Бандура – музыкальный инструмент. Характеристика основных украинских народных музыкальных инструментов


БАНДУРА – украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева (ивы, ольхи или клёна). В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны (приструнки), на которых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения (бунты). Приструнки металлические, басовые – в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных бандура – диатонический, современных – хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой – бунты (за редким исключением к шейке их не прижимают). Поскольку в бандурах старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2-4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом бандура звучит мягко, приглушённо.

Существовали 3 школы игры на бандуре – черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях (с большим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя), применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т.н. киевским методом игры, в основе которого – метод черниговской школы: бандуру держат в слегка наклонном положении, так чтобы плоскость деки была перпендикулярна корпусу, левой рукой защипывают бунты, правой – приструнки. Бандура применяется главным образом для сопровождения пению.

Бандура – один из старейших и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к 15-16 вв., а изображения – к 18 веку. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры кобзари, или бандуристы, пели украинские думы, различные народные песни. В наше время бандура стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на бандурах – вокально-инструментальные капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции бандуры. Так, В. П. Тузиченко и И. М. Скляром сконструированы оркестровые хроматические бандуры (прима, альт, бас, контрабас). Существуют бандура систем других мастеров.

Черниговская фабрика музыкальных инструментов организовала массовое производство бандур конструкции Скляра. Для бандур создаются специальные произведения, обрабатываются народные песни и танцы, образцы отечественной и зарубежной классики.

Название:

Группа: струнные щипковые

Родина: Украина

Происхождение: Самое старое изображение бандуры, дошедшее до нас, относится к XII веку. Существует несколько версий о происхождении бандуры. Первая версия – это происхождение бандуры от русского инструменты – гуслей, вторая, вторая версия – это происхождение бандуры от кобзы. Историкам представляется более вероятной именно вторая версия, так как бандура и кобза имеют ряд схожих черт.

Тембр: отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром.

Способ звукоизвлечения: Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Устройство: Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Виртуозы-исполнители : бандурист Георгий Матвеев — солист Одесской филармони, Степан Мацура, Роман Гриньков, Георгий Матвеев, Виктор Мишалов

Многие даже не слышали о таком любимом украинцами музыкальном инструменте, как бандура. В давние времена бандура являлась, в основном, инструментом слепых старцев-кобзарей, которых мальчики-поводыри водили от села к селу, где те играли на своем инструменте для народа, зарабатывая себе пропитание. Местные жители, только услышав о появлении в селе кобзаря, тотчас сбегались послушать его игру и пение. Песни бандуристов, как правило, были о жизни народа, о его героях, о событиях, которые происходили на родной земле. От грустных. Лирических песен кобзаря-бандуриста народ плакал. А когда мастер пел веселую песню, ноги сами рвались в быстрый пляс.
Бандура - это струнный щипковый музыкальный инструмент, игра на котором когда-то была очень популярной среди украинского народа. Она имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны частью натягиваются над грифом (эти струны называются бунтами), частью же прикрепляются к деке (эти струны называются приструнками). Основными струнами для игры на бандуре являются коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декою инструмента, а басы на грифе выполняли второстепенную роль. Кобзари играют на бандуре сидя, держат ее под наклоном, так, чтобы приструнки находились справа, а басы – слева. Перебирая приструнки пальцами правой руки, исполняется мелодия, а на бунтах левой рукой выполняется сопровождение к ней.
Самое старое изображение бандуры, дошедшее до нас, относится к XII веку.
К XV веку бандура стала известна настолько, что украинских кобзарей-бандуристов приглашали играть на Королевском дворе Польши, а позднее, в XVIII – XIX веках своей игрой они развлекали Российский императорский двор.
Современная академическая бандура – это инструмент, прошедший длинную историю развития и совершенствования. С самого начала своего существования бандура имела всего 7-9 струн. Бандуры более позднего времени имели уже 20-30 струн, а сегодняшняя академическая бандура уже является 60-струнным инструментом.
Существует несколько версий о происхождении бандуры. Первая версия – это происхождение бандуры от русского инструменты – гуслей, вторая, вторая версия – это происхождение бандуры от кобзы. Историкам представляется более вероятной именно вторая версия, так как бандура и кобза имеют ряд схожих черт, а гусли на территории Украины практически не использовались. Со временем бандура полностью вытеснила кобзу.
Во времена СССР бандура трансформировалась в тяжелый многострунный инструмент. После распада Советского Союза на Украине появились молодые кобзари-бандуристы, которые возрождают к жизни древний национальный инструмент. В наши дни бандуры изготавливаются на музыкальных фабриках во Львове и в Чернигове, а некоторые талантливые мастера-кобзари изготавливают бандуры самостоятельно. Одни стремятся воссоздать древний музыкальный инструмент определенного типа, другие, наоборот, стремятся модифицировать этот музыкальный инструмент.

