Фамусовское общество. Общая характеристика


В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара».

Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

»? К типичным представителям общества, с которым приходится бороться Чацкому , относятся Фамусов , Молчалин , Софья , Скалозуб , Хлестова, Загорецкий, Хрюмины, Тугоуховские. Всем им, в одинаковой степени, присуща боязнь заслужить дурную славу в «свете». Здесь, в этом «обществе», прежде всего, стараются жить, «как все» – это главная его характеристика.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

«Как можно против всех »восклицают княжны Тугоуховские, и это восклицание может быть поставлено эпиграфом ко всей пьесе. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорит служанка Лиза, и в этих словах открывает затаенную боязнь этого общества не перед злом, а перед злой молвой. Мысль, «что скажет княгиня Мария Алексевна?» – для Фамусова страшнее, чем убеждение в провинности его дочери. Эта боязнь «общественного суда» заставляет представителей фамусовского общества все усилия прилагать к тому, чтобы жить, «как все», – не отличаясь ни в чем: ни в платье, ни в образе мыслей, ни в складе жизни. Вот почему это общество представляет собой такую сплоченную силу.

Глубоко невежественное, оно с враждой относится к просвещению, – к этому «злу», которое ему хотелось бы «пресечь», не останавливаясь даже перед сожжением всех существующих книг.Понятно, что такое общество, лишенное всех высших интересов, живет бессодержательною жизнью: обеды, ужины, свадьбы, балы, карты, крестины и похороны, – вот те «дела», которые наполняли собою праздную и сытую жизнь этих тунеядцев, беспечно живущих насчет труда крепостных и на средства государства.

Пугливо относится это общество к суду своих сочленов, но оно отважно клеймит презрением людей не своей «касты» – тех, кто смеет иметь свое собственное суждение. Кто принадлежал к «касте», тому, как Загорецкому, прощалось все: даже и то, что он был «лгунишка, картежник, вор...». «Будь плохонькой», говорит Фамусов про московских женихов, – а в семью все-таки включат, если жених удовлетворял той мерке, которая прилагалась к «женихам» в этом обществе.

Типичным представителем московского общества является в комедии прежде всего сам Фамусов (см. Образ Фамусова и Характеристика Фамусова). Типичны для этой среды также Молчалин, Скалозуб и Софья.

Многочисленные действующие лица комедии, которые представляют столичное дворянское общество, удачно дополнены внесценическими персонажами. Мы не видим их на сцене, но знаем об их существовании по рассказам других героев. К таким внесценическим образам относятся Максим Петрович, а также Татьяна Юрьевна, Кузьма Петрович, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Все они относятся у фамусовскому обществу. Благодаря им Грибоедов раздвигает рамки действия комедии далеко за пределы Москвы, включает в произведение ещё и придворных.

Именно из-за наличия внесценических персонажей произведение становится той пьесой, которая даёт максимально развёрнутую картину жизни России в 20-х годах XIX века. В «Горе от ума» реалистично показана социальная ситуация, которая назрела в ту пору, борьба, развернувшаяся по всей стране между декабристами, революционно настроенными людьми и приверженцами крепостничества, заступниками старого строя.

Рассмотрим вначале консервативное дворянство, так называемых сторонников старины. Эта довольно многочисленная группа и есть фамусовское общество. Как же описывает его Грибоедов?

1. Эти люди, особенно старшее поколение, убеждённые крепостники, сторонники самодержавия, заядлые защитники старого устройства общества. Они дорожат прошлым, давними традициями построения социальных отношений. Им нравятся времена Екатерины II, потому что это эпоха славится особой силой, властью дворян-помещиков. Фамусов с благоговением и почтением придаётся воспоминаниям о дворе царицы. Он проводит параллель, сравнивает нынешний придворный круг и двор Екатерины, приводя для примера личность вельможи Максима Петровича.

Позднее Фамусов высказывается о том, что старички недовольны новыми веяниями в политике, действиями молодого царя, который на их взгляд слишком либерален. Защитники старого уклада жизни противятся всему новому, боятся каких-либо перемен, которые могут разрушить привычный для них мир. Многие старые чиновники покинули свои посты в самом начале царствования Александра I. Они сделали это специально, в знак протеста, так как посчитали, что молодые люди, которыми окружил себя царь, были излишне свободомыслящими. Например, адмирал Шишков, довольно известный государственный деятель, вернулся на службу только в тот момент, когда политика правительства изменила направление на резко реакционное. И таких Шишковых было много, особенно в Москве. Они определяли ход общественной жизни, а потому Фамусов был убеждён, что именно такие люди будут воздействовать на политику и дальше.

