Наши любимые детские писатели.


сайт решил вспомнить некоторых зарубежных писателей, которые не только побывали в СССР, но и встречались с лидерами этого государства.

Герберт Уэллс

Английский писатель и публицист . Автор известных научно-фантастических романов « Машина времени », « Человек-невидимка », « Война миров » и др. Представитель критического реализма . Сторонник фабианского социализма .

Герберт Уэллс трижды был в России . В первый раз в 1914 году, тогда он останавливался в петербургской гостинице «Астория» на Морской улице , 39. Второй раз в сентябре 1920 года у него была встреча с Лениным . В это время Уэллс жил в квартире М. Горького в доходном доме Е. К. Барсовой на Кронверкском проспекте , 23.

Герберт Уэллс трижды был в России




Интерес к России сопровождал Уэллса на протяжении почти всей его творческой жизни. Он возник в 1905 году в связи с событиями первой русской революции. Знакомство с Горьким, которое состоялось в Америке в том же году, укрепило заинтересованность Уэллса в жизни и судьбе русского народа (Горький впоследствии станет хорошим другом английского писателя). Среди российских друзей писателя — Алексей Толстой, Корней Чуковский; ученые — Иван Павлов, Ольденбург; советский посол в Англии Майский. Кроме того, Уэллс был женат на русской женщине — Марии Игнатьевне Закревской.

Бернард Шоу



Шоу и леди Астор перед входом в Музей Революции

Вероятно, первым из известных на Западе литераторов, с которым встречался и беседовал Сталин, был знаменитый английский писатель и драматург Бернард Шоу, Нобелевский лауреат 1925 года. В 1931 году 75-летний Шоу совершил кругосветное путешествие, в ходе которого он посетил и Советский Союз. Бернард Шоу считал себя социалистом и другом Советской России, он приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года. В Москве писателя ждал очень теплый прием, а 29 июля 1931 года его принял Сталин в своем кремлевском кабинете. Подробности их беседы нам неведомы, однако известно, что все дальнейшее путешествие Шоу по стране и его поездка по Волге прошли в самых комфортабельных условиях .

Шоу писал, что все слухи о голоде в России являются выдумкой




Бернард Шоу и леди Астор с партийными и деятелями культуры СССР; крайний слева — Карл Радек

В западных странах в то время был тяжелый экономический кризис, много писали и о кризисе в России. Ходили слухи о голоде и жестокостях в российских деревнях. Но Б. Шоу, вернувшись на Запад, писал, что все слухи о голоде в России являются выдумкой, он убедился, что Россия никогда раньше не снабжалась так хорошо продовольствием, как в то время, когда он там находился.

Эмиль Людвиг


13 декабря 1931 года в кремлевском кабинете Сталин принял приехавшего в СССР Эмиля Людвига. Большой популярностью в 20-х годах пользовались книги Э. Людвига «Гений и характер», «Искусство и судьба». Беседа Сталина и Людвига продолжалась несколько часов, она тщательно стенографировалась. Сталин говорил много о самом себе, он рассказал о своих родителях, о детстве, об учебе в Тифлисской семинарии, о том, как уже в 15-летнем возрасте начал участвовать в революционном движении на Кавказе и примкнул к социал-демократам.

Беседа Сталина с Эмилем Людвигом была издана отдельной брошюрой


Беседа Сталина с Эмилем Людвигом была опубликована не только в газетах; через год она вышла в свет отдельной брошюрой и затем много раз переиздавалась.

Выбор собеседника в данном случае не был случайным. В то время в Кремле возник вопрос о написании популярной биографии Сталина.

Ромэн Ролан



28 июня в своем кремлевском кабинете Роллана принял Сталин (встречи с представителями зарубежной творческой интеллигенции Сталин старался использовать для укрепления своего авторитета за рубежом). На встрече присутствовали жена Роллана, а также переводивший беседу А. Я. Аросев. Встреча продолжалась два часа. Машинописный текст перевода был представлен Сталину, отредактирован им и послан Роллану в Горки, где он отдыхал вместе с A. M. Горьким. 3 июля Горки посетили Сталин, К. Е. Ворошилов и другие советские руководители. Вместе с Горьким Роллан присутствовал на Всесоюзном физкультурном параде на Красной площади.


