Основные правила по безопасности жизнедеятельности "учебное пособие". Основные правила безопасного поведения 8 правил обж


Цели урока: развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ, изученных в первой четверти; вручение «Дипломов пятиклассника».

Задачи: повторить с детьми опасные жизненные ситуаций; как защитить себя от опасностей; закрепить знания о правилах дорожного движения и правил обращения с электроприборами; рассмотреть пожароопасные ситуаций.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы, «Дипломы пятиклассников».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Ребята, мы уже с вами успели подружиться и узнать друг друга. Я очень рада нашему взаимосотрудничеству. Сегодня у нас обобщающий урок, где мы подведем итоги первой четверти обучения основам БЖ в пятом классе и повторим главные правила ОБЖ.

2. Вы – пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению.

– Я ваш путеводитель по всем правилам основ БЖ. Рада буду вам подсказывать, помогать, изучать всевозможные ситуации. И, поэтому, обращайтесь всегда за советами и любыми вопросами ко мне. Также вы можете обращаться к старшим товарищам и к родителям. Все вокруг будут идти вам навстречу и оказывать помощь. Ведь, когда мы вооружены определенными знаниями, мы способствуем формированию своей окружающей среды по всем правилам безопасности.

3. До того, как мы начнем повторять некоторые вопросы, которые изучили за этот период, я хочу вручить вам Дипломы 5-классника.
Здесь я отметила особые моменты из моих наблюдений за вашими действиями на уроке и вне урока. Я придумала свои, несуществующие в школе, дисциплины, распечатала и собрала в книжечку. И, надеюсь, что сохраните их, и будете время от времени вспоминать эти дисциплины и размышлять о своих действиях. Хотя эти дисциплины я преподнесла в форме названий-шуток, они имеют глубокое смысловое значение, которые помогут вам в различных действиях.

ОБЖ – защита жизни нашей! И для начала, я попрошу прочитать небольшие стишки про ОБЖ. Дети читают стихи.

Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник.
Вспомни наше ОБЖ,
И, считай, спасен уже!

Я качалась на качелях,
И ушибла ножку.
«Срочно окажи ты помощь!»
Я кричу Сережке.

4. Вручение «дипломов»

(Ниже приводится содержание этого материала). Поздравления и пожелания.

Настоящий диплом пятиклассника

Ф.И.О
МОУ СОШ №

2011-2012 у/г.

За короткий испытательный срок с 01.09.2011 по 25.10.2011 прошел полный курс подготовки
к обучению в пятом классе и изучил «Азбуку ОБЖ с главными правилами ОБЖ».

К концу первой четверти имеет следующие показатели по нижеидущим дисциплинам:

Чему учит ОБЖ!?
Ознакомление с кабинетом ОБЖ
Бег с преодолением препятствий в классе
Курс самодеятельности на тему: «Бой в коридоре, все в дыму, ничего не видно»
Развитие громоглушительной речи
Умение держать язык за зубами, когда просят отвечать
Курс ознакомления с природой школьного двора: «Что ни куст, то без листочка»
Любопытство – не порок, а метод познания «Почемучки»
Учимся, играя
Минутка отдыха
Азбука ОБЖ
Сочинение фантастических истории, небылиц и головоломок
Придумывание новых понятий, как «убальшиваются»
Противогаз – средство защиты в кабинете, когда отсутствует учитель
Придумывать и находить себе опасности дома и на улице
Правила ПДД. Кто сильнее плечом толкнул, тот и пошел на главную…
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)
– 5 (отлично)

Прошел полный курс факультатива по методу «Дай сдачи обидчику, если не смотрит учитель,
если же смотрит, умей вовремя пустить слезу» на «отлично».
Решением специальной комиссии СОШ № данному учащемуся рекомендуется
продолжение дальнейшего изучения курса ОБЖ в школе.

Учитель –
Директор –
Завуч –
Печать ОУ

5. Друзья, запомните. В любом деле есть свои порядки, правила действия.
Во время движения по дороге все соблюдают строгие законы с многочисленными указывающими знаками. Мы с вами повторим ПДД и посмотрим слайд-фильм «Безопасность движения».

