Голландские натюрморты 17 века. Тайные знаки голландского натюрморта


Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)

Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.

В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.

Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.

Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.

Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.


Цветы. 1619г


Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.

Натюрморт с цветами в нише.

Цветы в нише.

Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.

Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.

Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

Экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.

Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника.


Корзина.

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Источники.

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Натюрморт в Голландии XVII века

Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. 1530. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и поступил, написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты. Они появились около 1600 года - это время и принято считать датой рождения жанра.

Мартин ван Хемскерк. Семейный портрет. Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.

В тот момент сло ва для его определения еще не существовало. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, а до этого времени картины называли по сюжету изображения: b lumentopf - ваза с цветами, banketje - накрытый стол, fruytage - фрукты, toebackje - натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd - картины с изображением черепа. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Действительно, на картины голландских художников, казалось, выплеснулся весь окружавший их предметный мир.

Абрахам ван Бейрен. Натюрморт с омарами. XVII век.Кунстхауз, Цюрих

В искусстве это означало революцию не меньшую, чем та, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Контраст с остальной Европой был разительный.

Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей - из тех, что побогаче. Позднее, в XVIII и XIX столетиях, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности, картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах.

Ян Веникс. Натюрморт с белым павлином. 1692. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте.

Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта - «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы - скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни.

В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще большей степени подчинен тоновому единству, в нем господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».

Абрахам ван Бейрен. Завтрак. XVII век. ГМИИ им. Пушкина, Москва

В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители - Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.

В Гааге, центре морского промысла, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, колорит их картин отливает блеском чешуи, в которой вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.

В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.

Виллем Калф. Натюрморт с кубком - наутилусом и чашей китайского фарфора. Музей Тиссен - Борнемисца, Мадрид

Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Этот тип натюрморта получил особое распространение во второй половине - конце столетия в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой. Живопись двух последних художников показывает усиление декоративности, цветности, стремление к внешним эффектам.

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв., они видели в натюрмортах прежде всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Пройдя ряд этапов, из которых каждый обладал своей специфической и своеобразной значимостью, голландский натюрморт широко охватил мир вещей и органической природы. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей живописцы следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас , Хеда). Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды - вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Несколько рыб в картинах Ормеа и Пюттера, кухонный натюрморт роттердамских художников отражают скромные пуританские вкусы демократических слоев в первой половине столетия.

Но по мере утверждения республиканского строя и последующего укрепления власти буржуазного класса, а затем постепенной аристократизации его меняются и требования, предъявляемые к искусству. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Они теперь строятся на сочетании тёплых тонов ковровых скатертей и разложенных на блюдах дельфтского фаянса или китайского фарфора оранжевых, жёлтых, красных фруктов, оживлённых сверканием золочёных кубков и стеклянных бокалов, на поверхности которых играет свет. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа , Бейерена , Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта.

Не только время влияло на тематику и становление натюрморта, но и многое другое: локальные особенности, хозяйственный уклад, типичный для того или иного города, часто определяет тематику и даже трактовку произведения местного художника. Отнюдь не случайно, что в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан раньше всего сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии - Амстердаме - протекала деятельность создателей роскошных десертов Кальфа и Стрека. Близость Схевенингенского побережья вдохновила живущего в Гааге Бейерена на создание натюрморта с рыбами, а в университетском центре - Лейдене - возник глубокомысленный натюрморт с изображением черепа и песочных часов, долженствующих напомнить о бренности земного существования. Тут же были распространены картины с изображением учёного в окружении фолиантов, глобусов и других предметов научного обихода, часто заполняющих весь первый план.»

Строгое разделение натюрмортов на жанры невозможно, так как зачастую в одной картине объединялось несколько мотивов, тем не менее, можно выделить наиболее распространённые жанры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Голландский натюрморт. Как написать хризантему

    Эрмитаж. Живопись малых голландцев

    Лувр: Самый большой музей мира. 10 Фламандская и Голландская живопись 17 века. Рубенс, Рембрандт

    Голландский натюрморт.

