Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения


История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Введение
1. Причины, специфика, основные периоды Возрождения
2. Философия гуманизма и религия. Реформация
3. Открытия в науке и техник
4. Искусство Возрождения
5. Театр Возрождения
Заключение
Список использованных источников

Введение

Возрождение - целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина “Ренессанс”, строго говоря, возрождения древности не было, и быть не могло. Человек не можетвернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Термин “Возрождение” (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари – живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных “Жизнеописаний” наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о “возрождении” искусства Италии.

Эпоха Возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14-16 вв., основным содержанием которого было становление новой, “земной”, светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

Возрождение - целая культурная эпоха, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина “Ренессанс”, строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.

Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Основная цель моего исследования: показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей.

1. Причины, специфика, основные периоды Возрождения

Под Возрождением будем понимать определенное идейное движение, имевшее место в 14 – 16 вв. Деятели этого движения задались целью возродить античность, античную культуру, античный образ жизни. Ближайшее прошлое (Средние века) воспринималось и оценивалось ими как, в общем, период темноты и невежества. Возродить античность, разумеется, не удалось (в истории подобное попросту невозможно), но плодом деятельности мыслителей и художников Возрождения явилось новое мировоззрение, которое воспроизводило определенным образом античность, но было именно новым мировоззрением. Оно не могло не быть новым и потому, что выражало новые потребности, и потому, что за спиной у мыслителей Возрождения находилось христианское средневековье, целая эпоха духовного развития, перечеркнуть которую было нельзя. В сущности, мировоззрение Возрождения явилось неким синкретизмом христианского восприятия мира и античного, языческого мирочувствования. В сочинениях ренессансных мыслителей ссылки на античных философов соседствуют со ссылками на Священное писание и отцов церкви.

Главное противоречие эпохи Возрождения - столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым.
Тем не менее, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественной новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей.

Выделим основные особенности этого времени.

1. Сам термин “Возрождение” означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу и отмести его ошибки. Одна из главных идей Возрождения - связь времен, возобновление всего, что не успела завершить античность.

2. Возрождение “открыло” миру индивидуальность человека и показало путь к личностному состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь, отделенную от других на том основании, что человечество состоит из людей. Термина “индивидуальность” в его современном значении тогда практически не было, поскольку понятие individual, individuum обозначает человеческую биологическую единицу, проявляющую себя лишь как часть коллективного целого. И только Ренессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческой деятельности, только Ренессанс сделал значимыми его эмоциональный мир, страсти и аффекты, своеобразие отношения к действительности, и только в эпоху Ренессанса главным героем своего времени становится человек действующий.

Ренессанс пришел к мысли о богоподобии человека и вывел из этого идею о беспредельности его возможностей, которая реализовалась в деятельности титанов Возрождения. Она же составляет одну из основных черт Возрождения - гуманизм (лат. “humanus” “человеческий”, “человечный”. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений).

3. Гуманизм Возрождения рождает “ясное стремление к бунту”, для этого периода культуры характерна “программа разрыва со старым миром с целью утвердить иные формы воспитания и общения, иное общество и иные взаимоотношения между человеком и природой”. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния.

4. В качестве общего для всего Возрождения в его временном и пространственном отношениях следует считать и особое ощущение того, что эта эпоха - “золотой век” в жизни человечества. “Наш век - век воистину золотой. Он возродил свободные искусства, которые уже погибли,- грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и древние напевы орфеевой арфы”, - писал один из гуманистов этого времени Марсилио Фичино (1433-1499).

Итак, Возрождение - переходный этап истории человечества, культуры, политической и экономической жизни. В его истории выделяются три периода: раннее Возрождение - Треченто (XIV век), высокое Возрождение, период его расцвета - Кватроченто (XV век) и позднее Возрождение - Чинквеченто (XVI век).

