Конспекты музыкальных занятий детском саду. Конспект зимнего музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир Музыкального творчества


1. Вводная часть (мотивация)

Муз. рук .: Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами поздороваемся под веселую музыку.

01. Музыкальное приветствие с движениями .

Муз. рук . Хорошо. А сейчас отгадайте загадку.

Это кто такой садовник: полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы, вымыл травы и листы?

А как сумерки настали - нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт, и польёт наш огород.

Муз. рук.: Правильно.У нас сегодня не простое занятие. Ребята, сегодня мы будем с вами слушать дождь. Узнаем, как он возникает и как звучит. А также найдём ответ на вопрос: Можно ли дождик назвать музыкой?

2. Основная часть.

Давайте послушаем как звучит дождь.

02. Фонограмма дождя .

Муз. Рук: Что вы слышите?

Муз. Рук: Скажите, ребята, вы услышали сильный или слабый дождик?

Муз. Рук: Капли могут падать часто и тогда дождь будет сильный, и шум от него будет сильнее, т. к. каждая упавшая капля извлекает звук. И наоборот, если дождь идёт редко, капли падают не часто, то и шум от дождя будет меньше, тише.

А откуда берётся дождь?

Муз. Рук: Вот у меня есть маленькая тучка (показывает комок ваты) .Она абсолютно сухая. (Муз. рук кладёт вату на подставку над тазиком)

Капельки, испаряясь, копятся в тучке. (муз. рук. капает на вату). А откуда могут испарятся капельки?

Правильно, солнышко греет воду и капельки превращаются в пар и улетают в облака. Если мало капелек накопилось, то облачко не протекает, если много, то облачко становится тучкой и начинает протекать - и тогда мы говорим, что идёт дождик.

(В приготовленных тазиках лежат металлическая миска вверх дном, картонная коробка, лист бумаги, целлофановый пакет, сухие листья, вода. Также приготовлены бутылочки с продырявленными крышками с водой.)

Муз. рук. : Итак. Когда идёт дождь в природе, то капельки попадают на разные предметы и поверхности: одна попадает на асфальт, другая, на листик, третья - в лужицу и т. д. каждая капелька будет извлекать звук. А как вы думаете, одинаковые будут звуки?

Муз. рук.: А вот это мы сейчас с вами и выясним.

Скажите, азвук дождя зависит от материала, на который попадают дождинки?

Он может быть глухим, звонким, тихим, шуршащим. Дождик мочит всё вокруг и поэтому получается своеобразный дождевой оркестр. Дождик, как музыкант играет на разных предметах как на муз. инструментах. Можно ли дождик назвать музыкантом?

Муз. Рук: Можно ли изобразить дождик с помощью звучащих жестов? Звучащие жесты—это игра звуками своего тела—игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и другие.

Это должны быть шуршащие, острые, звенящие звуки.

Муз. Рук : давайте вместе попробуем изобразить дождь при помощи звучащих жестов. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

03. Игра «Дождик»

Поднялся ветер. (Потирание ладоней).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Муз. Рук: Молодцы, вот мы и дождик изобразили. А какие музыкальные инструменты могут прийти нам на помощь, чтобы изобразить дождик? Какие звуки должны издавать эти муз. инструменты - шуршащие, звенящие, стучащие.

Предлагаю вам взять на выбор разные музыкальные инструменты, которыми мы изобразим музыку дождя.

Муз. Рук: Если будем играть часто, то наш дождик будет частый, а если редко, то дождик получится редкий. Давайте попробуем все вместе сыграть музыку дождя.

04. Песенка «ДОЖДИК»

(Муз. рук. Вместе с детьми поёт куплет).

Муз. рук. : Скажите, ребята, вот мы прослушали, как звучит дождик, изобразили его разными жестами и на муз. инструментах, можем ли сказать, что Дождик-это тоже Музыка?

Муз. рук: Теперь мы смело можем сказать, что дождик-это тоже музыка. Музыка дождя.

