Сообщение о ульяне лопаткиной личная жизнь. Орбита гелактики


24 декабря 2015, 15:46

Кто такая Ульяна Лопаткина , говорить не надо. А вот информация про ее бывшего мужа Владимира Корнева :

"По образованию он архитектор, учился в Питере. По его проектам строили дома аж в Германии. Но всегда, сколько его помнят друзья, Владимир писал. Сначала для души. Потом его стали издавать.

После выхода в свет романа «О чем молчат французы» (в 1995 году) критики «назначили» Владимира продолжателем булгаковских традиций. «В этом романе нечеловеческая любовь, сильная, как смерть, неотделима от всеобъемлющей красоты, присутствующей в грандиозной архитектурной декорации Петербурга, поступках главного героя, действиях мистических сил...»

И вот однажды в аэропорту «великий мистик» Корнев встретился случайно с известным актером, режиссером и продюсером, «гардемарином» Владимиром Шевельковым . А у того давно была мысль создать роман-мистерию о переселении душ, да вот писательского таланта, боялся, не хватит. Рассказал он Корневу о своих задумках... Так появился на свет их совместный роман «Модерн».

Два Владимира сдружились настолько, что Корнев даже стал крестным отцом 7-летнего сынишки Шевелькова Андрея.

В 2001 году начинались съемки фильма по сценарию, написанному на сюжет «Модерна». Интересно, что главную роль усиленно предлагали Лопаткиной, но она отказалась. Завершен фильм или нет, я не поняла.

Кстати, балерина хоть и не согласилась играть в фильме по роману мужа главную роль, но снялась в фотосессиях для оформления его книг:

Как познакомились Ульяна с Владимиром

В октябре 99-го Владимир Корнев стал лауреатом питерской городской премии в области культуры как «Литератор года» (кстати, обошел самого Пелевина). На той же церемонии Ульяна была признана "Балериной года". Оба были свободны. Владимир к тому моменту развелся со своей первой женой, в браке с которой родилась дочь. Ульяна недавно пережила, по слухам, расставание с одним известным российским актером. Вот они и встретились...

Скрины с видео церемонии:


Свадьба состоялась 25 июля 2001 года, венчались молодые в церкви Веры, Надежды, Любви села Вартемяки. Ужин прошел в очень тесном семейном кругу в ресторане Дома архитектора.

"Событие скромно отметили в ресторане и отправились в свадебное путешествие. Говорят, балетный мир был удивлен, что на торжества не пригласили коллег Ульяны. В круг избранных вроде бы не попала Наталия Дудинская - человек, которому Лопаткина обязана карьерой. Зато была Нинель Кургапкина, нынешний репетитор «прекрасного лебедя Мариинки»".

Ульяна говорила, что ей нравится чувствовать себя "просто женой и хозяйкой, учиться рисовать, а также то, что Володя ничего не понимает в балете и терпеть не может разговоров о театре ".
Как написали корреспонденты одной газеты: "чтобы содержать свою знаменитую супругу на должном уровне, Владимир Корнев занимается бизнесом. Он является директором питерского представительства фирмы «Андулин-Россия», выпускающей кровлю. Так что денег им пока хватает..."

В 2002 году в семье родилась дочка Маша.

Семейные кадры из передачи "Царская ложа" 2002 года

Из интервью 2004 года:

Многие великие балерины не успели обустроить свою личную жизнь и навсегда оставались бесприютно одинокими людьми, вы в свои 26 лет имеете кучу званий и регалий. Есть семья и есть ребенок.

- Мне и раньше задавали такой вопрос: как это вам удалось все так хорошо спланировать? Я ничего не планировала, я ничего не выстраивала. Это просто моя жизнь. Изо дня в день стояли конкретные задачи и цели. Нужно было просто достойно и качественно прожить один день и войти в следующий. Не надо отчаиваться, когда нет такого, чего бы хотелось сейчас. Была работа - я работала и работала. Хотелось иметь близкого, любимого человека, но его не было. Я надеялась и ждала. Наступил период, когда стало много травм, сил мало. Я ушла на больничный, встретился человек, который начал заботиться обо мне, помогать. Дошло до того, что мы стали мужем и женой. А то, что я родила ребенка... это тоже зрело долгое время. Я всегда знала, что буду иметь ребенка. Ведь трагедия многих балерин заключается в чем? Балетный век очень короткий, очень, и всегда есть причины - новые роли, премьеры, зарубежные гастроли, - из-за которых рождение ребенка откладывается на потом. Потом бывает уже поздно. Перевешивает профессия - это для многих трагедией оборачивается.

Из интервью 2007 года:

Ваш муж - писатель и бизнесмен Владимир Корнев - после каждого спектакля дарит вам огромную - в 150 алых роз - корзину. С чем связана эта традиция?

О: Наверное, с его собственным представлением о романтичном мире балета, где балерина обязательно должна получить безумное количество цветов. А то что цветы - розы и именно алые, мне кажется, связано с одной из его книг. В свое время он написал фантастический роман, и там есть эпизод, где среди мусора неожиданно, буквально из ничего, вырастают алые розы. Наверное, ему нравится привносить в жизнь хоть немножечко этой необычности .

Интервью 2005 года:

"Семья Ульяны сегодня - это дочка Маша и, конечно муж - Владимир Корнев, директор филиала французской строительной компании. Я осторожно интересуюсь, насколько могут совпадать взгляды на дом, карьеру и другие жизненные ценности у балерины и бизнесмена.
Ульяна терпеливо объясняет, что строительным бизнесом муж занимается не всю жизнь. Вообще-то он - выпускник Академии имени Репина, архитектор, художник, литератор. Когда-то штурмом взял академические бастионы, приехав в Питер из Челябинска.

В Петербурге они какое-то время существовали параллельно: он - студент, Лопаткина - прилежная ученица Вагановского училища. Но точки пересечения, оказывается, намечались уже тогда: «Когда я брела куда-нибудь мимо Екатерининского сада с портфельчиком, там всегда в начале 90-х можно было встретить художников. И Володя там мог быть, как он говорит ». Во всяком случае, замечает Ульяна, сегодня поводов для разногласий в их семье не больше, чем в любой другой, и скорее уж они связаны с тем, что под одной крышей - два «творца».

У.Л. Володя очень переживает, что жесткий бизнес-распорядок не оставляет времени для творчества. Но все равно он что-то успевает делать, придумывает разные истории, пишет книжки. И я могу сказать, что у меня очень неспокойно на сердце, если мой муж не может быть на спектакле. Даже сформулировать трудно: мне необходимо его присутствие. То есть обязательно нужно, чтоб он пережил спектакль со мной: если бы он не обращал внимания на трудности моей профессии, не замечал моих переживаний, то мне было бы очень досадно. Но, слава богу, мы учимся понимать друг друга. Он сидит и ужасно нервничает в зале, когда я на сцене. Но каждый раз я говорю ему: «Если ты не придешь, что-то в наших отношениях нарушится». А так мы существуем как бы в одном мире.

Я на всякий случай уточняю, так ли велика разница между Ульяной Лопаткиной в театре и дома. Но Ульяна решительно не видит никакого противоречия между честолюбием артистки и самоотречением жены и мамы.

