Русская матрешка план работы в доу. донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней


Оксана Верещагина (Трофименко)

Актуальность проекта:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Название проекта: «Русская матрёшка».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре;

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительный этап:

Работа велась в нескольких направлениях:

духовно-образовательном:

1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;

2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;

3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;

4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;

5. изготовление дидактических игр по теме проекта;

6. оформление картотеки игр с матрешками;

7. сбор коллекции игрушек – матрешек.

воспитательно-образовательном (игровая деятельность);

нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основной этап:

1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,

Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.

2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.

Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

3. Тематические занятия:

По познавательному развитию:

«Русская матрёшка».

Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек

По художественно-эстетическому развитию:

Рисование:

«Русская матрёшка»

Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.

«Сарафан для матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.

Аппликация:

«Матрёшка».

Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».

Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).

Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.

4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;

Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;


Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;

Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;

Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

Консультативный материал для родителей;

Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Картотека музыкальных произведений по теме проекта;

Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

Картотека русских народных игр.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».

Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;

Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;

В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.

Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Использованная литература:

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;

2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Приложение 2. «День рождения Матрёшки».

Сценарий развлечения для детей старшей группы.


Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;

Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.

Развивающие:

Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству.

Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)

Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?

Дети: Нет.

(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).

Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?

Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?

Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.

Воспитатель: Но как же так?

Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.

Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?

Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.

Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?

Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.

Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?

Дети: Да.

Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.

Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).

Дети: (Выходят, собирают пазлы).

Воспитатель: Что за изображения получились?

Дети: Это изображения матрёшек.

Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?

Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).

Воспитатель:

Дети: (Выходят к столу, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?

Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.

Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.

Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.

Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.

Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).

Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?

Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.

Дети: (Выходят, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?

Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?

Баба-Яга (уныло): Они правы.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.

Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).

Дети: (Танцуют танец).

Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?

Баба-Яга: Сейчас расколдую.

Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.

Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!

Дети: (Хлопают).

Матрёшка: Спасибо большое!

Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.

Дети: (Читают поздравления).

Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.

Дети: (Под музыку уходят в группу).

Интегрированный творческий проект

Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. А как она появилась и когда, сколько лет русской деревянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на заданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась первая матрёшка.
  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».
  • Познакомится с видами матрёшки.
  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.
  • Изготовить матрёшек из разных материалов.
  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму. Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области.

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

Семёновская матрёшка.

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый.

Матрёшки Крутца.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.

Вятская матрёшка .

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную.

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Анализ идей и вариантов.

Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

Материалы.

Матрёшка в «белье», бутылочка от « Растишки», деревянное разъёмное яйцо, пластиковая бутылка, береста, пакля, синтепон.Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки, ножницы, утюг, гладильная доска, шило, кисточки, гуашь, акварель, маркеры, цв. карандаши

Мои матрёшки

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!

Я расписала деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.

На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне.

Хорошим материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

Экологическое обоснование.

В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые краски, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Список литературы.

  • Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
  • Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
  • Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.
  • Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
  • Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
  • Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.
  • Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.
  • Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.
  • Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
  • Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
  • Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
  • Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
  • Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
  • Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  • Всё о матрёшке. www . m amatus. Lv
  • Вятская матрёшка. www.narod . ru
  • Где и как делают матрёшки. www . narod 2. ru .
  • Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www . organizmica . ru
  • Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www . dollplanet . ru
  • Матрёшка. www.r abiki. org

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника .

Ведущий учитель : Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Конкурсная программа.

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2 . Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке» . Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель : скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

1. Майстренко Марина Витальевна 2. МАОУ СОШ № 28 г.Томск 3.Учитель начальных классов

Введение.

Моя работа посвящена русской матрешке. Этой куклой я заинтересовалась после знакомства с народными промыслами на занятиях в изостудии, которую я посещаю уже 6-ой год. Мне захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и с какой целью, и какие бывают матрешки.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет моих сверстников;

    посещение магазинов.

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамоновым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России тогда это было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «мать».

Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.


Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово, палех. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Есть и на томской земле народные умельцы, которые занимаются росписью матрешек. Одна из них Хохрякова Тамара Михайловна, которая работает в 22 светлинской школе. Она руководит студией, где учит детей расписывать эти национальные сувениры. Тамара Михайловна имеет уникальную коллекцию русских матрешек, большую часть которых расписала сама. Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, я использовала различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальной школы 7-9 лет. Всего было опрошено 85 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 19 человек. Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 19 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Посетив ряд магазинов города, я убедилась в том, что матрешка превратилась из игрушки в предмет искусства, В «Детском мире» на пр. Ленина и на пл. Южной я матрешек не обнаружила. Этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами: «1000 мелочей», «Гостиный Двор».

