Зарождение театрального искусства, его предпосылки и особенности. Древнегреческий театр


Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.

Под словом "театр" кроется тонкое переплетение практически всех искусств, которые существуют на планете на сегодняшний день. Сюда входит: музыка, живопись, кинематограф, архитектура, фотография, танец, риторика. Средством выразительности здесь служит актер. Именно он, используя все возможные способы, должен донести до зрителя смысл происходящего.

Артистами могут быть не только люди. Это могут быть куклы, животные или предметы, которыми управляют за сценой. Он невозможен без зрителя. Все виды театров имеют большое влияние на человека. Следя за происходящим на сцене, зритель сам переносится мысленно туда и испытывает состояние, которое называется «катарсис» ー очищение через страдание. Происходит это, естественно, в том случае, если артисты являются настоящими профессионалами.

Давайте разберем, какие бывают театры. Виды театров:

  • драматический;
  • оперы и балета;
  • кукольный;
  • пантомима;
  • мюзикл;
  • оперетта;
  • театр абсурда;
  • моноспектакль;
  • театр пародии;

В этом искусстве актерами являются не сами люди, а куклы, которыми управляют. Существуют такие виды театров для детей:

  • Стендовый.
  • Театр живой куклы.
  • Напольный.
  • Наручный.
  • Настольный.

Стендовый вариант ー один из самых интересных вариантов. Его можно разделить на такие типы:

  • Театр на фланелеграфе. Планшет, который обтянут тканью-основой, как правило, флисом. Действующие персонажи здесь также мягкие игрушки. Сзади к ним прикреплены липучки, они хорошо крепятся к флисовой ткани. Режиссером здесь выступает взрослый или сам ребенок. По мере развития сюжета артисты двигаются, могут меняться декорации.
  • Театр на магнитах. Конструктивно он полностью повторяет предыдущий вариант. Только вместо доски с тканью здесь используется поверхность, которая притягивает магниты, прикрепленные к задней части фигурок.
  • Теневой театр. Один из самых интересных среди разных видов театров для детей. Развивает фантазию малышей. Для создания театра понадобится ширма из белой ткани и лампа. В качестве персонажей можно использовать игрушки или собственные руки.

Верховой кукольный театр

Термин появился еще в XVI веке. Особенность искусства в том, что персонажи-куклы находятся выше головы кукловода.

Делится на несколько типов:

  • Тростевой. Кукольные персонажи здесь закреплены на специальных длинных палках.
  • «Би-ба-бо». Игрушечные персонажи надеваются на руку кукловода. Используется высокая ширма, которая полностью скрывает человека.
  • Театр ложек. Чудесный вид театра для самых маленьких. На ложке рисуется личико персонажа, а на ручке крепится наряд. Управлять такими героями любят сами дети.

Театр низовых и срединных кукол

Театр низовых: кукловоды управляют персонажами (марионетками), которые закреплены на проволоке, прутках или нитках. Актеры в этом случае скрываются не за ширмой, а верхней занавеской или падугой.

Театр срединных: управление марионетками идет на уровне роста человека. К срединным можно отнести театр теней.

Драматический театр

Главное его отличие от всех других видов искусства ー это то, что в основе происходящего на сцене всегда лежит знаменитое литературное произведение. Руководит всем этим действием режиссер, который на основе собственного видения создает картинку для зрителя. Этот вид также предполагает импровизацию.

Балет

Это передача сюжета, главной мысли посредством классического или характерного (народного) танца. В таком спектакле присутствует драматургическое наполнение или либретто. Очень редко бывают бессюжетные постановки. Артист посредством своей пластики должен передать сложные взаимоотношения героев на сцене.

Особенности классического балета:

  • Сложные выворотные позиции ног. Традиция пришла из такого искусства как фехтование. Они позволяют отлично передвигаться в каком угодно направлении. Первыми исполнителями в балете были придворные. Все они отлично фехтовали, и это не представляло для них труда.
  • Исполнения партий на пальчиках, которое появилось в XIX веке. Впервые технику использовала Мария Тальони.

Опера

Это один из видов музыкального театра, в котором актеры передают главную мысль посредством вокала. В основе происходящего на сцене лежит либретто ー литературное произведение, на сюжет которого композитор кладет музыку. Опера всегда начинается увертюрой. Это симфоническое вступление, которое знакомит зрителей с кратким содержанием постановки посредством музыки. Оперный театр представляет собой большое сложно сконструированное здание. Это главное условие прекрасного звучания голосов вокалистов и оркестров. Самые крупные в мире оперные театры:

  • Метрополитен-опера;
  • Опера в Сан-Франциско;
  • Итальянская «Ла-Скала».

Уличный театр

Он отличается тем, что все действия происходят под открытым небом. Это может быть площадь, парк или просто оживленная пешеходная улица. Оборудованной сцены, как правило, здесь нет, поэтому артисты могут смешиваться с толпой. Прохожие становятся не только зрителями, но и действующими лицами. Они могут вносить коррективы в сценарий, поэтому в уличном театре много места для импровизации.

