Виктор Пелевин: библиография и интересные факты. Смотреть что такое "Пелевин, Виктор Олегович" в других словарях Священная книга оборотня


Одним из ведущих авторов современности является Виктор Олегович Пелевин. Творчество писателя будет освещено в этой статье. В нем, как в зеркале, отразились реалии окружающего мира. Несмотря на многочисленные детали, автор умеет сделать акцент на самом существенном и важном. Благодаря своему таланту, наш соотечественник приобрел мировую известность. Давайте узнаем, какие произведения писателя стали настоящим откровением для благодарных читателей.

Происхождение

Виктор Пелевин, библиография которого будет представлена в нашей статье, появился на свет в Москве, в 1962 году. Его папа - Олег Анатольевич Пелевин - трудился преподавателем военной кафедры в университете имени Баумана. В прошлом он был кадровым офицером. Мама будущего писателя - Зинаида Семёновна Пелевина - в свое время заведовала отделом одного из центральных гастрономов столицы. У нее был доступ ко всем дефицитным продуктам в то время. Однако, несмотря на это, Пелевины жили небогато. Они ютились вместе с бабушкой в коммунальной квартире, в доме на Тверском бульваре. Только 1970-х им повезло переехать в отдельное трехкомнатное жилище в Северном Чертаново.

Поиск своего предназначения

В 1979 году закончил обучение в средней английской спецшколе Виктор Пелевин. Библиография писателя указывает на обширные знания, которые автор получил еще в детстве. Образовательное учреждение в центре Москвы считалось очень престижным. После него перед выпускником открывались широкие возможности. Сначала будущий писатель отдал документы в Московский энергетический институт. Там он числился на факультете электрификации и автоматизации. Учебное заведение было успешно окончено в 1985 году. После этого Пелевин начал работать инженером на кафедре родного института. Не обошла его и служба в армии. Он отдавал свой долг перед Родиной в военно-воздушных войсках.

В 1987 году Виктор Олегович поступил в аспирантуру МЭИ, но продержался там всего два года. Он чувствовал, что писательство - его призвание, и решил не противиться этому. В 1989 году он становится студентом имени Горького. Будущая знаменитость посещает заочный курс, но быстро разочаровывается в обучении. В 1991 году его отчислили как «утратившего связь» с высшим учебным заведением. Странная формулировка до сих пор является предметом живого обсуждения у поклонников писателя. Кто утратил связь Пелевин с вузом, или институт с будущим именитым автором - неизвестно. Однако писатель никогда не жалел о том, что оставил Литинститут.

Начало творческого пути

Несмотря на разногласия с преподавателями, именно в литературном вузе Виктор Олегович познакомился со своими будущими соратниками - Альбертом Егазаровым и Виктором Куллэ. Молодой прозаик и перспективный поэт основали собственное издательство. Его название несколько раз менялось - сначала «День», потом - «Ворон», а после - «Миф». Для этого издательства Пелевин, библиография которого богата и сложна, подготовил трёхтомник американского мистика Кастанеды. Он активно помогал товарищам, сотрудничал с ними, что, несомненно, помогло ему обрести нужные связи в издательской среде. Писателя охотно публиковали еще до широкой известности среди читателей.

Первые литературные опыты

С 1989 по 1990 год наш герой трудится штатным корреспондентом издания Face to Face. Кроме того, публикуется в журнале «Наука и религия» Виктор Пелевин. Библиография писателя началась с небольшого рассказа, напечатанного в нем. Он назывался «Колдун Игнат и люди» и особого впечатления на читателей не произвел.

А вот в 1992 году автор громко заявил о себе. Он выпустил сборник рассказов под названием «Синий фонарь». Сначала данное творение было проигнорировано критиками, однако пару лет спустя Пелевин получил за нее несколько престижных литературных премий - Малую букеровскую, «Интерпресскон» и «Золотую улитку».

Появление романов

Не только рассказами занимался Виктор Пелевин. Библиография автора известна своими романами. Первый - «Омон Ра» - был напечатан в журнале «Знамя» в 1992 году. Он сразу был номинирован на Затем в том же издании опубликовали роман «Жизнь насекомых» в 1993 году. Это закрепило за Виктором Олеговичем звание талантливого и перспективного писателя. Автор не только писал интересные произведения, но и умел «давать сдачи» излишне заносчивым критикам. Так, в 1993 году в «Независимой газете» появилось эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Оно было настолько сильным и убедительным, что впоследствии стало упоминаться в средствах массовой информации как «программное». 1993 год ознаменовался для писателя еще одним судьбоносным событием - его приняли в Союз российских журналистов.

«Чапаев и Пустота»

Виктор Пелевин, биография и творчество которого интересует многих поклонников, регулярно публиковался в журнале «Знамя». В 1996 году в нем было напечатано произведение под интригующим названием «Чапаев и Пустота». Критики назвали его первым отечественным «дзен-буддистским» романом. Сам автор позиционировал его как «первый роман, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Прогрессивное творение получило сразу несколько престижных номинаций. Например, писателю вручили награду «Странник-97». А в 2001 году он и вовсе вошёл в списки претендентов на самую большую в мире литературную премию под названием International Impac Dublin Literary Awards.

Всеобщая известность

В 1999 году поклонники получили возможность прочитать новое произведение, которое написал Пелевин. Библиография писателя украсилась свежим литературным шедевром - романом Generation П. В общей сложности было продано 3 500 000 миллионов экземпляров этой книги. Она получила всевозможные награды и стала культовой. За нее автору вручили немецкую литературную премию Рихарда Шёнфельда.

Далее последовал пятилетний перерыв, после которого вышел роман с длинным названием «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда». В течение двух лет произведение номинировалось на всевозможные награды: в 2003 году - премию Апполона Григорьева, в 2004 году - «Национальный бестселлер» и т. д. После этого, в 2006 году, опубликовал роман Empire V. Его напечатало издательство «Эксмо». Текст книги читатели смогли найти задолго до выхода в свет. Издатели утверждали, что произошла кража, но некоторые решили, что это был нестандартный маркетинговый ход.

Странные названия

Славится своей оригинальностью Виктор Пелевин. Библиография писателя наполнена романами с краткими, лаконичными и привлекающими внимание названиями. Осенью 2009 года вышел роман «t». Благодаря этому произведению, автор стал лауреатам отечественной литературной премии «Большая книга» и становится третьим в списке претендентов. Читатели безоговорочно признали его лидером, однако жюри приняло независимое решение.

В конце 2011 года Виктор Олегович представил на суд читателей роман S.N.U.F.F.. Это произведение было удостоено премии «Электронная книга». Возможно, что такие странные наименования - знак качества большого художника. Изучая необычную аббревиатуру, каждый из нас пытается проникнуть в ее смысл. И часто он оказывается шире, чем у простого названия из двух-трех понятных слов.