    Эрмитаж. Искусство Фландрии и Голландии

    Субтитры

Цветочный натюрморт

В цветочных натюрмортах художники изображали тюльпаны, розы, гладиолусы, гиацинты, гвоздики, лилии, ирисы, ландыши, незабудки, фиалки, виолы, маргаритки, нигеллы, розмарины, анемоны, календулу, левкои, мальвы и другие цветы.

Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб (Жак) де Гейн Младший (1565-1629). Для его творчества характерны вытянутый вертикальный формат картин, многоярусное расположение цветов с чередованием крупных и мелких растений, а также использование приёмов, которые станут весьма популярными среди художников данного жанра: встраивание букета цветов в нишу и изображение рядом с вазой мелких животных.

Появление в цветочных натюрмортах в качестве вспомогательных деталей насекомых, животных и птиц, раковин является отражением традиции использования скрытых значений изображаемых предметов, имеющих символическое значение. Различные символы появляются в натюрмортах всех жанров.

Последователями Якоба де Гейна Младшего являлись Ян Баптист ван Форненбург (1585-1649) и Якоб Ваутерс Восмар (1584-1641).

Форненбург писал букеты из тюльпанов, нарциссов, роз, физалиса, при этом в его картинах встречаются мотивы «суеты сует » и классической «обманки ».

Характерной чертой картин Восмара также является мотив «суеты сует» в виде поникшей розы. Часто он изображал в натюрмортах муху, бабочку-крапивницу, бабочку-капустницу, стрекозу и пчелу.

Основателем целой династии мастеров натюрмортов с цветами и фруктами был Амбросиус Босхарт Старший (1573-1621). В династию входили три сына (Йоханнес, Абрахам и Амбросиус), два шурина (Йоханнес и Балтасар ван дер Асты) и зять (Иеронимус Свертс).

Босхарт писал небольшие натюрморты с букетом в вазе (в ряде случаев это была ваза из китайского фарфора), поставленной в нише или на подоконнике окна. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.

Среди сыновей Босхарта наиболее ярко талант художника проявился у Йоханнеса Босхарта (1610/11 - после 1629). Отличительные черты его творчества - расположение предметов по диагонали картины и матово-металлический колорит.

Амбросиус Босхарт Младший (1609-1645) использовал приемы светотеневой моделировки утрехтских караваджистов .

Абрахам Босхарт (1612/1613 - 1643) копировал приёмы своих братьев.

Продолжателями традиций Босхарта стали братья жены Амбросиуса Босхарта - Йоханнес и Балтасар ван дер Асты.

Известна лишь одна картина Йоханнеса ван дер Аста.

Большое значение для развития натюрморта имело творчество старшего из братьев - Балтасара ван дер Аста (1593/1594 - 1657), оставившего богатое творческое наследие - более 125 картин. Он любил изображать на столе корзину с цветами или блюдо с фруктами, а на переднем плане вдоль кромки стола помещал раковины, плоды и бабочек. В некоторых его картинах изображены попугаи.

К школе Амбросиуса Босхарта Старшего относится Рулант Саверей (1576-1639). Его натюрморты построены по принципу букета цветов, расположенного в нише. Он добавлял в картины мотивы «суеты сует», в качестве антуража использовались жук-могильщик, навозная муха, бабочка мёртвая голова и другие насекомые, а также ящерицы.

Творчество Амбросиуса Босхарта оказало воздействие на таких художников как Антони Клас I (1592-1636), его однофамилец Антони Клас II (1606/1608 - 1652) и зять Амбросиуса Босхарта Старшего - Иеронимус Свертс.

В творчестве Ханса Боллонгиера (около 1600 - после 1670) широко использовались приемы утрехтского караваджизма. С помощью светотени художник выделял цветы на фоне полумрака.

Дальнейшее развитие цветочного натюрморта наблюдалось в творчестве мидделбургских мастеров: Кристоффела ван ден Берге (около 1590 - после 1642), изображавшего в цветочных натюрмортах и элементы «суеты сует»: бутыль с вином, табакерку, курительную трубку, игральные карты и череп; и Йоханнеса Гударта, широко использовавшего в качестве антуража насекомых и птиц.