В детском саду №36 я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было. Это еще раз подтвердило мои выводы.

Заключение.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, я нашла ответы на интересующие вопросы и убедилась в том, что матрешка – это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни. А также я узнала, что среди моих земляков есть люди, которые занимаются росписью этих кукол.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка-матрешка, которую я назвала «Моя семья». Когда моя сестренка подрастет, я обязательно прочитаю ей эту книжку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

Исследовательская работа

«Русская матрешка»

Выполнила:

ученица 4 «А» класса

Максимова Светлана

Учитель:

Майстренко М.В.

Тема проекта : «Матрешечка – матрешка»

Возраст детей : средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, педагоги, родители .

Цель проекта : создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • речевые умения и мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас.

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1ЭТАП: подготовительный

(рождение проблемы разработка проекта).

Дети, играя матрешками в группе, заинтересовались, почему в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку делают и обратились с данными вопросами к воспитателю.

Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы. (Рассматривание игрушек)

Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору, в интернете, прочитать в книгах, спросить у бабушки)

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется?

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

План проекта «МАРТЕШКИ»:

  1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки»
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с родителями проблему.
  4. Определить пути решения.

2 ЭТАП: практическая часть

1. Организация НОД и деятельности в режимных моментах.

* «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательная, продуктивная – раскрашивание матрешек в разных техниках, аппликация, рисование, лепка).

* «Деревянные игрушки» (познавательная, продуктивная);

* «Составление сказок о матрешке» (коммуникация, чтение художественной литературы);

2. Оформление в группе выставки «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

4. Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.

5.Создание альбома «Матрешки бывают разные»

6.Совместная выставка с родителями «Семейная матрешка».

7.Изготовление книжек – малышек «Мы красавицы – матрешки».

8.Создание мини – музея «Матрешки».

9.Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

10.Беседы с детьми.

3 ЭТАП: заключительный (подведение итогов)

Презентация проекта

  • Развлечение: «В гостях у матрешки». (Конспект прилагается)
  • Наши результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов.
  • Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку».
  • Оформлен мини – музей «Матрешки».
  • Оформлена выставка совместно с родителями «Семейная матрешка».
  • Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

В ходе проектирования:

Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;

Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Дети готовы к индивидуальному самовыражению;

Дети совершенствуют мелкую моторику рук.

Наши руки, не знают скуки!

Наши достижения



Книжки – малышки» Мы матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Мини – музей «Матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Развлечение «В гостях у матрешки»

Развлечение в средней группе « В гостях у матрёшки»

Цель : Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал. Где их встречает матрёшка :

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

(Дети здороваются).

Матрёшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные. Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Первая матрёшка :

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Вторая матрёшка :

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Третья матрешка :

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёщек постарайся!

Танец матрёшек « Русские матрешечки»

Матрёшка : Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

А вы знаете историю создания матрёшек?

Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились. Ребята, я хочу пригласить вас поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)

Дети читают стихотворения про матрёшку:

Дима Полев:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Полина Бердецких:

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Матрешка :

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Молодцы! Ребята, хочу еще вас пригласить поиграть в русскую народную игру « Ручеёк».

Проводится игра.

Молодцы!

Матрёшка : Я приглашаю всех ребят на чаепитие в группу.

Руководитель:Муклецова Г.В.учитель 1 «Б» класса



  • Цель исследования: научиться расписывать бумажные силуэты матрешек.
  • Задачи: познакомиться с историей матрёшки; познакомиться с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Полховского Майдана.

Актуальность выполнения работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Исследовательские методы: знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме; социологический опрос; анализ Полховской Майданской росписи матрёшек;


Почему именно у матрёшки оказалась такая судьба? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я провела социологическое исследование.

-Что такое матрёшка?

-Сколько лет матрёшке?

-Каких матрёшек ты знаешь?

- У тебя дома есть матрёшка? Сколько?

93 %- респондентов ответили, что это русская детская деревянная игрушка

100% - не знают сколько лет матрёшке (200-500 лет)

10 % - назвали русскую матрёшку

90 % - не знают других матрёшек

У 85%- есть дома хотя бы по одной

матрёшке




Мастерица-красильщица

Кузьма Галина Ивановна












1. Чеховская Екатерина

«Сказка Полховского Майдана»

2. http://www.artly.ru/

3. http://images.yandex.ru/

4. http://www.lenagold.ru/

5. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»

6.«Детский исследовательский проект»







2024 © mgp3.ru.