Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке. Спряжение


III. Спряжение глагола.

Спряжение - ϶ᴛᴏ изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и в прошедшем времени и сослагательном наклонении по родам.

Но само понятие ʼʼспряжениеʼʼ не имеет единого толкования. Оно может пониматься, как изменение глагола: - по лицам, числам, временам.

По лицам, числам, наклонениям

Для обозначения совокупности всœех форм чаще используется понятие парадигма, которая должна быть суженой и комплексной.

Учитывая зависимость отсистемы окончаний в личных формах единственного и множественного числа, настоящего и будущего простого времени всœе глаголы разделяются на два спряжения: I и II.

К I спряжению

1 лицо – у//ю

2 лицо – ешь

3 лицо – ет

Множественного числа:

1лицо – ем

2 лицо – ете

3 лицо – ут//ют

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ишь

3лицо – ит

Множественного числа:

1 лицо – им

2 лицо – ите

3 лицо – ат//ят

Выделяется группа глаголов с особенностями в спряжении. Это разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить. Эти глаголы образуют личные формы по I и II спряжению:

ПР: бежать, чтить – образуют личные формы по II спряжению, кроме формы 3 лица мн. числа.

Хотеть – в ед.ч. – по I спряжению,

Во мн.ч. – по II спряжению.

Глаголы: есть, нужноесть, дать, создать – сохраняют пережиточные формы древнерусского атематического спряжения. Οʜᴎ иногда выделяются в особое архаическое спряжение.

ПР: Ем дам

Едим дадим

Едите дадите

Едят дадут

Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Поставить глагол в Inf.

2. Это глагол на –ить?

Глагол 3. Входит ли в число 11 глаголов-исключений?

II спряжения (гнать, дышать, держать, слышать; видеть,

Кроме: брить, стелить, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть,

Зыбиться, зиждиться. Зависеть, терпеть)

Глагол II спряжения Глагол I спряжения

При этом некоторые глаголы не имеют полной парадигмы личных форм. Образованию и употреблению тех или иных форм могут препятствовать:

1. Лексическое значение, несовместимое со значением форм 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа;

2. Неблагозвучие форм;

3. Омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

Это ʼʼнедостаточные ʼʼ глаголы.

1) ПР: глаголы: телиться, нестись, кипеть, сквозить, гаснуть, мерцать. ржаветь… несовместимо со значением 1-го и 2-го лица (кроме употребления в переносном значении)

ПР: глаголы: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться… о действиях нескольких лиц, но не одного.

2) ПР: неблагозвучные формы образуют глаголы II спряжения с основой на –т, д, з, с: победить, шелœестеть, колесить, грезить, гвоздить, убедить, чудить, ощутить…

3) ПР: глаголы: дерзить, бузить, лишить имеют омонимичные формы (держу – держать, бужу – будить, лишу – лишить ).

Помимо этого существуют глаголы, которые могут образовывать два варианта одной формы. Это ʼʼизобилующие ʼʼ глаголы:

ПР: мяукать, брызгать, капать (мяукает – мяучет, брызгает – брызжет, капает – каплет) .

Более предпочтительными являются формы с чередованием согласных. При этом в некоторых случаях крайне важно учитывать семантику и особенности употребления:

ПР: Двигает (мебель), движет (порыв, чувство), брызгает (белье, когда гладят), брызжет (вода из шланга), метает (целœенаправленное действие), мечет (разнонаправленное, хаотическое), капает (повсœеместно), каплет (падает по капле).

III. Спряжение глагола. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "III. Спряжение глагола." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

    Спряжение – изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

    Определяем спряжение глагола по личному окончанию

    В русской речи у глаголов два спряжения.

    В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

    Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.

    Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.

    • Конь бежит , земля дрожит , упадет – весь день лежит .
    • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

    Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

    Если ударение идет на корень, примените правило.

    • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
    • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
    • В других вариантах – 1 спряжение.
    • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
    • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.

    Потренируемся.

    Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.

    Подливает – подливать – 1 спряжение.

    Окапывает – окапывать – 1 спряжение.

    Белит – белить – 2 спряжение.


    Не забываем о разноспрягаемых глаголах

    Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

    • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
    • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
    • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
    • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
    • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
    • Мысли бегут вразброд. 1 спр.


    Запоминаем исключения

    • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

    Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

    Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

    • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
    • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.


    Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

    Вопрос о том, как определить спряжение глагола, является довольно проблематичным даже для русскоязычного населения. Чтобы окончательно разобраться в этом, необходимо понять строгий алгоритм вычисления спряжения и выбора правильной гласной буквы окончания глагола.

    Если ударение выпадает на окончание глагола.

    Для примера возьмем глаголы – «встаешь», «вершишь» (окончания –ешь и –ишь). Ставим их в третье лицо множественное число – получаем «встают» (окончание –ют) и «вершат» (окончание –ат).

    Сверяем с окончаниями первого и второго спряжения: –ут, -ют и –ат, -ят соответственно. Получается, что глагол «встаешь» («встают») относится к первому спряжению, а «вершишь» («вершат») – ко второму.

    Как определить спряжение глагола в безударной позиции окончания.

    Существует грамматическое понятие в русском языке – неопределенная или безличная форма глагола. Для постановки любой из них в данную форму, нужно задать вопрос – что делать? (что сделать?).

    Например, глаголы «колет», «бормочет». Ставим их в неопределенную форму, получается – колоть и бормотать. Теперь обратите внимание на буквы, стоящие перед –ть: в данном случае это «о» и «а». Окончания, которые соответствуют в неопределенной форме 1 и 2 спряжению необходимо запомнить.

    Алгоритм такой – вспоминаем, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитиве, запоминаем окончания для первого спряжения:

    Ранее рассматриваемые глаголы «колоть» и «бормотать» оба принадлежат к первому спряжению.

    Ко второму будут относиться инфинитивные формы, заканчивающиеся на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) и ряд исключений, которые необходимо запоминать.

    Определимся непосредственно с окончаниями, которые будут соответствовать глаголам 1 и 2 спряжения в разных лицах и числах. Для этого нам понадобится глагол, который мы проспрягаем – это будет «сеять» (1 спряжение) и «бросить» (2 спряжение).

    В инфинитиве глагол «сеять» очевидно относится к первому спряжению, мы можем это определить по окончанию. В итоге получаем – я се(ю), ты се(ешь), он се(ет), мы се(ем), вы се(ете) и они се(ют).

    В скобочках указаны окончания 1 спряжения, в 1 лице ед.ч. и 3 лице мн.ч. оно может быть также –у и –ут соответственно. Например в глаголе «сказать» (инфинитив) эти формы будут – «скаж(у)» и «скаж(ут)».

    Обратимся теперь к глаголу второго спряжения «бросить» и проспрягаем его, смотрите таблицу.

    По окончанию нетрудно понять, что это глагол второго спряжения. Изменяем по лицам и числам – я брош(у), ты брос(ишь), он брос(ит), мы брос(им), вы брос(ите), они брос(ят).

    Правильное определение окончаний на письме влияет не только на глаголы, написание которых можно иногда просто угадать. Это необходимо при грамотной постановке суффиксов в причастиях настоящего времени. Поэтому данный вопрос затрагивает сразу несколько тем в грамматике русского языка.

    Теперь попробуем определить правильное написание окончаний глаголов в предложенном тексте:

    «Почему ты об этом спрашива(ешь)?» — удивился он. – «Не знаю, скоро прилет(ят) голуби, и письмо будет у меня».

    У нас есть два выделенных глагола – их инфинитивы «спрашивать» и «прилетать». Казалось бы в первом случае это глагол, относящийся к первому спряжению и соответственно его окончание –ешь. А что со вторым, ведь окончание –ят относится ко второму спряжению, а инфинитив указывает на первое?

    Дело в том, что окончание –ать в инфинитиве ударное. В этом случае мы не можем по нему определять падеж, нам нужно прикинуть мысленно какие окончания будут соответствовать различным лицам и числам для данного глагола и поймем, что перед нами первое спряжение:

    Становится понятно, что важно не только, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитивной форме. Нужно понимать, что инфинитив с ударной позицией в окончании не является определителем спряжения.

    Остается важный вопрос для обсуждения – исключения, относящиеся всегда ко второму спряжению, хотя заканчиваются не на –ить. Их просто нужно запомнить и держать в голове как таблицу умножения, применяя при необходимости.

    Подобных исключений одиннадцать, вопрос того, как выучить неправильные глаголы, волнует многих. Наилучший вариант – заучить как детскую считалочку, а выглядит она так:

    «Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть».

    Учится считалочка за пару минут и действительно прочно запоминается. Как использовать знания об этих глаголах?

