Роль библиотек в современном обществе. Мифы о роли библиотек в современном российском обществе


Университет начинается с библиотеки

Е А МАТВЕЕВА РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕЕ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФОНДЫ БИБЛИОТЕК СТРАНЫ НЕ ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ ИНФОРМАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА. ИХ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, СОХРАННОСТЬ И ПОПОЛНЕНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА.

Омский государственный технический университет

УДК 021.13.3:008

Современный мир развивается с быстротой, ранее не ведомой человечеству, а вместе с ним не менее стремительно меняется человеческое общество, а следовательно, в какой-то мере и сам человек. Сегодня во все сферы деятельности прочно вошел термин "глобализация". И практически в то же время на первый план вышло другое, казалось бы, противоположное ему понятие - "национальная безопасность". Эти два термина своей противоречивостью ясно показывают, что человечество осознает невозможность своего дальнейшего развития без объединения знаний, ресурсов, накопленного опыта, но вместе с тем каждая нация боится потерять свою индивидуальность и присущие только ей национальные особенности, свою самобытность. Эта противоречивость отражается, конечно же, в государственной политике, а также влияет на развитие различных социальных институтов общества. Стремление к новому и вместе с тем бережное хранение накопленного за века культурного богатства присущи и такому институту общества, как библиотека.

Она органически входит во все области и все этапы человеческой жизни - детство, школу, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна, общедоступна. Она бережно собирает, хранит и предоставляет произведения письменности, аудиовизуальные и электронные материалы миллионам читателей. Это своего рода информационная модель национальной культуры каждого народа.

"В ходе развития библиотеки как института, обслуживающего потребности общества, создаются и запечатлеваются достижения, знания и технические возможности определенного времени, особенности регионов, культурные традиции сообщества.... Библиотеки - памятники культуры, которые несут в себе, как и объекты культурного наследия, информационный потенциал для последующих поколений, ресурсный потенциал для общественного использования в настоящем и средообразующий потенциал, определяющий параметры сложившейся в регионе соответствующей социокультурной среды" . Именно поэтому столь близка этому институту "национализирующая миссия", ее особая роль в сохранении и поддержании национальных ценностей".

Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций в последнее время вышли на первый план и стали ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. За последнее десятилетие в нашей стране очень часто звучали слова о национальной культуре, о правах наций на самоопределение. И вместе с тем очень мало было сделано для того, чтобы слова превратились в конкретные дела. Хотя проблема национальной культуры, ее сохранения действительно важна.

"Национальная культура - это культура народа, живущего в условиях цивилизации, осознающего себя частью этой цивилизации наряду с другими народами. Она не просто воспроизводит этнокультурные особенности данного народа, но служит условием его жизни в общециви-лизационном пространстве, объединяющем его с близкими ему "по духу" народами. Народ, не способный к такой жизни, не может быть нацией.

Посредством национальной культуры народ обретает способность общаться с другими народами, входящими с ним в единое цивилизационное пространство, сохраняя при этом свою самобытность и неповторимость. В равной мере национальная культура есть разговор становящейся цивилизации с народами, которые она вовлекает в свою орбиту" .

Поэтому, "если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, художественной традиции" . Библиотека в этом случае является как бы формой генерации культурного фонда нации, ее документальным ядром.

Судьба библиотек в течение многовековой истории развития нашей цивилизации всегда была прямо связана с судьбой письменности. "Из трех существующих типов культуры - этнической (или народной), письменной и массовой, письменная культура - это единственное условие, единственная форма существования нации. Нация складывается, прежде всего, через приобщение людей к письменной культуре, к письменной традиции" . И вряд ли стоит доказывать, что в процессе предоставления источников письменной культуры библиотека занимает первое место, ее не сможет заменить какое-либо другое учреждение или информационное пространство.

В современной библиотеке удачно сочетается обслуживание пользователей с различными навыками информационной культуры. В ее стенах читатель может полистать книги, вышедшие в прошлом году, и познакомиться с документами, срок хранения которых насчитывает уже несколько сотен лет. А в соседнем отделе ему предоставят возможность поискать нужную информацию в Интернете, поработать с CD-ROM. Но несмотря на все новые технологии, вошедшие в повседневную работу, библиотека необходима обществу, прежде всего, как институт, предоставляющий документы в традиционном виде. "Это особенно важно, учитывая, что для большинства населения даже развитых стран, не говоря уже о бедных и отсталых, Интернет недоступен ввиду отсутствия во многих населенных пунктах соответствующих технических средств. В будущем мультимедийные ресурсы и их использование будут связаны со сложными специ-

алиэированными средствами и программным обеспечением, в результате чего реальный доступ к информации будет осуществляться через ограниченное число рабочих станций" .