Композиторы, как и вы, это тоже заметили и сочинили много разных произведений про дождик для самых разных инструментов. Вот послушайте, как дождик играют на балалайке. Прослушайте и скажите, какое настроение нарисовал вам этот дождик?

05. Фонограмма А. Архиповский «Дождик»

Муз. рук .: Какое настроение нарисовал вам этот дождик?

Муз. Рук. :Дождик создаёт разное настроение. Это был у нас грустный дождик, А теперь давайте улыбнёмся и посмотрим в исполнении девочек Танец весёлого дождика.

06. Танец «Капельки»

Муз. рук .: Молодцы, девочки, веселый дождик прошёл.

3. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте вспомним, на какой вопрос нам нужно было найти ответ сегодня?

Правильно, можно ли дождь назвать музыкантом. Можем?

Муз.рук .: А что вам сегодня было особенно интересно?

Муз.рук .: А что вызвало затруднения?

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на этом занятии. Если вы считаете, что хорошо работали, берите весёлое облачко, а если могли бы получше работать, берите тучку.

Молодцы, ребята, честно оценили себя. Вы все меня очень порадовали сегодня на занятии, были активными. Спасибо.

Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему "Музыка и наше здоровье"

Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл.
Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример "хорошей" и "плохой" музыки, использованы сказочные персонажи - Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе "Воспитатель года" в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека.
Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней;
формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки;
развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально - хоровые, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа "Тропинка -торопинка"(00:03)
Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно.
(Звучит фрагмент вступления "Вальса цветов" П.И.Чайковского (01:06)
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку)
- Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы)
- Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Всем известно нам давно
Молоко коровье
Помогает укрепить
Детское …… (здоровье)
- Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека?
- Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает?
Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт.
2.Чайковский "Вальс цветов" – слушанье (фрагмент(01:32)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
- Как называется эта музыка, кто из вас узнал?
- Кто написал эту музыку?
- Кто бы мог танцевать под эту музыку?

Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами)
- Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение.
3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье)
- Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно)
- Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы)
- Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день!
4.Логоритмическая (коммуникативная) игра - распевание «Здравствуй!»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки)
Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом)
Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой)
Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд)
Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина - исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение)
- Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный)
- Как эта песня может повлиять на наше здоровье?
- Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь)
- Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d"Amour - Поль де Сенневиль - исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент) (06:21)
Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза.
А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге.
Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные - жёлтый, розовый, голубой)
- Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята?
(Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел!
Лиса: Зато я первая взяла!
Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности!
Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет.
Кот: а вот и есть, а вот и есть.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста.
Лиса: Ой, детки!
Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел!
Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются )


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная, очень громкая)
- Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться)
- Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки.
Свободная изобразительная деятельность
Лиса и Кот крутятся около детей.
Лиса: Желтенький возьмите
Кот: Голубенький лучше
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные)
- Эта шкатулочка - подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку)
- Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите.
Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем.
Вместе: Мы обещаем.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах"Добрый мастер" (10:03)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей)
- Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье)
Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44)
Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему?
- Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную)
- Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче)
8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия.

Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

Конспект занятия

по музыкальной деятельности

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Старшая группа

Симуковская Анна Геннадьевна,

музыкальный руководитель

г. Новочебоксарск

2015

Продолжительность: 25 минут

Технологии: ИКТ (Мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, музыкальный центр)

Аннотация: Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности. Может быть проведено в рамках тематического блока « Времена года. Весна» , а также использоваться другими специалистами ДОУ фрагментарно.

ЦЕЛЬ: развитие музыкально-творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • расширять знания детей о творчестве П.И. Чайковского;
  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, ее красоту и образность;
  • совершенствовать умение выполнять танцевальные движения четко, согласовывая их с характером музыки;
  • развивать у детей творческую фантазию, желание импровизировать;
  • закреплять умение детей петь легким звуком, передавая веселый характер песни;
  • упражнять в чистом интонировании скачков мелодии на кварту вниз и вверх, точно передавать ритмический рисунок отдельных фраз и всей мелодии;
  • формировать умение высказываться о характере и средствах выразительности музыкального произведения;
  • воспитывать коммуникативные качества, создавать атмосферу радости в сотрудничестве со взрослым.