Из интервью 2004 года:

– Остаются ли силы и время на воспитание дочери? Наверное, Машенька – современное дитя, которое живет у бабушки, а воспитание доверено няне?
Маша живет со мной, и няни у нас нет. Когда я ухожу на работу, то отвожу ее к бабушке и дедушке, которые мне очень помогают. После работы забираю домой. Все свободное от театра время я нахожусь рядом с дочкой. И это кажется мне естественным. Мне постоянно хочется знать, видеть, чувствовать, как она растет. Мы вместе читаем книжки, разговариваем, общаемся. Я стараюсь приблизиться к ее интересам и не пренебрегать ее проблемами. Мне кажется, что сейчас, когда она набирает в свою копилочку эмоции и знания, от родителей зависит очень многое – только они могут направить развитие малыша.
И потом я все-время чувствую, как Машенька взрослеет, и мне хочется иногда “остановить” ее замечательный возраст. Маше уже год и восемь месяцев, и общение с ней часто помогает преодолеть смертельную усталость после репетиций.

– Не скрою, что ваших поклонников потрясло ваше решение стать матерью в годы расцвета творчества. Не было ли сомнений?
С ранних лет я была уверена, что сделаю все возможное, чтобы стать матерью, суметь совместить профессию и материнство. Это решение возникло задолго до замужества. Так что никаких противоречий и сомнений я не испытывала. К тому же, в то время, два с половиной года назад, я пребывала в состоянии патологической усталости и загнанности. Регулярно стали напоминать о себе травмы, которые не позволяли работать с полной отдачей. Оторваться от физических и моральных перегрузок, выйти на время из бесконечной гонки – было для меня счастьем.

Совместная с дочкой репетиция

В этом видео балерина с дочерью посещают урок рисования.

Из интервью 2009 года:

" Еще недавно парадное в доме № 77 по Садовой улице, где уже много лет живет прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, было таким же, как везде.
И вдруг словно по мановению волшебной палочки все изменилось. Вернувшись с гастролей в Японии, где она выступала в течение месяца, Ульяна вошла в свой подъезд и... была, по ее собственным словам, шокирована. Она словно попала во дворец. Стены парадного, лестница, окна, двери не просто сияли чистотой, они были полностью преображены и украшены в духе старинных питерских гостиных.

Я потеряла дар речи. Я вернулась в совершенно иную атмосферу. А мне было сказано: «Балерина прославленного Мариинского театра не должна входить в грязное обшарпанное некрасивое парадное со следами современной «культуры» на стенах» .

– Кто же это вам сказал?

Владимир Григорьевич Корнев, мой муж и отец моей дочери Маши. Он архитектор и художник, сам делал эскизы для изображений в парадном по сюжетам известных картин.

Это был подарок. Конечно, Владимир Корнев имел финансовую возможность оплатить какие-то работы в парадном, я ведь процесс не застала и не знаю, что кто делал, но меня порадовала сама идея преобразить подъезд. Это хорошая мысль, простая и оригинальная в то же время. Когда твой дом начинается с подъезда..."

На гастролях В Новосибирске в 2010 году Лопаткина высказалась следующим образом:

- В Новосибирском оперном театре удобная, хорошо оснащенная сцена. Я выступаю на ней не впервые, но, надеюсь, не в последний раз. Честно признаюсь, очень скучаю по дочке Маше, по мужу Владимиру Корневу. Мой муж - архитектор и писатель, мне нравится все, что он создает, - пространства и тексты. И мне очень нравятся букеты, которые он мне дарит не после премьер или спектаклей, а при каждой нашей встрече. Супруг - лучше всех флористов, мы с ним оба любим желтые цветы. К сожалению, мы часто расстаемся, поскольку я постоянно в разъездах. Но семья остается для меня своеобразным маяком, как для моряка в тумане. Семья - это самое заветное и дорогое, что у меня есть. Наверное, потому самой мучительной ролью для меня стала Анна Каренина, заглавная партия в балете Р. Щедрина по мотивам романа Л. Н. Толстого. Вот чего бы я никогда не сделала, так это не оставила бы своего ребенка в угоду увлечения не мужем, а другим мужчиной.

Однако в 2010 году по каким-то причинам супруги развелись. И, как указано в Википедии, Ульяна, взявшая после свадьбы двойную фамилию Лопаткина-Корнева, вернула себе девичью фамилию Лопаткина.

С тех пор прошло уже 5 лет. У Ульяны Вячеславны, как мы здесь, на Сплетнике как-то выяснили, даже был роман с топ-менеджером "Мегафона", который тоже пишет и публикует прозаические произведения.

А Владимир Корнев со своим другом Владимиром Шевельковым сейчас заняты экранизацией первого романа Корнева "О чем молчат французы" .

Остается только добавить, что портреты Ульяны по прежнему украшают дом Владимира.

ira_pevchaya wrote in October 23rd, 2015

"Каждый дюйм ее невероятно гибкого тела создает безукоризненную форму. Более, чем кому-либо еще, ей свойственны абсолютная точность – результат обучения, а также инстинктивное достоинство и музыкальность" (The Telegraph).

На первый взгляд, Ульяна Лопаткина не создана для балета: академизм ценит умеренность пропорций. В Лопаткиной же все чересчур. Слишком высока. Слишком худа, исключая даже намек на женственную округлость форм или натруженную рельефность мышц. Слишком длинны руки и ноги. Слишком крупны узкие стопы и кисти. Но в этом и ее преимущество. «Я люблю, когда у балерины крупные стопы, - признавался Баланчин, имея в виду, безусловно, не только стопы. - Любое движение - например, подъем и спуск с пуантов - у такой балерины подается крупнее, а значит, и выразительнее». А «неудобная» длина рук и ног, ставя преграды технике (недаром знаменитые балетные виртуозки, как правило, коренасты и крепконоги), способна сделать бесконечными линии.

Чтобы, растушевав недостатки, удержать природу в повиновении, Лопаткиной приходится немало трудиться. Она выделяется работоспособностью даже среди мариинских балерин-тружениц. Едва ли не единственная, кто после рабочего дня добровольно выписывает себе еще и вечерние репетиции. На ее спектаклях чрезвычайно редки технические срывы и даже шероховатости. Говорят, что любимые слова репетирующей Лопаткиной: «Так разумнее». Этим-то она и дразнит: балерина, за которой признано лирическое амплуа, нередко отрезвляет рассудочностью сценического бытия....


Балет "Корсар", 2006 год.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 г. С четырех лет, заботясь о будущем дочери, мама водила ее в самые разнообразные детские кружки и секции, пытаясь понять, к чему у девочки есть настоящие способности. В том, что ее дочь талантлива, она ничуть не сомневалась. И была права. Однажды Лопаткина оказалась в балетной студии, преподаватели которой, понаблюдав за девочкой какое-то время, посоветовали попробовать свои силы в мире большого балета.