Моноспектакль

Спектакль, в котором главный герой является единственным исполнителем и ведет монолог. На сегодняшний день популярен такой его жанр как stand-up comedy. Среди основных видов моноспектакля выделяют: постановка монодрамы, инсценировка пьесы и концертная композиция.

Театр абсурда

Достаточно молод, так как возник в XX веке. В таких пьесах отсутствует логическое построение, нет сюжета как такового, а есть только нагромождение фактов, диалогов, судеб разных людей и их нелепых поступков.

Существуют различные виды театров, но везде, действие, которое происходит перед зрителем, называется спектаклем. Последний делится на такие жанры:

  • мелодрама;
  • драма;
  • мистерия;
  • монодрама;
  • водевиль;
  • комедия;
  • пастораль;
  • соти;
  • трагедия;
  • мюзикл;
  • моралите;
  • трагикомедия;
  • фарс;
  • флиаки;
  • феерия.

Виды современного театра

Каждый год по всему миру проходят театральные фестивали. Служители Мельпомены предлагают зрителю увидеть, какие виды театров рождаются и развиваются в современном обществе. Некоторые из них идут в разрез с самим понятием, а другие просто завораживают. Итак, поговорим о видах театра, которые нас эпатируют.

Знаменитый современный театр Романа Виктюка

Народный артист России нежданно-негаданно ворвался в мир искусства, чтобы перевернуть его академическую форму с ног на голову. Например, в самом знаменитом его спектакле «Служанки» все роли играют мужчины. Роман Виктюк начинает ставить свои спектакли в Москве 70-х годах прошлого столетия. Каждый год 28 ноября театр презентует новый спектакль. Поэтому репертуар у него достаточно широкий (не менее 200 постановок).

Performance

Он призван эпатировать зрителя, показать яркое шоу, закружить, может создать эффект параллельной реальности. Характерной особенностью современных постановок является то, что действие теперь может происходить не только на подмостках, а и просто на улице, на заброшенной фабрике, складе, заводе, аэропорту, подвале, заброшенном здании. Такое определение перформанса существует только на постсоветском пространстве.

Европейские театралы же вообще не относят его к видам театра, а считают перформанс его полной противоположностью. Королева жанра Марина Абрамович говорит что те, кто истинно любит перформанс, должны возненавидеть театр за фальш. В нем искусством считается самовыражение человека, а не написанный сюжет. Первым актером этого жанра можно считать Диогена, который жил в бочке.

Чаще всего в реальной жизни мы встречаем переплетение драматического театра и перформанса. Это синтез реальности и выдумки. В таком спектакле зритель часто становится участником, или перед ним разворачивается какая-то провокация. Актеры могут появляться обнаженными, драться до крови, справлять нужду на сцене.

Физический театр

Его специфика зародилась еще в Древней Греции, а вот вернулись мы к ней в середине XX века. В становление современного физического театра свою посильную лепту внесли:

  • «театр жестокости» Антонена Арто;
  • «биомеханика» Мейерхольда;
  • «бедный театр» Ежи Гротовского;
  • японский театр Но.

Физический театр ー это отнюдь не пантомима, а зачастую ее противоположность. Образ грустного мима, который обречен молчать и, как кукла, общаться только движениями, пусть и грациозными и невероятно плавными, отошел на второй план. Если сюжет спектакля физического театра требует слов, то актеры могут говорить на сцене.

Огромное сходство с физическим театром проявляет новое направление в танце — контемпорари. В нем зритель может отчетливо проследить драматическую линию.

«Биомеханика» ー уроки физического театра

Родоначальником «биомеханики» является Мейерхольд. Возникла в послереволюционной России, которая зажила абсолютно новой жизнью. Свежие лозунги и реформы, пропагандирующие труд, физкультуру и совершенство человеческого тела, зацепила и театральные подмостки. В «биомеханике» артист подчинен общемеханическим законам. Им руководит ритм, метр и размер.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд разработал методику, направленную на развитие пластики и управления собственным телом, а также на циркуляцию внутренних энергетических потоков. Это был цикл уроков для начинающих актеров, чтобы избавить их от зажатости на сцене.

Несмотря на то что он был учеником Станиславского, со временем он стал его оппонентом. Если Станиславский считал признаком хорошей игры эмоциональную составляющую, идущую изнутри, то его визави говорил, что внешние действия должны рождать эмоциональный тон происходящего на сцене.

На сегодняшний день последователи Мейерхольда ставят спектакли в маленьких частных театрах, а также предлагают занятия в творческих студиях для взрослых и детей. Профессиональные актеры также не забывают методику Мейерхольда.

Его тренинги предполагают развитие как телесных, так духовных возможностей людей. Он считал, что способности человеческого тела и души безграничны, и что можно отточить навыки самоконтроля и подчинить себе внутреннюю энергию, что обязательно пригодится в реальной жизни.

