Действие романа обломов происходит. Где происходит действие романа обломов


  • Проверка знания текста романа;
  • Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);

Оборудование:

  • Портрет И.А. Гончарова. Выставка книг писателя и публикаций о писателе.
  • Видеофильм “Несколько дней из жизни Обломова” по сценарию Н.Михалкова, А.Абадашьяна.
  • Иллюстрации к книге, выполненные учащимися. Варианты оформления обложки романа.

Участники. Команды старшеклассников 10-х классов.

Ведущий. Учитель или кто-либо из старшеклассников.

Жюри. Состав произвольный.

1.Вступительное слово учителя.

I. Конкурс капитанов.

Несколько вопросов о жизни и творчестве И.А.Гончарова

Условие конкурса . В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Как звали Гончарова?

2. Даты жизни писателя? (1812-1891)

3. Какие литературные пристрастия были характерны для юноши Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)

4. Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры?

5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).

2 команда.

1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).

2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя?(Трегубов, отставной моряк)

3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).

4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)

5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).

3 команда.

1. Как звали мать ИА.Гончарова? (Авдотья Матвеевна)

2. Где учился ИА.Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)

3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).

4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?

(в качестве секретаря руководителя экспедиции).

5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).

II. Разминка

Условие конкурса. Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1.Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)

2. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)

3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).

4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?

5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)

2 команда.

1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)

2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)

3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).

4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)

5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)

3 команда.

1. Сколько лет Обломову? (32-33)

2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).

3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)

4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)

5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)

III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”

(Продолжите текст)

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.

1 команда.

1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).

2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлабы в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)

2. Хитрость – всё равно что мелкая монета, на которую… (не купишь много).

2 команда.

“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).

2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)

3 команда.

1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…

(– Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)

2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).

IV. Дайте толкование словам

Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование.На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.

1 команда.

1. Скаредное жильё (скупой, жадный).

2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).

3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).

2 команда.

1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).

2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).

3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).

3 команда.

1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).

2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).

3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).

V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.

Портретная галерея

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.

1 команда.

1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)

2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).

2 команда.

1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)

2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)

3 команда.

1.Он весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).

2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).

VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./

Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов .

1 команда.

1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)

2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)

2 команда.

1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)

2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)

3 команда.

1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)

2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)

VII. Конкурс иллюстраций, обложки к книге

Команда представляют свои иллюстрации обложки книги, объясняют замысел ее (до 10 баллов); по три иллюстрации к разным эпизодам книги, рассказывают об этих эпизодах. Оцениваются как иллюстрации, так и комментарии к ним (до 5 баллов по каждой иллюстрации с учетом точности и красочности комментария).

VIII. Блиц-турнир

Условие конкурса. Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
  2. Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
  3. Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
  4. Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
  5. Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
  6. Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
  7. О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
  8. Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
  9. Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
  10. Как звали слугу Обломова? (Захар)
  11. Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
  12. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
  13. К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
  14. Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
  15. К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
  16. Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
  17. Как звали сына Обломова? (Андрей)
  18. Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
  19. Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
  20. Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
  21. Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
  22. В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
  23. Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
  24. Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
  25. Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
  26. От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
  27. Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
  28. Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)

Слово жюри для подведения итогов игры

Награждение победителей

Заключительное слово учителя

Наша игра подошла к концу. Подведем итоги.

Вы ответили на все или почти на все вопросы? Значит, Вы были чрезвычайно внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали, вдумывались в малопонятные или вовсе непонятные слова, что, несомненно, поможет Вам глубоко вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, аргументировано защищать свое мнение в проблемных дискуссиях. Вы, несомненно, обогатили свой лексикон яркими афоризмами, расширили кругозор и, безусловно, выросли духовно.

Вы ответили лишь на две трети вопросов? Не огорчайтесь, Вы читали внимательно, но торопились, и в спешке упустили некоторые художественные детали. А ведь в книгах великих мастеров нет ни одного всуе сказанного слова. Вам будет непросто отстаивать свое мнение в споре с сильным оппонентом. Может быть, имеет смысл перечитать пропущенные страницы.

Вы смогли ответить лишь на половину вопросов? Не огорчайтесь. Разберитесь в причинах неуспеха. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная, книга. Далеко не всем удается осознать ее содержание с первого раза. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха.