Ход образовательной деятельности

Под музыку дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (М.Р.) Здравствуйте, Ребята. Давайте мы с вами поздороваемся стихами, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:

«Я здороваюсь (скрещивают руки перед грудью)

везде, (разводят руки в стороны)

Дома и на улице, (пружинка с поворотом вправо-влево)

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице. (дети машут ручками)

Здравствуй солнце золотое, (поднять одну руку вверх)

Здравствуй небо голубое, (поднять другую руку вверх)

Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок, (приседают)

Здравствуй утро, здравствуй день, (разводят поочередно руки в стороны)

Нам здороваться не лень!» (поклон)

Молодцы, садитесь на стульчики.

А теперь давайте поздороваемся песенкой: я буду запевать, а вы повторять.

«Добрый день(1-2-3 ступени),

Добрый день (2-3-4 ступени),

Добрый день (3-2-1 ступени).

А теперь соединим все музыкальные фразы в одну песенку.

(Дети вместе с педагогом повторяют приветствие, затем присаживаются на стульчики.)

М.Р. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.

Ребята, обратите внимание на эту весеннюю полянку. На улице еще только начинает таять снег, а на нашей полянке уже распустились первые цветы. Давайте вспомним, как они называются (подснежники, тюльпаны, одуванчики).

Сейчас мы все возьмемся за руки и заведем плавный хоровод вокруг нашей цветочной полянки. Но сначала я покажу танцевальные движения, которые будут сопровождать наш хоровод.

Музыкально-ритмическое упражнение

«Три притопа», муз. Ан.Александрова.

Затем дети садятся.

М.Р. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой необычную музыкальную шкатулку. Давайте посмотрим, о чем она нам расскажет. (Слайд 2,3 ).

Шкатулка показала нам картины природы. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Какое время года на них изображено? (Дети отвечают: Весна) . Правильно. А как вы догадались? (Дети отвечают: снег тает, ручейки бегут, солнце ярко светит…) А какие еще времена года вы знаете? (Дети отвечают: зима, лето, осень). А почему в музыкальной шкатулке лежат только иллюстрации весны? (Дети отвечают: потому что наступила весна). Верно. А каким еще способом кроме рисунка можно передать своё настроение? (Дети отвечают: стихами, с помощью музыки).

Сегодня я хочу показать вам портрет известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пётр Ильич написал несколько музыкальных произведений о каждом из 12 месяцев и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года» (Слайд 4).

А кто мне скажет какой сейчас весенний месяц? (Дети отвечают: Март)

М.Р. Верно. Март – это ранняя весна, но природа уже готовится к пробуждению! Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский в музыке передал своё весеннее настроение.

Слушание музыкального произведения

П.И. Чайковского «Март – песня жаворонка».

М.Р. Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке? (Дети высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п…)

М.Р. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее.

Игра «Выбери нужное слово».

М.Р. Молодцы! Вот так, на фортепиано композитор передал свое весеннее настроение.

А сейчас предлагаю снова заглянуть в музыкальную шкатулку и посмотреть, что еще она нам приготовила (Слайд 5) . Здесь загадка, давайте попробуем ее отгадать:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка... (Дятел)

Ж. Зудрагс
Конечно же, это дятел (Слайд 6) . А я знаю интересное стихотворение про дятла. Озвучить его мне помогут вот эти деревянные кубики. Послушайте! (дети слушают, затем повторяют стихотворение вместе с педагогом.)

Игра на развитие чувства ритма

«Дятел сел на сук», сл. А.Фаткина.

М.Р.: Мы в лесу слыхали стук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.: Это дятел сел на сук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.:

Тук, тук, тук!

Дети: Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук!

А теперь встанем и немного разомнемся.

Физкультминутка «Все захлопали в ладоши»

(Дети повторяют движения по тексту вместе с педагогом):

Все захлопали в ладоши дружно веселее.

