Конспект урока Н.В. Гоголь « Мертвые души»


Урок литературы в 9 классе.

Тема: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

    Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Оборудование: текст поэмы, мультимедийная презентация урока, карточки, портрет Н.В.Гоголя.

Ход урока

    Организационный момент:

Добрый день, ребята! Прежде, чем начать урок, я попрошу вас посмотреть доброжелательно на наших гостей и одарить их улыбкой. Улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо. Улыбка всегда помогает в общении. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

1.Слово учителя литературы.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Составили на каждого синквейн. Наиболее емкие и интересные перед вами на слайде. Слайд № 1

Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками, по рассказу известного писателя Василия Шукшина « Забуксовал»

    Инсценировка.

    Учитель.

Итак, на уроке сегодня мы будем говорить еще об одном герое поэмы Гоголя «Мертвые души», который так возмутил Романа. Кого несет в поэме Русь-тройка. Почему же Русь-тройка везет именно Чичикова?

Так о ком же идет речь? И какова, по - вашему, тема нашего урока. ?

(Правильно, сегодня мы рассмотрим образ Павла Ивановича Чичикова). Рассмотрим основные этапы его жизни: детство, образование, службу. Его связь с помещиками. И ответим на самый главный вопрос, мучающий много поколений читателей у Чичикова «живая» или «мёртвая» душа?

Откроем тетради. Записываем число и тему урока «Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души».

Сегодня у нас будет групповая и индивидуальная работа. На уроке будут присутствовать три эксперта, которые подведут итог.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно также оцениваем героев, как оценил Чичикова Роман из рассказа Шукшина.

Мнения критиков и литературоведов по отношению к нему очень неоднозначны. Дома вы подбирали высказывания и цитаты о нашем герое.

    Проверка домашнего задания.

Чтение цитат учащимися.

    К примеру, современные литературоведы Петр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков – это « заурядный, серый» господин средней руки» Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России»

2 .А вот Вадим Валерианович Кожинов называет этого героя « по-настоящему сильной личностью».

3.Русский писатель Владимир Набоков называл Чичикова « колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что « дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

    А вот исследователь Игорь Петрович Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что « он все же подлец какой-то странный…»

Учитель: Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Николая Гавриловича Чернышевского о том, что у Гоголя « этот характер самый трудный»

Слайд № 2

Изучение нового материала.

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный « маленький человек» Самый «мертвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. Вам предстоит поработать над пятью образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- сказал о своих героях Гоголь.

Сегодня на уроке мы встретимся с вами со словами, которые вам мало, известны. Сейчас мы раскроем их значение.

Слайд № 3

Словарь

Деградация - постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

Повытчик – это столоначальник, начальник казенной палаты.

Обсуждение в парах вопроса:

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме

Манилов – Чичиков (деликатность, маниловская любовь к фразе); Слайд №4

Коробочка - Чичиков (накопительство, торговая деловитость ); Слайд №5

Ноздрев- (лживость, самовлюбленность); Слайд №6

Собакевич- (прижимистость, грубая прижимистость, холодный цинизм) ; Слайд №7

Плюшкин-(бережливость, собирание ненужных вещей, тщательное их хранение, жадность ). Слайд №8

Таблица Чичиков Слайд №9

Учитель: Итак, давайте, под итожим, какие же черты характера, образ жизни свели помещиков и Чичикова. Что у них общего?

Работа над темой урока ( Проблемный вопрос)

Так как же сформировался такой характер? Откуда же появились такие черты. Нам нужно вернуться в детство.

Почему же Николаю Васильевичу так важно было посвятить целую 11 главу

биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера)

Исследовательская работа по 11 главе произведения

Учитель: Работаем группами. Материал для исследования – 11 глава произведения

Каждая группа получает задание на карточке.

    Детство.

    Образование.

    Служба

    Приобретение «мертвых душ». Как появилась идея приобретения.

    Появление Чичикова в губернском городе.

А теперь каждая группа защитит свою работу. Для этого к доске приглашаются по одному человеку.

Большое спасибо группам, вы проделали колоссальное исследование, которое поможет нам ответить на вопросы раскрывающие образ Чичикова. И почему он таким стал?

Учитель: внимание на вопросы:

    Какой совет получил Павел Иванович от отца, поступая в училище? Как воспользовался Чичиков этим советом?

2.Как прошли его школьные годы? Какую цель поставил Чичиков, вступая в жизнь?

