Церковный праздник воздвижение креста господня. Воздвижение: народные приметы и традиции - pravdoiskatel77. Народные праздники. Сдвиженьё


Сдвиженьё – так в народе называют праздник Крестовоздвижения (воздвижение - возношение, возвышение - 27 сентября). Крестовоздвижение – чисто церковный праздник, в котором вспоминаются события обретения в IV веке в Иерусалиме креста Господнего.

Народ же, праздновал его по-своему, плохо понимая христианское значение праздника. Поэтому он переквалифицировал праздник и его название на свой лад, связывая его с тем, что происходит в природе.

В то время как боевой танец, безусловно, временно устанавливает доминирующего человека, нет никаких указаний на то, что осознание этого господства сохраняется либо змеей. Доминирование, которое должно быть восстановлено при каждой встрече, не способствует социальной структуре.

Возникновение спаривания сразу после выхода из спячки позволяет змеям воспользоваться тем, что женщины доступны, сконцентрированы и восприимчивы. Самцы одинаково сосредоточены, поэтому образование пар и простые вещи. У самцов некоторых видов есть брачные бугорки на различных частях тела, используемые для инсульта или массажа самки и, по-видимому, для возбуждения ее сексуально. Даже когда очевидные бугорки отсутствуют, мужчина использует технику трения, чтобы стимулировать самку, а у некоторых видов мышечная пульсация, перемещающаяся вдоль тела самца, обеспечит латеральную ласку.

Так у праздника появилось специфически народное окончание и новое название, несущее в себе совершенной иной смысл, связанный не с Господом или с тем, что
произошло в IV веке, а с тем, что всегда и каждый год происходит в природе: осенью все с-двигается к зиме.

Народ опускал духовный смысл Крестовоздвиженья с вертикали на горизонталь, на грешную землю, давая празднику соответствующее название. Сдвиженьё обозначало границу между осенью и зимой, начало переходному периоду в хозяйстве и природе.

В литературе есть много описаний танцев, сделанных змеями, в которых тела переплетены, а одна треть поднята с земли, катушки отходят и текут безмолвной грацией. К сожалению, во многих из этих сообщений змеи не были захвачены и сексированы, и наблюдатель просто предположил, что речь идет о мужчинах и женщинах. Считается, что участие двух мужчин является конкурентным поведением для приобретения самок в течение сезона размножения. Как и в танце ухаживания, передняя часть тел переплетается и поднимается все выше и выше, пока, наконец, одна змея не свергнет другую.

Но любой переход от одного времени года к другому размыт во времени и в пространстве и отмечается в народе особыми приметами, связанными с соединением земли с низом и верхом, подземным миром и небесным, с тем, что было «до» и что будет «после». Начинается битва миров, старого и нового.

Битва правды и неправды, между "честью" и "нечестью", одна сила воздигается на другую, святая на несвятую. Победу одерживает с помощью Креста Господа, поднимающегося из земли, правда. Так на народный лад переиначивается история обретения Креста Господнего в IV веке св. Еленой. И верилось, что именно в честь победы солнце играло в этот день на небе, радуясь ей, как на Пасху оно радовалось победе жизни над смертью.

Было высказано предположение, что боевой танец - это, по сути, столкновение, и каждый мужчина пытается совратить с другим. Гемипени - это одна из пары зеркальных образных органов, лежащих в основании хвоста самца, позади ануса и строго зарезервированная для спаривания, поскольку мочевые проходы опущены непосредственно в клоаку самца. Либо гемипени можно использовать в совокуплении, и его необходимо вытолкнуть через процесс вывертывания наизнанку.

Это достигается прежде всего за счет нагружения органа кровью. Вывернутый орган сильно вооружен шипами, шипиками, воланами, чашечками и другими украшениями, все из которых, по-видимому, играют определенную роль в обеспечении того, чтобы мужчина надежно прикреплялся к самке в течение всего периода до тех пор, пока сперматозоиды не были депонированы. Сперма проходит по глубокой канавке в гемипени, которая, хотя и открыта вдоль одного края при обследовании мертвой змеи, четко образует трубчатый проход в результате давления нагруженных краев канавки.

Славянская нечисть

Сдвиженьё - это точка бифуркации, точка перелома, в которой некоторое время все находится в равновесии, словно ожидая команды: «Начали». Точка, в которой пока силы равны и ни одна не имеет перевеса. И приходится она на 27 сентября.

Существует и промежуточное название праздника, промежуточное между народным и церковным: старинное - день Креста или день Ставра от stauros – крест (по-гречески). Так один и тот же день получил три разных названия, каждый из которых несет свой особый смысл.

