Сказочный персонаж заяц. Зайцы в сказках и мультиках


Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в русских народных сказках

Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность?

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.

Прозвище зайца в сказках

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованиях – Косой . Есть несколько пояснений его возникновения:

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище - Зайчик-побегайчик .

Образ зайца в народных сказках

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.

  • «Зайчишка-трусишка» - демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;
  • «Заяц и медведь» - показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.
  • «Заяц-хваста» - в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.
  • «Лиса и заяц» - традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора.

December 13th, 2014

Заяц — во многом неразгаданный персонаж мирового фольклора. В русских сказках он нередко — беззащитный персонаж, имеющий достаточно скромный мифологический ранг. (Хотя, сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц, перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду.)

Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космотворящего существа. В поверьях североамериканских ирокезов он создает мир из воды, в легендах другого индейского племени - виннебаго - он соперничает с солнцем и ловит его в силки. У евразийских народов заяц, напротив, связан с луной.

*** Символика солнца и луны превратилась в мировом фольклоре в мифологемы "золота" и "серебра". В народном миропредставлении они, как правило, сопрягались, сосуществуя в составе некоторого целостного единства. Так, многочисленные космизированные герои и героини русских сказок, у которых "по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре", как раз и символизируют такую символизированную солнечную и лунную символику. Возможно, в далеком гиперборейском прошлом носители этих качеств были обычными солярно-лунными божествами.

У литовцев-язычников вплоть до введения христианства был даже заячий бог, о чем упоминается в Ипатьевской летописи. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что заяц единственный персонаж устного народного творчества, на который было перенесено название самого русского народа: речь идет о зайце-русаке.

В русском фольклорном образе Зайца сохранились также смутные воспоминания о временах ещё более далеких - гиперборейских. Так, в невинной детской считалочке, которую наверняка знают многие, первоначально был заложен жизненно важный мировоззренческий смысл.

- Заяц серый [или белый], куда бегал?

- В лес зеленый...

- Что там делал?

- Лыко драл...

- Куда клал?

- Под колоду...

- Кто украл?

- Родион *...

- Выйди вон!...

*** Родион - одновременно и понятное, и непонятное имя. Хотя оно и включено в христианские святцы, его происхождение явно нехристианское и дохристианское. В славянском языческом пантеоне был и бог Род, и богини рожаницы - покровительницы рожениц и новорожденных младенцев. Попытка вывести русское из греческого rodon - "роза" приемлема лишь в случае признания единого лексического и смыслового источника обоих понятий.

Однако в более архаичных вариантах этой детской считалки, записанных фольклористами ещё в XIX веке, нередко значится не "заяц серый", а "Заяц-Месяц"! Что сие означает? А вот что: указанная мифологема, отождествляющая зайца и месяц (луну), содержится в самых древнейших пластах культуры разных народов мира. Согласно архаичным космогоническим представлениям, пятна на луне изображают зайца, которого бог оживил после самосожжения. По ведийско-индуистской традиции, этот первобог и владыка ведийского пантеона - Индра. Соблюдая законы гостеприимства, заяц, чтобы накормить пришедшего к нему божественного громовержца, приготовил из самого себя жаркое. Бог Индра по достоинству оценил акт этого самопожертвования и поместил зайца на лунном диске. Почему и одно из названий луны на санскрите - "шашанка", то есть "имеющая знак зайца".

В Монголии и Китае бытовали такие же предания. Так, китайские даосы говорили, что лунные пятна - это "заяц, который топчет в ступе снадобье для приготовления напитка бессмертия, а кто хочет отведать божественный напиток, может отправляться хоть сейчас на луну".

Поверье о "лунном" зайце было настолько распространено в Китае, что сделалось популярнейшим изобразительным сюжетом. Даже на халатах высших сановников и богдыханов вышивали шелком месяц с зайцем, сидящих под деревом.