Творческая концепция

Герои романов Пелевина часто зависят от наркотиков. Автор всячески подчеркивает, что сам не употребляет подобные вещества, хотя в молодости и экспериментировал с ними для расширения собственного сознания. Зачем? Ответ лежит в философской концепции, которой придерживается Виктор Пелевин. Особенности творчества писателя тесно связаны с дзен-буддизмом. Дело в том, что приверженцам этого течения окружающий мир видится не объективной реальностью, а продуктом индивидуального восприятия. Подвергается сомнению не только существование реалий, но и самой личности. Например, Петра в «Чапаеве и Пустоте» в психиатрической клинике лечат от «раздвоения ложной личности». Этим автор намекает, что оба воплощения пациента недостоверны одинаково. Как узнать, в чем заключается истинная природа мира? Путь к просветлению лежит через умственное познание, отталкивание от привычных рамок миропонимания и поиске нирваны. Иногда, чтобы устранить жесткие границы реальности, используются психотропные вещества. Автор ни в коем случае не призывает к употреблению наркотиков. Он просто предлагает взглянуть на окружающий мир по-другому.

Самые известные произведения

Написал великое множество рассказов, повестей и романов Виктор Пелевин. Произведения, список которых представлен ниже, являются самыми известными:

  • «Затворник и Шестипалый» (1990);
  • «Реконструктор» (1990);
  • «Принц Госплана» (1991);
  • «Вести из Непала» (1991);
  • «Бубен верхнего мира» (1993);
  • «Жёлтая стрела» (1993);
  • «Зомбификация» (1994);
  • «Иван Кублаханов» (1994);
  • «Священная книга оборотня» (2004);
  • «Шлем ужаса» (2005);
  • «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» (2008);
  • «Ананасная вода для прекрасной дамы» (2010).

Театральные постановки

Неоднократно ставились в театре произведения Виктора Пелевина. Творчество писателя заинтересовало многих блестящих режиссеров. Так, в 2000 году Павлом Урсулом был поставлен спектакль «Чапаев и Пустота». Зрители смогли увидеть его в Театре клоунады имени Дуровой Терезы. Год спустя тот же роман предстал на подмостках киевского театра ДАХ в совершенно другой версии. Постановка известна под названием «…четвёртый лишний…».

В 2005 году на театральном фестивале NET в центре на Страстном имел успех интерактивный спектакль Shlem.com от Живиля Монтвилайте. Он был создан по роману Пелевина «Шлем ужаса». Режиссер прославилась постановкой «Бубен верхнего мира» по мотивам произведений Виктора Олеговича. Она увидела свет на сцене Пушкинского московского театра. В Театральном центре на Страстном состоялась премьера спектакля Сергея Щедрина «Хрустальный мир». В основу постановки лег одноименный рассказ Пелевина.

  • Виктор Пелевин, жизнь и творчество которого уникальны, не любит давать интервью. У него нет собственного блога и аккаунтов в соцсетях. Он большую часть времени проводит в уединении. В Интернете можно найти только несколько его старых фотоснимков. Своим поведением писатель очень похож на Сэлинджера.
  • По завершении обучения в вузе Виктор Олегович трудился в который находится в Москве на Лесной улице. Аспирантом он разработал систему электропривода с асинхронным двигателем для троллейбусов городского типа.
  • О жизни Пелевина выпущена книга под названием «Пелевин и поколение пустоты». Ее авторы - Сергей Полотовский и Роман Козак - собрали все известные факты о Викторе Олеговиче и подытожили их. В книгу вошли воспоминания учителей, знакомых и друзей писателя.
  • Многие фразы, которые в свое время произнес или написал Пелевин, ушли в народ. Например, слова Василия Ивановича из «Чапаева и пустоты»: «Вот вам моя командирская зарука».

Заключение

Заслуживают пристального внимания книги, которые написал Виктор Пелевин. Творчество, кратко изложенное в данной статье, непременно войдет в золотой фонд мировой литературы. Человек, сумевший по-другому взглянуть на мир и донести это видение до читателей, для многих остается загадкой. Хочется надеяться, что со временем автор порадует нас новыми интересными произведениями и крылатыми высказываниями. Потому что такой талант дается немногим, а его плоды предназначены для всех нас. Изучая книги писателя, мы глубже постигаем мир, в котором живем.

Книга «Искусство легких касаний» Виктора Пелевина увидела свет с некоторым опережением обычного для этого писателя ежегодного графика. В нее вошли короткая повесть, длинная повесть и рассказ, и каждый из текстов уже стяжал свою долю восторгов и упреков, как, впрочем, и книга в целом. Однако, как полагает Михаил Пророков, читают Виктора Пелевина не за то, что он раз за разом бьет рекорды художественного совершенства (не рискуя сильно ошибиться, можно сказать, что со времен «Чапаева и Пустоты» совершенство вообще перестало его заботить), а просто за то, что, как лаконично сформулировало выпустившее книгу издательство, он «единственный и неповторимый». Примерно как iPhone, прославленный в его позапрошлом романе: чтобы удержаться от покупки очередного, надо было не покупать десять предыдущих, а купил - так что уж теперь.

Четыре друга отправляются в отпуск побродить по горам. В первый же вечер, только выбравшись из такси, они встречают длинноволосого седобородого велосипедиста, поющего по-французски о том, что ему было бы незачем жить, если бы кто-то не существовал. Вскоре судьба сведет их еще раз, и в прогулку по горам они отправятся вместе.

Так начинается «Иакинф» - первая повесть из трех, составивших новую книгу Виктора Пелевина. Дальше потянутся пейзажи один удивительнее другого, путешественники заспорят о вечном: кто создал горы? боги? с какой целью? не с той ли, с которой египетские фараоны строили пирамиды? «Размеры и древность этих надгробий указывали на безмерное величие покойных. С другой стороны, божественных пирамид было столько, что из-за одного их количества боги казались не особо долговечным народцем». Еще дальше выяснится, что по крайней мере один из богов выжил и обретается где-то неподалеку.

Лишая своих критиков удовольствия полагать, что от их суждений судьба книги хоть в какой-то мере зависит, Виктор Пелевин оставляет им другую, более возвышенную радость: раз за разом пытаться уяснить, о чем он все-таки пишет. И почему и критиков, и читателей так влечет к автору, не слишком озабоченному ни жизненностью, ни художественностью, ни сюжетосложением, ни даже качеством шуток (с каждым текстом грань между стебом и брюзжанием у автора «Хрустального мира» и «Дня бульдозериста» делается все тоньше).