Беседа со Сталиным произвели на Роллана и его жену сильное впечатление


Встречи и беседа со Сталиным произвели на Роллана и его жену сильное впечатление. И. Г. Эренбург отмечал, что Сталин, будучи человеком большого ума и еще большего коварства, «умел обворожить собеседника». Однако эйфория от встречи со Сталиным длилась у Роллана недолго. Смерть Горького, выход в свет книги Андре Жида «Возвращение из СССР» и реакция на нее советских властей, события 1937 г. помогли Роллану освободиться от очарования хозяина кремлевского кабинета. Писатель, вероятно, почувствовав превратность своих прежних суждений о Сталине, не захотел публиковать беседу и упрятал ее на пятьдесят лет в архив.

Лион Фейхтвангер


В конце 1936 г. немецкий писатель приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, — говорил Фейхтвангер, — значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».



Итогом поездки в СССР Фейхтвангера стала книга «Москва 1937»


В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистского блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР.

Как в сталинскую эпоху становились советскими писателями и как переставали ими быть, какие у них были заботы, чем они жили, как питались, сколько зарабатывали и как умирали

Первый лозунг советских писателей

Союз писателей СССР пришел на смену Российской ассоциации проле-тарских писателей (РАПП), выполнявшей роль надсмотрщика в литературе. Вот поче-му большинство литераторов приняли роспуск РАППа восторженно.

«Это произошло в день падения РАППа, 23 апреля 1932 года, — мы узнали об этом событии утром, развернув газеты. Оно было неожиданностью для всех. Я застала [писателей] Тихонова и Павленко за столом, перед бутылочкой вина. Они чокались и праздновали победу. „Долой РАППство“, — кричал находчивый Тихонов, а Павленко, человек гораздо более умный и страшный, только помалкивал…»



Значение советских писателей

Юрий Олеша. 1930-е годы

«Инженерами человеческих душ» назвал писателей Сталин на встрече с литераторами 26 октября 1932 года в квартире Горького. Он повторил формулу за Юрием Олешей, но именно слетев с уст Сталина, она стала крылатой. Там же Сталин произнес фразу, которая сделала профессию писателя фактически главной в Советском Союзе:

«Позже, во время одного высказывания на вечере, когда Сталин говорил о первостепенной важности "производства душ" в сравнении с остальным производством машин, авиации, танков, Ворошилов подал реплику: „Как когда“. Все зааплодировали. Реплика показалась удачной. В ней прозвучало — мементо беллюм (помни о войне). Сталин не прошел мимо реплики. Как так, его мысль, оказывается, была приблизительной, неточной. Она может быть подправлена.

— Нет, товарищ Ворошилов, — сказал Сталин, поворачиваясь всем корпусом, стоя, к нему, — ничего ваши танки не будут стоить, если души в них будут гнилые. Нет, производство душ важнее производства танков».

Корнелий Зелинский. «Одна встреча у М. Горького (Запись из дневника)»

Первая встреча советских писателей

Делегаты I Всесоюзного съезда советских писателей в Колонном зале Дома союзов. 1934 год
Иван Шагин / РИА «Новости»

400 патефонов, 8000 грампластинок, 50 велосипедов, 200 карманных часов и другие дефицитные товары были завезены в специализированный магазин № 118 для обеспечения I съезда советских писателей. Он открылся 17 августа 1934 года и длился две недели. Специально для его проведения был арендован Колонный зал Дома союзов. Приезжавшим в Москву делегатам предлагался план мероприятий, среди которых были экскурсии по Москве, посещение театров, кино. Всего на проведение съезда было затрачено около 1 миллиона 200 тысяч рублей, что соизмеримо с годовой заработной платой 754 человек.