В знаменитое Ленинградское балетное училище (ныне - Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) она поступила с оценкой «условно» по всем пунктам. Это значит «на троечку», - объясняла Ульяна в одном из интервью лет десять назад. Сейчас о безвестной балетной юности «Божественную» Лопаткину уже не спрашивают. Кто поверит, что на втором туре вступительных экзаменов в Вагановское, а точнее, на медицинской комиссии, у безупречной звезды Мариинки «нашли несколько изъянов». Тем не менее абитуриентка очень старалась произвести на суровых педагогов хорошее впечатление. В третьем туре ей пришлось танцевать полечку, «сильно улыбаясь». К счастью, этот танец девочке был знаком. И десятилетнюю Ульяну приняли. В младших классах она обучалась искусству танца у Г.П. Новицкой, в старших – у профессора Н.М. Дудинской.

Началась учеба. Восемь лет ежедневного преодоления себя, борьбы со страхами, комплексами, неуверенностью в себе. А еще детского одиночества и выходных в семье лучшей подруги - родители Ульяны продолжали жить в Керчи. Но юная Лопаткина, казалось, воспринимала происходящее как должное. Балет - жестокая профессия, и так уж повелось, что начинают заниматься ею очень рано, попросту жертвуя детством. Но ведь и заканчивают - тоже. А значит, нужно наслаждаться каждым моментом, говорила себе она. Даже если он исполнен боли, самой настоящей, физической.

Еще будучи студенткой, Ульяна стала лауреатом Международной премии «Vaganova-Prix» (Санкт-Петербург, 1991), исполнив вариацию Царицы вод из балета “Конек-Горбунок”, вариацию Сильфиды и па-де-де из второго акта “Жизели”.

По окончании Академии в 1991 году Ульяна Лопаткина была принята в труппу Мариинского театра, где юной балерине сразу доверили исполнение сольных партий в “Дон-Кихоте” (Уличная танцовщица), “Жизели” (Мирта), “Спящей красавице” (Фея Сирени). В 1994 она успешно дебютировала в партии Одетты/Одиллии в “Лебедином озере”, получив за эту роль престижную премию «Золотой софит» в номинации "Лучший дебют на петербургской сцене". Удивляли зрелость мысли и техническая отработка. Особенно удалась ей Одетта - замкнутая, погруженая в печаль. Она вовсе не стремилась покинуть свой заколдованный мир, словно боялась вновь вступить в жизнь реальную, столь опасную и обманчивую. Над партией Ульяна Лопаткина работала с Андрисом Лиепой, и он во многом помог найти ей свое решение роли.

В 1995 Ульяна стала прима-балериной Мариинского театра. Партнерами ее в разные годы выступали Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев и др. За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. Среди них Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета Хельсинки, зал NHK в Токио.

Танец Ульяны Лопаткиной отличают высочайшая точность движений, безукоризненность поз, удивительное достоинство и музыкальность. Она привлекает своей внутренней сосредоточенностью, погруженностью в свой мир. Всегда как бы чуть отстраняясь от зрителя, она кажется еще загадочнее, еще глубже.

Хореографическая миниатюра "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса из "Карнавала животных", в постановке М. Фокина, давно уже стала визитной карточкой русского балета. Ульяна Лопаткина, конечно же, танцует ее по-своему. Ее лебедь, пожалуй, наиболее близок к лебедю Сен-Санса, как единственное благородное существо среди остальных двенадцати зверей - олицетворений человеческих пороков и слабостей. Последний миг жизни лебедя Лопаткиной - это последний вздох. И, по словам самой Ульяны, "главное, что дает это гениальное произведение, - многообразное переживание перехода от жизни к смерти. И здесь может быть столько смыслов, сколько включает в себя этот вечный вопрос от начала существования человечества. И тут уже, как говорится, ни словом сказать, ни пером описать..."

Встреча с хореографией Ю.Н. Григоровича в "Легенде о любви", где Ульяна исполнила партию царицы Мехменэ Бану, потребовала совсем других красок - умения сдерживать страсть. Масштабность чувств скрытых, загнанных внутрь и лишь изредка выплескивавшихся наружу, придавала напряженному драматизму особую остроту. Эта роль стала одной из любимейших.

Когда Лопаткина включила в свой репертуар «Кармен-сюиту» на музыку Бизе - Щедрина, критика не щадила ее, сравнивая с великой Плисецкой. Действительно, трудно представить себе более противоположных по характеру, темпераменту и пластике балерин. Но сравнения здесь, на мой взгляд, бессмысленны и неуместны. Это совершенно разные Кармен, и если в исполнении Плисецкой я вижу известную героиню новеллы Проспера Мериме, то Лопаткина создала совершенно иной образ, более современный и не столь прямолинейный, оттого и не менее интересный.

Кстати, именно Майя Михайловна лично добавляла последние штрихи в актерский рисунок другой роли Ульяны - Анны в балете «Анна Каренина». На генеральной репетиции сказала: «Мне недостаточно вашей любви к Вронскому, я не успела почувствовать, как сильны ваши чувства». «Пришлось быть предельно открытой во всех эпизодах… - рассказывала Ульяна в одном из интервью. - Потом Майя Михайловна обняла меня и сказала: «Вот теперь все как надо». Я почувствовала, что ожила…»

В 1972 году француз Ролан Пети, руководитель и хореограф известного в мире Марсельского балета, поставил в Москве для блистательной Майи Плисецкой одноактный балет «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Густава Малера, сюжет которого был взят из стихотворения английского поэта Уильяма Блейка «Больная роза»:

О роза, ты больна!
Во мраке ночи бурной
Разведал червь тайник
Любви твоей пурпурной.

И он туда проник,
Незримый, ненасытный,
И жизнь твою сгубил
Своей любовью скрытной.

Эта балетная миниатюра вошла в репертуар многих выдающихся танцовщиков, но лично я ничего прекраснее, чем дуэт Ульяны Лопаткиной и Ивана Козлова, не видела:

Еще одна известная работа балерины - " Три гносианы" на музыку Э. Сати, в постановке Ханса ван Манена. "Внутри каждого моего балета есть напряжение, отношения между мужчиной и женщиной" - говорит нидерландский хореограф. Его дополняет Ульяна: "В балетах Ханса ван Манена развернут интеллектуально-аналитический аспект взаимоотношений партнеров - разговор через лаконичные, сдержанно-таинственные, экстравагантные движения. Это беседа умных людей, которые понимают друг друга с полуслова, дают друг другу пищу для размышлений. Есть притяжение, есть дистанция..."

Карьера Ульяны Лопаткиной не была безоблачной. Сезоны 2001 – 2002 Ульяна пропустила из-за травмы ноги, возникали серьезные сомнения по поводу ее возвращения на сцену. Но в 2003 после проведенной операции Лопаткина вернулась в труппу. Одним из самых важных событий в своей жизни Ульяна считает рождение дочери Маши в 2002 году. Среди ee увлечений: рисование, литература, классическая музыка, дизайн интерьеров, кинематограф.

