Художники сюрреалисты, современные и не очень. Мрачный сюрреализм: серия иллюстраций, в которой изображены глобальные проблемы современного общества


Сюрреализм (от фр. Surrealisme - сверхреализм) - эстетическое течение, возникшее во Франции в первые десятилетия ХХ века. Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США… Крупнейшие художники-сюрреалисты стали одновременно и наиболее известными живописцами ХХ века - это Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст. В кино сюрреализм связан с именами Луиса Бунюэля и Жоржа Садуля, в литературе - Андре Бретона, Робера Десноса, Луи Арагона, Поля Элюара, Рене Шара, Анри Мишо.

Главная категория сюрреалистической эстетики - так называемое автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы. Формулируя его, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда–Юнга. Разумеется, в действительности такой тип творчества практически невозможен - напротив, многие полотна того же Сальвадора Дали производят впечатление тщательно сконструированных символических конструкций, каждый элемент которых не просто поддаётся расшифровке, но и настоятельно её требует. Другое дело, что практически все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Соответственно, восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, принципиальное перескакивание через логические мостики, бурная и прихотливая ассоциативность, насыщенность текста непрямыми значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Принято считать, что само слово сюрреализм “изобрёл” Гийом Аполлинер, использовав его впервые в одной из своих пьес 1918 года и в статье того же года “Дух времени и поэты”. Как термин он впервые был использован двумя годами позже, в статье будущего мэтра этого течения поэта Бретона, посвящённой тому же Аполлинеру. В том же году выходит в свет классический текст сюрреализма - книга “Магнитные пути” Бретона и Супо, показывающая, по мысли авторов, революционные возможности автоматического письма. Таким образом, сюрреализм начался не с отдельных текстов, а сразу со своеобразной “книги образцов”, хрестоматии, в которую вошли произведения разных жанров: более или менее связные рассказы, отрывочные заметки и стихи.

В автокомментарии к книге Бретон называет одной из основных её особенностей высокую и постоянно меняющуюся скорость письма, характеризуя с этой точки зрения различные тексты, вошедшие в книгу. При этом самым быстрым (а значит, самым автоматическим) автор назвал вполне связный, рационально выстроенный рассказ “Затмения”. А вот как выглядит одно из стихотворений книги - “Занавесы” из цикла “Изречения рака-отшельника”:

Мышеловки души тушили калорифер белого меридиана таинств
Шатун корабля
Спасательный плот
Прекрасно падают пригожих водоросли разных цветов
Трепет ночных возвращений
Две головы плоские чаши весов

Следом за этим, в 1922–1923 годах, сюрреалисты проводят серию сеансов сна (“эпидемию сна”), на которых поэт Робер Деснос диктовал видимое им во сне и отвечал на вопросы участников сеанса; ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм. По утверждению Бретона, Деснос читал “в самом себе словно в открытой книге и нисколько не пёкся о том, чтобы сберечь эти листки, разлетающиеся на ветру его жизни”.

В 1924 году тот же Бретон создаёт “Манифест сюрреализма”, в котором перечислены тщательно подобранные имена предшественников нового направления. Среди них находим Свифта, маркиза де Сада, Шатобриана, Гюго, По, Бодлера и других известных писателей прошлого. При этом каждый из них, по мнению Бретона, оказывается сюрреалистом в какой-то одной области: Свифт - сюрреалист в язвительности, Сад - в садизме, Рембо - в жизненной практике и во многом ином и так далее.

Тогда же начинают выходить журналы “Сюрреализм” и “Сюрреалистическая революция”. Тем же 1924 годом датируется коллективный памфлет сюрреалистов на смерть классика французской словесности Анатоля Франса - ещё один манифест зарождающегося направления, в котором отчётливо сказался ещё один важнейший принцип сюрреалистической эстетики - обращение к так называемому чёрному юмору.

В 1924 же году появляется сюрреалистическая драма “Тайны любви” Роже Витрака (поставлена в 1927-м). При том что в наиболее чистом виде сюрреализм проявился более всего в поэзии и в бессюжетной малой прозе, драматургия тоже занимала в его арсенале немаловажное место. По мнению Бретона, “к диалогу формы сюрреалистического языка лучше всего приспосабливаются” - чем сюрреалисты и были заняты в своих повседневных играх, которые впоследствии публиковались ими как коллективные произведения. Кроме записей сновидных сеансов Десноса, это была, например, словесная игра “Изысканный труп”, участники которой подписывали к невидимым ими существительным-подлежащим глаголы-сказуемые с подчинёнными им словами. Что получается в результате таких игр - известно: это довольно распространённая забава в быту школьников и студентов всего мира. Но только сюрреалисты решились объявить эту нехитрую игру произведением искусства, поскольку она вполне совпадала с их представлением о спонтанности творческого процесса, его непредсказуемости.