Кто мог стать советским писателем

«Членами Союза советских писателей могут быть писатели (беллетристы, поэты, драматурги, критики), стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве, систематически занимающиеся литературным трудом…»

Устав Союза советских писателей СССР, 1934 год

Отчасти из-за роскошно проведенного I съезда Союза советских писателей они воспринимались как небожители. В правление Cоюза обращалось огромное количество людей с просьбой принять их в свой состав, зачастую они даже не скрывали корыстных намерений.

Например, некая Л. Иванова, боясь, что ее не примут, просила у коллег содействия и сочувствия:

«Я не могу не говорить, потому что мне умирать надо, потому что я с вами, писателями, уже 10 лет, с 18-ти лет, и если вы меня выбросите из этого будущего Союза советских писателей, я пущу себе пулю в лоб».

Назвать свои произведения кандидатка не смогла, так как ничего не написала, а причиной ее литературного молчания были «плохие жилищные условия».

Тем не менее очень часто за вступление того или иного человека в Союз хлопо-тали сами писатели, понимая, что это, возможно, единственный способ как-то улучшить его жизненную ситуацию:

«Некий Гольдберг пришел к Н. Погодину [Николай Погодин (1900-1962) — советский сценарист и драматург, член Союза писа-телей]

20 августа 1940 года с просьбой принять его в ССП: „Поэтическая секция единогласно рекомендует его в Союз. Не знаю, помогут ли ему в последнем… У него парализован сын, после того как попал под трамвай… Нужны средства. А их нет…“». [Цит. по кн.: В. Антипина. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. М., 2005.]  

Формально же (по уставу) прием в члены Союза советских писателей производился на основе заявления писателя. К нему необходимо было приложить все данные о литературной и общественной деятельности писателя. Затем на заседании правления решался вопрос о принятии заявителя в Союз. Каждая кандидатура рассматривалась отдельно, причем большое значение имело ходатайство за писателя. Не обходилось без происшествий: так, однажды на заседание президиума пришел только один член президиума, и принимаемые в Союз советских писателей должны были голосовать сами за себя.

Кто не сразу захотел стать советским писателем

Анна Ахматова. 1920-е годы
Российский государственный архив литературы и искусства

«Заявления о принятии в Союз писателей написали буквально все писатели. Не осталось ни одного писателя, за исключением Анны Ахматовой, которые не подали бы заявления в Союз. Только она одна не подала такого заявления». [Цит. по ст.: Л. Максименков. Очерки номенклатурной истории советской литературы (1932-1946) // Вопросы литературы. № 5. 2003.]

Она все же вступила в Союз в 1939 году.

Что случилось с советскими писателями между I и II cъездами

К августу 1934 года Cоюз насчитывал 2500 человек вместе с кандидатами. В годы Большого террора 182 из 597 делегатов I съезда были арестованы и расстреляны, еще 38 были репрессированы, но выжили.

Корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов читает бойцам и офицерам свои фронтовые стихи. 1943 год
Фотохроника ТАСС

В Великую Отечественную войну более тысячи литераторов добровольно ушли на фронт или работали военными корреспондентами. 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых (из тех, кто участвовал в I съезде, погибли на войне 17 человек.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, — метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» [Цит. по: Устав Союза писателей СССР // Правда. № 123. 1934.] .

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого оказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.

Здание Литературного института на Тверском бульваре. Фотография 2010 года
Wikimedia Commoms

Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Лит-фонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания:

„Уважаемый такой-то! Тогда-то в Цен-тральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“. Полу-чившие приглашение были горды, не получившие решили явиться про-сто так — мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:

— Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщи-ков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»

Что общего между советскими писателями и НКВД

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри — секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции — секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда — правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти [это имело большое значение для областных союзов писателей: теперь они местные вопросы типа командировок решали не самостоятельно, а с помощью уполномоченных. То есть произошло усиление со стороны центрального Союза писателей в Москве. Но длилось это недолго: в 1939 году институт уполномоченных был упразднен] .

Иосиф Сталин и Максим Горький. 1931 год
Wikimedia Commons

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на засе-дании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов — выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии» .