Слава балерины давно перешагнула пределы Петербурга. О Лопаткиной слыхали даже те, кто и в балете-то никогда не был. Лопаткина обращает в классический танец доселе к нему равнодушных. Лопаткина - fashion icon современной Мариинки. На рекламном постере балерины черная бандана соседствует с целомудренными академическими пуантами. Такова сегодня Мариинка: ей удалось поладить с шоу-бизнесом, не уронив чести «святого искусства». Такова сегодня и Лопаткина: скинув вечерние туфли, вертит фуэте подле ресторанных столиков в «Русском проекте» Никиты Михалкова и позирует для журнала «Vogue». Впору воскликнуть: ужель та самая Ульяна?! Та самая. Она - архитектор своего успеха, своего публичного образа. И понимает, что один навсегда выбранный имидж - пусть даже самый интригующий - когда-нибудь да приедается. Зато контраст интересен всегда: жрица - на сцене, современная femme fatale - в жизни (отсюда, надо полагать, ее тяга к струящимся черным туалетам, длинным шарфам, а то и лакированным паричкам). Словом, настоящая женщина!)


Фото Е. Рождественской.


Звания, награды:
Народная артистка России (2005)
Лауреат Государственной премии России (1999)
Лауреат Международного конкурса Vaganova-Prix (1991)
Лауреат премий: «Золотой софит» (1995), «Божественная» с присвоением звания «Лучшая балерина» (1996), «Золотая маска» (1997), Benois de la danse (1997), «Балтика» (1997, 2001: Гран-при за содействие мировой славе Мариинского театра), Evening Standard (1998), Monaco world dance awards (2001), «Триумф» (2004)
В 1998 присвоено почетное звание «Артист Ее Величества Императорской сцены державной России» с вручением медали «Человек-творец»

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Мирта, Жизель) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Корсар» (Медора) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
«Баядерка» (Никия) – хореография Мариуса Петипа, редакция Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани;
Grand pas из балета «Пахита» (солистка) – хореография Мариуса Петипа;
«Спящая красавица» (фея Сирени) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда, Клеманс) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
балеты Михаила Фокина: «Лебедь», «Жар-птица» (Жар-птица), «Шехеразада» (Зобеида);
«Бахчисарайский фонтан» (Зарема) – хореография Ростислава Захарова;
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану) – хореография Юрия Григоровича;
«Ленинградская симфония» (Девушка) – сценарий и хореография Игоря Бельского;
Pas de quatre (Мария Тальони) – хореография Антона Долина;
«Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина: «Серенада», «Симфония до мажор» (II. Adagio), «Драгоценности» («Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», «Вальс», «Шотландская симфония», «Сон в летнюю ночь» (Титания);
«В ночи» (III часть) – хореография Джерома Роббинса;
балеты Ролана Пети: «Юноша и Смерть» и «Гибель розы»;
«Гойя-дивертисмент» (Смерть) – хореография Хосе Антонио;
«Щелкунчик» (фрагмент «Павлова и Чекетти») – хореография Джона Ноймайера;
балеты Алексея Ратманского: «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Конек-Горбунок» (Царь-девица), «Поцелуй феи» (Фея), «Поэма экстаза»;
«Там, где висят золотые вишни» – хореография Уильяма Форсайта;
балеты Ханса ван Манена: Trois Gnossienes, «Вариации для двух пар», «Пять танго»;
Grand pas de deux – хореография Кристиана Шпука;
«Маргарита и Арман» (Маргарита) – хореография Фредерика Аштона.

Первая исполнительница одной из двух сольных партий в балете Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» (2001).

С труппой Мариинского театра гастролировала в странах Европы, Америки и Азии.

И, наконец, чтобы поближе познакомиться с самой Ульяной, предлагаю вам посмотреть программу "Личные вещи" с ее участием (2009 год):

Для желающих - более обстоятельное

Многие специалисты пришли к единому мнению, что Ульяна Лопаткина - балерина просто непревзойденная. Для таких людей нужно создавать необычные постановки. Она - настоящий эталон большого балетного стиля и полнометражных спектаклей.

История жизни знаменитой балерины

В небольшом городке Керчь, в семье учителей Елены Георгиевны и Вячеслава Ивановича Лопаткиных 23 октября 1973 года родилась дочка - Ульяна. В раннем возрасте она увлекалась спортивной гимнастикой, посещала танцевальные кружки. Родители были рады такому увлечению, пытались всячески поддержать ее творческое развитие. Неожиданный интерес к балетному искусству возник, когда девочка рассматривала фотографии знаменитых мастеров М. Плисецкой и Г. Улановой. Их позы словно завораживали.

Читая книги, Ульяна узнавала о балете много интересного. Ее вдохновили биографии хореографов Глушковского, Дидло. Девочка решила идти в хореографическое училище. В 10-летнем возрасте поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Экзамен она сдала, однако большого впечатления не произвела. Особых планов на нее никто не строил. Высокий рост был не единственной причиной такого отношения. Длинные ступни ног не позволяли носить пуантовые колоратуры.

В столь раннем возрасте Ульяна Лопаткина переехала в другой город - Ленинград. Рядом не было близких. Боязнь, что ничего не получится, не покидала ее долгое время. Интернатовская жизнь давалась тяжело.

Несмотря на все трудности, ей крупно повезло с педагогами. Это были талантливые, яркие персоны. Последние пару лет девушка училась у Н.М. Дудинской. Из-за своего характера она не всегда приходила к взаимопониманию с учителем и редко соглашалась с общими стандартами. В 1991 году, по окончанию академии, Лопаткина была принята в труппу Мариинского театра.

Высокий рост - не помеха балету

В юном возрасте девочка комплексовала из-за своего невысокого роста. В последние учебные годы сильно вытянулась Ульяна Лопаткина. Рост, вес ее на сегодня составляют 175 см и 55 кг соответственно. Раньше такие параметры не были бы одобрены балетом.

Крупные кисти и стопы, длинные руки и ноги - Ульяну этот факт ничуть не смущал. Наоборот, она гордилась высоким ростом, который стал ее визитной карточкой. Недостатки обернулись достоинством и со временем стали считаться непревзойденной особенностью балетного танца.

"Лебединое озеро"

Ульяна Лопаткина в 1994 году дебютировала в роли Одетты в "Лебедином озере" Петра Чайковского, после чего была удостоена премии "Золотой софит". Вместе с ней работал Андрис Лиепа. Благодаря нему Ульяна станцевала так, как этого не делал еще никто. Отточенная техника, удивительные эмоции - роль Одетты в ее исполнении запомнилась многим. Образ был замкнутым, но в то же время грациозным и статным. Именно эта роль прославила ее.

Имя Ульяны Лопаткиной не сходило с афиш. Многие критики считают ее гением в балетном искусстве. Из-за нее были большие очереди в кассах, люди моментально раскупали билеты, чтобы посмотреть на то волшебство, которое она создает на сцене.

Достижения российской артистки балета

Ульяна Лопатина является лауреатом многих как российских, так и зарубежных премий:

  • 1990 - 1 место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой;
  • 1991 - лауреат международной премии Vaganova-Prix;
  • 1994 - приз в номинации "Восходящая звезда";
  • 1995 - прима-балерина Мариинского театра;
  • 1996 - титул "Божественная";
  • 1999 - премия России за "Умирающий лебедь";
  • 2000 - заслуженная артистка России;
  • 2001 - гран-при "За выдающийся вклад в мировой успех Мариинского театра";
  • 2004 - лауреат премии "Триумф";
  • 2006 - Народная артистка России;
  • 2012 - лицо коллекции "Образы русского балета" ювелирного дома Sasonko.

