Как проявить лидерские качества. Четкое осознание собственной цели


Одними из главных тем для исследования современными науками, касающимися социальной психологии, являются лидерство и личность. По мнению ученых, формирование лидерства напрямую связано с поиском определенных черт личности, позволяющих обладать преимуществом ввиду своих психологических и физических характеристик. Лидер имеет главную роль в организации деятельности группы, к которой он относится, а также формирует и регулирует межличностные отношения ее участников.

Характеристика

Кто такой лидер? Существует множество определений, из которых можно сделать вывод: лидер - это человек, ведущий за собой других, имеющий авторитет и умеющий организовать и распределить деятельность группы. Определение лидерства означает еще и наличие у индивида определенных способностей, которые помогают ему вести за собой остальных. Эти способности формируются из психологических качеств личности, представляющих собой единение знаний, ценностей, умений и навыков, норм поведения. Лидер всегда видит общую картину и знает, как достичь цели, куда идти. Даже при неблагоприятных обстоятельствах он не опускает руки и целенаправленно движется вперед. Он всегда дисциплинирован, способен аналитически мыслить и помогает остальным достичь желаемого результата.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера. Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах. Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы.

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Демонстрация качеств

  • гордая осанка показывает уверенность;
  • спокойный и твердый взгляд, направленный прямо в глаза оппонента, указывает на сильную личность;
  • уместная и нечастая улыбка;
  • уважительные и располагающие манеры;
  • имидж должен производить хорошее впечатление.

При разговоре следует верить в собственную правоту и демонстрировать собеседнику преданность выбранному пути. Личность, характеризующая лидера, обладает уверенностью в себе и твердой волей, которые помогают в преодолении проблем и трудностей. Но что делать, если таковых качеств не наблюдается? Можно ли их развить? Изучение данного вопроса актуально и по сей день. Многие исследователи считают, что лидерские качества развить реально, стоит только долго и упорно работать над собой.

Формирование необходимых качеств

Развитие личности лидера необходимо начинать с детства, но, если момент уже упущен, не стоит расстраиваться, т. к. заняться саморазвитием никогда не поздно. Существует множество различных тренингов по формированию лидерских качеств, цель которых - создать четкий план по самостоятельному развитию, состоящий из конкретных шагов.

Для начала необходимо разделить свой план на несколько разделов для постепенного становления личности как лидера:

  • краткосрочные цели, достигаемые в ближайшее время;
  • цели среднего срока, которые нужно достигнуть за несколько месяцев;
  • долгосрочные цели, требующие года на самосовершенствование.

Говорят, что практика важнее теории, что в корне неверно. Без теоретического фундамента не получится стать лидером, а лишь сформируется умение копировать слова и поступки других людей с более выдающимися способностями. Для успеха на данном поприще необходимо научиться наблюдать и анализировать их деятельность и поведение, творчески применяя полученный опыт для решения собственных задач.

Для развития лидерских навыков в начале целенаправленного пути специалист по лидерству Д. Эдайр придумал упражнение, которое поможет достичь успеха. Оно заключается в списке ключевых целей, из которых необходимо выделить для себя некоторые и следовать им:

  • За год пройти несколько тренингов по самосовершенствованию.
  • Беседа с признанными лидерами для понимания идей лидерства.
  • Беседа с сотрудниками о том, за что они ценят лидера. Ответы нужно записать и обдумать.
  • За год прочитать несколько пособий по саморазвитию и определить на ее основе 5 практических шагов.
  • Выяснить точную информацию про мнение компании о себе, свой потенциал в ней.
  • Если на работе нет возможности для развития лидерских качеств, нужно сменить ее.
  • Выбрать длительный курс обучения по расширению знаний в определенной области.

Данное упражнение является очень действенным при условии полного погружения в самосовершенствование. При создании плана необходимо учитывать развитие в себе лидерских качеств. Это очень трудоемкая работа, но в результате успех не заставит себя долго ждать. Психологи, изучив биографии наиболее известных личностей, определили 10 качеств, необходимых для успеха на поприще саморазвития.

Движение к результату

Лидер всегда видит свою цель, знает, куда двигаться и что предпринимать для ее достижения. Для того чтобы научиться этому, можно читать истории успешных людей, книги по саморазвитию и мотивации.

Принятие решений

Человек с сильным, волевым характером боится принимать нелегкие решения. Для развития навыков принятия решений необходимо научиться принимать их в областях, где отказ не будет серьезным промахом. Его нужно проанализировать и не останавливаться на этом.

