Выставка «Анатолий Кокорин. Художник сказок


Школьники на прогулке. 1960. Собственность семьи художника

Лирические заметки с выставки Анатолия Кокорина - художника, не мучившего бумагу

14 октября 2014 Наталья Львова

В музейных залах Института русского реалистического искусства работает выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», насколько чудесная, настолько и содержательная, в какой-то момент отправляющая в собственное путешествие, уже по личной памяти. Более 180 графических листов - акварель, угольный карандаш, никогда не изданные альбомы-дневники и неведомый прежде цикл иллюстраций к "Риму" Гоголя, счастливые прижизненные издания и видавший виды желтый чемодан. Последняя персональная выставка Анатолия Владимировича Кокорина в Москве была в прошлом веке.


Почти все нарисованные им детские книжки я помню. Дети не знают имен художников, любимые книжки - только твои. И даже неловко - но это же мой Кот в сапогах , таким он всегда и был - почти везде на картинках спиной, великий хитрец и стратег. На обложке - его портрет, неуловимое выражение и, как теперь оказалось, еще и на самого художника похож. Андерсен - тоже мой! Это мои пружинные силуэты героев, первые рассмотренные сказки. И цвета красок, яркие и совершенно «заграничные». Книжки были в нашей школьной библиотеке. Однажды на продленке в казенную коробку с красками, в каждый цвет мы добавили белил, и вдруг поплыли лиловые, бледно- фиолетовые, розовые и салатовые цвета - иностранные. Краски у нас отняли.


Сказки Андерсена. Картошка. Титульный разворот. 1972. Собственность семьи художника

Названия графических серий Кокорина - его путешествия: «Поездка в Италию», «В Англии», «Во Франции», «В Дании», «В Чехословакии», «В Прибалтике» и годы - 1954, 1963, 1969, 1977. Я переклеивала обои в бабушкиной квартире, сдирала старые, и по всему полу летели обрывки передовиц: Нью-Йорк - город контрастов… мы и они… дорогами социализма


Голландия. Рыбаки. 1961. Институт русского реалистического искусства

Никаких таких дорог и городов контрастов в работах Кокорина нет, а есть - одним движением нарисованные смешные голландские рыбаки, газетчик из Хельсинки, как будто прилипший к своей тележке, светящаяся цветом пляжная фея «В дюнах». Каменный лев на Трафальгарской площади - такой точный по рисунку, как будто с натуры, а не со скульптуры.


Лондон. Трафальгар сквер. 1960. Собственность семьи художника

Москва семидесятых годов, Птичий рынок - только не бери никого в руки, обязательно купишь - как мы могли его потерять?


В нашем училище Памяти 1905 года каждую неделю велено было приносить наброски. Не придешь с папочкой замызганных листков, преподаватель по рисунку Евгений Михайлович надует губу и запоет: «А почему нет набросков, что с Вами случилось? А вот Дейнека никогда не брал в ученики пьющих и курящих художников, все были спортсмены…» Мы не были спортсменами, были лодырями и бездельниками. Иногда для чего-то торчали на улице с альбомами. Художники.

Анатолий Кокорин в 1925-28 годах учился в Пермском художественном техникуме:

Стипендия 9 рублей.

Кушак всегда туго затянут.

Зимой 40градусов мороза.

Одежонка символическая.

Настроение всегда веселое

Бодрость духа потрясающая.

Влюбленность в искусство - безграничная.

Нигде, ничего не болит.

В 1928-м уже во ВХУТЕИНе - Высшем художественно-техническом институте, учится у Сергея Васильевича Герасимова, Дмитрия Стахиевича Моора, Павла Яковлевича Павлинова, Льва Александровича Бруни.


Л.А.Бруни с группой студентов. Анатолий Кокорин первый слева. 1929

Задолго до всяких учебных заведений - у Дюрера: Меня потрясали его рисунки серебряным карандашом, углем («Портрет матери»), гравюры и, конечно, живопись. Мне хотелось работать только как Альбрехт Дюрер. Я даже стал подписывать свои работы вот так:

Рисовали, для этого дела годилось все. Одежда, брошенная на стул, вешалка, соседские кеды с высунутыми языками, зоопарк, метро, обалдевшая от натиска мать - еще три минуты посиди, пожалуйста, - разбегающиеся друзья. В зоопарке была любимая всеми студентами птица: полдня стояла на одной ноге, а остальные уходили, улетали. Медведи вечно прятались, пассажиры в метро заглядывали в альбом - не меня ли рисует? Пытка и красные уши. Стоило только присесть с альбомом, карандаш тут же машинально отмечал край композиции (только не нажимай сильно, испортишь): вон та женщина в вагоне как красиво сидит, жаль, оказывается, ей сейчас выходить.