Ульяна Лопаткина: личная жизнь примы балетного театра

В 1999 году девушка познакомилась с необычным мужчиной. Это произошло в Санкт-Петербурге, когда ее признали «Балериной года». Его в это время назвали «Писателем года». Встреча с будущим мужем перевернула жизнь Ульяны. Корнев Владимир Григорьевич - неординарная личность, бизнесмен, прозаик, архитектор. Помимо основного вида деятельности, пишет романы. Как говорит русская балерина: "С ним легко и интересно".

5 июля 2001 года они расписались, а через 20 дней обвенчались. Празднование торжества проходило по-семейному, были приглашены только самые близкие. В 2002 году 24 мая в Австрии родилась дочка Маша. Ульяна Лопаткина не выбирала, что ей дороже - карьера или семейная жизнь. Она всегда хотела ребенка, старалась делать все, чтобы больше уделять времени и внимания дочке. Но многочисленные гастроли не позволяли сделать этого.

Ульяна Лопаткина - не публичный человек. Она тщательно скрывала свою личную жизнь. Однако разрыв союза с Корневым в тайне удержать не удалось. Счастливая семейная жизнь была недолгой, и в 2010 году они развелись. Причины разрыва отношений известная балерина комментировать не намерена.

Травмы Ульяны

В 2000 году во время выступления Лопаткина получила травму голеностопа. Несмотря на сильную боль, она сквозь слезу сыграла свою роль. В связи с серьезной травмой девушка на некоторое время покинула сцену балета.

Находясь в интересном положении, Ульяна страдала от повреждения стопы. В тот момент карьера балерины могла закончиться навсегда. После родов Лопаткина вернулась к станку, но уже после несколько часов занятий нога сильно распухла. Балерина поняла, что на этом ее деятельность окончена.

На помощь пришла коллега Лопаткиной. Она обратилась к Михаилу Барышникову. Он, в свою очередь, познакомил ее с высококвалифицированным хирургом, специализировавшимся на подобных травмах. В Нью-Йорке была выполнена наисложнейшая операция, вернувшая Ульяну в балетную жизнь. Именно Барышников был рядом с ней, когда она проснулась от наркоза. В 2003 прима балета Ульяна Лопаткина, Мариинский театр для которой стал родным, вернулась на сцену.

Вера в Бога

Прима балета выросла в атеистической семье. С самого рождения родители внушали ей доброту и здравый смысл. В 16-летнем возрасте Ульяна вместе с подругой покрестилась. С того дня для нее началась другая, новая жизнь. Приобретя свою позицию, принципы, она точно знала, чего хочет от жизни. Читая книги, общаясь с мудрыми людьми, она понемногу набиралась жизненного опыта.

Ульяна Лопаткина считает, что церковь не ограничивает ее, зато отлично дисциплинирует. Чтобы сходить в храм помолиться, приходится вставать рано утром. Несмотря на то, что жутко не высыпаешься, ребенку нужно уделить больше времени. Лопаткина часто молится о родителях, дочке и людях, которых любит, и которые дороги ей.

Хобби известной балерины

В свободное время от балета Ульяна Лопаткина, биография которой насыщена событиями, занимается рисованием. В детском возрасте она любила рассматривать картины с балеринами. Нравилось, как художники передавали с помощью красок все чувства, движения. С тех самых пор кисти и мольберт являются ее лучшими друзьями. Для усовершенствования своих умений балерина посещает изостудии. Ее картины приводят в восторг многих критиков, однако выставлять их на всеобщее обозрение в ее планы не входит.

Ульяна Лопаткина - человек, для которого благотворительность является частью жизни. На протяжении долгого времени она участвовала в "Рождественской ярмарке". Звезды искусства, бизнесмены, знаменитые люди вместе с профессиональными художниками рисовали картины сказочной тематики. Полотна выставляли на аукционах за немалые деньги. Все средства были направлены на лечение тяжелобольных детей.

Картины Ульяны Лопаткиной продавались за приличные деньги. Тогда она стала членом попечительского совета Фонда профилактики рака. После выступления на одной из сцен Александрийского театра собранные средства были перечислены детям с ментальной инвалидностью.

О великом даре Ульяны Лопаткиной можно писать долго. Все выходы на сцену сопровождаются бурными аплодисментами. В свои роли она вносит нечто новое, завораживающее, от чего трудно оторвать взгляд. Коллеги по работе всегда считали, что ее ожидает большой успех. Несмотря на все трудности и преграды, Ульяна Лопаткина стала одной из великих балерин нашего времени.

Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину, придумывая новые красочные эпитеты, но сама «божественная» танцовщица, «прекрасный лебедь с руками, похожими на птичьи крылья», признается, что от этих восторгов ей не по себе.

Детство и юность

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 года (по зодиаку это пограничный день между Весами и Скорпионом). Мама будущей балерины нисколько не сомневалась, что дочь прославится, и уже с 4-летнего возраста водила ее в кружки и секции. В балетной школе малышка оказалась по совету знакомых преподавателей и взялась на новое увлечение с восторгом.

После школы Лопаткина не смогла поехать учиться в столицу, провалившись на третьем туре вступительных экзаменов. Педагоги предложили попытать судьбу в Ленинградском балетном училище (сейчас это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Трудно поверить, но легендарная танцовщица тогда сдала экзамены на тройки.

Строгое жюри критически отнеслось к ее фигуре: непривычно высокий для балерины рост (175 см при весе в 52 кг) мог стать помехой при подборе партнера, а крупные стопы и кисти – некрасиво смотреться со сцены. В финальном туре юная Ульяна с широкой улыбкой станцевала «полечку». Ее обаяние произвело благоприятное впечатление на экзаменаторов, и девушку приняли.


Следующие 8 лет прошли в жесткой «муштре», непрерывной работе и одиночестве, которые неизбежно сопутствуют становлению балетных танцоров. Родители остались в Керчи, и на выходные Ульяна ходила в гости к лучшей подруге. Будни ее наполняли бесконечные репетиции, но Лопаткина смирилась с неприятными сторонами будущей профессии и приняла их как должное. На выпускном концерте юная балерина, не рассчитав баланс во вращении, упала спиной к зрителям. Публика поддержала ее искренними аплодисментами. Ульяна взяла себя в руки и закончила танец как следует.

Балет

После выпуска Лопаткина некоторое время проработала в кордебалете Мариинского театра. В 1992 году ей выпал прекрасный шанс – половина труппы уехала на гастроли, и молодой балерине впервые предложили сольную партию, с которой она справилась блестяще. Первый раз Ульяна исполнила своего фирменного «лебедя» в 1994 году. За это выступление она получила престижную премию «Золотой софит». В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.


Сравнивать Лопаткину с Плисецкой начали после «Лебединого озера». Для самой Ульяны этот титул оказался тяжелой ношей. Она утверждает, что все известные балетные артисты страдают перфекционизмом, а сравнение со звездами включает внутреннего критика на полную мощность.

«Вы не представляете, сколько поводов у танцовщицы быть несчастной!», – уверяла она в интервью.