В период Треченто появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формы эксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса с молодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны (такие, как Флоренция), где не было крепостной зависимости, и главную роль в них играли не аристократы, а торговцы и ремесленники. В искусстве - это эпоха Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу, “центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях с его сложной внутренней жизнью”.
В эпоху Кватроченто разгорается жестокая война между сторонниками римского папства (гвельфами) и императорской власти (гиббелинами), в городах-коммунах к власти приходят олигархи, жестоко подавляя выступления “тощего люда”. Но в это же время расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду - высокому Возрождению. В XV веке начинает работать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело. Вспыхивает интерес к гуманитарному знанию (studio gumanitatis), даже в церквях в праздничные дни вместо проповеди читались стихи Данте и лекции по античной литературе и философии. Именно в это время Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.

Самым трагическим был период Чинквеченто: невиданный расцвет искусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального и религиозного характера.

Всем трем этапам предшествовал краткий период кануна Возрождения, предвозрождение (вторая половина XIII века) - Дученто, когда только складывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а в искусстве работали Данте и Джотто.

2. Философия гуманизма и религия. Реформация

Термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрождения») сложился в научной литературе прошлого столетия на основе понятий, характерных для самой этой эпохи, - humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры) и studia humanitatis - термина, означавшего новый комплекс гуманитарных дисциплин. Этот комплекс включал помимо грамматики и риторики, традиционных для средневековой системы образования, филологию и поэтику, историю, этику и педагогику.

В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. В ней разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, давалась новая оценка труда, творчества, волевой активности личности.

Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же оставался в рамках христианского взгляда на природу, на ее сотворенность Богом.

В любой философской системе, даже очень радикально настроенных теоретиков, нельзя было обойтись без Бога. Поэтому теория мироздания ищет компромиссы: Бог выступал как создатель благ, но большинство гуманистов поет гимн гению человека, которого считают почти равным гению творца небесных светил. Так расчищается путь к тому, что Богом станет считаться природа, а гармония - первоначалом самой природы.

И все-таки Возрождение было христианским, правда, само христианство претерпело изменения, вступив в отношения с новой культурой, приведшие к Реформации и новому направлению в христианстве - протестантизму. Возрождение впервые обнажило противоположность не только между религией и научным знанием, но и между религией и институтом церкви.

Реформа́ция (лат. reformatio - исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

В этом движении участвовали практически все социальные слои общества. Новые экономические отношения требовали своей идеологии. Поскольку главной идеологией долгие века была религия, охватывающая собою также и мораль, то в ней нужно было найти и моральные основания для “честной наживы”. Церковь предлагала такие основания видеть в пожертвованиях на нужды церкви. Даже вор, сделавший такие пожертвования, считался богоугодным человеком: “они выкупали грех… Люди же, честно заработавшие свои деньги, но ничего или почти ничего не давшие церкви, расценивались ею как бы вообще Богом невидимыми”. На этом же принципе была основана и торговля индульгенциями. Человек, купивший себе отпущение грехов, мог и далее нарушать религиозные нормы.

Итоги Реформации.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны Христианского Мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством Папы Римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики.

3. Открытия в науке и технике.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) - “Эфемериды” (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить - гораздо лучше, чем ранее - все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия - врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 - начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана - Эль-Кано (1519-1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что “мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан”. Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

4. Искусство Возрождения

Искусство Ренессанса, так же, как и другие сферы культуры, проникнуто главной идеей времени - идеей гуманизма.

Достаточно вспомнить работы Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициана (ок. 1476/77 или 1489/90-1576), Альбрехта Дюрера (1471 - 1528) или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо, Торквато Тассо (1544-1595) и Данте (1265-1321), прозу Рабле (1494- 1553), драматургию Шекспира (1564- 1616), как огромное количество персонажей окружит нас. Потрясает разнообразие характеров, социальных типов, темпераментов, показанных в этом потоке искусства. Здесь практически нет стандартов, каждый персонаж значителен, глубок и может выступать как явление, характеризующее эпоху в целом. Обращает на себя внимание и то, что именно в эпоху Ренессанса искусство достигло значительных высот в передаче состояния, психологии своих героев. Если античность чаще всего шла от внешнего к внутреннему, считая, что лишь в прекрасном теле возможна прекрасная душа, а средние века полагали, что важна лишь душа, но не тело, то художники Возрождения в ключе общей концепции всесторонне развитого человека не делали доминантой что-либо одно.