Бандурист

На Украйне жил когда-то,
Телом бодр и сердцем чист,
Жил старик, слепец маститый,
Седовласый бандурист.

В черной шапке, в серой свитке
И с бандурой на ремне,
Много лет ходил он в людях
По родимой стороне.

Жемчуг-слово, чудо-песни
Сыпал вещий с языка.
Ныли струны на бандуре
Под рукою старика.

Много он улыбок ясных,
Много вызвать слез умел,
И, что птица божья, песни,
Где приселось,- там и пел.

Он за песню душу отдал,
Песней тело прокормил;
Родился он безымянным,
Безымянным опочил…

Мертв казак! Но песни живы;
Все их знают, все поют!
Их знакомые созвучья
Сами так вот к сердцу льнут!

К темной ночке, засыпая,
Дети, будущий народ,
Слышат, как он издалека,
В песне матери поет…

Константин Случевский

Бандура на живописных полотнах:

Василий Гайчук (р.1955) — Вареники с вишней Андрей Липатов — Украинский борщ Аркадий Русин. Натюрморт с бандурой. 1969 г. Дмитрий Безперчий. Бандуристы 1860 г.

Казак Мамай - один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом.
Впервые Мамай появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Образцы картин Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки - перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.


Неизвестный художник. Казак-бандурист. Начало ХІХ века.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб - силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, - копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу - они напоминали о мимолетности жизнь и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Неизвестный художник. Казак Мамай.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не занимай». Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.


Александр Антонюк. Казак — бандурист.

Есть несколько теорий происхождения слова «бандура», основывающихся, по большей части также на семантических изысканиях: «pandura» - Ассирия, «bandora» - Англия, «bandurria» - Испания, «panduri» - Джорджия, «pandzura» - Болгария, «pandura/tambura» - Сербия. Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы (в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты) и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.
«В польских словарях инструмент бандура описывается также, как казацкая лютня». (О. Фамицын).


Елена Иванова. Летний аккорд
М. Деряжный. Бандуристка 1957 г.

По сию пору бандура — любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.
Но старинные кобзу и бандуру не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей скорее к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года.

Кобза ж моя, дружино вірная,
Бандуро моя мальованая!

Этими словами смертельно раненный герой думы «На смерть казака-бандуриста» обращается к своему самому дорогому спутнику жизни. Но на чем же играл казак – на кобзе или бандуре?
Некоторые исследователи утверждают, что первая слава досталась кобзе. Бандура же подхватила эту славу, и как более усовершенствованный инструмент вытеснил кобзу.


Имя «кобза», «кобоз», «кобуз», и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года, как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других стран: «kopuz» - Турция, «kopus» - Хорватия, «koboz» - Венгрия, «cobza» - Румыния, и т. п. Таким образом, расположение родины кобзы исключительно на древних территориях Украины будет неоправданным, но, несомненно, в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.
Ибн Даста в Х столетии, говоря о Руси, отмечает следующее: «У них есть различные музыкальные инструменты, такие как лютни-кобзы, гусли, дудки, а так же дудки почти в два локтя длиной, тогда как кобза имеет восемь струн…»

Олег Омельченко. Старый кобзарь 2006 г.