Участие примы в балете – своеобразный знак качества, и каждое выступление на сцене родного Мариинского театра Лопаткина воспринимала с волнением. По ее словам, «домашняя» публика гораздо строже «гастрольной», хотя на выездах приходилось работать дольше и тяжелее. В 2003-2007 годах Лопаткина попробовала себя в роли актрисы. На ее счету работы в 6 фильмах: в двух Ульяна сыграла саму себя, в остальных – похожих по духу девушек-танцовщиц.


В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с . Правда, первую попытку в «Баядерке» признали не совсем удачной, но на второй раз в «Корсаре» пара смогла станцеваться.

Другие ее известные образы – «Умирающий лебедь» в хореографической миниатюре Сен-Санса, романтичная Жизель в одноименном балете, на Балу сказок, а также роль во фрагменте балета «Щелкунчик». «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.

Ульяна Лопаткина исполняет «Русский танец»

В балете «Анна Каренина» она создала масштабный и трагический образ главной героини. Эту партию также танцует , но большинство критиков отдают предпочтение работе Лопаткиной, отмечая, что она лучше передала материнские чувства Анны, а ее величественный танец словно захватывает сцену.


В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. Поводом стали обострившиеся старые травмы: из-за повреждения стопы танцовщица иногда не могла даже ходить, не то что выступать. Сложная операция, проведенная в Нью-Йорке, не решила проблемы. Мир балета она оставила с сожалением и надеждой, что ее творческая биография еще продолжится в каком-нибудь другом направлении.

В 2017 году Ульяна поступила в СПбГУ, выбрав образовательную программу «дизайн среды».

Личная жизнь

В 1996-1997 годах Лопаткиной приписывали роман с актером , но она не подтверждает эту информацию.

В 2001 году балерина вышла замуж за архитектора и бизнесмена Владимира Корнева, взяв двойную фамилию. Через год она рискнула на время уйти со сцены и родила дочь Марию.


Ульяна Лопаткина и ее бывший муж Владимир Корнев

Поклонники удивились смелости этого решения – вернуться в балет после рождения детей очень трудно, но в тот момент Лопаткина переживала не лучшие времена: мучила хроническая усталость, пошатнулось здоровье, и отдых от сцены был просто необходим. Ульяне очень нравилось, что муж ничего не понимает ни в театре, ни в балете, а она может побыть просто хозяйкой и женой, уделить время рисованию и ребенку.

В 2010 году пара объявила о разводе. Балерина отказалась от фамилии мужа и вновь стала Лопаткиной. По рассказам друзей, портреты балерины по-прежнему украшают дом Владимира Корнева, но общаются супруги нечасто и в основном по поводу дочери.


Ульяна слывет сдержанным и тактичным человеком. Друзья и журналисты отмечают ее искреннюю доброжелательность. Она любит Санкт-Петербург, но считает его тяжелым для жизни местом.

«Он построен на крови, потерянных жизнях, болотах, – поясняет артистка. – Танцовщики, как никто другой, ощущают на себе влияние его тяжелого климата».

Сонный дух города влияет на темп и режим репетиций, мешает рано вставать и быстро работать.

Ульяна Лопаткина сейчас

В жизни Ульяна Лопаткина предпочитает изысканный минимализм, выбирая темные цвета, струящиеся наряды, длинные шарфы и короткие стрижки. Она не любит пользоваться социальными сетями. Страницы во «ВКонтакте» и в «Инстаграме» ведут поклонники.


Знаменитая танцовщица явно скучает по сцене, но пока не планирует возвращаться. В 2018 году Лопаткина не участвовала в творческих проектах, предпочитая уделять время учебе и личной жизни.

Партии

  • «Щелкунчик» Джона Ноймайера – фрагмент «Павлова и Чекетти»
  • «Гамлет» Константина Сергеева – Офелия
  • «Жизель» – Жизель, Мирта
  • «Корсар» – Медора
  • «Пахита» – Grand Pas
  • «Спящая красавица» Мариуса Петипа – Фея Сирени
  • «Анна Каренина» – Анна, Китти
  • «Гойя-дивертисмент» – Смерть
  • «Баядерка» Мариуса Петипа – Никия
  • «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа – Одетта и Одиллия
  • «Раймонда» – Клеманс
  • «Шехеразада» – Зобеида
  • «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова – Зарема
  • «Легенда о любви» Юрия Григоровича – Мехменэ Бану
  • «Ленинградская симфония» Игоря Бельского – Девушка
  • «Поцелуй Феи» – Фея
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • «Анна Каренина» Алексея Ратманского – Анна

Награды

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix
  • 1995 - премия «Золотой софит» за лучший дебют
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика»
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственная премия России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2006 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 9 ноября 2015 - премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

В февральском номере ELLE, посвященном в основном сексу, обнаружилось большое и интересное интервью с Ульяной Лопаткиной: "Такая, как есть" (автор - Надежда Кожевникова) . Еще в номере очень красивые студийные фотографии Владимира Мишукова, уже не раз снимавшего балетных персон.


За десять лет в Мариинском театре Ульяна Лопаткина собрала все мыслимые балетные титулы - заслуженная артистка, «Божественная», «Душа танца», Outstanding Performance of the Year Award, «Триумф»… Она мегазвезда, самая востребованная и самая недоступная для прессы балерина отечественного балета.

Мы сидим в Мариинке, в ложе бенуара. Позолоченный театральный зал сейчас пуст. Через полтора часа обитатели замка Равенсвуд станут страдать и умирать здесь под сладостную музыку Доницетти к «Лючии ди Ламмермур». Но пока все тихо. И Ульяна Лопаткина, сосредоточенно нахмурив красивый лоб, правит распечатанные страницы - интервью для ELLE.
Это наше второе - и, по сути, настоящее знакомство. Первое - месяц назад - проходило в обстановке, приближенной к боевой. Ульяна, строгая, тонкая, с гладкими волосами и непроницаемым лицом, вошла и с ходу лишила надежд съемочную группу, прилетевшую из Москвы (это после многомесячных изнуряющих переговоров с пресс-службой и дирекцией театра!): «Нет, переодеваться я не буду. Я бы хотела сниматься в своих вещах или в чем-то театральном!»
Приговор прозвучал в ответ на попытки стилистов как-то по-особенному посадить ее у стены в забавном фраке и остроносых ботинках. Ничего тогда не вышло! Создать андрогинный образ в духе Серебряного века не удалось. И чемодан одежды, специально привезенной для съемок, улетел обратно в Москву. Но сегодня Ульяна другая. Даже улыбается. И как будто никуда не спешит, несмотря на неумолкающий мобильный. За последние пятнадцать минут ей позвонили муж, мама, кажется, костюмер, напомнили, что надо забирать дочку Машу, куда-то ехать, с кем-то встречаться. Но Ульяна не исчезает, а, дирижируя карандашом, искореняет в интервью какие-то неточные слова, снова и снова пытаясь объяснить, почему так не любит встречаться с журналистами и позировать фотографам глянцевых журналов.

