Есть ли польза от врагов аргументы. Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция


Предварительный просмотр

Проблемы и литературные аргументы

Материал для учащихся.

Банк литературных аргументов для написания сочинения ЕГЭ.

1. Проблема нравственного отношения человека к природе.

Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить В.Г. Распутин произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.

2. Проблема сохранения русского языка.

Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. И.С. Тургенев как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка приобретает масштабный характер и призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык – это духовая опора человека.

3. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия.

Герой А. Платонова Юшка из одноимённого рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.

4. Проблема ответственности человека за свои поступки.

(Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.

5. Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия.

« У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?

6. Проблема преобразующей силы добра и любви .

Образ Маргариты из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.

Воланд - воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

7. Проблема истинного патриотизма.

Что такое истинный и ложный патриотизм? Наташа Ростова из романа Л.Толстого «война и мир» отдаёт подводы раненым под Бородино.

8. Проблема беззаветной любви к людям.

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость. Данко ради спасения людей жертвует своей жизнью.

9. Проблема места подвига в жизни.

Данко – герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького – совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.

10. Проблема взаимоотношения детей и взрослых.

Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века.

1. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. 2. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения. Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

11. Проблема смысла жизни и назначения человека.

«Человек создан для счастья, как птица для полёта», - говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой одноимённого романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.

12. Проблема истинной красоты человека .

Наташа Ростова и Марья Болконская –любимые героини Л.Н. Толстого – обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.

13.Проблема духовной деградации человека .

А.П. Чехов мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.

14. Проблема ответственности человека перед другими людьми.

Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.

15.Проблема трагической любви. Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А.Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.

16. Проблема несправедливости социального устройства общества.

Герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала» видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима из рассказа Тургенева И.С. «Муму», талантливого Левшу из одноимённого сказа Лескова, «маленького человека» Башмачкина из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».

17. Проблема воспитания (обучения).

Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки.

В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

18. Проблема бездушного отношения к старикам.

Рассказ К.Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери.. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

19. Проблема оценки таланта современниками.

М.Булгаков (судьба Мастера и его романа);

песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.

20. Проблема героической повседневности войны

Героические будни войны - метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь - смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо…

21. Роль книги в жизни человека.

В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.

Влияние искусства, истинное искусство

22. Влияние искусства, культуры на человека.

В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

23. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.

Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

24. Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях

Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

25. Научный прогресс и нравственные качества человека.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

26. Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка .

Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.

Положительные процессы, связанные с изменением языка.

1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.

2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».

27. Духовное совершенствование человека.

1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).

2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

28. Проблема духовности в современном мире.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

29. Проблема нравственной прочности человека, совести.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

30. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека .

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».

31. Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме . Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

32. Человек и природа

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой . Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

33. Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) .

В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

34 . Проблема дружбы .

1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.

2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

3) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

35. Проблема любви .

Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Лирика Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

36. Проблема ревности .

Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной

ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.

37. Проблема выбора жизненного пути .

1. И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

38. Проблема героизма, предательства .

В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.

В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

39. Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий .

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

40. Проблема интеллигентности . Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

41. Человек и война . Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

42. Проблема одиночества человека в современной мире. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

43. Проблема внутренней культуры человека. Внутренняя красота, красота души не зависит от внешней красоты человека. В произведении В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» главный герой Квазимодо имеет устрашающий вид, но как прекрасен его внутренний мир!

44. Проблема совести. Человеком чести, долга, совести был главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петруша Гринёв. «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»,- говорит он Пугачёву, находясь на волосок от смерти. Зато ничто не помешало Швабрину перейти на сторону врага. А ведь он такой же офицер.

45. Проблема сверхличности (эгоцентризма). Главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» не принадлежит к миру людей, он изгнан из рая, вынужден существовать между небом и землёй. Он уверен в своей исключительности и считает людей лишь средством, позволяющим прервать скуку.

46. Проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество). А.И.Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» открыто и смело рассказывает миру о том, как тоталитарное государство перемалывает своими жерновами то, что не хочет подчиняться.

47. Проблема семейных традиций. В автобиографической повести «Лето Господне» И.С.Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт вплетаются русские праздники – символ вечного движения жизни. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель идеалов святости, добра и красоты. Забвение традиций не принесёт России мира – такова основная мысль автора.

