Художественные приемы в романе война и мир. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н


Изобразительно-выразительные средства в романе «Война и мир» представлены в динамическом единстве, которое ощущается в повествовании. Начинается оно, как правило, с контраста. Такой контраст у Толстого возникает обычно в результате смены прямого описания метафорическим.

Например, воспроизведение душевного состояния князя Андрея накануне Бородинского сражения:

«Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тел, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы,- говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня - ясной мысли о смерти.- Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество - как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Данный фрагмент воспроизводит процесс отрезвления толстовского героя от жизни, ее иллюзий - под влиянием мысли о возможной смерти. Прямое описание нарушается метафорой, вначале не до конца проясненной (холодный белый свет). Затем в метафорический контекст включается сравнение (Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем...), органически «перетекающее» в метафору (...перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни) и вступающее в контраст с первой метафорой, расширяя поле контрастов фрагмента.

Контраст акцентирован повтором основных противопоставлений во внутреннем монологе князя Андрея.

Важную роль играют противостоящие эпитеты (дурно намалеванные, грубо намалеванные - прекрасные, таинственные, великие; волновавшие, восхищавшие, мучившие - ложные). Повышенная эмоциональная выразительность фрагмента усиливается повторами («Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы... Вот они, эти грубо намалеванные фигуры...»).

Мы видим, что сложная структура содержания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» передается не отдельными изобразительно-выразительными средствами и приемами, а разнообразным и одновременным их употреблением, образующим целые стилистические совокупности.

Cочинение «Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"»

Тема отцов и детей, а также смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев - "Отцы и дети", Чехов - "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин - "Господа Головлевы", Гончаров - "Обыкновенная история".
Л. Н. Толстой в этом смысле тоже не является исключением. В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете "есть только две добродетели - деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура, занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и интерес к жизни слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо "приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее" содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости". Она твердила себе: "Поскорее уехать! Ехать скорее!"
Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем развито очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но не счел себя вправе отказаться в такое время, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя. Описывая свои* любимых героев, Толстой подчеркивал их близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам". Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, "ей странно было думать..., что могли богатые не помочь бедным". А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это "в полку его называли наш князь, им гордились и его любили". Третье поколение Болконских - Николинька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в чем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Безухова, говорит себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..."
Семья Ростовых также представлена в романе широко, всеобъемлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывает у графа Ростова добродушный смех, у других - любопытство, а Марья Дмитриевна с материнской ноткой грозно журит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел". Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни.
Интересен и сам образ тетушки - графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, что французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тетушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Натащу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры - Берга.
"Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный..." вера слишком "умна" для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно и учтиво" размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая ни насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. "Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, - сказал Шиншин, трепля его по плечу". Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. В романе есть лица раздражающие, есть персонажи, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный герой романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее. Студент Николай Ростов - невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором он оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: "Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?" Молодой Ростов уверен, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" - восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - одно из самых густонаселенных произведений, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Роман "Война и мир" охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев - определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы.

В центре романа - изображение войны и мира как "противоестественного" и естественного состояния жизни людей.

Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как "комбинация действий великих полководцев", а как "самый факт убийства" одних ни в чем не повинных людей другими,

Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил "красоту ужаса" в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, "мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?"

При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ.

Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!" А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый.

Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя "краснорожий" солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: "Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила" - или: "эх, нескладная".

Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: "Что врешь нескладно!"

Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига

Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой-ловить "кресты, рубли, чины"; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях. В "Войне и мире" он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе - выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова - естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно. Все действия его - маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон "подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности"),

Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа:

"Я ничего так не люблю, как только славу... Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно". Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.

Определяющей же силой войны Толстой считает "дух народа". Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.

Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.

Понятие "мир" у Толстого значительно шире, чем "мир" как покой после войны. "Мир" для него - это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в "мире" ("миром все сделаем").

В романе писатель показывает, что основные "противоречия в мире" - социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты "человек" Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, "поспешно снимая шапку"), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).

Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать "мир" путем "нравственного самоусовершенствования", посредством "опрощения". Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище. Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая "умела понять все /то, что было... во всяком русском человеке", всегда доставалась барышней, госпожой для "своих" людей.

Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: "Цель художника... в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях".

Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию "света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение "всего русского, доброго и круглого", всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на "имущих" (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа.

Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет "мыслью народной", и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.

Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой исторический трактат.

Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинского сражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель не заостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилий многих солдат и офицеров, характеризуя их: "генерал, который послал..." "офицер, который не доехал..." и так далее. Этого достаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеивать внимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, как не связанные друг с другом.

Всеобъемлющ в романе прием контраста: "ищущий" Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный Анатоль Курагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с "маской на лице" - Элен, Ростовы, которые охвачены патриотическим порывом, отдают подводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, который хлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую "шифоньерочку", и так далее.

В русском критическом реализме наблюдались два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем психологического направления стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи,

Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Немой разговор глаз, взглядов, улыбок сопровождает произносимые слова и дополняет или опровергает их смысл (например, описание встречи Сони и приехавшего из армии Николая Ростова: "Он поцеловал ее руку и назвал ее вы - Соня. Но, глаза их, встретившись, сказали друг другу "ты" и нежно поцеловались"). Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андрея.с его собственной жизнью. Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у "маленькой княгини", лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую "изюминку", предметную, словесную, бытовую.

Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к сущности, к правде, богатство лексики, фразеологии, особый синтаксический строй романа), а примененный Толстым художественный прием ("диалектика души") использовался и используется многими писателями классической и современной литературы.

Краткое содержание романа "Война и мир" (по главам) Толстого Л.Н.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Июль 1805 года. Великий русский роман начинается французской речью: действие происходит в Петербурге в салоне у фрейлины императрицы Шерер. В гостях: князь Василий Курагин, его дочь Элен и сын Ипполит, эмигрант-француз виконт Мортемар, аббат Морио, «маленькая княгиня» Лиза Болконская. Все заискивающе приветствуют хозяйку. Появление Пьера*Безухова, незаконного сына графа Безухова, очень взволновало хозяйку. Основная тема разговоров этого вечера - казнь Наполеоном герцога Энгиенского. Виконт рассказывает всем о встрече герцога с Бонапартом у актрисы Жорж. В гостиную входит молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Все присутствующие ему давно знакомы. Радостная встреча Пьера с князем Болконским. Князь Василий с красавицей-дочерью Элен уезжает на вечер к английскому посланнику. Заботясь о своем сыне Борисе, княгиня Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия похлопотать о его переводе в гвардию.

В гостиной завязывается спор о Наполеоне. Пьер и Андрей Болконский защищают революцию и Наполеона. Это приводит светское общество в замешательство. Анекдот князя Ипполита разрядил обстановку, разговор продолжался уже на другую тему.

Гости разъезжаются. Пьер едет в дом к князю Болконскому. Происходит разговор о выборе карьеры. Болконский рассказывает, что снова собирается ехать в армию. Княгине Болконской во время отсутствия мужа предстоит жить в деревне с его отцом и сестрой. Она очень недовольна отъездом мужа в армию.

Друзья разговаривают о себе, о женщинах, о женитьбе. Болконский считает свою жизнь испорченной. Князь Андрей для Пьера - воплощение совершенства. Пьер едет в гости к Анатолю Курагину, забыв об обещании этого не делать. Гости Анатоля не собирались разъезжаться, хотя игра и ужин уже кончились. Пьер пьет стакан за стаканом. Пари Долохова с англичанином Стивенсом.

