Презентация по литературе на тему " Изучение романа Л.Н.Толстого "Война и мир". III


  1. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
  2. Разработка Razrabotka в разделе Готовые уроки и опубликована 17 января, 2015 Вы находитесь: Готовые уроки > «Война и мир» развлечения светской молодёжи (вечер у Долохова).
  3. А забавы «золотой молодежи », прекрасно знающей, что родители Более того, для Долохова не существует искренней дружеской.

Ученикам к уроку. Задание 1 варианту. Подготовить пересказ эпизода в суде от лица Троекурова и Дубровского по плану. Как писари встретили героев в суде? Как окружающие реагируют на внезапное сумасшествие Дубровского?

О чем думает Троекуров во время суда? Какой образ жизни вел молодой Дубровский в Петербурге? Как товарищи относились к Дубровскому? О чем мечтал герой? Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?

Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светском обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность.

Что вам не нравится в нем? Какие чувства пробудила у героя весть о болезни отца? Отзыв о просмотренном спектакле. Отзыв всегда субъективен, индивидуален. Не нужно пересказывать сюжет пьесы.

Расскажите, насколько соответствовали вашим представлениям о героях произведения воплощенные актерами образы. Возможно, вам захочется сравнить просмотренное представление с другими постановками этого произведения, если вы видели их ранее. Прочитать легенду. Встреча со старухой.

А забавы «золотой молодежи», прекрасно знающей, что родители. Более того, для Долохова не существует искренней дружеской. Эта позиция была популярна среди молодежи 1810-х годов, у которой резкое В другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и. Требовали физической подготовки такие общепринятые развлечения как.


В усадьбе у барина. Солдат на том свете. Пять веков, Прометей, Яблоки Гесперид. Жуковский В. А. Светлана. Пушкин А. С. Страшная месть. Тарас Бульба. Тургенев И. С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: Бежин луг, Бурмистр, Бирюк.

Толстой Л. Н. Рассказ «Бедные люди»Короленко В. Г. В дурном обществе. Достоевский Ф. М.

Мальчик у Христа на елке. Лапти. Куприн А. Белый пудель. Тапер. Андреев. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка.

Кладовая солнца. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. О. Генри Вождь краснокожих. Дары волхвов. Джек Лондон Любовь к жизни. Дополнительно Черный Саша. Дневник фокса Микки Паустовский К. Г. Растрепанный воробей.

Далёкие годы. Последний черт. Стальное колечко. Мещерская сторона. Электрическая машинка.

Астафьев В. П. Деревья растут для всех. Монах в новых штанах.

Кто убил коростеля? Железников В. К. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро. Чучело. Искандер Ф. Приключения Чика.

Бронзовая птица Булычев К. Приключения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится.

Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Сто лет тому вперёд. Девочка из города.

Приставкин А. Ночевала тучка золотая. О. Уайлд Кентервильское привидение Джек Лондон Белый клык Риордан Р. Перси Джексон и Похититель Молний.

Задание по повести Н. В. Гоголя. Ведьма собирает звезды.

Отношение к Вакуле. Солоха и ее гости. Черт украл месяц. Черт радуется тому, что Вакула решил продать душу из- зи любви к Оксане.

Путешествие на черте в Петербург. Черт, изображенный на портрете Вакулы. Пацюк. Эпизод: Вакула и Пацюк. Учебник по русскому языку - параграф 9. Прочитать главы 1. Повторить понятия.

Какие обвинения выдвинуты против Иешуа? Как понимать слова Иешуа: «злых людей нет на свете»? Какие отрывки из ершалаимских глав вам кажутся наиболее значимыми? Какие события в ершалаимских главах являются доказательствами булгаковской идеи: добро не может быть уничтожено окончательно, это та нравственная основа, на которой должно быть построено любое общество? Можно ли назвать профессора Преображенского положительным героем? Можно ли считать его безупречным человеком? Чем опасны Шариковы?

Что имел в виду профессор, сказав: “? Истрория создания стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом? Что мы видим, что осязаем? Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.

Приведите примеры. Какую роль играет в первой части стихотворения анафора? Какой лексикой сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?). Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты?

Докажите примерами из текста. На что они указывают? Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?

Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности? Что он имеет в виду? Урок будет посвящен роли Луки в драме. В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев? Приведите примеры. Кто из персонажей противопоставлен остальным?