Кобза — неотъемлемый атрибут казака Мамая, персонажа кукольного театра Вертепа.
К. Хильдебрандт, участник шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому, посетив Украину в 1656-1657 годах, подробно описывает своё пребывание и приём, оказанный гетманом. В неформальной обстановке гетман играл на «лютне».

Датчанин Адам Олеариус также упоминает некий тип «лютни», распространённый среди украинцев в ХVII веке.
«Инструмент, подобный лютне, но меньший по величине и с меньшим числом струн», «только гриф несколько короче», «тональность абсолютно подобна лютне» - все это сказано в XVIII веке о «казацкой лютне»- кобзе.
Около 1700 года некоторые украинские кобзы-лютни приобретают дополнительные струны. Такие инструменты сохранились только на рисунках. Не известно, было ли усовершенствование локальным изобретением или же пришло из Европы, но, несомненно, то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана.

В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту — бандуре, у которой не один, а два набора струн. Кобза окончательно вышла из употребления после 1850 года.

Алексей Петренко. Песня 1985 г.

Всем хорошо известно имя классика украинской литературы, замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Он увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Сборник своих стихов он также назвал «Кобзарь». Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе — инструменте, от которого и пошло их прозвание. Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.

Поэтому, думаю, можно сделать вывод, что казак в начале этого материала недаром обратился к своему инструменту словами и кобза, и бандура. Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры.

«Паспорт бандуры» файл для печати – загрузить

Паспорта других музыкальных инструментов – .

Банду́ра - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент.

Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы", более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными "ногтями" или без них.

Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Происхождение

Инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Устройство

Составные части Бандуры: короткий и широкий гриф, называемый ручкой; отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн. Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком. Окружность овала спидняка выдвигается немного в сторону (как края у миски) для удобного помещения колочков, которые держат короткие струны бандуры, и называется бpямкой. Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 - 3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны. В середине деки прорезано круглое отверстие - голосник для распространения звука (голос выдае). Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка - кобылка, на которой лежат все 12 струн.

Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Первая струна, крайняя, длинная (бас) сделана из овечьей кишки и обмотана канителью (сухозолотицей), 2-я и 3-я (басы) также из кишок (кишкови), 4-я медная (дротова), 5-я наз. прийма, 6-я - терция (обе из кишок, наз. римська, т. е. из кишок прозрачных, лучшего достоинства), 6 остальных струн - приструнники - все из кишок. Эти приструнники направлены не к грифу, а к верхней части деки, где и прикрепляются. Недостаток резонанса бандуры, если корпус ее мал, заставляет заменять приструнники кишечные - медными, благодаря чему бандура выигрывает в звонкости. Число струн бандуры бывает и больше 12, иногда доходит до 25-30.

Современные типы бандур

В советское время бандура была трансформирована в тяжёлый, немобильный, многострунный инструмент. Однако сохранилась в первозданном виде она благодаря усилиям архитектора и музыканта Георгия Ткаченко. Сегодня бандура обновлена молодыми работниками Киевского кобзарского цеха под руководством художника и музыканта Николая Будника.

В наши дни концертные бандуристы в Украине используют инструменты киевского типа. Приемущественно производства Черниговской или Львовской музыкальной фабрики. Эти инструменты сделаны по конструкции И. Скляра и В. Герасименко. Стандартная бандура прима имеет 55-58 струн и настроена в тональности соль мажор. Концертные инструменты отличаются от бандуры примы тем, что имеют механику для перестраивания приструнков. Концертные инструменты имеют 61-65 струн. Обе фабрики изготавливали инструменты детских розмеров. Львовская фабрика выпускает ещё и подростковую бандуру, которую тоже можно заказать с механическим перестраивателем.

В диаспоре популярны бандуры харьковского типа (конструкции братьев Гончаренко). Инструменты бывают диатоническими (34-36 струн), полухроматическими и хроматическими. Снабжены механикой для перестраивания отдельных струн.

