Ярополец: "Две усадьбы, две судьбы". Ярополец - усадьба Гончаровых


Ярополец. Часть 3. Усадьба Гончаровых.

В крайней части про Ярополец, несколько снимков из усадьбы Гончаровых и еще немного села.

"От бывшего гетмана Петра Дорошенко через его сына Александра по родственной преемственности усадьба перешла к дочери Александра Петровича Дорошенко - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского (1716 - 1786).

Загряжские относились к древнему дворянскому роду. В российском гербовнике о них сказано: "...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями".

Архивные источники не дают сколько - нибудь исчерпывающих сведений о состоянии усадьбы при Александре Артемьевиче Загряжском. Известно лишь, что в 70-х годах XVIII века усадьба все еще значилась за А. А. Загряжским; главный дом усадьбы был деревянным, а ныне существующего каменного дома с флигелями еще не было. Так же упоминаются каменные службы. Есть основание подразумевать, что эти строения впоследствии были переделаны во флигели и соединены переходными галереями с главным домом. Предположение это основано на том, что в описании 1755 г. каменные службы уже не упоминаются, а называется "дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах"."

Историческая справка заимствована отсюда.

1. Вход на территорию открыт. Реставрация здания проведена как-то неряшливо и некрасиво. В усадьбе расположена база отдыха МАИ. На дверях надпись - Посторонним В.

"В 1786 году владельцем усадьбы становится один из сыновей А. А. Загряжского - Борис Александрович (рожд. 1742 г.), генерал-майор, волоколамский уездный предводитель дворянства. В 80-90-х годах XVIII века он завершает капитальную застройку усадьбы, начатую его отцом - А. А. Загряжским в конце 1770-х гг.

Третий из сыновей А. А. Загряжского, Иван Александрович Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 года, родилась дочь Наталия - будущая теща А. С. Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красивая Наталия.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец И. А. Загряжский.

27 августа 1812 года у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 года Н. А. Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н. И. Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия."


2.

"В 1821 году, получив по разделу имений с сестрами Загряжскими Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится распорядительницей усадьбы и каждое лето с детьми живет в ней. Из семейной переписки видно, что усадьба ей очень нравилась. Имущественные дела Гончаровых в это время были неблагополучны. После смерти расточительного Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича в 1832 году обнаружились колоссальные долги - более миллиона рублей. По правилам майората наследство это должно было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу. В ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его сыну Дмитрию.

1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в Иосифо-Волоколамский монастырь "на богомолье", там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре "по христианскому православному чинопочитанию". 30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение.

С 80-х годов имением владел сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 году усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа."


3. К своей тёще два раза приезжал А.С. Пушкин.

"Переломным моментом в состоянии ансамбля стал 1941 год, когда после освобождения Яропольца от оккупации специальная комиссия зафиксировала огромный ущерб, причиненный зданиям и паркам.

В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С. Пушкина."

5. Церковь Екатерина. По всей видимости внутри в советские годы был клуб. Сохранилась сцена. В настоящий момент в храме идут службы.

8. Мне больше всего понравилась стена окружавшая усадьбу.

9. Ребенок решил изучить старину.

Подмосковье богато сохранившимися до наших дней старинными дворянскими усадьбами, представляющими интерес для людей, которые увлекаются отечественной историей. Посетив и осмотрев замечательные архитектурные ансамбли, туристы проникнутся духом старины и получат от созерцания живописнейших мест.

Одной из достопримечательностей Московской области является усадьба Гончаровых (Ярополец), расположенная в Волоколамском районе на реке Ламе в селе Ярополье. Каждый, кто хоть раз посетил эти места, говорит о ее уникальности, атмосферности и красоте. Отзывы туристов, побывавших в усадьбе, свидетельствуют о том, что история этого места все еще жива.