В натурных рисунках Кокорин - гений быстрого, сквозного движенья, нашедший для него (что нечасто бывает с художниками) очень точные слова:

Мне всегда хочется встать на защиту натурного рисунка, обладающего драгоценным свойством доносить до зрителя первое ощущение удивления и восторга художника… Всегда в таком рисунке есть душа и сердце. А основные положения и законы здесь все те же, что и в длительном рисовании. Поэтому даже в очень быстром рисунке композиционное решение определяет ход работы.

Художник Леонид Сойфертис тоже нашел для друга точное слово: не мучал бумагу .


Лондон. Клерки. 1966. Собственность семьи художника

Должно быть нарисовано все, что бы ты ни увидел.

С тобой лучший и удобный по размеру альбом, чумазые ластики в кармане, которые всегда теряются (поэтому потом уже можно без них), ты давно сам себе мольберт. Рабочая, устойчивая мозоль на среднем пальце (под карандаш), всегда испачканный манжет правого рукава и скошенный ноготь на правом мизинце от того, что он упирается в бумагу. И мягкий и хрупкий грифель угольного карандаша, который не всякий сумеет правильно поточить. Кокорин однажды запишет в дневнике:

Моим верным помощником стал угольный карандаш, позволявший точно и быстро работать и линией, и пятном, и в любых условиях. Война сделала меня рисовальщиком.. Когда я попал в Румынию, у меня возникла мысль вести «Дневник художника». Писать я не горазд, поэтому я больше рисовал. Так родились у меня десятки путевых альбомов. В них рисунки и короткие записи. Некоторые напечатаны отдельными книжками, а большинство ждет своей очереди.


Серии «По старым русским городам», «По Индии» так и не изданы, а книги «Ленинградский альбом», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника» теперь библиографическая редкость (ею станет и книжка каталога, подготовленная к выставке). В одном из залов экспозиции в специальных витринах выложены их рукописные предшественники, сотни зарисовок, эскизов, этюдов, коротких заметок, вручную переплетенные.


Николай Гоголь. Рим. Колонны. 1979. Собственность семьи художника

11 ноября. Холодное утро. В тени просто морозно. Да еще кругом камень и мрамор. Средневековые полосатые стражи Ватикана надели великолепные черные плащи, из-под которых проглядывают оранжевые и черные полосы рукавов, штанов и чулок. Вообще это, конечно, явные франты. Они знают, что своими нарядами поражают публику, особенно туристов и поэтому всегда становятся в позы особенно эффектные и галантные. Конечно, на бело-сером фоне гранита и мрамора оранжево-черные полосы одежды, черные плащи и элегантные черные береты выглядят ярко и декоративно…

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

Искусство Анатолия Кокорина настоятельно напоминает нам о том, как много красоты в окружающем нас мире. Он не ищет красоту, а просто видит ее. Его добрый взгляд улавливает красоту там, где другой не замечает ее, свыкнувшись с привычным, обыденным. И каждый раз он испытывает радость открытия. И уж, конечно, приходит в восторг, соприкоснувшись с красотою нового, неожиданного.

Средства, которыми художник передает эту красоту, мужественны и лаконичны. В своих работах он так же немногословен, как и в жизни.
Прекрасный вкус, иронический склад ума, не покидающее его чувство доброжелательного юмора никогда бы не позволили ему переступить ту грань, за которой красота становится красивостью, а восторг перед ней - сентиментальным.


Кокорин - отличный рисовальщик. Это видно уже по его ранним работам. Однако не один "божий дар", а еще и многолетний упорный труд, постоянные упражнения выработали ту живую гибкую и вместе с тем энергичную и настойчивую линию, по которой мы безошибочно узнаем рисунки Кокорина и которую с полным правом называем "кокоринской линией".











доевний Псков

Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин - участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

Анатолий Владимирович Кокорин - советский художник, график, иллюстратор.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

Учился в Пермском художественном техникуме (1925 – 1928), затем в Москве во Вхутеине (1928 – 1932) у Д.С. Моора, С.В. Герасимова, П.Я. Павлинова .