К школе дордрехтских мастеров цветочного натюрморта относятся Бартоломеус Абрахамс Асстейн (1607(?) - 1667 или позднее), Абрахам ван Калрат (1642-1722), отец знаменитого пейзажиста и анималиста Алберта Кёйпа Якоб Герритс Кёйп (1594 - 1651/1652). Для их творчества характерно широкое использование светотени.

«Сервированные столы» («Завтраки», «Десерты», «Банкеты»)

Родиной и центром «сервированных столов» был Харлем . Предпосылкой создания этого типа натюрморта было широкое распространение ещё в XVI веке портретов участников стрелковых гильдий во время банкета. Постепенно изображение накрытого стола стало самостоятельным жанром.

Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для голландцев продукты: сыр, ветчина, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах все больше стало появляться характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан яств: дичь, вино, пироги (самым дорогим был пирог с ежевикой). Помимо традиционной селёдки появились омары, креветки, устрицы.

Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы. Особым вниманием художников пользовались бокалы: рёмер, беркемайер, пас-бокал, флёйт-бокал, венецианский бокал, акелей-бокал. Наиболее изысканным был кубок-«наутилус».

Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон.

Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 - после 1632). Художник в своих картинах использовал повышенную точку зрения.

Для натюрмортов Флориса Герритса ван Схотена (около 1590 - после 1655) характерна многосложность, он использовал большое количество предметов, причем основным предметом часто была горка сыров. В ряде случаев он использовал приём перемещения акцента натюрмортной группы в сторону от геометрического центра картины.

Значительной фигурой этого вида натюрмортной живописи был Флорис ван Дейк (1575-1651). Центром его картин была пирамида из сыров, задний план растворялся в дымке.

В этом же виде натюрморта специализировалась Клара Петерс (1594-1657). Она часто изображала дорогую изысканную посуду, омаров и устриц. В некоторых своих натюрмортах она использовала пониженную точку зрения, чуть ли не на уровне стола.

Близкие Петерс композиции создавал Ханс ван Эссен (1587/1589 - после 1648).

Рулоф Кутс (1592/1593 - 1655) применял прием нарочитой небрежности, тарелка или нож на его картинах наполовину свисали с края стола. Одним из первых он стал создавать полотна, изображающие не накрытый стол, а стол со следами закончившегося завтрака, внося в картины мотивы «суеты сует»: часы, книги, упавшие виноградины.

На раннем этапе своего творчества создавал картины данного жанра и Питер Клас.

Тональный натюрморт

Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Сохранилась традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, хотя они всё чаще передвигались на второй план. На первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.

Питер Корнелис ван Рейк (1568-1628) писал картины в традициях XVI века, порой с библейскими сценами на втором плане.

Корнелис Якобс Делфф (1571-1643) использовал повышенную точку зрения и на первый план любил размещать кухонную посуду.

Писал кухонные сцены и известный мастер «накрытых столов» Флорис Герритс ван Схотен, иногда в свои натюрморты он включал и жанровые мотивы.

Корнелис Питерс Беги (1631/1632 - 1664) пошёл ещё дальше, включив в натюрморт пришедшего в гости к крестьянам сатира .

Жанрист и портретист Готфрид Схалкен (1643-1706) изображал кладовку с бочками вина и припасами.

Группа мастеров бытового жанра братья Корнелис и Герман Сафтлевены (1607/1608 - 1681 и 1609-1685), Питер де Блот (1601-1658), Хендрик Мартенс Сорг (1611-1670) и Экберт ван дер Пул (1621-1664) также писали «кухонные» натюрморты с жанровыми мотивами, но доминировали в их картинах всё же предметы быта.

Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела.

В отличие от художников, изображавших кухни зажиточного бюргера с его чистотой и порядком, Франсуа Рейкхалс (после 1600 - 1647) писал бедные крестьянские кухни.

Более 60 своих работ посвятил теме кухонного натюрморта известный мастер «роскошных» натюрмортов Виллем Калф.