Риск

Настоящий лидер действует, несмотря на отсутствие гарантий положительного результата. Чтобы научиться рисковать, нужно анализировать задачу и составлять несколько вариантов ее решения, назначая шкалу для каждого от 1 до 5. Затем нужно продумать, пройдет ли все так, как задумано потом предпринимать соответствующие меры. Не стоит отчаиваться в случае проигрыша. Совершая ошибки и понимая их суть, лидеры «растут».

Мотивация людей

Лидер умеет четко изъяснять свои мысли и цели другим, внушает доверие и стремление к вершинам, о которых они и подумать ранее не могли. Под его руководством остальные члены группы пытаются совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Как мотивировать других: нужно изучить потребности всех участников группы, побуждающие к активным действиям. Каждый из них должен понимать значимость своей работы в команде.

Создание команды

У лидера команда состоит из сильных и продуктивных личностей, где царит корпоративный дух и взаимопонимание. Для создания своей команды необходимо концентрироваться на мнениях других во время дискуссий, на их лучших качествах.

Самопознание

Хорошие лидеры стремятся к совершенству, осознавая недостатки и достоинства. Они открыты к критике и охотно меняют свои качества при необходимости. Для расширения познания нужно проводить анализ собственных действий и последствий. Можно спросить мнение других о том, какие изменения необходимы для улучшения лидерских качеств. Отличным опытом для самопознания будет ведения дневника с наиболее важными событиями. С его помощью можно отслеживать прогресс в совершенствовании навыков.

Личностная целостность

Целостность помогает не отступать от своих принципов, даже если другой путь более легкий и выгодный. Человека с такой чертой характера все считают надежным и примером для подражания. Активный поиск общения с друзьями, коллегами позволит трезво оценить целостность, сопоставляя свои представления о цели и ответственности с их мнением.

Самосовершенствование

Для этого необходимо часто общаться с людьми для обмена новыми идеями, анализировать поступки и слова как свои, так и опытных сильных личностей, читать литературу по теме лидерства.

Продуктивное общение

Хорошие лидеры могут с легкостью четко представить свои мысли, цели и идеи так, чтобы за ними шли последователи. Чтобы научиться подобному, нужно практиковать активное слушание, уметь видеть невербальные послания тела, доносить наиболее нужную информацию и просить ее повторить, важно научиться читать между строк в разговоре.

Активная взаимопомощь

Поощрение даже небольших успехов каждого из команды позволяет им раскрыть собственный потенциал, можно поручить некоторым свои обязанности. При развитии данных качеств успех в различных областях жизни не заставит ждать, главное - терпение и упорство, а также огромное желание изменить себя к лучшему.


Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

Лидер и руководитель: отличия и сходства


Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Руководитель требует уважения к себе.

Лидер

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

Совмещение

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Список личностных качеств лидера


Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Многие считают, что лидерские способности необходимо иметь тем, кто претендует только на руководящие должности. И они сильно заблуждаются. Большинство компаний ищут людей с лидерскими качествами даже на низкие позиции. Я рекомендую, чтобы каждый соискатель подготовил по крайней мере один пример использования им лидерских способностей и уверенно чувствовал себя на интервью, говоря о ситуациях, когда ему приходилось демонстрировать свои лидерские компетенции.

Что имеется в виду под «лидерством»?

Дело в том, что для разных людей термин «лидерство» имеет разное значение. Что такое «лидерские навыки»? В словаре вы найдете, что «лидерство» — это вести за собой людей или организацию. Однако настоящее лидерство не заключается только в управлении людьми или проектами. Существует бесчисленное количество книг и статей о лидерстве и огромное количество дефиниций. Лидер – определяется сочетанием ориентации на человека и устремленности к результату. Вот несколько компетенций, которые обычно, относят к «лидерским навыкам»: уметь правильно оценить ситуацию, принимать трудные решения, мотивировать и развивать других, обеспечивать эффективность команды, определять потребности своих людей и заботиться об их удовлетворении, активно участвовать в работе команды.

Компетенционные вопросы про лидерство

Когда дело доходит до собеседования, большинство HR-менеджеров ищут кандидатов, обладающих лидерскими навыками, которые требуются для того, чтобы управлять командой, отделом или организацией. Вот наиболее популярные компетенционные вопросы про лидерские способности:

  • Расскажите мне о времени, когда вы демонстрировали свои лидерские способности.
  • Расскажите мне о времени, когда вы взяли на себя ведущую роль в сложном проекте.
  • Когда вы эффективно делегировали обязанности?
  • Опишите время, когда вы подавали личный пример другим.
  • Кого вы коучили или были ментором (наставником), чтобы добиться успеха?
  • Когда и кому вы в последний раз давали обратную связь?
  • Как вы помогаете вашей команде добиваться успеха?