Ответ от * Русалочка[гуру]
1. Всю жизнь Обломова можно сопоставить с временами года. События первой части разворачиваются весной: первого мая Обломов лежит на своём знаменитом диване и принимает посетителей, которые зовут его на гулянье в Екатерингоф.
2. Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведет к чаю. Весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его еще, «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. «Сам Обломов - старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.. И жена его сильно занята: она часа три толкует с Авёркой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтобы Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело.. Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом». После обеда все спят. Кучер спит на конюшне, садовник - под кустом в саду, кое-кто из свиты - на сеновале и т. д. , Следующая пора, которая снится Обломову, - он немного старше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы» .
Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Родители «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Захар будит Обломова. Приехал Штольц.
3. К Обломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут Обломова на первомайские гулянья в Екатерин-гоф. Тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела. Первый из посетителей - Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами». Он рассказывает о визитах, о новом фраке, о том, что влюблен, что ездит в разные дома на «среды» , «пятницы» и «четверги» , хвастает новыми перчатками и т. д.
4. 1 день
5. вся первая часть
6. реализм
7. в Петербурге
8. нет. "Лишний человек"

Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так-же важным средством в худо-жественном освоении мира. Обращение к пространст-венно-временной организации романа поможет луч-ше разобраться в идейно-художественной структуре «Обломова».

В первой части действие происходит, как вычис-лили ученые на основании ряда исторических собы-тий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и про-должается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то сидит на дива-не. Первая часть заканчивается приездом Штольца.

Значительно ускоряется движение времени во вто-рой и третьей частях, где под влиянием Ольги про-исходит пробуждение героя. Время действия здесь — несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть. На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет — до 1851 г. Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько ча-сов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут — целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливает-ся. Сколько именно лет провел Обломов у Пшеницыной — совершенно неважно. Прожил он там во-семь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.

Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут ре-ки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре...» Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае... А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и крас-норечиво.

Правда, и здесь время от времени жизнь «трога-ет». Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.

Вспомните первую часть романа. Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгоро-диться от жизни, ее шума, тревог и запросов. Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части прост-ранство героя снова становится предельно узким. Сонный покой опять обволакивает Обломова, «на-стоящее и прошлое слилось и перемешалось». Он «наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».

И в самом деле, на Выборгской стороне его окру-жает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды. По существу, мы имеем дело с тем же «сонным царством», которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом «Сне Обломова». Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали — то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недо-волен, и что война будет с турецким пашой...

И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сест-ричкам Гете и Байрона читал, готовился к како-му-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником... (Бывший романтик «пил, ел, скучал, толстел, хирел...»)

Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумы-ваться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над чело-веческой личностью (даже с предположительной ус-тановкой «во благо»). Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувст-ва. Можно вспомнить по этому поводу и замеча-тельную лермонтовскую мысль (из «Героя нашего времени»), ставшую бесценной традицией русской литературы: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Материал с сайта

Время от времени мы вынуждены признавать, что роман Гончарова дает ответы не на все постав-ленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже заме-чено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание «вечные вопросы», но невозможно сказать: «вечные ответы». Их просто нет.

Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологичес-кий тип. В нем содержатся важные уроки и предо-стережения, адресованные и современникам, и после-дующим поколениям. Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бес-полезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жиз-ни, о необходимости нравственного выбора — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сюжет и время в романе гончарова обломов
  • обломов отказался прочесть поэму пенкина
  • какого пространство и время в романе обломов
  • обломос и время
  • время и пространство в романе обломов

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по обломову
  • все ответы на вопросы по обломову
  • почему в 32 года обломов умирает?
  • вопросы к обломову по роману
  • вопросы по содержанию обломова

Тест по творчеству Гончарова. "Обломов" (10 класс). 1 вариант

1) Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в) Александр Иванович

г) Иван Александрович

2) Гончаров

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) совершил путешествие на остров Сахалин

г) был сослан на Кавказ в действующую армию

3) Гончарова учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Обломов»

а) роман

б) рассказ

в) поэма

г) повесть

а) «Обыкновенная история»

б) «Невский проспект»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»

6) Роман «Обломов» был впервые напечатан в

а) 1852

б) 1858

в) 1860

г) 1861

7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана

а) в журнале «Современник»

б) в «Отечественных записках»

в) в журнале «Вестник Европы»

г) в «Литературном сборнике с иллюстрациями»

8) Определите экспозицию романа «Обломов»

а) первые шесть глав

б) первые три главы

в) первые две главы

г) вся первая часть

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

г) романтизм

10) Действие романа «Обломов» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в Орловской губернии

г) в Петербурге

11) Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова

а) Андрей Штольц

б) Владимир Ленский

в) Пьер Безухов

г) Акакий Башмачкин

12) Определите сюжетную основу романа «Обломов»

а) история любви Обломова и Агафьи Пшеницыной

б) история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными

в) история любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской

г) описание дружеских отношений Обломова и Штольца

13) Как звали сына Ильи Ильича Обломова

а) Андрей

б) Иван

в) Илья

г) Павел

14) Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу

а) Ольга Ильинская

б) Обломов

в) Штольц

г) Агафья Пшеницына

15) Укажите возраст Обломова в начале романа

а) 25-26

б)32-33

в) 36-37

г) 40-45

16) Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу

а) взаимного исключения

б) сравнения

в) дополнения

г) антитезы

17) К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова

а) «лишний человек»

б) «маленький человек»

в) герой-любовник

г) герой-резонер

«… не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он

носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства…»

а) Алексеев

б) Тарантьев

в) Захар

г) Волков

19) Кто сказал : - А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден,нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!

