Порядок ликвидации бюджетных учреждений. Как провести упразднение структурных подразделений


Подразделение и организация расположены в одной местности

Основания для расторжения трудового договора с сотрудником по инициативе работодателя содержатся в ст. 81 Трудового кодекса РФ. Одно из них - сокращение численности или штата работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Под сокращением численности работников подразумевается уменьшение количества работников одной должности, под сокращением штата - исключение из штатного расписания одинаковых штатных единиц, что возможно, в частности, при ликвидации отдельного подразделения.

Тем не менее сама по себе формулировка «упразднить подразделение» не влечет автоматического расторжения трудового договора ни с его руководителем, ни с кем-либо из сотрудников, поскольку в приказе должно быть четко указано, какие именно должности и какое количество единиц подлежат сокращению.


Процедура расторжения трудового договора с сотрудником по ч. 2 ст. 81 ТК РФ следующая.

Принимая решение о возможном расторжении трудового договора по ч. 2 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров сообщить об этом в выборный орган соответствующей первичной проф­союзной организации (при ее наличии), то есть направить проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней с даты получения документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме (ч. 1 ст. 82 и ст. 373 ТК РФ).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации работодатель должен предупредить работников персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. До истечения этого срока с письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК РФ).

Работодатель обязан предложить работнику с учетом его состояния здоровья другую имеющуюся работу (вакантную должность или работу соответствующей квалификации либо нижеоплачиваемую работу). Работнику предлагаются все отвечающие таким требованиям вакансии, которые имеются у работодателя в данной местности, а также вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 3 ст. 81 и ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата работников предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается (ст. 179 ТК РФ):

Бесплатная юридическая консультация:


  • семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Не могут быть уволены при сокращении штата работников беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (ч. 1 ст. 261 ТК РФ), несовершеннолетние работники (ст. 269 ТК РФ).

Сокращенным работникам выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Подразделение расположено в другой местности

Трудовые договоры с работниками упраздняемого подразделения расторгаются по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Бесплатная юридическая консультация:


В данной ситуации процедура расторжения трудового договора с сотрудниками в целом аналогична изложенной выше с той лишь разницей, что работодатель не обязан предлагать работникам иные вакансии (ст. 180 ТК РФ). Кроме того, можно увольнять работников в период их временной нетрудоспособности и период пребывания в отпуске, беременных женщин, женщин, имеющих детей, одиноких матерей, лиц, воспитывающих детей без матери (ч. 6 ст. 81, ст. 261 ТК РФ).

Работник не согласен с увольнением

Если работодатель нарушил процедуру увольнения, работник вправе обжаловать увольнение как незаконное в комиссию по трудовым спорам или в суд. И не важно, что работодатель заручился согласием профсоюзной организации (ст. 352 и ч. 4 ст. 373 ТК РФ).

  • 110 ПФР начал принимать заявления на получение новой ежемесячной выплаты
  • 59 Страховые пенсии неработающих пенсионеров выросли на 3,7%
  • 47 Работающим пенсионерам хотят проиндексировать пенсии в июле 2018 года
  • 42 Максимальная рублёвая ставка продолжила снижение
  • 42 Семьи с детьми смогут сэкономить до 800 тыс. рублей при покупке квартиры
  • 36 Производственный календарь на 2018 г. для пятидневной рабочей недели
  • 35 Потребительская корзина вырастет за счёт рыбы и мяса

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС

Бесплатная юридическая консультация:


Ликвидация предприятия: стоимость, пошаговая инструкция

Наравне с процедурой регистрации существует ликвидация предприятия, стоимость которой определяется законодательством в установленных границах. Ликвидация представляет собой упразднение компании как коммерческого элемента и юридического лица и удаление сведений о нем из всех официальных реестров. Такая процедура имеет свои особенности и тонкости.

Зачем и кому это нужно?

Ликвидация предприятия - это процедура, сопряженная со сбором многочисленных документов, рассылкой десятков писем, уведомлением всех возможных служб, компаний-партнеров, закрытием счетов, уничтожением печатей и прочее. Казалось бы, кто может решить упразднить компанию, если ее закрытие связано с такими головными болями?

Опыт показывает, что ликвидация предприятия, стоимость которого ниже, чем расходы на ведение учета, является вполне целесообразной мерой. Рассмотрим такой случай: ваша фирма не осуществляет коммерческую деятельность. В соответствии с действующим законом, руководство компании обязано подавать нулевые декларации, уплачивать зарплатные налоги, если есть хоть один сотрудник, вести учет, даже не зарабатывая денег.

Для учета нужен бухгалтер или наемная фирма, которая будет подавать нулевые декларации. Стоимость услуг таких посредников составляет в среднемрублей в месяц. Нехитрые вычисления позволяют понять, что это0 рублей в год. Таким образом, даже минимальный ценовой предел заставляет тратиться не только материально, но и морально. Компании с нулевыми балансами тоже подвергаются проверкам со стороны налоговых органов и других государственных служб.

Закроем лавочку?

Итак, ликвидация имеет безусловное ценовое преимущество перед ведением бизнеса «в ноль». Что представляет собой процедура ликвидации? Как это сделать, и куда идти? Начнем с того, в каком положении ваша компания. Для разных ООО процедура ликвидации выглядит по-разному.

Бесплатная юридическая консультация:


Так, продажа ООО с долгами является оптимальным выходом для руководства компании. Официальная процедура упразднения фирмы в данном случае может затянуться на многие годы. Продажа убыточного предприятия имеет свои особенности, но оформляется намного проще, чем его ликвидация.

Если решение об упразднении принято единогласно, возникает новый вопрос: нужная ли помощь в ликвидации ООО или можно сделать это своими силами? Здесь все зависит от сложившегося положения. Но на практике компании с нулевыми балансами можно закрыть самостоятельно. Если штат сотрудников и их квалификация позволяют, услуги по ликвидации ООО от сторонних организаций не требуются.

Пошаговая инструкция по упразднению предприятий

1. Вынесение решения учредителей.

Начинается приостановление деятельности предприятия и его полное упразднение с официального оформления решения собрания учредителей. По этому вопросу составляется протокол, в котором назначается ликвидационная комиссия и ее председатель (ликвидатор). В полномочия ликвидационной комиссии и ликвидатора входит совершение всех юридически значимых действий для упразднения фирмы.

2. Подача заявления в территориальный налоговый орган.

В МИФНС по месту регистрации компании подается нотариально заверенное заявление о прекращении деятельности юридического лица. Документ составляется по форме Р15001. Образец можно найти в официальных источниках. На основании заявления ИФНС вносит соответствующие сведения в реестр. С этого момента предприятие признается находящимся в процессе ликвидации.

3. Уведомление фондов.

В соответствии с законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ юридическое лицо обязано подавать сведения об упразднении в страховые фонды. На практике налоговая служба ставит в известность ПФР и ФСС самостоятельно, но от ликвидатора требуют письменного уведомления в свободной форме. Соответствующие бумаги можно отправить по почте заказным письмом. Сделать это нужно в течение трех дней с момента принятия решения.

Бесплатная юридическая консультация:


4. Согласование исполнения обязательств с кредиторами.