Во время войны – в отделе фронтовой листовки Главупра. С конца 1943 года по 1954 – художник студии военных художников им. Грекова. Тема войны нашла отражение в натурных рисунках, сделанных на фронтах и в послевоенных сериях работ, созданных на их основе («Фронтовой дневник», «Воспоминания о войне» и др.). Зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина приходится на 50-80-е гг. Работал в станковой графике (в 1954 – 1958 гг. создал серию акварельных пейзажей русских городов «Суздаль», «Углич», «Кострома», «Владимир», «Переславль-Залесский», «Загорск», в 1969 г. – серию акварелью и углем «По улицам сегодняшней Москвы»). В его творчестве нашли отражение Прибалтика, Средняя Азия, Ленинград, Москва... Кокорин создает серии «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия». Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок художник вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).

Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин – участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

Жил и работал в Москве.

Книжные иллюстрации:

1947 - Лондон Дж. Под палубным тентом. Рассказы (М.: Воениздат);

1948 - Лермонтов М.Ю. Избранная лирика (М.: Воениздат);

1951 – 1953 - Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (М.: Воениздат, 1952);

1946 – 1970 – А.С. Серафимович «Железный поток»;

1961 - Сытин В. Совсем немного Парижа. Очерки (М.: Советский писатель);

1962 - Халаминский Ю. По старым русским городам (М.: Советский художник); 1971 - переизд.

1962 - Равич Н. В центре Европы. Чехословацкие зарисовки (М.: Географгиз)

1964 - Равич Н. По дорогам Европы (М.: Советская Россия)

Детские книги:

1946 - Пермяк Е. Кем быть? (М.: Мол. гвардия);

1953 - Моисеева К. В древнем царстве Урарту: Историческая повесть (М.: Детская литература); 1955 - переизд.

1954 - Никулин М. Степные дороги (М.: Детгиз);

1955 - Жулавский М. Атлантическая повесть (М.: Детгиз);

1955 - Эдмодо де Амичис. От Аппенин до Анд. Рассказы (М.: Детгиз);

1955 - Емельянова Н.А. Родники (М.: Детская литература); 1966, 1971 - переизд., 1979 - переизд. «Родники. Колбат»

1960 - Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы (М.: Художественная литература); 1975 - переизд. (М.: Детская литература)

1960 - Серафимович А.С. Железный поток (М.: Детгиз);

1961 – Водят пчелы хоровод: Шведские народные песенки (М.: Детгиз);;

1963 – Родари Дж. Поезд стихов (М.: Детгиз);;

1963 – Грустный кондитер: Норвежские стихи для детей (М.: Детская литература);

1969 – Андерсен Г.Х. Что муж ни сделает, то и хорошо;

1970 – Перро Ш. Кот в сапогах;

1970 - Вершинин Л. До встречи, Неаполь! (М.: Детская литература);

1972 – Андерсен Г.Х. Свинопас; 1985 - переизд.

1973 – Андерсен Г.Х. О том, как буря перевесила вывески;

1974 - Канониди З. Королевская лепешка. История алжирского мальчика (М.: Малыш);

1976 – Андерсен Г.Х Сказки (М.: Моск. рабочий); 1990 - переизд.

1976 – Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино; 1990, 1991 - переизд.

1976 - Родари Дж. Здравствуйте, дети! (М.: Малыш);

1977 - Андерсен Г.Х. Ганс-чурбан (М.: Малыш);

1978 - Толстой Л.Н. Три сказки (М.: Малыш);

1980 – Вождаев В. Пыкалэ и Тындалэ

1983 – Ершов П. Конек-горбунок (М.: Малыш); 1989, 1990 - переизд.

1986 – Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке (М.: Малыш);

1987 – Родари Дж. Чем пахнут ремесла (М.: Малыш);

Собственные книги:

В Голландии. – М., 1967.

Ленинградский альбом. - М.: Художник РСФСР, 1968.

Англия, Шотландия и Ирландия. - М.: Сов. художник, 1972.

Как я рисовал сказки Андерсена. - М.: Малыш, 1981.

Жизнь Андесена: Набор открыток. - М., 1987.

В стране великого сказочника. – М.: Сов. художник, 1988.


