Из этого произведения слова: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком. Фелица


Подобный материал:
  • «Слова о полку Игореве» , 72.19kb.
  • Кто же автор поэмы «Слово о полку Игореве»? , 314.67kb.
  • План работы Введение. «Слово о полку Игореве» как переводческая проблема: «Слово» слово, , 312.02kb.
  • 10-11 классы I. Дайте краткий ответ на вопросы: 1 Назовите героя-резонера в драме , 24.71kb.
  • Контрольная работа по литературе 1 уровень Основная идея «Слова о полку Игореве» , 55.24kb.
  • План конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, , 121.53kb.
  • , 45.65kb.
  • А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них , 44.67kb.
  • Литература ХI хiх веков курсовая работа «Проблема жанра Слова о полку Игореве» , 309.49kb.
  • Литература в XІІ начале XIII в на примере «Слова о полку Игореве» , 81.43kb.
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра русского языка и литературы

ЗАДАНИЯ ВТОРОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТУРНИРА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(8-9 классы)

I. Дайте краткий ответ на вопросы:

1) Какой художественный прием использовал автор «Слова о полку Игореве» в следующем отрывке: «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в степи незнаемой, среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была засеяна, а кровию полита: горем взошли они по земле Русской» ?

2) В «Слове о полку Игореве» есть два вставных эпизода, не связанных с основным сюжетом (походом Игоря). Один эпизод – это «Плач Яросласвны». Назовите второй эпизод.

3) Комедия Д.И. Фонвизина называется «Недоросль». Кого называли недорослями в XVIII веке?

4) К кому обращается Г.Р. Державин в произведении «Фелица»?

Мурзам своим не подражая

Почасту ходишь ты пешком

И пища самая простая

Бывает за твоим столом…

5) О каком произведении Н.М. Карамзина А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Н.М. Карамзиным, как Америка - Колумбом» ?

6) Сколько времени длилось путешествие героя из Петербурга в Москву (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)?

7) Какое произведение было создано Н.М. Карамзиным во время поездки по Европе?

8) Определите стихотворный размер. Из какого произведения В.А. Жуковского взят этот отрывок?

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон.

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

9) По какому историческому поводу было написано стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»?

10) Какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

11) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» два героя-резонера. Один из них – Чацкий. Назовите другого.

12) Как называется строфа, которая состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрестная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие? Каждая такая строфа рисует законченную картину.

13) Какое стихотворение было написано А.С. Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

14) Какую форму для своего романа «Капитанская дочка» избрал А.С. Пушкин?

15) К какому стихотворению А.С. Пушкина предпослан следующий эпиграф: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» (Г.Р. Державин)?

16) Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна».

17) Какая из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

18) Какой эпизод является кульминацией сюжета в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

19) Какой юбилейной дате было посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

20) Какое произведение Н.В. Гоголя заканчивается фразой: «Скучно на этом свете, господа»?

21) О ком из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» говорится, что «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» ?

22) В большинстве художественных произведений принято деление героев на положительных и отрицательных. Назовите положительного героя комедии «Ревизор».

23) Кто в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

24) У кого из помещиков «Мертвых душ» был в усадьбе «храм уединенного размышления»?

25) На могиле какого писателя XIX века высечены слова: «Имя и дела твои бессмертны, но для чего пережила тебя любовь моя»?

II. Напишите сочинение-фантазию на тему:

«Сон в зимнюю ночь »

История создания

Ода «Фелица» (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврии­ла Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом но­вого стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: "Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татар­ ским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам сво­ им в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». Свое необыч­ное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим име­нем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характе­ризующей ее окружение.

Известно, что сначала Державин не хотел печатать это стихотворение и даже скрывал авторство, опасаясь мести влиятельных вельмож, сатири­чески изображенных в нем. Но в 1783 году оно получило широкое рас­пространение и при содействии княгини Дашковой, приближенной им­ператрицы, было напечатано в журнале «Собеседник любителей русского слова», в котором сотрудничала сама Екатерина II. Впоследствии Держа­вин вспоминал, что это стихотворение так растрогало императрицу, что Дашкова застала ее в слезах. Екатерина IIпожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность авто­ру она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт.

Основные темы и идеи

Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеали­зируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисо­ванный им образ:

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает. –
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, на­рисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость – ведь любой из задетых им вельмож мог разделать­ся за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спас­ло Державина.

Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать за­кону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.

Эта любимая мысль Державина звучала смело, и высказана она была простым и понятным языком.

Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сапфирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

Художественное своеобразие

Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное – рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

«Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже по­казана обытовленно («Не дорожа свои покоем, / Читаешь, пишешь под налоем...»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ,а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным снатуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных лю­дей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обста­новки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными. Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впослед­ствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Держа­вин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные события, в «смешанной оде» «стихотворец может гово­рить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии – «поэзии действительно­сти», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина.