Каким образом Лука действует на ночлежников? Что мы знаем о Луке? Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки? Бунин? 8. Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию?

Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое? Выбрать одно из высказываний, помещенных ниже, и написать эссе по рассказу И. А. Бунина. Взять в качестве эпиграфа или названия строчку из высказывания. Также тему сочинения можно назвать так: . Достоевский)Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непоко. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: ”Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”(Быт.

Святитель Иоанн Златоуст)Жизнь моя – трепетное и радостное причащение вечному и временному, близкому и далеко. Бунин)Этой краткой жизни вечным измененьем. Буду неустанно утешаться я, - Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,В свежем парке листьев медленным паденьем. И тобой, знакомая старая скамья. Будущим поэтам, для меня безвестным,Бог оставит тайну – память обо мне: Стану их мечтами, стану бестелесным,Смерти недоступным, - призраком чудесным.

В этом парке розовом, в этой тишине. Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел?

Чего добивается автор благодаря этому? Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это? Как они отражают основную идею стихотворения?? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя? Вычлените сюжетный костяк рассказа, обозначив экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какие элементы изображенной картины не мотивированы сюжетом, то есть никак с ним не связаны?

Почему главный герой лишен имени? Как описывает его автор?

Как показано общество в рассказе? Какие образы в рассказе имеют символическое значение? И. А. Бунин Рассказы «Господин из Сан- Франциско»,«Чистый понедельник», «Легкое дыхание»А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»М.

Горький Пьеса «На дне». Есенин поэма «Анна Снегина»В.

В. Маяковский поэма «Облако в штанах»А. А. Ахматова «Реквием»М.

А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачьесердце»М. А. Шолохов Роман- эпопея «Тихий Дон», «Донские рассказы» («Родинка», «Чужая кровь», «Продкомиссар»)А. П. Платонов «Возвращение», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек», «На заре туманной юности»Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»В.

Т. Шаламов «Колымские рассказы»А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг»В. П. Астафьев «Людочка», «Печальный детектив»В. В. Быков «Сотников»В. Кондратьев «Сашка»Б. Васильев «Завтра была война»Е.

Замятин «Мы»Ю. В. Трифонов «Обмен» В. М. Шукшин Рассказы «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный», «Письмо», «Миль пардон, мадам!»В. С. Розов «Вечно живые»А.

Вампилов «Старший сын»А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»Ч.

Айтматов «Плаха»Домашнее задание по литературе на 3. Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Тема народной войны (ч. Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

Гибель Пети Ростова (ч. Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети? Индивидуальные задания: 4.(Прозорову Л., Деревицкой Н.) Толстой о войне 1.

Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена? Мельникову С., Путинцеву И.) Встреча Пьера с Наташей (ч. Определите идейно- композиционное значение этих глав в романе. Прозоровой А., Рзаеву А.) Перечитать эпилог романа. Как решается главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить?

Какие два пути выбирают герои? Перечитайте главы 1. Бородинское сражение) и ответьте на вопросы. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера? Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: ? Почему князь Андрей, ?

Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить? Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? Легко ли быть русским в бою? ПОкажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: ? Каково настроение во французском лагере? Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы - на батарее Раевского? Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска? Изображение войны 1. I ч. 2- 3)1. Анализ сцены смотра в Браунау (ч.

Ненужность и неподготовленность войны. Отношение к ней Кутузова и солдат. Отношение Толстого к войне.

Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Николая Ростова, ее роль (ч. Описание Шенграбенского сражения. Толстым трусости Жеркова и штаб- офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. Андрея, мечты о? Что представляет собой хозяйка и посетители салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа? Проследите, как автор срывает маски со своих героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский как чужие люди в гостиной А. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны. Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского. Гл. 7- 1. 1, 1. 4- 1. Прием хозяевами гостей.

Характер их беседы.

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему

называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)

2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.

3)заключение,вывод.

Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ

СРОЧНОО!!!