Человек теперь не просто описывается или изображается - он оценивается исходя из идеалов своего времени. Значимыми становятся его чувства, особенности переживаний. Поэтому много места в искусстве занимает чувство любви, наиболее ярко демонстрирующее неповторимость, значительность человека.

Поэзия Возрождения вырабатывает новый стиль - dolce slil Nuova (“сладостный новый стиль”), где языком новой формы стихосложения - сонета - говорит сама любовь.

Еще одной заслугой ренессансной поэзии было создание нового литературного языка, не связанного с латынью.

Непременным атрибутом искусства эпохи Возрождения становится реализм как метод изображения жизни. Все реже авторы прибегают к аллегориям (хотя они и существуют во многих произведениях), их интересует реальность во всем своем богатстве и разнообразии. Появляются новые жанры - пейзаж и натюрморт в живописи и графике.

5. Театр эпохи Возрождения

Театральность, театр проступают в жизнетворчестве и творчестве в эпоху Возрождения как принципы и представление во всех формах жизни и видах искусства, прежде чем обрести в полном развитии форму театра в виде драмы, постановки и здания, где совмещаются персонажи и зрители, сливаясь в их воображении в действе на сцене бытия. Это высота ренессансной классики.

Постановки мистерий в церквях и на площадях сопровождаются с возрастанием интереса к античному театру, прежде всего к Теренцию и Плавту, известным еще в Средние века, правда, лишь по манускриптам. В XV веке выходят печатные издания комедий Теренция и Плавта на латинском языке. В постановках пьес на латинском языке при дворах играют любители из знати. Затем наступает пора переводов, главное, первых ученых комедий, в сочинении которых принимают участие почти все известные поэты, писатели, гуманисты от Анджело Полициано, который, говорят, семнадцати лет сочинил «Сказание об Орфее» на итальянском языке, до Макиавелли и Триссино.

Театральные представления становятся частью придворных празднеств в Ферраре, в Мантуе, а на площадях во время карнавалов в Венеции или Флоренции выступают профессиональные труппы актеров с зарождением комедии дель арте, что связывают с именем актера и драматурга Анджело Беолько (1502-1542).

В XVI веке во Флоренции после череды междоусобных войн устанавливается монархическая форма правления Медичи, обретших особые титулы Великих герцогов Тосканских, с тем всевозможные театрализованные празднества – турниры, триумфы, свадьбы – сопровождаются и театральными представлениями в уже специально выстроенном зале в Уффици, задуманном Джорджо Вазари и законченном Бернардо Буонталенти (1536-1608), архитектором, устроителем придворных празднеств и постановщиком спектаклей.

Как празднества, так постановка пьес на сцене театра сопровождались интермедиями, с участием музыкантов, танцоров и певцов. Именно из интермедий, в которых соединились музыка, танец и пение, с обозначением единой фабулы, явилась на свет опера. Это произошло в 1600 году во Флоренции при постановках оперы Якопо Пери «Эвридика» в Палаццо Питти и оперы Каччини «Похищение Кефала» в театре Уффици, как свидетельствуют, в присутствии 300 кавалеров и 800 дам. Декорации и костюмы Буонталенти, всевозможные световые эффекты, помимо музыки и пения, вызвали, говорят, восторг у зрителей. Еще бы.