В 1979 году в Москве прошла персональная выставка Анатолия Кокорина, посвященная 70-летию художника. Имя Анатолия Кокорина хорошо известно, и в сознании любого зрителя оно, прежде всего, связано с двумя аспектами: иллюстрациями книг, прежде всего детских и путевыми дневниками с рисунками разных стран.

Анатолий Владимирович Кокорин (31.07.1908, г. Демидов Смоленской области — 17.05.1987, г. Москва) — художник, график, иллюстратор.
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), Народный художник РСФСР (1979).

А. Кокорин родился 31 июля 1908 года в городе Демидов Смоленской области в семье художника. В восемь лет оставшись сиротой, он был взят на воспитание тётей. Воспоминаний о жизни с родителями осталось немного, однако Кокорин всегда подчеркивал, что истоки его увлечения творчеством связаны с этим временем. Подражая взрослым, он начал рано рисовать. Его любимой книгой была «Азбука» Александра Бенуа. В 1921 году глава приёмной семьи Леонид Орестов – крупный инженер-путеец, был командирован в Линдс (Англия), а в период с 1922-1925 год всё семейство проживало в Берлине. Кокорин прекрасно владел английским и немецкими языками. Он много самостоятельно путешествует по городам Англии и Германии, знакомится с произведениями старых мастеров. В это время он окончательно утверждается в своем желании стать художником. Знаковое место на карте – музеи Дрездена и Берлина, любимый художник – Дюрер. Вернувшись на Родину в 1925 году, Кокорин поступает в Пермский художественный техникум, по окончании которого в 1928 году становится студентом Высшего художественно-технического института (Вхутеина). Среди его преподавателей — Сергей Герасимов, Дмитрий Моор, Лев Бруни и другие. Получив диплом художника, Анатолий Кокорин работает иллюстратором, занимается оформлением праздников. В этот период творчества он много путешествует по стране, едет в Украину, Среднюю Азию. В годы Великой Отечественной войны Кокорин работает в Отделе фронтовой листовки Главупра, а с 1943 года становится военным художником Студии им. Грекова. Следуя за линией фронта в Венгрию, Румынию, Чехословакию, Австрию, Анатолий Кокорин создает свои первые путевые дневники. Все послевоенное творчество художника связано с путешествиями. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1953 году Кокорин регулярно бывает заграницей. Он посещает Италию, Индию, Чехословакию, Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Данию, Австрию.
Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок Кокорин вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).
Большое место в творчестве Кокорина занимало иллюстрирование русской классической и зарубежной литературы, детской литературы. За иллюстрирование произведений Г. Х. Андерсена художник был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.
В разные годы жизни Анатолий Кокорин участвовал в более чем в ста всесоюзных, республиканских и международных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в Галле, Оденсе, Лейпциге, Будапеште, Вене, Копенгагене.

Лицом выставки, а также обложкой каталога работ А. Кокорина выбрана картина очень светлая, трогательная: “Машенька купается” (1971). Прекрасно иллюстрирующая основное качество Кокорина — детское, искренние умение удивляться и радоваться миру. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».

Накануне выставки Анатолию Владимировичу Кокорину исполнилось 70 лет. Эта выставка — своего рода подведение итогов и отчет о долгой творческой работе.

Мы видим картины, рисунки, акварели из всех полюбившихся серий Кокорина: “Фронтовые рисунки” (1944-1945), “Фронтовой дневник”(1945-1960), “По старым русским городам» (1949-1960), “Ленинград” (1965-1968), “Италия” (1970-1979), “Воспоминания о войне” (1972-1979). Ну и конечно знаменитые иллюстрации к произведениям Г.Х. Андерсена, А. Серафимовича.

Также выставка позволяет увидеть работы 50-80-е гг., в полной мере раскрывшие зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина.

Выставка организована при поддержке: Союза художников СССР, Академии художеств СССР, Союза художников РСФСР.

К выставке издательством Советский художник (Москва) выпущен иллюстрированный каталог «Анатолий Кокорин» (1979). Автор вступительной статьи О.Г. Верейский.
Составитель каталога Н.Г. Прокофьева.

Сказки Ханса Кристиана Андерсена знают и любят дети и взрослые в каждом доме по всему миру. Иллюстраторы их тоже любят, поэтому разнообразие книг огромно.
Но для меня Андерсен навсегда останется таким, каким видел его Анатолий Кокорин, ведь даже его портрет я в детстве срисовывала несчетное количество раз с потрепанной книжки с любимыми иллюстрациями.
За рисунки к произведениям Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР и горячей любви нескольких поколений читателей.