Есть много и других вариантов вопросов на тему лидерства. Прежде чем двигаться дальше, напомню вам, что такое поведенческое собеседование. На поведенческом собеседовании просят кандидата привести примеры использования им того или иного навыка в прошлом (вопросы обычно начинаются с «Расскажите мне о времени….» или «Опишите мне время, когда….»). Работодатели считают, что то, как вы работали в прошлом является лучшим способом предсказать, как вы будете работать в будущем.

Почему интервьюеры спрашивают про лидерские навыки?

Цель интервьюера — выяснить обладает ли кандидат лидерскими навыками. Для большинства позиций высшего звена, как и для любой должности, которая предусматривает наличие подчиненных, очень важно продемонстрировать свою готовность взять на себя ведущую роль. Лучший способ - это сделать — это рассказать о своем прошлом опыте, когда вы достигли результата исключительно за счет своих лидерских качеств.

Что касается других позиций (должности начального уровня, без подчиненных), то компании спрашивают про лидерство, потому что они хотят нанять человека с лидерскими качествами — того, кто будет расти и развиваться вместе с компанией.

Большинство компаний хочет взять на работу лучших из лучших. Интервьюер должен знать, есть ли у вас лидерские компетенции, которые помогут развитию организации. На многих собеседованиях вы будете конкурировать с квалифицированными кандидатами. Однако, чтобы получить работу в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, вы должны быть больше, чем квалифицированный. Вы должны показать себя лидером.

Как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство?

Такой тип вопроса может показаться сложным, ведь большинство кандидатов не владеют навыками продажи себя работодателям. Для этого от вас потребуется немного подготовки. Если вы не сможете рассказать о своих лидерских способностях, то есть риск получить отказ. Поэтому, очень важно заранее подготовить истории о своих лидерских компетенциях для собеседования,

Задача не в том, чтобы выучить свои истории слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ, используя маркированный список для подчеркивания каждого ключевого аспекта вашей истории.

Разберем на примере ответа на вопрос — «Расскажите мне о времени, когда вам пришлось вести и мотивировать людей».

Вот краткий обзор по применению техники STAR для демонстрации своих лидерских способностей.

S/T (Situation — ситуация/Task — задача)

— Кратко опишите задачу или ситуацию. Предоставьте интервьюерам лишь необходимую информацию для понимания контекста.

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Когда я работал в компании «Х», у нас проводились массовые сокращения.
    В отделе осталась команда из пяти человек, на которую переложили обязанности двух ушедших команд.
  • В результате сотрудники были перегружены работой, что привело к недовольству и снижению эффективности работы.
  • В то же время, из-за того, что необходимо было выполнять несколько задач одновременно в ограниченные промежутки времени, сотрудники допускали много ошибок.
  • Моя главная цель, как менеджера заключалась в том, чтобы вернуть производительность на прежний уровень.

Плюсы такого ответа: С помощью маркированного списка кандидат быстро обрисовал ситуацию, с которой он столкнулся. Он должен был мотивировать команду из пяти человек, которая находилась в стрессовых условиях, негативе и была завалена работой. Эта ситуация, естественно, требует наличие сильных лидерских качеств.

Совет: Не поддавайтесь соблазну увязнуть в деталях. Вам не надо рассказывать интервьюеру про причины сокращений, как отреагировали на это члены команды или какие именно ошибки были сделаны.

A (Action — действие)

— Сообщите об основных действиях, которые вы предприняли. Рассказывая историю про использование лидерских навыков, убедитесь, что вы точно передаете шаги, которые вы сделали, как лидер. Какие действия были предприняты и почему? Как ваши действия демонстрируют лидерство?

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я запланировал встречу со всей командой, чтобы выработать общую стратегию.
  • Я поблагодарил всех за их напряженную работу в трудные для компании времена.
  • Я попросил их о помощи в определении дальнейших действий для всех нас, чтобы работать более эффективно — включая меня самого.
  • Я дал понять, что на этой встрече мы проведем мозговой штурм, чтобы придумать варианты — приветствуются любые предложения и ни одна из идей не будет подвергнута критике. Мы потратили час на то, чтобы записать все идеи на доске, а затем проголосовали за пять самых удачных из них.
  • Затем я поручил каждому сотруднику узнать, как можно больше информации о том, как мы можем реализовать эти идеи на практике.