48. Проблема медиапространства . Телевидение может быть средством просвещения, но вместе с тем оно представляется и опасным средством. Сидя перед экраном телевизора, не перестаём удивляться «великому русскому языку». Это не язык Пушкина, Тургенева, Куприна… Сколько грамматических, стилистических ошибок! Обидно за русский язык. Как сказал Е.А.Евтушенко: «Звуча у Пушкина как девиз, язык наш корчится в тоске».

49. Проблема чести и бесчестия.

Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин - носители двух принципиально различных мировоззрений.

50. Любовь к родине.

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

51. Нравственные качества человека.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

52. Благодарность родителям.

Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

53. Произведения, которые учат мужеству

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории.Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным. Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.

54 . Сострадание и милосердие. Чуткость.

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

55. Человек и власть.

Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,- и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Народу же остается одно - “безмолвствовать”.

56. Проблема самоформирования.

В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.

Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

57. Проблема понимания внутренней красоты.

Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.

58. Тема родительской любви.

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне.

59. Человек и война .

Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

«Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» - таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои «Одиночества в сети» встречаются в интернет-чатах, рассказывают истории из своей жизни. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча... На мой взгляд, книга не о любви, а об одиночестве. «Виртуальная» любовь – это не любовь. Что, впрочем, доказано в конце книги главной героиней.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря. Я уже не помню точно фраз" (по Д.А. Гранину).

Полный текст

(1) Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря. (2) Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (3) Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4) Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5) А что если для Пушкина Моцарт и Сальери - это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал? (6) От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (7) Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8) Злодейством был фашистский мотоциклист. (9) В блестящей чёрной коже, в черном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному проселку. (10) Мы лежали в кювете. (11) Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда несся грохочущий черный мотоцикл. (12) Винтовка дрожала в моих руках. (13) Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. (14)Это пришло куда позже - тогда, на войне, надо было стрелять. (15) Могут ли гении совершать злодейства? (16) Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17) Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (18) Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений? (19)Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20) Гений- не столько степень таланта, сколько свойство его-некое нравственное начало, добрый дух. (21)Слово "гений" ныне обычно связано с великими изобретениями, открытиями. (22) Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. (23) Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений- не только открытие. (24) В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. (25) Моцарт восторгается всем хорошим, что есть у Сальери. (26) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством. (27) Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери - лишь завистник? (29) Он смолоду признает чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (30) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь. (31)Может ли человек стать гением? (32) Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (33) Сальери считал, что-да, может. (34) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремленная, в каком-то смысле идеальная прямая. (35) Таким мне представлялся идеал ученого. (36) Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37) Сальери одержим. (38) Но идея у него особая - стать творцом. (39) Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал. (40)Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком. (42) Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов. (45)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46) Грань тут неуловимая. (47) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. (48)Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу. (49) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба - и Моцарт, и Сальери - были равноправные сыновья гармонии. (50) Но теперь гений отделился, яд разделил их. (51) Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого - это нравственное испытание. (52) Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (53) Маска сорвана. (54) Сущность открывается и самому Сальери. (55) Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарты не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений. (56)Нравственное начало становится пробой гения. (57) И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несет это нравственное начало. (58) Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59) Остаётся злодейство, но торжествует гений.

Что такое талант? Гениальность? Это нечто, данное свыше, или то, чего мы можем добиться сами. Именно этой проблеме, которую Пушкин назвал «гений и злодейство», и посвящен текст Д. Гранина. Автора задел спор на пляже, касающийся Моцарта и Сальери из «Маленьких Трагедий» Пушкина. Точно ли поэт осуждает Сальери? И если да, то за что? Автор приводит свои рассуждения сначала о злодействе (вспоминая военные годы), а затем - о гении.

Позиция автора ясна и понятна. Гениальность - не столько степень таланта, сколько свойство его, добрый дух. Автор уверен, что гениальность может быть присуща любому человеку, но гением может стать только порядочный, светлый творец, тот, для кого важны понятия нравственности. Гранин убежден, что единственное средство отличить подлинный гений от мнимого - это нравственное испытание. Безнравственный человек не может стать гением.

Я согласен с мнением автора статьи. Не может быть гениальным творцом тот, кто одержим дурными мыслями. Ведь душа композитора или поэта отражается в его произведениях. Гений наделён от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарения, «которое свободно изливается абсолютным совершенством».

Классическим примером для подтверждения этой мысли является стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». Поэт прямо ставит свои заслуги, как поэта, зависимость от морали: «чувства добрые я лирой пробуждал», «восславил свободу и милость к падшим призывал». Пушкин не сомневается в том, что гений и злодейство - две вещи несовместимые.