Исследователи прослеживают в творчестве Буонталенти, как и вообще в развитии искусства в Италии, переход от маньеризма к барокко, знаменующем закат Ренессанса. Но если барокко в архитектуре, скульптуре, живописи в Италии, после взлета ренессансной классики, действительно означает конец эпохи Возрождения, то в Испании и Англии именно барокко выступает эстетикой Ренессанса и основой высочайшего взлета театра эпохи Возрождения.

Заключение

Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталкиваясь от античной традиции, выделили в качестве главного действующего лица в картине мира человека. Новая картина мира в эпоху Возрождения была противоречивой. С одной стороны, гуманисты видели и прославляли величие человека, его способность к созиданию и познанию мира. С другой стороны, идеи Коперника и особенно Джордано Бруно относительно множественности миров разрушали радостный и оптимистический взгляд гуманизма. Эти противоречия отразились не только в искусстве, но и в религиозных разногласиях. Гуманизм действительно является главным пафосом Возрождения. Нужно заметить, что сами гуманисты были малочисленны, и только их многообразная титаническая деятельность во всех областях культуры была настолько значительна, что образовала могучую культурную ценность.

Возрождение открыло человечеству самую желанную из всех областей его существования - сферу свободы: в области познания мира, в области социальных и экономических отношений, в области самосознания человека.

Эпоха Возрождения породила титанов во всех сферах деятельности - так значимо было гуманистическое начало, вдохновившее незаурядных людей своего времени на деяния, судьбой которых стала вечность.

Список использованных источников

1. Алферов А.А. Культура эпохи Возрождения: взгляд на историю // Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Серия “Восток – Запад – Россия”. Ростов-на-Дону, 2001.
2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.
3.Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.
4. http://ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия
5.Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.
6. http://ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия
7. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/2/20/1012239.htm ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – Яндекс. Словари
8. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.
9. http://www.renclassic.ru/Ru/34/611/ Театр эпохи Возрождения/ Эпоха Возрождения

Реферат на тему “Культура эпохи Возрождения” обновлено: 13 ноября, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и
XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кват-роченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг.
XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрожде-ние» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравне-нию с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей за-рождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром ми-роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи-более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потом-ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304-1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу-манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме-нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую извест-ность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста-новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер-шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред-ставивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитек-тор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стре-мился сочетать элементы древне-римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде-ние - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска-заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна-значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост-раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про-грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немец-кой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, уче-ные степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Воз-рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер-ландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произ-ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине нео-ценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосход-ные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно сто-летие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс-фордский университет, в котором читали лекции передовые уче-ные того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманисти-ческих воззрений в сфере социальной философии связано с име-нем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак-тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Ши-рокое распространение получили рыцарские романы, а также плу-товские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав-тор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произве-дений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви-тие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра-няться только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран-цузского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатири-ческого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес-кой тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия-ние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой раз-мышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром-ную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искус-ства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпто-ры, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Бот-тичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными эле-ментами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пе-режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в те-чение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, - противоречия свободы и рабства, рациона-лизма и магии, чувственности и аскетизма.

В развитии художественной культуры периода Ренессанса традиционно выделяют два неравных по времени этапа: Раннее (XV в.) и Высокое Возрождение (конец XV в. до 30-х гг. XVI в. для Центральной Италии и почти весь XVI в. для Венеции). Но этапу Раннего Возрождения предшествовало Предвозрождение (конец XIII - XIV в.) длиною больше века, в течение которого происходило накапливание и апробирование новых элементов в искусстве.

В эпоху Возрождения изменился статус художника. Средневековое искусство было анонимным, художник был не автором, а транслятором божественного замысла. Теперь художник самостоятелен в своих творческих поисках, он становится автором своего творения. Повышается его общественный статус и престиж. Он становится лицом, узнаваемым и уважаемым в обществе. Возросший спрос на произведения художественной культуры делают его труд востребованным, что способствует улучшению его материального благосостояния. Художник эпохи Возрождения стремится стать человеком «универсальным», попробовать свои силы в разных видах искусства. Так, Микеланджело Буонаротти был живописцем, скульптором, архитектором и поэтом.