«Иакинф» в этом большой помощи не окажет: слишком уж он напоминает давние «Кормление крокодила Хуфу» и «Тхагов», разве что герои в нем чуть менее несимпатичные. Последний рассказ, «Столыпин», служит изящным послесловием к прошлогодним «Тайным видам на гору Фудзи», только герои-олигархи на сей раз истолковывают устройство мироздания не друг другу, а зэкам, следующим по этапу. Так что вся надежда на собственно «Искусство легких касаний» - так называется вторая, самая большая и концептуальная повесть сборника. Ее главный герой с фамилией, напоминающей о довольно известном, а в узких кругах и культовом сетевом литераторе, расследует запутанное дело, связанное с деятельностью его соседа по даче, генерала ФСБ и вообще довольно загадочной личности. Постепенно выясняется, что по долгу службы генерал Изюмин занимался химерами. Правда, в отчетности фигурировал термин «химема», но между собой его генерал и его подчиненные не употребляли, прекрасно сознавая, что истоки дела, им порученного, идут от тех самых, древних, на Нотр-Даме изображенных химер. А также горгулий (Пелевин предпочитает говорить «гаргойли») - но создать горгулью человеку не под силу. Зато он может творить химер - а с некоторых пор этого вполне достаточно. И тут опять возникает мотив смерти бога.

«Что, собственно, имел в виду Ницше, когда изрек свое знаменитое „Бог умер“?.. Ницше хотел сказать, что небесная музыка стихла. Божественный орга?н, воплощенный, в частности, в готическом соборе, умолк. В мир перестали спускаться сущности с высших планов, несущие в себе небесную волю. В него прекратили слетаться даже гаргойли зла, направленные Врагом. Наше измерение как бы временно исчезло для Неба - и „свято место“, не могущее быть пустым, стали занимать химеры». Химеры в отличие от горгулий создаются не Богом, желающим сообщить человеку свою волю, а человеком - но воспринимаются как божественное повеление. Или как зов времени, категорический императив гуманности и прогресса. Можно сказать и так: они тоже служат божественными глашатаями, но их бог - тот, которому поклоняются последние несколько сотен лет и который предпочитает не открывать себя, а работать исключительно через своих адептов. Имя ему - Разум, и в середине 1790-х во Франции ему даже посвящали храмы и служили мессы, но после этого он вновь ушел в тень и с тех пор действует лишь оттуда.

Искушенные читатели уже догадались: Пелевин опять про то, что надо держать ум в пустоте, а ухо востро и не верить никому, кроме тибетских монахов (да и тем лучше тоже не верить). Да, можно сказать, что «Искусство легких касаний» представляет собой исполнение любимых пелевинских песен на мотив «Операции „Burning Bush“» - так называлась вошедшая в «Ананасную воду для прекрасной дамы» повесть о скромном преподавателе по фамилии Левитан, волею ФСБ вынужденном работать сперва гласом Божиим для американского президента, а затем и голосом дьявола - для российского. В «Искусстве...» тоже воюют спецслужбы, но вместо запрятанных где-то в голове дикторов они используют химер - поветрия, моды, идеологии, в общем, эманации Zeitgeist, того самого Разума в его актуальной ипостаси - он же, в сущности, Кронос, бог-время (и здесь вторая повесть отлично зарифмовывается с первой).

Но только это не про то, как не дать себя облапошить. Чемпион континента по скепсису, Пелевин не жалует героев-скептиков. Чрезмерно продвинутые в области иллюзионизма персонажи истории про крокодила Хуфу так уверенно раскрывали секреты нищего фокусника, что загремели на много тысяч лет строить египетскую пирамиду. Если сон разума, как напоминает Виктор Пелевин в новой книге (снабженной, к слову, иллюстрациями-репродукциями Гойи и Рембрандта), рождает чудовищ-химер, то сам разум - не бог, а человеческая способность сознавать, понимать и выдумывать - способен одарять своего владельца множеством радостей, восторгов и озарений («мыслящий человеческий ум, который подвергает все сомнению - тоже один из ангелов», как было сказано в той же «Операции „Burning Bush“»). Все, что от него требуется,- слушать, внимать, ждать, удивляться, не лезть вперед, не выпячивать себя, не брать на себя слишком много.

И здесь писатель Пелевин оказывается в положении того самого фокусника из рассказа про крокодила. Он виртуозно создает иллюзии, которые могли бы развлекать и поучать неискушенных, но авангард его поклонников составляют как раз те, кто слишком искушены. Он, учившийся у Стругацких, умеет ставить мысленные эксперименты любой сложности и бесстрашно доводить их до конца, но эти эксперименты мало кому что-нибудь доказывают. Он одарен талантом исчерпывающе точного слова (что в большой мере и объясняет его невнимание к сюжету - главные события у него происходят не в физическом мире, а в лексико-семантическом), но в отличие от читателей Стругацких читатели Пелевина - те из них, которые задают тон в обсуждении его книг,- не технари, а гуманитарии. То есть люди, которые знают все про слова, но не понимают их смысла.

Что ж, если верить генералу Изюмину, самые мощные химеры, уже внедренные в сознание потенциального противника, до времени дремлют, а запускаются триггерами - кодовыми фразами, не имеющими видимого отношения к делу, а зачастую и могущими казаться бессмысленными. Пелевин плохо поддается расшифровке, хотя вроде бы ничего особо и не зашифровывает - это минус. Но Пелевина продолжают читать - и это плюс. Может, потому он и пишет в год по книге - кормит химеру, которая однажды, неизвестно от каких его слов, пробудится и скажет нам, что делать.

Что читать: эти новинки обсуждают все

17-й роман Пелевина разделен на три части: в первом эпизоде четверо друзей отправляются на отдых, где встречают загадочного старца, во второй части Пелевин пересказывает сюжет книги некоего К.П. Голгофского, а финал стал своеобразным продолжением предыдущего романа Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». «Искусство» вышло совсем недавно, но уже стало самой продаваемой книгой сезона. Если тебя не пугают по-настоящему длинные диалоги (по несколько страниц) - welcome.

Читать полностью

Книги, которые вам понравятся

Предлагаем вам стать одними из первых, кто прочтет новый роман Виктора Пелевина, - роман вышел в свет в конце августа и, судя по всему, уже стал бестселлером. Книга представляет собой сборник из трех повестей: первая рассказывает о хипстерах, кочующих по Северному Кавказу, вторая - о русских хакерах, а третья - о героях прошлогоднего романа Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Если вы еще не знакомы с творчеством Пелевина, самое время это исправить. И да, не забудьте в таком случае прочитать один из самых известных романов писателя «Generation П».

Читать полностью

Химеры, уголовники и боги: обзор книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний»

В последние пять лет книги Виктора Пелевина традиционно выходят в конце лета или начале осени. Неизвестно, требование ли это издателя или сам автор захотел публиковаться чаще, но факт налицо. Если раньше один из самых продаваемых писателей России мог выпускать по одной книге раз в два-три года, то теперь каждый август или сентябрь на полках появляется его новый роман. При этом «Искусство лёгких касаний» в первую очередь порадует не поклонников монументальных и тяжёлых произведений писателя, а тех, кто скучает по его опытам в малой прозе.