    Проспрягаем один для наглядности:

    инфинитив Обидеть (2 спряжение)
    Я обиж(у) Мы обид(им)
    Ты обид(ишь) Вы обид(ите)
    Он обид(ит) Они обид(ят)

    Глаголы-исключения первого спряжения

    Вспомним, что у первого спряжения тоже есть исключения – это глаголы, заканчивающиеся на характерные для второго спряжения окончания в инфинитивной форме – брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Последние, конечно, редко встретишь и на письме, но один стоит проспрягать в качестве примера.

    Действительно, некоторые формы вызывали сомнения, вполне можно было бы написать, например, «он стелит» или «мы стелим». Во избежание недоразумений придуманы исключений, которые легко запоминаются.

    Разноспрягаемые глаголы

    Кроме всех указанных ранее исключений стоит отметить существование разноспрягаемых глаголов. То есть вы не сможете их изменять по правилам только 1 и 2 спряжения, такие глаголы нужно также запомнить.

    Итак, глаголы, которые не изменяются в лицах и числах по обычному алгоритму – бежать, хотеть, а также дать и есть. Пример:

    Формы единственного числа соответствуют 1 спряжению, окончания во множественном числе относятся ко второму. Это важно запомнить, дабы не написать «хочит» вместо «хочет» с непривычки. Первое время глаголы-исключения заучиваются, в дальнейшем формы автоматически вспоминаются, и вы удивитесь, насколько просто определять спряжение.

    Напоследок подведем итоги, для выявления спряжение глагола:

    1. Посмотрите, на какое место падает ударение. Если это окончание, поставьте глагол в форму, которая соответствует местоимению «они», и определите спряжение.
    2. В противном случае ставим глагол в инфинитивную форму. По окончании определяем спряжение, вспомнив предварительно, не является ли глагол исключением.

    Определение спряжения глагола не настолько сложная тема, просто необходимо запомнить порядок действий и держать наготове ряд имеющихся исключений.

    Видео про то как определить спряжение глагола

    Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

    Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

    Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

    Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

    Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

    Некоторые тонкости

    Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

    Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

    Виды

    Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

    Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

    Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

    Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

    Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

    Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

    Пример использования на практике основного правила

    1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
    2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
    3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
    4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

    Сопряжение глаголов

    Отдельные нюансы

    Глаголы брезжить, бежать и хотеть занимают особое место среди своих собратьев. Языковеды определили, что при изменении данных лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1, так и 2 спряжения. По этой причине их называют разноспрягаемыми.

    Лингвисты выделяют глаголы «есть» и «дать» в отдельную группу, потому что при изменении они показывают личные окончания, не относящиеся к традиционным. Их уникальность и обуславливает определение их в отдельную группу.

    Видеоурок. Спряжение глагола в русском языке

    Спряжение глаголов 1 часть. Что нужно знать, чтобы определить спряжение.

    Вывод

    Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало трудностей. Потратьте немного времени и качественно выучите правило, которое поможет не делать орфографических ошибок на письме во время выполнения экзаменационных заданий.

    Реферат на тему: «ГЛАГОЛ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

    ЧАСТЬ РЕЧИ»

    По дисциплине «Русский язык и культура речи»

    Подготовил

    Студент 2 курса 521 группы

    Сошников Артем

    Преподаватель

    по русскому языку и культуре речи:

    Королева Виоллета Юрьевна

    Введение

    Раздел 1.Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности.

    Раздел 2. Основы глаголов.

    Раздел 3. Спряжение глаголов.

    Раздел 5. Переходные и непереходные глаголы.

    Раздел 6. Наклонения спрягаемых глаголов.

    Список использованной литературы.

    Введение

    Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

    Глагол отвечает на вопрос “ Что делать?”, «Что сделал?», «Что сделает?».
    Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:
    1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть,ходить)
    2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.
    3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься,прорешать,сказать,вообразить)
    4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)
    5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)
    6. Состояние (или его изменение) природы (вечереет, подмораживает, светает)

    Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.
    Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.
    Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.
    В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода.



    Раздел 1. Неопределённая форма глагола (инфинитив):

    Семантика и грамматические особенности

    Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности

    Инфинитив – это форма глагола, называющая процесс в наиболее отвлечённом виде, безотносительно к наклонению, времени, лицу и числу: говорить, играть, радоваться.