Этот этап самый сложный и длительный. От него во многом зависит срок ликвидации ООО. Организация обязана составить акты сверок со всеми должниками и кредиторами, согласовать суммы, погасить все задолженности. Оплата налогов и страховых взносов тоже может считаться расчетами с кредиторами.

5. Проверка налоговым органом.

По закону, налоговые службы должны организовать выездную проверку ликвидируемого предприятия. На практике, для организаций с нулевыми балансами процедура может быть упрощенной. По результатам проверки устанавливаются:

  • наличие или отсутствие задолженностей перед кредиторами любого порядка;
  • соответствие/несоответствие документов, балансов, отчетности установленным нормам.

Если у предприятия есть незакрытые долги по деньгам или документам, в ликвидации будет отказано до устранения всех проблем.

6. Подача промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный баланс формируется после выхода срока подачи претензий от кредиторов. Этот срок публикуется в «Вестнике государственной регистрации» вместе с данными о начале ликвидации общества. Ликвидационный баланс составляется в свободной форме (обычно в такой же, как бухгалтерский) и включает:

  • перечень имущества предприятия;
  • предъявленные требования;
  • результаты рассмотрения требований.

7. Сдача окончательного баланса.

После рассмотрения и утверждения налоговым органом промежуточного ликвидационного баланса организация сдает окончательный ликвидационный баланс. С момента приема документа налоговой службой, предприятие официально становится ликвидированным. Об этом вносится соответствующая запись в реестр.

Бесплатная юридическая консультация:


Вместе с ликвидацией на компании лежат следующие обязанности:

  • закрытие расчетного счета при ликвидации ООО;
  • уничтожение печати.

Вся процедура занимает в среднем от полугода до нескольких лет. Поэтому браться за нее самостоятельно могут только люди, не обремененные другими обязанностями. Каждый этап сопряжен со своими рисками и имеет свои особенности. На практике государственные службы не заинтересованы в упразднении налогоплательщиков. Поэтому закрыть фирму намного сложнее, чем открыть ее. Если вы не уверены, что справитесь с этим самостоятельно, поручите процесс опытным юристам.

Ликвидация предприятия - просто о сложном. Что нужно чтобы закрыть ООО или ИП, что важно знать и необходимо сделать, чтобы не иметь в будущем проблем с налоговой.

Для того чтобы «без страха» покупать готовые фирмы, необходимо знать, где искать «подводные камни». О критериях оценки и нюансах составления договора купли-продажи.

Процедура закрытия ИП предельно проста. Нужно оплатить госпошлину, заполнить заявление и обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства.

Бесплатная юридическая консультация:


Продажа ООО - процедура вроде бы простая: оформляешь сделку у нотариуса и все. Но услуги этого специалиста стоят дорого. Его нецелесообразно привлекать при реализации фирмы без активов.

Готовое ООО: разновидности сделок купли-продажи готового ООО и особенности данных процедур. Вероятные проблемы и целесообразность покупки уже готовой организации

Зарегистрировать ИП можно как с помощью специалистов, так и самостоятельно – предельно упрощенный порядок оформления ИП не вызывает затруднений даже у людей, незнакомых с тонкостями подготовки документации.

Существует два способа создания собственного бизнеса: регистрация ООО и готовые фирмы. У каждого способа есть свои сторонники и противники.

Бесплатная юридическая консультация:


Ликвидация подразделения предприятия: пошаговое описание, основания и особенности

Когда происходит ликвидация подразделения предприятия, важно учитывать, как было зарегистрировано образование, а также какие документы регламентируют его деятельность. В любом случае это длительный процесс. Какие тонкости есть в этом деле? Какие документы необходимо собрать? Как происходит увольнение сотрудников организации? Давайте разбираться.

Что такое ликвидация подразделения?

Стоит начать с того, что ликвидация структурного подразделения организации - это особое процессуальное действие, в результате которого оно прекращает свое существование.

Также важно помнить, что к подразделениям предприятия относятся все представительства и филиалы головного офиса. Они не являются отдельным юридическим лицом.

Все подразделения головного офиса работают исключительно по единому уставу и не имеет своей материальной базы. Она общая на всю организацию. Однако если в учредительных документах предприятия есть информация о всех подразделениях, то их можно считать фактически отдельными юридическими лицами.

Нужно отметить, что практически все филиалы располагаются на большом расстоянии от головного офиса, например, в другом городе или районе. Это гораздо удобнее, чем открывать новое юридическое лицо с таким же функционалом.

Бесплатная юридическая консультация:


Как обосновать?

Если головной офис принял решение о прекращении работы своего филиала или представительства, следует соблюдать определенный порядок. Это очень важный шаг - ликвидация подразделения предприятия. Увольнение работников сопутствует этой процедуре.

Итак, существует два типа ликвидации:

О добровольной ликвидации принимает решение только Совет учредителей компании. К основаниям можно отнести:

  • окончание срока деятельности подразделения;
  • достигнута цель, для которого создавалось образование;
  • конфликтная ситуация;
  • прочие обстоятельства.

Принудительная ликвидация возможна исключительно по решению суда. К основаниям о прекращении деятельности подразделения можно отнести:

  • деятельность без лицензий;
  • деятельность, которая запрещена законом;
  • деятельность с нарушениями;
  • деятельность не соответствующая уставу головного офиса;
  • регистрация, которая была признана недействительной;
  • признание подразделения банкротом.

Примерный приказ о ликвидации

Составляя приказ о прекращении деятельности образования, необходимо ссылаться на документ, на основании которого и происходит ликвидация. При принудительном прекращении деятельности это решение суда, а при добровольном:

В приказе необходимо указать следующие данные:

Бесплатная юридическая консультация:


  • полное название головного офиса;
  • наименование подразделения;
  • дата приказа и его номер;
  • название (о чем документ);
  • суть (ликвидация);
  • главное основание, по причине которого закрывается образование и происходит увольнение по ликвидации подразделения всего штата;
  • сроки для совершения ликвидации;
  • члены комиссии, которые будут контролировать процесс;
  • их должности;
  • подписи.

Инвентаризация

Когда происходит закрытия подразделения предприятия, назначенная приказом комиссия должна провести полную инвентаризацию всего имеющегося имущества филиала или представительства, в том числе и того, которое хранится на складе. Для того чтобы провести инвентаризационную проверку, издается приказ.

При ликвидации структурного подразделения предприятия, документ должен создаваться на бланке головного офиса и включать в себя:

  • Состав назначенной комиссии.
  • Полный список того, что будет включаться в проверку. Это могут быть деньги, движимое имущество и прочее.
  • Сроки инвентаризации.
  • Причина (ликвидация).
  • Сроки поступления средств в бухгалтерию для оценки.

Важно помнить, что учету подлежит абсолютно все имущество, которое числится на балансе образования предприятия.

Сроки ликвидации

Точных сроков, в которые происходит прекращение деятельности филиала или представительства не существует. Однако практика показывает, что полная ликвидация подразделения предприятия происходит в течение 1 месяца.

Стоит отметить, что руководство организации обязано уведомить числящийся штат о прекращении деятельности образования не менее, чем за 2 месяца. Поэтому в некоторых случаях процесс может и затянуться. Но если учредители торопятся и хотят завершить процедуру, как можно скорее, то есть выход. Для этого достаточно выплатить компенсационные пособия всем сотрудникам подразделения. Таким образом прекращение работы филиала или представительства можно перенести на более ранние сроки.