«Вы знаете, стилисты привозят для меня вещи - хотят примерять какие-то ими созданные образы, придумывают целое действо. Но мне эта игра вне сцены дается тяжело. Когда на спектакле я выполняю жуткой сложности движения, к которым надо готовиться с детства и вытереть сто потов, - это как раз те условия, где я могу обрести внутреннюю свободу. На сцене музыка провоцирует меня на открытия. А одежда не провоцирует, а просто создает настроение. Я в театре обычно хожу в кроссовках, в чем-то спортивном, удобном. Это рабочий стиль. Меня в рабочее время «женщиной» никто здесь не привык видеть. Мы все, или почти все, балетные так ходим - снял с ноги шерстяную гамашу, повязал на шею! Что с утра натянул - джинсы, любимый свитер, в том и побежал. Такой подростковый стиль. Мы законсервировались в «выпускном» возрасте и облике. И кто поверит, что такому «подростку» уже 30 лет!

ELLE Но считается, что балерины так элегантны, женственны - и на сцене, и вне ее!
У.Л. Вы когда-нибудь видели, как балетные сильфиды выглядят в рабочие будни - скажем, когда пьют кофе в служебном буфете? Как жуткие виллисы - синяки под глазами, бледные лица. Кто-то, кажется, из хора, сказал однажды: «Балет? Да там женщин и не увидишь!» Потому что все мы как лошади работаем. Некогда прихорашиваться. Это на приемах все замирают от восхищения. А танцоры привыкли к партнершам с красными и мокрыми от пота лицами. Все это несколько меняет представление о сказочной красоте балета. Но в этом мире мы проводим две трети жизни. Балет – жестокая профессия, забирает человека полностью. А как только начинаются все эти съемки, пресса, это тут же сказывается. РR ведь тоже отбирает силы. Вообще, чем больше говоришь о себе, тем меньше остается времени на дело. Слово имеет таинственную силу. Поэтому не стоит им бросаться. Это из области, которую мы не можем анализировать. Такая немного мистическая зависимость.
ELLE Поэтому Вы не даете интервью?
У.Л. Я не даю интервью без особого повода. На самом деле можно сойти с ума, отвечая на одни и те же вопросы. Сейчас у меня новых работ нет. Я только недавно вернулась в театр после долгого перерыва. Стараюсь восстановиться. Надо много работать. Вот поэтому нет необходимости в интервью. А что вы подумали?

Лично я подумала, что, как истинная звезда, абсолютная и самодостаточная, Ульяна просто избегает ненужного общения, что она научилась решительно отсекать главное от второстепенного. «Да не научилась я! В том-то и дело!» - в голосе Лопаткиной чуть ли не отчаяние. «Решительно отсекать», по ее словам, хотелось бы попытки прессы делать из нее звезду - ледяную приму, чья ослепительная «звездность» сверкает в каждом движении.



У.Л. Люди видят прямую спину и серьезное лицо - значит, «она умеет отделять главное от суеты». Но я живая, и у меня хватает недостатков. Нельзя сказать, что с моим появлением все окутывает розовая дымка, что это у меня такой божий дар делать все вокруг прекрасным и значительным. На самом деле у меня бывают периоды безволия, случаются сбои, паника на сцене, ошибки от усталости - и все это приводит в состояние мрачного уныния, получается холодный спектакль. И это чувствует зритель. А предполагается, что каждый раз одно и то же «Лебединое озеро» надо танцевать по-разному. Балетная жизнь - это ежедневное преодоление физической и душевной усталости, перегрузки, стрессы. Беспокойство о том, что не получается партия, болит нога, низкое давление, партнер на репетиции был недостаточно внимателен, завтра опять уезжать, чемодан не собран... А жизнь идет. И в ней не одно только «Лебединое озеро», правда?

Решаюсь напомнить, что не все так ужасно: суровые критики давно превратились в нежных лириков и уже без всяких многоточий говорят об Ульяне как об артистке, которая вернула балету его большой стиль и заняла место у «врат царства классической хореографии». Но картина, где восторженные балетоманы, вставая в театральных креслах, шепчут: «Божественная!» - кажется Лопаткиной слишком сладкой.

У.Л. История про мегазвезду мне дорого достается: она ставит меня под прицел со всех сторон. Гораздо легче быть подающей надежды девочкой. Это состояние легкое, окрыляющее. Но чем выше удается подняться по ступеням профессии, тем больше там всяких «многоточий». Я ведь не только догадываюсь о том, сколько от меня ждут. Об этом говорят, пишут. Конечно, критик не обязан думать о том, что чувствует балерина на сцене. То, что она переживает, и то, что видит зритель из зала, - две параллельные реальности. Иногда сжигаешь столько нервных клеток из-за помарки в танце, а потом смотришь видеозапись - и ясно, что это был ничтожный нюанс, который вообще незаметен. Иногда первый шаг из-за кулисы на сцену дается с таким трудом и нервами! Так что сначала хочется понимания и только потом - критики и жесткого анализа. Поэтому я, например, очень благодарна своему мужу, когда он в зале смотрит спектакль и переживает за меня.

Меня предупредили, и я твердо усвоила, что Лопаткину ни в коем случае нельзя спрашивать о «личном». Она не станет отвечать, а может вообще прервать интервью. Я и не пытаюсь проникнуть в запретную зону. Вопрос лишь в том - где проходит граница. Когда Ульяна, что называется, «в зените славы и успеха» покинула сцену, вышла замуж и родила маленькую Машу, это переживалось абсолютно незнакомыми ей людьми как личная драма. И дело было не в том, что она неожиданно для многих вышла из привычного образа «Жизнь в искусстве». Всех - а особенно тех, кто знал еще и о ее травме, - одинаково волновал вопрос, вернется ли она на сцену.