«Он знал про Андерсена все. Семнадцать лет собирал и собрал специальную библиотеку, где на разных языках говорили про Андерсена, вспоминали про Андерсена, изучали Андерсена, в разном стиле и разной манере изображали его героев. Но художнику Кокорину не нужен был ничей стиль. К моменту встречи он обладал некой тайной, против которой, собственно, и не сумели устоять ни время, ни пространство, ни особенности другой культуры. Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, нужно было бы назвать «импровизация профессионала», и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет». http://bibliogid.ru/articles/497

Вот что говорил о работе Кокорина его коллега и друг Виктор Цигаль: «В иллюстрациях Кокорина есть убедительность, которая покоряет мастерством, озорством, игровым моментом, фейерверком радостных красок. Глядя на его рисунки в альбомах и книгах, я поражался, как органично у него ложится рисунок на лист, как соседствует с текстом, шрифтом, как сама линия весело вьётся, а где и рвётся, как крошится угольный карандаш под напором темперамента».

А вот слова самого автора: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплёте. На нём золотыми узорными буквами было написано: «Сказки Г. X. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки....и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, непохожие на наши. Я видел бегущие по волнам весёлые корабли с надутыми парусами и людей в необыкновенных одеждах....И мне захотелось сделать к ним рисунки.
Всякий раз, приступая к иллюстрированию новой сказки, я … тихонько говорю: Доброе утро, великий Андерсен! Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку».






















Поэтому как же я обрадовалась, когда АСТ взялось переиздавать сказки Андерсена с любимыми иллюстрациями Кокорина. Долго выбирала, какую же книгу приобрести, и остановилась на "Любимых сказках". В книгу вошли три сказки Андерсена: Огниво, Свинопас и Картошка. Первые две - в переводе А. Ганзена, последняя - в пересказе А.Максимовой. И поскольку эти сказки не только знакомы всем, но и есть в каждой библиотеке, о тексте говорить не имеет смысла. Поэтому скажу об издании - большой квадратный формат, твердый переплет, плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт, иллюстрации на каждом развороте (!), качество печати нормальное, краски яркие, иллюстрации четкие. Если придираться, то единственный минус - это тонкая белая полоска по центру на некоторых иллюстрациях на весь разворот (на сканах видно), видимо, из-за неграмотной сшивки.

в "Лабиринте"
Другие варианты изданий Андерсена с иллюстрациями Кокорина: (в первой помимо трех сказок Андерсена еще и "Кот в сапогах" Перро, а в двух последних отличается только обложка и формат (уменьшенный)):
Недавно АСТ выпустило целых три варианта сказки Шарля Перро "Кот в сапогах" с иллюстрациями Кокорина. То есть вариант по сути один, просто, как обычно, обложки разные - на любой вкус, и твердая, и мягкая. Сказка в замечательном переводе Валентина Берестова, как и в издании семидесятого года, рисунки и цветные, и черно-белые.
Также в продаже есть прекрасно оформленное издание "Севастопольских рассказов" с потрясающими иллюстрациями Кокорина. Это цикл из трёх рассказов Льва Толстого, где описана оборона Севастополя. "Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны".
По просьбе Марины немного расскажу напоследок о сборнике сказок Андерсена "Суп из колбасной палочки и другие сказки" от издательства "Московские учебники". В книге собраны редко издаваемые сказки, что весьма актуально, при наличии и в продаже невероятного количества Русалочек, Дюймовочек и Снежных королев с самыми разнообразными иллюстрациями.
В сборнике шесть сказок, четыре из которых в классическом переводе Ганзен: Суп из колбасной палочки, Цветы маленькой Иды, Маленький Клаус и большой Клаус, Оле-Лукойе, Иб и Христиночка, Волшебный холм.
Иллюстрации Елены Абдулаевой - легкие и дымчатые, на любителя. И хотя я к таковым себя не отношу, очень рада наличию этой книги в Шкапу, благодаря ее содержанию и качеству исполнения. Оно просто превосходное: большой формат, твердая обложка (с милой шрифтовой композицией в виде мышки))), плотная мелованная бумага, отличная печать, крупный шрифт, подходящий для самостоятельного чтения. Берешь книгу в руки, и не хочется отпускать.






2024 © mgp3.ru.