Историческая справка

Что необычного скрывает в себе усадьба Гончаровых? Ярополец - необычное село. Это подтверждается многочисленными отзывами тех, кому довелось там побывать. Усадьба основана украинским гетманом Дорошенко на земле, полученной в 1684 году от русского царя Алексея Михайловича за службу. Название усадьбы происходит от сочетания слов «ярое поле» и связано с тем, что на этом месте разводились охотничьи собаки. Имение представляет собой целый комплекс старинных построек различного назначения, составляющих целостный

Хозяева имения

На протяжении нескольких столетий неоднократно менялись хозяева усадьбы. Она передавалась в качестве приданого и принадлежала роду Загряжских и Гончаровых. Именно здесь родилась теща поэта А. С. Пушкина Наталия Ивановна Гончарова. Сюда каждое лето приезжала будущая жена и муза великого поэта - Наталья Сергеевич Пушкин, женившись на Наталье Николаевне Гончаровой, также неоднократно посещал имение.

До революции 1917 года усадьба находилась в собственности рода Гончаровых. Благодаря стараниям последней владелицы имения Елены Борисовны Гончаровой в селе Ярополье была открыта четырехклассная земская школа. Уже в советское время Елена Борисовна добилась постановки усадьбы на государственный учет в качестве памятника культуры. В 1918 году отделом по делам музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения была выдана «охранная грамота», согласно которой имение не подлежало реквизиции.

Усадьба во время войны

В годы Великой Отечественной войны село Ярополье было оккупировано немецкими войсками. За время оккупации усадьба существенно пострадала. Были разрушены кровля, перекрытия. Также была утрачена часть декора фасада. Наиболее крупные повреждения были причинены усадьбе после взрыва немецкого склада боеприпасов, расположенного в непосредственной близости от зданий. После войны усадьба родителей Натальи Гончаровой в Яропольце находилась на протяжении пятнадцати лет в полуразрушенном состоянии. Свою лепту в ее разрушение внесли местные жители, разбиравшие строительные материалы, пригодные для использования. Состояние усадьбы в конце сороковых годов XX века зафиксировано в кинофильме «На графских развалинах». В 1953 году был разобран мавзолей основателя усадьбы гетмана Дорошенко. В целом состояние усадьбы после окончания войны оставалось весьма плачевным.

Новая жизнь

Новая жизнь для усадьбы началась в 1960 году после ее передачи для организации дома отдыха Московского авиационного института. В это время она была реставрирована по проекту, созданному трестом «Мособлреставрация». Восстановление проводилось с учетом дальнейшего использования в качестве дома отдыха. При этом парк и прилегающие сооружения не реставрировали. В 1970 г. усадьба Гончаровых (Ярополец) была полностью восстановлена и приобрела довоенный облик. При этом из интерьера исчезли многие элементы декора, помещения приобрели иную внутреннюю планировку. В ходе реставрации были применены современные материалы, отчего интерьер стал безликим. Внутренние помещения приобрели типовой характер, был не соблюден исторический облик. Несмотря на то, что реставрация не была направлена на восстановление исторического облика усадьбы, она в целом сыграла положительную роль, и благодаря проведенным работам, было сохранено поместье в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - дом отдыха. Теперь здесь не только можно прикоснуться к истории, но и хорошо отдохнуть.

В ходе реставрации была приведена в порядок «Пушкинская комната». Помещение является на сегодняшний день единственным, в котором сохранен исторический интерьер XIX века. проводились по снимкам 1937 года. Колонны были восстановлены благодаря случайно найденному на чердаке образцу.

В отзывах туристов часто упоминаются отдельные постройки на территории поместья. Очень привлекательно выглядит усадьба Гончаровых (Яропольце). Фото не отобразит в полной мере все величие сооружения.

Церковь Иоанна Предтечи

Что сейчас в усадьбе Гончаровых в Яропольце? Наиболее ранней из усадебных построек является церковь из кирпича, построенная в 1755 г. по заказу тогдашнего владельца имения А. А. Загряжского. Внутренний интерьер церкви имеет боковые входы со ступенчатыми арками. Стены покрыты фресками, описывающими библейские сюжеты. Сегодня в храме проводятся богослужения.