Среди библиотек самыми богатыми книжными собраниями располагают, конечно же, национальное библиотеки. И именно они несут наибольшую ответственность за сохранение национальной культуры. "Представляется, что особый общественный статус и непреходящее значение национальной библиотеки обусловлены уникальными возможностями и ролью печатного (рукописного в прошлом или электронного в будущем) слова, ролью книги (используем этот термин в обобщенном, собирательном смысле). Ведь в конечном итоге в книге отображается все, что происходило и происходит в жизни. В ней запечатлены все материальные памятники истории, политические события, научные достижения, все духовные искания. Библиотека же, где документы - книги, рукописи, журналы, газеты, брошюры, плакаты, карты, ноты, открытки и др. хранятся веками, становится своеобразным зеркалом жизни общества, его исторической памятью. Она - образ мира материального и духовного. Национальной библиотекой создается, прежде всего, образ Отечества во всей его многогранности - в чертах благородных и обыденных, прекрасных и трагических, полных достоинства или смятения.

Даже в случае непредвиденных катастроф, это - одна из гарантий возрождения общества. Вспомним слова академика Д.С. Лихачева, который часто повторял: "Что бы ни случилось в мире, какими бы не были страшными культурные потери - духовное и материальное возрождение возможно, если сохранятся крупные библиотеки и архивы" .

Общество построено многими поколениями людей, каждое из которых вносило свой вклад в развитие знаний и формирование культуры. Все свои достижения, находки, открытия они фиксировали в форме печатных материалов. А последние, в свою очередь, кропотливо собирались в фондах библиотек. "Ликвидацию фондов, их оскудение и, следовательно, деструкцию исторической памяти действительно необходимо рассматривать как угрозу национальной безопасности. Если нет исторической памяти, народ превращается в население, в толпу. Если нет традиции - нет общих ценностей, незачем проявлять альтруизм, самоотверженность, все духовные ценности общества начинают деградировать" . Мы уже сегодня становимся свидетелями того, во что превращается человек, не получивший элементарного воспитания и образования. Недаром так много говорят о "потерянном" поколении современной молодежи.

Между тем во всем мире давно признано, что накопленные страной библиотечные, музейные, архивные фонды и есть главный показатель того культурного ресурса, который образует ее, так сказать, национальный культурный капитал. "Закрепляясь преимущественно в письменной форме, национальная культура обретает способность жить и накапливаться не столько в естественной памяти народа, сколько в искусственно созданных хранилищах -музейных коллекциях разного рода, архивах, библиотеках и пр. Реальный объем национальной культуры, если его измерять в каких-то количественных единицах, определяется именно тем, что собрано в этих хранилищах и, стало быть, доступно для дальнейшего пользования. Единица библиотечного, музейного и прочего хранения - наиболее элементарная форма учета национальной культуры, всего того, что хранится в памяти нации" .

"Директор Национальной библиотеки Франции Жан Флавье считает обязанностью библиотеки сохранение и предоставление информации из прошлого - без этого невозможно понять сегодняшний мир. По мнению директора Немецкой библиотеки Клауса-Дитера Лемана библиотека должна обеспечивать диалог культур и обмен знани-

ями: информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций" .

"Библиотекари несут ответственность за сохранение материалов о нашем прошлом и сбор информации о нашем настоящем. Они каталогизируют все эти данные таким образом, чтобы их можно было быстро и легко отыскать и сделать доступными для тех, кто в них нуждается. Они ответственны не только перед теми, кто пользуется библиотекой в настоящее время, но и перед теми, кто много веков спустя будет изучать информацию, собранную сегодня" .

Но библиотеки не ограничиваются хранением собранных в своих фондах книжных памятников. Реализация социокультурной функции национальных библиотек связана также с их обширной работой по построению достоверной информационной модели национальной культуры. "Над созданием этой модели либо ее отдельных функциональных блоков работают сегодня все национальные библиотеки России. В законченном виде она позволит, во-первых, зафиксировать исторический путь национальной документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развития национального культурного процесса как такового. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями.

Информационная модель национальной культуры - это не только инструмент фиксации определенного состояния культуры этноса, но и способ отношения к национальным историко-культурным ценностям. Обе ее ипостаси являются основными составляющими понятия "культурное возрождение".

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры остро стоят сегодня перед всеми без исключения народами Российской Федерации. Однако культурное возрождение - это не только возвращение к культурным истокам и восстановление культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. И это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед. Возрождение культуры в таком понимании - это возвращение ей способности к построению образа "будущего" в отличие от преимущественного сосредоточия на реконструкции образа "прошлого".