При этом дерево было не чем иным, как вселенским "древом жизни", и символизировало долголетие и бессмертие. Эта древняя изобразительная традиция сохранилась и по сей день: сцена приготовления напитка богов и лунного зайца изображается на особых хлебцах или пряниках, которые выпекают во время ежегодных лунных праздников (выпеченные изделия так и именуются - "лунники"). Кстати, культура русских и китайских пряников (вплоть до создания резных пряничных досок), судя по всему, имеет общий источник происхождения.

Буддизм перенял и развил древнейшие ведийские и даосские поверья. Легенда о самосожжении зайца обросла дополнительными подробностями. В буддийской притче рассказывается, как однажды к жившим вместе лисице, обезьяне и зайцу пришел в гости под видом старика сам Повелитель неба и попросил накормить его. Лиса быстро поймала рыбу, обезьяна нарвала с дерева сладких плодов, и только заяц ничего не мог найти. Тогда-то он и бросился в печь, чтобы старик смог съесть его в жареном виде. Старик (а это оказался сам Будда в виде одного из своих многочисленных воплощений!), тронутый таким самопожертвованием, вынул зайца из печи и поместил на луне, дабы он вечно служил символом гостеприимства и милосердия.

Так вот она откуда - русская считалочка с Зайцем-Месяцем...

Космические функции зайца и его былое могущество просматриваются и в древнейшем индоарийском сборнике басен и притч, известном под санскритским названием "Панчатантра" (дословно - "Пятикнижие"; почти как в Ветхом Завете, только совсем про другое).

Например, по всему миру и среди разных народов распространена сказка-притча о Льве, которого более мудрый Заяц заставил прыгнуть в колодец, чтобы расправиться с собственным отражением в воде. Хотя самая ранняя из дошедших письменных версий знаменитейшего литературного памятника относится не ранее чем к III веку н.э.* , в его основе, вне всякого сомнения, лежат устные рассказы, бытовавшие в арийской среде в течение многих тысячелетий, начиная с той гиперборейской эпохи, когда арии ещё жили на Севере.

*** "Панчатантра" была переведена сначала на персидский, а затем - и на арабский язык под названием "Калила и Димна" (по имени шакалов, действующих в книге). Дословный перевод имен этих шакалов - Прямодушный и Лукавый - послужил основой для последующих переводов на другие языки и, в частности, - на греческий. Византийские списки древнего памятника под названием "Стефанит и Ихнилат" получили хождение по всему православному миру, включая и древнерусские переводы, благодаря которым книга стала одним из любимейших чтений наших пращуров. На европейские языки басни древних ариев переводились опосредованно - через древнееврейский перевод с арабского. Многие сюжеты "Панчатантры" на протяжении веков вдохновляли поэтов-баснописцев, а один из них превратился чуть ли не в народную русскую сказку: это - обработанная Всеволодом Гаршиным притча о лягушке-путешественнице (с той, однако, разницей, что в древнеиндийском первоисточнике действует не лягушка, а черепаха).

Отсюда сами собой напрашиваются некоторые предположения и аналогии. Они как раз касаются "лунного зайца" - мифологемы, включенной в виде сказки в "Панчатантру".

Древнеиндийская притча о "лунном зайце" достаточно длинна. Суть её заключается в том, что хитрый заяц Виджайя (что в переводе с санскрита означает Победитель) решил проучить слонов, которые ходили на водопой к Лунному озеру и постоянно растаптывали множество зайцев и разрушали их жилища. Виджайя отправился к Царю слонов и объявил, что он послан самой Луной и является её полномочным представителем. Ночное светило оскорблено поведением слонов и велит им оставить в покое Лунное озеро. Чтобы доказать свое всесилие, заяц попросил Царя слонов подвигать хоботом по озерной глади.

В результате вода в озере всколыхнулась, отраженный диск луны задвигался взад и вперед в потревоженной воде, и в волнах вместо одного отражения луны появилось не менее тысячи. Царь слонов не на шутку испугался. Как далее повествуется в "Панчатантре":

« И, повернув ему [ зайцу ], Царь слонов, с поникшими ушами и склоненной к земле головой, умилостивил блаженную Луну поклонами и затем снова сказал Виджайе: - "Дорогой! Исполни мою просьбу и всегда склоняй блаженную Луну на милость ко мне, а я больше не приду сюда ».