Универсальность вела к стиранию граней между различными областями человеческого знания. Ярким примером этого является личность Леонардо да Винчи, посвятившего свою жизнь поиску в равной степени истины и красоты. Он добился высочайших результатов как в искусстве, став автором знаменитых работ «Джоконда», «Тайная вечеря» и др., так и в науке, сделав немало открытий в математике и механике.

Одной из основных характеристик искусства Возрождения является подражание природе. Но подражание не поверхностное, а точное, возможное только при помощи научных знаний. Чтобы полно и точно отражать природные формы, художник должен знать закономерности природы. От него требуется передать черты человека и (в меньшей степени) природы в их естественном (реалистическом) виде. Для достижения эффекта естественности художники вооружаются циркулем, линейкой, лупой, занимаются геометрией, оптикой, анатомией. Математическое обоснование пропорций изображаемого становится обязательным элементом начальной работы художника, скульптора, архитектора.

Источник

Леон Баттиста Альберти («Три книги о живописи». Книга третья) :

«Я утверждаю, что задача живописца заключается в следующем: на любой данной ему доске или стене так очертить линией и окрасить цветами подобия видимых поверхностей любого тела, чтобы они на определенном расстоянии и при определенном положении центра казались выпуклыми и во всем подобными этим телам. Цель живописи - снискать художнику благодарность, расположение и славу в гораздо большей мере, чем богатство. И живописцы этого достигнут, когда картина их будет восхищать взоры и душу всякого, кто на нее смотрит, а как эго делается, мы сказали выше, когда рассуждали о композиции и об освещении. Но мне хотелось бы, чтобы живописец был хорошим человеком и обученным полезным наукам; иначе он всего этого не сумеет должным образом охватить. Ведь всякий знает, насколько доброта человека куда больше способна привлечь к себе расположение граждан, чем любая сноровка или искусство, и никто не сомневается в том, что расположение многих весьма содействует славе, а также и заработку художника».

Целью художника эпохи Возрождения было подражание не просто природе, а идеальной природе, являющейся высшим образцом красоты. Воплощением этого идеала становится человеческое тело. Стремление соединить реальное и идеальное, материальную и духовную красоту - еще одна особенность искусства Возрождения.

Впервые новые приемы художественного отражения мира проявились в творчестве художника Предвозрождения Джотто. Он первым решился на разрыв с иконографическими византийскими традициями. В своем творчестве он исходил из принципов оптической закономерности. Пытался передать глубину пространства, используя различные приемы: композиционное оформление в виде сцены, ориентированной на зрителя, введение элементов архитектуры, изображение фигур подчеркнуто объёмными, соотнесенность их пропорции с реальным человеческим телом. Его главным достижением стало введение в практику живописи приема светотени.

Раннее Возрождение представлено творчеством Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Скульптор и архитектор Брунеллески реабилитировал светскую архитектуру. Элементы античного ордера были переосмыслены им как декорация. Благодаря ему широкое распространение получило использование типа лоджий с полукруглыми арками и тонкими колоннами в архитектуре внутренних ренессансных дворцов - палаццо. Мазаччо первым применил прием прямой {линейной) перспективы , создавая в своих картинах иллюзию уходящего вдаль пространства. Скульптору Донателло принадлежит возрождение жанра круглой статуи , не связанной с архитектурой.

Искусство Высокого Возрождения полнее всего выразилось в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, олицетворявших интеллект, гармонию, мощь. Открытием Леонардо да Винчи стало сфумато - нежная дымка светотени, создающая иллюзию дрожания воздуха над нагретым солнцем человеческим телом. Его пейзаж часто называют лунным из-за явного противоречия между крайней реалистичностью человеческого тела в его мельчайших деталях и схематической пустотой скалистых пространств. Творчество Рафаэля Санти - максимальное выражение умений ходожников XVI в. в передаче психологии человека, его настроения и чувств. В творчестве Микеланджело уже можно заметить трагическое разрушение гармонии (прежде всего вследствие используемой им «диагональной» композиции). Именно Микеланджело считают предтечей новых стилей, появившихся в XVI и XVII вв., - маньеризма и барокко.