Конечно же, библиотеки - наша общая память, но это отнюдь не означает, что они связаны только с прошлым, они же и основа для инноваций и культурного развития. Потому что нельзя двигаться вперед, не зная старого. Социально-экономическая история ведущих стран мира показывает, что достижение высокого уровня развития должно быть основано, с одной стороны, на вовлечении в процесс управления максимально широких слоев населения, а с другой - на рациональном использовании и минимизации общих затрат природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Информация тоже является национальным ресурсом. "В определенном смысле она подобна другим видам национальных ресурсов - недрам, воде, лесам и т.п. Сохранение, развитие и рациональное использование информации является задачей государственного значения" .

Не преувеличивая, можно сказать, что сохранение фондов библиотек является основным условием для выживания национальной и мировой культуры и науки. За рубежом этот факт осознали уже давно. В Европе только за последние пять лет были оборудованы три современных здания для национальных библиотек. Да и

рядовые библиотеки маленьких городков оснащены так, что даже наши крупные городские библиотеки могут только мечтать о такой технике. Национальные библиотеки Европы играют большую роль и в исследовательских программах. "В Европейской Комиссии существует так называемая пятая рамочная программа развития научных исследований и технологий, которая начата в 2000-м и завершится в 2004 г. Достаточно большая ее часть отведена проблемам информационного общества. В ее рамках есть программа, в которую входят библиотеки, музеи, архивы. Она называется "культурное наследие и информационные ресурсы" и имеет целью предоставить более широкий доступ рядовым гражданам и профессионалам европейских стран к постоянно расширяющимся ресурсам в области культуры и информации" . В нашей же стране библиотекам по-прежнему приходится изо дня в день доказывать свою значимость и необходимость.

Всем известна фраза: "Кто владеет информацией, тот правит миром". Информация давно уже стала дорогостоящим товаром. И вместе с тем информационные ресурсы являются частью национальной культуры. "Определяя национальную культуру как культурный капитал нации, необходимо подчеркнуть его первостепенное значение по сравнению со всеми другими видами капитала - промышленного, торгового, финансового и пр. Именно от него, в первую очередь, зависят экономическое благосостояние страны и ее политическая независимость. Культурный капитал делает возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития. Нет нации до и вне этой культуры, тогда как последняя творится первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации. Можно сказать, что нация рождается, прежде всего, в университетских аудиториях и библиотечных залах, чтобы обрести затем характер политического и экономического единства. Наличие оригинальных мыслителей, писателей, художников -еще не признак сложившейся нации, но ее предпосылка. Когда плоды их деятельности усваиваются большинством населения, становятся достоянием каждого, возникает родство людей не только по происхождению и месту проживания, но и по культуре. И только такое родство создает нацию". Поэтому очень важно обеспечить равную доступность информации, то есть идей и знаний всем людям, независимо от места их проживания,

профессии, имущественного достатка. А это достигается только через широко развитую систему библиотек. Процветающие библиотеки - одна из составляющих материального и, что более важно, духовного благополучия государства.

Они представляют собой своеобразный мост из прошлого в будущее. Здесь вы найдете все, что накоплено человечеством за века своего существования, познакомитесь с новым. И здесь же готовится основа для управления информационными ресурсами будущего.

Литература

1. Антопольский А. Совместные усилия ведомств и организаций - залог сохранения информации / А. Антокольский, К. Вигурский // Библиотека. -1998. - № 2. - С. 1518.

2. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в XXI век // Библиотековедение. -1999. - №1. - С. 138-150.

3. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности II Библиотековедение. - 1999. -№2.-С. 28-47.

4. Брайен Л. Будущее библиотеки // НТБ. -1996. - №4. -С. 27-37.

5. ЗегбертМ. Программы Европейской Комиссии: Возможности участия библиотек СНГ// Библиотековедение. -2000,-№4.-С. 17-19.

6. Книга и культура мира в России: Румянцевские чтения - 2000 // Библиотековедение. - 2000. - №5. - С. 6-15.

7. Кузнецова Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур.

8. Межуев В. Национальная культура как понятие и явление// Библиотековедение. -1999. - № 2. - С. 48-59.

9. Могилевер Н. Информация тоже источник получения средств//библиотека. -1998. - №6. - С. 14-15.

10. Морозова И.В. Проест "Память России": Опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. - 2000. - №4. -С. 38-45.

11. Чурбанов В. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности // Библиотековедение. -1999.-№3. -С.36-42.

МАТВЕЕВА Елена Анатольевна, ведущий библиотекарь библиотеки ОмГТУ.