В подтверждение этому также можно вспомнить роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Автор этого произведения рассказывает нам о Мастере, который впервые начал заниматься тем, о чем давно мечтал. Он начал писать роман. Но писатели и критики единодушно осудили Мастера за его произведение. Так было, потому что люди боялись и завидовали. А истинному гению не виданы ни трусость, ни зависть. Он намного выше этих низменных чувств, и, несмотря на многочисленные осуждения, он всё равно продолжал творить.

Поистине прав поэт. Насколько талантлив не был бы человек, но если он упустил верный, праведный путь, то ему таланту не суждено развиться до гениальности. Для любого творца очень важно иметь высокие моральные принципы, ведь только тогда человек может быть в гармонии со своим внутренним миром.

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.
  3. Правильное и неправильное воспитание

    1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
    2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.
    3. Проблема ответственности родителей за судьбу детей

      1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Время – категория важная для человека. Оно неостановимо движется, сокращая наше пребывание на земле. Кажется, впереди ещё много времени, но человек не может предугадать, что ждёт его завтра. Высокомерно о времени рассуждает смертный и самоуверенный Берлиоз. В разговоре с Воландом он декларирует свои планы на вечер, над чем смеётся дьявол, отрицая возможность осуществления этих планов. И лишь оставшийся в живых Иван Николаевич Понырёв (Бездомный) осознаёт всю правоту утверждений Воланда. Всё происходящее в сквере на Патриарших прудах почти мгновенно, но какую роль эти события сыграли в жизни каждого.

2. А.С. Пушкин «Выстрел»

В «Повестях Белкина» особое место занимает история Сильвио, человека отчаянно смелого, дерзкого, посвятившего жизнь идее мщения. Однажды, испытав унижение от человека более удачливого и ещё более дерзкого, он решает, что необходимо во что бы то ни стало отомстить обидчику. Уйдя в отставку, он поселяется в отдалённом уголке, в ожидании того момента, когда можно будет нанести ответный и обязательно смертельный удар. Проходят годы, прежде чем он узнаёт, что его противник женился на любимой женщине. Он возвращается, для своего пропущенного когда-то выстрела. Мгновение, которое проходит в течение повторной дуэли, длится секунды, но для графа, на которого наставлен пистолет, проходит вся жизнь. Впоследствии, он рассказывает помещику Белкину, как он понял в течение нескольких минут всю свою жизнь и все то плохое, что он сделал своим противникам.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой этого рассказа Бунина лишён имени, потому что этот человек очень хорошо думал о себе. По его мнению, он имел право на превосходство над всеми остальными простыми людьми, поэтому автор называет его господином. Он в течение всей жизни «работал», как пишет Бунин, и это было очень понятно всем привезённым из Китая рабочим, трудящимся за копейки, по сути, за еду и кров. Вся жизнь была посвящена накопительству, с тем чтобы в один прекрасный момент вкусить радость и сладость бытия на отдыхе в Европе. Однако жизнь невозможно запланировать. По приезде на Кипр господину внезапно становится плохо. В течение каких-то минут он умирает, так и не вкусив радости жизни. А вот герой, живущий на этом залитом солнцем острове, – «Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии», никогда не думающий о наживе и жизни впрок, наслаждается солнцем и радостью бытия, даруемой ему Богом.

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Время в пьесе размыто, словно люди замерли в своём развитии и не собираются двигаться вперёд. В комедии представлено три поколения: прошлое в лице Фирса, Раневской и Гаева, настоящее – Лопахин, и будущее – Аня Раневская. Именно Аня, а не Петя Трофимов. Прошлое – это то, что отжило, ушло в небытие, Фирс, живущий эпохой до отмены крепостного права, Гаев, рассуждающий о действиях, но почти как Обломов, не умеющий и не желающий ничего делать, чтобы изменить мир и собственную жизнь. Раневская, отдающая «золотой» нищему, когда в доме есть нечего ни прислуге, ни домочадцам. Все они живут миром грёз, прошлыми воспоминаниями о крепостном царстве. Настоящее хозяина жизни Лопахина слишком эфемерно: его годы сочтены, накопленное, пусть трудом, будет объявлено народным достоянием, но сегодня он победитель. Лишь Аня – семнадцатилетняя девушка готова к переменам. Она знает, что будущность зависит от её трудоспособности, возможности заработать и сделать этот мир другим. «Учитель» Петя Трофимов воспитал гражданку двадцатого века – века перемен.

3. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль.
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.







2024 © mgp3.ru.