Как вести театральный кружок в школе. Московские театральные студии для детей


В наше время быть популярным актером модно и престижно. Но дети не только поэтому стремятся стать ими. Их душа открыта для всего нового, в силу возраста гибкая и податливая. Театр для детей — игра, в которой они могут примерить на себя новые роли, воплотить мечту стать кем-то другим, хотя бы на сцене. Поэтому в школах пользуются большой популярностью, а в больших городах у малышей и подростков имеется возможность посещать занятия по актерскому мастерству, совершенствуя свое мастерство и получая новые знания.

Чем полезно

В процессе обучения дети учатся не только играть, они получают необходимые актеру навыки. Опытные педагоги помогают раскрыться, перестать быть скованными, зажатыми, побороть стеснительность. для детей -это обязательное развитие речи, умение сдерживать эмоции, координировать движения, развивать коммуникативность. Разнообразный репертуар развивает интеллект, расширяет кругозор ребенка.

Актерская или театральная помогает гармоничному развитию их личности. Актерское мастерство для детей преподают опытные педагоги. В процессе обучения используются различные упражнения, в ходе которых ребенок не только учится выступать, но и получает навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. Этот опыт будет нужен и в реальной жизни, когда придется общаться с другими людьми. Будут полезны навыки актерского мастерства и тем детям, которые не собираются становиться артистами, а посещают занятия для того, чтобы развить ораторские способности, перестать бояться публики.

Кому подойдет

В каждом ребенке талант просыпается индивидуально. Кто-то с детского сада любит выступать перед публикой, принимает участие в постановках музыкального руководителя. Другие созревают попозже, видя опыт своих товарищей или задумываясь о будущей профессии. Тем не менее существуют курсы актерского мастерства, которые могут посещать дети любого возраста. Родители должны поощрять интересы своего ребенка такого рода. Ведь подобные занятия - это весело, интересно и просто здорово. Так как курсы актерского мастерства пользуются большим спросом, в Москве существует несколько мест, где занимаются обучением детей.

Школа «КиноРебенок»

Здесь детей учат быть раскрепощенными, уверенными. Школа имеет свою собственную актерскую базу, в которую ребенок попадает автоматически, окончив эту курс занятий. После пройденного обучения дети не боятся камеры, успешно участвуют в кастингах и получают роли в телесериалах, фильмах или рекламных роликах. проводят актеры, имеющие профильное образование и опыт телевизионных съемок. Среди них ведущая передачи «Прыг-Скок Команда» на канале «Карусель», и Сергей Друзяк, знакомый детям Каляка-Маляка с того же телеканала. Программа занятий включает в себя актерское мастерство, вокал, развитие речи. Кроме того, детям показывают, как работать со сценарием. Они узнают, что такое драматургия, рисунок роли, эмоциональное состояние героев, как работают на съемочной площадке. Кроме того, в киношколе проводят мастер-классы знаменитые кинематографисты. Актерское мастерство для детей может преподаваться здесь по индивидуальной программе.

Театральная студия для детей «Отражение»

Она не ставит перед собой глобальных задач. Она приглашает детей на свои занятия именно для того, чтобы совершенствовать навыки общения и самопрезентации, раскрывая творческий потенциал ребенка. Программа студии состоит из трех этапов. Сначала дети обучаются актерскому мастерству. По окончании первого проводятся отчетные концерты. На втором этапе начинается освоение диалогов, сценических пауз и действий. На третьем детям предлагают ознакомиться с творчеством драматургов и поэтов. Их учат импровизировать, работать с предметами на сцене. В итоге дети принимают участие в полноценном спектакле. Далее продолжается изучение литературных жанров. Прохождение всех этапов означает, что вполне освоено актерское мастерство предлагает и другие варианты для занятий.

Детская профессиональная студия «Актер»

Программа состоит из основных и дополнительных занятий. Тренинги проводятся по направлениям: актерское мастерство, сценические движения и речь, методы прохождения кастинга, вокал и танцы, обучение технике игры в кино. Дополнительно изучаются теории кино и театра, работа журналиста, озвучка. Проводятся практические занятия с режиссерами, гримерами, мастер-классы известных актеров. Дети посещают музеи и театры в рамках общего развития.