Уведомление налоговой

При ликвидации подразделения предприятия, которое числится, как отдельное юридическое лицо, необходимо заявиться в налоговую службу. Для этого достаточно направить правильно оформленное заявление. После его получения, сотрудники ФНС будут обрабатывать его не более 10 рабочих дней. Стоит отметить, что налоговый орган может принять решение о выездной проверке, тогда срок обработки заявления увеличится до 30 дней.

Бесплатная юридическая консультация:


После подтверждения заявления головной офис должен оповестить свой орган ФНС о закрытии подразделения в 30-дневный срок.

Стоит отметить, что во все перечисленные органы необходимо направить еще и копию решения учредителей о прекращении деятельности образования.

Права работников

Увольнение при ликвидации подразделения предприятия всего штата - неизбежность. Поэтому очень важно выполнить сокращение по всем требованиям ТК РФ.

Итак, для начала необходимо раздать всем сотрудникам уведомления об увольнении под личную подпись. Это необходимо сделать за 2 месяца до прекращения деятельности образования. Если сотрудник отказывается подписывать уведомление, то необходимо составить специальный акт, где будет указано об отказе. Подписать такой акт должен сотрудник отдела кадров.

Бесплатная юридическая консультация:


Кроме этого, руководство подразделения обязано уведомить весь сокращающийся штат о существующих вакансиях в других образованиях или в головном офисе. Стоит отметить, что при наличии свободных ставок, предпочтение отдается именно сокращенным сотрудникам. Если сотрудник принимает предложение о работе, то руководство подразделения обязано обеспечить гражданину переезд и трудоустройство в другом городе или регионе (в случае, если филиал располагается в удаленной местности).

Увольнение «декретниц» и других льготных сотрудников

Как известно, некоторых сотрудников, которые относятся к льготной категории, просто так уволить нельзя. Однако это правило не действует, если происходит ликвидация подразделения предприятия. Увольнение женщин, которые находятся в декретном отпуске, также можно осуществить, если образование прекращает свою деятельность.

Кроме этого, к льготным сотрудникам можно отнести:

  • женщин, которые находятся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудников, которые в этом периоде находятся в официальном отпуске;
  • женщин, которые еще не ушли в декретный отпуск, но уже находятся в интересном положении;
  • сотрудников, которые в момент ликвидации находятся на больничном;
  • женщин, которые воспитывают маленьких детей в возрасте до 3-х лет.

Стоит отметить, что все перечисленные граждане также могут быть уволены в одностороннем порядке. Однако руководство подразделения обязано уведомить их, как и весь прочий штат. Более того, все они могут рассчитывать на компенсационные выплаты и предложения о имеющихся вакансиях.

Выплаты пособий

Когда происходит увольнение в связи с ликвидацией подразделения, руководство обязано выплатить всем сотрудникам пособие, которое равняется среднемесячной заработной плате конкретного человека.

Кроме этого, после увольнения должна производиться выплата еще одного пособия в размере среднемесячной зарплаты. Она положена только тем сотрудникам, которые так и не устроились на новую работу. Срок выплат - 2 месяца. В итоге, бывший работник должен получить на руки 3 среднемесячные заработные платы.

Бесплатная юридическая консультация:


Однако и тут есть некоторые тонкости при закрытии подразделения.

  1. Если работник решил не дожидаться официальной ликвидации предприятия (например, нашел новое место работы), тогда работодатель должен произвести ему еще одну выплату, которая равняется оставшимся дням.
  2. В случае, если свою деятельность прекращает подразделение в котором нет штата, то никаких выплат производиться не будет.

Некоторые особенности

При ликвидации подразделения предприятия существуют и еще некоторые особенности.

Если прекращает свою работу подразделение бюджетной организации, то решение принимается на уровне правительства или местных органов власти.

Если ликвидируется филиал или представительство ООО или ОАО, то такое решение принимается очень просто - путем голосования акционеров. Стоит отметить, что если образование находится в том же субъекте страны, что и головной офис, тогда сотрудники увольняются по простому сокращению.

Немного сложнее обстоят дела с филиалом или представительством с нулевым балансом. Дело в том, что такие образования вызывают особый интерес у сотрудников ФНС. Поэтому руководству необходимо соблюдать все требования законодательства и не допускать ошибок. При ликвидации подразделения не должно быть никакой кредиторской и дебиторской задолженности.

Филиал ИП может прекратить свою деятельность только по одному решению владельца ИП. Прочие этапы будут такими же, как и при ликвидации юридического лица.

Бесплатная юридическая консультация:


Если подразделение не фигурирует в тексте устава главного предприятия, то увольнение сотрудников при его ликвидации происходит с формулировкой «сокращение штатных сотрудников». Если же фигурирует - тогда штат распускают в связи с ликвидацией образования предприятия.

Процедура увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия

Ликвидация предприятия - процесс, в результате которого утрачиваются все права и обязанности субъекта хозяйствования. У такого предприятия, организации или индивидуального предпринимателя нет правопреемника, а значит, согласно действующему законодательству, должны быть расторгнуты все трудовые отношения со всеми наемными работниками.

Ликвидация предприятия – основание для прекращения действия трудового договора со стороны работодателя. При ликвидации предприятия создается специальная комиссия, которая занимается непосредственно упразднением субъекта хозяйствования. Такая комиссия создается либо учредителями данного предприятия, либо же органом, который принял решение о ликвидации.

Стоит учитывать, что при отмене ликвидации предприятия по каким-либо причинам, все работники должны быть восстановлены на свои должности.

Бесплатная юридическая консультация:


Увольнение беременных и находящихся в декретном отпуске, на больничном и тех, кто выплачивает алименты

Исходя из того, что при такой процедуре нет правопреемника, то под увольнение попадают все категории сотрудников:

  • Беременные женщины.
  • Лица до 18 лет.
  • Сотрудницы, находящиеся в декрете, или у которых есть дети младше трех лет.
  • Сотрудники, которые находятся на больничном или в отпуске.

В этой ситуации ликвидационной комиссии не требуется согласования подобных действий с комиссией по правам такой категории граждан.

При упразднении предприятия следует соблюдать все правила такой процедуры, это поможет предотвратить неоправданно высокие затраты, спорные ситуации с работниками, а также предотвратит различные судебные тяжбы, в которые может быть вовлечено предприятие.

Оповещение органов социальной защиты

Центр занятости

Когда процесс упразднения предприятия неотвратим, то работодатель или уполномоченный им орган обязан оповестить об этом государственный центр занятости за два месяца до увольнения, а именно его отделение, к которому относится данное предприятие. В том случае когда увольнение имеет характер массовости, то необходимость в таком действии возникает за три месяца.

Работодатель обязан предоставить полную информацию об увольняемых сотрудниках:

Бесплатная юридическая консультация:


  • Должность.
  • Род занятий сотрудника.
  • Разряд, опыт, профессия.
  • Условия и порядок оплаты работы.

Конкретной ответственности за несоблюдением таких действий нанимателем не предусмотрено, однако, он может быть привлечен к административной ответственности.

Профсоюз

Согласно нормам трудового права, уведомление профсоюза необязательно, так как при ликвидации предприятия отсутствует необходимость согласованных действий с профсоюзными организациями. Однако в том случае, когда увольнения приобретают характер массовости, то профсоюзную организацию необходимо уведомить за три месяца до начала процедуры увольнения сотрудников.

