лет рожать детей и ставить рекорды, но для этого все годы нужно поддерживать психофизическое состояние на должном уровне.

Физическое совершенство – одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью средств физической культуры.

Организационно-административные аспекты физического воспитания в медицинских вузах . Предмет «Физическая культура» был введен в вузы в 1929 году, потому что было замечено, что у студентов ухудшается здоровье в процессе обучения в вузе. Ученые доказали, что умственная и эмоциональная нагрузка без физической нагрузки ведет к снижению функциональных и физических возможностей, что снижает резистентность к заболеваниям и приводит как к психической, так и к соматической патологии. В настоящее время информационный и эмоциональный объем нагрузок настолько велик, что значительно перегружает организм, и только физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат противодействует информационной и эмоциональной атаке на мозг.

Ученые во многих работах доказывают, что правильно организованные занятия физической культурой повышают умственную и физическую работоспособность, улучшая функциональные возможности организма. Учитывая важную роль физической культуры в оздоровлении и укреплении людей руководство страны уделяет большое внимание правильному воспитанию физической культуры во всех возрастных группах населения. Это подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г., в приказе Министерства образования Российской Федерации № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» и приказе от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 23.05.2002 № 11/9/6/5. Поэтому в Государственном образовательном стандарте предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной для каждого высшего учебного заведения без сокращения выделяемого объема часов. В медицинских вузах физическая культура является не только средством оздоровления студентов и поддержания у них физического и психического равновесия, но также предметом, который студенты должны впоследствии использовать в своей врачебной практике в качестве мощного немедикаментозного средства оздоровления. Каждый врач должен уметь назначать двигательный режим каждому своему пациенту также, как он должен назначать режим питания и режим приема лечебных процедур.

Предмет «Физическая культура» в медицинских вузах проводится согласно учебного плана каждого вуза, который должен соответствовать Госстандарту. Учитывая, что даже двух занятий в неделю не достаточно, чтобы совершенствовать физические и функциональные возможности организма, на академических занятиях студент в основном обучается тому, что и как следует выполнять. Поэтому необходимо стараться находить время для самостоятельных занятий во внеучебный период. Пропускать занятия – значит лишать себя возможности поддерживать физическую и умственную работоспособность, а затем лишать своих пациентов грамотных рекомендаций и полноценного лечения.

Занятия по физической культуре в медицинских вузах проводятся в виде лекций, методико-практических и учебно-тренировочных занятий в спортивных залах и на стадионах.

Все студенты-медики для занятий физическим воспитанием распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и ЛФК. Освобождаются студенты от занятий физическим воспитанием только на время освобождения от всех других академических занятий в вузе. Учитывая специфику образовательной направленности физического воспитания в медицинском вузе студенты-медики не могут освобождаться от предмета «Физическая культура», так как должны освоить теоретический раздел в виде лекций и методико-практический раздел, преподаваемый на практических академических занятиях, а в зависимости от физического и функционального состояния проходят либо учебно-тренировочный курс, либо лечебно-оздоровительный. Поэтому врачи, которые освобождают от занятий студентов-медиков, во-первых, выполняют не свои функции, а во-вторых, оказывают «медвежью услугу» будущим коллегам.

Студентам, пропустившим занятия, необходимо представить студенческие справки, которые заменяют больничные листы, в течение недели после возобновления занятий в вузе. Только на основании этих справок студент не отрабатывает пропущенные учебно-тренировочные занятия, любые другие справки недействительны. Однако, это не освобождает студентов от теоретического и методико-практического курса. Все пропуски учебно-тренировочных занятий без предоставления справок отрабатываются в течение месяца. Теоретический и методико-практический курсы отрабатываются в виде рефератов.

После прохождения медицинского осмотра и сдачи контрольных нормативов и контрольных упражнений студенты могут заниматься в спортивных секциях или оздоровительных группах, которые культивируются в вузе, где они обучаются. Занятия в секциях вне вуза не дают право на получение зачета. Студенты, входящие в сборные команды России по видам спорта, которые включены в Спартакиаду вузов России и чемпионаты России, проходят учебно-тренировочный курс в соответствии со своими тренировочными планами, подписанными преподавателем, ответственным за факультет, где учится данный студент.