И даже само название книги как бы говорит об этом. После очень перегруженного «iPhuck 10» и нарочито злободневных «Тайных видов на гору Фудзи» Пелевин возвращается к прошлому и снова экспериментирует с необычной формой подачи.

Разные истории об одном и том же Роман состоит из трёх практически не связанных друг с другом частей. Причём одна из них, которая и дала название всей книге, значительно объёмнее остальных. И именно она выглядит немного слабее, хотя автор не раз сам иронизирует на тему затянутости произведения. Две остальных по форме подачи больше напоминают рассказы Пелевина ещё из девяностых. Ну а сюжеты тут традиционные для большинства работ писателя. В них есть некий неформальный гуру (это может быть хоть проводник в горах Кавказа, хоть один из заключённых в тюремном вагоне), который пытается посвятить новичков в тайны бытия.

Большая часть рассказов идёт прямой речью, а фоновое действие только дополняет её, подготавливая почву для финального твиста и делая слушателей участниками истории.

Угадать, как вывернется сюжет в финале, не слишком сложно. Но рассказы написаны не ради того, чтобы удивить читателя внезапным поворотом. Об этом он говорит практически во всех своих произведениях в последние десять лет. И кажется, что «Искусство лёгких касаний» - лишь очередная его попытка простыми словами донести до читателя идеи буддизма. Поэтому каждый раз основная мысль остаётся примерно той же, меняется лишь форма.

В новой книге Пелевин рассказывает о жертвоприношениях богу Кроносу и экстрасенсах Советского Союза. Потом находит связь между религией древнего Египта, сообществом масонов, химерами и горгульями на Соборе Парижской Богоматери, причём превращает всё это в детектив о заговоре ФСБ. А в финале и вовсе облекает историю в криминальную байку с уголовным жаргоном.

Но на самом деле в этих историях нетрудно усмотреть стандартные идеи книг Пелевина. Всё неизменно связано с ценностью времени как главного ресурса человека. Но главное - с материальностью мыслей и идей, в которые верит достаточное количество людей.

Последнему был чуть ли не полностью посвящён двухтомник «Смотритель» 2015 года. И вот теперь Пелевин с явным удовольствием вернулся к любимой теме.

Краткость - сестра... Вторая часть книги, наиболее объёмная и важная, подана довольно иронично. Здесь Пелевин снова напоминает, что любит экспериментировать с жанрами, а заодно даёт отпор всем критиками его последних работ.

Она написана в виде краткого пересказа и одновременно разбора несуществующей книги некоего К.П.Голгофского. То есть автор как бы сам пишет рецензию на собственную книгу, и показывает, что стало бы с его произведениями, если бы они создавались с оглядкой на отзывы.

Вообще Пелевин проходится по критикам чуть ли не во всех своих поздних произведениях. В последние годы его регулярно ругают за излишнюю затянутость действия и склонность к слишком подробным пересказам диалогов - особенно сильно это чувствуется в «iPhuck 10». И тогда писатель сам предлагает кратко пересказать объёмное произведение в духе современных статей-выжимок или подкастов. Он лишь упоминает, что вот здесь должно быть описание архитектуры, а здесь - подробности личных отношений. Но при этом выкидывает всю художественность, которая якобы была в книге Голгофского, сокращает диалоги и описания с 50 страниц до трёх и оставляет лишь самую суть.

В итоге получается подобие «Кода Да Винчи», только с изучением происхождения горгулий в архитектуре и одновременно разбором влияния России на мировую политику. Первое интересным образом приводит к теме развития религий и культов. А в связи с последним автор регулярно срывается на любимый им юмор на грани трэша, посвящённый толерантности, Твиттеру, новой холодной войне и прочим актуальным темам. Желание зацепить основные социальные темы чувствуется очень сильно: мелькают протесты «жёлтых жилетов» и даже пожар в Нотр-Даме. Но центром истории писатель, конечно, делает тему вмешательства России в выборы США.

Но всё же, несмотря на ироничность подачи, центральная часть книги кажется немного затянутой. Возможно, лишь потому, что до и после неё идут значительно более лаконичные и короткие произведения, где почти те же мысли поданы намного компактней, а потому насыщенней.

Пелевин в последние годы всё больше связывает свои произведения друг с другом. В «Искусстве лёгких касаний» нетрудно заметить прямые отсылки к «Шлему ужаса» и то ли развитие, то ли критику мифологии «Empire V», а последняя часть с заголовком «Столыпин» и вовсе неожиданно пересекается с одним из недавних его произведений.

Во всём этом есть некая злонамеренность. В новой книге Пелевин показывает сходство обрядов во многих религиях и культах, подчёркивая цикличность и однообразность мировой истории. Именно поэтому автор и не скрывает, что все его книги примерно об одном и том же, просто каждый раз в духе нового времени. И по этой же причине три вроде бы несвязанные части романа вполне складываются в единую картинку.

Но всё же в последние годы за самоиронией начинает всё больше проглядывать излишняя рефлексия и желание соответствовать повестке дня. Именно поэтому короткие рассказы из этой книги читать легче, в них Пелевин не пытается ухватиться за актуальность и рассмешить злободневной шуткой. Он пишет о том, что важно во все времена, а это у него получается просто отлично.

Читать полностью

Пелевин представил новую версию Вселенной

Книга Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» состоит из двух рассказов («Иакинф» и «Столыпин») и повести-трактата, давшей название всему сборнику. Как всегда, сочинение автора предлагает ответ на вопрос, когда-то заданный Фёдором Павловичем Карамазовым своему сыну Ивану: «Кто же это так смеётся над человеком?» Конечно, и писатель доподлинно этого не знает - но он хоть пытается обнаружить гада!

ЧЕТВЕРО молодых людей путешествуют по горам с причудником-проводником по имени Иакинф. Речь, разумеется, он затевает о главном - что за боги правят миром. Рассказывает, как в юности его, притворявшегося по моде времени экстрасенсом, привёл в тайное место некий посвящённый и разъяснил, что бог Кронос (он же Сатурн и он же Баал) никуда не исчез из жизни человечества. И та картина, что-де «новые боги отжали мир и загнали старых богов под шконку», принципиально неверна. Кронос, властелин времени, по- прежнему принимает жертвы, держась в тени. А время - это всё, что есть у человека. «Что мы вообще можем? Немного побегаем, поторгуем своей юностью, нагадим на тех, кто был раньше, - а потом начнут гадить на нас и понемногу спишут... Незаметно сожрут. Итак цикл за циклом».

Что наверху, что внизу существует иерархия власти. «Есть местное начальство, есть центральное, есть международные центры силы... есть авторитетные пацаны. Люди шепчутся, что есть мировое правительство, которое всё решает, но его никто не видел. Вот и во Вселенной, наверное, так же...»