Предупреждение работников

В процессе упразднения предприятия, сотрудники должны быть письменно оповещены за два месяца до их высвобождения, в противном случае сотрудник вправе обжаловать такую процедуру в отношение него в судебном порядке.

  • За два месяца до высвобождения – все сотрудники, в том числе и те, которые работают по совместительству.
  • За три дня может быть уведомлен сотрудник, который был нанят согласно трудовому соглашению на работу не более чем на два месяца.
  • За семь дней работники, задействованные на сезонных работах.

Уведомление его сроки, пример уведомления. Акт об отказе подписания уведомления и его пример

Необходимо уведомить под подпись сотрудников, которые находятся в служебных поездках, то есть сотрудник должен быть отозван для его уведомления из командировки, в противном случае он может быть уволен только по прошествии двух месяцев с момента такого уведомления.

Уведомление сотрудников происходит только в письменной форме. Извещение оформляется в свободной форме, в котором обязательно указывается дата, когда сотрудник ознакомился с ним. Сотрудник должен получить одну копию на руки, а вторая остается у работодателя.

Бесплатная юридическая консультация:


Если по каким-то причинам сотрудник не желает ставить подпись в уведомлении, то составляется акт. В таком акте описывается, что сотрудник получил соответствующие письменное извещение об увольнение в такое-то время. В акте расписываются свидетели, которыми могут быть другие сотрудники. Такой документ оформляется в свободной форме, за подписью ответственного представителя работодателя.

Сотрудник может быть уволен досрочно, если есть его письменное согласие на такую процедуру.

Приказ и запись в трудовой книжке

По окончании срока для уведомления сотрудника, предусмотренного законодательством, директор предприятие имеет право издать приказ № Т-8 или Т-8а, об окончании действия трудового соглашения. После ознакомления сотрудника под расписку с таким приказом, вносится соответствующая запись в его трудовую книжку.

  • Выдача зарплаты за проработанный период в последний расчетный срок увольнения.
  • Выплата компенсирования за неиспользованный отпуск.
  • Выходное пособие.

Порядок выплат и их начисление

Неиспользованный отпуск

В том случае, когда сотрудник не «ходил» в отпуск на протяжении нескольких лет, то компенсирование должно произойти за все это время. Сотруднику, проработавшему менее полугода на предприятии, компенсация выплачивается в общем порядке установленному законодательством.

Для того чтобы корректно определить размер компенсации, нужно установить число дней, которые сотрудник должен был провести в отпуске. Расчет производится исходя из того, что работнику причитается 28 календарных дней отдыха в год.

Бесплатная юридическая консультация:


Отпуск, определяется исходя из некалендарного года, а действительно отработанного времени с момента начала работы. То есть рабочий год берет свое начало именно с того момента, когда по трудовому договору, сотрудник приступил к своим обязанностям.

Как рассчитать компенсацию, пример такого расчета

  1. Необходимо рассчитать весь календарный отпуск, положенный сотруднику – он составляет 49 месяцев и 15 дней, а следовательно, на основании закона, 50 месяцев, потому что 15 дней округляется в большую сторону. Значит, причитающийся отпуск составляет 28 дней за каждый рабочий год – 56 дней + 5 дней (2,33*2 месяца неполного года) отпуска за неполный рабочий год. Итого 61 день.
  2. Компенсация должна быть выплачена из расчета 61 день-14 дней взятого отпуска ранее, что составляет 47 дней.

Оплата неиспользованного отпуска определяется умножением среднего заработка сотрудника за один день на число дней «не отгулянного» отпуска.

Иногда, согласно нормам законодательства, дополнительного соглашения с сотрудником или коллективным соглашением, возможен внеочередной отпуск. В таком случае предприятие не может отнести на затраты предприятия, расходы связанные с такими выплатами.

Налогообложение выплат при увольнении в связи с ликвидацией организации

На такие выплаты в обязательном порядке происходит начисление:

Пособие при увольнении

Суть выходного пособия заключается в том, что оно возмещает лицу заработную плату, которую он не в состоянии будет получить на протяжении месяца, после момента его увольнения.

Такая помощь выплачивается работникам:

  • В объеме среднемесячного оклада работника предприятия.
  • В объеме заработной платы работника за две недели, привлеченного для сезонных работ.

Расчет пособия

Размер получаемой помощи сотрудника определяется путем расчета из действительно отработанного числа дней за определенный срок. Объем помощи рассчитывается путем определения количества рабочих дней в следующий месяц после увольнения.

Следует учесть, что среднедневной заработок рассчитывается не из расчета календарных дней, как в случае оплаты за неиспользованный отпуск, а за фактическое количество проработанных дней.

Пример расчета пособия

В трудовом соглашении или коллективном договоре могут быть установлены другие нормы расчета, кроме того, помощь, выплачиваемая при увольнении, может быть выше. Такие выплаты производятся на основании постановления участников предприятия.

Выплата пособия и увольнение. Порядок назначения и расчет

Уволенный сотрудник, ликвидированного предприятия вправе на сохранение за ним среднемесячного заработка на протяжении двух месяцев. Причем в первом месяце учитывается полученное выходное пособие. При трудоустройстве во втором месяце, среднемесячный заработок выплачивается исходя из числа дней, которые не были отработаны в этом месяце лицом.

Стоит отметить, что на таких же условиях получают заработок и работающие пенсионеры, так как они имеют такие же права, как и все работники предприятия.

Кому не выплачивается средний заработок на период трудоустройства

Не могут претендовать на пособие сотрудники, принятые по совместительству, потому что имеют основное место работы, сотрудники, нанятые на сезонные работы и лица, которые по трудовому соглашению, были приняты на работу, на срок менее двух месяцев.

Выплата выходного пособия

Выплата среднемесячного заработка происходит при письменном обращении лица и подаче соответствующих документов. Выплату производит ликвидационная комиссия. Такую выплату можно получить только тогда, когда предприятие еще не упразднено.

Выходное пособие работникам, выплачивающим алименты

На многих предприятиях работают лица, которые выплачивают алименты, вычет алиментов производится из такого пособия в общем порядке, несмотря на то что пособие относится к категории компенсационного. Дело в том, что правительство установило список доход и иных видов выплат, с которых происходит удержание алиментов.

Досрочное прекращение трудового соглашения и дополнительная компенсация

Тогда, когда сотрудник согласен на досрочное увольнение, то ему кроме выходного пособия и сохранения за ним среднемесячного заработка, выплачивается компенсация. Такая компенсация выплачивается исходя из числа рабочих дней, которые будут не отработаны сотрудником в период до окончания двухмесячного срока перед увольнением.

Расчет компенсации в этом случае происходит так же, как и в случае определения выходного пособия.

Льготы женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятия

  1. Срок, который потратила женщина на поиск работы, до исполнения трех лет ребенка, засчитывается в трудовой стаж.
  2. В случае упразднения предприятия, государственными органами опеки выплачивается отпуск по беременности на протяжении одного года.
  3. Женщинам, которые имеют детей возрастом до трех лет устанавливается ежемесячная компенсация.

Сокращение без законного основания или с нарушением порядка

Нарушением увольнения сотрудника при ликвидации предприятия является только неправильный порядок действия или ошибки, допущенные в таком процессе, работодателю не требуется каких-либо разрешений для увольнения или согласований.