Театральная студия «ГлазАлмаз»

Процесс обучения проходит в группах, поделенных по возрастам детей от 5 до 18 лет. В программе актерское мастерство, постановка этюдов, импровизация. Кроме того, занятия хореографией, музыкой. Полученное здесь актерское мастерство, для детей означает возможность участвовать в спектаклях, а также различных публичных мероприятиях, концертах в Москве.

Высшая школа актерского мастерства «Галатея»

Здесь могут обучаться как дети, так и взрослые. В зависимости от возраста предлагается и программа обучения. Детская состоит из трех этапов. На первом происходит освоение пластики, правильного дыхания, артикуляции. Дети знакомятся с профессиональными понятиями. Новой для них оказывается возможность использования своих эмоций и чувств для создания актерского этюда. Этот этап длится один год. В конце этого периода дети уже овладевают актерским мастерством, раскрывают свой талант. Второй год — это начало второго этапа обучения. Здесь упор делается на постановку профессионального спектакля. Для этого дети глубже познают способы действия на сцене, приобретают навыки импровизации. В конце третьего этапа они умеют самостоятельно работать над ролью и с текстом, способны выступать на разных сценах.

Если нет возможности водить ребенка на специальные актерские курсы, можно совершенствовать его навыки дома. Поощрять его стремление к театральной деятельности, ставить спектакли, хотя бы для членов семьи. Это, несомненно, положительно повлияет на коммуникативные, ораторские качества ребенка, поможет общаться в коллективе и не стесняться публичных выступлений.

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

Театральный кружок - это отличная идея для школы или любого другого учебного заведения. Подобная деятельность способствует общему развитию человека, а также позволяет максимально использовать свои

Особенности

Постепенность, разносторонность и креативность - это далеко не полный перечень особенностей, которыми обладает театральный кружок в школе. Программа ориентируется на разностороннее развитие личности детей, на их индивидуальность и неповторимость. План кружка составляется с учетом психологических особенностей развития школьников в разных возрастных группах.

Традиционно программа предвидит использование игровых и театральных форм деятельности, которые направлены на применение разных видов детского творчества. Театральный кружок в школе имеет еще одну особенность. Здесь важным является не конечный результат, т. е. само выступление, а процесс подготовки - репетиции, моменты перевыполнения и переживания. Именно в процессе работы над конкретной ролью и образом развиваются личностные качества детей, их символическое мышление, эмоции, а также происходит усвоение конкретных ролей социального характера.

Задачи

Определенные цели и гипотезы - неотъемлемая часть особенностей, которыми обладает театральный кружок в школе. Программа построена с учетом следующих задач:

  • Знакомство с понятием театра, а также с разними его видами.
  • Освоение различных видов творчества. Весь процесс осуществляется поэтапно.
  • Совершенствование артистичных умений и навыков.
  • Моделирование ситуаций поведения в рамках установленного задания.

Благодаря этому кружок нацелен сразу на два аспекта: воспитательный и образовательный. Первый предвидит выполнение заданий, направленных на развитие интеллекта, эмоций, а также разнообразных детей. Второй аспект отвечает за развитие артистизма и конкретных навыков сценических воплощений.

Способы работы с детьми

Театральный кружок являет собой совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на достижение определенных целей. Процесс осуществляется в нескольких направлениях:

  • Театральная игра. Учит ребенка ориентироваться в заданном пространстве, самостоятельно строить диалоги на конкретные темы, развивать внимание, память, и общий интерес к искусству.
  • Ритмопластика. Содержит в себе игры и упражнения ритмического, поэтического и музыкального характера. Это направление обеспечивает природную потребность детей к движению.
  • Техника и культура речи. Содержит в себе разные виды деятельности, которые позволяют развивать дыхание и раскрывать дополнительные возможности речевого аппарата. Для этого используются песни, скороговорки, разный уровень интонации и др.
  • Базовая театральная культура. Дети имеют возможность познакомиться с основными терминами и понятиями театрального искусства. Они получают знания касательно основ актерского мастерства, а также изучают правила культуры зрителя.
  • Знакомство с конкретными пьесами, байками, сказками и др. Это позволяет не только развивать навыки действий с воображаемыми предметами, но также способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Комплексность и одновременное использование указанных направлений - неоспоримое преимущество, которым обладает театральный кружок. Планирование здесь играет очень важную роль, поскольку именно от него будет зависеть результативность всего процесса.