В своих художественных экспериментах маньеристы попытались создать новую эстетику, разрушающую нормативность и единообразие Возрождения. Отказ от гармонии, строгости и монументальности в пользу дисгармонии, эффектности, экзальтированности (на смену контрапосту пришла змеевидная фигура, как бы извивающаяся в непрерывном движении вокруг своей оси) был несоизмеримой по значимости и силе воздействия попыткой противопоставить себя «титанам Возрождения».

На развитие театрального искусства эпохи Возрождения большое влияние оказали античная драматургия с ее главной темой противостояния человека и судьбы и народная смеховая культура Средневековья, с ее интересом к жизни и быту простонародья, историчностью, тяготением к эстетике грубого слова. Наиболее интересны поиски итальянского театра комедии дель арте (XVI в.) и английского театра У. Шекспира.

Музыкальная культура эпохи Возрождения находилась под мощным влиянием народной музыки. В ней появляются новые жанры: фроттола, вилланелла, мадригал в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии. Возникли национальные школы инструментальной музыки (лютня, орган). На закате эпохи Возрождения зародились сольное пение и оратория, что впоследствии привело к появлению оперы.

В искусстве Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция) светский компонент культуры, связанный с Античностью, не получил широкого распространения. Основу этой модели культуры составляло религиозное мировоззрение, поэтому художники не отказались от средневекового символизма, условности, но переосмыслили их под влиянием итальянского Возрождения. Одним из главных элементов мировоззрения

Северного Возрождения стал христианский пантеизм, в котором отождествляются Бот и Природа.

Художники итальянского и Северного Возрождения по-разному понимали красоту. Если для итальянцев красота - это идеал, к которому нужно стремиться, то для немцев - это естественность и духовность. В итальянском Возрождении ведущее место занимала эстетика, в северном - этика. Ведущими жанрами Северного Возрождения были пейзаж и портрет. В работах немецких художников А. Дюрера, Л. Кранаха, А. Альтдорфера важную роль играл пейзаж, подчеркивавший красоту природы. В немецком портрете художник стремился передать эмоциональную выразительность образа. Развитие получил также бытовой жанр, прежде всего в Нидерландах (Питер Брейгель Старший).

Итальянское и Северное Возрождение - это две стороны единого целого - модели новоевропейской культуры. Разными средствами они решали единые задачи - раскрепощение человека, развитие его творческого потенциала и создание условий для самосовершенствования.

Резюме

В XIV-XVI вв. в европейской культуре складывается новая модель. Формированию новой культурной эпохи способствовал комплекс экономических, политических, социальных и духовных предпосылок, а также результаты географических и научных открытий. В основе мировоззрения новой культурной модели - гуманизм, основанный на антропоцентризме. Итальянский гуманизм называют «гражданским гуманизмом», а в Северном Возрождении получил развитие «религиозный гуманизм». Искусство эпохи Возрождения признавалось главным видом духовной творческой деятельности. Целью художника эпохи Возрождения было подражание идеальной природе. Мастера эпохи Возрождения обогатили художественную практику теорией линейной перспективы, передачей световоздушной оболочки, достижением эффекта осязательности с помощью светотени и градациями цвета. Поиски средств художественного выражения характеризовали также литературу, театр и музыку. Несмотря на разные эстетические идеалы итальянского и Северного Возрождения, они стали разными практиками реализации художественного идеала новоевропейской культуры.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему, на ваш взгляд, именно Италия стала колыбелью Возрождения? Какие исторические, экономические, политические и культурные факторы этому способствовали?
  • 2. В чем состояла философия гуманизма? Какие положения гуманистов эпохи Возрождения кажутся вам актуальными сегодня и почему?
  • 3. В чем общее и особенное итальянского и Северного Возрождения?
  • 4. Как вы можете сформулировать идеальный тип человека эпохи Возрождения?
  • 5. В чем специфика художественного восприятия эпохи Возрождения?
  • 6. Что объединяет и что отличает скульптуры «Давид» Донателло и «Давид» М1 шел анджело?