В Москве в доме Ростовых праздник - именины графини и ее дочери Наташи. В гостях княгиня Друбецкая, Курагины. Обсуждают молодого Безухова, высланного из Петербурга за кутежи, огромное наследство больного графа. В комнату вбегает Наташа, вырывается из объятий отца и отрывисто начинает рассказывать про свою куклу Мими. В гостиной разместилась остальная молодежь: Николай, Петя, Соня и Борис Дру-бецкой. Взрослые говорят о поступлении Николая на службу. Соня, расстроенная вниманием Николая к Жюли, выбегает из комнаты со слезами на глазах. Николай убеждает Соню в своей любви к ней. Целует ее на глазах у Наташи: «Ах, как хорошо!» Тройное свидание: Борис, Наташа и кукла Мими. Борис признается в любви Наташе. Ссора с сестрой Верой. Оставшись наедине, графиня Ростова и княгиня Друбецкая жалуются друг другу на свое бедственное положение. Княгиня высказывает свои надежды на наследство графа Безухова.

Княгиня Анна Михайловна с сыном отправляются навестить больного графа. Княгиня, надеясь получить деньги от графа, просит Бориса быть внимательным к своему крестному отцу, от которого зависит его судьба. Борис видит в этом унижение. Пьер, не успевший сделать карьеру в Петербурге, остановился в доме своего отца. Кузины встретили его с неприязнью. Борис, отосланный матерью, входит в комнату к Пьеру. Их разговор получился нелепым. Друбецкие возвращаются в дом Ростовых.

Графиня Ростова дает Анне Михайловне пятьсот рублей на шитье мундира сыну. Подруги обнимаются и плачут. Графиня с гостями ждут крестную Наташи - Марью Дмитриевну Ахросимову. Мужская часть гостей удаляется в кабинет графа. Берг с Шиншиным говорят о войне с Бонапартом и о манифесте. Пьер приехал перед самым обедом. Все встают, приветствуя Марью Дмитриевну. Крестная поздравляет именинницу - «казак-девку». За обедом все опять разговаривают о Наполеоне. Николай Ростов произносит речь. Наташа шалит, молодежь поет. Соня плачет из-за отъезда Николая и жестокости Веры, Наташа плачет вместе с ней. Девочки бегут в гостиную танцевать. Танец «Данила Купор» в исполнении Ильи Андреевича и Марьи Дмитриевны.

В это время в доме умирающего графа Безухова идут приготовления к соборованию. Княжна Катишь и князь Василий планируют скрыть завещание графа. Пьер и Друбецкая, за которыми было послано, возвращаются домой. Пьер, по просьбе отца, входит в его комнату. Происходит соборование. Спор и борьба из-за завещания, которое унесла княжна. Граф Безухов умирает.

В имении Болконских в Лысых Горах старый князь Болконский обучает княжну Марью геометрии. Грусть и испуг княжны. Марья читает письмо Жюли Карагиной и пишет ответ. Жители поместья встречают Андрея Болконского с женой. Старый князь разговаривает с сыном о политике и войне. За обедом они спорят о Суворове и Бонапарте. Князь Андрей готовится к отъезду в армию. Княжна Марья благословляет его. Перед отъездом князь Андрей прощается с отцом, женой и сестрой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

В октябре 1805 года русские войска в Австрии, у Браунау. К смотру главнокомандующего готовят один из пехотных полков: солдат переодевают. Генерал приказывает Долохову переодеть шинель. Осмотрев полк, Кутузов вызывает Долохова. Солдат просит дать ему шанс на исправление. Капитан радуется удачно прошедшему смотру. Генерал с Тимохиным обсуждают смотр. Солдатские полки после смотра поют песни. Разговор Жеркова с Долоховым. Возвратившись со смотра, Кутузов с австрийским генералом прошли в кабинет. В штабе Кутузова от князя Андрея одни ожидают многого и подражают ему, другие считают его неприятным человеком. В штабе появляется главнокомандующий генерал Мак.

Жерков поздравляет австрийского генерала Штрауха и членов гоф-кригсрата с приездом Мака. Юнкер Павлоградского полка Николай Ростов, возвращаясь с фуражировки, встречает немца. Денисов, проигравшись в карты, возвращается домой и обнаруживает пропажу кошелька с деньгами. Ростов уличает Телянина в краже. Офицеры обсуждают инцидент. Николай Ростов ссорится с полковым командиром. Жерков приезжает с известием о поражении Мака и о походе.