В повести-трактате «Искусство лёгких касаний» автор меняет маску рассказчика, хотя мы слышим всё тот же знакомый тридцать лет голос остроумца, интеллектуала, образованного шута-болтуна. Решившего найти корень зла человеческой жизни и рассказать об этом, развлекая читателя, - то бишь голос самого Пелевина. На этот раз он якобы пересказывает в сокращении объёмный труд историка и философа Голгофского. Этот философ был поражён загадочным отравлением своего соседа по даче, генерала Изюмова, и, стремясь найти причину столь странного поворота в судьбе вроде бы мирного старичка, раскручивает цепь расследования. Генерал не просто чай пил в халате. Он был прикосновенен к главной тайне истории цивилизации.

Поворотный пункт - конец Средневековья, когда прекращается прямая связь человека с Богом через посредников (в старину их называли ангелами и вестниками, Пелевин именует «гаргойлями»). Вместо них приходит опять-таки двурогий господин, тот же самый Сатурн-Баал-Кронос, но называет он себя - Разум. Человечество начинает усиленно поклоняться Разуму (во время Французской революции 1789 года реально был учреждён такой культ). А конкретно управляет этот мнимый Разум с помощью химер.

Химера подменила собой прежних вестников. «Некоторым феноменам сознания, известным как „общественное мнение“, „новые веяния“, „гул времени“, - соответствуют незримые и бестелесные в обыденном смысле сущности, которые проявляют себя в нашей жизни именно через то, что ветер времени начинает гудеть по-новому... это и есть знаменитый дух эпохи». То есть человек принимает за свои убеждения и мнения внушения химер. Чем большее количество голов инфицировано так называемым «общественным мнением», той или иной идеологией - тем крепче дух времени и тем мощнее становится Разум-Кронос.

Перемещаясь то в Калининград, то в Голландию, то в Париж, то в Сухуми и находя всё новых свидетелей жизни и деятельности генерала Изюмова, наш Голгофский понимает, что старичок сей управлял секретной конторой нашего ГРУ, которая и занималась сложным производством этих химер. Направленных на Америку. И всё, что случилось с Америкой за последние 20 лет, - дело генерала Изюмова, значительно облегчившееся с появлением социальных сетей. Теперь запусти словесный код в твиттер - и химера начинает мгновенно отрастать и жиреть.

Цель - сокрушить Америку. Но генерал понимал, что «с такими здоровыми и вменяемыми людьми, которыми были американцы конца двадцатого века, проделать подобное будет сложно. Поэтому его задачей было разрушить то главное, что делало Америку Америкой, - ясный, рациональный и свободный американский ум. В идеале он хотел превратить США в такое же тупое и лживое общество, каким был Советский Союз семидесятых... создать омерзительную и душную атмосферу лицемерия, страха и лжи...». И лаборатория генерала Изюмова разработала и запустила в американское общество всю систему его нынешних химер - политкорректность, политику индентичностей, гендерную шизу и левый активизм.

Однако стала прилетать ответка - вредоносные химеры, изобретённые в отечестве, стали возвращаться обратно и заражать понемногу и русское общество. Это недоумки-прогрессоры воображают, что они следуют своим убеждениям, а на самом деле их вялым умишком правят химеры, запущенные в Америку генералом Изюмовым!

В результате глобального столкновения химер (и американцы ведь изобретают свои, запуская их через наш сегмент соцсетей) мир окончательно рискует превратиться в... слово из 4 букв, первая «ж».

«Мне не слишком охота жить, - печалится историк Голгофский, - в этой эпохальной ж..., ибо что есть ж... в научном смысле? Ж... есть то, что нельзя пройти насквозь, отрезок пути, который придётся перематывать назад, и чем глубже уходит в неё наш голубой вагон (а хоть бы и бронепоезд - толку-то что?), тем дольше потом придётся пятиться к свету, что был когда-то в конце тоннеля... а в конце этой ж... никакого света нет».

Пелевин как крупнейший демонолог нашего времени в разработке ответа на вопрос «кто же это так смеётся над человеком?» достиг несомненных высот. Толку от этого никакого. Люди оболванены напрочь - и воображают себя прогрессивными и мыслящими, будучи крошечными винтиками демонического механизма. Отечественные события нынешнего августа-сентября (надеюсь, они попадут в новый роман Пелевина) - объёмная иллюстрация массового психоза сознаний, отравленных химерами. Притом кто именно манипулирует - уже не разберёшь, демоны перессорились, а ГРУ и ЦРУ слились, аннигилировались и снова активировались, но уже решительно непонятно, в чью пользу.

А разум - не хитрый и лживый бог-демон, который явился править человечеством, похитив его имя, - но подлинный разум, он в силах вынуть мир из слова на букву «ж»?

Это вряд ли - как говаривал красноармеец Сухов. Но по крайней мере пока мы думаем своей головой, а не корчимся в массовых психозах, какую «прогрессивную и гуманную» личину они бы ни надевали, мы возвращаем себе своё человеческое достоинство. Это я к тому, что Виктор Пелевин - молодец: не участвует он в плясках химер.

Его вам не провести, демоны. Он вас узрит, догонит, опишет, снова догонит и классифицирует!

Читать полностью

Искусство легких проклятий «Огонек» прочел новый роман Виктора Пелевина

Вышла новая книга Виктора Пелевина «Искусство легких касаний». Обозревателю «Огонька» она, впрочем, не показалась легкой - скорее напомнила монументальную фреску о человеческих страданиях.

Форма трехчастная. В первом рассказе четверо беспечных туристов и проводник отправляются в горы в районе Нальчика. Брокер, говорящая голова в телевизоре, хозяин фирмы по установке пластиковых окон (дрянных), социальный философ. Идти пять дней, проводник со странным именем Иакинф каждый вечер рассказывает им собственную историю инициации. Добром дело явно не кончится. В конце явится нечто яркое и беспощадное, что не оставит от маленьких носителей корпоративного зла даже следов. В следующей части Пелевин выступает в роли пересказчика многостраничного произведения философа и историка К.П. Голгофского, за которым угадывается Проханов; от каменных химер погоревшего Нотр-Дама до химер ноосферных и медийных. Наконец, третья новелла - о том, как мрачную атмосферу арестантского вагона используют для того, чтобы заново ощутить радость жизни.

Книга напоминает складень, с двумя малыми дверцами по бокам и массивной доской посередине. В левой части описан обряд жертвоприношения: современные люди добровольно приносят себя в жертву, даже не замечая этого. Понимая собственную ничтожность перед лицом вечности, они бессознательно стремятся к самоуничтожению; из пустоты и выйдет пустота. В центре - массивная история человеческого страдания, от древности до наших дней - и попытки поставить страдание на службу человечеству. А справа - короткое поучение о том, как извлекать из страдания необычного рода удовольствие.