Ножки, ножки застучали громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем, потянулись выше.

Завертелись, закружились, низко поклонились.

М.Р. Это стихотворение можно не только проговорить и простучать, но и весело пропеть. Вот послушайте.

Песня-упражнение для развития слуха и голоса

«Дятел», муз. Н.Леви, сл. А.Фаткина..

М.Р. Еще раз заглянем в нашу музыкальную шкатулку (Слайд 7).

Какой красивый весенний букет, правда, ребята? (Ответы детей.) Этот букет появился здесь не просто так. Он приглашает нас поиграть в интересную музыкальную игру «Собери весенний букет».

Возьмем себе каждый по одному цветочку и выберем трех ведущих. (М.р. произвольно выбирает трёх ведущих, одевает им на голову шапочки с соответствующими цветами.) Под плавную вальсовую музыку вы будете танцевать с весенними цветами. Когда же услышите другую музыку (показывает на инструменте как звучит «тремоло»), присядете на корточки и закроете глазки. В это время ведущие перебегут в разные уголки и поднимут вверх свои цветочки. С заключительным аккордом все бегут к своему ведущему и собирают из цветов букеты. Кто первый соберет букет, тот и выиграет.

Музыкальная подвижная игра

«Собери весенний букет».

М.Р. Игра закончена, садитесь на стульчики. (Дети садятся.)

Ребята, мне очень понравилось сегодня у вас в гостях. Вы так красиво танцуете, внимательно слушаете, даете интересные ответы. А что запомнилось вам больше всего? (Дети высказывают свои мнения.)

М.Р.: О каком времени года мы сегодня говорили? (Дети отвечают: о весне.)

М.Р.: Как называется музыкальное произведение, которое мы сегодня слушали? (Дети отвечают: «Март – песня жаворонка».)

М.Р .: А как зовут композитора? (Дети отвечают: Пётр Ильич Чайковский.). М.Р.: Какими способами можно передать свое настроение? (Дети отвечают: словами, стихами, с помощью музыки и жестов.)

М.Р.: Верно! Молодцы! Благодарю всех вас за активное участие.

До свидания!


Тема урока: «Портреты в музыке».

На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.

На уроке используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.

Цели урока:

обучаюшие:

  1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
  2. развитие умения сравнивать, сопоставлять
  3. формирование навыка интеграции различных видов искусства

коррекционная:

  1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
  2. развитие импровизации в доступных для детей формах
  3. создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят

воспитательная:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
  2. воспитание грамотного слушателя

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

  1. словесно-индуктивный (беседа, диалог)
  2. наглядно - дедуктивный (сравнение)
  3. частично - поисковый (импровизация)
  4. моделирование
  5. пластическое интонирование
  6. графическое иллюстрирование

Оборудование урока:

  1. портреты композиторов
  2. «Детский альбом» П.И. Чайковского
  3. аудиозаписи для музыкального ряда
  4. презентация POWER POINT
  5. фортепиано, ноты, музыкальный центр
  6. иллюстрации по теме, рисунки учащихся

I. Организационный момент.

Е. Тиличеева «Музыкальный урок».

II. Объявление темы и задач урока.

III. Ход урока.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (На экране проецируется портрет Пушкина).

У: Верно. А кто является автором оперы? (На экране проецируются портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, если ребята дают правильный ответ, портрет Римского-Корсакова увеличивается в размере, остается на экране один).

Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.

У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.

У: Хорошо. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).

У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

У: Чья тема только что прозвучала?

Д: Прозвучала тема белочки. (На экране появляется изображение белочки).

У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».

У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? (Показать богатырскую осанку и стать).

Д: Прозвучала тема богатырей. (На экране появляется изображение богатырей).

У: Какая здесь музыка? Как она звучит?

Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.

У: А это что за чудо?

Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? (На экране появляется изображение Царевны – Лебедь).

У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).

Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. (На экране появляется портрет П.И. Чайковского).

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…

У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?

Д: Бабе-Яге!

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет. (На экране появляется термин «акцент»).