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мра-мора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое — новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, — зажмурившись, говорил Катаев, а этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».

Надежда Мандельштам. Воспоминания

Поэт Алексей Сурков выступает с докладом на II съезде советских писателей. 1954 год
Михаил Озерский / РИА «Новости»

На II съезде писателей в 1954 году Алексей Сурков, читая доклад, сделал забав-ную, но характерную оговорку: «Мы, советские писатели, работаем ради мил-лионов рублей… то есть ради миллионов людей!» [Из воспоминаний Анны Ахматовой; цит. по кн.: М. Ардов. Легендарная Ордынка. М., 2001.]

Главная забота советских писателей

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литератур-ная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным де-лам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и кри-тических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского — очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могу-щих попасть на прием. И — бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоко-лов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писа-телей от непосредственной писательской работы.

День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специаль-ные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литера-туры, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожидан-ность“» [Цит. по: А. Караваева, В. Катаев, А. Корней-чук, А. Толстой, А. Фадеев. О недостатках в работе Союза писателей // Правда. 26 ян-варя 1938 года.] . 

Кто мешал писать советским писателям

Статья «О работе нашего союза» в «Литературной газете». 20 марта 1938 года
«Литературная газета», № 16 (723), 1938

Основная критика была направлена против Владимира Ставского, ставшего фактическим руководителем Союза. Для разрешения назревших вопросов в Ленинградском правлении было созвано расширенное заседание, то есть бюрократическую проблему хотели решить бюрократическим же методом. Совещание продлилось 11 часов, однако обсуждения как такового не состо-ялось, оно было отложено «до более благоприятного срока»:

«Историческое постановление ПЦК ВКП(б) „О перестройке литератур-но-художественных организаций“ создало все необходимые условия к тому, чтобы и писатели, и их литературная организация могли все свое внимание и силы сосредоточить на творчестве.

Вражеская агентура, орудовавшая в Ленинградском союзе на протя-жении ряда лет, вплоть до последнего времени, мешала осуществить в полном объеме эту перестройку» [Цит. по: Н. Тихонов, М. Слонимский. О работе нашего союза // Литературная газета. 20 мар-та 1938 года.].  

Нужды советских писателей

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месяч-ное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении — 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов — на содер-жание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большин-ство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на нацио-нальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120-150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зави-симости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент — конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как гово-рилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серь-езно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно — большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с националь-ных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» — от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей — 500 рублей, для «рядовых» — 300-400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.

Современное поколение плохо знакомо с такими терминами как «соцреализм», «производственный роман», «деревенская проза», которые в СССР знал каждый школьник. Однако, не в жанровой специфике состоит заслуга литературного произведения. Великие книги Советской эпохи это, прежде всего, произведения великой русской литературы.

«Тихий Дон» Михаил Шолохов. О судьбе казачества

Роман, за который Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой ««За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». «Тихий Дон» стал программным произведением для нескольких поколений школьников и студентов. Новый виток популярности роману придал выход экранизации эпопеи. Посмотрев первые три серии фильма, Шолохов порадовался, что «фильм идёт в одной дышловой упряжке с его романом». Вопрос об авторстве романа, тем не менее, бередил умы критиков и литераторов со дня первой публикации «Тихого Дона». Споры на этот счет не утихают и сегодня.

«Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков

Самый культовый и одновременно самый загадочный роман в советской литературе. Был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, через через 26 лет после кончины автора. А в 1973 году вышла первая публикация книга, которая сразу же стало дефицитом. В начале 1980-ых у букинистов и на черном рынке стоимость книги «Мастер и Маргарита» доходила до 100 рублей, что примерно соответствовало среднемесячной зарплате. Самый мистический из советских романов породил целую серию интерпретаций и вариантов прочтения. У «Мастера и Маргариты» уже есть несколько экранизаций, но ни одна не смогла устроить всех ценителей романа.