После освобождения сперма может немедленно продвигаться вверх по яйцеводам и оплодотворять яйца, только что высвобожденные из яичника, или они могут быть сохранены самкой и выпущены позже для достижения оплодотворения. Однажды произошло, яйцо начинает накапливать дополнительные слои из оболочечных желез в яйцеводе. У некоторых видов это продолжается до тех пор, пока не будет сформирована твердая, но гибкая кожаная оболочка, проницаемая для газов и жидкостей, но способная удерживать большую часть своего содержания жидкости, если она не находится в очень сухом месте.

Крестовоздвижение - исторический, отмечаемый в церкви. Ставров день - день Креста, уже не привязанный к историческим событиям далекого четвертого века, а связанный с традициями церковной жизни.

В этот день принято воздвигать кресты на строящихся храмах, строить обетованные (обещанные) часовенки и храмы, устраивать крестные ходы во избежание напастей и бед, молиться о болящих, о будущем урожае, ходить с крестными ходами на поля. Свиженьё несет в себе природно-языческий смысл, связанный в том числе и с хозяйственными работами. В народе была такая поговорка:

Затем самка откладывает целую кладку яиц в защищенном влажном, теплом и обычно темном месте, часто вместе с кладками у других самцов одного и того же вида, за те же стимулы, которые приводят змей к спячке, также переносят их в одно и то же места для кладки яиц. Многие виды сразу бросают яйца; некоторые остаются с муфтой и, несомненно, защищают их от внешней опасности; и очень немногие фактически принимают на себя роль выводок курицы, поддерживая температуру тела заметно выше, чем окружающая среда и, по-видимому, помогает в инкубации.

У некоторых видов над эмбрионом осаждаются дополнительные слои мембранного материала, но известковая оболочка не образуется. Вместо этого эмбрион сохраняется в яйцеводе и продолжает его развитие. Это называется, так как это просто яйцо, сохраненное в яйцеводе, в отличие от живородящего, состояние, наблюдаемое у млекопитающих, где плод развивается в матке и устанавливает плацентарную связь с маточной стенкой, чтобы обеспечить обмен материалами с материнской циркуляционный. Но, хотя пупочная связь не развивается, имеются значительные свидетельства обмена материалами между матерью и плодом через их смежные, высоковаскуляризованные мембранные поверхности.

"Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит ".

Земля к этому дню освобождается от хлеба, с полей сдвигается последний сноп; открываются овины; зверье уходит в берлоги и на зимние квартиры; лешие и нечисть устраивает в этот день последний сход, залегая потом в свои норы; птицы улетают; змеи уползают к своей матери под землю. С Покрова уже все в природе окончательно замирает. Но движение от лета по направлению к зиме проходит через эту точку – точку Сдвиженья.

Независимо от устройств, используемых для обеспечения его защиты, плод змеи всегда доводится до конца до наступления экологических условий, которые могут привести к его смерти. Эмбрион может спать своей первой зимой в яйце и вылупляться следующей весной, что еще хуже для опыта, но пока нет никаких доказательств того, что змеи могут сделать то же самое. Контраст может возникнуть из-за того, что самка-черепаха может выкапывать дыру достаточно глубоко, чтобы температура не влияла на ее выводка, но женская змея ограничена, как ее безжизненностью, так и характером самого яйца, или вблизи поверхности, где неизбежно замерзание.

По церковному календарю Крестовоздвиженье длится семь дней, Сдвиженьё длится две недели, вплоть до Покрова, так же, как зимние святки длятся до Крещения. Природа замирает, а люди оживают, начинаются другие, зимние, работы. Все, что собрано с полей и огородов требует переработки: лен надо прясть, капусту рубить, снопы сушить и хлеб молотить. Но все начиналось с капусты. Поэтому Сдвиженьё называлось капустиным праздником.

В тропиках доказательства скудны, но, судя по всему, существует эндогенный ритм, так как молодые люди не производятся в течение года. Молодая змея, будь то из яйца или живая, оснащена острым режущим устройством на верхней губе. Он сбрасывает свой путь из резиновой яичной скорлупы с этим зубом или, в случае живого, вырезает свой путь из мягких мембран и сразу же компетентен справляться с окружающей средой. Почти всегда, первый акт новорожденной змеи заключается в том, чтобы расширить свой язык и испытать окружающее, передавая химическую информацию, возможно, более значительную, чем визуальные сигналы, поднятые парой очень неопытных глаз.

"На Воздвиженье первая барыня - капуста".

В этот день соседи собирались вместе, поздравляли друг друга с капустиным праздником, вместе рубили капусту, а сделав работу, устраивали вечеринки - капустники или капустные праздники. Угощали на празднике капустным пирогом.

Молодежь не отставала. Открывая капустинские вечера, она сначала ходила по домам, колядуя и собирая угощения, помогала рубить капусту, а потом, наряжаясь и семь раз помолясь о хорошем женихе, шла в избу, чтобы найти себе пару: осень – время свадеб. Танцы, песни, хороводы и веселье продолжались все две недели и не только в деревнях, но и в городах.