Пелевин - непревзойденный мастер рассказа, новеллы, вещицы; они легки, буквально парят, непонятно, на чем держатся (подобно арестантскому вагону в рассказе «Столыпин»). Говорят, есть Пелевин ранний, есть поздний - это не совсем точно. Есть Пелевин короткий и есть - длинный. За «коротким» чувствуется сосредоточенный мастер, который творит одним усилием мысли. Именно потому, что вселенную нужно обустроить за семь дней, ничего лишнего в ней нет, никакие вторжения из внешнего мира не мешают судьбе рассказа (хотелось бы обойтись без спойлеров, но рассказ «Столыпин» - самый сильный и смелый: по сути, он бросает вызов устоявшимся криминальным понятиям). А вот за «длинным» Пелевиным стоит мастеровой, который делает большую вещь на заказ: чтобы довести до нужного объема, приходится наполнять медийным «белым шумом» (то есть конспирологией, которая теперь на каждом шагу).

В целом перед нами - школьный трюк о переходе одной энергии в другую: страдания в наслаждение и обратно (несложно догадаться, что автор и сам придерживается концепции «без страдания нет счастья»). Но теперь вопрос стоит так: а куда, собственно, девается страдание, миллиарды кубометров человеческих страданий за всю долгую историю? Ведь оно не может исчезнуть бесследно? А если страдание неизбежно - должен же в этом быть какой-то смысл, для чего-то же оно «нужно»? Когда ты ставишь вопрос о «смысле страдания», перед тобой неизбежно возникает проекция высшего порядка. Размышляющий так автоматически начинает смотреть на мир с точки зрения «высшего разума». Как пишет Пелевин, когда доехал до шлагбаумов, труднее выбирать варианты объезда: вместе с концепцией высшего разума ты автоматически должен принять и концепцию о ничтожности единичной человеческой личности. Что «человек сам по себе ничего не значит», что он всегда заложник чьей-то воли (поразительно, но, например, Владимиру Сорокину в его антиутопиях совершенно не нужен «высший смысл» в качестве костыля: все безобразия творят сами люди, которые находят удовольствие в насилии, в причинении боли другим). Концепция «высшего замысла» популярна сегодня и в России (в этом смысле Пелевин - яркий выразитель общественного настроения). Не сами люди в чем-то виновны или за что-то ответственны - за все отвечает этот самый «высший замысел». Однако видеть «высший смысл», например, в известных нам массовых человеческих катастрофах ХХ века - опасная грань; так недалеко и до оправдания чудовищных злодеяний. Пелевин хорошо это чувствует и поэтому, несмотря на весь свой духовный структурализм, умело объезжает опасные аналогии.

Писать рецензию на Пелевина в привычном виде бессмысленно, потому что он давно уже - «сам себе рецензия» (в новой книге он как раз пишет «либеральную рецензию» на самого себя, отнимая последнюю краюху у критика). Но из произведения нужно улавливать не сюжет, а свет и звук, учил нас еще Морис Бланшо. Спустя 30 лет более или менее понятно, кем (и чем) является Пелевин для русской культуры.

У последнего советского поколения (самый преданный читатель Пелевина) остались от прошлого лишь зарубки, метки в бессознательном - часто в виде навязчивых слов или песен, цитат из фильмов. Но они очень сильны - как любые первые впечатления. Поступим по методу Пелевина, возьмем совершено типичную вещь, которая крутится в голове, ну вот хотя бы песню «Притяжение земли», с припевом «мы - дети Галактики», поет Лев Лещенко. Песня написана в 1978 году - самый пик брежневизма, но уже и начало его заката. В сущности, совершенно гуманистический и универсальный текст, безо всякой идеологии.

Но стоит ее послушать сейчас - как и любое советское -как в голове тотчас начинает звучать чей-то другой, параллельный голос. Это можно назвать диверсией сознания (у Пелевина есть, кстати, повесть, буквально реализующая эту метафору,- «Операция „Burning Bush“», 2010). Этот голос умно и зло начинает шутить, смеяться над каждой строчкой песни, словно передразнивая ее, и все очарование золотого брежневизма рассыпается, и становится понятно, что за каждой строчкой песни - не то что даже ложь, а просто пустота. Что это за голос? Этот «внутренний голос» и есть Пелевин. Точнее даже так - «пелевин». Это можно назвать голосом рассудка, критики, но этого мало; он словно бы говорит от лица целой философии. Пелевин подарил нам язык для деконструкции, для высмеивания идеологических утопий (рецензент, например, помнит, как буквально перестал быть советским человеком, прочитав первый роман Пелевина «Омон Ра», за что всегда ему будет благодарен).

Можно, конечно, найти неофициальные литературные корни Пелевина, но, в сущности, он первый (и почти единственный) именно постсоветский писатель. Подобно древним богам, он «родил сам себя» - из ничего, из золы и грязи. В самом основании «пелевина» лежит не смеховая культура Рабле, не карнавал Бахтина или что-то еще шибко культурное. Язык Пелевина «родился» от детских садистских стишков («девочка в поле гранату нашла» и т.д.), страшных пионерских рассказов на ночь - про черную «Волгу» с надписью ССД (смерть советским детям). Эти заряженные большим цинизмом вещи, как сегодня считается, были народным антидотом против приторного соцреализма, мертвых догм, как и анекдоты про Чапаева или Штирлица. Их разрушительная энергия оказалась очень сильной - в силу их абсолютной антикультурности и даже аморальности, но ничего, кроме разрушения, они не могли породить. "Я сам разжег огонь, который выжег меня изнутри. Я ушел от закона, но так не дошел до любви«,- это написал БГ в 1988 году, и то же примерно можно сказать о самом Пелевине.

Пелевин стал разрушителем не просто советских утопий, а любых утопий вообще, пусть бы даже они были в сто раз человечнее, чем тоталитарные. Ведь если признать, что есть какие-то «хорошие утопии», это ставит крест на всем его писательском замысле, концепции. А на это он пойти не может (как и любой писатель - трудно отказаться от претензий на универсальность). И если в ранних его вещах какая-то «надежда» на человека проскальзывала, то с тех пор Пелевин сознательно изгоняет даже намеки на эту надежду. Именно поэтому часть своего дара он обращает в каждом романе на ритуальные проклятия современному миру - с его верой в улучшение человека, в толерантность, феминизм и реновацию. В этом смысле Пелевин обречен создавать и далее мрачные фрески о человеке, который зависим от высших воль и сил, от борьбы спецслужб или эшелонов высшего разума. В каком-то смысле Пелевин описывает самого себя - он ничего не может сделать против собственной писательской стратегии. Ну и против ветра, как гласит народная мудрость, тоже - какой смысл. Пелевин будет побежден, когда кто-то предложит другой миф - обладающий такой тоже мощной энергией, но при том способный «поверить в человека», поставить его в центр вселенной. Современная русская литература, однако, в человека подчеркнуто не верит, считая его «заложником истории», и в этом смысле она вся похожа. Похожа на Пелевина.