Зачет ставится студенту, который полностью прошел теоретический, методико-практический и учебно-тренировочный или лечебно-оздоровительный курсы и на зачете показал знания и умения по пройденным курсам.

Физическое воспитаниев медицинских вузах направлена на:

– укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности;

– обеспечение разностороннего физического развития студентов;

– развитие и совершенствование специальных физических качеств, необходимых медикам в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

– привитие студентам знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, при трудовой деятельности и на отдыхе;

– подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организаторов гигиенической и производственной гимнастики.

Профессиональная направленность физической культуры в медицинских вузах заключается в том, что врач не только должен сам оздоравливаться с помощью средств физической культуры и развивать необходимые для работы физические и психофизические качества, но и постоянно в своей врачебной практике включать средства физической культуры в двигательный режим пациентов и в тактику лечения больных. Для этого необходимо не только теоретически знать, какие и когда средства физической культуры следует назначать пациенту, но и уметь правильно объяснить ему, как эти средства применять, а при необходимости показать, как правильно выполняется то или иное физическое упражнение, а также правильно направить пациента в ту или иную секцию или группу здоровья. Кроме того, врач обязан уметь правильно оценивать физическое развитие по материалам проводимых антропометрических обследований до и после занятий физическим воспитанием; проводить врачебно-педагогические наблюдения в местах занятий физкультурников; проводить медицинский контроль за занятиями оздоровительно-тренировочных секций и групп здоровья, производственной гимнастикой; осуществлять санитарно-гигиенического контроль в местах занятий физкультурой и спортом и т. д.

Физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно – физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние.

Исследованиями в лаборатории И.П. Павлова доказано, что у подопытных животных, длительно находящихся в условиях чрезмерно тяжелой экспериментальной нагрузки, могут обнаруживаться трофические расстройства и другие симптомы раннего старения. Трудная экспериментальная задача, выполняемая животными, является аналогом напряженной умственной работы студента. Вот почему в системе профилактики заболеваний и старения должно быть четкое чередование правильной организации умственного труда и физической тренировки.

Жизненно необходимые умения и навыки. В физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человек двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Формирование умений и навыков осуществляется с помощью приобретенных рефлексов [от лат. reflexus – отражение] – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить носовое дыхание, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой. К сожалению, люди очень часто дышат неправильно. Неправильное дыхание включает сложные механизмы приспособительных реакций, которые, не выдержав продолжающейся патологической нагрузки, приводят к возникновению патологии в организме. Вот почему йоги многие болезни лечат обучением людей правильному дыханию. Кроме того, с помощью правильного дыхания носом лицам, занимающимся физической культурой, представляется великолепная возможность очень точно дозировать физическую нагрузку при занятиях физическими упражнениями с тем, чтобы физическая нагрузка оставалась на уровне оздоровительного воздействия на организм, впрочем, это уже тема последующих лекций.

Профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе заключается также в том, что студенты осваивают ряд профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей – изучение различных способов передвижения, особенно таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, которые могут пригодиться при обслуживании больных на дому и оказании неотложной помощи. Кроме того, необходимо развивать профессионально-прикладные физические качества, необходимые врачу для выполнения своих профессиональных обязанностей, например, для хирургов очень важно иметь статическую силовую выносливость мышц спины и нижних конечностей, чтобы не утомляясь часами стоять за операционным столом, скоростную выносливость и быстроту верхних конечностей, чтобы быстро взять нужный инструмент и наложить нужный шов, чтобы быстро остановить кровотечение, а также быстроту реакции, волю, оперативное мышление и т. д.

Тема II. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (4 часа).

I часть (2 часа)

Основные понятия: организм человека, функцио­нальные системы организма, саморегуляция и самосо­вершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация.