Значение произведения

Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить». Как справедливо указывает исследователь творчества поэта В.Ф. Ходасевич, Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Ека­терины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он по­нимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа. И, быть может, – развивает свою мысль Ходасевич, – доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», – он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант I

I. 1.В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

2.Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

3.Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

5.Центральной эстетической категорией сентиментализма является …

Что лежало в основе определения «штиля» произведения?

К кому обращена ода Г. Р. Державина «Фелица»?

Кем являются главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II

I. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа. 1.Истоки мирового классицизма – …

2.Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

3.Образцовой классицистической комедии не свойственно …

4.Героями классицистических од обычно становились …

5.Первый в России детский журнал назывался …

6.Предметом произведений Н. М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.

А) М. В. Ломоносов

В) А. Н. Радищев

Б) Г. Р. Державин

Г) Н. М. Карамзин

Укажите определение жанра оды.

Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

Укажите жанр произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

(для учащихся 9 класса)

Вариант I



    1. В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

    1. Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

    1. Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

    1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является …


1) высокие жанры

А) комедия

2) низкие жанры

Б) сатира

В) трагедия

Г) эпопея

Д) басня

Е) ода


  1. Какой общественный деятель и просветитель добился открытия в Москве первого русского университета?

  1. К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?


  1. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке? Правильных ответов может быть несколько.

  1. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  1. Какой момент в повествовании можно считать завязкой действия?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II


  1. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа.

    1. Истоки мирового классицизма – …

    1. Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

    1. Образцовой классицистической комедии не свойственно …

    1. Героями классицистических од обычно становились …

    1. Первый в России детский журнал назывался …

    1. Предметом произведений Н.М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.


  1. Кто из авторов XVIII века вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения?

А) М.В. Ломоносов

В) А.Н. Радищев

Б) Г.Р. Державин

Г) Н.М. Карамзин

  1. Укажите определение жанра оды.

  1. Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

  1. Какой художественный приём использует автор в этом отрывке? Ответ может быть только один.

  1. Укажите жанр произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. В чём видит автор причину трагического конца повести «Бедная Лиза»?

  1. Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

Ключ к тесту по разделу «Русская литература XVIII века»

(для учащихся 9 класса)

Вариант I
I.


1

2

3

4

5

6

А

В

Б

Б

Г

Б

II.


1

2

В, Г, Е

А, Б, Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

Г

А, Б, В

А

Г

Вариант II
I.


1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Г

В

Г

II.


1

2

3

4

Е

А, В, Ж

Б, Г

Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

А

Б

В

Г

Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество – 21 балл

Вариант II

Максимальное количество – 20 баллов

1. В 1781 г. была напечатана, в небольшом числе экземпляров, написанная Екатериною для пятилетнего внука ея, великого князя Александра Павловича, Сказка о царевиче Хлоре . Хлор был сын князя, или царя киевского, во время отсутствия отца похищенный ханом киргизским. Желая поверить молву о способностях мальчика, хан ему приказал отыскать розу без шипов. Царевич отправился с этим поручением. Дорогой попалась ему на встречу дочь хана, веселая и любезная Фелица . Она хотела идти провожать царевича, но ей помешал в том суровый муж ея, султан Брюзга, и тогда она выслала к ребенку своего сына, Рассудок. Продолжая путь, Хлор подвергся разным искушениям, и между прочим его зазвал в избу свою мурза Лентяг, который соблазнами роскоши старался отклонить царевича от предприятия слишком трудного. Но Рассудок насильно увлек его далее. Наконец они увидели перед собой крутую каменистую гору, на которой растет роза без шипов, или, как один юноша объяснил Хлору, добродетель. С трудом взобравшись на гору, царевич сорвал этот цветок и поспешил к хану. Хан отослал его вместе с розой к киевскому князю. «Сей обрадовался столько приезду царевича и его успехам, что забыл всю тоску и печаль.... Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет».

Эта сказка подала Державину мысль написать оду к Фелице (богине блаженства, по его объяснению этого имени): так как императрица любила забавные шутки, говорит он, то ода эта и была написана во вкусе ея, на счет ея приближенных.

вернуться)

18. Деля Хаос на сферы стройно и т. д. – намек на учреждение губерний. В 1775 г. Екатерина издала «Учреждение о губерниях», – согласно которому вся Россия была разделена на губернии. ()

19. Что отреклась и мудрой слыть. – Екатерина II с наигранной скромностью отклонила от себя титулы «Великой», «Премудрой», «Матери отечества», которые были поднесены ей в 1767 г. Сенатом и Комиссией по выработке проекта нового уложения; так же она поступила и в 1779 г., когда петербургское дворянство предложило принять ей титул «Великой». (







2024 © mgp3.ru.