Летние пейзажи куинджи с описанием. Архип куинджи


Архи́п Ива́нович Куи́нджи (при рождении Куюмджи; (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник урумского происхождения, мастер пейзажной живописи.

Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. В метрике он значился под фамилией Еменджи - «трудовой человек». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале - на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу - пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому . Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.

В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными. Наконец, он создал не дошедшую до наших дней картину «Татарская сакля в Крыму», написанную под очевидным влиянием Айвазовского, которую выставил на академической выставке в 1868 году. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин . Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.

Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. О Куинджи и его работах заговорили, и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Виктор Васнецов "Портрет А.И.Куинджи", 1869

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников сайт запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника. 27 января исполнится 175 лет со дня рождения великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, поэтому сегодня рубрика "10 неизвестных" посвящена ему.

Архип Куинджи "На острове Валааме", 1873

Архип Куинджи начинает работать в Петербурге с середины 1860-х, переезжая из Мариуполя с целью поступить в Академию художеств. Первые произведения художника были созданы под влиянием живописи его учителя, Ивана Константиновича Айвазовского, всемирно известного крымского художника-мариниста, работавшего в Феодосии. С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна "На острове Валааме", относятся картины "Ладожское озеро" (1873) и "Север" (1879). Художник Илья Репин писал о новой работе Куинджи: "Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге". Картина "На острове Валааме" стала первой работой Куинджи, которую купил для своей коллекции Павел Третьяков, что означало настоящее признание живописца в художественных кругах.

Архип Куинджи "Забытая деревня", 1874

О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были "Осенняя распутица" (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт в Мариуполе", которые хранятся в Третьяковской галерее. Звание "классного художника первой степени", присвоенное Куинджи в 1878, означало награждение живописца большой золотой медалью от Академии Художеств, право на пенсионерскую поездку по Европе, звание академика и гражданский чин девятого класса. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года. Художник Илья Репин, узнав от Ивана Крамского о замысле новой работе Куинджи, сказал: "Какую штуку откопал! ... Идея бесподобна", а биограф Куинджи, искусствовед Виталий Манин описывал картину так: "Убогость российской деревни, выраженная ржавыми красками".

Архип Куинджи "Украинская ночь", 1876

Впервые картина "Украинская ночь" была показана на 5-ой выставке передвижников, где имела огромный успех, после чего Куинджи представил ее в 1878 году на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника. Начиная с этого момента, он отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией лунного света и освещения в своих произведениях. Большая часть картины "Украинская ночь" написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины выхвачены из темноты яркими лучами света.

Архип Куинджи "Березовая роща", 1879

В 1879 году Куинджи представил своеобразную трилогию пейзажей "Север", "Берёзовая роща" и "После дождя". Световые эффекты, которых Куинджи стремился достигнуть живописными средствами, говорят о том, что многократные поездки в Париж позволили художнику близко познакомиться с поисками французских художников-импрессионистов, работавших в те же годы. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистских приемов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами – разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и легкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов – было совершенно очевидно.

Архип Куинджи "После дождя", 1879

Еще одна живописная работа из трилогии, представленной Архипом Куинджи на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На картине - дома степного хутора, освещенные проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем. Но ощущение грозы еще сохраняется в воздухе: черное небо на заднем плане еще покрыто тяжелыми дождевыми тучами, но дождь, очевидно, уже закончился, ветер не гнет траву, вода в реке спокойна, а лошадь мирно пасется на берегу.

Архип Куинджи "Днепр утром", 1881

В 1881 году художник создает картину "Днепр утром", где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться. Как объяснял сам Куинджи, "художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи". При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих.

Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре", 1882

Архип Куинджи "Ночь на Днепре", 1882

Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – "Лунная ночь на Днепре" была написана в 1880 году и хранится сегодня в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге. В Третьяковской галерее же хранится копия произведения, написанная самим художником в 1882 году. "…Его "Ночь на Днепре" вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое", – писал друг Куинджи Иван Крамской. Картина "Лунная ночь на Днепре" была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.

Архип Куинджи "Лесная поляна", 1887

В этом полотне нет каких-то сложных цветовых решений или композиционных поисков. Небо написано размашистыми серо-лиловыми мазками, а травы и цветы на переднем плане прописаны довольно подробно. Это, конечно, удивительный "портрет" русской природы, в котором чувствуется мастерство художника Архипа Куинджи.

Архип Куинджи "Эльбрус. Лунная ночь", 1890-1895

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака, при котором можно увидеть отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке. По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатленный поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Николая Рериха на создание гималайских пейзажей. Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина "Эльбрус".

