Отношение Матрёны с окружающими. А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа) учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему Отношение соседей к матрене васильевне


В рассказе «Матрёнин двор» А.И.Солженицына показан русский деревенский быт второй половины двадцатого столетия. В центре повествования Матрёна, совмещающая в себе два образа, свойственных для русской литературы. Образ некрасовской русской женщины и образ праведника, без которого, как говорится в известной русской пословице, не стоит село.

Главная героиня рассказа – настоящее воплощение образа сильной, самоотверженной женщины, на тяжёлую долю которой выпадает немало бед: несчастная любовь, смерть детей, потеря мужа, болезнь, настигающая её каждый месяц. Образ Матрены близок к изображению русских женщин Некрасовым. Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, её несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Так и в произведении Солженицына Матрёна - женщина невероятной силы, но живущая в несправедливости.

Но не только образ силы воплощён в Матрёне, она ещё и тот самый праведник, без которого не стоит село. Но почему же односельчане не осознают праведничества Матрёны?

Система образов рассказа «Матрёнин двор» построена на антитезе –естественность, духовное богатство Матрёны, её равнодушие к материальным благам противопоставлены мелочным интересам и бедной душевной организации её односельчан. Матрёна не имела хозяйства, не числилась в колхозе, пенсию не получала, однако не озлобляется Матрёна на мир, а продолжала трудиться и помогать, всем кто нуждается в ее помощи. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда» - так говорит о Матрёне автор. Она помогала соседке выкапывать картошку, хотя была больна, работала в колхозе, хотя там даже не числилась.

Речевая характеристика Матрены создаёт образ искренней, добродушной, простой женщины. Просторечия, сбивчивая речь, большое количество повторов при разговоре – все это характеризует Матрену, как человека, все делающего от сердца, не проводя в голове расчётов, как бы показать себя в лучшем свете. Бескорыстие, скромность, доброта – те праведные черты характера, которые отличали ее от всех остальных, но которые никак не хотели замечать ее родственники и соседи. Почему же так?

Я думаю, ответ кроется в том, что поведение Матрены было им попросту непонятно. Вокруг неё мелочные, лицемерные, духовно бедные люди, занятые своими заботами и думающие только о себе. Как могли понять светлую душу Матрены ее сестры, которые прямо на похоронах, искусственно плача, делили имущество Матрены? Как Фадей и его родня из-за своей жадности, чуть не погубившие в ту роковую ночь тысячи людских жизней, могли понять бескорыстие и терпеливость Матрены? Как та, другая Матрёна, обрядно рыдающая над могилой, могла понять искренность истиной Матрёны? Как государство, старающееся «замять» дело и «свалить все на пьянку», могло понять справедливость Матрены? Как подруга Маша, в самый день похорон не забывшая об обещанном ей вязанке, могла понять равнодушие Матрены к материальным благам? Все ее окружение духовно очень бедно и не способно понять богатств матрениной души.

Таким образом, односельчане Матрены не понимали, что Матрёна – тот самый праведник, без которого не стоит село, в силу своей бездуховности. Поступки Матрены они воспринимали, как должное, как что-то само собой разумеющееся. Хочется выразить надежду, что после утраты Матрены, они осознали ее добродетель, и поняли, что их село, как и любое другое, действительно не может стоять без праведника, без своей Матрены.

«Школа окружающий мир» - Салки морской бой крестики-нолики. Тест по теме «В школе». Прочитай внимательно вопрос. Ключ к ответам. Окружающий мир 2 класс. Инструкция: 8. Где в школе можно бегать, прыгать, кувыркаться? Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Русский язык математику физику.

«Окружающий мир в школе» - Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности. Современная парадигма образования: Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Филология Математика Природа, человек, общество Искусство и культура Здоровье Технологии.

«Тема Окружающая среда» - Растения выделяют кислород, которым дышит животное. ТЕМА: «Мир глазами эколога». Работаем, отдыхаем. Животные. Неживое. Живое. Природа. Экологические связи. Человек. Растения. Урок по окружающему миру Тема: «Мир глазами эколога». Многие животные питаются растениями.