Организм человека рассматривается в настоящее время как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая система, в которой постоянно происходят биохимические, биофизические, биоэнергетические и другие реакции. В вузе все это подробнее изучается на таких предметах как биофизика, биохимия, биология и физиология. Под воздействием как внешних, так и внутренних различных факторов саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система организма постоянно приспосабливается. Но чтобы приспособительные механизмы работали лучше и более слаженно, их нужно постоянно тренировать, а это уже относится к предмету физическая культура. Причем доказано, что если тренировать организм к воздействию одних факторов, то воздействие других факторов организм будет воспринимать более адекватно и спокойно. То есть тренируя себя к физическим нагрузкам, вы будете лучше переносить эмоциональные и информационные нагрузки, которых в вузе бывает предостаточно, а также холодовые и тепловые нагрузки.

Инди­видуальное развитие организма (онтогенез), представляет собой совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохи­мических преобразований, претерпеваемых от мо­мента зарождения до конца жизни. Изучение онтоге­неза и разработка теории индивидуального развития позволяет вычленять как общее, так и особенное в проявлениях возрастного развития организма. Общее позволяет создавать типовые биологиче­ские критерии нормы и патологии для каждого из этапов развития (своеобразная медико-биологическая «паспортизация» возрас­тов), что даст возможность, внося своевременную коррекцию, оптимизировать возрастное развитие путем устранения остроты критических периодов и повышать на каждом этапе полноценность его функций.

В онтогенезе организма человека в полной мере проявляется свойственное всему живому на земле диалектическое единство консерватизма наследственности (обеспечивающего устойчи­вость видовой организации) и изменчивости (под влиянием кон­кретных условий существования). Конкретное проявление зако­номерностей онтогенеза зависит от социальных и экономических условий, разнообразие которых позволяет наблюдать множество особенностей, вариантов индивидуального развития организма. Подробнее об этом изучают на предметах политология, философия, биология.

Рассматривая медицинские аспекты соотношения биологиче­ского и социального в человеке, современная наука выделяет три группы явлений. Первая – это технический прогресс, который связан с прямым влиянием социаль­ных факторов на биологические процессы человека. В на­стоящее время быстрые перелеты в разные часовые пояса и климатические условия, техногенные и космогенные катастрофы, прием химических препаратов и т. д. вызывают к жизни массу новых факторов, перед ко­торыми человек как представитель биологического вида практи­чески беззащитен. У него нет эволюционно выработанных меха­низмов защиты от воздействия факторов, с которыми раньше не встречался.

Вторая группа явлений свидетельствует о социаль­ном опосредовании некоторых биологических по своей природе процессов. Это непропорциональное изменение структур организма, приводящее в том числе и к акселерации, это неадекватная реакция организма на внешние воздействия, что приводит к аллергизации, это усиление психоневрологических реакций, что приводит к психосоматическим заболеваниям. Механизм явлений этой группы – облегчающее, тормозящее или направляющее влияние условий социальной жизни на ход естественных биоло­гических процессов. Например, механизация и автоматизация производственных и бытовых процессов. Дело дошло до того, что даже зубы стали чистить электрической щеткой. Все это приводит к мышечной атонии, а затем и дистрофии, что влечет за собой нарушения в соответствующих органах и системах. (Демонстрация слайдов или фильма).

Третья группа явлений касается, напротив, биологического содержания социальных по своей сущности и происхождению процессов: выявление психофизиологических предпосылок су­ществования и распространения таких негативных социальных явлений, как наркомания (включая пьянство и курение табака), половая распущенность и другие антисоциальные проявления.

С другой стороны, все большее значение приобретают психофизио­логические предпосылки профессиональной деятельности как основы рациональной профориентации и профилактики «срывов» высшей нервной деятельности в условиях современно­го производства. Так, труд медицинского работника характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого внимания, оперативного мышления, высокой трудоспособности, нередко в экстремальных условиях, часто требующих проявления физических качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости, а иногда и гибкости (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительная оценка врачами психоэмоционального и физического напряжения, связанного с их профессиональной деятельностью (в процентах)

(по В. К. Овчарову, 1985 г.)

Психофизическая подготовка

Психофизическая подготовка - процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально типологическим проявлениям и интересам личности.

Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.

Поистине неограниченны резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновременно.

Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.

Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной.

И тем не менее человек трудится, совершенствует производство. За счёт чего ""действуют"" все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.

Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.

Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени, развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание -- гидрологам; верховая езда -- ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы.

И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели -- заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог А.Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, - целеустремленность.

В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

1. устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

2. степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

3. способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

4. способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

5. совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

6 способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

Жизненно необходимые умения и навыки

Жизненно необходимые умения и навыки - естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания.

К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы

Овладение эффективными и экономическими способами

Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

(ходьба, передвижение на лыжах, плавание)

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацелœенная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности - к профессиональному труду.

Основное назначение ППФП- направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка со­здает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. По этой причине ОФП служит основой ППФП.

Трудовую активность человека определяет уровень таких психофизических качеств, как сила, выносливость, быстрота͵ координация движений, устойчивость внимания, быстрота мышления и др. Все эти качества тренируемы. Οʜᴎ же совершенствуются и в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Благодаря такому сходству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов. Для подбора средств ППФП требуется точное описание профессии - профессиограмма. Это определяет содержание ППФП. В профессиограмме указываются условия и характер труда, эмоционально-психическая нагрузка, утомление, режим труда, динамика работоспособности и специфика профзаболеваний.

Условия труда конкретизируются (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе).

Характер труда определяется долей умственной и физической нагрузки. Отсюда и виды труда: физический, умственный, смешанный.

Для измерения объёма и мощности выполняемой физической нагрузки применяются количественные показатели: масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время. Более точные способы измерения - по частоте сердечных сокращений или суммарному пульсовому показателю, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы. Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Условно он делится на легкий, тяжелый, средней тяжести.

Эмоционально-психическая нагрузка определяется по из­мерениям частоты сердечных сокращений, расходу энергии за единицу времени и некоторым другим косвенным показателям. Эмоциональная нагрузка может зависеть от служебных функций.

Утомление по характеру бывает физическое, нервное, общее, отдельных мышечных групп - руки, ноги, спины и т. д. устают также глаза или голова. Важно определить, какое утомление присуще данной профессии. Указать его нарастание на фоне трудовой деятельности.

Режим труда моделируется по схеме: его начало, окончание, наличие перерывов в работе.

Динамика работоспособности специалистов - определяющий фактор содержания ППФП. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, крайне важно знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого составляется «кривая работоспособности» на основе фиксированных измерений технико-экономических и психофизиологических показателœей. Через определœенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т. п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. Кривая работо­способности определяется и для одного рабочего дня, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она служит началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и режиме труда и отдыха.

Специфика профессиональных заболеваний обязательно учитывается в ППФП, так как у каждой специальности имеются предрасположенности к различным заболеваниям, присущих только данной профессии.

К дополнительным факторам относятся географо-климатические условия региона, где предстоит работать, и ин­дивидуальные особенности специалиста. Физическая и специальная подготовленность оказывают влияние на работоспособность в различных географо-климатических условиях. Успешность обучения и подготовка человека к профессиональной деятельности зависит от его способностей. Способности в процессе воспитания изменяются. Совершенствовать способности крайне важно с учетом индивидуальных особенностей человека (пол, состояние здоровья), типичных профессиональных заболеваний, национальных традиций в регионе обучения, места будущей работы.

Учитываются и возрастные изменения реакции организма на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Изучение данных факторов позволяет выявить объем и перечень прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность в профессиональной деятельности.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

1. прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

2. прикладные виды спорта (их целостное применение);

3. оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

4. вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Взаимодействие всœех жизненно важных систем организма лучше всœего проявляется через выносливость. Основа выносливости - хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая координирует работу физиологических систем, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие. По этой причине при подборе отдельных прикладных упражнений уделяется особое внимание упражнениям «на выносливость». Уровень квалификации спортсменов (спортивные разряды и звания) накладывает отпечаток на состояние их физического развития и функциональную подготовленность.

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определœенных физических и психических качеств. В случае если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы обеспечивают продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. Специально организованные занятия помогают достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Сюда относится обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП - это различные тренажеры, специальные технические приспособления для моделирования отдельных условий и характера будущего профессионального труда. Тренажеры делятся: применяемые в занятиях по учебной дисциплинœе «Физическая культура» и профессиональные. С помощью первых закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных тренажерах отрабатываются конкретные профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях.