Архип Куинджи "Пейзаж. Степь", 1890-1895

В своем творчестве Архипу Куинджи удалось достичь того, к чему стремились и чего не достигали многие художники – создать на плоскости картины впечатление бесконечности живописного пространства. На картине "Пейзаж. Степь" художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной. Благодаря этому, кажется, что граница земли и неба размывается и пропадает, и человеческий глаз не может уловить тончайшую линию горизонта.

Поразительно упорство нищего мальчишки-грека, который вопреки всем обстоятельствам стал гордостью русской живописи. Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Детство и юность

Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний - то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку.

Бедность и нищета заставляли его пасти гусей, работать учетчиком кирпича, а потом у торговца хлебом. Но была жажда рисовать, которая привела его в Феодосию. 14-летний Куинджи, биография которого только начиналась, мечтал стать учеником великого И. К. Айвазовского. Но не сложилось - ему доверили только перетирать краски и красить забор. Он вернулся в родной Мариуполь и стал ретушером - не живопись, но чем-то похоже. До 24 лет он метался по черноморскому побережью, работая все так же.

Петербург

В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но его заметили, и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

Развитие

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству - «Украинская ночь».

Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все - и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, - «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа - «Север», «Березовая роща» и «После дождя».

Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку - со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.

Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ - Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!

Уединение

В 1881-1882 годах Куинджи организовывает еще две выставки, на которых показывает «Березовую рощу», громко прогремевшую среди любителей живописи, и «Днепр утром». Вот это произведение было принято очень сдержанно. После этого живописец почти на двадцать лет удаляется от общественной жизни. Объяснения затворничеству такого знаменитого человека, как художник Куинджи, биография дать не может. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики.

Работа в одиночестве

Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Он пишет все новые и новые работы, ища другое стилевое направление. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Крым», «Морской берег. Вид на Крым», «Крым. Яйла», «Горный склон. Крым» и многое другое. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.

Кавказ

В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».

Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.

Новая выставка

В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, - «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Вообще к этому времени живописец создал примерно пятьсот работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Сделанные Куинджи выставки вновь привели публику в восторженное состояние, снова пошли о нем споры и разговоры, но художник вновь закрылся. Причин такого поведения Куинджи краткая биография, как и его современники, предоставить не могут. Может быть, художник устал от пустопорожней болтовни, ведь ему исполнилось шестьдесят лет. Правда, по нашим меркам это еще не так много, но тогда считали несколько иначе.

Последние годы

Десять лет Куинджи создавал все новые полотна. Абсолютный шедевр того времени - картина «Радуга». Она находится в Русском музее. Над этим произведением Куинджи работал пять лет. Вдоль огромного, еще не заколосившегося поля причудливо извивается дорога. Над ними раскинулось занимающее две трети полотна небо со сверкающей радугой. Все предельно просто, но такая простота дается огромным мастерством, наблюдательностью и мыслью. Уже написаны «Красный закат» и «Ночное» (1905-1908).

Смерть художника

Находясь летом в 1910 году в Крыму, он заболел воспалением легких. Это и сейчас грозная болезнь, надолго выводящая человека из строя. А тогда не было никаких антибиотиков. С разрешения врачей любящая заботливая супруга перевезла больного в Петербург, но усилия врачей не помогли. Не выдержало больное сердце, и он ушел из жизни в июле 1910 года. Сейчас его могила находится на в Александро-Невской лавре.

Благотворительность

Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств, и Обществу художников им. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников.

Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Краткая биография говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Архип Иванович Куинджи (1840 (1842?)-1910 гг.) родился в приазовском городе Мариуполе. Отец Куинджи был сапожником. В 1845 г. отец умер, а затем и мать, и рано остался сиротой. Мальчику не удалось получить образования. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. А уже через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот — феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти — к И.К.Айвазовскому. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца; скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью.

В 1860-1861 гг. Куинджи уже в Петербурге. Не будучи учеником Академии, он показывает на выставке 1868 г. картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», за которую получает звание свободного художника. Отсутствие образования часто ставилось в вину живописцу, его упрекали в слабости рисунка, в наивности композиции, в пестроте цвета. Но, может быть, как раз это обстоятельство позволило Куинджи сохранить до конца дней самобытность и оригинальность, непосредственность ощущения красоты природы.

На следующую выставку 1869 г. Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой И.К.Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы. Куинджи знакомится с В.Д.Поленовым, В.М.Васнецовым, М.М.Антокольским, И.Е.Репиным и понимает, что классический пейзаж был уже вчерашним днем для учеников Академии художеств в конце 1860-х гг.