2. Старое общество упрямо стоит на защите своих дворянских интересов. В фамусовском кругу человека оценивают, исходя из его происхождения и материального положения, а на личные качества не обращают никакого внимания. Например, княгиня Тугоуховская перестаёт интересоваться Чацким, как только становится ясно, что он далеко не камер-юнкер, да и вовсе не богат. Хлестова в споре с Фамусовым, доказывая свою правоту о наличии того или иного количества крепостных у Чацкого, утверждает, что она знает все имения наперечёт, так как это и есть самое важное.

3. Такие дворяне, как Фамусов, не видят в крепостных людей, жестоко обращаются с ними. Чацкий делится воспоминанием о том, что один помещик променял своих слуг на трёх собак, а ведь они много раз спасали ему не только честь, но и жизнь. Хлестова ставит на одну линию свою служанку и собачку: приезжая к Фамусову она велит накормить обоих, прислав от ужина остатки. Сам Фамусов постоянно кричит на слуг, угрожает швейцару отправить его на работу в деревню.

4. Главная жизненная цель для людей фамусовского общества – это карьера, богатство, почести. Образцами для всеобщего подражания они считают вельможу Максима Петровича и камергера двора Кузьму Петровича, которые служили некогда при Екатерине. Фамусов обхаживает Скалозуба, так как хочет отдать за него свою дочь. Желание это продиктовано только тем, что Скалозуб богат и сделал успешную карьеру. Службу в обществе старички рассматривают в качестве источника прибыли, дохода, материального обогащения, средства для получения чинов. Никто не занимается делами, как нужно, по-настоящему. Например, Фамусов на службе лишь подписывает бумаги, переданные ему секретарём Молчалиным. А вот использовать своё служебное положение каждый рад. Фамусов постоянно пристраивает у себя на работу различных родственников. Кумовство, протекция являются здесь самым обычным и распространённым делом. Фамусовым нет дела до интересов государства, их волнует только личная польза и выгода. И это касается не только гражданской службы, но и среды военных. Любой может стать успешным военным, если его поддерживают, продвигают, благоприятствуют.

5. В образе Молчалина автор хотел показать основные черты мира чиновников, характерные для того времени. Это низкопоклонство, карьеризм, бессловесность, умение угодить начальству. Молчалин был разночинцем или мелким дворянином. Он начинал службу в Твери, но затем перевёлся в Москву, чему поспособствовал Фамусов. В Москве Молчалин быстро поднимается по служебной лестнице. Он прекрасно понимает, что нужно предпринять, если хочешь сделать карьеру. Прошло только три года, а Молчалин успел стать нужным Фамусову, получить несколько благодарностей и войти в дом своего благодетеля. Чацкий предсказывает ему блестящую карьеру, так как хорошо знаком с таким типом чиновников. Именно такие секретари в то время могли стать знатными людьми, добиться высоких постов. Молчалин обладает всеми необходимыми данными. Это умение выслужиться, войти в доверие к влиятельным людям, неразборчивость в средствах при достижении цели, аккуратность, отсутствие нравственных принципов.

6. Костное, консервативное общество крепостников очень боится всего прогрессивного. Любые новшества эти люди воспринимают в штыки, поскольку это может угрожать их положению, господству. Фамусов, его гости на удивление единодушны в осуждении идей Чацкого. Они вмиг сплотились в борьбе против взглядов, которые считают вольнодумием. Источником всех вольностей они считают просвещение, а потому и выступают против учебных заведений, наук. Фамусовское общество предлагает радикальный метод борьбы с подобным злом. Хлёстова, княгиня Тугоуховская также настроены отрицательно в отношении школ, пансионов, лицеев.

7. Представители старорежимного общества чужды своему народу, так как получили в своё время определённое воспитание. Чацкий возмущён этой системой, при которой воспитание дворянских детей поручают иностранцам. В результате молодые дворяне вырастали оторванными от всего национального, русского, их речь становилась с примесью чужого языка. Им с детских лет прививалась мнимая необходимость подражать немцам или французам.

Вот таким предстаёт перед нами фамусовское общество, обрисованное Грибоедовым с особой тщательностью. Автор комедии отобразил характерные, типичные черты дворян-крепостников той эпохи. Дворянство объято страхом перед освободительным движением, поэтому выступает против Чацкого, который является олицетворением передовых людей. Грибоедов показывает это общество через индивидуализированные образы, каждый из которых – живое лицо со своими чертами, характером, особенной речью.

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».

« Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могутвыменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»

Главное для фамусовского общест­ва - это богатство. Их идеалы - лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки...»

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...»

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.







2024 © mgp3.ru.