При нарушении порядка работнику необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о нарушении его прав. Стоит отметить, что решение суда может быть остаться без движения, если на момент вынесения судебного определения, предприятие было ликвидировано.

Бевзенко Роман, кандидат юридических наук.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос: равнозначны ли понятия "упразднение" и "ликвидация" государственного органа? В статье предложены пути законодательного урегулирования правовых последствий упразднения государственного органа.

Административные реформы, которые следуют одна за другой уже на протяжении нескольких последних лет, зачастую поднимают вопросы, которые слабо связаны или вообще не связаны с собственно административным правом и государственным управлением, а представляют интерес в основном для цивилистов. Главный и наиболее злободневный из них заключается в определении гражданско-правового содержания понятия "упразднение органа государственного управления", которое весьма часто употребляется в правовых актах, регулирующих административную реформу.

Гражданско-правовой статус государственного органа

Однако прежде чем обратиться к разрешению этого вопроса, который, собственно, и составляет предмет настоящей статьи, мы сочли целесообразным обсудить правовое положение органа государственного управления с точки зрения его гражданско-правовой личности (гражданско-правового положения). Если быть еще более точным, проблема состоит в возможности (либо невозможности) признания государственного органа юридическим лицом.

В частности, в исследованиях, посвященных юридической личности органов государственной власти, подвергается сомнению возможность признания органа государственной власти юридическим лицом. Этот тезис обосновывается, в частности, следующим соображением: государственные органы действуют от имени государства и осуществляют функции, которые принадлежат государству. В связи с этим государственные органы не могут быть признаны юридическим лицом.

С.А. Зинченко и В.В. Галов полагают, что государственные и муниципальные органы в гражданском обороте не предстают юридическими лицами, а выступают субъектами с правами юридического лица, объем которых определяется существующим правопорядком исходя из публичных задач, целей, интересов государства, общества, муниципалитета <1>. Кроме того, эти авторы предлагают разграничивать два случая: когда субъект права является юридическим лицом и когда субъект права обладает правами юридического лица <2>.

<1> Зинченко С., Галов В. Юридическое лицо и правовой статус органов государственного и муниципального управления (вопросы соотношения) // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 116.
<2> Зинченко С., Галов В. Указ. соч. // Хозяйство и право. 2006. N 10. С. 109.

Высказанное авторами мнение о том, что государственный орган не должен признаваться юридическим лицом, следует поддержать. В самом деле, государственный орган не имеет собственных целей и задач, он действует от имени государства и в интересах общества и государства. Иными словами, у государственного органа нет правовой потребности в том, чтобы отделять себя от юридической личности государства.

Кроме того, к этому рассуждению можно добавить и довод общего логического характера: ведь орган чего-либо - это часть чего-то целого, его "голова, руки и ноги". Иначе говоря, орган не может быть отделен от того, чью правоспособность он реализует. Эта довольно простая мысль нашла свое отражение в позиции ВАС РФ по вопросу о том, являются ли сделки, совершенные органом юридического лица, сделками, совершенными представителем. В ранней практике Президиума ВАС РФ такие сделки признавались недействительными на основании п. 3 ст. 182 ГК РФ и, следовательно, субъект, подписавший договор с обеих сторон, считался представителем юридического лица <3>.

<3> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.1998 N 7035/97; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 (п. 13).

Впоследствии позиция высшей судебной инстанции изменилась: в нескольких делах было обращено внимание нижестоящих судов на то, что поскольку юридическое лицо приобретает права и обязанности через свои органы, то органы юридического лица не могут рассматриваться в качестве представителей последнего <4>.

<4> См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 6164/98, от 21.09.2005 N 6773/05, от 01.11.2005 N 9467/05, от 06.12.2005 N 9341/05, от 11.04.2006 N 10327/05.

Данный подход является, безусловно, правильным и применимым не только к органам частных юридических лиц, но и к органам государства. Таким образом, государственный орган не может и не должен признаваться юридическим лицом.

Однако действующее законодательство, увы, исходит из противоположной посылки: органы государственной власти признаются юридическими лицами или по крайней мере объявляются субъектами, имеющими права юридического лица.

Примеры такого подхода столь многочисленны, что мы приведем лишь некоторые из них. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 4, 20, далее - Закон) законодательный и исполнительный органы власти субъекта РФ обладают правами юридического лица.

Аналогичные правила установлены в отношении представительного органа местного самоуправления и местной администрации (ст. 35 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" МИД РФ является юридическим лицом (п. 13). Аналогичным образом решен вопрос статуса МВД, Минюста, МЧС, Минкультуры, Минфина, федеральных служб и агентств. Действующее законодательство об арбитражных судах РФ также устанавливает, что арбитражный суд является юридическим лицом (ст. 50 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Следовательно, не вызывает никаких сомнений то, что гражданско-правовой статус государственного органа должен регулироваться положениями гл. 4 "Юридические лица" ГК РФ, так как они все объявлены юридическими лицами.

Государственный орган: упразднение или ликвидация

На почве признания государственного органа юридическим лицом возникает вполне логичный вопрос: является ли упразднение государственного органа ликвидацией юридического лица в смысле ст. 61 ГК РФ?

Напомним, что законодатель никогда (или практически никогда) не употребляет выражения "ликвидировать министерство", "ликвидировать службу", "ликвидировать агентство" или "ликвидировать суд". Вместо слова "ликвидировать" используется термин "упразднить". Однако этот термин неизвестен ГК РФ, который "знает" только одну процедуру прекращения юридических лиц - ликвидацию.

Наиболее остро вопрос о правовой природе упразднения государственных органов встал перед арбитражными судами в ходе проведения в РФ административной реформы в 2004 г. <5>. В частности, перед судами, рассматривавшими споры с участием органов, которые подлежали упразднению, были поставлены вопросы о возможности либо невозможности преемства прав и обязанностей (как материальных, так и процессуальных) упраздненных органов государственной власти вновь образуемыми государственными органами, на которых возлагаются те же функции, которые выполняли упраздненные государственные органы.

<5> Указ Президента РФ от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

ВАС РФ в письме от 19 июля 2004 г. N С1-7/уп-905 (далее - письмо) разъяснил, что производство по делам, по которым от имени РФ выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа. В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов.

Таким образом, в письме правовая природа упразднения государственного органа не получила какой-либо правовой квалификации. Однако, на наш взгляд, сама по себе возможность преемства в процессуальных отношениях, которая была подтверждена ВАС РФ, означает и возможность преемства в материально-правовых отношениях (т.е. в отношениях, из которых возник соответствующий спор). Следовательно, упразднение государственного органа не влечет за собой его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос о том, является ли упразднение государственного органа его ликвидацией либо эти понятия неравнозначны. Причем различные подходы к понятию "упразднение" наблюдаются даже в пределах одного окружного суда.

Так, в одном из дел ФАС Московского округа признал, что упразднение государственного органа не означает его ликвидации в смысле ст. 61 ГК РФ, поскольку передача функций от одного государственного органа к другому влечет за собой и переход прав и обязанностей <6>.

<6> Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2002 по делу N КГ-А40/8491-02.