Вопросы – ответы по этому разделу. Активное обсуждение.

6. Демонстрация презентации по ПДД

7. Показать таблицу со знаками дорожного движения

Ученик читает стихотворение про ПДД, которое мы учили на прошлом уроке.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

8. Опасные ситуации. Какие они? Где они?
Попробуем очертить то пространство, в котором мы живем.

(Идет перечисление всех мест – ванная, кухня, балкон, магазин, школа, автобус, театр и т.д.)

Везде, где мы бываем, где мы живем, нас могут ожидать опасности. И мы вспоминаем различные неблагоприятные факторы и условия. Также, наши действия в опасных ситуациях. Работа проводится в форме беседы и вопрос-ответ. По желанию учеников, рассматриваются 2-3 ситуации.

9. Пожары. Борьба с пожарами и защита жизни во время пожара.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом». Делаются выводы о противопожарной безопасности и действиях во время пожара.

Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок – с решетом
И козёл – с фонарём.
Тили-бом!
Тили-бом!

Грачи:

Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Стой, свинья! Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду вёдрами носите.

Человек давно научился пользоваться «красным цветком», т.е. огнем. Но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается в неуправляемое пламя пожара. Пожары страшны не только огнем, но и его спутниками:

1) ядовитый дым;
2) высокая температура;
3) плохая видимость;
4) паника и растерянность;
5) обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком;
6) обрушение конструкций.

Давайте, сейчас укажем на те причины, что привели к пожару в доме у Кошки. Короткое обсуждение пожара и его «спутников».
Рассмотрим такую ситуацию: «Жаркой июльской ночью житель московского района Черпаново заметил возле гаражей небольшое свечение, похожее на свет фар автомобиля. Но это свечение было слабее и ниже, что и привлекло внимание. С помощью бинокля ему удалось заметить маленькую струйку дыма. Прибывшие пожарные выяснили, что в гараже от жары загорелись промасленные тряпки и канистры с маслом. Так бдительность москвича предотвратила большой пожар во дворе жилого дома.
Ребята, небольшими фразами оцениваем действия этого человека.

Короткое обсуждение.

10. Подводя итоги нашей сегодняшней работы, я хочу в очередной раз подчеркнуть, что опасные ситуации можно и нужно предвидеть, при условии, что мы будем соблюдать все правила безопасности, которые мы с вами изучаем и еще предстоит изучить. Ведь в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом неправильных действий человека. Поэтому я еще раз попрошу вас, чтобы вы повторили и запомнили все те правила, о которых мы говорим: правила поведения дома, в общественных местах, в транспорте, на улице, в водоемах, правила пользования электроприборами и мн.др.

11. На доске высвечивается через проектор: «Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!»

12. Спасибо вам, за прекрасный час. До встречи!

04.05.2013 21:33

Лента новостей

  • 20:02
  • 19:02
  • 14:53
  • 14:02
  • 19:42
  • 18:32
  • 16:32

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Правила личной безопасности на улице

1. Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: "Помогите! Меня уводит незнакомый человек!"

3. Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

5. Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

6. Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.

7. Не играй с наступлением темноты.

Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

Запрещается:

1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

2. Небрежно, беспечно обращаться огнём.

3. Выбрасывать горящую золу вблизи строений.

4. Оставлять открытыми двери печей, каминов.

5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы.

7. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

8. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

9. Оставлять без присмотра топящиеся печи.

10. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

11. Самим чинить и разбирать электроприборы.

Разрешается:

1. Защищать дом от пожара.

2. В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

3. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

4. Подавать сигнал тревоги.

5. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

6. Знать план эвакуации на случай пожара.

7. Кричать и звать на помощь взрослых.

8. Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

9. Вывести из горящего помещения людей, детей.

10.Набросить покрывало на пострадавшего.

Правила безопасности на льду

1. Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми людьми.