Спрашивается, могла ли подобная сказка появиться задолго раньше того, чем индоарии в своем долгом и многотрудном продвижении с Севера на Юг, наконец, не достигли полуострова Индостан (это случилось не ранее 3-го тысячелетия до н.э.), окончательно здесь не поселились? Ведь слоны на Севере отродясь не водились! Как сказать - не водились слоны, зато водились мамонты! Не о них ли шла речь в самом древнем и первоначальном варианте сказки?

Между прочим, в мировом фольклоре с зайцем связано множество сюжетов сексуального характера (что само по себе свидетельствует о древности подобных текстов или обрядовых традиций, ибо с принятием христианства всяческое языческое вольнодумство безжалостно искоренялось и жестоко каралось). Не является исключением и русское устное народное творчество. Об этом свидетельствует хотя бы такая девичья песня, в которой тотемный заяц призывается к соитию:

Заинька, серенький,

Да не ходи по сеням,

Не топай ногою.

Я лягу с тобою...

А вот и результат:

- Заюшка, с кем ты спал да ночевал?

- Спал я, спал я, пане мой,

Спал я, спал я, сердце мой [так!]

У Катюхе - на руке,

У Марюхе - на грудях,

А у Дуньки вдовиной - на всем животе...

В славянском обрядовом фольклоре многие свадебные и послесвадебные песни про зайца связаны с потерей девственности невестой. Фольклористы скрупулезно собрали, систематизировали и обобщили достаточно разнообразную "заячью" эротическую тематику и символику. Особенно популярна на Руси была записанная во множестве вариантов скабрезная сказка об участии зайца (правда, по большей части в качестве пассивного наблюдателя) в случке между медведем и женщиной. В некоторых областях вообще считали, что летом новорожденных детей приносит аист, а зимой - заяц.

В данной связи нельзя не отметить и тот бесспорный факт, что в ряде русских сказок заяц выступает как символ и олицетворение победы патриархата над матриархатом. Например, к таковым сюжетам вполне можно отнести известный фольклорный текст из сборника "Заветных сказок" А.Н.Афанасьева. В оригинале текст настолько изобилует непристойностями и нецензурной лексикой, что воспроизводить его просто рука не поднимается. Однако большинству русских читателей (в данном конкретном случае - зрителей) он известен по эпизоду из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". В фильме эту сказку про лису и зайца князю Александру и другим дружинникам рассказывает кольчужный мастер Игнат перед самым Ледовым побоищем. Фабула притчи состоит в том, что заяц, спасаясь от лисы, проявил русскую смекалку и прыгнул так, что лиса намертво застряла между двумя березками. Вволю поиздевавшись над лисой на словах, заяц осуществил ритуальный акт возмездия - "нарушил её девичью честь" (как скромно говорится в фильме и на что в оригинале сказки народ не пожалел ни смачных красок, ни крепких выражений). Тем самым (если рассматривать весь эпизод с символической точки зрения) было продемонстрировано торжество патриархата над матриархатом.

В другой известной русской сказке о лисе, которая выгнала зайца из лубяной избушки, также содержится недвусмысленный намек на борьбу матриархата с патриархатом.

Здесь первоначально побеждает носительница матриархальной идеологии - лиса. Однако её наглое торжество и уверенность во вседозволенности временны. Заяц - носитель патриархальной идеологии - пытается отстоять свои права и добиться справедливости с помощью других (мужских же!) тотемов - быка, волка и медведя, но безуспешно. Только носитель новой солнцепоклонной идеологии - петух - сумел переломить ситуацию в пользу патриархальных ценностей и окончательно утвердить торжество патриархата над матриархатом.

Здесь традиционному женскому коварству, олицетворяемому лисой, противостоит патриархальное мужское братство в лице тотемов, которое в конце концов и побеждает.

В индоевропейской мифологии петух олицетворяет солнце. Коса на его плече в архаичном мировоззрении была атрибутом времени и смерти. Достаточно вспомнить символизирующие время аллегорические изображения бога Сатурна с косой на плече.