Плюсы такого ответа: Кандидат расписал по шагам свою лидерскую стратегию. Он дал возможность каждому члену команды придумать решение их проблем, он был открыт для конструктивной обратной связи, и он дал почувствовать сотрудникам, что их ценят и слышат.

Совет: Помните, что управление командой не делает из вас настоящего лидера. Важно выбрать ту историю, которая бы демонстрировала истинное лидерство мотивировать людей, или проявлять инициативу в сложных условиях.

R (Results — результаты)

— История, рассказанная по технике STAR, включает в себя happy end. Подведите итог, описав положительные результаты ваших действий. Результаты в количественном выражении особенно впечатлят интервьюера (увеличил продажи на 32%), но и истории без упоминания цифр тоже будут иметь успех (мой клиент был очень рад и рекомендовал меня своим партнерам, начальству понравился мой креативный подход и меня повысили).

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • Во-первых, команда очень положительно отнеслась к такому подходу. Им понравилось, что к ним обратились за помощью в решении проблемы. Как только узнали, что их голос будет услышан, они, вместо того, чтобы жаловаться, направили всю свою энергию в нужное русло.
  • Сразу же мы придумали две идеи, которые могут быть быстро реализованы и сэкономить нам много времени.
    Первая идея состояла в том, чтобы ликвидировать еженедельный отчет. Это освободило до 8 часов в неделю — включая 2 часа моего времени и 3 часа моему главному бухгалтеру.
  • Вторая идея заключалась в том, чтобы обучить нашего ассистента для того, чтобы переложить на нее часть обязанностей наших менеджеров.
  • Также мы решили каждый месяц устраивать мозговой штурм для выработки новых идей.
  • Теперь мы стали работать намного эффективнее, а наш боевой дух повысился.
  • Мой руководитель даже попросил меня помочь ему использовать этот подход и на другие отделы в нашем подразделении.

Плюсы такого ответа: Это история со счастливым концом. Кандидат перечислил несколько положительных результатов:

  • повысил моральный дух команды
  • увеличил эффективность работы и сэкономил более 8 часов в неделю
  • впечатлил руководителя настолько, что он захотел, чтобы его подходу последовали другие отделы.

Совет : Хорошо, когда можно привести конкретные цифры (освободил более 8 часов в неделю), но и без упоминания цифр результаты в этом примере также впечатляют. Тот факт, что руководитель взял идею для других отделов, показывает, что это был настоящий успех.

Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство:

Приведите яркий пример : Выберите историю, которая действительно показывает ваши лидерские навыки. Не используйте готовые шаблоны-клише, например: «Я был лидером проектной группы и нам удалось добиться результата в короткие сроки».
Адаптируйте свою историю под требования вакансии . Внимательно просмотрите описание вакансии и определите тип лидерских навыков, который требуется для этой позиции. Зачастую в вакансии перечислены желаемые лидерские способности. Например, для одной должности необходимо уметь управлять большой командой, а для другой — уметь проявлять инициативу.
Старайтесь приводить факты , а не говорить в общих чертах что-то вроде: «Я считаю себя прирожденным лидером и на протяжении многих лет я искал возможности для демонстрации своих лидерских способностей». Такой ответ имеет общий характер и не демонстрирует ваши лидерские навыки.
Рассказывайте, что конкретно вы сделали. Самые лучшие истории — это те, в которых присутствует достаточно деталей, чтобы они звучали правдоподобно и надолго запомнились. Расскажите, как вы повели себя в конкретной ситуации и какого результата смогли добиться.
Краткость. В то же время, вы должны приложить усилия для того, что история была краткой. Может возникнуть соблазн уйти в сторону, особенно если вы заранее не подготовили примеры. Использование техники STAR поможет вам не потерять фокус.
Помните: Не пытайтесь заучивать свои истории слово в слово. Главное — создайте структуру, включающую наиболее важные аспекты вашего опыта.

Многие люди почему-то думают, что способность быть лидером – дается человеку с рождения, но на самом деле это не так. Лидеры – это те люди, которые развили в себе набор качеств, необходимый для того, чтобы быть тем, за кем идут многие. При желании, каждый человек сможет развить в себе лидерские качества. Если вы также стремитесь к тому, чтобы стать лидером, эта статья поможет вам. Рассмотрим 15 советов, по развитию лидерских качеств.

1. Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2. Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3. Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4. Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5. Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6. Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7. Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8. Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9. Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10. Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11. Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12. Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13. Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14. Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15. Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.

Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:

  1. Сам себе лидер. Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, формировать навыки ставить и достигать цели.
  2. Лидер в ситуации . Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
  3. Лидер в команде. Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
  4. Лидер в системе. Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.

Базовые навыки успешного лидера

Видение перспективы

Именно с этого понятия начинается лидерство, видение перспектив и развитая способность прогнозировать позволяет быть более гибким, менять стратегию и направление движения, ориентируясь на возможную ситуацию. Умение создать в представлении команды светлое будущее служит элементом вдохновения и поворачивает деятельность в позитивное русло.

Постановка целей

Целеполагание служит фундаментом для успешного видения перспектив и позволяет создать условия для постепенного продуманного движения команды к большой цели, достигая результатов постепенно, маленькими шагами. При этом, конечная и ярко, чтобы команда ощущала острую необходимость в ее достижении.

Успешная адаптация

В нашем изменчивом мире, где ежедневно сквозь сознание человека проходят нескончаемые потоки информации необходимо уметь замечать малейшие окружающие изменения. Из гигабайтов информации нужно принимать во внимание только ту, что касается деятельности компании. Такая адаптация возможна при широком общем кругозоре лидера, который сумеет заметить и выделить наиболее важные тенденции и стратегии развития.

Гибкость

Руководителю необходимо всегда иметь в запасе различные стратегии и методы, чтобы в каждой конкретной ситуации суметь выбрать наиболее подходящий вариант. Отсутствие вариантов делает его предсказуемым и слабым в глазах не только команды, но и конкурентов. Иногда это качество отлично действует на основе некоего противодействия системе, что может привести к оригинальным неординарным решениям.

Настойчивость

Это качество лидера взаимосвязано с силой личности, когда человек не останавливается перед лицом неприятной и опасностей, а также идет на оправданный риск. Важно не путать настойчивость с упрямством, когда человек способен идти к своей цели любой ценой. Такое поведение граничит с наглостью и отворачивает команду от руководителя.


Навыки общения

  • Умение убеждать. Это понятие означает эффективно использовать свой вербальный интеллект, лидерские эмоции, для достижения целей команды. Момент истины настает, когда человек переходит со своей позиции или точки зрения на позицию оппонента. Природа убеждения состоит из весомых аргументов, ведь только таким образом умный человек может прислушаться и принять точку зрения собеседника.
  • Коммуникабельность. В наше время это качество имеет ключевое значения для человека, желающего продуктивно взаимодействовать в обществе. Современный лидер должен уметь находить общий язык с различными категориями людей в разных ситуациях и обстоятельствах общения. Эффективный способ наладить коммуникацию – освоить техники быстрого установления контакта. Сейчас существует множество тренингов, где каждый желающий может научиться стилям эффективного общения, совершенствуя свое ;
  • Доверительность. Чтобы собеседник быстрее принял нужную сторону, следует включить в процесс коммуникации невербальные навыки. В их число входят поза, жестикуляция, интонация голоса, темп речи и другие. Их природа действует на бессознательную сферу психики человека и поможет установить доверительный контакт.
  • Способность не только слушать, но и слышать . Это понятие значит, что лидер может не только говорить, но и внимательно слушать, включая в действия все каналы восприятия. Важно уметь подобрать уместную тему разговора, расположить к себе собеседника, а потом дать ему возможность высказаться. В это время следует использовать стратегию активного слушания, кивая головой и вставляя короткие реплики в нужных местах. Умение задавать логичные и точные вопросы поможет добыть нужную информацию тактично и ненавязчиво.

Личностные качества успешного лидера

  • Уверенность в себе. Уверенный руководитель способен внушать доверие и давать ощущение защищенности своей команде. Его природа выделяет человека из толпы даже по физическим признакам: ровная осанка, расправленные плечи, спокойный взгляд, размеренное дыхание. Речь ровная и четкая, без колебаний и затяжных пауз.
  • Проактивность . От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений;
  • Целостность личности. Умение «держать себя в руках», проявлять эмоциональное спокойствие в экстремальных ситуациях принадлежит людям с целостным внутренним миром. Психические процессы такого лидера уравновешены, он способен контролировать свои личные чувства и поведения даже в неожиданные моменты, когда большинство людей начинают нервничать или опускать руки.

Видео: незаменимые важные качества лидера:

Все эти навыки и качества характеризуют успешного лидера как гармоничную личность с богатым и целостным внутренним миром, стойкими жизненными и профессиональными установками, способностью уважать личное пространство других людей. Только такой руководитель может вести за собой, формируя у ведомых людей уважение и доверие к своей личности и идеям.







2024 © mgp3.ru.