ЕLLE Вы пропустили сезон 2001/2002 года, родили дочь, потом перенесли тяжелую операцию. Не было страха вообще не вернуться в театр?
У.Л. Страх был. На уровне подсознания. Но я отгоняла от себя эти мысли. Когда я оставила театр, то чувствовала такую усталость, такую загнанность! Ведь я годами полностью была сосредоточена только на профессии. Помню, когда дала свое первое телеинтервью, мне потом в театре говорили: «Надо же, ты, оказывается, умеешь улыбаться!» Наверное, у меня произошла «передозировка» ответственности. Так что очень долго я в театр даже не заходила. И когда проезжала мимо, смотрела на это здание, где внутри народ «пыхтит-кряхтит», борется, пьет кофе в перерыве, даже не замечая, какой месяц и день на дворе, - я ничего не ощущала. Как будто у меня с этим миром ничего общего.
ЕLLE И что Вы делали все это время?
У.Л. Полгода просто жила, занималась домом, обычными делами. Но потом прошли месяцы, и захотелось опять балетных движений. Стала скучать по утренним классам, когда все собираются полумертвые и делятся острыми ощущениями: у кого - нога, у кого - спина, у кого что болит... Балетный мир правда очень замкнутый. Он человека не выпускает, потому что профессия чрезвычайно трудная. Она требует тебя всего. Даже если ты проведешь в классе меньше времени и дашь телу отдых, голова-то продолжает работать, и все равно не удастся дышать полной грудью за пределами театра. У тебя просто не остается сил на другое. Балетный мир, может, не такой яркий и сказочный, а сила переживания все-таки перетягивает сюда.
ELLE Майя Плисецкая рисовала театр как бесчеловечную, жесткую машину. Вы согласны, что это «механизм, который надо победить»?
У.Л. Я бы скорее сравнила театр не с машиной, а с очень сложным организмом. И он, так же как человеческий, то хорошо себя чувствует, то переживает какие-то болезни, эмоциональные спады или подъемы. Нельзя сказать, что театр съедает людей, что он их ломает. Он их испытывает. Мне кажется, нужно суметь вжиться в этот организм и стать его частью. Если есть, конечно, такое желание. Но это процесс индивидуальный - зависит в том числе от твоих возможностей, воспитания. С кем ты выстроишь отношения и будешь ли выстраивать вообще - десять лет ходить и кланяться! В общем, театр - это, конечно, люди, которые обитают в нем. Все зависит от людей. Хотя не все...
ЕLLE Не все звезды балета решаются пожертвовать ради материнства хотя бы частью карьеры. Как Вы рискнули?
У.Л. Подарить жизнь новому человеку неизмеримо важнее, чем станцевать «Лебединое озеро». Вообще все в жизни бывает не так, как представляешь. Вот говорят: «Ты сразу почувствуешь - этот ребенок твой, частица тебя!» Когда родилась Маша, и ее положили рядом, я посмотрела - вылитый папа, ничего моего, смотрит строго синими глазами, совершенно отдельная личность, и мне теперь с ней жить! Вот о чем я тогда подумала. Но я уверена (поскольку на себе уже испытала), что Бог не зря дал возможность женщине быть матерью. Материнство будто открывает какую-то новую «дверь» в женской сущности. Конечно, нельзя сказать, что это «сказочный процесс, который облагораживает женщину, и она расцветает». Нет, это совсем иначе. Это труд титанический. Сказано, что женщина, когда рожает, очищает душу страданием. Ничего подобного. Душа очищается, только если всю последующую жизнь идешь по пути терпения и ежедневного самопожертвования и проходишь этот путь с любовью. Мне все это еще предстоит. Но без Маши я уже свою жизнь не представляю.
ЕLLE Но Вы не колебались: рожать или нет, сейчас или немного погодя?
У.Л. У меня это было зрелое решение. Я давно знала, что, когда выйду замуж, буду иметь детей. Если человек замкнут на себе - это рано или поздно ведет к самоуничтожению. С рождением ребенка появляется ответственность, навсегда исчезают скука и ощущение одиночества, ты вынужден менять ритм жизни, все успевать, изыскивать для этого ресурсы, и сам становишься больше, глубже. Воспитание ребенка - хорошая цель в жизни, которая стоит усилий и напряжения, одновременно и глубокая, и высокая.
ЕLLE А восстановиться и вернуться на сцену было сложно?
У.Л. Меня поддерживали коллеги - мамы, которые это прошли. У нас в балетном мире все другое, и послеродовой опыт тоже. Чувствуешь на уровне движений особенности и возможности тела, пережившего роды. Мне объясняли: «Не ломай спину! Не бросай так ноги». Ну, и я доверилась чужому опыту. Но все равно прошлый сезон показал, как трудно разрываться между работой и маленьким ребенком. И - господи помилуй, бедные женщины! - как все это сложно. Хочется быть и хорошей матерью, и хорошей балериной, и хорошей женой.
ЕLLE Семья поддерживает Вас в этом стремлении?
У.Л. Мои родные стараются изо всех сил. Но силы у всех разные, и понимание того, что требуется, тоже. А жизнь с балериной - вещь сложная.

Семья Ульяны сегодня - это дочка Маша и, конечно муж - Владимир Корнев, директор филиала французской строительной компании. Я осторожно интересуюсь, насколько могут совпадать взгляды на дом, карьеру и другие жизненные ценности у балерины и бизнесмена.
Ульяна терпеливо объясняет, что строительным бизнесом муж занимается не всю жизнь. Вообще-то он - выпускник Академии имени Репина, архитектор, художник, литератор. Когда-то штурмом взял академические бастионы, приехав в Питер из Челябинска.
В Петербурге они какое-то время существовали параллельно: он - студент, Лопаткина - прилежная ученица Вагановского училища. Но точки пересечения, оказывается, намечались уже тогда: «Когда я брела куда-нибудь мимо Екатерининского сада с портфельчиком, там всегда в начале 90-х можно было встретить художников. И Володя там мог быть, как он говорит». Во всяком случае, замечает Ульяна, сегодня поводов для разногласий в их семье не больше, чем в любой другой, и скорее уж они связаны с тем, что под одной крышей - два «творца».

У.Л. Володя очень переживает, что жесткий бизнес-распорядок не оставляет времени для творчества. Но все равно он что-то успевает делать, придумывает разные истории, пишет книжки. И я могу сказать, что у меня очень неспокойно на сердце, если мой муж не может быть на спектакле. Даже сформулировать трудно: мне необходимо его присутствие. То есть обязательно нужно, чтоб он пережил спектакль со мной: если бы он не обращал внимания на трудности моей профессии, не замечал моих переживаний, то мне было бы очень досадно. Но, слава богу, мы учимся понимать друг друга. Он сидит и ужасно нервничает в зале, когда я на сцене. Но каждый раз я говорю ему: «Если ты не придешь, что-то в наших отношениях нарушится». А так мы существуем как бы в одном мире.

Я на всякий случай уточняю, так ли велика разница между Ульяной Лопаткиной в театре и дома. Но Ульяна решительно не видит никакого противоречия между честолюбием артистки и самоотречением жены и мамы.

У.Л. Я везде такая, какая есть. Просто в профессии и в театре требуются качества, которые не всегда нужны дома. В театре необходимо проявлять больше силы характера, больше воли. Хотя как сказать! Какие-то качества, приобретенные в профессии, помогают в семье: выдержка, спокойствие в трудной ситуации и умение терпеть. Говорят, что семья - это школа любви. Сказано точно. Теперь, когда я вышла замуж, я это понимаю. Любить так, чтобы это чувствовали другие, не срывать свое плохое настроение на других, дарить окружающим мягкость, сглаживать острые углы, уметь посмотреть так, чтобы воздух, готовый взорваться, мгновенно охладился, - этому всему нужно учиться... Но это стоит труда.
ELLE А у Вас есть собственная формула успеха дома и в карьере, рецепт для личного применения?
У.Л. Пожалуй, нет. Хотя как-то моя тетушка, которую я очень люблю, сказала: «Чтоб не потерять себя в очень интенсивном, разрушающем ритме жизни, будь то большой город или общество людей, важно найти свою тропу, свою линию жизни. И по этой тропинке всегда ходить». То есть надо видеть цель, идти к ней и не терять себя. И очень часто помогают принципы, стержень внутренний - они не дают впасть в отчаяние, уныние. Вопрос сложный.

С неумолимой ясностью ощущаю, что сейчас, как в шварцевской «Золушке», откуда-нибудь раздастся: «Ваше время истекло, кончайте разговор!» Пора благодарить и прощаться. Но, будто осознав, что не каждому дано воспользоваться ее верной, но такой трудновыполнимой формулой удачи, Ульяна, как человек ответственный, спешит подсказать более простой рецепт: «И знаете, может, в дополнение еще вот что: даже в самый серый будничный день нужно помнить, что именно такого дня в твоей жизни никогда больше не будет!».







2024 © mgp3.ru.