Тот же приём использовался и в других играх - например, при составлении связных диалогов, в которых отвечающий не знает задаваемого ему вопроса. В результате получаются такие определения: “Что такое самоубийство? - Много оглушающих звонков; Что такое радость жизни? - Это шарик в руках школьника; Что такое живопись? - Это маленький белый дым”. Диалоги эти, вполне подобные тем, что сюрреалисты сочиняли для героев своих индивидуальных пьес, нельзя назвать абсолютно лишёнными смысла - напротив, неожиданное столкновение фраз заставляет читателя искать в них скрытый смысл, и это, как правило, удаётся. Тем более когда авторы вопросов и ответов - профессиональные писатели, умело и образно выстраивающие свои реплики.

В этом же внешне абсурдистском ключе разворачивается и действие большинства сюрреалистических пьес, авторами которых выступали Т.Тцара, Ж.Рибмон-Дессень, Бретон и Супо. Так, в пьесе последних “Пожалуйста” (1920) находим диалоги, написанные в игровой манере:

Поль: Я тебя люблю. (Долгий поцелуй.)

Валентина: Молочное облако в чашке чая...

Относительно больших жанров имеет смысл говорить только о большем или меньшем влиянии сюрреалистической эстетики, неспособной по определению организовать объёмный связный текст. Однако когда сюрреалисты несколько отступают от принципа автоматизма, им удаётся создать повесть и даже роман. Так, повесть Бретона “Надя”, ранняя проза Арагона, романы Р.Кревеля, сохраняя обязательную для сюрреализма атмосферу неожиданности, хаотичности происходящего и демонстрируя причудливую субъективность взгляда на мир, оказываются в то же время вполне читабельными. Правда, в большинстве случаев эта проза с большим трудом укладывается в традиционные представления о жанрах - скорее здесь перед нами своего рода жанровые мутанты.

Например, в 1925 году Б.Пере и П.Навиль создают “Бюро сюрреалистических исследований”; к этому времени направление уже получило свою теоретическую платформу, к поэтам-теоретикам присоединились прозаики, художники, кинематографисты. В том же году сюрреалисты публикуют на страницах своего журнала ряд обращений - к правительствам стран мира (“Откройте тюрьмы. Распустите армию”), к ректорам европейских университетов, к Папе Римскому (с характерным обвинением: “Ты положил Бога в свой карман”), к главным врачам лечебниц для душевнобольных. Все они содержат гневные обвинения против существующего порядка мироустройства. В отличие от них, обращения к буддийским школам и далай-ламе - это своего рода просьбы о помощи и духовном наставничестве, не лишённые, правда, некоторой иронии (“Придумайте нам новые дома”).

Продолжая теоретическое самоопределение сюрреализма, в 1927 году создаёт свой “Трактат о стиле” Луи Арагон, обосновав в нём принципиальный отказ сюрреалистической словесности от соблюдения правил правописания. В контексте общей доктрины автоматического письма это звучит вполне логично, и сюрреалисты последовательно соблюдали предложенное Арагоном антиправило. Именно от них начался сознательный отказ поэтов самой разной ориентации от использования в стихах традиционной, “прозаической” системы знаков препинания.

Вообще, поэты-сюрреалисты заметно расширили диапазон художественных средств европейской поэзии. Во-первых, они утвердили господство в ней свободного стиха (верлибра), не сковывающего поэта традиционными формальными ограничениями в виде слогового метра, рифмы, регулярной строфики и так далее. Не менее важным оказался и отказ от обязательной логической связи элементов, переход от жёсткой конструкции поэтического текста к лирическому потоку сознания, включающему в себя на равных правах и закономерные, и совершенно произвольные, случайные ассоциации. Наконец, именно сюрреалисты стоят у истоков таких направлений современной мировой поэзии, как конкретизм и визуальная поэзия. В этом смысле можно сказать, что практически вся современная поэзия берёт своё начало в творческой практике сюрреализма, окончательно раскрепостившей сознание художника слова.