ЕСЛИ КТО ЗАБЫЛ КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ СИНКВЕЙН

1) заголовок, в которое вносится ключевое слово

2) 2 прилагательных

3) 3 глагола

4) фраза, несущая определенный смысл

5) резюме, вывод

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН ПО ВСЕМУ РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"

1.роман-эпопея

2.исторический, мировой

3. убеждает, учит, повествует

4. извлекла много уроков (я)

5, энциклопедия жизни

Помогите пожалуйста! Война и мир! Ответить на вопросы по Шенграбенскому сражению:

1. Проследить контраст между поведением Долохова и Тимохина в бою. В чем разница? (ч.2, гл.20-21)
2. Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою? (гл.19)
3. Расскажите о батарее Тушина. Какова ее роль в бою? (гл.20-21)
4. С проблемой героизма соотнесено и имя князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну? Как они изменились? (ч.2, гл.3,12,20-21).

1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1863-1869 1857 1825 1812 1805 Встреча с И.Пущиным и С. Волконским Восстание на Сенатской площади. Повесть «Декабристы» Отечественная война Война с Наполеоном в союзе с Австрией «Я старался писать историю народа»

3 слайд

Описание слайда:

«Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.» (Л.Н.Толстой) Историческая основа: Три этапа борьбы России с бонапартистской Францией Время в романе: 15 лет (1805-1820) Место действия: Москва, Петербург, Лысые Горы, Отрадное Проблематика: причины военных неудач (1805-1806), роль личности в истории, роль народа в истории, роль дворянства в государстве, истинный и ложный патриотизм, эмансипация женщин, характер социальных отношений, деревенская жизнь и жизнь города.

4 слайд

Описание слайда:

Герои: Свыше 550 действующих лиц. Широчайшая панорама русской жизни 19 века Композиция: многоуровневая, отсутствует главный герой, большинство частей и глав имеют сюжетную законченность Жанр роман эпопея -сюжет (завязка, развитие действия, кульминация, развязка-для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности -взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера. -тема (эпоха исторических событий) Идейное содержание(патриотизм, единение с народом) Сложность композиции Стремление автора к национально-историческому обобщению Роман-эпопея

5 слайд

Описание слайда:

Война-не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда Мир- это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди Из названия романа вытекает его основная идея, удачно определённая А.Луначарским: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом…» Антитеза, заложенная в заглавии, определяет группировку персонажей: «Люди мира»- Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов «Люди войны»- Курагины, Наполеон, Александр 1

6 слайд

Описание слайда:

Цель рассмотрения эпизода «В салоне А.П.Шерер» Определить отношение автора к нормам жизни светского общества и каким образом он это выражает. Посмотреть, однородно ли это общество Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволят включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

7 слайд

Описание слайда:

Петербург. Июль 1805 года. Салон Анны Павловны Шерер Вопросы: (Т.1,ч.1, гл.1-5) -Что представляет собой хозяйка салона? С какой целью она собирает у себя гостей? -Завсегдатаи салона (внешность, поведение, манера общения) Почему князь Василий Курагин приехал первым? -Кто главный гость на вечере? -С какой целью детально описана одежда гостей? -Почему разговоры ведутся преимущественно на французском языке? -О чём говорят в салоне? -Определяющие черты светского общества? -Что общего у А.Болконского и П.Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

8 слайд

Описание слайда:

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А.Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети- бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др. Отрицательное отношение автора к героям проявилось в том, что он показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни светского общества, вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие, карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей автор использует метод «срывания всех и всяческих масок» Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он- инородное тело в великосветской гостиной. Князь Андрей в этом обществе не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он- для всех свой. Они для него- чужие.

9 слайд

Описание слайда:

Москва. Именины у Ростовых (т.1,ч.1, гл. 7-11. 14-17) Вопросы: -Где живут Ростовы? Какова общая атмосфера в семье? -Гости (внешность,поведение, манера общения) -Кто самый главный гость у Ростовых? -Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице? -О чём говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети? -Как развлекается молодёжь у Ростовых? -Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты»)

10 слайд

Описание слайда:

Эпизод именин следует за сценами вечера у Шерер Графиня Наталья Ростова, сорокалетняя женщина, глава семьи, жена, мать Сцена приёма гостей графом Ильёй Ростовым Разговор в основном веётся на русском языке Разговор о войне, но в ином тоне. Старшее поколение волнует, что идут на войну сыновья Главный гость-Ахросимова Марья Дмитриевна, известная прямотой ума и простотой общения. В светскую обстановку врывается, как «луч солнца», молодёжь Ростовых Шутки носят трогательно-наивный характер А.Шерер- сорокалетняя женщина, «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни. Иерархия приветствий в салоне Шерер Разговор идёт на французском языке Главный гость салона-утончённый виконт-эмигрант. Кутёж, разврат, злые шутки петербургской молодёжи (компания Долохова и Курагина, история с медведем, венчание с куклой) Ростовы и Шерер-люди одного класса, но разной «породы»