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. (На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? (На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение летящей Бабы-Яги).

У: На каком инструменте исполняют пьесу?

Д: Пьесу исполняют на фортепиано.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.

(Чтение стихотворения: учитель и ученик).

У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?

Д: Да.

У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.

(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).

У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).

У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? (На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.

(На экране появляется изображение «Детского альбома»).

Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.

У: Молодцы! Не забыли!

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Д: В мультфильме «Летучий корабль».

У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет).

(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).

У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий).

Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов).

Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.

У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?

Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.

У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.

В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.

(Жестом руки учитель просит учащихся встать,

дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).

Всем спасибо за урок! До свидания!

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

1 класс

Урок и презентацию подготовила Макарова Светлана Геннадиевна,

учитель музыки высшей категории, МОУ «Гимназия Дмитров», г. Дмитров.

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Цель урока:

Знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

Дать понятия о нотной грамоте;

Научить запоминать и называть ноты;

Развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

- умения выполнять коллективные действия;

Развить инициативу учащихся;

Пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

Целостность восприятия.

Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).

Музыкальный материал:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«До, ре,ми…»

Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.

После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).

Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более доступно, более эмоционально и понятно.

Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский).

Занимают свои места.

Музыкальное приветствие детей.

Ответное приветствие.

Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.

Как они называются?

Какой жанр музыки нас встретил?

О чём поётся в этой песне?

Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.

Ответ: песня, танец, марш.

Песня.

О школе.

У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.

Слайд №1.

Что же это за знаки? Отгадайте загадку.

Слайд №2.

Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза.

Ответ: ноты.

Давным-давно музыку записывали так.

Слайд №3.

Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый.

Слайд №4.

Почему этот дом называют нотоносцем?

Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.

Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный.

Слайд № 5.

Посмотрите, как он пишется.

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный .

Ответ: носит ноты на себе.

Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться.

А кто из вас знает, сколько нот в музыке?

Слайд №6.

Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.

Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?

Ответ: семь.

Семь дней в неделе, семь цветов радуги.

Слайд №7-13.

Знакомство с нотами в стихах.

Фундамент дома – нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая её –

Начало всей постройки.

Слайд.

Нота РЕ, ах, нота РЕ,

Подняться не решилась

А рядом с нотой ДО

Тихонько поселилась.

Слайд.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет там только МИ.

Слайд.

Нота ФА, скажи на милость,

С нотой МИ там поселилась.

Слайд.

Ну а ЛЯ все посмотрите

Вдруг повисла словно в лифте

После ноты соль она.

Слайд.
Нота СИ, взяв свой багаж,

Третий выбрала этаж.

А теперь проверим вместе:

Все ли ноты здесь на месте?

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Дети по порядку называют ноты.

Слайд №14.

Все на месте до одной

По порядку всех их пой.

Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем.

Слайд № 15.

А вы знаете, ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты. Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем.

Слайд №16.

«До, ре, ми» – разучивание.

Напоминание о певческой посадке.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием.

Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне.

Дети разучивают с учителем песню.

Прохлопывают ритмический рисунок.

Игра «Живой звукоряд».

Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре.

Дети вместе с учителем поют свои звуки.

Затем выбирается ученик – «дирижер».

Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса.

Давайте попробуем исполнить.

Исполняют звукоряд.

Сегодня для урока я подготовила ребусы.

Что такое ребусы?

Разгадывание ребусов, ответы в слайдах.

Слайд №17-22.

Ответ: это загадки в картинках.

Фа зан, соль , по ля на, си ре нь, до м, по ми до р.

Давайте подведём итог:

Как назвали итальянцы музыкальные знаки?

Сколько нот в музыкальной азбуке?

Где записываются ноты?

А как попасть на нотный стан?

Ответ:

Ноты

Семь

На нотном стане, нотоносце

Нужен скрипичный ключ.

В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты.

Слайд №23

Урок окончен, пожелания успехов.

Смотрят мультфильм

(отрывок).

До свидания.








2024 © mgp3.ru.