Лихачев егэ. Из письма Д.С


Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе современного образца. Ученый считает, что причинами этого явления есть общее падение культурного уровня в мире, засилье техники, агрессивное воздействие “популярной культуры”.

По мнению Лихачева, истинной культуре свойственно превращать людей в мягких, интеллигентных, понимающих окружающих, при этом воздействию “массовых культур” характерна агрессия, подавление лучших душевных побуждений человеческой натуры. Автор между тем убежден, что только классике характерно наполнить сердце высоким содержанием, и превратить человека в терпимого, способного на высокие порывы и мудрого индивидуума.

По мнению Лихачева, в интеллигента может превратиться лишь тот из людей, кто сумел обогатить себя прекрасным смыслом, содержимся в классической культуре. Исключительно в этом случае нашу жизнь именно культура наполнит высоким содержанием. Действительно, благодаря ознакомлению с классической

литературой, классическими видами искусства человек делается тоньше, становится внимательнее к ближнему, начинает постигать все нюансы в отношениях между людьми. Классике и традициям свойственно учить человечество самоуважению.

Тема падения культуры при наличии развития материальных благ рассматривается на многих страницах повести “Дочь Ивана, мать Ивана”. Распутиным был создан образ героини по имени Тамара Ивановна, которая с изумлением наблюдает, как традиционные ценности сменяются товарами народного потребления, одновременно с этим, окружающая действительность напоминает рынок, являющийся аналогией джунглей, где действует право богатого, а значит сильного. Женщину принуждают обстоятельства к защите чести дочери, и всего народа от богатых пришельцев, которым не видна сила в нас, способная оказать противостояние их агрессии. Однако исконная русская культура наряду с традиционными жизненными ценностями все же обладают такой способностью.


Другие работы по этой теме:

  1. Даниил Гранин, повествуя о Д. Лихачеве, решил коснуться достаточно актуальной для нынешнего времени проблемы, связанной с сохранением архитектурных памятников. От лица автора ведется рассказ о...
  2. Проблема, которую поднял автор текста Известный русский академик Д. С. Лихачев в одном из своих “Писем о добром и прекрасном” рассуждает о важности привития любви...
  3. Языку, на котором говорит человек, и языку народа отводится ключевая роль в человеческой жизни. Ведь используя язык, мы развиваем свое мышление и думаем обо всем,...
  4. Предшествующие поколения оставили нам огромное и неоценимое богатство в виде архитектурных памятников, парков и скверов, литературных и живописных творений, улиц и старинных домов, семейных фотографий....
  5. В тексте Д. С. Лихачева в центре внимания автора находится проблема истинного патриотизма. Рассматривая данную проблему на примере культурных ценностей, автор пишет: “русский народ получил...
  6. Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание “интеллигентный человек”, но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать “интеллигентность” с “образованностью”,...
  7. Всякий раз, с наступлением в государстве политических или социальных изменений, меняются города, их архитектура, наименование улиц. Это считается знаком наступающих перемен в обществе, и одновременно,...
  8. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...

Уважаемые одиннадцатиклассники!

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»

стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»

заставляет читателя обратить внимание на…

призывает читателя…

считает, что…

убеждает нас в том, что

утверждает, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что...

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

поражается (чему?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что....

не может мириться с тем, …

выражает тревогу…

обращает внимание на то, что…

«…» - в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.

В тексте доказывается мысль о том, что «…»

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ТЕКСТ

ПРОБЛЕМА - роль филологии в человеческом мире

Из письма Д.С. Лихачёва «Об искусстве слова и филологии»

1)Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры...

2)...литература - это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. 3)Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, создают эмоциональность текста. 4)Подобно тому, как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в литературе преодолеваются обычные словарные значения слова. 5)Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, каких не найдёшь в самых лучших исторических словарях русского языка.

6)Филология лежит в основе... всей человеческой культуры . 7)Знание и творчество оформляется через слово, и через преодоление косности слова рождается культура. 8)Филология сближает человечество - современное нам и прошлое. 9)Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий... на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур.

10)Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. 11) А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. 12)Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

13)Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова », ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её. (По Д.С.Лихачеву)

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

Человек в литературе Древней Руси

Поэтика древнерусской литературы

Художественное наследие Древней Руси и современность

«Слово о полку Игореве» и культура его времени

Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)

Я вспоминаю

Книга беспокойств

Раздумья

Об интеллигенции

Письма о добром и прекрасном

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

___________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу

Источник задания: Решение 3559. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. (2)Мы не знаем о себе самых простых вещей. (3)И не думаем об этих простых вещах.

(4)Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, - память. (5)В созидании культуры участвуют многие поколения людей. (б)Культура человечества - это не гении, рождающие всё из себя. (7)Гении создаются на определённой почве культуры.

(8)Культура передаётся из поколения в поколение, накапливается. (9)При этом память вовсе не механична. (10)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (11)Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путём преодоления ошибок и вопреки порой трагической гибели величайших ценностей.

(12)История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, её углубления и совершенствования.

(13)Удивительное свойство памяти! (14)В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе - активнее, чем злое. (15)С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, повышается эстетический уровень восприятия и творчества, создаётся знание.

(16)Память активна. (17)Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. (18)Она владеет умом и сердцем человека. (19)Память противостоит уничтожающей силе времени и накапливает то, что называется культурой. (20)Память - преодоление времени, преодоление смерти. (21)В этом её величайшее нравственное значение. (22)Беспамятный - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, бессовестный, а следовательно, в какой-то мере и неспособный на бескорыстные поступки.

(23)Показатель культуры - отношение к памятникам. (24)Вспомните строки Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(25)Животворящаясвятыня!