В современно курсе «биомеханики» плотно переплелись асаны из йоги, методика ушу, цирковые элементы, традиционный японский театр и принципы буддизма.

Стать артистом

Сегодня каждый человек имеет возможность побывать не только в роли зрителя, но и выйти на сцену. Если вы чувствуете в себе нерастраченный творческий потенциал, или вам наоборот не хватает уверенности в себе, то вас ждут в театральной студии. Курсы актерского мастерства ー это авантюра для смелых. Здесь произойдет главный разговор в вашей жизни ー диалог с самим собой.

В студии актерского мастерства вы лучше узнаете самого себя. Каждое произнесенное слово зазвучит в полную силу, движения станут грациозными и точными. Уйдет скованность, зажатость, которая проявляется в форме сутулости и опущенного взгляда ー душевной усталости.

После работы с педагогами в театральной студии свершится чудо: уйдут страхи, управлять эмоциями станет легко. Вы начнете лаконично и одновременно красочно выражать свои мысли.

Театр во все времена имел огромное количество почитателей. Но в эпоху своего зарождения он несколько отличался от того, каким является сейчас. Итак, выясним, в чем разница между современным театром и древнегреческим.

Немного истории

Первые представления, герои которых примеряли на себя различные роли, стали разыгрываться еще до появления специальных мест, называемых театрами. Происходило это в дни массовых празднеств в честь Диониса – почитаемого бога виноделия. В мифах о Дионисе рассказывается, что весна, а вместе с ней возрождение жизни в Греции начинается с приходом именно этого бога. Странствует по земле он не один, а в окружении верных подданных – сатиров, под напевы свирелей и флейт.

Праздник назывался по имени бога – Великие дионисии. Греки, пытаясь походить на сатиров из мифа, надевали комичные козлиные маски, облачались в шкуры этих рогатых животных и подвязывали бороды из волнистых дубовых листьев. Шумное шествие продвигалось по городским улицам, пока не достигало просторной площади. От группы ряженых отделялся запевала и начинал громким голосом выводить повествования о странствиях Диониса. Остальные участники весело ему подпевали. Затем перед публикой разыгрывались сценки, героями которых были мифологические персонажи.

Подобные ежегодные представления были настолько долгожданными и любимыми, что для них стали отводиться специальные места. Площадку обычно обустраивали у подножия холма – сидя или стоя на склоне, зрителям было удобней всего лицезреть увлекательную игру актеров. Так происходило рождение театра, не только дожившего до наших дней, но и предстающего теперь в качестве необычайно ценного вида искусства.

Сравнение

Продолжая разговор, остановимся подробней на некоторых моментах, позволяющих сравнить театр, существовавший в разные времена.

Место представлений

Современные театры – это, как правило, грациозные здания, в конструкции которых, естественно, имеется крыша. Внутреннее обустройство включает в себя зрительный зал со специальными креслами, сцену с занавесом, кулисы.

Древнегреческий театр – это особым образом обустроенное открытое место. Сцена – круглая площадка, правильно называемая орхестрой. Скамьи для зрителей – жесткие каменистые порожки, вырубленные в склонах холма. Занавес отсутствует.

Периодичность показа

Отличие современного театра от древнегреческого состоит в том, что сейчас представления предлагаются вниманию зрителей постоянно. А самыми яркими событиями в этой сфере искусства являются театральные фестивали.

В далекие времена актеры радовали публику гораздо реже – лишь несколько раз за целый год. А своеобразным ориентиром служили дионисийские празднества. Кстати, право наблюдать завораживающее зрелище получали только имеющие билет, свинцовый или из обожженной глины.

Пол актеров

В наши дни возможность проявить себя на актерском поприще есть и у мужчин, и у женщин. В древнегреческом театре подобной привилегией могли обладать исключительно мужчины. Женские роли также исполняли они. Это было связано с тем, что постановки часто посвящались богам, и считалось непозволительным возлагать на женщин столь ответственную миссию.

Особенности игры

В современном театре освещение и прочие детали организованы так, что мимика актеров и важные элементы их костюмов отчетливо видны. Поэтому зритель без труда может определить сценический тип каждого персонажа и уловить его душевное состояние.

В огромном древнегреческом театре была хорошая слышимость, но рассмотреть многие подробности публике было затруднительно. В связи с этим актерам приходилось применять специальные изобразительные средства. Одними из них являлись выразительные маски из глины. Одновременно со сменой эмоций и настроения героя актер менял и маску.

Инсценируемые жанры

Чем отличается современный театр от древнегреческого, если сравнивать их жанровую палитру? Тем, что сейчас в театре показываются самые разнообразные в этом плане представления.

Список жанров античной драматургии совсем невелик. Это трагедия (в таких постановках нередко происходит гибель персонажей) и комедия, заставлявшая наивного и впечатлительного греческого зрителя от души посмеяться.







2024 © mgp3.ru.