а) Штольц

б) Ольга Ильинская

в) Алексеев

г) Захар

20) Эта женщина «была в зените своей жизни; она жила и чувствовала,что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла, или, лучше, ей в голову об этом не приходило.Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой "скорби, гнева и нужды"

а) Ольга Ильинская

б) Агафья Пшеницына

в) тетка Ольги

г) мать Ильи Обломова

Тест по творчеству Гончарова. "Обломов" (10 класс). 2 вариант

1) Годы жизни И. Гончарова:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1812 - 1891

г) 1799 - 1837

2) В жизни Гончарова

б) был суд с И.С. Тургеневым

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) У Гончарова

а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года

б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна

в) матерью была пленная турчанка

г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет

4) «Обломов» был впервые напечатан в

а) 1852

б) 1858

в) 1860

г) 1861

5) Какое призведение не принадлежит Гончарову:

а) «Мертвые души»

б) «Обрыв»

в) «Обломов»

г) «Обыкновенная история»

6) Произведение «Обломов»

а) рассказ

б) поэма

в) роман

г) повесть

7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана в

а) 1847

б) 1852

в) 1856

г) 1857

8) Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа «Обломов»

а) 1 месяц

б) 1 день

в) 2 дня

г) 5 дней

9) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

10) Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова

а) Татьяна Ларина

б) Екатерина Сушкова

в) Наташа Ростова

г) Ольга Ильинская

11) На какой улице жил Илья Ильич Обломов в начале романа

а) на Садовой

б) на Гороховой

в) на Выборгской стороне

г) на Лени Голикова

12) Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком

а) отсутствие цели в жизни

б) воспитание и закономерности современной ему жизни

в) бедность

г) болезненное состояние

13) Захар женится на

а) Марье

б) Ольге

в) Агафье

г) Анисье

14) Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы

а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

г) расширить представление о барской жизни

15) Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является

а) трость

б) халат

в) рояль

г) книга

16) К какому сословию принадлежал Штольц

а) разночинцы

б) дворяне

в) купцы

г) мещане

17) Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе

а) Штольц

б) Захар

в) Тарантьев

г) Волков

18) О каком персонаже идет речь? «Более ничто не напоминало ему барского широкого и покойного быта в глуши деревни.
Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков.Поэтому для него дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли,господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие.»

а) Тарантьев

б) Алексеев

в) Волков

г) Захар

19) Кто сказал : - Снег, снег, снег! - твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. - Все засыпал! – шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.

а) Обломов

б) Штольц

в) Алексеев

г) Борон

20) Эта женщина «жила в своей новой сфере без видимых порывов и тревог. Она делала то же, что прежде, для всех других, но делала все иначе. Она ехала во французский спектакль, но содержание пьесы получало какую-то связь с ее жизнью; читала книгу, и там были строки с искрами ее ума, кое-где мелькал огонь ее чувств»

а) Агафья Пшеницына

б) тетка Ольги

в) Ольга Ильинская

г) мать Обломова


ОТВЕТЫ:

Итоговая работа по роману Гончарова «Обломов» 4 декабря 2014

ФИ

вар

«5» - 18-20 «4» - 17-15 «3» - 14-11 «2» - 10 и менее

Одна тема на выбор. Объем 100-150 слов

1. "Любовь - претрудная школа жизни". (Философия любви в романе. Любовь Ольги и Обломова, Ольги и Штольца, Агафьи Матвеевны и Обломова, Захара и Анисьи. Любовь как испытание...как открытие себя самого и т.д.)

2. Автор в поиске идеала . (Идеал мужчины, идеал женщины, идеал жизни, идеал семьи - он есть у каждого героя романа, и автор его ищет. Нашёл ли?)

3. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе Обломова. (Две женщины, два образа, две истории любви. Одна спасала, а другая погубила...Так? Или иначе?)

4. Штольц и Обломов в романе "Обломов". (Друзья и представители антагонистичных мировоззрений, любившие одну женщину, два типа мужчины, два типа мышления, две жизненные философии...)







2024 © mgp3.ru.