11 слайд

Описание слайда:

В семье Ростовых простота и радушие естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят корысть и расчёт В сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчётливый Борис Друбецкой и др. В доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

12 слайд

Описание слайда:

Вопросы: -Каковы взаимоотношения в семье Болконских? -На что обращает автор внимание при описании внешности героев, их поведения? -Каковы основные принципы воспитания детей в семье Болконских? -Что сближает Ростовых и Болконских? В чём эти семьи различны?

13 слайд

Описание слайда:

Семьи Ростовых и Болконских похожи: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, близость к народу в языке и в общении с простыми людьми. На этом основании обе семьи противопоставлены высшему обществу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и её брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость. Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних,- характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты. В этом проявляется мастерство автора, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолётные изменения его облика при изменении настроения.

14 слайд

Описание слайда:

Вопросы: Т1,ч1, гл.7, 18-21 -Кто находился в доме умирающего графа Безухова? -С какой целью приехал князь Василий? -Кто боролся за завещание старого графа? Кто стал обладателем мозаикового портфеля? -Как изменилось отношение к Пьеру, когда он внезапно разбогател? Особые испытания выпали на долю мягкого и доверчивого Пьера. Его жизнь напоминает движение на ощупь, ведь, в отличие от других героев романа, он воспитывался вне семьи. Пример Пьера доказывает: даже самые прогрессивные педагогические методы не могут подготовить человека к жизни, если рядом с ним нет родных, духовно близких людей.

15 слайд

Описание слайда:

Война- это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» Война 1805-1807 г.г. («Война царей») была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели её были непонятны и чужды русскому народу.

16 слайд

Описание слайда:

Кутузов ставил задачу- вывести русскую армию из войны и спасти её. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы боем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот бой был дан под Шенграбеном Вопросы (т1,ч.2) -С какой целью был произведён смотр войск в Браунау? Каким предстаёт главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат? -Как показано Шенграбенское сражение? -Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой сражения? -Какой подвиг совершает Тушин? -В чём причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»?

17 слайд

Описание слайда:

Событие дано глазами князя Андрея. Он наблюдает позиции «сверху», далее- герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сражением «изнутри». Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин- важнейшие герои Шенграбенского сражения в описании Толстого Настоящее величие, истинный героизм- удел простых и скромных солдат В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.

18 слайд

Описание слайда:

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны Вопросы: (Т.1,ч.3, гл.11-19) -Какая обстановка сложилась перед боем? -О чём мечтают русский император, Князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? Сбылись ли их мечты? В чём причина беспорядочного бегства апшеронцев? Почему сражение было проиграно? Что обозначает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

19 слайд

Описание слайда:

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось, вёл себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого он обожал, не принесла ему радости С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне лежит на Праценских высотах князь Андрей Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ранение принесло князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни По мнению Толстого, основная причина поражения в отсутствии силы духа солдатской массы

20 слайд

Описание слайда:

Всеобщий Аустерлиц-итог 1 тома Семья Болконских: кн.Николай Андреевич княжна Марья Кн.Андрей- мечтает о личной славе и военных подвигах Смотр в Браунау:Солдаты, Кутузов, штабные офицеры Шенграбенское сражение: Мужество русских солдат, подвиг роты Тимохина и батареи Тушина Светское общество: слон Шерер Семья Курагиных: князь Василий, Анатоль, Ипполит Элен П.Безухов: участие в развлечениях Светской молодёжи Женитьба на Элен Сцены мирной жизни 1805 г. Военные сцены 1805 г. Семья Ростовых: граф Ростов, его жена, Наташа Петя, Соня. Николай Ростов Аустерлиц

21 слайд

Описание слайда:

Во 2 томе романа писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 года ту жизнь, которую считает «настоящей». Но мирная жизнь совсем не спокойная. В ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С.Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Через частную жизнь героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года

22 слайд

Описание слайда:

«Приезд князя Андрея в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены (т.2, ч.1, гл.9) Вопросы: -Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея? -Какое решение принял князь Андрей после рождения сына и смерти жены? - Почему Болконский страдает? Князь Андрей после войны возвращается домой. Его душевное состояние тяжёлое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться? Дома его ждёт разочарование. Он решает «жить для себя, избегая двух зол (угрызения совести и болезни),-вот вся моя мудрость теперь» Князь Андрей- человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным

23 слайд

Описание слайда:

Вопросы: -Что такое масонство? -Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт в нём Пьер? В чём причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинается разочаровываться в масонах?