3. Центральное место в биографии Чичикова занимает его служебная карьера.

4. С чего началось служебное поприще Чичикова?

5. Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

6. Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

7. Куда перешел Чичиков из казенной палаты? Чего достиг на новом месте? Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

8.Почему Чичиков мечтал служить на таможне? Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника? Почему она закончилась крахом?

9. Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы? Как возникла у него мысль о приобретении мертвых душ»

Учитель: Как мы видим, этапы служебной карьеры Чичикова – это история его взлетов и падений, но при всем этом она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство.

Закрепление материала

А сейчас выслушаем мнение экспертов.

1-ый эксперт : Чичиков хитрый, потому что все его дела направлены только ему на пользу. А древние греки говорили, что хитрость – это подлость ума. Поэтому Гоголь называет его прямо – подлецом. Глава, в которой открывается истинное лицо Павла Ивановича, нового русского человека, заставляет содрогнуться от его низости. Чичиков способен на хладнокровную и спланированную подлость. Он умеет подобрать нужный инструмент для каждого случая и тщательно продумать каждый свой шаг. Ради наживы он может быть любящим сыном и женихом или неподкупным таможенником, грозой контрабандистов.

2 эксперт. Да, я согласен. Чичиков – подлец. Сам автор называет его подлецом. И в то же время он утверждает: « Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего: из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел..»Но все же он лучше всех помещиков в поэме. Обратите внимание на то, что Чичиков не совсем мертвая душа: он мечтает о любимой женщине, семье, в которой растут красивые здоровые дети. Все это свойственно для нормального человека. А эпизод с перечитыванием списков умерших крестьян показывает нам, что душа Чичикова не совсем еще омертвела, «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: « Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

3 эксперт . Я все- таки считаю, что Чичиков более живая душа, потому что имеет отличительные черты характера, которыми не обладают помещики, автор дает историю жизни героя, тем самым выделяя его из массы «мертвых душ», намекает на предстоящее нравственное перерождение героя, что отражено в его имени, Павел Иванович все время в дороге, он движется, а мотив дороги, путешествия в русской литературе – это мотив движения души. Гоголь мечтал о перерождении России, о людях, которые должны ее изменить. Он постоянно иронизирует над Чичиковым, но в то же время дает ему шанс на перерождение в лучшую сторону.

Учитель: Как вы думаете, поэма называется « Мёртвые души», а Чичиков в этом произведении «живая» или «мёртвая» душа?

Ответы детей.

Подведение итогов:

Таким образом мы составили образ главного героя Чичиков – « живая душа в большей степени, чем «мертвая». Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано

изображение летящей, необгоняемой Руси – тройки. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определенное мнение о герое. Предлагаю отразить его в виде синквейна.

Составление синквейна на тему « Чичиков»

( Слайд № 10 Схема составления синквейна)

Чичиков Павел Иванович

Настойчивый, изобретательный

Использует, перевоплощается, не забывает

Деньги-средство, а не цель

Покупатель «Мёртвых душ».

Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять и принять образ Чичикова.

Что важнее: материальное или духовное?

Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: « Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!». Мне бы хотелось, чтобы все доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

Выставление оценок.

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к «господам средней руки». Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т.к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе. Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже «Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны», назвал его «пренеприятным человеком».

Происхождение Чичикова «темно и скромно». Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете » Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.

    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
  • В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

    Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, - писал он, - совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

    Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» - «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова - как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее - так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

    Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда - сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том - соответственно «Чистилище» и «Рай» - стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

    Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой - начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России - Чичиков.

    Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми). Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

    Копил для будущей жизни «во всех довольствах» - и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени - упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного - непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

    Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» - пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

    Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли). Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета - сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

    Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»). Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

    Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова - Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…

    1. Авантюрно-шутовской роман или эпическая поэма?

    2. Чичиков в канве повествования.

    3. Значение и глубина произведения.

    «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ", - напишет Н. В. Гоголь после выхода в свет первого тома. - Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в следующих томах».

    «Мертвые души» - пожалуй, главное произведение Гоголя по глубине и масштабу затронутых проблем и художественных обобщений.

    Жанровая модель - авантюрно-шутовской роман - в процессе написания в корне изменилась в сатирическую «Одиссею» Чичикова, которая была охарактеризована самим автором не иначе как тезисом «Вся Русь явится в нем <романе>». Тем не менее отказать «Мертвым душам» в том, что их истоки все же лежат в плутовском романе, нельзя. Поскольку для такого авантюрного произведения характерно использование такого приема: в конце повествования непременно выясняется, чем же является главный герой. Он либо подкидыш, либо человек из «простого люду», либо преодолев множество препятствий, является сыном «благородных и благодетельных родителей».