Ильичева Ольга
НОД «Заяц в русских народных сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(старший дошкольный возраст)

Тема : «Заяц в русских народных сказках » .

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками .

2. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки .

3. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «трудолюбие» , «смелость» , «доверчивость» , «хвастовство» .

4. Упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь детей прилагательными, учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.

5. Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки , используя разнообразные средства выразительности.

6. Развивать у детей творческое воображение

Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Заяц - хваста » , «Заюшкина избушка» , «Колобок» .

Пропедевтическая работа : знакомство со сказками «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » ; рассматривание рисунков разных художников - иллюстраторов.

Ход деятельности:

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » с изображением зайца.

В :Посмотрите, сколько зайцев к нам сегодня в гости пожаловало.

Вы знакомы с ними?

Из каких они сказок ?

Почему эти сказки называются русскими народными ?

Что нам лучше помогает понять героев сказок ?

Д :Отвечают на вопросы

В :Дети, давайте рассмотрим с вами иллюстрации с изображением зайца и расскажем какой заяц в этих сказках ?

Д :Слабый, маленький, пугливый, трусливый …

В : Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?

Д : Отвечают

В : А если бы заяц не встретил петуха , кто бы ему помог?

Д : Отвечают.

В : А теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка»

Проводится игра на образование новых прилагательных.

Д : короткохвостый, длинноухий, трусоватый, длиннолапый …

Назовите ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка»

Д :Отвечают

Физкультминутка

Заинька - зайка - дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка - садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки - приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки - бегут на месте.

Заинька - зайка - то же.

Маленький зайка - то же.

Деток боится - обхватывают себе руками,

Зайка - трусишка - изображают страх, дрожат.

В : Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста »

Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц ? Можно ли его назвать : озорник, непослушный, забияка?

Д : Отвечают.

В : Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. А среди вас нет таких хвастливых?

Хорошо ли хвастаться?

Д : Отвечают

В : Какие пословицы о хвастовстве вы знаете?

Д : - на печи не храбрись, а в поле не трусь;

Боится как пугливая ворона;

Пугается, как заяц бубна ;

Прячется, как лягушка в камышах.

В : А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по - другому»

«Душа в пятки ушла» - испугался.

«Задал стрекача» - убежал.

«Выбился из сил» - устал.

«Задрал нос» - зазнался.

В : Следующая игра называется «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца : ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети угадать, кто это?

В : С каким из этих зайцев вы хотели бы дружить и почему?

Д : Отвечают.

В : Подводит итог деятельности.


Наша викторина для детей, хорошо знакомых с литературными и мультипликационными зайцами. Большинство книг, использованных в викторине, Вы наверняка уже читали своим детям. Часть вопросов рассчитана на общее развитие. Но есть и такие, которые заставят Вас и Вашего ребенка еще раз заглянуть в любимую книжку.
Примерный уровень сложности: 6-8 лет. Но никаких возрастных ограничений мы не ставим.

Участвуйте: всех победителей ждут подарки!


1. Как доктор Айболит вылечил зайку?

* Сделал укол
* Пришил ножки
* Дал морковку

2. Как зовут зайца в передаче "Спокойной ночи, малыши"?
Как зовут зайца в передаче

* Филя
* Хрюша
* Степашка
* Кеша
* Каркуша

3. Куда Братец Кролик умолял его не бросать?

* В крапиву
* В терновый куст
* В болото

4. Как охотники называют зайца?
Как охотники называют зайца?

* Плоскостопый
* Кривой
* Косой

5. Один из лучших воинов Дозорного отряда, непобедимая зайчиха, придуманная Брайаном Джейксом

* Моди
* Молли
* Моби

6. Что произошло с игрушечным зайцем, которого бросила хозяйка, в стихотворении Агнии Барто?

* Он промок
* Он был унесен вороной
* Его украли

* Ольги Зверевой
* Анатолия Папанова
* Клары Румяновой

8. Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?
Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?