Читать полностью

Виктор Пелевин - писатель, чья жизнь окутана тайной. Имя и творчество этого человека завораживает и вызывает непрестанный интерес. Несмотря на то что первый его роман вышел в свет в 1996 году, нестандартная проза автора и сегодня вызывает бурные споры. И самое удивительное, что Виктор Пелевин, книги которого бьют рекорды по продажам, остается одной из самых таинственных фигур в современной литературе.

Загадочная личность

Пелевин - писатель, о котором известно немного. Мало кто из журналистов может похвастаться личным знакомством с ним. Одно время телевизионщики прилагали немыслимые усилия, дабы пригласить писателя в программу или ток-шоу, но не смогли до него даже дозвониться.

Виктор Пелевин, книги которого переведены на многие европейские языки, российским журналистам дает интервью неохотно. А когда является на публике, что делает нечасто, предстает перед поклонниками исключительно в черных очках. Издательства, в чьи интересы входит продвижение книг Пелевина, на предложение работников прессы организовать интервью с таинственным автором, предлагают прислать вопросы по электронной почте. Автор нашумевших романов от личных встреч, как правило, отказывается.

Несколько лет назад ходили даже слухи, что Пелевин Виктор Олегович - личность несуществующая. А книги, опубликованные под этим именем - плоды трудов так называемых литературных призраков. И все же, кто такой Виктор Пелевин? Что о нем известно из официальных источников?

Краткая биография

Пелевин Виктор Олегович родился в Москве, в 1962 году. Детство будущий писатель провел к коммунальной квартире, в самом центре столицы. В семидесятые годы семья перебралась в Чертаново, где, по некоторым данным, Виктор Пелевин проживает и сегодня. После окончания престижной школы, расположенной в Леонтьевском переулке, он поступил в энергетический институт. Затем были аспирантура и несколько лет работы на кафедре. В 1987 году писатель, подобно своему знаменитому герою Татарскому, поступил в Литературный институт им. Горького.

Виктор Пелевин, биография которого не может быть представлена полностью ввиду наличия большого количества белых пятен, по некоторым данным, служил в армии, никогда не был женат, работал несколько лет корреспондентом в одном из московских журналов. Первый сборник рассказов крупное российское издательство опубликовало в 1992 году. Роман, который сделал его знаменитым, вышел в свет в 1991 году. Но прежде чем приступить к теме о творчестве Пелевина, стоит несколько слов сказать о том, что еще стало известно любознательным сотрудникам прессы о жизни автора нашумевшего романа «Чапаев и Пустота».

Школа и институт

Бывшие одноклассники и учителя Пелевина вспоминают о нем, как о подростке замкнутом. Среди сверстников он отличался высокой эрудицией, но держался всегда особняком.

Из знаменитого вуза, выпускающего дипломированных поэтов и прозаиков, Пелевин был исключен. В о нем ходило много легенд. В студенческие годы Пелевин ничем не выделялся. По крайней мере, так полагали преподаватели литературного мастерства. Вскоре после отчисления он прославился. Этого профессора долго не могли простить бывшему студенту. Было время, когда абитуриент, замеченный с книгой этого автора, имел все шансы провалить вступительные экзамены.

Первый роман

Произведение «Омон Ра» вышло в свет в 1991 году. По жанру оно близко к триллеру, но представляет собой пародию на воспитательный роман советских лет. Главной особенностью «Омон Ра» ется являявляется гротескность. Герои романа - курсанты летного училища им. Маресьева. После поступления каждому из них ампутируют ноги. Причем делается это во имя Родины. Затем курсанты обучаются танцу «калинка». Вскользь в этом фантастическом и философском произведении также упоминается военное училище Павла Корчагина, выпускники которого все без исключения - слепые инвалиды. За первый роман Пелевин был удостоен двух престижных литературных премий. --

Роман, действие которого происходит в пустоте

Пелевин - писатель, занявший в русской литературе, по мнению критиков, нишу Кастанеды, Борхеса и Кортасара. Автор романа «Чапаев и Пустота» - первый представитель современной философской прозы в России. Действие этого произведения происходит спустя два года после революции. Главный герой - Петр Пустота - служит в дивизии Чапаева. Это произведение было воспринято критиками неоднозначно, но в большинстве случае положительно. Роман включили в список претендентов на

«Generation П»

Роман о россиянах, чьи взгляды формировались в эпоху перемен, был опубликован в 1999 году. Действие произведения, которое стало культовым, происходит в начале девяностых. Герой романа - выпускник Литературного института, вынужденный работать в ларьке, продавать сигареты и пиво. Но благодаря случайности он становится одним из представителей профессии, о существовании которой в начале девяностых в России мало кто знал. Татарский (а именно так зовут героя Пелевина) становится копирайтером.

До того как роман появился на полках книжных магазинов, отдельные его фрагменты имели возможность читать пользователи Интернета. Критики заинтересовались нестандартным сюжетом. У Пелевина появилась еще больше поклонников. Издание романа «Generation П» стало долгожданным событием.

«ДПП»

В 2003 году вышел сборник, в который вошли рассказы и роман «Числа». До этого события в творчестве автора наблюдался небольшой перерыв. Пелевин - писатель, в книгах которого на первом плане находится критика советского сознания. Сатира этого автора своеобразна. Она выражается не в авторской позиции, высказанной в самом тексте. Это скорее ощущения безобразности современной жизни, которая, впрочем, иной быть и не может. Подобные идеи и настроения присутствуют в «ДПП».

Особенности прозы

Пелевин - писатель, чьи книги представляют собой своего рода энциклопедию духовной и интеллектуальной литературы. Любое из его сочинений можно рассматривать как пособие по мифологии. Но для того чтобы понять смысл идей Пелевина, необходимо обладать в достаточной мере информацией из области истории религии и философии. Далеко не каждому даже образованному читателю под силу расшифровать интертекстуальные отсылки, которые присутствуют в его книгах.

В текстах этого автора присутствуют религиозные и философские трактаты. Чтение книг Пелевина напоминает разгадывание кроссворда. Некоторые литературоведы и поклонники творчества Пелевина полагают, что его проза - это увлекательный учебник религиоведения.

В чем причина популярности?

Автор, о котором речь идет в этой статье, отличается от многих своих коллег тонким художественным вкусом и необыкновенно развитым воображением. По крайней мере, так полагает большинство российских критиков. Пелевину удается в каждой книги найти новый ракурс и оригинальный подход. Он нередко удивляет, а иногда даже шокирует. В книгах Пелевина присутствуют сложные философские построения, но благодаря легкости языка, чтение не становится утомительным.

Образы героев в романах этого писателя - запоминающиеся и яркие. А литературный стиль Пелевина представляет собой смешение форм и жанров. В одной книге можно встретить несколько жанров - и фантастику, и детектив, и мистику, и наркороман. К слову сказать, несмотря на то, что герои Пелевина злоупотребляют запрещенными препаратами, автор утверждает, что ему подобная слабость неведома. Расширять свое сознание он способен и без применения наркотических препаратов.