Оздоровительная ходьба - самый доступный вид физических упражнений. Она может быть рекомендована людям всœех возрастов, имеющим различную подготовленность и состояние здоровья. Особенно ходьба полезна людям, ведущим малоактивный образ жизни. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Путем ходьбы можно снять напряжение, успокоить нервную систему. Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличении диастолического объема сердца и венозного возврата крови к сердцу.

Ходьба как средство сохранения здоровья была внесена в медицинские трактаты уже в IV в. до н.э. Диоклес рекомендовал еще в те далекие времена совершать перед восходом солнца прогулку на 1-2 км.

Учитывая зависимость оттемпа и вида ходьбы энергозатраты при ней возрастают от 3-8 до 10-12 раз.

В состоянии покоя человек тратит в среднем 1,5 ккал/мин энергии. При ходьбе со скоростью 5-6 км/ч человек массой 54 кг тратит 4,2 ккал/мин, 72 кг - 5 ккал/мин, 90 кг - 6,1 ккал/мин. Иначе говоря, расход энергии при обычной ходьбе увеличивается не меньше чем в 3-4 раза.

Учитывая зависимость отскорости различают следующие разновидно­сти ходьбы (Д.М.Аронов, 1982):

1. медленная ходьба (скорость до 70 шаг/мин). Она в основном рекомендуется больным, выздоравливающим после инфаркта ми­окарда или страдающим выраженной стенокардией. Для здоровых людей данный темп ходьбы почти не дает тренирующего эффекта;

2. ходьба со средней скоростью в темпе 71-90 шаг/мин (3- 4 км/ч). Она в основном рекомендуется больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, тренирующий эффект для здоровых людей невысок;

3. быстрая ходьба в темпе 91-110 шаг/мин (4-5 км/ч). Она оказывает тренирующий эффект на здоровых людей;

4. очень быстрая ходьба в темпе 111-130 шаг/мин. Она оказывает очень мощное тренирующее влияние. При этом не всœе, даже здоровые, выдерживают данный темп в течение более или менее про­должительного времени.

Учитывая зависимость отскорости ходьбы и массы тела занимающегося расходуется от 200 до 400 ккал в час и более (таблица 6).

Таблица № 6 - Расход энергии в зависимости от скорости

ходьбы

(для человека весом 70 кг) (по В. Сергееву)

Тренировочный эффект ходьбы определяется учащением пульса. ЧСС в процессе ходьбы, используемой в оздоровительной физической культуре для эффективного воздействия на сердечно-сосудистую систему, должна быть в пределах 65-80% от максимальной ЧСС для каждого возраста. Определить, какой должна быть оптимальная частота пульса в процессе ходьбы, можно по таблице7.

Таблица № 7 - Частота пульса у мужчин при ходьбе (уд./мин)

Примечание. Для женщин показатели нужно увеличить на 5-7 ударов.

Нагрузки менее низкой интенсивности не вызывают необходимых положительных сдвигов в аппарате кровообращения, хотя и улучшают самочувствие и настроение. Воздействие оздоровительной ходьбы одинаково у мужчин и женщин. Оздоровительный эффект ходьбы может быть достигнут в любом возрасте, включая пожилой.

Для реализации оздоровительного воздействия ходьбы крайне важно учитывать три показателя: время ходьбы, ее скорость и рас­стояние.

На первых занятиях протяженность дистанции может составлять около 1,5 км, а в последующем она увеличивается через каждые два занятия по 300-400 м, доводя дистанцию до 4,5-5,5 км. Сначала можно ходить по ровной, а затем по пересеченной местности; начинать следует с медленного темпа, а впоследствии при отсутствии стеснения в груди, болей в области сердца, сердцебиений, головокружений и подобных симптомов переходить к среднему и быстрому темпу. Продолжительность первых занятий составляет в среднем 25 мин, в последующем она возрастает до 60 мин. Количество занятий в неделю 4-5.

Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти всœе группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота͵ спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Плавание - незаменимая корригирующая гимнастика для де­тей, молодежи и пожилых людей. Благодаря симметричности дви­жения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всœего тела, плавание служит прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.