Задачи планирования

Для обеспечения максимальной эффективности нужно уделить особое внимание процедуре подготовки. План театрального кружка предвидит решение следующих задач:

  • Развитие чуткости.
  • Совершенствование памяти, наблюдательности, внимания, мышления и быстроты реакции.
  • Развитее самостоятельности.
  • Совершенствование естественных творческих способностей конкретного ребенка.
  • Развитие умения владеть собственным телом.
  • Активизация типа.
  • Расширение общих знаний детей.
  • Обучение естественности на сцене.
  • Усугубление представления детей о театре, его типах и др.
  • Расширение словарного запаса ребенка.
  • Совершенствование миологической и диалогической речи.

Кроме того, театральный кружок также способствует воспитанию уважения к труду, формированию представления о честности, справедливости, доброте и др.

Умения и навыки ребенка

В процессе репетиций и театрально-игровой активности у детей формируются следующие навыки:

  • Уметь двигаться в заданном ритме, а также произвольно сжимать или разжимать определенные группы мышц.
  • Уметь импровизировать в любой ситуации.
  • Хорошо владеть своим речевым аппаратом.
  • Быстро составлять монолог или диалог с партнером.
  • Уметь создавать конкретный образ или характер.

Кроме того, дети учатся работать в парах и командах, а также решать разнообразные конфликтные ситуации.

Что влияет на выбор театрального кружка?

Для достижения максимального результата для ребенка нужно подобрать театральный кружок с учетом следующих факторов:

  • Опыт преподавателей. Помочь каждому ребенку смогут только опытные педагоги с соответствующим образованием.
  • Открытий и гуманный подход к постановкам. В процессе игры ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно.
  • Продолжительность обучения. Результат процесса напрямую зависит от того, сколько времени будет отводиться на подготовку и репетиции. Оптимальным будет осуществление работы три раза в неделю.
  • Важным также является наличие удобного графика. Занятия должны проходить в удобных местах и небольшими группами. Это позволит уделить каждому ребенку максимальное количество времени.

Театральный кружок - отличный вариант для внеклассных занятий. Отзывы утверждают, что подобная деятельность развивает личность ребенка, позволяет ему примерять несвойственные роли, дает новые умения и навыки. Репетиции и подготовка к спектаклям учат детей общению, умению работать в группах и парах, импровизировать и быть естественным в любой ситуации.

Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.

Задачи:

  • пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
  • освоить необходимые навыки актерской техники;
  • развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
  • эмоциональный отклик;
  • развить природные детские способности ребят: фантазию,
  • воображение, внимание, контактность.

Краткое описание курса

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.

Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.

Структуру программы составляют введение и три основных раздела, включающих вопросы технологии организации и постановки мини-спектаклей.

Занятия кружка проводятся 5 часов в неделю (в течение года должно быть проведено 170 часов) для старшей группы, и 4 часа в неделю для младшей группы (140 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружок актерского мастерства «Творчество»

Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.

Задачи:

  • пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
  • освоить необходимые навыки актерской техники;
  • развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
  • эмоциональный отклик;
  • развить природные детские способности ребят: фантазию,
  • воображение, внимание, контактность.

Краткое описание курса

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.

Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.

Структуру программы составляют введение и три основных раздела, включающих вопросы технологии организации и постановки мини-спектаклей.

Занятия кружка проводятся 5 часов в неделю (в течение года должно быть проведено 170 часов) для старшей группы, и 4 часа в неделю для младшей группы (140 часов)

Программа рассчитана на 1 год обучения

Форма контроля деятельности кружка – отчетный концерты

Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников.