«Рыбный» натюрморт

Колыбелью натюрморта с рыбами стала Гаага . Близость Схевенингена располагала художников не только к написанию марин , но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.

Основоположниками этого вида натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Питер де Пюттер (1600-1659) избирал высокую точку зрения, с которой хорошо видно стол с рыбой, иногда в натюрморт добавлялась сеть.

Питер ван Схайенборг (? - после 1657) писал рыб на сером или жёлто-коричневом фоне.

Особым колоритом обладали картины Питера ван Норта (около 1600 - ?), красочно передававшего блеск чешуи.

Главным представителем этого направления живописи стал Абрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690), который работал и во многих других жанрах натюрморта, писал и марины. Он изображал рыб и на столе, и на морском берегу.

Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628 - 1677/1681).

К числу мастеров «рыбного» натюрморта можно причислить и пейзажиста Алберта Кёйпа (1620-1691).

«Рыбным» натюрмортом увлекались утрехтские мастера Виллем Ормеа (1611-1673) и его ученик Якоб Гиллиг (около 1630 - 1701).

«Суета сует» (Vanitas, Memento mori, «учёный» натюрморт)

Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas » («суета сует»).

«В идейных основах этого направления своеобразно переплелись средневековые представления о бренности всего земного, морализующие тенденции кальвинизма и гуманистический идеал мудрого человека, стремящегося к истине и красоте».

Наиболее часто встречающимися символами бренности в натюрмортах «суета сует» были: череп, погасшая свеча, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, опрокинутая или разбитая посуда, игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри, печати, глобус, и т.д. Порой художник включал в произведение лист пергамента с латинским изречением на тему «суета сует».

Первый дошедший до нас натюрморт XVII века, относящийся к жанру «суета сует», был написан Якобом де Гейном Младшим.

«В верхней части ниши, на капителях фланкирующих ее пилонов, помещены скульптурные изображения женской и мужской фигур, а на замковом камне свода ниши выбита латинская надпись: «HUMANA VANА», которую можно перевести как «человеческая суета - напрасна». Этот девиз позволяет понять символику фигур, из которых первая, словно предупреждая об эфемерности мыльной сферы, указывает на нее пальцем, а вторая, как бы размышляя о тщете человеческих деяний, в раздумье оперлась головой о согнутую в локте руку. Справедливость латинского изречения подтверждается изображением черепа - символа смерти, пресекающей и добрые и злые человеческие деяния, и мыльного пузыря, выражающего трагическую судьбу природной материи, обреченной исчезнуть в водовороте бытия».

Якоб де Гейн Младший проживал в Лейдене, городе, в котором был открыт первый голландский университет и который являлся центром книгопечатанья. Именно Лейден стал центром «учёного» натюрморта.

Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байли и группировавшихся вокруг него мастеров.

Пионером нового вида натюрмортного жанра явился Ян Давидс де Хем (1606-1684). Он пробовал себя в различных жанрах: цветочный, учёный, кухонный натюрморты. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Он стал создавать роскошные натюрморты, перегруженные яркими и красочными фруктами, омарами, попугаями… Цветочные натюрморты тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок.

Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Помимо сына мастера - Корнелиса де Хема, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников - Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле.

Приёмы Яна Давидса де Хема хорошо усвоил его сын Корнелис де Хем (1631-1695). В то же время в его картинах больше воздуха.

Самым даровитым учеником Яна Давидса де Хема был Питер де Ринг (1615-1660). Отличительной особенностью его натюрмортов было непременное присутствие кольца с печаткой, намекавшего на фамилию художника (кольцо по-голландски - ring).

Ещё одним выдающимся учеником Яна Давидса де Хема был Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676), создававший свои натюрморты под влиянием творчества Виллема Калфа.

Более просты и интимны натюрморты последователей Яна Давидса де Хема - Йоханнеса Бормана и Мартинуса Неллиуса (? - после 1706).

Роскошные натюрморты создавал и Симон Люттихёйс (1610 - ?), добавляя в них мотивы «суеты сует».