«Окружающий свет» - Свет имеет большое значение для развития жизни на Земле. Законы природы едины. В поговорках, пословицах, цитатах. Длина волны от 4 10-7 до 7,5 10-7 м. Масса покоя фотона равна 0. Фотоэффект Химическое действие света Фотосинтез Давление света. Абу Али ибн Сина. Вселенная и свет появились в результате Большого взрыва.

«Программа по окружающему миру» - Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -. Кружок «Юный эколог». Тематическое планирование. Учебный предмет «Окружающий мир». Реализует принципы деятельностного подхода. Методы и приёмы. Разработан механизм оценивания своей деятельности. Проектирование отдельного урока. Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира.

«Игры окружающий мир» - Активное использование сюжетно- ролевых игр. Праздник солнца. Школа путешественника. Соблюдай правила дорожного движения. Содержание учебного предмета. Структура дидактичекой игры. Учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Окружающий мир». Азбука здоровья. Дидактические материалы. В стране сказочных животных.

>Характеристики героев Матрёнин двор

Матрена

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.



Последнее произведение, с которым мы познакомились на уроке литературы, - это рассказ Солженицына «Матренин двор».
Главным героиней произведения является одинокая трудолюбивая и простодушная женщина Матрена с блекло-голубыми глазами и лучезарной улыбкой. Муж Матрены пропал без вести в военные годы, а дети, все шестеро, умирали один за другим, не успевая дожить и до года.
Матрена жила скромно, пенсии не получала, а потому и денег у нее никогда не было. Со здоровьем у старушки были проблемы. И в плохие дни, когда она совсем не могла вставать с постели, за хозяйством следила ее верная подруга.
Все ее хозяйство составляли коза да пятнадцать соток земли, засаженной картошкой.
В минуты душевной грусти только один труд мог успокоить Матрену. Целый день она трудилась, и ни на секунду не было ей покоя.
Односельчане не понимали ее поступков, а потому и не любили. Не нравилось ее скудное хозяйство. Отсутствие поросенка для деревенского жителя было парадоксом. Не любили Матрену за ее искреннюю доброту и бескорыстность, за то, что она не смогла удержать мужа. Матрену упрекали за то, что она помогала всем от чистого сердца, не ожидая в ответ ни похвалы, ни награды.
Но нельзя строго судить сельчан. В любом обществе не любят белых ворон. Матрена – хороший человек, но она не живет по деревенским правилам, поэтому ее не понимают и не ценят.
Автор относится к Матрене с уважением. Он никогда не упрекает героиню, очень ценит в ней спокойствие. Его восхищает ее загадочная улыбка, он сочувствует Матрене, потому что прожила она отнюдь не легкую жизнь. Главные черты, которые отличает автор в героине, - это доброта и трудолюбие.
Почему точка зрения автора не совпадает со взглядом односельчан? Он жил с Матреной бок о бок под одной крышей, знал ее ближе и ценил ее человеческие качества не как односельчанин, а как писатель и психолог, не отягощенный деревенскими предрассудками.
На мой взгляд, у Матрены есть все качества, присущие настоящему христианину. У нее был идеальный характер и ангельская душа. У Матрены был несгибаемая сила воли. Как бы судьба не била, не испытывала героиню, она не сходила с верного пути. И поэтому автор называет ее праведником. Что если бы вся деревня была такой же?

От администрации сайта

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображен­ная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрываю­щий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протя­жении всего рассказа автор не дает подробного, конкрет­ного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «до­брая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естест­венно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, кото­рые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполо­нили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...

Историю жизни Матрены автор-рассказчик развора­чивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедли­вости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая лю­бовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположе­ние духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никог­да не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признавав­шая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуж­дали за это.

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Смерть героини - это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».

Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интере­сов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он пре­клоняет голову перед человеком бескорыстной души, аб­солютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.







2024 © mgp3.ru.