Ведение актерского кружка “Творчество” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Актерское творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.

Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

Образовательная область и предмет изучения

Актерский кружок – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к кружковой деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.

Данная программа включает в себя программу «Актерское мастерство»

  • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса

При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных кружков. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.

Из актерских групп лишь средняя - ставит перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень кружка - младшая группа - вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью.

Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.

Основной задачей работы кружка является социализация и личностный рост каждого ребенка. Более конкретные задачи формулируются каждой возрастной группой.

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы

Данная программа предлагается для детей в возрасте от 6 до 14 лет и рассчитана на две возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение одного года.

  • Младшая - дети 6-11 лет (1-5 класс общеобразовательной школы);
  • Средняя – дети 12 – 17 лет (6 – 11 класс)

Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время совместных работ.

Основное направление работы кружка – занятия по актерскому мастерству в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта.

  • Перспективы развития кружка

Актерский кружок– «живой» организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. В перспективе желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра.

Кроме того, в будущем возможно создание на базе театрального кружка любительского театра, труппу которого составили бы выпускники кружка.

МЛАДШАЯ ГРУППА

  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;

Воспитательные:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
  • Адаптация ребенка в коллективе.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов;

Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • раскрытие творческой индивидуальности ребенка;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • Воспитание зрительской культуры.
  • Методы работы и педагогической деятельности

В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.

  • Краткая характеристика тем занятий;

На первом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:

  • Введение в мир сцены (обучающие занятия).
  • Посещение спектаклей;
  • История театра;
  • Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
  • Театральная игра;
  • Пластика;
  • Сценическая речь.
  • Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.

Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам школы на концертах и мероприятиях.

К концу обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • Различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • Знать основное строение театра, его происхождение;
  • Знать основные виды театральных кукол.

Умения:

  • Уметь в течение длительного времени (20-40 мин.) концентрироваться на просмотре спектакля, концерта, прослушивании музыки и т.д.;
  • Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями;
  • Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
  • Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

Навыки:

  • Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;

. Методическое обеспечение

  • Формы и режим занятий

Занятия проходят 5 раз в неделю по 3-4 часа (в зависимости от среднего возраста группы). В младшей группе должны заниматься не более 10 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В средней группе может заниматься до 15 человек: такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов.

  • Ожидаемые результаты

Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.

  • Формы подведения итогов

Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время концертов и мероприятий, так и в процессе работы в объединении «Актерское мастерство», то есть при создании и исполнении спектакля.

  • Материально-техническое оснащение.

Для полноценных занятий и проведения мероприятий кружка необходимы:

  1. Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общекружковых мероприятий и занятий.
  2. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
  3. Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
  4. Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества кружка.

Информационное обеспечение программы

  • Список литературы для педагогов и воспитанников
  1. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
  2. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
  3. Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»
  4. М.А.Чехов «О технике актера»
  5. В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»
  6. П,М,Ершов «Режиссура как практическая психология»
  7. П,М,Ершов «Технологии актерского искусства»
  8. В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»
  9. В.О.Топорков «О технике актера»
  10. Н.А.Акимов «Театральное наследие»
  11. Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»
  12. И.Кох «Основы сценического движения»
  13. В.И.Гугова «Сценическая речь»
  14. В.Н.Березкин «История сценографии»
  15. Сб. «Мейерхольд и художники»
  16. Й.Свобода «Тайна театрального пространства»
  17. Сб. «Техника сцены»
  18. С.В.Мерцалова «История костюма»

Тематический план работы кружка

Дата

Тема

Кол-во часов

4.09

Инструктаж по ТБ. Актер – что это значит?!

Работа со сценарием «Трагедия Беслана»

8.09

Сценарий «Трагедия Беслана»

Творческое взаимодействие с партнерами на сцене. Тренинг

11.09

Работа со сценарием. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”.

22.09

Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.

25.09

29.09

Основы актерского мастерства.