2. Идти следует по уже проложенной тропе.

3. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте с обрывом.

4. Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, травы; в местах, где быстрое течение, где вливаются сточные воды промышленных предприятий.

  1. Не забывай осенью и весной лёд тонок.

Правила безопасного поведения на воде летом

  1. Купаться можно только в местах разрешённых и в присутствии взрослых.
  1. Нельзя нырять в незнакомых местах- на дне могут оказаться притопленные брёвна, камни, коряги.
  2. Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли и тина.
  3. Не стоит затевать игру, где в шутку надо "топить" друг дуга.
  4. Не поднимай ложной тревоги.

Правила безопасности при общении с животными

  1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
  2. Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с "собачьего" это значит "показывать зубы", или говорить, что вы сильнее.
  3. Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
  4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
  5. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
  6. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
  7. Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
  8. Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.
  9. Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.
  10. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

МКОУ ООШ г. Сосновка

« Главные правила ОБЖ»

урок в 5 классе.

Санникова В.В.

Учитель ОБЖ МКОУ ООШ

г. Сосновка

г. Сосновка

2017 г.

Тема урока: « Главные правила ОБЖ»

Класс 5

УМК (программы учебного курса) Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хрен ников; под ред. А. Т. Смирнова. - 3-е изд. - М.: Прос вещение, 2014 Тип урока: Комбинированый

Цели урока:

    Применять способности анализировать окружающую обстановку, чтобы предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций.

    Применять умения принимать решения об обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

    Развитие навыков работы с текстом: умение получать, систематизировать, оценивать, анализировать информацию.

    Создание благоприятных условий для получения новых знаний учениками по теме.

    Способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Оборудование: Мультимедийный проектор

Экран

Компьютер

Презентация

Раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы познакомились с центральными понятиями курса ОБЖ: «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная и чрезвычайная ситуация». Давайте вспомним данные понятия.

II . Актуализация опорных знаний

Предлагаю в течение урока заполнить таблицу. Приём «З-Х-У»

Групповая работа учащихся.

Работа по карточкам. Приложение 1.

Фронтальная работа с классом.

Вопросы:

1. Сформулируй понятие «опасная ситуация». Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры.

2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе?

3. Какая ситуация называется чрезвычайной. Какие типы опасных и чрезвычайных ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.

4. Продемонстрируй схему своего маршрута из школы домой (это было домашнее задание). Расскажи, какие опасные ситуации могут возникнуть на твоем пути?

III . Сообщение темы и цели урока

В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать ее самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. Как вы думаете в такой ситуации кроме физических сил и упорства нам обязательно понадобятся какие знания?

Правильно об опасностях и о способах их преодоления и выживания.

Наше будущее в наших руках! Наши действия – наши правила!

И так кто скажет тему нашего урока?»

Правильно сегодня на уроке мы будем говорить о главных правилах ОБЖ. Запись темы в тетрадь.

Сегодня мы с вами не только узнаем главные правила ОБЖ, но и научимся правильно действовать в той или иной опасной ситуации и будем знать какие службы смогут прийти к нам на помощь.

IV . Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Опасная ситуация может возникнуть там, где ее не ждешь. Давайте прочитаем, что случилось с учениками на уроке рисования.

Работа с учебником (стр.11-12).

Бывает и так, что именно наши ошибочные действия приводят к беде.

Решение ситуационной задачи.

Оказавшись одни в комнате, маленькие дети зажгли бенгальские огни. Проволочка раскалилась, и девочка уронила ее на синтетический ковер, который начал тлеть и дымить. Дети испугались, открыли форточку, чтобы проветрить комнату, и заперлись в ванной. Когда приехали пожарные, дети задохнулись от ядовитого дыма.

Вопрос: назовите действия участников трагедии, которые оказались роковыми? Ответы детей.

Вот, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, я рекомендую усвоить ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ.

Правило – это критерий, эталон, образец поведения. Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.

Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.

Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия.

Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.

Запись правил в тетрадь.

На последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока».

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».
Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся!..»