Критика

Безусловно, далеко не все читатели в восторге от прозы Пелевина. Но даже поклонники замечают, что мастерство этого писателя не развивается по нарастающей. Роман, который был издан более двадцати лет назад, по мнению критиков, до сих пор не превзойден. Проза Пелевина отличается наличием разных стилей, которые могут присутствовать в одном произведений. В книге можно обнаружить эпизоды, не играющие никакой роли в сюжете. Все эти особенности прозы вызывают как положительную, так и негативную реакцию у критиков и читателей.

Пелевин и классика

Один из литературоведов однажды сказал, что Пелевин пытается выстроить мост между молодежной субкультурой и культурным наследием. Автора модной интеллектуальной прозы называют последователем Булгакова и Гоголя. Ведь в книгах Пелевина присутствует и социальная сатира, и мистические сюжеты.

Вопрос о том, относится ли творчество Пелевина к искусству и настоящей литературе, остается до сих пор спорным. И сегодня находятся критики, которые отвечают на него отрицательно. Однако плохая проза, как известно, нуждается в раскрутке и навязчивой рекламе. Книги Пелевина стали популярны без особой рекламной кампании.

- (р. 1962), русский писатель. В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды… … Энциклопедический словарь

- (р.1962). Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров; один из наиб. интересных представителей совр. рос. "постсов." прозы. Род. в Москве, окончил Моск. энергетический ин т по специальности электромеханик, после службы в армии… … Большая биографическая энциклопедия

Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин, Виктор - Российский писатель Российский писатель прозаик, автор повести Омон Ра (1992) и романов Чапаев и пустота (1996), Generation П (1999). Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых Малый Букер (1993) и Национальный бестселлер (2004).… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пелевин фамилия. Пелевин, Александр Александрович (1914 1970) советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Пелевин, Валентин Васильевич (1913 1958) советский архитектор. Пелевин, Виктор Олегович (р. 1962) российский… … Википедия

Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Книги

  • Generation "П" , Пелевин Виктор Олегович. Виктор Пелевин - культовый писатель современности, чье творчество оказало огромное влияние на распознание и формирование массового сознания. В книгу включены однииз лучших, по мнению самого…
  • Generation "П" , Пелевин Виктор Олегович. Виктор Пелевин – культовый писатель современности, чье творчество оказало огромное влияние на распознание и формирование массового сознания. В книгу включены одни из лучших, по мнению самого…

Современный российский писатель, культовый и загадочный.

Биография проста и незатейлива, однако всем очевидно, что основная жизнь Виктора Олеговича происходит где-то внутри. Родился в Москве. Отец преподавал на военной кафедре МГТУ, мама, по одной из версий, была учительницей английского, по другой заведовала гастрономом.

Школьная учительница вспоминает о нем, как о непростом и ядовитом мальчике, который смотрел на всех свысока. Обожал кататься на велосипеде. В 1985 году окончил Московский энергетический институт, учился в аспирантуре, но диссертацию по троллейбусам решил не защищать. Поступил в Литинститут на заочное отделение, но, по иронии судьбы, был отчислен «за отрыв от института».

Несколько лет сотрудничал с журналом «Наука и религия», для которого готовил материалы по восточному мистицизму. Писать начал случайно – по его словам, однажды ему захотелось записать одну из многих идей, которые его посещали, и ему понравилось ощущение, которое он при этом испытал. Так электромеханик стал писателем.

читать полностью

Позже он также говорил, что любит писательство за то, что оно не требует вложений и связано с уединенностью.

Пелевин известен своей скрытностью. Он всячески избегает «литературной тусовки», редко появляется на публике, еще реже дает интервью и предпочитает общаться в Интернете. Все это породило всевозможные слухи: некоторые утверждают, например, что писателя не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов; другие считают его женщиной; третьи – инопланетянином.

Творчество Пелевина изобилует буддийскими мотивами, также писатель явно тяготеет к постмодернизму и абсурдизму. Был неоднократно замечен в «буддийских» странах – Непале, Китае, Корее и Японии. Первое произведение, увидевшее свет - сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). В 1992 году вышел первый сборник рассказов - «Синий фонарь». Книгу распробовали не сразу, однако спустя год она завоевала Малую Букеровскую премию, а в 1994 году - премии «Золотая улитка» и «Интерпресскон».

В марте 1992 года в журнале «Знамя» напечатали роман «Омон Ра», который критики уже не пропустили, и он был номинирован на Букеровскую премию. В апреле 1993 года в том же издании опубликовали роман «Жизнь насекомых».

«Реальность - это оксюморон из одного слова. Считается, что это нечто, существующее на самом деле, в отличие от умозрительных идей. Но в действительности реальность как раз и является идеей, существующей исключительно в уме, то есть она нереальна» (В. Пелевин).

В 1996 году все то же «Знамя» напечатало роман «Чапаев и Пустота» - по мнению критиков, первый российский «дзен-буддисткий» роман. Сам писатель называл его «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». За «Чапаева» Пелевин получил премию «Странник-97», а в 2001 году книга вошла в шорт-лист самой большой литературной премии в мире - International Impac Dublin Literary Awards.

В 1999 году вышел роман «Generation П». Было продано более 3,5 миллионов экземпляров по всему миру, книга получила множество премий, в частности, немецкую литературную премию имени Рихарда Шёнфельда, и стала культовой.

«Слова никогда не могут быть сведены к самим себе, потому что они просто не имеют чего-либо, что могло само назвать себя. Они только входят в относительное существование как объекты вашего сознания, и их значения и эмоциональная окраска могут разительно отличаться у разных людей. К чему же они могут быть сведены? Слово - единственный способ иметь дело с сознанием, поскольку «сознание» - тоже слово, и Вы можете только связывать одни слова с другими. Однако, это не значит, что нет ничего вне слов. Но то, что вне слов, существует только вне слов, когда мы молчим об этом с самого начала» (В. Пелевин).

В 2003 году вышел роман «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева в 2003 году и премию «Национальный бестселлер» в 2004 году. Кроме того, «DПП (NN)» вошёл в шорт-лист премии Андрея Белого за 2003 год.

В декабре 2011 года Пелевин выпустил роман «S.N.U.F.F.». Это произведение получило премию «Электронная книга» в номинации «Проза года».

В 2013 г. вышла книга «Бэтман Аполло» - продолжение «Empire V».

Книги Пелевина переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы, поставленные по его рассказам, идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (из России в этом списке, кроме Пелевина, есть еще кинорежиссер Сокуров).

По собственному утверждению, Пелевин ведет здоровый образ жизни, катается на велосипеде, увлекается боевыми искусствами, а из употребляемых им веществ самым сильнодействующим (и любимым) является зеленый чай. Путешествует по Востоку. Его любимое блюдо: смешать банку консервированного лосося, майонез и два мелко порезанных яблока. Можно добавить рис или картофель.







2024 © mgp3.ru.