2.10

6.10

Жест, мимика, движение.

Работа над сценарием «Русь, ремесленная!»

9.10

Урок актерского мастерства на развитие памяти. Работа над сценарием «Русь, ремесленная!»

13.10

Практическое занятие на развитие внимания.

16.10

Выступление «Ремесла Руси»

20.10

Работа по технике речи.

Изучение стихотворений «Ниночка»

23.10

Работа по технике речи.

Изучение стихотворений «Письмо сыну» Р.Киплинг

27.10

Работа по технике речи.

Изучение стихотворений «Билет на балет» А.Барто

30.10

Распределение ролей. Чтение по ролям.

3.11.

Э.Успенский «Про девочку Веру и обезьянку Анфису»

6.11

10.11

Подготовка оформления спектакля.

13.11

Репетиция.

«Русь моя, родная» День рождения С.Есенина

17.11

Организация участников, зрителей и гостей премьеры. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина

20.11

Подготовка афиш.

«Русь моя, родная» День рождения С.Есенина

24.11

Выпуск спектакля. Премьера.

«Русь моя, родная» День рождения С.Есенина

27.11

Анализ премьеры.

1.12

Творческое действие в условиях сценического вымысла.

4.12

«Новогоднее путешествие вокруг света»

8.12

Творческое взаимодействие с партнером.

«Новогоднее путешествие вокруг света»

11.12

Беспредметный бытовой этюд.

«Новогоднее путешествие вокруг света»

15.12

Этюды на движение.

«Новогоднее путешествие вокруг света»

18.12

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. «Новогоднее путешествие вокруг света»

22.12

Беспредметный этюд на контрасты.

«Новогоднее путешествие вокруг света»

25.12

Премьера. Спектакль «Новогоднее путешествие вокруг света»

5.01

Технология общения в процессе взаимодействия людей. Новогодние колядки

8.01

Технология общения в процессе взаимодействия людей. Изучение рождественских колядок

12.01

Диалог. Изучение рождественских колядок

15.01

Представление «Рождественские колядки. Крещенские забавы»

19.01

Интонация, настроение, характер персонажа

22.01

Образ героя. Характер и отбор действий.

26.01

Имитация поведения животного.

29.01

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе.

2.02

Обыгрывание элементов костюмов.

5.02

Подготовка к литературно- музыкальной композиции «Под мирным небом голубым»

9.02

Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства.

12.02

Выбор произведения и работа над ним.

16.02

Работа по технике речи.

Литературно-музыкальная композиция.

19.02

Сценарий фольклорного праздника «От Навруза до Масленицы»

26.02

Распределение ролей. Чтение по ролям

1.03

Репетиционные занятия по технике речи.

4.03

Репетиционные занятия по технике движения.

7.03

Выразительность бессловесного поведения человека

11.03

Репетиционные занятия по технике движения.

15.03

Подготовка афиш.

18.03

Выпуск спектакля. Премьера.

22.03

Анализ премьеры.

25.03

Конкурсы “Мим” и “Походка”.

29.03

Выразительность бессловесного поведения человека.

1.04

Ставим спектакль “Немое кино”.

5.04

Выбор произведения и работа над ним.

8.04

Распределение ролей.

12.04

Репетиционные занятия по мимическим и сценическим движениям.

15.04

Театральная постановка 71 год Победы ВОв

19.04

Анализ театральной программы. 71 год Победы ВОв

22.04

Посещение театра. 71 год Победы ВОв

26.04

Обсуждение спектакля. 71 год Победы ВОв

29.04

Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.

71 год Победы ВОв

3.05

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Встреча на вокзале”. 71 год Победы ВОв

6.05

Премьера спектакля, посвященного Великой войне

10.05

13.05

Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат»

17.05

Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат»

20.05

Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат»

24.05

Генеральная репетиция праздников

27.05

Итоговое занятие. Подведение итогов

  • 1998 - 2002 гг. Закончил с красным дипломом РАТИ-ГИТИС (Российская академия театрального искусства) - режиссерский факультет, Мастерскую Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Скандарова М.В. и профессора Голомазова С.А. по специальности: Актер драматического театра и кино.
  • 2002 - 2005 гг. Аспирантура РАТИ-ГИТИС по специальности: Мастерство актера.
  • 2005 - 2007 гг. Институт соискательства ученой степени кандидата искусствоведения при РАТИ-ГИТИС по специальности: Мастерство актера.
  • 2013 г. Поступил и закончил Международную Летнюю Киноакадемию Никиты Михалкова.