    По семантике глаголы в инфинитиве уподобляют отглагольным существительным, те и другие передают действие, состояние и отношение вне его связи с производителем. «Глаголы обобщают действия (идти, писать, строить) , состояние (болеть, страдать), проявление признака (стареть, тяжелеть) , разные этапы процесса (начинать, продолжать, кончать) , пространственные отношения между предметами (Дом отстоит от деревни на полкилометра) , чувственные отношения между предметами (любить, ненавидеть, уважать, бояться) , обладание (иметь, владеть, обладать) и т. п.» [Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения.] Отличие же их состоит в том, что инфинитив характеризует действие, состояние и отношение как процесс (читать, плавать, бегать) , а имена существительные – опредмеченно (чтение, плавание, бег) .

    С именем существительным инфинитив связан и по происхождению: историки языка утверждают, что инфинитив представляет собой застывшую форму дательного падежа, обособившуюся от других форм субстантива в доисторическую эпоху. А.М. Пешковский писал, что неопределённая форма представляет собой «изолированный падеж глагольных существительных женского рода на –ть, -чь, потерявших все остальные падежи свои <…>. Таким образом, когда-то, когда она не была еще тем, чем она является сейчас, эта категория обозначала действие как предмет, то есть приблизительно так, как сейчас оно обозначается в существительных взятие, горение, молитва, прыжок и т. п. Но в настоящее время предметности здесь или совсем, или почти нет» [Пешковский, 1938].

    В современном языкознании представлены две точки зрения на природу инфинитива и его связи с другими разрядами глагольной лексики:

    1) инфинитив признается начальной (изменяемой) формой глагола, поэтому его финальная часть - ть, -ти, -чьназывается окончанием;

    2) инфинитив рассматривается как отдельный неизменяемый разряд в системе глагольных слов (наряду со спрягаемыми формами, причастием и деепричастием), и поэтому - ть, -ти характеризуются как формообразующие суффиксы.

    В отличие от других глагольных форм инфинитив в предложении имеет широкий функциональный диапазон: он способен выполнить любую синтаксическую функцию, свойственную имени существительному:

    подлежащего: Писать– не языком чесать (Посл.);

    сказуемого или его компонента:Курить – здоровью вредить (Посл.);

    дополнения: Алексей просил хранитьэто втайне (Б.П.) ;

    обстоятельства цели: Мы ехали на аэродром встретитьтоварища (В.Суб.);

    несогласованного определения: Он дрался с врагами на горящем танке, он защищал её свободу, её право учиться, её честь и жизнь (Б.П.) ;

    главного члена (или его компонента) односоставного предложения: Он начал устраивать своё жильё, ведь ему здесь жить и работать.

    Инфинитив может быть зависимым и независимым. Если инфинитив употребляется вместе со спрягаемой формой глагола, он может быть субъектным и объектным. Субъектнымназывается инфинитив, используемый в сочетании с формами других глаголов или компонентом сказуемого, выраженным именем, для обозначения одного и того же лица: Петр решил поехатьна отдых в Крым (Петр решил, Петр поедет). Объектный инфинитив употребляется в качестве зависимой формы при других глаголах и словосочетаниях, обозначающих действия разных живых существ: Он попросил сестру убратьсо стола наивную памятку весны (Б.П.) (он просил, уберёт сестра).

    Раздел 2. Основы глаголов

    Традиционно выделяют две основы глагола:

    1.Основа инфинитива.

    2.Основа настоящего времени, от которой образуются все формы глагола.

    Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

    Основа инфинитива–прошедшего времени.Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса - л: чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л. Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на - чь (береч ь берёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на - ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , - сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

    Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

    · прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, - о, - и), знал (-а, - о, - и);

    · сослагательное наклонение: взял (-а, - о, - и) бы, рассказал (-а, - о, - и) бы ;

    · компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, - ет, -ем, -ете, -ут) читать;

    давай (те) работать.

    · Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

    Основа настоящего (или будущего простого) времени.Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

    Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор", читают – читай, нарисуют – нарисуй.

    Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы:

    · личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (- ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

    · личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, - ет, - ем, - ете, -ют) ;

    · формы повелительного наклонения: играй (те);

    · окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

    · компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

    Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые); деепричастия несовершенного вида: читая.

    Раздел 3. Спряжение глаголов.

    Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

    Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

    I спряжение II спряжение

    Образцы 1-ого спряжения:

    Образцы 2-ого спряжения:

    Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

    Способы определения спряжения глагола.

    Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

    Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

    Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

    Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:ко II спряжению относятся:

    · все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

    · 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;

    · 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

    Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

    Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

    Особоспрягаемыми(относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

    Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

    Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

    Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

    Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.





    

    2024 © mgp3.ru.