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается.

Все эти правила родились из опыта тысяч смелых и отважных людей: путешественников и разведчиков, спортсменов и искателей приключений. Во все времена опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения и советы потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит более счастливой.

И все наши правила можно вывести в формулу : « Предвидеть, избегать, действовать» Давайте ещё раз проговорим эти правила. Ученики:

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать её.

3. При необходимости действовать.

Ребята, а как вы думаете, кто может прийти к нам на помощь в опасной ситуации?

Давайте вместе с вами вспомним номера телефонов специальных служб города?

У вас у всех есть мобильные телефоны, а знаете ли вы номер вызова службы спасения по сотовому телефону?

Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

А сейчас я предлагаю поработать в парах. Выберите, кто из вас будет диспетчеров службы безопасности, а кто свидетелем или человеком попавшим в опасную ситуацию. Обыгрывание детьми проблемной ситуации.

V . Закрепление

Давайте попробуем выполнить задание. Выполнение заданий с последующей проверкой.

Задание 1.
Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией
.

ПОСЛОВИЦЫ

    Из двух зол выбирай меньшее.

    Не доглядишь оком, заплатишь боком.

    Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

    Глаза боятся, а руки делают.

А. Учись предвидеть опасные ситуации.

Б. Избегай опасных ситуаций.

В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Ответ: А-2; Б -3; В -4; Г-1.

Задание 2.

1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия.

2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить.

3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся сам.

4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

5. Выбирай самый безопасный способ действий.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

Ответ: 1. +, 2. -, 3. -, 4. +, 5. +, 6. -.

VI . Подведение итогов

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, 3 правила ОБЖ

Рефлексия Составить синквейн по изученной теме

(пример: Ситуация

Опасная, страшная

Предвидеть, избегать, действовать

Проверьте все ли заполнили таблицу, которую вы получили в начале урока и сдайте мне. В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку: «Знай правила движения - как таблицу умножения»Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.

II . Домашнее задание Слайд 10.

Параграф 2.

Задание 1 стр. 13

Приложение 1.

Карточка 1.

Соедините стрелками понятия с их определениями.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОПАСНОСТЬ Обстановка на определенной территории, сложившаяся

В результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ Неблагоприятная обстановка, в которой действуют

СИТУАЦИЯ вредные факторы, угрожающие здоровью человека, его имуществу и среде обитания.

Ответ:

Опасность – угроза бедствия ……

Опасная ситуация – неблагоприятная обстановка ………

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории ….

Экстремальная ситуация – наиболее сложная опасная ситуация…..

……………………………………………………………………………………………………

Карточка 2. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Вставьте пропущенные слова.

1. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения – это _________________________________________________________________________.

2. Состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от неблагоприятных факторов воздействия – это ____________________________________.

3. Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил – это ____________________________________________________________________________.

4. Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного – это __________________.

5. Крушение самолета, авария на атомной электростанции (АЭС) относятся к типу чрезвычайных ситуаций - _____________________________________________________.

6. Землетрясение, цунами, наводнение относятся к типу чрезвычайных ситуаций - ____________________________________________________________________________.

Ответ:

1. Чрезвычайная ситуация. 2. Безопасность. 3. Экстремальная ситуация. 4. Опасность. 5. Техногенные.

6. Природные.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка 3. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Запишите номера чрезвычайных ситуаций (ЧС) в соответствующую группу.

ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС:_______________________________________________

ПРИРОДНЫЕ ЧС: _________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ ЧС: ________________________________________________

1. Взрыв на химическом заводе. 5. Землетрясение.

2. Цунами. 6. Крушение поезда.

3. Авария на гидроэлектростанции (ГЭС). 7. Война.

4. Пожар на нефтеперерабатывающем заводе. 8. Ураган.

Ответ:

ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС: 1, 3, 4, 6.

ПРИРОДНЫЕ: 2, 5, 8.

СОЦИАЛЬНЫЕ: 7.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.







2024 © mgp3.ru.