В том же 1927 году, что и трактат Арагона, появляются “Видения полусна” художника Макса Эрнста - своего рода продолжение опытов Десноса. А в следующем году Бретон и Арагон записывают и публикуют свои “Сюрреалистические игры” - ещё один опыт создания нового жанра, которых к тому времени сюрреалисты изобрели уже немало. Причём большинство из них демонстрировало претензии поэтов нового направления на решение не только художественных, но и психотерапевтических задач.

Наконец, в 1929 году Бретон пишет второй манифест сюрреализма, подводящий итоги десятилетнего существования нового направления в искусстве. В новой работе ещё раз перечислены предшественники и оценён их вклад в создание сюрреализма, проанализирован опыт современных сюрреалистов, намечена программа новых действий - на этот раз с поправкой на идеи оккультизма.

Тогда же, в конце 1920-х годов, в лагере сюрреалистов намечается раскол. Вслед за этим группа радикально настроенных сюрреалистов вливается в марксистское движение во Франции, некоторые из них участвуют в движении Сопротивления, даже вступают в компартию.

В дальнейшем пути сюрреалистов расходятся в разные стороны. Элюар и Арагон отказываются от усложнённости образов, присущих сюрреалистической эстетике, и постепенно обращаются к неоклассическим формам поэзии и прозы, вполне соответствующим их симпатиям к коммунистической идеологии. Другие поэты и художники продолжают формальные поиски, открывая новые и новые горизонты творчества, ориентированного на подсознание.

Интерес к сюрреализму неоднократно вспыхивал и в последующие десятилетия. Так, его влияние сказалось в творчестве многих латиноамериканских поэтов, в поэзии и драматургии США и славянских стран в 1940–1950-х годах, затем в 1970-е. Можно с уверенностью сказать, что приёмы, выработанные сюрреалистами, оказали и оказывают на искусство ХХ века постоянное воздействие.

Русская поэзия берёт на вооружение некоторые приёмы сюрреалистического письма довольно поздно, в 1980–1990-е годы. Элементы сюрреалистической образности можно обнаружить в некоторых стихах И.Бродского, Г.Сапгира, Г.Айги; наиболее последовательно работает с сюрреалистической поэтикой в 1970–1980-е годы художник и поэт Лев Кропивницкий.

Творчество польского художника Марцина Овчарек (Marcin Owczarek) связано в основном с антиутопическими идеями и глобальными проблемами XXI века . В своих неоднозначных работах, ему удается создать уникальную атмосферу мрачного, таинственного, а порой и вовсе трагического сюрреализма, царящего вокруг. На первый взгляд эти иллюстрации шокируют и вызывают отвращение, но если посмотреть на них с другой стороны и вникнуть в суть происходящего, то современному обществу, однозначно есть над чем задуматься…












«Мое творчество в первую очередь сосредоточенно на человечестве и на окружающей среде, а так же на глобальных проблемах XXI века. В своих работах я пытаюсь показать все то, с чем ежедневно сталкивается современное общество: пагубное влияние новых технологий, извечно преследуемые страхи, моральное уродство, генная мутация, социальные и экологические проблемы, перенаселение планеты, аморальное поведение и вредные привычки… Все это и многое другое так или иначе влечет за собой ряд последствий, которые приводят к краху…» - говорит Марцин о серии своих иллюстраций под названием «Dystopy Land» .










Благодаря сюрреализму, многим художникам и фотографам удается не только совместить несовместимое, но и раскрыть сущность человеческого «Я». - потрясающая серия снимков, в которой оживают не только самые запретные желания и тайны, но и кошмары со страхами, которые присущи каждому человеку…






В творчестве польского художника Лешека Буйновского (Leszek Bujnowski) так же присутствуют . Таинственные, печальные и в то же время по-детски милые, а порой и вовсе трудно поддающиеся какой-либо логике работы, . Ведь его своеобразные иллюстрации созданные при помощи цифровой графики – ничто иное, как потаенный мир, царящий в человеческом подсознании.


Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/one_love.jpg" alt="Влюбленные. (1928). Автор: Рене Магрит. | Фото: artchive.ru " title="Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.








Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-004.jpg" alt=" Странствующий остров. (2002). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title=" Странствующий остров. (2002).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-006.jpg" alt="Предзнаменование. Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru. " title="Предзнаменование.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-002.jpg" alt="Летучий голландец. (2010). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title="Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-005.jpg" alt="Шекспир. (2011). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Шекспир. (2011).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-007.jpg" alt="Гоген. (2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com. " title="Гоген. (2012).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-004.jpg" alt="Леонардо да Винчи.(2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.


Введение

Актуальность: На сегодняшний день в России много художников, работы которых неповторимы и гениальны, но в большинстве случаев их создатели (да и сами работы) остаются безызвестными.

Творчество художника - это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным - коллективным опытом предшествующих поколений, и новым неизвестным - индивидуальным опытом художника, что и приводит к поиску нового смысла.

В своем исследовании я сравниваю картины знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и почти неизвестного в России художника, нашего земляка, Сергея Харченова.

Проблема: Каждый, кто видел картины С. Харченова, невольно сравнивал их с произведениями С. Дали. В своем кругу енисейского художника даже называют сибирским Сальвадором Дали, но сам художник категорически не согласен с этим. Осознавая несправедливость и ложность этого мнения, я решила провести собственное исследование.

С. Харченов практически неизвестен в России, однако его картины находятся во многих частных коллекциях, в том числе и за рубежом в Швеции, Польше, Италии, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китае, Корее, США и даже на острове Мальта. Почему же на Родине художник неизвестен, ведь мы должны знать свои таланты и гордиться ими? В настоящее время нет ни одного исследования, посвященного творчеству нашего талантливого земляка, никаких описаний его картин, только «народная молва».

Цель исследования: доказать, что картины С. Харченова - это не слепое подражание С. Дали, они в корне отличаются от произведений знаменитого сюрреалиста.

Гипотеза: творчество С. Харченова радикально отличается от творчества С. Дали.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

· проработать имеющуюся литературу по биографии и творчеству художников;

· познакомиться с большим количеством произведений обоих художников;

· провести анализ структуры и содержания двух наиболее схожих картин;

· провести сравнительный анализ двух выбранных картин. Методика исследования комплексная. Для решения задач применялись эвристические методы анализа структуры и содержания художественных произведений изобразительного искусства и метод сравнительного анализа произведений.

Сюрреализм

Что такое сюрреализм

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации.

Сюрреализм в XXI веке

Принято говорить, что сюрреализм наступил в 1924 году, а отступил в 1969-м. Но некоторые исследователи считают, что мы сейчас живем в эпоху развитого сюрреализма - а значит, ничего не кончилось, напротив, все только начинается.

В свое время сюрреалисты утверждали, что бессознательное (внеразумное) является истиной в последней инстанции. У австрийского психолога Зигмунда Фрейда они позаимствовали идею об отсутствии различий между здоровым человеком и больным. Они продолжили мысль так: сумасшествие не контролируется разумом, поэтому творить лучше в припадках безумия (разумеется, искусственно вызываемого).

С. Дали: «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности.» «Сюрреалисты отрицали социальную роль искусства, но время перехитрило их. Сюрреалистические формы были с восторгом приняты архитекторами и дизайнерами, шокирующий кинематограф стал достоянием масс и собственно - обыденностью.

Сюрреалисты хотели изменить сознание, свершились ли их грандиозные планы? Сюрреалистические идеи проникли во все сферы и изменили наш мир до неузнаваемости, хотя мы этого даже не заметили. «Плоды бессознательного процветают повсюду. В изобразительной сфере, кино, искусстве и даже литературе. Но того ли хотели сюрреалисты, разве к такой жизни они стремились?

«Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». Андре Бретон.

Фрейд: «Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности - это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом.»Фрейд был любимым идеологом сюрреалистов. Его обожал Сальвадор Дали и уважал Андре Бретон. Его идеи о высвобождении бессознательного во сне переплелись с отказом сюрреалистов от здравого ума. В начале 21 века, когда оплотом сюрреализма стал кинематограф, наше бессознательное развлекают роботолюди, звероподобные монстры, ожившие куклы и зловещие мертвецы. И все это уже кажется нам привычным, обыденным, мы не считаем это сюрреализмом. А так ли это?

«В сюрреализме мы имеем дело исключительно с фурором. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием.» Андре Бретон, отец сюрреализма.







2024 © mgp3.ru.