* Она была деревянной
* Она была стеклянной
* Она была кирпичной

9. Этим ласковым именем называли главную героиню сказки Алексея Ремизова

* Зайчик
* Заинька
* Зайка

10. Какого цвета был зайка из песенки "В лесу родилась елочка"?

* Беленький
* Серенький
* Рыженький

11. Почему не хочет играть заяц-барабанщик из стихотворения Валентина Берестова?

* Он не видит капусты
* Он не видит морковки
* Он не видит брюквы
* Он видит волка

12. У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?
У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?

* У Александра Пушкина
* У Михаила Лермонтова
* У Николая Некрасова

13. Без зеркальца этого зайчика не поймаешь

* Белого
* Звездного
* Солнечного

14. Как звали зайца в сказке Даниила Хармса "Лиса и заяц"?

* Белое ушко
* Длинные ноги
* Серый хвостик

15. Кислицу называют...

* Заячьей капустой
* Заячьей картошкой
* Заячьим щавелем

16. Как зовут персонажа, изображенного на картинке?
Как зовут персонажа, изображенного на картинке?

* Баскин Роббинс
* Багз Банни
* Кролик Роджер

17. В стихотворении Сергея Михалкова заболевший заяц попросил принести воды…

* Зайчиху
* Лису
* Черепаху

18. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?

* Листобразы
* Листопаднички
* Листозимники

19. Заяц из мультфильма "Падал прошлогодний снег" держит в лапах...

* Счеты
* Примус
* Валенки

20. Кем оказался кролик из сказки Александра Милна "Принц кролик"?

* Волшебником
* Принцем Сильвио
* Королем Никодимусом

21. Кого спас заяц-хваста в одноименной сказке, пересказанной Алексеем Толстым?

* Воробья
* Ворону
* Лису

22. Какое имя в этом списке лишнее?
Какое имя в этом списке лишнее?

* Ушастик
* Пушистик
* Пузатик
* Звонок
* Прыгунок

23. Кролик из пересказанного Борисом Заходером "Винни-Пуха" не предложил зашедшему в гости мишке...

* Мед
* Малиновое варенье
* Сгущенное молоко

* Фрэнсис Бернетт
* Джил Мерфи
* Сюзанна Кларк
* Беатрис Поттер

25. На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского "Тараканище"?
На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского

* Велосипед
* Автомобиль
* Трамвай

26. Кого напугал храбрый заяц в сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка?

* Волка
* Лису
* Медведя

27. Кто похитил зайчонка, который плохо ел, в мультфильме Валентина Караваева?

* Ворона
* Оса
* Сова
* Муха
* Волк

28. Какого зайца не существует в природе?

* Заяц-беляк
* Заяц-русак
* Заяц-ускок
* Заяц-песчаник

29. Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?
Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?

* Он упал за борт
* Его утащила кошка
* Его выбросила хозяйка

30. Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня "Алисы в Стране Чудес"?
Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня

* Белого
* Серого
* Черного

Плужников Артем

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЗАЯЦ В СКАЗКАХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Руководитель : Ануфриева Светлана Романовна, учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, эл. адрес: [email protected]

Почему я выбрал эту тему.

Я люблю слушать сказки. Нас знакомили в детском саду с разными сказками, загадками, с потешками, которые придумали разные народы.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе, это северный край. Недавно у нас в школе проходили мероприятия, посвященные дню рождения нашего округа. Учительница познакомила нас с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и хантыйской сказкой «Зайчик». Мне стало интересно узнать, почему про зайца много сказок, и про него пишут сказки северные народы – ханты, манси. Какой он в природе? И чем заслужил он такое внимание?

Цели и задачи.

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Главная идея, проблема работы.

Почему северные народы: ханты и манси, в своих сказках упоминают зайца, как отрицательного героя?

План работы.

  1. Перечитать сказки «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Дать характеристику герою сказок – зайцу.
  2. Найти информацию в справочнике для школьников, энциклопедиях об этом животном.
  3. Нарисовать рисунок зайца – иллюстрацию к сказке.
  4. Спросить местных жителей, встречали ли зайца, и каков он в природе?
  5. Сделать вывод о проделанной работе.