Плавание является хорошим средством воздействия на сердеч­но-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса (в результате динамического сокращения больших групп мышц) в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведет к увеличению систолического объема крови при плавании. Облегченная работа сердца при плавании делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей.

Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе - сопротивление воды.

Оздоровительное, лечебно-тонизирующее воздействие плавания наиболее сильно тогда, когда оно технически правильно и индивидуально дозировано.

Первоначальная задача занятий оздоровительным плаванием состоит в адаптации занимающихся к непривычным условиям водной среды и обучению их движениям в воде. Занятия оздоро­вительным плаванием рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе ставится задача обучения и совершенствования определœенному способу плавания, в первую очередь брассу и кролю на груди и на спинœе. Стиль брасс - один из эффективных способов лечебно-оздоровительного плавания.

На втором этапе решается задача постепенного увеличения объема плавания в соответствии с индивидуальными возможностями с целью повышения общей выносливости и способности преодолевать безостановочно всю оздоровительную дистанцию.

Переходить к занятиям второго этапа следует тогда, когда человек может продержаться в воде 20-40 мин. В качестве оптимальной оздоровительной дистанции принято считать дистанцию от 800 до 1000 м, которую следует проплыть с учетом возраста и с доступной скоростью, не останавливаясь. У лиц старше 50 лет дистанция сокращается. Под легкой нагрузкой подразумевается такое плавание, при котором частота сердечных сокращений не превышает 120 уд./мин, под средней - до 130 уд./мин, под большой - свыше 140 уд./мин.

Учитывая зависимость отзадач оздоровительного или лечебного плавания специалистами предлагаются разные варианты методики его проведения.

Важно заметить, что для совершенствования работы сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем крайне важно включать в занятия 20-30 мин не­прерывного плавания четыре раза в неделю или более. Иначе не удастся добиться заметного улучшения состояния здоровья.

Ходьба на лыжах. Из всœех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, ᴛ.ᴇ. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.

В случае если при ходьбе, беге и езде на велосипеде вовлекаются в ра­боту преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу помимо нижних конечностей вовлекаются мышцы верхних конечностей и туловища. В связи с участием большого объема мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелœетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности укреплению мышц брюшного пресса. Вовлечение в работу большой группы мышц, четкий ритм движений, длительное пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания (увеличиваются ЖЕЛ, легочная вентиляция).

Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).

Во время ходьбы на лыжах наблюдается большой расход энер­гии в связи с включением в работу всœех мышечных групп при низкой температуре окружающей среды. За 1 ч расходуется 500- 900 ккал, величина энергетических затрат зависит от рельефа местности, погоды, состояния снежного покрова (условия скольжения), скорости передвижения, общей физической подготовленности.

Величина нагрузки, соответствующая возрасту занимающихся, приведена в таблице 8.

Таблица № 8 - Частота сердечных сокращений в зависимости от

интенсивности нагрузки у людей разного возраста

при ходьбе на лыжах

(по В. Е. Капланскому)

Возраст, Оптимальная Зона больших Максимальный
лет зона ЧСС, нагрузок ЧСС, пульс,
уд./мин уд./мин уд./мин

Лыжные прогулки с оздоровительной целью следует начинать с 5-8 км, увеличивая постепенно дистанцию до 10-25 км. Скорость при этом возрастает с 4 до 5-6 км/ч. Продолжительность первых прогулок 30-60 мин, постепенно время прогулок увеличивается до 4 ч и более.

СПИСОК Литературы

1. Аткинсон Мэри. Самомассаж. Ваше здоровье в ваших руках. Полная энциклопедия. Советы профессионала. Пер. с англ. – М., 2006.

1. Бирюков А.А. Самомассаж для всœей семьи. Приложение к журналу «Физкультура и спорт». – М., 2002.

2. Васичкин В.И. Все о массаже.– М., 2003.

3. Васичкин В.И., Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Ростов н/Д, 2006.

4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007.

5. Гольдин Э.А., Мойсюк Л.М., Закидышева Ю.Э. Самомассаж. Здоровье и хорошее самочувствие своими руками. – М., 2005.