24 слайд

Описание слайда:

Масонство- религиозно-философское течение, возникшее во Франции в 18 веке. Масоны в России призывали к нравственному самосовершенствованию. В 1822 масонские ложи были запрещены, так как будущие декабристы использовали их в своих политических целях. Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь(Особенно после женитьбы на Элен и дуэли с Долоховым). У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить жизнь, построить её на добрых началах. Это стремление привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определённый период, заключалась правда масонства, и, увлечённый ею, на первых порах не замечал того, что было ложью. Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Быт поместного дворянства. Сцена охоты. Пение дядюшки. Пляска Наташи (т.2,ч.4,гл.6-7) Вопросы: -Какие стороны жизни Ростовых изображает автор? -Что подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства? - Как вели себя на охоте герои? Во всех сценах толстой подчёркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев. Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно показано сходство в поведении людей и животных (ловчий Данила и собака Карай).

27 слайд

Описание слайда:

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера. Толстой решает проблему: возможно ли понимание между разными слоями общества- и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!»- говорит о нём Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную связь с народом. «А знаешь,- вдруг сказала она,- я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, так спокойна, как теперь»

28 слайд

Описание слайда:

Вопросы: -Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? Любит ли Берг Веру? Что руководило отношениями Б.Друбецкого и Жюли Карагиной? Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? Любовь в жизни героев занимает одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Почему рушится мир к концу 2-го тома? Почему не находят своего счастья Пьер, Андрей, Наташа? Во-первых, мир разрушает война. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного их них пока ещё нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. В поисках своего подлинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, пойму.

29 слайд

Описание слайда:

Война- «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (Л.Н.Толстой) Тома 3 и 4, написанные позднее (1867-1869), отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Это изменило структуру романа: в нём появились публицистические главы, которые предваряют художественное описание событий, подводят к их пониманию. Рассмотрим взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий, по Толстому- Ч1, гл.1, Ч3, гл.1

30 слайд

Описание слайда:

Философия истории по Толстому Отметим ряд высказываний Толстого, передающих основные положения его философии истории «12 июня силы Западной Европы перешли границы России,…-Что же произвело это необычайное событие? Каковы были причины его?» Писатель убеждён, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых личностей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы свершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин»,т.е интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит. Историю делают не отдельные личности, а народ

31 слайд

Описание слайда:

Философия истории по Толстому «Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения,…-которые руководят массами» (Т.3,ч.3,гл.1) Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос: « Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы»»событие должно совершиться только потому, что оно должно было совершиться», «фатализм в истории неизбежен» Так появляется слабость взглядов Толстого

32 слайд

Описание слайда:

Философия истории по Толстому Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». Любой совершённый бессознательный поступок «делается достоянием истории». И чем более бессознательно будет жить человек, тем более, по Толстому, он будет участвовать в совершении исторических событий. Проповедь стихийности, отказ от сознательного, разумного участия в событиях является слабостью взглядов Толстого

33 слайд

Описание слайда:

Философия истории по Толстому Правильно считая, что личность, и даже историческая, т.е такая, которая стоит высоко «на общественной лестнице», не играет ведущей роли истории, что она связана с интересами всех, кто стоит ниже её и рядом с ней, Толстой неправильно утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. По Толстому, стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остаётся лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями. Основная мысль Толстого- только тогда отдельный человек находит своё окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа.

34 слайд

Описание слайда:

Эпизод «Переправа французов через Неман» (т.3, ч.1.гл.22) Как показана армия наполеона и её дух? Каково отношение солдат к своему императору? Что общего между ними? Во французской армии тоже существует единство- и среди солдат и между ними и императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе». Единство это было корыстным, единством захватчиков. Это единство было непрочным. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и приятии её Наполеоном как должного.

