Алексей пахомов картины. Русские художники


Жанр: Учёба: Стиль:

карандашный рисунок

Влияние: Награды: Звания:

Алексей Фёдорович Пахо́мов ( -) - советский график и живописец. Народный художник СССР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреаты Государственной премии СССР ( - посмертно ) и Сталинской премии второй степени ().

Период учёбы

А. Ф. Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица . В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы , а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева . Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века , оказали заметное влияние на преподавателей и соответственно систему образования в училище. По воспоминаниям самого Пахомова, Тырса часто доказывал, что Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство Коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить - это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий - творец будущего, а не наследник прошлого». Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры. Карандашные наброски сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев, убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.

Живопись и книжная графика

В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства "Детская литература", и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер, Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». За время работы с Лебедевым, у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-1940-х годов.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников» , эстетически близкому московскому ОСТ .

Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: "Жница" (1928, ГРМ), "Девушка в голубом" (1929, ГРМ), "Стрелки из лука" (1930,ГРМ), "Портрет ударницы Молодцовой" (1931,ГРМ).

Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность А. Ф. Пахомова к ленинградской школе пейзажной живописи , мастера которой, при этом, далеко не ограничивались одним только пейзажным жанром.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата» .

Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года . Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище .

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944)
  • Государственная премия СССР (1973 - посмертно ) - за оформление и иллюстрации к сборнику рассказов Л. Н. Толстого «Филипок. Страницы из „Азбуки“»

Примечания

Источники

  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. - Л: Художник РСФСР, 1976. - с.26.

Ссылки

  • Алексей Фёдорович Пахомов на сайте С. Я. Маршака «Недописанная страница»
  • Весь Пахомов на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 2 октября
  • Родившиеся в 1900 году
  • Родившиеся в Вологодской губернии
  • Умершие 14 апреля
  • Умершие в 1973 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Лауреаты Государственной премии СССР
  • Народные художники СССР
  • Художники по алфавиту
  • Блокада Ленинграда
  • Художники СССР
  • Художники России XX века
  • Художники Санкт-Петербурга
  • Члены общества «Круг художников»
  • Выпускники ЛВХПУ имени В. И. Мухиной
  • Художники-соцреалисты СССР
  • Художники-соцреалисты России
  • Художники-иллюстраторы СССР
  • Художники-иллюстраторы России
  • Члены Союза художников СССР
  • Графики СССР
  • Графики России
  • Действительные члены Академии художеств СССР
  • Похороненные на Богословском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пахомий Логофет
  • Пахомов, Анатолий Николаевич

Смотреть что такое "Пахомов, Алексей Фёдорович" в других словарях:

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900 1973), советский график. Народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915 17 и 1921) у В. В. Лебедева и Н. А. Тырсы, затем в ленинградском Вхутеине (1922 25). Преподавал в ИЖСА (с 1948). Автор… … Художественная энциклопедия

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900—1973), график, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915—17), АХ (1920—25). Преподавал в ИЖСА имени И. Е. Репина (1948—73, с 1949 — профессор). Работал в петроградских… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900 1973), график, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915 17), АХ (1920 25). Преподавал в ИЖСА имени И. Е. Репина (1948 73, с 1949 профессор). Работал в петроградских «Окнах РОСТа» (1919).… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

А. Ф. Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица.

В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева. Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и соответственно систему образования в училище. По воспоминаниям самого Пахомова Тырса часто доказывал, что Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство Коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить - это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий - творец будущего, а не наследник прошлого».

Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов тем не менее сохранил приверженность к реалистическому искусству. Особенно это проявлялось в его карандашных набросках, которые сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ. Однако его преподаватели Тырса и Лебедев, несмотря на свое критическое отношение к традиционному искусству, убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников», эстетически близкому московскому ОСТ.

В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить издателей попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере.

Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944).

С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (с 1949 года - в звании профессора). Сотрудничал в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер».

К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями - «Липунушка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.

Известны живописные и графические портреты А. Ф. Пахомова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пен Варленом (1963).

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.

«После выхода в 1927 году первой совместной книжки С.Я. Маршака и А.Ф. Пахомова, Маршак пишет художнику пророческие слова: «Наша масленница ещё не кончилась и у нас будут [...] другие блины». Так и случилось. В 1930-х годах одна за другой издаются «Мастер-ломастер», «Лодыри и кот», «Школьные товарищи», «Рассказ о неизвестном герое» и другие книги. В них есть острое ощущение жизни и времени. Каждая из них несёт в себе радость писка в этой новой области искусства, рождённого в ту пору в Ленинграде, - искусства советской книги.


Алексей Фёдорович Пахомов (19 сентября (2 октября) 1900 г., деревня Варламово, Вологодская область - 14 апреля 1973 г., Ленинград) - советский график и живописец. Народный художник СССР (1971). Действительный член АХ СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1973 - посмертно) и Сталинской премии второй степени (1943).

Алексей Федорович Пахомов — блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.

После Февральской революции в Училище пришли преподавать такие замечательные мастера, как М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Основным занятием стало изображение обнаженной натуры. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке листа, сделанной в один взмах, «набело».

После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году молодой художник учился у , Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-23 годах они создали «Объединение новых течений в искусстве», группы «Четыре искусства» и «Круг художников», в который вошел Пахомов. Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом «искусство в производство» художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.

С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники , К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.

В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек».Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.

Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.

Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки «жили» в тексте, а не сопровождали его.
Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.

Литографии явились последним отражением новаторства в творчестве — вскоре Пахомов превращается в смиренного бытописателя советской действительности.

С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах «Чиж» и «Еж». Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. «Графичная живопись» в работах художника превращается в «живописную графику».

Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х — начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл «Ленинград в блокаде». Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий «В нашем городе» (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера. Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.

Наталья Мельникова

Некрасов Н. А. «Мороз, Красный нос» ,
Тургенев И. С. «Бежин Луг» ,
Толстой Л. Н. «Липунюшка» ,

Толстой Л. Н. «Рассказы для детей» ,

«Снегурочка. Русская народная сказка» ,

Алексей Федорович Пахомов

"Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) - блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю. Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши...

Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих р исунках пластически интересные позы и движения.Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".Для новой задачи оформления книг Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя...

Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В. Михалкова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени." /Н.Мельникова/

Алексей Толстой "Детство Никиты". Художник А. Пахомов. Детгиз - 1959 год.

А еще очень интересные его . вот отрывок..

"..На занятиях по книжной графике у С. Чехонина я был совсем недолго. Но один совет его произвел на меня большое впечатление. Художник предлагал писать шрифты (дело шло о книжной обложке) сразу кистью, на глаз, без предварительной разметки карандашом ("как адрес на конверте"). Надо было выработать такую меткость глаза, чтобы безошибочно уложиться в отведенное пространство и снайперски точно определить размер первой буквы. Незыблемый закон художественной школы - начинать рисовать с общего силуэта предмета и последовательно переходить к крупным, а затем и мелким частям, деталям общего. Совет Чехонина начинать с детали (с буквы), да еще кистью и тушью, когда ошибку невозможно стереть и исправить, показался мне неожиданным и смелым.

Постепенно у меня выработался такой глазомер, что, начав с глаза, я мог изобразить всю фигуру и композицию в отведенном пространстве..."







2024 © mgp3.ru.