Одна из главных причин, чтобы отправиться в село Ярополец - усадьба Гончаровых. Какие же еще сооружения находятся при имении?

Господский дом

В ходе проведенной после войны реставрации максимально достоверно был передан интерьер господского дома. Благодаря связи с биографией великого поэта имение Гончаровых в советский период было сохранено. Господский дом и комната, в которой проживал поэт в ходе посещения имения, был отреставрирован в соответствии с исторической эпохой. Дом соединен с двумя флигелями галереями. Главным украшением господского дома является портик из шести колонн. За ним находится полукруглая лоджия. На входе в парк также находится портик. Белый декор удачно контрастировал со стенами, выложенными из красного кирпича. Стены внутри помещений господского домика изначально были украшены росписями, изображавшими парковые виды в обрамлении бордюров. Элементы внутреннего оформления были заимствованы из интерьеров усадьбы Архангельское. Во второй половине 18 века напротив храма был построен флигель, состоявший из двух этажей. При его строительстве особое внимание было обращено на соблюдение стилистического единства с церковью. Два крыла дома соединены полуротондой и сходятся под углом. Полуротонды и входы оформлены парными пилястрами. На втором этаже флигеля проживал управляющий. Сегодня все это можно посмотреть в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, село Ярополец, ул. Пушкинская, 19.

Корпус конюшни

Двор по периметру окружен металлической оградой со столбами из белого камня. Вариант оформления усадебного комплекса дугообразными корпусами типичен для архитектуры XVIII века. Во дворе усадьбы расположены каретник и конюшня. В центре курдонера стоит бюст А. С. Пушкина. Таким образом, усадьба Гончаровых (Ярополец) представляет собой прекрасный образец усадебной архитектуры эпохи классицизма. Здания и сооружения составляют гармоничный, целостный архитектурный ансамбль. Наиболее целесообразным вариантом дальнейшего использования данного уникального памятника отечественной архитектуры было бы продолжение реставрационных работ и превращение усадьбы в музей помещичьего быта конца XVIII - начала XIX века. Реставрационные работы, проведенные на современном уровне, помогли бы вернуть зданиям их исторический облик и максимально воссоздать атмосферу быта ушедших эпох.

Ткацкие мастерские

На территории усадьбы находились здания производственного назначения. К настоящему времени сохранились возведенные в конце XVIII века ткацкие мастерские, представляющие одноэтажные корпуса, торцами выходящие на курдонер. Мастерские были декорированы лишь с торцов. Наличие на территории усадьбы различных построек производственно-хозяйственного назначения является типичным для помещичьего имения. Производство было направлено на удовлетворение потребностей владельцев поместья, а также часть продукции направлялась на продажу и становилась источником дохода. За исключением ткацких мастерских, производственные постройки не сохранились. В те времена процветало село Ярополец. Усадьба Гончаровых также вложила в это свою лепту.

Парк

Первоначально, судя по сохранившемуся плану, парк был небольшим и располагался напротив дома. От центра парка веером расходились аллеи. В парке находилась оранжерея, в которой выращивались многочисленные сорта экзотических для Подмосковья фруктовых деревьев. Лучшую часть парка составляла гора над На ней находились различные фигуры, и вся она была покрыта дерном. В конце XVIII века украшавшие парк фигуры были убраны. По периметру была установлена ограда, представлявшая собой крепостную стену, выполненную в готическом стиле. Ограду украшали построенные из красного кирпича и декорированные белыми деталями порталы и башни.