Русские войска отступают к Вене. Переходят реку Энс. Несвицкий едет с повторным приказом гусарам последними перейти и зажечь мост. Немецкий форшпан с женщинами возбуждает внимание солдат. Эскадрон Денисова переходит на противоположную сторону. К мосту приближаются французские войска. Французы стреляют по гусарам. Денисов с эскадроном переходят через мост к своим войскам. Приказание полковнику Павлоградского полка от начальника арьергарда остановиться и зажечь мост. Во время поджигания моста Ростов переживает. Армия Кутузова отступает вниз по Дунаю. В сражении у Кремса русские побеждают. Андрей Болконский отправляется с известием о победе к австрийскому двору. Министр принимает его равнодушно. Перемена в настроениях Болконского.

В Брюнне князь Андрей останавливается у своего знакомого Били-бина. Они разговаривают о сдаче французами Вены, о Кремском сражении, о союзе с Пруссией, измене Австрии и торжестве Бонапарта. У Билибина собираются молодые дипломаты.

Князь Андрей едет на прием у австрийского императора Франца, где его награждают орденом Марии-Терезии и оказывают знаки внимания. Возвратившись к Билибину, Болконский выслушивает его рассказ о взятии маршалами Таборского моста в Вене. Болконский возвращается в армию.

Русские войска отступают. Болконский ссорится с обозным из-за повозки с лекарской женой. В штабе главнокомандующего тревога и беспокойство. Авангард Багратиона послан к Голлабруну задержать неприятельскую армию. Мюрат принимает отряд Багратиона за всю русскую армию и предлагает перемирие. Наполеон пишет Мюрату о разрыве перемирия.

Князь Андрей является к Багратиону. Багратион принимает его с особенным начальническим отличием. Болконский объезжает позицию. Наказание солдата во взводе гренадер. Болконский зарисовывает план расположения русских войск. Солдаты чувствуют страх смерти. Во время Шенграбенского сражения Болконский присоединяется к свите Багратиона. Полковой командир докладывает Багратиону об отражении конной атаки французов. Несмотря на просьбы командира не рисковать людьми, Багратион ведет русских в атаку. Тьер и Наполеон обговаривают атаку. Правый фланг русских войск отступает. Приказ об отступлении левого фланга. Командиры ссорятся по поводу приказа. Эскадрон Денисова атакует. Николай Ростов ранен во время атаки. Солдаты, застигнутые врасплох, бегут. Рота Тимохина атакует.

Русские на мгновение оттесняют французов. Долохов в упор убивает француза и берет в плен офицера. Бегущие солдаты возвратились. Приезжает штаб-офицер с приказом отступать. Тушин оставляет орудие, за что и вызван к Багратиону. За Тушина заступается Болконский. Раненый Ростов вспоминает свой дом и родных.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

После того как Пьер стал богачом и графом Безуховым, отношение к нему родственников, знакомых и общества изменилось. Князь Василий выступает в роли наставника Пьера. Пьер приезжает в Петербург, в дом Курагиных. Для собственной выгоды князь Василий решает женить Пьера на своей дочери Элен. Пьер колеблется, но все-таки женится на красавице Элен.

В Лысые Горы приходит известие о приезде князя Василия и его сына, с целью женить его на Марье. Старый князь не хочет выдавать единственную дочь замуж, он становится раздражительным. «Маленькая княгиня» испытывает неприязнь к свекру и страх. Гости в поместье. «Маленькая княгиня» и мадемуазель Бурьен стараются получше одеть и причесать Марью.

Княжна Марья мечтает о семейной жизни. Анатоль проявляет интерес к француженке Бурьен. Князь ругает Марью за наряд и прическу. Оставшись наедине с князем, Василий рассказывает ему о своих надеждах. Анатоль устраивает свидание с мадемуазель Бурьен в саду. Княжна Марья становится свидетельницей этого свидания и отказывает Анатолю. Марья наивно решает устроить брак Анатоля и Бурьен.