35 слайд

Описание слайда:

Эпизод «Оставление Смоленска» (т.3,ч.2,гл.4-5) Как простой народ реагирует на происходящее? Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещением Алпатычем губернатора. Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.

36 слайд

Описание слайда:

Эпизод «Оставление Смоленска» (т.3,ч.2,гл.4-5 Эта сцена отражает реакцию народа на происходящие события. Автор передаёт ощущение бесчеловечности войны, которая несёт разорение и смерть. И в этих условиях проявляется « скрытая теплота патриотизма» русских людей. Тот Ферапонтов, который жалел сначала трёх рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: « Тащи всё, ребята1…Решилась! Россия!». Наряду с Ферапонтовым, автор рисует единодушие двух солдат и «человека во фризовой шинели», поджигавших дом этого человека, Алпатыча и князя Андрея, не мешавших пожару, вопреки приказу. Тут, у Смоленска, «решилась» и «пошла драть» Россия. Не случайно, партизанская война, как пишет Толстой в 4 томе, «началась со вступления неприятеля в Смоленск»

37 слайд

Описание слайда:

Эпизод «Оставление Москвы» (т.3,ч.1,гл.18-23) Как ведут себя жители Москвы? Как решают помочь спасению отечества Ростовы, Болконские, Пьер Безухов?

38 слайд

Описание слайда:

Эпизод «Оставление Москвы» (т.3,ч.1,гл.18-23) «Узнав. что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил,…что он отдаёт тысячу человек и их содержание. Старик Ростов…согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Это всё примеры, доказывающие единство патриотического поведения русских людей. В ч.3,гл.5 Толстой подводит итог поведения мирных жителей: «Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, …- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой»

39 слайд

Описание слайда:

Что же в это время делают представители светского общества? Толстой показывает, что это единство не было всеобщим и что высшее общество осталось вне общих требований жизни В салоне Жюли Карагиной играют в штрафы за французские слова Князь Василий лавирует между профранцузским салоном Элен и салоном А.П.Шерер Борис Друбецкой сумел остаться в штабе генерала Бенигсена, антагониста Кутузова Берг, который показан не попадающим в общий тон.(В Смоленске он приказывает тушить пожар, в Москве думает о покупке «шифоньерочки») Это не пчёлы роя, это трутни

41 слайд

Описание слайда:

План рассказа 1. Причины и условия сражения при Бородине.(гл.19) 2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем (гл.22-23) 3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными(гл.20) 4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя (гл.21.30) 5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером (гл.24) 6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского (гл.31-32) 7. Поведение Кутузова на поле боя (гл.35) 8.Наполеон и его поведение в битве (гл.28,33) 9. Ранение князя Андрея (гл.36,37) 10 Причины победы русских при Бородине и характер этой победы

42 слайд

Описание слайда:

Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своём разговоре с Пьером «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все… Надо их казнить» Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии

43 слайд

Описание слайда:

Пьер на батарее Раевского Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, всё время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. Это проявление стойкости, выносливости. Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. Пьера поражает «страшный вид поля сражения».Он осознаёт, что война-безумие. Солдаты заняты тяжёлой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера-это открытие. Он восхищён русскими солдатами

44 слайд

Описание слайда:

Князь Андрей на Бородинском сражении (т.3,ч.2,гл 36-37) Во время Бородинского сражения полк князя Андрея находился в резерве. Случайно разорвавшееся ядро смертельно ранит его Князь Андрей и Анатоль Курагин в госпитале


^ VI. Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

На чем основана дружба Пьера и А. Болконского?

(Дружба героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)

Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

(Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А. П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.)

С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель - история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.

Коротко расскажите эти сцены и докажите метод срывания масок.

(События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем).

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.

^ По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру наследнику).

Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А. М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.)
^ VII. Вывод.

Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

^ Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы

Цель : на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

Оборудование: карточки.
Ход урока

^ I. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

План наблюдений

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 - у Ростовых; гл. 18-21 - смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та - «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке» Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения - эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях молодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова-Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем - венчание с куклой).

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо - утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры: «... ты, что старый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
^ II. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы , имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).

Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконского.

В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские - на Ростовых или на Шерер?