6. Грачёв О.К. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010.

8. Кермани К. Аутогенная тренировка. – М. : Эксмо, 2005.

9. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М. : Попурри, 2002.

10. Сайганова Е.Г., Дудов В.А. Физическая культура: Самостоятельная работа: учеб. пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М. : РАГС, 2010.

11. Сайганова Е.Г., Дудов В.А. Физическая культура: учеб. пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М. : РАГС, 2010.

12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 8-е изд.стер. и доп. М. : Академия, 2010.

Учебное издание

Шокина Ирина Николаевна

Ганюшкина Мария Сергеевна

Ханжина Юлия Викторовна

Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей человека. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни.

Важнейший элемент школьной физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоление препятствий, выполнение двигательных действий.

Вместе с развитием физических качеств совершенствуют и двигательные навыки. Большую часть умений и навыков, так же как и качеств, мы приобретаем в детстве. Поэтому очень важно помогать ребёнку, когда он учится двигаться. Делать это нужно не навязчиво, оказывая содействие и в тоже время, не мешая самостоятельному овладению движениями.

Наши возможности в освоении новых движений также тесно связаны с предшествующим двигательным опытом, потому что в них встречаются известные или похожие элементы, ранее освоенная взаимосвязь с ними и знакомые мышечные ощущения. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей. Поэтому одна из главных задач, особенно на стадии начального обучения, - увеличение запаса правильно выполняемых простых упражнений, прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которые будут использованы во время самостоятельных занятий. Это общеразвивающие упражнения, они входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств; навыки ходьбы и бега; навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами; навыки и умения ходьбы на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приёмов спортивных различных игр и др. Необходимо также овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, контроля и самоконтроля, умениями организации условий занятий, выбора необходимых упражнений, их планирование.

Нет необходимости доказывать, что овладение этим достаточно большим кругом перечисленных навыков и умений даёт возможность учащимся грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями. Вместе с тем овладеть ими учащиеся смогут лишь при постепенном и планомерном обучении. Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Третий этап – совершенствование двигательного действия, для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще может не быть – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися у которых, не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

На каждом уроке в начальных классах рекомендую выделять до 15 минут на целенаправленное развитие физических качеств, которое осуществляется в конце основной части урока. Физическую подготовку я начинаю с развития координационных способностей, гибкости или быстроты, затем перехожу к развитию скоростной силы, силы и заканчиваю упражнениями на развитие выносливости.

Проводя занятия в средних классах, я помню, что основа серьёзной школы движений – огромное число повторений. Начиная с пятого класса, в программу включены спортивные игры, лёгкая атлетика, гимнастика. Здесь совершенствуя навыки, ставлю более сложные задачи, которые решаю с помощью многократного повторения специальных подготовительных упражнений, целенаправленно и часто изменяя отдельные параметры движения или их сочетания, условия выполнения этих упражнений постепенное повышение объёма и интенсивности физической нагрузки. В этих целях применяю разнообразные методические приёмы: вариативные упражнения, игровые и соревновательные. Такими методами достигается разностороннее развитие двигательных способностей и обеспечивается связь развития способностей с углубленным техническим совершенствованием.

Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, отмечаются большей организованностью, целенаправленностью. Поэтому на занятиях с ними шире применяю специализированные средства, методы и методические приёмы: наглядные пособия, схемы, модели, раскрывающие особенности биомеханики движения.

В работе со старшеклассниками использую все способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. Вместе с тем в этих классах значительно шире использую метод индивидуальных заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учётом типа телосложения, склонностей физической и технико-тактической подготовленности. Прохождение учебного материала осуществляю в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков, определяю объем учебного материала на каждый урок, учитываю этап обучения двигательному действию. Направленное развитие двигательных навыков определяется материалом программ, которые осваиваются на занятии. Например, при совершенствовании прыжка в длину или высоту с разбега даю для выполнения упражнения по развитию скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Эти двигательные способности нужны при энергичном отталкивании, в полёте при переходе через планку и для согласования отдельных движений в целостное двигательное действие. Для многих гимнастических упражнений (висов, упоров) важен высокий уровень развития силовых и координационных способностей. Выполнение большинства двигательных действий спортивных игр связано с комплексным проявлением всевозможных кондиционных и координационных способностей. Поэтому подбираю такие упражнения для развития соответствующих двигательных способностей, которые связаны с техническими деталями осваиваемого двигательного действия.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер.