В доме Ростовых радость - письмо Николая с известием о производстве в офицеры. Тут же сообщается о легком ранении. Узнав содержание письма, Наташа сообщает о нем Соне. Письмо сына графине передает Друбецкая. Весь дом пишет Николеньке ответ.

В ноябре 1805 года лагерь русских войск находится под Ольмюцем. Николай Ростов едет к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь за деньгами и письмами, присланными из дому. Ростов читает письма. Андрей Болконский посещает Бориса.

Столкновение Ростова с Болконским. Александр I и Франц проводят смотр русских войск. Николай Ростов испытывает чувство обожания к царю. Для своего устройства в адъютанты Борис Друбецкой едет в Ольмюц к Болконскому. После разговора с Андреем Борис решает служить только по неписаной субординации. Болконский и Друбецкой посещают князя Долгорукова, который рассказывает им о заседании военного совета и победе партии молодых сторонников наступления, о письме Наполеона. Андрей Болконский просит князя о повышении Бориса.

При операции «дело» эскадрон Денисова, в котором служит Ростов, был оставлен в резерве. В сражении у Вишау русские победили. Ростов огорчен своим невольным отстранением от дела. Денисова производят в ротмистры. Ростов мечтает умереть за царя.

Императору Александру нездоровится. После приезда французского парламентера с предложением свидания Александра с Наполеоном Долгоруков едет на встречу с французским императором. В армии решают дать Аустерлицкое сражение.

Долгоруков рассказывает Болконскому о свидании с Наполеоном и о том, что Наполеон якобы боится генерального сражения. Споры о планах на сражение. Кутузов считает, что сражение будет проиграно. На заседании Вейротер читает диспозицию Аустерлицкого сражения. Лан-жерон возражает. Размышления Андрея Болконского перед сражением о жизни, чести и славе.

В эту ночь Ростов со взводом во фланкерской цепи находился впереди отряда Багратиона. Князь Багратион и князь Долгоруков наблюдают за французской армией. Ростов едет посмотреть, ушла ли цепь вражеских флангов. Враги стреляют. Ростов остается при Багратионе ординарцем. Наполеон планирует победу над русскими.

Во время Аустерлицкого сражения русские войска передвигаются в темноте и густом тумане, всеми владеет сознание совершающегося беспорядка и путаницы. «Дело» началось у речки Гольдбах. Четвертая колонна русских войск под началом Кутузова движется на врага. Князь Андрей едет с поручением от Кутузова остановить третью дивизию и выслать вперед стрелковую цепь. Кутузов приказывает наступать. Четвертая колонна сталкивается с французами. Русское войско бежит. Кутузов ранен. Андрей Болконский со знаменем в руках бросается на врага. Болконский ранен. Багратион посылает Ростова к главнокомандующему за распоряжением начать «дело». Ростов встречает Друбецкого и Берга. Поле боя на Праценской горе усеяно ранеными. Французы стреляют по Ростову.

Ростов сожалеет о своей нерешительности подойти к государю, ищет Кутузова. Расстроенные русские войска отступают. На Праценской горе Андрей Болконский среди раненых. Объезжая поле боя, Наполеон замечает Андрея Болконского. Его отправляют на перевязочный пункт. Наполеон смотрит раненых. Во вражеском лагере Болконский размышляет о жизни и смерти, мелочности Наполеона. Андрей Болконский оставлен на попечение жителей.

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.)

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Основной приём композиции романа – антитеза. Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами.

Антитеза – (от греч., antitesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий.

Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления (Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов - Наполеон).



На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен

Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.

Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.

В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.

Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа»

Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.

Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.

Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную»).

Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов».

Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)»

Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

Творчество Т. знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в. и литературой 20 в. Реализму Т. свойственны особая откровенность тона, прямота и вследствие этого сокрушит, сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Непосредственная эмоциональная заразительность, умение воссоздать саму "плоть жизни" сочетаются в толстовском творчестве с гибкой и острой мыслью, глубоким, предельно искренним психологическим анализом. Здоровый, полнокровный реализм Т. стремится к сочетанию анализа и синтеза, тяготеет к целостному осмыслению мира, осознанию законов, по которым движется жизнь человека. Не доверяя сложившимся мнениям и предрассудкам, Т. на всё хочет взглянуть заново и по-своему; отбрасывая разные виды литературных штампов, он строит своё искусство лишь на том, что сам видел, понял и угадал. Т. захватывают духовное бытие личности, напряжение ищущей мысли, тревоги совести. Но его реализму свойственны и пластическая лепка характеров, яркая словесная живопись в картинах быта, исторических и жанровых сценах.

Реализм Т., тесно связанный с национальной русской традицией, развивший и закрепивший её, несёт в себе и огромное общечеловеческое содержание. Традиции реализма Т. были восприняты и усвоены молодой советской литературой. Они до сих пор остаются для советских писателей одними из наиболее важных и жизнеспособных традиций классического наследия.

Т. оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Во Франции Ромен Роллан, Ф. Мориак и Р. Мартен дю Гар, в США Э. Хемингуэй и Т. Вулф, в Англии Дж. Голсуорси и Б. Шоу, в Германии Т. Манн и А. Зегерс, в Швеции А. Стриндберг и А. Лундквист, в Австрии Р. М. Рильке, в Польше Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич, в Чехословакии М. Пуйманова, в Китае Лао Шэ, в Японии Токутоми Рока - каждый по-своему испытал на себе влияние творчества Т. Велико было воздействие Т. на культуру Индии и на деятельность М. Ганди. Произведения Т. бесчисленное количество раз экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Пьесы Т. многократно ставились на сценах всего мира.

Изучение творчества Т. в отечественном и мировом литературоведении началось ещё при жизни писателя. Существенное значение для изучения Т. имели статьи о нём Г. В. Плеханова, В. Г. Короленко, очерк М. Горького "Лев Толстой" (1919). После Октябрьской революции 1917 интерес к наследию Т. заметно усилился.

По поводу того, каков смысл названия романа Толстого «Война и мир», шли ожесточенные споры. Теперь, кажется, все пришли к более или менее определенным толкованиям.

Антитеза в широком смысле слова

Действительно, если прочесть только лишь заголовок романа, то сразу в глаза бросается самое простое противопоставление: мирная, спокойная жизнь и военные баталии, которые занимают в произведении очень значительное место. Смысл названия «Война и мир» лежит как бы на поверхности. Рассмотрим эту сторону вопроса. Из четырех томов романа только лишь второй освещает исключительно мирную жизнь. В остальных томах война перемежается описанием эпизодов из жизни различных частей общества. Недаром сам граф, называя свою эпопею по-французски, писал только La guerre et la paix, которое переводится без дополнительных толкований: «война и есть война, а мир - только бытовая жизнь». Есть основания думать, что автор рассматривал смысл названия «Война и мир» без дополнительного подтекста. Тем не менее он в нем заложен.

Застарелые споры

До реформы русского языка слово «мир» писалось и толковалось двояко. Это были «миръ» и «мир» через i, которое в кириллице так и называлась «и», и ижицу, которая писалась как «и». Эти слова различались по смыслу. «Миръ» - время без военных событий, а второй вариант означал вселенную, земной шар, общество. Орфография легко могла изменить смысл названия «Война и мир». Сотрудники основного в стране Института русского языка выяснили, что старая орфография, которая мелькнула в одном-единственном раритетном издании, - не более чем опечатка. Была также найдена одна описка в деловом документе, которая привлекла внимание некоторых комментаторов. Но автор в письмах писал только «миръ». Как появилось название романа, пока достоверно не установлено. Опять мы сошлемся на наш ведущий институт, в котором точных аналогий лингвисты не установили.