Описание хода работы и ее результатов (возможны рисунки и фото).

1. Посетил библиотеки , чтобы найти сказки народов Севера о зайце. Прочитал две сказки. Сделал вывод, что в мансийской сказке «Отчего у зайца длинные уши» герой заяц – трусливый, хитрый, любит подслушивать, поэтому Лось (царь зверей) дал ему взамен рогов длинные уши. В хантыйской сказке «Зайчик» заяц оказался жадным, завистливым и мстительным. За то, что травкой он обрезал себе губу, решил ее сжечь, привлекая к злому умыслу других героев сказки.

2. Посмотрел детские энциклопедии . Узнал, что заяц – дикое животное. Весной и летом шуба у зайца серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Осенью он меняет летнюю серую шубу на белоснежную, теплую и пушистую. Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Хвост короткий и пушистый. Характерной чертой зайцеобразных являются длинные клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: волка , лисицы , совы , куницы, ястреба. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а расположены по бокам, поэтому он может видеть, что делается сбоку, сзади и спереди.

Узнал еще интересные сведения. Зайцев можно встретить в любой стране на земле, т.к. они обитают по всему земному шару. Зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не заболели. Зубы зайца растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не перестают. Для общения между сородичами, зайцы используют «барабанную дробь», которую они выбивают лопатками. Зайцы топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята. Зимой у зайца на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животные не заморозили животик. Отрастают волосики и вокруг носика, защищая его от мороза. Живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5 лет. Однако зафиксированы случаи, когда заяц доживал до 13, 5 лет.

3. Нашел картинки, иллюстрации зайца . Сам нарисовал зайца к сказкам «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Вот таким я представляю героя северных сказок.

4. Проанализировали сказку. Узнал, что в северных сказках заяц описывается, как трусливое, хитрое, жадное животное, которое подслушивает чужие разговоры, оттого у него уши длинные стали. Многие животные в сказках изображаются страшными, смешными, иногда глупыми, трусливыми, как например, заяц. Каждый персонаж сказок о животных, дошедших до нас, стал носителем как положительных, так и отрицательных качеств, присущих тем или иным людям.

Почему народ ханты создавал сказки, в которых герои – животные: медведь, куропатка, лиса, волк, и заяц?

Сделал вывод, что эти животные обитают в северной местности, а народ составляет сказки именно о том, что видят на своей земле.

В сказках высмеиваются людские пороки, такие как хитрость, жадность, трусливость, поэтому они наделяют животных в сказке человеческими недостатками. Это делают для того, чтобы научить окружающих людей хорошим поступкам. Также некоторые явления раньше народ не мог объяснить, например, почему у зайца длинные уши, чтобы объяснить это, придумали сказку, в которой объясняется, что длинные уши даны зайцу Лосем, потому что он подслушивал. На самом деле в энциклопедии я узнал, что длинные уши зайцу нужны, чтобы хорошо слышать врагов, А самое главное, в заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что дает ему преимущество, когда он скрывается от преследователей. В холод же наоборот он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

5. Опросил нескольких человек . Узнал от них, что в нашем крае люди занимаются охотой. Добывают и зайцев. Ставят петли, капканы, охотятся с ружьем. Раньше добывали очень много зайцев, в последние годы их стало меньше. Мясо зайцев вкусное, нежное, можно приготовить из заячьего мяса разные блюда.

Главные выводы работы, её назначение и применение.

Можно сделать вывод, что заяц упоминается в таком виде фольклора как в сказках. Если народ пишет про зайца, то он знает это животное, видел его в своей местности, охотился на него. Северные народы через героя сказки – зайца, высмеивали человеческие пороки, чтобы люди так больше не поступали. Также в своих сказках народ объяснял некоторые явления, которые не мог в старое время объяснить научно. В природе заяц встречается во всех уголках нашей страны. Это удивительное животное, про него можно узнать интересные сведения..

Сказки народов Севера очень интересные, поучительные, многое узнаешь о жизни народа, о животных.

Рефлексия.







2024 © mgp3.ru.