    Гоголь откажется от такого шаблона: Чичикову него - человек среднего масштаба: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так, чтобы слишком молод».

    Чичикову не чуждо стремление к наживе, а скорее и вовсе оно определяет его сознание и мировоззрение. Он даже склонен к погоне за легкой и красивой жизнью, чего нельзя сказать о героях других произведений XIX века, охарактеризованных не иначе как «лишние люди своего времени». Чичиков не лишний, он - напротив - вписался в эту эпоху и среду как нельзя лучше. И или люди не так уж и бедны материально у Гоголя, то в духовной скудности им не откажешь (другие помещики, явившиеся на страницах романа эпопеи).

    Таим образом Чичиков выходит из-под пера Гоголя вполне обыкновенной, сведенной до уровне ничем не выделяющейся среди других личностью. Такой прием можно расценить как призыв автора не только подумать над тем, каким является Чичиков, но и побуждает поразмыслить над характером тогдашнего общества, сравнить его с сегодняшним, а значит, уже с нами самими.

    В итоге каждый из нас сможет обнаружить в себе какую- то часть Чичикова. Похождения Павла Ивановича становятся важными для нас потому, что они явились результативными и наполняются нравственным и социальным содержанием, отражая в себе современную Россию.

    Россия, в которой помещики способны продать «воздух», - «мертвые души», в которой чиновники содействуют мошеннику, вместо того чтобы пресечь его антизаконную деятельность.

    Получается, что странствия Чичикова несут в себе философское и символическое значения.

    Гоголь использовал в описании жизни тогдашней России психологию и мировоззрение авантюриста для проникновения в характеры других образов и погружения в проблемы, поставленные в поэме. Образ Чичикова становится помощником автора в создании сатирического изображения типов и фигур произведения. Ведь не иначе как глубоким психологом и хорошим актером должен быть мошенник, чтобы так ловко совершать свои преступления. Другими словами, Чичиков должен сплотить помещиков, вступить с ними в сговор и стать по сути дела соучастниками преступления. Нельзя сказать по-другому, что выгода и расчет - основные инстинкты Чичикова и побудители любого его поступка, не важно, нравственного или нет, преступного или не преступного.

    Тем не менее мошенник не может себе позволить быть беспечным, он обязан ради своей безопасности и сохранности соблюдать осторожность.

    Итак, с приездом в каждую новую усадьбу, Чичиков попадает в новый мир, «государство», где он живет по своим правилам. И авантюрист обязан их учитывать. Ничто не ускользает от его зоркого взгляда. Герой понимает и видит частное. Автор обобщает его и расширяет рамки до раскрытия смысла социального и нравственного содержания. Другими словами, если Чичиков видит поверхность явлений, то Гоголь - их глубину.

    Каждый помещик у Гоголя индивидуален, а его усадьба - отдельное образование, к которому должен подстраиваться главный герой и приспосабливаться к той или иной типизации, словно хамелеон.

    В типах помещиков воссоздана тогдашняя Россия, и Гоголю нельзя отказать в мастерстве. Символичным является произведение, поскольку Чичиков покупает «мертвых» крепостных душ у живых помещичьих, но как окажется, тоже «мертвых». Поскольку они утратили Духовность и превратились в «материальную скотину». Частное стало у Гоголя типичным, выражающим общее и свойственное каждому. Этот метод помог автору воссоздать образ России той эпохи. И, на мой взгляд, только лишь Чичикова нельзя назвать «героем» этого времени. Все помещики являются «лишними людьми» и отработанным ее величеством Историей материалом. «Мертвые души» тогда перестанут быть мертвыми, когда обретут духовность и избавятся от «тины мелочей».

    Поэтому произведение Гоголя является эпическим, что характеризует типизацию помещиков как части народа и призывает нас избавиться от этой закоснелости и застарелости убеждений, призывает к духовному перерождению. Ведь если присмотреться, то среди нас и в нас - пусть даже частично - есть и Маниловы, и Коробочки, и Чичиковы, и Ноздревы, и Плюшкины...

    — поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали. Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым. Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

    Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни. Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно. Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

    Чичиков новый герой или антигерой?

    Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

    Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво. Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить. Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

    Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить. Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу. Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом. Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.





    

    2024 © mgp3.ru.