Проблематика романа

Какие вопросы рассматриваются в романе?

  • Дворянское общество.
  • Частная жизнь.
  • Проблемы народа.

И все они так или иначе связаны с войнами и мирной жизнью, что и отражает смысл названия «Война и мир». Художественный прием автора - противопоставление. В 1-й части первого тома читатель только погрузился в жизнь Петербурга и Москвы, как сразу 2-я часть переносит его в Австрию, где идет подготовка к Шенграбенскому сражению. 3-я часть первого тома перемешивает жизнь Безухова в Петербурге, поездку князя Василия с Анатолем в к Болконским и сражение под Аустерлицем.

Контрасты общества

Русское дворянство - уникальный слой. В России крестьянство его воспринимало как иностранцев: они говорили по-французски, их манеры и быт были отличны от русского. В Европе, напротив, на них смотрели, как на «русских медведей». В любой стране они были чужие.

В родной стране они всегда могли ждать мужицкого бунта. Вот еще один контраст общества, который отразил смысл названия романа «Война и мир». Для примера приведем эпизод из третьего тома, часть 2-я. Когда к Богучарову подступали французы, то мужики не захотели отпустить княжну Марью в Москву. Только вмешательство Н. Ростова, который случайно проходил мимо с эскадроном, спасло княжну и усмирило крестьян. Военное и мирное время у Толстого переплетены, как это происходит и в современной жизни.

Движение с запада на восток

Две войны описывает автор. Одна чужда русскому человеку, который не понимает ее смысла, но ведет борьбу с неприятелем, как приказывает начальство, не жалея себя, даже без необходимого обмундирования. Вторая понятна и естественна: защита Отечества и борьба за свои семьи, за мирную жизнь на родной земле. Об этом также говорит смысл названия романа «Война и мир». На этом фоне выявляются противоположные, антагонистические качества Наполеона и Кутузова, выясняется роль личности в истории.

Об этом многое рассказывает эпилог романа. В нем даются сравнения императоров, полководцев, генералов, а также производится анализ вопросов воли и необходимости, гения и случайности.

Противопоставление сражений и мирной жизни

В целом Л. Толстой делит на две полярные части мир и войну. Война, которой целиком заполнена история человечества, отвратительна и противоестественна. Она вызывает в людях ненависть и враждебность и приносит разрушения и смерти.

Мир - это счастье и радость, свобода и естественность, труд на благо общества и отдельной личности. Каждый эпизод романа - это песнь радостей мирной жизни и осуждение войны как непременного атрибута человеческой жизни. Такое противопоставление и есть смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Мир не только в романе, но и в жизни отрицает войну. Новаторство Л. Толстого, который сам участвовал в севастопольских сражениях, заключено в том, что он показал не ее героизм, а изнанку - будничную, подлинную, испытывающую все душевные силы человека.

Дворянское общество, его контрасты

Дворяне не составляют единую сплоченную массу. Петербург, высший свет, смотрит сверху вниз на закоснелых добродушных москвичей. Салон Шерер, дом Ростовых и уникальное, интеллектуальное, стоящее вообще особняком Богучарово, - это настолько разные миры, что они всегда будут разделены пропастью.

Смысл названия «Война и мир»: сочинение

Шесть лет жизни (1863 - 1869) отдал Л. Толстой написанию романа-эпопеи, о котором впоследствии высказывался с пренебрежением. Но мы ценим этот шедевр за открытие широчайшей панорамы жизни, в которую включено все, что окружает человека день за днем.

Основной прием, который мы видим во всех эпизодах, - это антитеза. Весь роман, даже описание мирной жизни, построен на контрастах: церемонный салон А. Шерер и холодный семейный уклад Лизы и Андрея Болконских, патриархальная теплая семья Ростовых и насыщенная интеллектуальная жизнь в забытом Богом Богучарове, нищенское тихое существование обожаемой семьи Долохова и его внешняя, пустая, броская жизнь авантюриста, ненужные Пьеру встречи с масонами, которые не задаются глубокими вопросами переустройства жизни, как Безухов.