(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.

Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности Кроме того, характерной чертой породы Болконских является гордость.)

Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.

(Князь Андрей - 3 гл., портрет старого князя гл. 22. Портрет княжны Марьи не дан в собранном виде: отмечены порознь худоба и болезненность ее лица и тела, «тяжелые ступни», ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные. Во всех портретах видны черты «породы» Болконских: невысокий рост, определенные и сухие «черты», маленькие руки и ноги; главное - сходство глаз: как и у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (гл. 25), они также светились умным и добрым, «непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает Толстой у Болконского-отца.)

Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты, В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.
III. Самостоятельный вывод.

Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.
^ IV. Беседа о роли ч. 1 в общем развитии действия и о том, что она дает читателю.

В каком году происходит действие в ч. 1?

(Июль-август 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но еще не показан конфликт с Наполеоном.)

Происходит ли в этой части развитие основного действия - столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции и какую роль она играет в развитии действия?

Толстой знакомит нас с основными героями, с обстановкой, следовательно, эта часть играет роль экспозиции.

Какие слои русского общества были показаны?

(Разные группы дворянства в Москве и в Петербурге, в городе и поместье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и - пока частично - Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернеров, компаньонку, доктора, архитектора, т. е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни.)

Какие же основные группы героев выделяет Толстой в этом многолюдье?

(Основные сюжетные линии - история семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салона Шерер.)

Вокруг каких событий в ч. 1 группируются эти герои?

(Четыре эпизода: вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, приезд князя Андрея в Лысые Горы.)

Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое?

(Сквозное действие - разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Итак, уже в ч. 1 намечается сложность и стройность композиции романа.)
^ V. Проверочная работа по т. I, ч. 1

Задания раздаются на каждый стол.
Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т. 1 «Война 1805-1807 гг.»:

Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл. 2)

Что предпринимает Кутузов (гл. 14)

Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл. 3, 12)

Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (Гл. 12, 15, 20-21).

2. Сделать закладки:

а) по образу Кутузова;

б) Шенграбенское сражение (гл. 20-21);

в) поведение князя Андрея, его мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3, 12, 20-21);

г) Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 12-13);

д) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч. 3, гл. 16, 19).
Приложения

Индивидуальные карточки. Задания выполняются письменно

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?(т. I, ч. 1, гл. 1-4)

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

3. Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

4. Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе Андрее Болконском? (т. I, ч. 1, гл. 1-6)

5. Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

6. Каковы отношения в семье Ростовых?

7. Каковы отношения в семье Болконских?

8. В повести «Детство» Толстой писал: «... В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

9. Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)?
^ Проверочная работа по т. I, ч. 1 романа «Война и мир»

Просмотрите гл. 1-5 ч. 1, т. I романа, составившие сценический эпизод «Салон А. П. Шерер». В нем перед читателем предстает картина жизни петербургской знати в начале 19 века.

«Салон А. П. Шерер вместе с другими подобными ему салонами был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга - тем звеном, в котором создавалось «общественное мнение». Как высшие военные круги командовали армией, как высшие гражданские власти начальствовали над гражданской администрацией всей страны, так салон А. П. Шерер, «княгини Марьи Алексеевны» и др. законодательствовали в области дворянского «общественного мнения». Само существование таких салонов было очень характерным историческим явлением, сложившимся при Екатерине II и приобретенным наибольшую силу в первой четверти 19 века, а затем постепенно потерявшим свое значение» 1 .
1. Эпизод начинается с диалога, который вообще занимает в романе очень большое место.

«Для Толстого реплика - это еще сырой материал; только объясняющее автором сопровождение оформляет ее смысл, часто изменяет этот смысл, переключая реплику в другой, скрытый контекст» (Л. Гинзбург).

Прочитайте диалог А. П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок. Как изменится его содержание? Объясните роль ремарок.
2. В чем смысл сравнения салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А. А. Сабуров «Война и мир Л. Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительною сходства Ипполита и Элен?
4. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А. П. Шерер ситуацию «горя от ума»?
5. Эпизод «Салон А. П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6. Эпизод «Салон А. П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. 14-17, ч. 1, т. I). В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде имении? Как оценивает это качество человека автор?
7. И эпизод «Салон А. П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. 22-25). Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем - в доме Ростовых?







2024 © mgp3.ru.