В другом деле ФАС Северо-Западного округа указал, что упразднение государственного органа не свидетельствует о том, что его функции и полномочия не переданы другим организациям. Поэтому к упразднению государственного органа не применяются положения ГК РФ, регулирующие порядок ликвидации юридического лица <7>. Еще в одном деле тот же суд указал, что при упразднении государственного органа имеет место правопреемство во всех правоотношениях, в которых состоял упраздненный государственный орган <8>.

<7> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу N А42-2142/2005.
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2006 по делу N А05-4209/04-21.

ФАС Северо-Кавказского округа также высказался в пользу понимания упразднения государственного органа и передачи его функций вновь образованному органу как ситуации универсального правопреемства <9>.

<9> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2006 по делу N Ф08-6140/2005.

И наконец, ФАС Уральского округа в одном из недавних постановлений также признал, что упразднение государственного органа производится в особом порядке с передачей его функций и полномочий вновь образуемому государственному органу, поэтому общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей. Суд также указал, что перераспределение РФ функций органов власти не прекращает и не изменяет гражданских правоотношений, в которых состоят названные органы <10>.

<10> Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2006 по делу N Ф09-10193/06-С4.

Однако существуют дела, в которых суды признавали, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ, а государственный орган, которому были переданы полномочия упраздненного органа, не является его правопреемником.

Так, например, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в деле N А10-5608/06-Ф02-1772/07 от 12 апреля 2007 г., указавший, что применение термина "упразднить" вместо "ликвидировать" не влияет на суть совершенного юридически значимого действия. Однако особенностью данного дела является то, что в правовом акте, которым был упразднен государственный орган, содержались также и положения о необходимости создания ликвидационной комиссии. Окружной суд подчеркнул, что ликвидационная комиссия осуществляет ликвидацию юридического лица, следовательно, государственный орган был ликвидирован посредством упразднения. Вывод о том, что упразднение предполагает ликвидацию юридического лица, высказывался судом и в более ранних делах <11>.

<11> Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 по делу N А65-7789/2004-СГ3-12.

К схожему выводу пришел ФАС Московского округа, который указал, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ упразднение государственного органа влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <12>.

<12> Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2005 по делу N КГ-А40/6238-05.

ФАС Северо-Западного округа в одном из дел также высказал мнение о том, что упразднение государственного органа и возложение на другой государственный орган полномочий упраздненного органа не влекут за собой правопреемства в правах и обязанностях. Суд указал, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию как юридического лица <13>.

<13> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2005 по делу N А56-15455/04.

Весьма противоречивой является позиция ФАС Уральского округа, высказанная им в деле N Ф09-3402/05-С4 от 14 ноября 2005 г. В нем суд, с одной стороны, допустил возможность правопреемства между упраздненным и вновь образованным органом, указав, с другой стороны, что упразднение государственного органа является разновидностью ликвидационной процедуры.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовые последствия упразднения государственного органа действующим законодательством не урегулированы, т.е. имеет место пробел в законе. Указанный пробел должен быть восполнен следующим образом.

Государственный орган имеет одновременно два статуса: публично-правовой (как государственный орган, уполномоченный на отправление от имени государства правосудия) и частноправовой (как юридическое лицо, создаваемое в форме учреждения, самостоятельно выступающее от собственного имени в гражданском обороте).

Под упразднением государственного органа можно понимать прекращение публично-правового статуса арбитражного суда как государственного органа, не затрагивающее его частноправовой статус (как юридического лица).

Следовательно, после прекращения публично-правового статуса государственного органа вопросы гражданско-правового статуса арбитражного суда как государственного учреждения могут решаться его учредителем (т.е. государством) по собственному усмотрению. Учредитель может принять решение о ликвидации учреждения (в связи с отпадением необходимости в функционировании учреждения как юридического лица), его преобразовании либо переименовании для целей будущего наделения иным публично-правовым статусом.

Упразднение бюджетного учреждения – не редкость. Связано это с потребностью в экономии средств из бюджета. Тратить их на те предприятия, которые просто не справляются с поставленными задачами, нецелесообразно. Поэтому проводятся их проверки на предмет эффективности с последующим, при необходимости, закрытием.

Целью ликвидации является повышение продуктивности управления финансами. Может быть принято решение не только об упразднении, но и о реорганизации. Все эти действия предполагают определённый порядок действий.

Законы, регулирующие ликвидацию бюджетного учреждения

Ликвидация организации производится в соответствии с федеральным законодательством. В частности, подразумеваются статьи, связанные с деятельностью ИП и НКО. Также порядок определяется статьёй 158 БК РФ. В ней изложены функции и обязательства распорядителя бюджетной части. Он должен заниматься распределением средств бюджетного фонда, а также отслеживанием их использования.

В том случае, если производится упразднение государственного учреждения, на распорядителя возлагается ответственность за разработку и утверждение мероприятий в рамках процедуры.

По каким причинам может проводиться упразднение?

Закрытие казённого объекта может инициироваться по следующим причинам:

  • Невозможность выполнить те задачи, которые поставлены на законодательном уровне;
  • Неспособность погасить имеющуюся задолженность;
  • Совершение уголовных преступлений;
  • Дефолт;
  • Нарушения налоговой отчётности, выявленные при проверке;
  • Невозможность выплат налогов и образование задолженности по ним;
  • Конфликтные ситуации между владельцами объектов;
  • Судебные постановления.

В период экономической нестабильности, упразднения казённого объекта наиболее вероятны. Связано это с несколькими факторами. Происходит сокращение государственного бюджета, в результате чего многие организации казённого типа закрываются. Сами учреждения с большим трудом могут расплачиваться с кредиторами и налоговыми органами, что приводит к их банкротству.

Сложнее всего закрыть образовательное учреждение.

Порядок ликвидации казённой организации

Общий порядок мероприятия регулирует законодательство. В конкретных случаях условия процедуры могут варьироваться в зависимости от правового статуса организации, наличия у неё задолженностей. Рассмотрим подробно порядок проведения со всеми основными этапами.

Принятие решения

Решение о проведении ликвидации должен принимать тот орган, который занимался созданием государственного объекта. Законность решения должна быть подтверждена следующими документами:

  • Решение совета города или администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
  • Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
  • Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
  • Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.

В том случае, если Правительство РФ приняло решение о ликвидации, вслед за этим оформляется акт об исполнительной власти. Рассмотрим его основные пункты:

  • Документ, являющийся основанием для прекращения деятельности казённого объекта;
  • Дата и сроки осуществления упразднения;
  • Формирование комитета, который будет вести мероприятие. Потребоваться указать ФИО его председателя;
  • Источник финансирования государственного объекта;
  • Список органов, которым будут переданы права, обязанности и активы упразднённого казённого объекта.

Требуется также постановление о закрытии, включающее в себя следующие пункты:

  • Причины упразднения организации;
  • Сроки, в течение которых кредиторы имеют право на предъявление претензий;
  • План действий по осуществлению закрытия.

Это лишь общий порядок. Нюансы зависят от типа казённого объекта. Сложнее всего закрыть образовательное учреждение. Например, если это школа, должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что ближайшая школа находится на расстоянии, не превышающем 4 км, и подобная процедура не может проводиться во время учебного года.

Комиссия по проведению упразднения

После того, как принято решение об упразднении, формируется специальная комиссия. В неё может входить любое число участников. Однако существуют некоторые ограничения.

Комиссия не может включать:

  • Должностных лиц;
  • Представителей органов, которые принимали решение о ликвидации.