Задание

Ознакомьтесь с фрагментом из следующего источника: Пако делла МираидолаДж. (1463-1494) «Речь о достоинстве человека» [Человек - свободный творец самого себя], и ответьте на приведенные ниже вопросы.

«Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: “О, Асклепий, великое чудо есть человек!” Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.

Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов, мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.

Уже всевышний Отец, Бог-творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Паднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда Творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам Созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено но высшим, средним и низшим сферам. Но нс подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божескую щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший Творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: “Нс даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел но собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя пи небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть гем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем...”».

Вопросы :

  • 1. В чем Пико делла Мирандола видит главное отличие человека от других творений Бога?
  • 2. Что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека?
  • 3. Прочитайте мнение современного исследователя и ответьте на приведенный ниже вопрос:

«...Чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. По об этом лучше было молчать - культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси. С торжеством монотеизма слово “Создатель” стало званием божества и писалось с большой буквы. Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть “мимезис” - подражание. Ни Данте, ни Петрарка нс смели, нс умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере реиессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы - оставив за божеством акт творения мира и человека - от имени божества все остальное передать самому человеку: “Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей”» (Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. С. 5).

Какие обстоятельства позволили Пико делла Мирандола прийти к такому выводу?

Темы для эссе и проектов

  • 1. Проблема человека в философии итальянских гуманистов.
  • 2. Идеальный правитель Макиавелли.
  • 3. Образ эпохи Возрождения в трудах Я. Буркхардта.
  • 4. Критики эпохи Возрождения (концепции Н. Бердяева, 11. Флоренского, М. Алпатова, А. Лосева).
  • 5. Северное Возрождение: люди и идеи.

Литература

  • 1. Андреев , М. Л. Культура Возрождения / М. Л. Андреев // История мировой культуры: наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение / под ред. С. Д. Серебряного. - М.: Изд-во РГГУ, 1998.
  • 2. Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт: пер. с нем. и послесл. А. Е. Махова; науч. ред., предисл. и коммент. К. А. Чекалова. - М.: Иптрада, 2001.
  • 3. Вестник истории, литературы, искусства / РАН (Отделение историко-филологических наук). - Т. 1. - М.: Наука, 2005. - С. 84-97.
  • 4. Дживелегов, А. К. Творцы итальянского Возрождения: в 2 кн. / А. К. Дживе- легов. - М.: Терра - Кн. клуб; Республика, 1998.
  • 5. Кустодиева , Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века / Т. К. Кустодиева. - Л.: Искусство, 1985.
  • 6. Тарное , Р. История западного мышления: пер. с англ. / Р. Тарнас. - М.: Крон- Пресс, 1995.
  • Эстетика Ренессанса: в 2 т. Т. 2 / сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство. 1981. С. 333-
  • История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1. М. : Изд-воАкад. художеств СССР, 1962. С. 506-514.

оглавление духовности. 9.3 Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение -до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром мироздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наиболее совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304- 1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения -Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Ре- формации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Оксфордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающийся представитель французского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтической тематики -романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой размышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огромную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Миран-дола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпторы, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными элементами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пережитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в течение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, -противоречия свободы и рабства, рационализма и магии, чувственности и аскетизма.

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные черты культуры эпохи Возрождения. Дайте характеристику искусству Северного Возрождения. Почему Д. Алигьери называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени»? Что такое антропоцентризм? Почему на нем базируется гуманизм эпохи Возрождения?

Термины:

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Мадонна – название богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.







2024 © mgp3.ru.