Мариинский театр: история создания. История - мариинский театр Мариинский театр описание для детей


К:Театры, основанные в 1783 году

История

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР , в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова , театру, как и многим другим организациям, предприятиям, населённым пунктам и другим объектам СССР, было присвоено имя этого революционера.

Балет

Оркестр

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ , Народный артист РФ , лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев .Джеймс Кэмерон

  • Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - М .: Искусство, 1987. - 556 с. - 25 000 экз.
  • В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. - М.: АРТ, 2002. - 702 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903-1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2006. - 928 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906-1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2011. - 928 с.
  • А. Ю. Руднев.
  • Пресса

    • Алексей Конкин. . «Российская газета» - вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Проверено 22 февраля 2011.
    • Мария Табак. . РИА Новости (02.08.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
    • . РИА Новости (19.01.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
    • . Проверено 22 февраля 2011. .
    • . РГРК «Голос России» (13.07.2010). Проверено 22 февраля 2011. .
    • (недоступная ссылка - история ) . Энциклопедия «Кругосвет». Проверено 24 сентября 2011. .

    Ссылки

    • . Официальный сайт.

    Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

    После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

    История Мариинского театра отсчитывается от основанного по указу Екатерины II в 1783 году Большого театра, который находился на месте нынешней Консерватории (Театральная площадь Санкт-Петербурга). В 1848 году выдающимся архитектором А. Кавасом, ярким представителем позднего классицизма, было возведено здание Мариинского театра. Название театра связанно с именем супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

    Первое представление в театре состоялось 2 октября 1860 года. Это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». На сцене Мариинского театра состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского. В Мариинском театре были впервые поставлены на русской сцене «Аида», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и др.

    Театр стал центром культурной жизни Санкт-Петербурга. В период с 1883 года по 1896 год под руководством В. Шретера, русского архитектора немецкого происхождения, проходила реконструкция театра, главным образом, зрительного зала. Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Его украшает роскошная трехъярусная люстра и живописный плафон, выполненный живописцем Фрачиоли, позолоченные лепные украшения и скульптуры, знаменитый занавес работы российского художника, сценографа А. Головина.

    Перечисление имен деятелей культуры связанных с государственным академическим театром заняло бы бесконечное количество страниц, назовем лишь некоторых из них: М. Петипа, Ф. Шаляпин, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Л. Собинов, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуриев. Советский период истории деятельности театра ознаменован тем, что в 1919 году «Мариинка» - Мариинский театр получил статус академического. В 1935 году ему было присвоено имя С.М. Кирова, которое он носил до 1992 года. Во время войны театр был эвакуирован в Пермь, где проводил свои представления. Ныне ведутся работы по созданию второй сцены театра. Новое здание будет расположено рядом с историческим зданием, на другом берегу Крюкова канала. Архитектор – француз Доминик Перро. Художественным руководителем и директором театра является Валерий Абисалович Гергиев. Его постановки становятся открытием для мирового музыкального сообщества. В. Гергиев – один из выдающихся дирижеров мировой современности.

    Исторические места, достопримечательности в Санкт-Петербурге:

    Театр был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны.

    Основание театра

    А история театра началась в июле 1783 г., когда Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября этого же года был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, которая стала называться Театральной. Театр был построен по проекту Антонио Ринальди . Его сцена была оснащена современным по тем временам оборудованием, в театре попеременно выступали французская, итальянская и русская труппы.

    В 1802-1803 гг. архитектор Тома де Томон перепланировал театр, и он был одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга до тех пор, пока в нём не произошёл пожар (в ночь на 1 января 1811 г.). Погибло внутреннее убранство театра, серьезно пострадал фасад. Восстановление театра продлилось до 1818 г., Тома де Томон до этого времени уже не дожил.

    Репертуар театра

    В репертуаре театра было несколько опер Моцарта («Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини («Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера («Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева и Верстовского , а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

    Театр уж полон; ложи блещут;

    Партер и кресла - все кипит;

    В райке нетерпеливо плещут,

    И, взвившись, занавес шумит.

    Блистательна, полувоздушна,

    Смычку волшебному послушна,

    Толпою нимф окружена,

    Стоит Истомина; она,

    Одной ногой касаясь пола,

    Другою медленно кружит,

    И вдруг прыжок, и вдруг летит,

    Летит, как пух от уст Эола;

    То стан совьет, то разовьет

    И быстрой ножкой ножку бьет.

    Усовершенствование театра

    В 1836 г. архитектор А. Кавос (сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

    Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III .

    Императрица Мария Александровна

    Ф. Винтерхальтер "Портрет императрицы Марии Александровны"

    Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.

    По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

    Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.

    Театр в новом здании

    Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г . Это снова была опера «Жизнью за царя» М.И. Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы К. Лядова . В 1863 г. главным капельмейстером театра стал Э. Направник . С его именем связаны постановки самых значительных опер в истории русской музыки: «Борис Годунов» Мусоргского , «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова , «Князь Игорь» Бородина , «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского , «Демон» Рубинштейна , «Орестея» Танеева … В начале ХХ в. в репертуаре театра появились оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса , «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова , «Хованщина» Мусоргского

    Балетные спектакли

    Мариус Петипа

    В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа . Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского «Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова «Раймонда». Молодой Михаил Фокин поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина , «Лебедя» Сен-Санса , «Шопениану» на музыку Шопена , а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова , «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского .

    В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

    В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева , «Воццек» А. Берга , «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса . Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра , «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и другие.

    Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».

    Генеральная реконструкция театра

    Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

    Юрий Темирканов

    С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов . Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина , «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова . Юрий Темирканов ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского . С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского .

    Валерий Гергиев

    В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев . 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский . А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов.



    Концертный зал Мариинского театра





    

    2024 © mgp3.ru.