В 60-х годах были сделаны экспериментальные Киевско-Харьковские бандуры конструкции И. Скляра, которые, к сожалению, не укоренились в Украине. Инструмент был построен на основе Киевской бандуры и для игры харьковским методом он не был удобен. Сложная механика для перестраивания тональности негативно влияла на акустические особенности концертных вариантов этого инструмента.

В последнее время были сделаны попытки возродить харьковскую бандуру в Украине. В. Герасименко сделал несколько вариантов харьковской бандуры, последний снабжён тотальной механикой для перестройки, но инструменты ещё не совершенны, их ещё не выпускают серийно.

, Теорба , Цитра

Банду́ра - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы , более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки , более короткие, звучащие высоко).

Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными «ногтями» или без них.

Этимология

Слово бандура заимствовано через польск. bandura из итал. pandūra , которое восходит через лат. pandūra к греч. πανδοῦρα «кифара». Но есть мнение, что происходит название бандуры - из латинского (пандура) через старопольский (Barduny - "лютня").

Происхождение

Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно, её происхождение связано с кобзой , а не с гуслями . [ ] Гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке. Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большое количество струн, от 14 и до 20 на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий (лат. psalterium ). Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке. Они никак не могли стать праматерью бандуры Западной и Юго-Западной Руси. Кстати, так и не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством ( г.) ориентация земель Западной и Юго-Западной Руси была направлена на западную культуру. Культурная ассимиляция с Россией началась с конца XVII в., когда многострунный украинский музыкальный инструмент «бандура» уже сформировался и бытовал ( г.).

В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты:

  • В XIX в. бандуры были симметричны, что присуще лютнеподобным инструментам;
  • Основные струны расположены на корпусе бандур зовутся «приструнки», то есть как часть струн ПРИ основных струнах на шейке;
  • Функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где сохранились на бандурах;
  • Общность традиционного репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов;
  • Конструктивные неудобства для исполнения на приструнках бандуры «думового порядка» в сравнении с абсолютным удобством его игры на грифе кобзы. Появление бандуры как инструмента гомофонно-гармонической музыкальной формации не могло произойти раньше появления и формирования самой системы в европейской музыке.

Использование

Казак-бандурист (1894)

Кобза-Бандура родственна пандури или Мандору . Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда . Изображение кобзы-бандуры известны с 12 в.

Ещё в XV веке украинских кобзарей приглашали в королевский двор Польши , а в XVIII-XIX вв. - в российский императорский двор. Крупнейшие давние кобзари - Тимофей Билоградський (известный лютнист, XVIII век), Андрей Шут (XIX век), Остап Вересай (то же столетие) и другие.

В начале XIX века старосветская бандура вытеснила кобзу. В разное время бандура имела от 7-9 до 20-30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров - исторические, думы, псалмы, канты и т. д..

Диатоническая многострунная бандура - это музыкальный инструмент с арфоподобным способом игры (без пережима струн на грифе). Образец 1840 (ошибочно датированный 1740) года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло». В XVII веке кобза была популярна на Украине, а с начала XVIII века мода на неё пришла также в аристократические круги России. Именно с целью отмежеваться от «холопского» названия «кобза» в барской среде и стали называть её благородным и модным западным названием «бандора» на латинский манер. Такое название зафиксировано во многих польских источниках XVII века, и в царском приказе 1738 года о создании музыкального учебного заведения в г. Глухове . «В польских словарях и описаниях инструментов бандура толкуется как казацкая лютня» (А. Фаминцын). О том, что по городам играют на бандурах, «а крестьяне … на гуслях», объясняя в скобках, что это «род бандуры» извещал 1788 г. А. И. Ригельман . Большинство свидетелей (Бергхольц , Якоб Штелин , Иоганн Беллерман , др.) сообщали о бандуре XVIII столетия: «инструмент схож с лютней, но меньше по размеру и по количеству струн», «только ручка несколько короче», «тон абсолютно схож с тоном лютни». Речь шла именно о «казацкой лютне» - кобзе. Но одновременно существовали настоящие бандуры: «20 и более струн … на последних (многострунных бандурах) не все струны натягиваются вдоль грифа, половина - на самом корпусе» (Александр Фаминцын).