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

О роли библиотеки в жизни современного общества

Библиотека в жизни современного общества.

Гарафутдинова Ильсия Саляховна,

Зав .библиотекой гимназии №15

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека эволюционировала от хранилища знаний для немногих избранных до самого популярного и универсального источника информации.

В настоящее время ощущается заметное отставание в развитии библиотек от уровня современного общества, и поэтому в традиционном своем понимании в жизни современного общества библиотека играет все меньшую роль. Вот, например, я, даже будучи библиотекарем, не пойду за интересующей меня книгой в библиотеку: если это относительно давно выпущенная книга, то я скачаю пиратский вариант в Интернете, а если это новинка, то я просто куплю ее (и, возможно, что тоже через Интернет).

Вы можете сказать, что электронная библиотека в Интернете - это тоже в некотором роде библиотека. Но на самом деле схожесть заканчивается названием: в ней нет ни библиотекарей, ни формуляров, ни срока возврата. Да и вообще ее создают сами читатели. Это просто свободное хранилище информации, из которой ее можно получить за считанные минуты, не вставая с дивана (на котором вы будете потом и читать эту книгу).

Так что же такое библиотека в современном обществе? По-моему, в настоящее время библиотека (по крайней мере в России) приближается к функции музея. Это хранилище уже не информации (как было раньше), а книг. Это именно хранилище книг как предметов. Ценность все больше и больше представляет книга как экземпляр, как артефакт, если хотите. А информацию, которая в ней находится, вы уже практически всегда можете получить, даже не открывая ее. В современном обществе книга вообще все более и более превращается в своего рода фетиш для искушенных.

Конечно, остаются еще научные библиотеки и библиотеки в школах, но я думаю, что оцифровка научных библиотек - это вопрос времени. И уже сейчас в научных библиотеках вам практически не выдают книгу на дом, вы работаете с ней в читальном зале. Ну в точности как вам не выдают экспонаты музея! Хорошо еще, что они не спрятаны в витрины и к ним можно прикасаться, но, возможно, это тоже вопрос времени.

Процессы, происходящие в современном обществе, влияют на библиотеки и заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

В современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь не просто нужны КНИГИ, ему нужны возможности. По-настоящему современные библиотеки начали внедрять информационные технологии: создают электронные каталоги, оцифровывают книги и даже запускают Интернет-аналоги библиотеки.

Представьте себе идеальную библиотеку: вы сидите в читальном зале за компьютером. Вы можете одновременно работать с книгами в этой библиотеке и обращаться за дополнительными данными другой библиотеки по специальной межбиблиотечной сети через Интернет (Библиотеки конгресса в США, например), быстро получать эти данные, распечатывать интересующие вас фрагменты книг и делать копии.

Вот что нужно сейчас современному пользователю библиотеки, такие требования предъявляет сейчас общество к библиотекам. В свою очередь происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, что меняет всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, ставится вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим библиотекам, с другой - сама становится интерактивной, оцифровывая свои фонды и сотрудничая с другими библиотеками через интернет. Получается своего рода межбиблиотечный абонемент, только без пересылки книг и даже без непосредственного постоянного участия библиотекаря, библиотекарь лишь моделирует этот процесс.

Филиал МКОУ Новоспасской СОШ – Юнопионерская ООШ

«РОЛЬ БИБИЛИОТЕК В ОБЩЕСТВЕ»

Подготовила:

педагог библиотекарь

Потемкина Лариса Александровна.

2016-2017 уч.г.

Роль библиотек в обществе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека как социальный институт

Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая – с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

1. Библиотека как социальный институт

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где «biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением – просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития.1 Она имеет несколько аспектов:

содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института.2

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – суть функционирования библиотеки как социального института».3

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, – книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.4

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

Реализация мемориальной функции подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции. В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, «обеспечивающей создание, обработку, хранение и распространение документированных текстов общественного пользования».

Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные и знаниевые потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Организуя доступ к знаниям, необходимым для разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует росту материального благосостояния общества. Информационно-знаниевые ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека способствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий и интересов.

Организуя доступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе.5 Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Современной библиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальной работы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическим социальным институтом, библиотека ориентируется на ценности каждого ее реального и потенциального пользователя, становится транслятором этих ценностей для других индивидов, социальных групп и человечества в целом.

Современная библиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчает социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.

Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себя защищенным (предполагается, что первые два таких места – дом и работа).

Современная библиотека – институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центром общественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры».

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Ей присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки – залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института – института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов»8.

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу.

Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, – полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе – систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении преемственности мирового культурного достояния.

Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями.

Библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественная миссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.

Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная, обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность культурного развития и использование общественного культурного достояния человечества.


Роль школьной библиотеки в идеологической и
идейно-воспитательной работе


Библиотека является структурным подразделением школы.
Главной задачей библиотеки является информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования пользователей библиотеки, путем формирования библиотечного информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования
Сегодня школьной библиотеке отводится важная роль в системе идеологической и идейно-воспитательной работе.
Идейно-воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Идеологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое ;
Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
  • Культура здорового образа личности;
  • Гендерное;
  • Семейное;
  • Трудовое;
  • Профессиональное;
  • Экологическое;
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
  • Культура быта и досуга
В библиотеке оформлен тематический уголок «В помощь классному руководителю», где собрана литература по педагогике, воспитанию и внеклассной работе
Имеются календари государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, экологический календарь, профессиональный
Все это используются при выборе тематики информационных часов в школе.
Большое внимание уделяется часам информирования. Еженедельно проводится подборка литературы к часам информирования для постоянно действующей выставки «Информационный час». Материал подбирается отдельно для начальной, средней и старшей школы.
Библиотекарь должен сам постоянно знакомиться с новостями книжного рынка, а также рекомендовать для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Существуют основные критерии отбора информации:
  • актуальность
  • объективность
  • значимость
  • достоверность
  • оперативность
  • убедительность .
Материал к часам информирования, собран в папку
«Идеологическая и воспитательная работа»
Газеты и журналы Республика Беларусь.
Библиотека выписывала 28 наименований газет и журналов в 2011 г. и 25 наименований газет и журналов выписывает в 2012 г
Информация об общественно-политической жизни и текущих событиях в нашей стране отражена в картотеке статей опубликованных в периодической печати.
Картотека насчитывает более 160 рубрик:
  • Символы государства
  • Беларусь и мир
  • Республика Беларусь - суверенное правовое государство
  • Минск
  • Октябрьский район столицы
  • Детские общественные организации
  • Избирательная система Республика Беларусь
  • Верность великой победе
  • Энергосбережение
  • Экономика
  • Беларусь - страна туризма
  • Здоровый образ жизни и др.
Библиотека составляет списки литературы по идеологии и проблемам воспитания.
В библиотеке оформлено более 20 тематических папок, которые регулярно пополняются новыми материалами:
  • Про Беларусь и белорусов
  • Я - минчанин
  • Подросток и закон
  • В мире профессий
  • Мы выбираем здоровье
  • Экономия и бережливость
  • Основы православной культуры
  • Всё о ВИЧ/СПИДе
  • О нас пишут, нас печатают
  • Помним имя войны
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:
  • Беларусь - страна твоего будущего
  • Пра Беларусь і беларусаў
  • Мой родной город Минск
, которые постоянно пополняются новой литературой.
При организации книжных выставок, тематических полок, просмотров литературы используются книги, рассказывающие о государственной символики для формирования авторитета и уважения к государственным символам
Литература по правовому воспитанию учащихся представлена на выставках: «Ты о законе - закон о тебе», «Ребенок в мире прав».
Библиотека располагает достаточным количеством правовой литературы: Конституция Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека, Кодексы (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Гражданский кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), Законы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка») и другими нормативно-правовыми документами Республики Беларусь
Культура здорового образа личности
С целью пропаганды здорового образа жизни и воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам в библиотеке были оформлены книжные выставки:
  • Твое здоровье - в твоих руках
  • Здоровый я - здоровая страна
  • Скажи сигарете - НЕТ
  • СПИД. Что мы знаем о нем?
  • Будущее без наркотиков
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности:
  • Азбука городской улицы
На книжные выставки, организованные в библиотеке, обращается внимание читателей при индивидуальных посещениях библиотеки.
Библиотека имеет мультимедийные материалы:
  • О Беларуси - 34 презентации
  • О Минске - 8 презентаций
  • Об экономике - 4 презентации
  • О природе - 12 презентаций
  • О здоровом образе жизни - 136 презентаций
  • О культуре безопасной жизнедеятельности - 3 презентации
Всего более 200 наименований
Мультимедийные материалы помогают воздействовать на огромный мир чувств учащихся, формировать их убеждения и гражданскую позицию
Цитата:
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной » (Р. Эмерсон)
В дальнейшем необходимо продолжить работу по оснащению библиотеки более совершенной компьютерной техникой, с возможностью выхода в Интернет. Следует также обратить внимание на более активное приобретение литературы, так как из-за недостатка выделяемых средств на комплектование не в достаточной мере пополняется фонд литературы







2024 © mgp3.ru.