Война также имеет полярные стороны. Бессмысленная для русских солдат и офицеров заграничная компания 1805 - 1806 годов и страшный 12-й год, когда пришлось, отступая, дать кровопролитное сражение под Бородином и сдать Москву, а потом, освободив родину, через всю Европу гнать врага до Парижа, оставив его в целости.

Коалиция, которая образовалась после войны на когда все страны объединились против России, боясь ее неожиданной мощи.

Бесконечно много вложил в роман-эпопею своих философских рассуждений Л. Н. Толстой («Война и мир»). Смысл названия не поддается однозначному толкованию.

Оно многомерно и многопланово, как сама жизнь, которая нас окружает. Этот роман был и будет актуален во все времена и не только для русских, которые глубже его понимают, но и для иностранцев, которые вновь и вновь обращаются к нему, снимая художественные фильмы.

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: "Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни". А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: "Все хорошо, что хорошо кончается". Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: "Война и мир". Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова "мир". "Мир" - это и состояние "без войны", и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: "для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?" Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война "есть противное человеческому разуму явление". Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году "дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...". И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь "ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить". Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия "Война и мир".

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции "Войны и мира" лежит также прием антитезы. Роман "Война и мир" - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как "генерал, который приказал", "офицер, который не доехал". Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как "статичны в своей положительности ".

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить "за свое незнатное происхождение", суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе "Война и мир" большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на "вы", в душе они "назвали друг друга на "ты" и нежно поцеловались".

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским "диалектика души", заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится "быть вполне хорошим". Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман "Война и мир" является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему "Движущие силы истории".

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: "В чем смысл жизни?" И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Итак, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось "изобрести" новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - "диалектику души". Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает "внутреннее строение жизни".

План сочинения
1. Вступление. Новаторство Толстого.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционные особенности произведения.
— Принцип антитезы – основа композиции романа.
— Принцип «сцеплений» в основе развития сюжета. Система персонажей, художественное время и художественное пространство.
— Хроника жизни трех семейств в романе.
— Изображение исторических событий как основа развития сюжета. Завязка.
— Бородинская битва – кульминационная сцена романа.
— Развязка.
— Авторские отступления и их роль в произведении.
— как «монологический» роман.
3. Заключение. Художественное своеобразие «Войны и мира».

В романе «Война и мир», сочетающем в себе черты романа и народно-исторической эпопеи, Л.Н. выступает как художник-новатор. И необычность произведения была отмечена современной писателю критикой. Так, П.В. Анненков отмечал отсутствие у Толстого традиционной, занимающей главенствующее положение интриги. Сюжет и композиция «Войны и мира» были обусловлены и исторической тематикой произведения, и философским осмыслением событий, и характером конфликта, лежащего в основе развития действия. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи.
Критики отмечали, что в основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Толстой противопоставляет войну и мирную жизнь, персонажей – Кутузова и Наполеона, являющихся своеобразными полюсами, к которым тяготеют все остальные персонажи романа. Светское общество (салон Анны Павловны Шерер), с его «набором» ложных жизненных ценностей, противопоставлено лучшим людям из дворянства (князь Андрей, Пьер Безухов), которым свойственны поиски смысла жизни; русский народ, честные «воины-труженики» изображены на фоне офицеров-карьеристов. Внутренняя красота в романе противопоставлена внешней (княжна Марья и Элен), живая, подлинная жизнь противопоставлена фальшивой (Наташа и Элен). Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.
Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.
В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения . При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.
Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа» .
Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.
Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.
Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную») . Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов» .
Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)» .
Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

1. См: Фортунатов Н.М., Краснов Г.В. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. Электронная версия. www.rvb.ru

2. Бычков С.П. Указ. соч., с. 199.

3. Лион П.Э., Лохова Н. М. Указ. соч., с. 342.

4. Бычков С.П. Указ. соч., с. 201.

5. Там же, с. 342.







2024 © mgp3.ru.