Молодые змеи начинают питаться сразу после вылупления, проявляя значительную способность к захвату и потреблению жертвы. змеи рождаются с функциональными ядовитыми железами и клыками и способны немедленно использовать свое самое грозное оружие. Некоторые из змеиных змей рождаются с ярко-зеленым хвостовым наконечником, которые они способны размахивать и встряхивать таким образом, чтобы привлечь внимание возможной добычи. В течение очень короткого времени после рождения происходит первая шелушение кожи, а яичный зуб просыпается примерно в одно и то же время.

Сдвиженьё было также овинным праздником, овинными именинами, праздником молотильщиков: печь в овине в этот день не разжигали, окна овина украшались вышитым полотенцем, молоть прекращали.

И вообще в этот день принято было отдыхать и не начинать никаких серьезных дел.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

Скорость роста коррелирует с наличием пищи и температур, достаточно высокой, чтобы обеспечить полную метаболическую активность. Когда все факторы оптимальны, змеи растут удивительно быстро. Выводок Калифорнии удвоил их длину за девятимесячный период, увеличившись всего на несколько дюймов короче, чем их мать, взрослая, близкая к максимальной длине для вида. Было высказано предположение, что все змеи быстро растут, пока не достигнут половой зрелости, после чего рост замедляется, но очень редко останавливается полностью.

Змеи имеют остров Барбадос, в среднем только 10 см длиной. Регулярно повторяющееся событие в течение периода активности всех змей - это пролитие или линька. Бездействующие люди не просыпаются, но довольно часто это одно из первых событий, которые происходят после окончания покоя. Покров всех животных представляет собой первичный буфер между внутренними структурами и окружающей средой и постоянно подвергается износу, разрыву и другим повреждениям. Первая линия защиты от повреждения, особенно когда кожа полностью сломана, - это образование сгустка крови или парши, реорганизация клеток и образование рубцов.

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

Вторая линия защиты - это постоянное производство новых клеток в более глубоких слоях кожи, чтобы заменить клетки, потерянные или стертые с поверхности. У змей процедура замены была в значительной степени изменена. Замещающие клетки не постоянно производятся независимо друг от друга, но растут в одном и том же цикле и объединяются в единую единицу. Когда этот аппарат функционирует, старая кожа, лежащая вне его, становится угрозой для продолжения хорошего здоровья. В этот момент глаза змеи становятся молочно-голубыми, что свидетельствует о физиологическом расшатывании кожи, которая образует глазную капусту.


По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Это ослабление дублируется по всему телу, хотя и не так очевидно. Вскоре глаза очищаются, и змея теряет кожу вокруг рта и носа и полностью ползает из нее, оставляя новую, функциональную кожу блестящей в свежих ярких красках. Накидывает кожу так же, как и все другие змеи, но процесс сильно изменен у хвостового наконечника, где последовательные слои ороговевшего, закаленного эпидермиса взаимосвязаны или вложены, чтобы образовать погремушку, устройство, используемое для отражения больших млекопитающие.

Использование погремушки достаточно успешным с буйволом, крупным рогатым скотом или лошадьми, но впечатляюще безуспешно с человеком, потому что благодаря этой рекламе дребезжащая змея осаждает либо ее смерть, либо ее захват, но редко ее побег. Змея преодолела гандикап отсутствия конечностей, разработав несколько разных методов, некоторые из которых видны у других бескорыстных животных, другие уникальны. Первый метод, называемый, делится с почти всеми безногими животными, такими как некоторые ящерицы, качели, земляные черви и другие.

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Таким образом, большинство змей движется и видели любого посетителя. Окружающая среда почти всегда обеспечивает достаточную устойчивость, чтобы сделать движение возможным, и многие виды змей никогда не используют какой-либо другой метод передвижения. Такие виды, когда они размещены на поверхности без сопротивления, такие как гладкое стекло, не могут двигаться, взбивать и обмахивать без прогресса. Змеи, как рыбы и угри, плавают по боковому волнистости, что по существу идентично серпентинному локомоции.

Однако у них есть отличная анатомия в виде сплюснутого хвоста. Другие методы наземного движения также включают по крайней мере некоторое сопротивление окружающей среде, но обычно меньше, чем первое. Один из них известен как, потому что змея в действии напоминает открытие и закрытие аккордеона или концертины. Сначала хвост и поясничная часть тела надежно закреплены, а затем голова и остальная часть тела расширяются как можно дальше от этого безопасного основания. При максимальном растяжении головка и передняя часть тела закреплены, а задняя часть составлена ​​как можно ближе к аккордеонным складкам.

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.


А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".


Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.







2024 © mgp3.ru.