В начале XIX века существовали и лютнеподобные многострунные музыкальные инструменты, которые «украинизировались», стали называться бандурами, а исполнители на них - бандуристами.

Сравнивая бандуры с Вересаевой бандурой можно сделать выводы, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре же О. Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе (как на гитаре), а шесть приструнок выполняли дополнительную функцию - увеличение диапазона при игре в одной позиции (народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте).

Любая открытая струна (особенно жильная) звучит лучше не прижатой к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые приструнки и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунного музыкального инструмента [ ] , который в XIX веке вытеснил лютнеподобную кобзу, переняв от неё определённые исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента.


Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Происхождение

Инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Устройство

Составные части Бандуры: короткий и широкий гриф, называемый ручкой; отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн. Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком. Окружность овала спидняка выдвигается немного в сторону (как края у миски) для удобного помещения колочков, которые держат короткие струны бандуры, и называется бpямкой. Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 - 3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны. В середине деки прорезано круглое отверстие - голосник для распространения звука (голос выдае). Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка - кобылка, на которой лежат все 12 струн.

Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Первая струна, крайняя, длинная (бас) сделана из овечьей кишки и обмотана канителью (сухозолотицей), 2-я и 3-я (басы) также из кишок (кишкови), 4-я медная (дротова), 5-я наз. прийма, 6-я - терция (обе из кишок, наз. римська, т. е. из кишок прозрачных, лучшего достоинства), 6 остальных струн - приструнники - все из кишок. Эти приструнники направлены не к грифу, а к верхней части деки, где и прикрепляются. Недостаток резонанса бандуры, если корпус ее мал, заставляет заменять приструнники кишечные - медными, благодаря чему бандура выигрывает в звонкости. Число струн бандуры бывает и больше 12, иногда доходит до 25-30.

Современные типы бандур

В советское время бандура была трансформирована в тяжёлый, немобильный, многострунный инструмент. Однако сохранилась в первозданном виде она благодаря усилиям архитектора и музыканта Георгия Ткаченко. Сегодня бандура обновлена молодыми работниками Киевского кобзарского цеха под руководством художника и музыканта Николая Будника.

В наши дни концертные бандуристы в Украине используют инструменты киевского типа. Приемущественно производства Черниговской или Львовской музыкальной фабрики. Эти инструменты сделаны по конструкции И. Скляра и В. Герасименко. Стандартная бандура прима имеет 55-58 струн и настроена в тональности соль мажор. Концертные инструменты отличаются от бандуры примы тем, что имеют механику для перестраивания приструнков. Концертные инструменты имеют 61-65 струн. Обе фабрики изготавливали инструменты детских розмеров. Львовская фабрика выпускает ещё и подростковую бандуру, которую тоже можно заказать с механическим перестраивателем.

В диаспоре популярны бандуры харьковского типа (конструкции братьев Гончаренко). Инструменты бывают диатоническими (34-36 струн), полухроматическими и хроматическими. Снабжены механикой для перестраивания отдельных струн.

В 60-х годах были сделаны экспериментальные Киевско-Харьковские бандуры конструкции И. Скляра, которые, к сожалению, не укоренились в Украине. Инструмент был построен на основе Киевской бандуры и для игры харьковским методом он не был удобен. Сложная механика для перестраивания тональности негативно влияла на акустические особенности концертных вариантов этого инструмента.

В последнее время были сделаны попытки возродить харьковскую бандуру в Украине. В. Герасименко сделал несколько вариантов харьковской бандуры, последний снабжён тотальной механикой для перестройки, но инструменты ещё не совершенны, их ещё не выпускают серийно.

Видео: Бандура на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!







2024 © mgp3.ru.