Контроль над физической подготовленностью детей и изучение динамики двигательных способностей за каждый год обучения дают возможность изучить групповые различия двигательной подготовленности учащихся, а также оценить эффективность учебного процесса по физическому воспитанию и сделать рекомендации по совершенствованию двигательной подготовки учащихся.

Основой обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала. Возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся позволяет ученику почувствовать себя таким как все. Основной задачей становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Основное правило, которым нельзя пренебрегать в работе над повышением уровня физической подготовки, формулируется так: развивая отстающие двигательные качества, необходимо не забывать о работе над ведущими.

Список литературы.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания:– М.: Просвещение, 1978.
  2. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965.
  3. Демле С.А. Педагогический контроль за успеваемостью по физической культуре и физической подготовленностью: Автореф.дисс… канд.пед.наук. – М., 1986.
  4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 2009.
  5. Красильникова Н.В. Оценка деятельности младших школьников // Физическая культура в школе – 2008 - №4.
  6. Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей. М. Спорт. 1993г.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Физкультура и спорт


Введение.

    История плавания.

    Оздоровительное значение плавания.

    Прикладное значение плавания.

    Общая характеристика отдельных техник плавания.

Брасс.

Кроль на груди.

Кроль на спине.

Баттерфляй.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать - средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых - и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.

Автор данного реферата на досуге из многочисленных видов спорта предпочитает плавание. В связи с этим при работе над данным рефератом автором была поставлена цель увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.

Частными задачами на пути достижения указанной цели является:

    Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта;

    Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания;

    Общая характеристика отдельных техник плавания.

    История плавания.

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ли-вийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четы-ре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомо-гательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-стар-шего (124-79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.

В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были перво-открывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плава-ния, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей им-ператорские школы плавания. Сам 17-летний импе-ратор Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Великий преобразователь Российского государства Петр Пер-вый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повеле-вал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблест-ных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итога-ми боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Симво-лично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблю-дали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в не-доумение. И вот почему.

Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вер-тикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо приклад-ное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положе-ния плавая стоя. Был еще один вид состязаний - дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями - офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инст-рукция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира - опре-делить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовыва-лись специальные подразделения.

Известный специалист в области плавания, кандидат педаго-гических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее.

“Для поощрения в плавании учреждаются состязания на при-зы, которые должны проводиться летом, до наступления утрен-них холодов в присутствии начальников саперных бригад. К со-стязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, при-надлежащие к разряду отличных”.

“Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой;

Если он может плыть стоя, держась над водой по грудь;

Если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 ар-шин) (1 аршин = 71,12 см);

Если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре);

Если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег;

Если затем, плывя по течению, он приведет к берегу дере-вянное тело весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)”.

Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими поль-зуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.

Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблю-дением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на бе-регу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.

Начиная с лета 1829 года состязания по плаванию в таких бассейнах проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание, плавательная подготовка нашли широкое применение в боевой подготовке русских войск.

Как видите, внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же, Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнажен-ными телами.

И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восем-надцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровитель-ных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эл-линского (греческого) культа красоты и здоровья. Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.

Из поколения в поколение передовые люди Европы - снача-ла французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494-1553), затем английский философ-мате-риалист Джордж Локк (1632-1704) и, наконец, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) - последовательно разби-вали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.

И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).

Приоритет законодателей плавательной моды можно пол-ностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация плов-цов - Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.

Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плава-нию. Это стало отправной точкой, появились спортивные органи-зации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Между-народный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревно-ваний. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.

Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассей-нах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем ма-рафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к бере-гам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафон-ского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.

Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала резуль-тат 12 часов 30 минут.

Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние - почти в 60 километров.

Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из ба-кинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.

Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?







2024 © mgp3.ru.