Комиссии передаётся полный перечень прав по проведению закрытия бюджетного объекта. Председатель этого объединения имеет право:

  • На подпись документации по рассматриваемому делу, которая направляется в судебное учреждение;
  • Представление интересов государственного органа в суде;
  • Выполнение действий, нужных для проведения закрытия;
  • Определение срока, в который кредиторы имеют право подать свои претензии;
  • Публикация решения об упразднении в СМИ;
  • Уведомление кредиторов о проведении мероприятия.

Полномочия председателя регулируются законом. Обычно комиссия включает в себя ключевых лиц, которые работали в бюджетной организации.

Составление промежуточного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется только после того, как прошёл период, отведённый кредиторам для предъявления претензий. Документ позволяет определить действительное финансового состояния объекта, а также составить список кредиторов, требования которых необходимо удовлетворить. Составляется бумага на основании актов инвентаризации активов, реестра претензий кредиторов, имеющихся обязательств.

С целью формирования баланса производятся следующие действия:

  • Закрытие имеющихся лицевых счетов;
  • Проведение расчётов с кредиторами и дебиторами;
  • Списание оставшихся средств на счёт казначейства.

Если имеется дебиторский или кредиторский долг, он может быть списан по приказу главного распорядителя.

Рассмотрим основания, по которым может быть списана кредиторская ответственность:

  • Решение главного распорядителя;
  • Итоги осуществлённой инвентаризации;
  • Решение сформированной комиссии.

Дебиторский долг может быть признан безнадёжным в следующих случаях:

  • Закончился срок исковой давности;
  • Задолженность не может быть покрыта;
  • Непогашение долга подтверждено государственным актом;
  • Должник прекратил свою деятельность.

После того, как баланс составлен, он должен быть утверждён лицом, которое распоряжается бюджетной финансовой составляющей.

Проведение расчётов с кредиторами

На основании составленного промежуточного баланса должна быть найдена сумма, которая необходима для покрытия всех имеющихся у казённого учреждения задолженностей. Баланс позволяет определить, может ли орган сделать все требуемые выплаты. Кредиторы обязаны отослать документы, которые подтверждают наличие долгов.

Если подаются новые требования кредиторов, они заносятся в дополнение к балансу. Там же фиксируются непризнанные претензии. Если не было совершено внесение требований в баланс, кредиторы имеют право отправить соответствующий иск в суд. Если же обращения в судебный орган не было, считается, что долг покрыт.

Промежуточный баланс должен быть утверждён той структурой, которая решила вопрос с закрытием казённого объекта. После этого требуется направить извещение в налоговую службу. Она обязана зарегистрировать баланс. В том случае, если средств государственного органа не хватает для того, чтобы покрыть все задолженности, выделяются дополнительные средства.

После вступления баланса в силу могут начаться выплаты. Должна соблюдаться следующая их последовательность:

  1. Компенсации морального и физического ущерба;
  2. Выплаты зарплат, премий, выходных пособий;
  3. Платежи в структуры государственного характера;
  4. Погашение оставшихся долгов.

От комитета потребуется формирование графика мероприятий по взысканию долгов, которые не были погашены в соответствии с направленными претензиями. Если имеются спорные договора, можно подать иск в суд.

Требования первой и второй очереди должны оплачиваться на следующий день после того, как утверждён баланс. Зачисление денег должно произойти в течение 30 дней.

Выплаты сотрудникам могут проводиться в течение 60 дней с момента их увольнения. Этот срок может продлиться ещё на один месяц в том случае, если бывший сотрудник бюджетного образования не смог найти работу через службу занятости.

Кто несёт ответственность за долги? Муниципальные органы власти не могут привлекаться к субсидиарной ответственности. Требования можно предъявлять только к главному дебитору, а также второму лицу, который ответственен за задолженность.

После того, как проведена ликвидация, с распорядителя финансов снимаются все обязательства. Они не передаются сторонним лицам.

Формирование окончательного баланса

Окончательный ликвидационный баланс может быть создан только после того, как все финансовые вопросы решены. В частности, подразумевается погашение имеющихся задолженностей. После формирования баланса требуется передать сведения о нём владельцам. В качестве их могут выступать местные органы самоуправления.

После этого требуется составить заявление, а также дополнить его квитанцией об уплате госпошлины. Пакет документов необходимо отнести в налоговую инспекцию. После того, как все плановые мероприятия выполнены, ликвидация завершается. Сведения об этом вносятся в государственный реестр.

Уведомление государственных органов

Ликвидация предполагает направление в налоговую инспекцию следующих бумаг:

  • Документы, которые подтверждают решение об упразднении, составленные по форме Р15001;
  • Бумага о формировании комитета, составленная по форме 15002, а также информация о председателе;
  • Документ о формировании промежуточного баланса, составленный по форме 15003;
  • Извещение о регистрации учреждения, которое закрывается;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Окончательный баланс.

Без этого упразднение учреждения невозможно.

Предоставление документов в архив

Документация при ликвидации, которая осталась после деятельности государственного органа, должна сохраняться в течение определённого времени. Существует перечень документов организации, которые необходимо хранить на протяжении пяти лет. В том случае, если бумаги бюджетной организации не требуется сохранять, они подвергаются уничтожению.

Начальник казённого архива должен провести экспертизу ценности тех документов организации, которые были предоставлены. Документация учреждения может быть предоставлена в различных формах, на разных носителях. Проверка осуществляется в любом случае, вне зависимости от типа носителя.

Уничтожение документации бюджетного учреждения может производиться только после того, как проведена экспертиза. Процесс уничтожения согласуется с руководителем бюджетной организации. Все согласования составляются в письменном виде.

От государственного учреждения потребуются следующие действия:

  • Получение разрешения от главного органа о получении доступа к архивам казённого объекта;
  • Получение сведений о перечне архивной документации;
  • Согласование перечня документов, которые планируется уничтожить.

Только после этого может быть проведена ликвидация документов. Такой порядок определён законодательно.

Уничтожение документов производится после экспертизы.

Процедура ликвидации позволяет предотвратить неэффективное использование средств из бюджета, направить их в область, которая больше нуждается в деньгах.

Порядок действий, при проведении мероприятия, аналогичен . Однако имеются некоторые отличия. Придётся получать определённые соглашения, заполнять много документов. Но это часто является необходимой мерой, позволяющей остановить существование структуры, которая не справляется с поставленными задачами. Процедура проводится чаще в период финансовых кризисов в связи с тем, что сложнее изъять нужное количество средств из бюджета.

Помогите, пожалуйста, грамотно провести упразднение структурных подразделений, а именно: После проведения процедуры сокращения штата работников организации, в штате осталось 20чел. из 3-х сотен. Руководством принято решение о введении нового штатного расписания без разделения оставшихся работников на структурные подразделения. Т.е. в новом штатном расписании все работники (от Ген.директора до сторожа) будут без структурных подразделений. Должностные инструкции, обязанности, график работы и т.д. для "выживших" остаются прежними. Должны ли мы в соответствии со ст.74 ТК РФ письменно и за 2месяца уведомлять работников об предстоящих изменениях? Если в трудовом договоре не указывалось подразделение нужно ли делать доп.соглашение? На основании чего будет делаться изменяющая запись в трудовую книжку? Какие могут быть "подводные камни"? За ранее благодарна.