(26)3емля была б без них мертва...

(27)Поэзия Пушкина мудра. (28)Ни одно слово в ней не лишено смысла. (29)Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? (30)Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому, что она одно из слагаемых культуры.

(31)Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная природа такая родная, приласканная. (32)Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. (ЗЗ)Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. (34)Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. (35)Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определённом месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. (36)Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. (37)Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

(38)Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи - как результат семейной памяти, культура народа - народной памяти. (39)Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. (40)И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

(41)Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (42)Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам; для его нравственной самодисциплины и социальности.

(43)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (44)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. (45)Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.

(По Д. С. Лихачёву)

Задание 24. «Дмитрий Сергеевич Лихачёв размышляет о том, что всегда было для него, историка литературы и культуры, одной из важнейших ценностей, - о памяти как о творческом процессе. Проводя параллели с возделыванием почвы, земли, автор использует тропы: (А)____ (в предложении 7, "крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой" в предложении 31) и (Б)____ (в предложениях 1, 32, 34). Ведя повествование в присущем ему спокойном, рассудительном тоне, публицист вовлекает читателя в беседу, в чём ему помогает приём - (В)____ (предложения 29-30). Подводя итог своим размышлениям, он использует яркий, привлекающий к себе внимание приём - (Г)____ (предложения 43-44)».

Список терминов:

1) книжная лексика

2) риторическое восклицание

3) вопросно-ответная форма изложения

4) градация

5) олицетворение

6) метафора

7) риторическое обращение

8) синтаксический параллелизм

9) сравнение

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – троп.

Б – троп.

В – синтаксическое средство.

Г – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 5, 6, 9.

Синтаксические средства: 2,3,7, 8.

Лексические средства: 1, 4.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – метафора 6

Б – сравнение 9 (они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные)

В – (29)Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? (30)Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому, что она одно из слагаемых культуры. Вопрос – ответ,3

Г – (43)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (44)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Предложения схожи по строению. Синтаксический параллелизм 8

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты...

(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.

(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.

(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.

(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советски й и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) Память – это одно из важнейших свойств бытия; с её помощью человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навык и, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть.
2. Проблема взаимосвязи памяти и совести. (Как взаимосвязаны память и совесть?) Совесть – это память плюс моральная оценка поступков, поэтому совесть не существует без памяти.
3. Проблема воспитания человека. (Какую роль в воспитании человека играет память о прошлом?) Важно воспитать человека, помнящего прошлое. Настоящего человека можно воспитать только с опорой на память: семейную, народную, культурную.
4. Проблема памяти как свойства бытия. (Свойственна ли память только человеку?) Память – одно из величайших свойств бытия: она свойственна не только человеку, но и всему сущему.
5. Проблема утраты памяти, беспамятства. (Кто такой «беспамятный» человек? К чему приводит утрата памяти?) Утрата памяти рождает безответственность, «беспамятный» человек – неблагодарный, безответственный.
6. Роль семьи в становлении нравственной личности. (Почему важно воспитываться в моральном климате памяти? Какую роль в этом играет семья?) Семья должна воспитывать человека в моральном климате памяти, и семейные фотографии – прекрасное пособие по воспитанию, поскольку приучают уважать труд предков, их традиции, обычаи, их могилы.
7. Соотношение личной памяти человека и исторической памяти народа. (Как соотносятся личная память человека и историческая память народа?) Как личная память человека формирует его совесть, так историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.

Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью». Из его школьных друзей никто не сохранился. «Подавленность - этого состояния у меня не было. В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. Перечить существующим теориям. Например, я сделал доклад против дарвинизма. Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.

Я был карикатурист, рисовал на школьных учителей. Они смеялись вместе со всеми. Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. Когда меня проваливали в Академии наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. Три раза проваливали!»

Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. Всякое несчастье шло мне на пользу. Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.

Гонения персональные начались в семьдесят втором году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. Это шестьдесят пятый год. А тут, в семьдесят втором году, остервенели. Запретили упоминать меня в печати и на телевидении».

Скандал разразился, когда он выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары, евреи много значили для России.

В 1977 году его не пустили на съезд славистов.

Членкора Академии наук Лихачеву дали в 1953 году. В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м - отклонили.

Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере - Невский проспект, портик Руска. «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».

Он извлек древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.

У него ко всему был свой подход: ученые-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. Лихачёв - за то, что они лишают человека свободы воли.

Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина

Даже в случаях тупиковых, -говорит Дмитрий Сергеевич,- когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос.

Показать текст целиком

Даниил Александрович Гранин-русский советский писатель, общественный деятель, поднимает проблему умения достойно переживать жизненные трудности.

Поднятая Даниилом Граниным проблема является актуальной и на сегодняшний день. Автор проиллюстрировал то, как Дмитрий Лихачев с достоинством переживает жизненные трудности. Еще со школьных времен его поощряли за смелость мысли, наверное, поэтому в нем воспитались такие способности, как противостоять обстоятельствам, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и извлекать уроки из всякого несчастья.

Автор убежден, что человек имеющий качества присуще Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, сможет с достоинством пережить жизненные преграды. Даниил Гранин призывает извлекать уроки из всякого несчастья, не обижаться и не падать духом.

Я полностью согласна с мнение автора, который призывает иметь свой подход к жизненным трудностям. Действительно, для того чтобы с достоинством пережить трудности жизни, нужен сильный характер,смелость мысли, своя точка зрения.

Пример того, насколько человек был сильный духом, как его не сломила жизнь при всех несчастьях, обрушившихся на него, мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Г

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2






2024 © mgp3.ru.