А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения


Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Как создавалась опера "Снегурочка"?

Римский-Корсаков впервые познакомился с в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, "словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту". Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера "Снегурочка". К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский. Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Либретто оперы "Снегурочка"

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, "периодически выступающие, вечные силы природы". Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. "Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь" противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза - Снегурочка - тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели. Такова идея и "Снегурочка". Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Волшебное царство Берендея

Сюжет оперы "Снегурочка" разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь - Снегурочка. С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето - коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство. Но оставлять одну дочь было опасно - Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива - ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля. Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы - провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

Мизгирь и Купава

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание. Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены. Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви. Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии. Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера "Снегурочка" завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить. В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго - дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку. Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой. Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Музыка

Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается именно опера "Снегурочка". Римский-Корсаков сам даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества. Вся опера "Снегурочка" проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой. Вступление оркестра к прологу являет собой красочную музыкальную картину, живо описывающую расцвет природы, ее пробуждение после зимы: на смену угрюмой суровой мелодии Мороза приходят нежные обаятельные напевы Весны. Композитор очень тонко и точно передал настроения и характеры героев. Так, песня Снегурочки из оперы "Снегурочка" "С подружками по ягоды ходить" - это грациозные переливы легких и нежных голосов, перекликающиеся с холодноватыми и прозрачными напевами флейты. Обрядовая колоритная сцена, показывающая проводы Масленицы, включает в себя ряд эпизодов народного фольклорного склада. Песня Леля из оперы "Снегурочка" - "Земляничка-ягодка" и веселая плясовая "Как по лесу лес шумит", открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт

Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы. В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев "Купался бобер". "Пляска скоморохов" являет собой виртуозный, изобилующий оркестровыми красками, симфонический эпизод с увлекательными народными ритмами. С пастушьего наигрыша кларнета начинается третья песня Леля. За ней следует привольная широкая мелодия. Вдохновенно лирическое ариозо, исполняемое Мизгирем.

Заключительные сцены

В четвертом акте мелодии передают усиление лирических чувств Снегурочки. Нежный ласкающий слух дуэт девушки и ее возлюбленного Мизгиря льется легко и свободно. В арии снова слышна мелодия из пролога (ариетта "Слыхала я"). Но на этот раз музыка звучит взволнованно и тепло. Одним из самых трогательных эпизодов оперной литературы мира считается сцена таяния Снегурочки. Хрупкая нежность ее образа оттеняется лучезарным, величественным звучанием завершающего хорового гимна божественному Яриле. Этим восхвалением и завершается опера "Снегурочка".

Эскизы к постановке

Декорации к опере "Снегурочка", выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова. При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом. Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.







2024 © mgp3.ru.