Еще один ученик Яна Давидса де Хема Корнелис Кик (1631/1632 - 1681) использовал в картинах зарисовки на открытом воздухе. Свои пленэрные приёмы он передал своим ученикам Элиасу ван ден Бруку (1650-1708) и Якобу ван Валскапелле (1644-1727), чьим натюрмортам свойственна тонкая передача световоздушной среды.

Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк, и два мастера позднего цветочного натюрморта, Якоб Ротиус (1644 - 1681/1682) и Абрахам Миньон.

Во время первых «роскошных» натюрмортов Яна Давидса де Хема были написаны и немногочисленные работы на эту тему Франсуа Рейкхалса.

Стремление к красочности характерно для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Непременным атрибутом этих картин были карманные часы.

Один из немногочисленных последователей Бейерена - Абрахам Сусенир любил изображать серебряную посуду.

Большое влияние на художников оказали «роскошные» натюрморты Виллема Калфа (1619-1693). В них Калф часто использовал сосуды из золота, серебра и китайского фарфора. При этом картины снабжались символами «суеты сует»: подсвечником и карманными часами. Калф часто избирал вертикальный формат. Его творчество распадается на периоды пребывания во Франции и возвращения в Амстердам. Для позднего периода характерно уменьшение числа изображаемых на картине предметов и мрачный фон.

Последователями Калфа были Юриан ван Стрек, его сын - Хендрик ван Стрек (1659 - ?) , Кристиан Янс Стрип (1634-1673) и Барент ван дер Мер (1659 - до 1702).

Путём приближения «роскошных» натюрмортов к «обманным» пошел другой последователь Калфа - Питер Герритс Рустратен (1627-1698).

Наряду с Алстом к числу пионеров натюрморта с охотничьими трофеями относится Маттеус Блум.

Ряд картин на данную тему исполнил Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676).

Охотничьи трофеи изображал и Мелхиор де Хондекутер .

Тему охотничьего натюрморта затронул известный мастер пейзажа Ян Баптист Веникс (1621-1660), изображавший убитых косуль и лебедей. Его сын Ян Веникс создал не менее сотни картин с изображениями битых зайцев на фоне каменной ниши или паркового пейзажа.

Еще одним учеником Яна Баптиста Веникса был Виллем Фредерик ван Ройен (1645/1654 - 1742), который тоже встраивал изображения животных в пейзаж.

Приверженцем парадного охотничьего натюрморта, как Алст и Ройен, был и Дирк де Брай. Он представлял трофеи соколиной охоты, развлечения аристократов и богатого бюргерства.

Наряду с декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В этом стиле создавали свои произведения Ян Вонк (около 1630 - 1660?), Корнелис Лелиенберг (1626 - после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633 - после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634 - после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618-1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644-1721).

«Камерные» охотничьи натюрморты создавали живописцы, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603 - 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660-1704).

Натюрморт с животными

Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619/1620 - 1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).

Скрик завел в своем имении террариум с насекомыми, пауками, змеями и другими животными, которых изображал на своих картинах. Он любил создавать сложные композиции с экзотическими растениями и животными, внося в них философский подтекст. Например, в дрезденской картине «Змея у птичьего гнезда» бабочки собирают нектар с цветов, дрозд ловит бабочек и кормит ими своего птенца, другого птенца заглатывает змея, на которую охотится горностай.

Витхос предпочитал изображать на переднем плане картин чертополох и другие растения, среди которых ползают змеи, ящерицы, пауки и насекомые. В качестве фона он изображал итальянский пейзаж, память о поездке в Италию.

Кристиан Янс Стрип писал чертополох и кротов в манере Скрика.

Абрахам де Хёс очень тщательно и близко к натуре изображал разнообразные виды кротов, ящериц, змей и бабочек.

Несколько полотен, посвящённых изображению животных, есть у Виллема ван Алста. Его ученица Рахел Рёйсх свою творческую карьеру начинала с подражаний Скрику, но затем выработала собственный стиль, для которого характерно изображение мелкой живности на фоне золотистого пейзажа.

Питер Класс «Завтрак с ветчиной» 1647 г

Специалисты утверждают, что каждый натюрморт несет свой скрытый смысл, который был понятен современникам. А мы можем только догадываться о том, что и кому хотел сказать художник.

Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.

В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира.

В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» - что по-голландски означает - «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.

Голландский натюрморт 17 века

Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»

Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г

Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г

Фердинанд Бол «Битая дичь»

Абрахам Миньон «Плоды»

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»

Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.

Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.

Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.

Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.

Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.

Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608-1647 гг.

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»

Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630

Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610-1620

Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.
Голландские живописцы 17 века Питер Клас (около 1597 - 1661) и Виллем Хеда (1594-1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков», изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, случайности расположения только что служивших ему вещей. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки.
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» - кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
В дальнейшем развитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, свою одухотворенность и поэзию, свое обаяние. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи.
Социальное перерождение, известная аристократизация голландской буржуазии в последней трети 17 столетия порождают тенденцию к сближению с эстетическими воззрениями французского дворянства, приводят к идеализации художественных образов, их измельчанию. Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Сильно истощенная в войнах с Англией, Голландия утрачивает свое положение великой торговой державы и крупнейшего художественного центра.

Творчество Франса Халса и голландский портрет первой половины XVII века.

Франс Халс (нидерл. Frans Hals , МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.

Биография

«Семейный портрет Исаака Массы и его жены»

Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

«Цыганка» Лувр, Париж

В 1620-1630-х гг. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).» Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

«Регентши приюта для престарелых»

В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).»

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580-1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие - равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс - живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин - Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.
К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.
Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство - более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Высшее достижение Хальса - его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев - Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В юношеском возрасте он приехал в Харлем, где и жил почти безвыездно до самой смерти (в 1616 г. он посетил Антверпен, а в середине 1630-х гг. - Амстердам). О жизни Халса известно немногое. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. - в камеру риторов (актеров-любителей). Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
В XV–XVI вв. в живописи Нидерландов существовала традиция писать портреты лишь представителей правящих кругов, известных людей и художников. Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него - их естественность и неповторимость. Его вельможи держат себя так же раскованно, как и представители низших слоев общества, которые на картинах Халса изображены жизнерадостными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св.Адриана (1633). Каждый персонаж на картинах имеет свою яркую индивидуальность, и в то же время эти произведения отличаются целостностью.
Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626; «Портрет Хетхейсена», 1637). Образы Халса живые и динамичные, кажется, что люди на портретах разговаривают с невидимым собеседником или же обращаются к зрителю.
Яркой выразительностью и непосредственностью отличаются представители народной среды на портретах Халса. В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаков чувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка». Удивительно живой кажется улыбающаяся молодая женщина, лукавый взгляд которой направлен на невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует свою модель, но образ веселой, растрепанной цыганки восхищает своим задорным очарованием.
Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече.
В 1640-х гг. в стране намечаются признаки перелома. Прошло всего несколько десятилетий после победы революции, а буржуазия уже перестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Но Халс не отказался от реализма, и его популярность резко упала. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится его палитра.
В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Эти последние работы голландского мастера отличаются эмоциональностью и яркой индивидуальностью образов. От изображений регентов - стариков и старух - веет печалью и смертью. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Его правдивое, жизнеутверждающее искусство оказало большое влияние на многих голландских художников.

Живопись Рембрандта.

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы - период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).
В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи . Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство . Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств .

  • 1 Биография
    • 1.1 Годы ученичества
    • 1.2 Влияние Ластмана и караваджистов
    • 1.3 Мастерская в Лейдене
    • 1.4 Выработка собственного стиля
    • 1.5 Успех в Амстердаме
    • 1.6 Диалог с итальянцами
    • 1.7 «Ночной дозор»
    • 1.8 Переходный период
    • 1.9 Поздний Рембрандт
    • 1.10 Последние работы
  • 2 Проблемы атрибуции
  • 3 Ученики Рембрандта
  • 4 Посмертная слава
  • 5 В кино
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Биография

Годы ученичества

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию .

«Аллегория музыки» 1626 года - пример ластмановского влияния на юного Рембрандта

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах . Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.







2024 © mgp3.ru.