Опыт работы в театре:

  • 2002 – 2012 гг. Театр «Сатирикон» под руководством Народного артиста России Константина Райкина.
  • 2010 – настоящее время. «Театр Вкуса» под руководством Юрия Макеева.

Педагогический опыт:

РАТИ-ГИТИС:

  • 2003 – 2007 гг. Ассистент-стажер по мастерству актера в Мастерской Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Скандарова М.В. актерского факультета.
  • Итоговая работа: Дипломный спектакль «Школа матерей» по одноименной пьесе П.К. де Ш. Мариво.

  • 2007 – 2011 гг. Преподаватель по мастерству актера в Мастерской Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Скандарова М.В. актерского факультета.
  • Итоговая работа: Дипломный спектакль «Девичник» по мотивам романа Лоры Канингем «Прекрасные тела» (инсценировка, спецнография, костюмы, грим, музыкальное оформление и постановка А.Оганяна).

  • 2011 – настоящее время. Старший преподаватель по мастерству актера в Мастерской Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Скандарова М.В. актерского факультета.
  • Итоговая работа: Дипломный спектакль «Мещанская свадьба» по одноименной пьесе Б. Брехта.

  • 2014 – настоящее время. Старший преподаватель по мастерству актера в Мастерской Народного артиста РФ, профессора С.И. Яшина.
  • 2014 г. (октябрь-ноябрь) Мастер-класс для студентов лондонского колледжа искусств «East 15 Acting School» (Великобритания) в рамках Международной образовательной программы РУТИ-ГИТИС.
  • Итоговая работа: Композиция по пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина».

  • 2017 г. (январь) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» - комедия (вторая часть трилогии о Бальзаминове) А.Н. Островский - дипломный спектакль студентов Мастерской Народного артиста России, профессора Яшина С.И., актерский факультет РУТИ-ГИТИС, Учебно-театральный комплекс ГИТИС.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЛИССЭ:

  • 2008 – настоящее время. Педагог по мастерству актера и сценической речи:
  • Младшая группа – подготовка к поступлению в театральный колледж и вуз (проза, басни, стихотворения, монологи)

    Старшая группа – упражнения на общение, доверие, раскрепощение, раскрытие, взаимодействие; тимбилдинг

    Ежегодные итоговые показы и контрольные уроки этюдов, наблюдений и отрывков. Режиссерские работы:

  • 2010 г. Спектакль «Фантазии Фарятьева» по одноименной пьесе А. Соколовой.
  • 2014 г. Спектакль «Вишневый сад» А.П. Чехов.
  • 2015 г. Спектакль «Мертвые души» Н.В. Гоголь.
  • Продюсерский центр «CAMPION»

  • 2009 – 2011 гг. Преподаватель по мастерству актера и сценической речи.
  • Продюсерский центр «КАНИКУЛЫ»

  • 2012 г. – настоящее время. Преподаватель по мастерству актера и сценической речи.
  • 2014 г. Август. «Титаник» - джазово-драматический перформанс (по мотивам одноименного фильма) – итоговая работа.
  • 2015 г. Август. «Чудо! - «Чайка»!» - драматический перформанс (по мотивам пьесы А.П. Чехова «Чайка» и биографии Валентины Караваевой) – итоговая работа.
  • 2016 г. Январь. Зимняя сказка «Кай и Герда» по мотивам Г-Х. Андерсона «Снежная Королева» - итоговая работа.
  • 2016 г. Август. «Дост.Квест» - драматический перформанс (по мотивам романа «Идиот» Ф.М. Достоевского, рассказы «Юшка» А. Платонова, «Dostoevsky-trip» В. Сорокина) – итоговая работа.
  • 2016 г. Август. «Поющие под дождем» - мюзикл (по мотивам одноименного фильма) – итоговая работа.
  • 2016 г. Август. «Лидочка и Любочка» - драматический перформанс (по мотивам стихотворений А. Барто) – итоговая работа.
  • 2017 г. Январь. «12 месяцев» - драматический перформанс (по мотивам сказки С. Маршака) – итоговая работа.
  • Телерадиокомпания «ГЛАС»