Ответ

Ответ на вопрос:

В данном случае, если подразделение, как место работы, не указано в трудовых договорах с работниками и все подразделения организации располагаются в одной местности, то оформлять дополнительное соглашение с работниками и вносить изменения в трудовые книжки работников нет необходимости.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по перемещению работников "под ключ" от Системы Кадры.

Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (). Таким образом, работодатель не ограничен в своём праве менять внутреннюю структуру предприятия, в том числе, полностью упразднить структурные подразделения ().

По общим правилам, постоянное или временное изменение структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, является переводом работника, который должен быть оформлен соответствующим образом (ст. 72.1 ТК РФ).

Действующим законодательством в качестве обязательного условия трудового договора указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). При этом под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Таким образом, если работники оформлены в подразделении, которое расположено за пределами административно-территориальных границ населенного пункта, в котором расположена сама организация, то этот факт должен быть обязательно зафиксирован в трудовых договорах работников. Поэтому, если фактически у этих работников будет меняться местность работы, то такое изменение может быть оформлено только через перевод в общем порядке, включая необходимость оформления дополнительных соглашений к трудовым договорам, издания соответствующих приказов и внесения записей в трудовые книжки работников ().

Однако если подразделение, в котором работают сотрудники, располагается в той же местности, что и сама организация, то фактически работодатель обязан указать только место работы, под которым понимается наименование организации и её юридический адрес. В этом случае указывать наименование подразделения и его адрес не обязательно. В этом случае, изменение подразделения, в котором работают сотрудники, в том числе упразднение таких подразделений, при условии, что ни одно из условий трудового договора не меняется и не меняется местность, в которой они будут работать, фактически является перемещением (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ). Перемещение работника не требует его согласие и может быть оформлено работодателем в одностороннем порядке (см. приложение к ответу). При перемещении запись в трудовую книжку работника не вносится.

«Подводных камней, как таковых, при соблюдении указанных выше правил, нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Как оформить перемещение сотрудника.

Виды перемещений

Что считается перемещением сотрудника

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено три варианта перемещения сотрудника, при условии что это не влечет изменение условий его трудового договора:

  • сотрудник переходит на другое рабочее место у этого же работодателя;
  • сотрудник переходит в другое структурное подразделение (филиал, представительство, отдел, цех и т. п.) у этого же работодателя в той же местности;
  • сотруднику поручают работу на другом механизме, агрегате.

Отличие перемещения от перевода

Чем перевод сотрудника отличается от перемещения сотрудника

Перемещение следует отличать от . Правила оформления переводов и перемещений различны. Фактически при перемещении человеку предлагают выполнять прежнюю работу на другом рабочем месте. При этом трудовая функция и определенные сторонами условия трудового договора, в том числе место работы, остаются прежними. В этом случае получать согласие сотрудника на перемещение не нужно. Законность и правомерность такого подхода подтвердил даже Конституционный суд РФ в .

Однако если после смены рабочего места у сотрудника изменилось хотя бы одно условие трудового договора, то это нужно расценивать уже как перевод. А перевод на постоянную работу допускают только с письменного согласия сотрудника.

Вопрос из практики: переход сотрудника из одного участка на другой в том же цехе считается перемещением или переводом

Если у сотрудника не меняется , а в трудовом договоре с ним место работы определено без указания конкретного участка, то это (). Если же в трудовом договоре в качестве места работы назван конкретный участок цеха, то его изменение возможно лишь с письменного согласия сотрудника (). Объясняется это тем, что смена рабочего места влечет за собой изменение условий трудового договора ( , ТК РФ).

Данная точка зрения подтверждена в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 и определениях Московского городского суда , .

Вопрос из практики: можно ли оформить как перемещение переезд сотрудника вместе с организацией в другую местность. Организация находилась в Москве, а переехала в Московскую область

Нет, нельзя.

После переезда сотрудник начинает работать в другой местности, а перемещение не предусматривает переезд в другую местность. Это значит, что речь идет о переводе. Следует учитывать, что перевод сотрудника в другую местность возможен только с его письменного согласия. Такой порядок предусмотрен статьи 72.1 Трудового кодекса РФ и подтвержден в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

Подробнее о порядке перевода сотрудника в другую местность вместе с организацией см. .

Документальное оформление перемещения

Какие документы нужно оформить при перемещении сотрудника

Чтобы оформить перемещение сотрудника, получать его согласие не требуется (). Достаточно издать приказ о перемещении и ознакомить с ним сотрудника под подпись. Основанием для издания приказа, в частности, может стать служебная записка начальника структурного подразделения. В ней должно быть сказано, по какой причине необходимо оформить перемещение. Унифицированных форм и не существует. Поэтому их можно составить в произвольной форме.

Совет: для удобства при оформлении приказа о перемещении можно взять за основу унифицированную форму приказа о переводе на другую работу () (). Реквизиты этой формы подходят как для перевода, так и для перемещения.

Роль приказа могут также выполнить или письменное непосредственного руководителя сотрудника, если он уполномочен давать такие распоряжения. указаний, утвержденных ).

Совет: в Трудовом кодексе РФ процедура оформления перемещения сотрудника не закреплена. Поэтому закрепите ее на локальном уровне. Например, в . Это поможет вам избежать конфликтов с сотрудниками и даст возможность привлечь их к за отказ от перемещения.

Иван Шкловец , заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Олег Эдуардович (22.01.2015 в 12:00:51)

    Добрый день. За время нахождения женщины в декрете и по уходу за ребенком с местом её работы может произойти все что угодно – от его реорганизации до ликвидации. Главное правило, о котором здесь следует помнить – это ст. 261 РФ, по которой расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, связанным с нарушениями трудовой дисциплины). Таким образом, только полная ликвидация предприятия может лишить женщину места работы. Во всех иных случаях – при , при реорганизации предприятия и т.д., если предприятие как таковое продолжает существовать, за женщинами, находящимися в декретном отпуске и , обязаны сохранить её рабочее место. Руководство организации не вправе уволить сотрудницу или просить её уволиться , ссылаясь на организационные изменения. В случае с ликвидацией предприятия ситуация может сложиться неоднозначная – несмотря на то, что женщина в итоге все равно останется без рабочего места, развитие событий до момента её увольнения может происходить по-разному. Если ликвидация предприятия не связана с его банкротством, то увольнение будет осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. До момента ликвидации предприятия (т.е. до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации) у всех работников, в том числе и у женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, будет идти стаж, и будут производиться соответствующие выплаты. Кроме того, после официального увольнения предприятие должно произвести выплату выходного пособия и за два месяца. В случае с ликвидацией предприятия в связи с его банкротством стоит серьезно задуматься об до объявления предприятия банкротом. Несмотря на то, что процедура увольнения и осуществления выплат при ликвидации предприятия в связи с банкротством и при ликвидации по иным основаниям, по закону практически одинаковы, на практике чаще всего складывается ситуация, когда предприятие-банкрот не в состоянии осуществить соответствующие выплаты своим работникам. Впоследствии, процедура банкротства может растянуться на долгое время и ждать соответствующих выплат придется очень долго. В связи с этим, в данном случае, можно посоветовать уволиться по собственному желанию до объявления предприятия банкротом – тогда организация будет обязана рассчитаться по всем своим обязательствам сразу.





    

    2024 © mgp3.ru.