«12 стульев». Ильф и Петров

Этот советский плутовской роман также стал культовым и одним из самых цитируемых среди советских граждан. Конечно, Остап Бендер мало соответствовал образу советского героя, но по популярности среди литературных героев ему не было равных в СССР. Высококлассный юмор Ильфа и Петрова примерял с советской действительностью, образы главных героев прописаны в романе почти карикатурно. Роман не мог не полюбиться советским критикам уже потому, что один из главных персонажей – комично представленный «служитель культа» отец Фёдор, другой – лишенный всего «предводитель старгородских дворян», а цель Остапа – разбогатеть нетрудовыми способами - обернулась фарсом и трагедией.

«А зори здесь тихие». Борис Васильев

Пожалуй, лучшее произведение о Великой Отечественной войне в советской литературе. Повесть о совсем юных девушках-зенитчицах и их командире, осуществлявших сбор разведданных во время Великой Отечественной войны. Произведение берёт за душу своей неизбывной высокой трагичностью. Взять в персонажи девушек было сознательным решением Васильева. Повесть шла трудно.. но когда писатель сделал главными героинями девушек – произведение ожило. Пять девушек, пять разных судеб, разных характеров и разных смертей. Старшина Васков, командир отряда, единственный, кто выживает и несёт в себе всю боль произошедшего.

Свой главный роман Борис Пастернак писал 10 лет. Написал и отнёс рукопись в редакции журналов. К публикации «Доктор Живаго» принят не был. Более того, редакция «Нового мира» посчитала роман идеологически вредным. Стоит ли здесь говорить о независимости оценки такого решения – вопрос риторический. Пастернак не стал отправлять книгу в стол, и под свои именем отправил книгу в Италию, где он и был издан Джанджакомо Фельтринелли. Затем была Нобелевская премия за литературу, скандал, осуждение писателя в СССР и отказ Пастернака от премии. В Советском Союзе роман был издан только в 1988 году.

«Прощание с Матерой». Валентин Распутин

Самое пронзительное произведение «деревенской прозы» - первая книга советской литературы на экологическую тему. В повести Валентина Распутина повествуется о гибели деревни Матера, её жителям нужно спешно покидать родные места из-за её затопления в связи с постройкой ГЭС. Борьба старого и нового мира, деревенского уклада и навязываемой урбанизации – в «Прощание с Матерой» этот сюжет обретает черты эсхатологического мифа.

«Дети Арбата». Анатолий Рыбаков

Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был написан в 60-е годы, но опубликован только в 1987 году. Роман о молодом поколении 30-ых годов раскрывает вопросы, напрямую связанные с организацией политической системы Советского времени. Одна из доминирующих линий романа – сталинизм, герои «Детей Арбата» растут, учатся, работают, устраиваются в жизни, любят, претерпевают испытания. Всё это происходит на фоне растущего напряжения, аппаратной борьбы в высших эшелонах власти. Герои романа не статичны, они постоянно вынуждены делать выбор, между честью и предательством, долгом перед государством и личными интересами. Из-за большой популярности Анатолий Рыбаков даже попал на обложку Time в 1988 году. Книгу опубликовали в 52 странах, а президент США Рейган сказал слова благодарности Горбачеву за публикацию романа.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, - метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого отказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.
Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Литфонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания: „Уважаемый такой-то! Тогда-то в Центральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“.

Получившие приглашение были горды, не получившие решили явиться просто так - мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:
- Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщиков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

(Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»)

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри - секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции - секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда - правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД).
Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на заседании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов - выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии».

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мрамора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое - новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, - зажмурившись, говорил Катаев. А этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».
Надежда Мандельштам. Воспоминания

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месячное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении - 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов - на содержание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литературная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным делам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и критических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского - очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могущих попасть на прием. И - бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоколов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писателей от непосредственной писательской работы.
День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специальные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литературы, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожиданность“»

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большинство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на национальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120–150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зависимости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент - конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как говорилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серьезно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно - большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с национальных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» - от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей - 500 рублей, для «рядовых» - 300–400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.







2024 © mgp3.ru.