  • 2012 – 2013 гг. Преподаватель сценической речи.
  • Школа актерского мастерства и сценической речи «БЕНЕФИС»

  • 2015 г. – настоящее время. Преподаватель по мастерству актера.
  • 2015 г. Ноябрь. Литературная композиция «Русская поэзия XX века» - итоговая работа.

Участие в конкурсах и фестивалях

  • 2001 г. Апрель. VII Театральный фестиваль "Молодые звезды" (Ижевск, Удмуртская Республика) - лауреат премии за роль Трилецкого в спектакле "Безотцовщина" А.П.Чехова в постановке Сергея Голомазова.
  • 2002 г. Март. Ежегодный студенческий чтецкий конкурс "Страницы любимых произведений" (Москва) - второе место за исполнение рассказа "Шампанское" А.П. Чехова, режиссер, педагог по сценической речи Народная артистка РФ Антонина Кузнецова.
  • 2002 г. Июнь. Международный фестиваль театральных школ (Варшава, Республика Польша) - лауреат премии за роль Трилецкого в спектакле "Безотцовщина" А.П.Чехова в постановке Сергея Голомазова - лучшая мужская роль второго плана.
  • 2007 г. Октябрь. Фестиваль "Золотая Маска в Латвии" (Рига, Латвийская Республика) - участник, спектакль "Ричард III" У. Шекспира в постановке Юрия Бутусова, роль Лорда-мэра Лондона.
  • 2011 г. Март. VI Международный молодёжный театральный форум "М.art.контакт" (Могилёв, Республика Беларусь) - участник, спектакль "Развалины" Ю.Клавдиева в постановке Кирилла Вытоптова, главная роль Ираклия Неверина.
  • 2012 г. Май. XXI Международный театральный фестиваль "Контакт" (Торунь, Республика Польша) - участник, спектакль "Развалины" Ю.Клавдиева в постановке Кирилла Вытоптова, главная роль Ираклия Неверина.
  • 2013 г. Апрель. Молодежный фестиваль "Будущее театральной России" (Ярославль) - участник, спектакль "Паяцы. Драма" Руджеро Леонкавалло в постановке Леонида Лавровского-Гарсиа, балетмейстер-постановщик - Народный артист СССР, профессор Лавровский М.Л., главная роль Санио.
  • 2014 г. Февраль. X Международный театральный фестиваль "Пять вечеров" им. Александра Володина (Санкт-Петербург) - участник, спектакль "Развалины" Ю.Клавдиева в постановке Кирилла Вытоптова, главная роль Ираклия Неверина.
  • 2014 г. Ноябрь. Фестиваль "Московская обочина" СТД РФ (Москва) - премия за лучшую мужскую роль второго плана, роль Капитана в спектакле "Войцек" Г. Бюхнера в постановке Марии Павловской.
  • 2015 г. Июль. Международный арт-фестиваль "Сад гениев" Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" (Тульская область) - участник, спектакль "Княжна Марья" по мотивам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в постановке Сергея Посельского, роль Князя Василия Курагина.
  • 2015 г. Октябрь. XIII Международный конкурс самостоятельных студенческих работ на тему "Басни Жана де Лафонтена", XIII Международные режиссерские мастерские при театральном институте имени Бориса Щукина (Москва) - Главный приз за лучшую мужскую роль и Главный приз за лучшую режиссерскую работу (режиссер Кристина Работенко) басня "Мужчина средних лет и две его возлюбленные"






2024 © mgp3.ru.