Если ваше устройство имеет интерфейс USB RS 485 или RS232 RS485, то конвертер интерфейсов ethernet rs485 станет для вас настоящим помощником во многих делах. Это очень удобно и современно. Лучшее решение для обмена данными!

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. Пытаясь заработать минимальную сумму денег, дающую возможность совершенствоваться в живописи и рисунке, юноша вспомнил свою прежнюю профессию ретушера. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком — вот почти и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

Осенняя распутица

Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашел сюжеты своих будущих пейзажей. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце. Лето 1870 г. Куинджи проводит на Валааме, много и увлеченно работая с натуры, создает десятки этюдов и рисунков. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г.: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В северной природе царят гармония и покой. С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.

Ладожское озеро

На острове Валаам

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Два тонких дерева с обломанными ветвями — сосна и береза‚ — освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П.М.Третьяковым для его Галереи. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

В 1873 г. после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене. Куинджи считал, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.

Забытая деревня

К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Работая над пейзажем, живописец прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Снова художник обращается к вытянутому по горизонтали формату холста, создающему ощущение протяженности. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов, и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Люди понуро сидят на возах или бредут, утопая в грязи, с трудом тянут повозки волы, воет собака. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок, и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием — некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты.

Чумацкий тракт в Мариуполе

После «Чумацкого тракта в Мариуполе» художник словно начинает новую страницу своей творческой жизни: отныне он пишет пейзажи, в которых создает идеальные образы, полные гармонии и красоты. Появление на передвижной выставке картин «Степь» и «Степь весной», совершенно лишенных пессимистической окраски‚ полных света и воздуха, было воспринято зрителями восторженно. Со «Степи весной», и начинается блистательный путь истинного Куинджи-поэта, влюбленного в красоту мира.

Степь.Нива

1875 г. был полон для Куинджи важными событиями. Он становится известным пейзажистом, признанным и критикой, и публикой, вступает в члены Товарищества передвижных художественных выставок, женится на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы. Куинджи вновь едет за границу, в Париж. Импрессионисты внимания Куинджи не привлекли. Он изучал картины художников Барбизонской школы. Суждения Куинджи о французской живописи были довольно резкими.

В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. Мир, полный неги, красоты и покоя. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Определяется и творческий метод художника. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Построение картины выдержано в неторопливом, плавном ритме переходящих друг в друга колористических плоскостей. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток.

Украинская ночь

В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.

В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Не был принят художниками и «Вечер». Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.

Закат солнца в лесу

Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. Перед картинами мастера толпится народ, его произведений ждут, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. На седьмую передвижную выставку 1879 г. художник должен был представить три картины, и выставку не открывали, так как Куинджи не успевал к сроку. Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».

В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками. Передний план картины — скалистая гора, на которой растет одинокая сосна, — написан художником так же эскизно и широко. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения.

После дождя

Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы — написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Несколько мелких деталей — дома, пасущаяся корова, деревья — сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. В построении пространства большую роль играет свет: темный на переднем плане луг постепенно светлеет и как бы на самой высокой ноте сталкивается на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветляется к переднему плану.

Березовая роща

Самым большим успехом на выставке пользовалась «Березовая роща». Рядом с ней все остальные картины казались тусклыми и темными, настолько ярок и насыщен был солнечный свет. Газеты заполнились хвалебными статьями. В одном из журналов появилась карикатура, на которой Куинджи изображался в момент работы над «Березовой рощей»: в одной руке у него кисти, а в другой — электрическая лампочка вместо палитры, солнце растирает краски, а месяц выдавливает их из тюбиков.

«Березовая роща» - идеал природы. В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана — гладкоокрашенным театральным фоном. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.

Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняют Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.

Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.

Лунная ночь на Днепре

Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Гладким зеркалом отражают свет воды Днепра, выхватываются из бархатистой синевы ночи стены украинских хат, прихотливым изысканным орнаментом рисуются облака в бездонной глубине неба. Это величественное, торжественное зрелище погружает в раздумье о вечности и непреходящей красоте мира. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Пейзаж стал необратимо темнеть.

В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П.П.Демидова. Сделка расстроилась, и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф.А.Терещенко. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Куинджи, обращаясь к любимому мотиву, пробует, экспериментирует, думает над различными способами выражения.

Днепр утром

Пейзаж «Днепр утром» написан в иной живописной манере. Здесь нет яркого источника света. Куинджи пишет величественную реку в спокойных серо-голубоватых тонах. Окрашенный оттенками голубого и фиолетового цвета воздух размывает четкие очертания берегов, степи.

