Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста былины-кладезь народной мудрости. Проектная работа "народная мудрость в пословицах и поговорках


Устное народное творчество, фольклор - это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения - эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество - это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Введение

Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.

Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.

В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.

Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:

  1. понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
  2. владение известным запасом произведений данного жанра;
  3. умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
  4. выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.

Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
  2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
  3. Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», (сост. Л.А. Ефросинина), репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «живой цветок» - схема фольклор, дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.

Ход урока

Структура урока Содержание урока Примечание
I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько.
Катилось яблоко Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет!

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выйди вон!

II. Проверка домашнего задания.

Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки)

Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества)

Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.)

Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

На доске.
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки)

В конце ответа на доске появляется «живой цветок».
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.
- Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили.
Физминутка. Играем один раз.
Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру.
III. Сообщение темы и цели. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске.
Поспешишь – людей насмешишь.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На доске.
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)

Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.

IV. Работа по теме.
1. Понятие «пословица».

Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п.

Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)

2. Работа по учебнику. - Открываем учебник страница № 23.

Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица».

Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии».

Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2.
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя.
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» Слайд 4.

Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость)

Пословицы бывают разной тематики.

Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц.

Физминутка.
3. Пословица и ее место в нашей речи. - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. Слайд 5.
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве.
- Почему так тепло народ отзывается о Москве?
Слайд 6.
Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц.
Слайды 7 - 12.

Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.

Где вы берете книги? (в библиотеке)

В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.


На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не пряник, а к себе тянет.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
На доске выписаны пословицы.

Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость)

А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет)

Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет)

О чем эти пословицы? (Они о книгах)

- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. Слайд 13.

А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука».

Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи».

Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.

Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее .
Слово горы ворочает .

Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
На словах густо, а на деле пусто .
Дело, словом не заменишь .

На все случаи жизни созданы народом пословицы.

Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре.
Физминутка. (деление на группы)
В классе только девочки,
В классе только мальчики.
В классе только… (имена учащихся)
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»

На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словами, да скуп на деле.
Щедр на слова, а на деле ни как.

Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове)

ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»

Землю солнце красит, а человека… (труд)
Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Без труда жить,… (только небо коптить)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Что посеешь,… (то и пожнешь)

Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде)

ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»


(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)

Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.
VI. Итог.

Что такое пословица?

Чему учит нас пословица?

Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное:

Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся)
Средним – прочитать пословицы в учебнике и подобрать свои по каждой теме, нарисовать рисунок к одной из своих пословиц.
Слабым – прочитать пословицы и раскрыть их смысл. Нарисовать рисунок к одной из них.

Литература

  1. Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
  2. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
  3. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
  4. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
  5. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
  8. Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
  9. Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.

Кемерово МБДОУ №199
Тема: «Былины – как источник, народной мудрости».
Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах.
Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.
Содержание организованной деятельности:
1. Беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матушкой.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину)
- А каких богатырей вы знаете? (Перечислить)
- Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности)
- Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята. а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры!)
- Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….)
2. Пословицы.
- Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов.
-Кто смел, тот на коня сел.
- Смелость города берёт.
- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят.
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
3. Игра-хоровод «Дуб- дубок»
- Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему?
(Дуб, он огромный. могучий, высокий, крепкий…)
- Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба), чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные герои
У нас рос дубок- вот таков!
Корень его- вот так глубок!
Листья его- вот так широки!
Ветки его – вот так высоки!
Ах ты, дубок, как ты могуч!
А на ветру как ты скрипуч!
Дай мне силы, отваги,добра!
Чтобы землю родную,
Защитить от врага!
4. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов)
- Кто был надежным, верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам; огромные, огромные, могучие, выносливые…)
5. Драматизация богатырских потешек.
- Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи, взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки)
Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый-
От врагов защищена
Наша матушка- земля!
Не скакать врагам по родной земле,
Не топтать коням землю русскую,
Не затмить им солнце красное
И не брать им в плен красных девушек!
Ой, вы гой еси, люди добрые,
Много ходим мы по родной земле,
Охраняем мы землю Русскую,
От врагов лютых. Гостей непрошенных,
Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется!
- Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями?
(Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым…..)
6. Рассматривание богатырских доспехов.
- Обратите внимание на то, как одеты богатыри!
(Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны)
- Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом.
7. Рисование узора на рукоятке меча пером.
- Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек. Давайте вспомним, что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство…)
8. Итог.
- В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми, не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор - народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов - folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми - оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: - мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе - час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается "Слово о полку Игореве".

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу - с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки - это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.







2024 © mgp3.ru.