В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой — продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Но художник и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал своих этюдов. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Живописец часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи.

Начиная с 1888 г., Куинджи обращается к образам величественных горных вершин Кавказа — Эльбруса и Казбека. На Кавказ Куинджи впервые попадает по приглашению Н.А.Ярошенко, но затем ездит туда вплоть до 1909 г. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти. Художника привлекает снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Восход солнца

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Снежные вершины

Эльбрус лунной ночью

Снежные вершины. Кавказ

Эльбрус вечером

Цветник. Кавказ

Около 1890 г. художник обращается к зимним этюдам — «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Зима. Пятна света на крышах хат», «Солнечные пятна на инее» смотрятся превосходными образцами использования художником возможностей непосредственной работы на натуре. С их помощью Куинджи приходит к обобщению образа зимнего пейзажа.

Зима. Оттепель

Лунное пятно в зимнем лесу

Солнечные пятна на инее

Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг. Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. Природа представляется Куинджи столь грандиозной, что человек кажется в ней мелким, жалким. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи.

Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Куинджи в 1889 г. принял предложение руководства Академии художеств возглавить мастерскую пейзажной живописи. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.

В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width=/praquo; висела на strong /pp style=стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки./pи художниками, как с равными. Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н.К.Рерих и А.А.Рылов, В.Г.Пурвит и Ф.Э.Рушиц, К.Ф.Богаевский и А.А.Борисов. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям, и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами.

Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Поэтому он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.

В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. И в этом огромная заслуга width=raquo; — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.img style= width= Куинджи. 15 февраля 1897 г. Куинджи неожиданно подает президенту Академии художеств прошение об отставке. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Руководителем пейзажной мастерской стал А.А.Киселев. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 г. повез всех своих питомцев за границу на собственные средства. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Деньги шли на поощрение молодых талантов. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни.

В 1901 г., впервые после двадцатилетнего затворничества, Куинджи решается показать свои работы избранным зрителям. Среди них ученики, старый друг художника Д.И.Менделеев, пейзажист А.А.Киселев, архитектор Н.В.Султанов, журналисты. Куинджи выставляет в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине» (1878-1901), «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи» (все 1901 г.). Картины имели успех.

Христос в Гефсиманском саду

Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Не случайным представляется обращение пейзажиста Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение‚ в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний — в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.

Обращение мастера к тематической картине - эпизод в его творческой биографии. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.

Закат зимой. Берег моря

Закат с деревьями

Эффект заката

Берег моря

Кипарисы на берегу моря. Крым

Крым. Южный берег

Полдень. Стадо в степи

Ай-Петри. Крым

Берег моря со скалой

Закат в степи на берегу моря

Море. Крым

Закат в степи

После дождя. Радуга

Отстранившись от преподавания в Академии художеств, Куинджи до конца жизни оставался членом ее совета. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Так появился конкурс имени А.И.Куинджи. Первая конкурсная весенняя выставка открылась в 1905 г. Но она не могла служить тем идеям, которые вынашивал Куинджи. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. В 1908 г. ряд живописцев — участников академических выставок — решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. В него вошли Н.К.Рерих, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Н.П.Химона, В.И.Зарубин, В.Е.Маковский, В.А.Беклемишев‚ А.В.Щусев и другие. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. К 1910 г. в Обществе состоял сто один человек К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.

В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Страдания художника были невыносимы. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника.

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи - украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.

Куинджи Архип Иванович родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге - "Ладожское озеро".

Ладожское озеро. 1873

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 году - две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 - знаменитую "Украинскую ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня. 1874

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875

Украинская ночь. 1876

В 1878 выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Березовая роща. 1879

После грозы1. 1879

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Днепр утром

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

Осенняя распутица. 1872

Забытая деревня. 1874

"Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича, "Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы.

Ай-Петри. Крым. 1898-1908

Берег моря со скалой. 1898-1908

Березовая роща. 1880-е

Березовая роща. 1901

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Березовая роща

Березовая роща. 1879

Бурьян. 1875

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

Вечер на Украине. 1878

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Волны

Восход солнца

Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе

Горы. 1890-1895

Дубы. 1900-1905

Закат в степи на берегу моря. 1898-1908

Закат в степи. 1900

Зима. Пятна света на крышах хат. 1890-1895

Казбек

Лов рыбы на Черном море. 1900

Лунная ночь на мере

Море с парусным кораблем. 1876-1890

Облако

Осенняя распутица. 1872

После дождя. 1879

Радуга. 1900-1905

Роща. 1898-1908

Стволы берез. 1879

Степь. Нива. 1875

Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895







2024 © mgp3.ru.