Необычные постройки

К настоящему времени сохранилась часть стены, которая отделяет имение от села Ярополец. Усадьба Гончаровых находится недалеко от реки, вблизи которой сохранились руины двухэтажного здания, ошибочно называемые охотничьим домиком. Существует предположение, что на самом деле это здание представляет собой масонский храм. Данное утверждение основано на том, что один из владельцев имения - Б. А. Загряжский - был масоном. Однако отсутствие масонской символики на здании говорит об обратном. Таким образом, назначение этого здания достоверно не установлено. Проектируя парковый ансамбль усадьбы, архитектору удалось гармонично совместить два стиля. Постройки, созданные в стиле классицизма, органично дополняются готическими сооружениями.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной скульптуры, служившей украшением паркового ансамбля. Также не сохранился двухэтажный театр, расположенный неподалеку от усадьбы.

Как добраться до усадьбы?

Судя по отзывам, особо привлекает туристов живописная местность, в окружении которой расположена усадьба. В настоящее время на территории бывшего парка растут многочисленные деревья (тополя, березы, липы и лиственницы), посаженные, видимо, при строительстве усадьбы. Единственная сохранившаяся аллея из лип, названная Пушкинской, ведет к круглому острову, окруженному каналом, соединенным с рекой Ламой. Таким замечательным местом является в селе Ярополец усадьба Гончаровых. Как добраться до столь удивительных мест? На автомобиле следует двигаться по Новорижскому шоссе. Через 100 км будет город Волоколамск. Проехав его, следует двигаться в село Ярополец, которое удалено от города на 10 км.

Таким образом, усадьба Гончаровых, являясь одной из ярких достопримечательностей Московской области, может быть рекомендована для посещения туристами, желающими прикоснуться к частичке исторического прошлого нашей страны.

Ярополец

Село Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии - одно из имений Загряжских, любимое местопребывание Натальи Ивановны Гончаровой, где с детства бывала и Наталья Николаевна. Пушкин никогда не бывал в Кариане, где родилась его жена, но не однажды приезжал в Ярополец.

Тамбовский Кариан и волоколамский Ярополец были главными имениями, оставшимися после смерти в 1821 году Николая Александровича Загряжского. По полюбовному разделу с сестрами Наталья Ивановна Гончарова получила Ярополец, а родовой Кариан оказался в совместном владении Софьи Ивановны и Екатерины Ивановны. Хотя окончательный раздел был закреплен в 1823 году, с лета 1821-го Наталья Ивановна с детьми могла бывать в Яропольце, так что с ним уже на десятом году жизни познакомилась Наталья Николаевна.

Ярополец впервые упоминается в 1136 году как укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича, сына Владимира Мономаха. Владея в ту пору Ростовом и Суздалем, Яро-полк использовал Волок Ламский в борьбе с Новгородом. От его имени и произошло название Яропольца. Долгое время село принадлежало Иосифо-Волоколамскому монастырю, пока его не выкупил Иван Грозный и Ярополец не стал на время государевым селом, местом царской охоты. В 1684 году Ярополец с ближайшими деревнями с тысячей дворов и землями, к ним приписанными, был пожалован царевной Софьей, правительницей при малолетних царях Иване и Петре, украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко после того, как он отрекся от гетманства и принял сторону Москвы. Здесь бывший гетман прожил последние 14 лет своей жизни, здесь умер и был похоронен.

Двадцать четвертого августа 1833 года Пушкин, заехав в Ярополец, посетил могилу П. Д. Дорошенко и на другой день написал из Москвы Наталье Николаевне о теще: «Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому я ходил на поклонение».

Дорошенко был женат на Агафье Борисовне Еропкиной, которая родила ему троих сыновей. После его смерти село было поделено между двумя наследниками - старшим Александром и младшим Петром. Средний сын Алексей, учившийся в то время за границей, участия в разделе не принял. Александру досталась юго-западная часть вотчины, отошедшая впоследствии Загряжским, а от них Гончаровым. Петр же получил северо-восточную часть отцовских владений, которую он продал в 1717 году графу Григорию Петровичу Чернышеву. Так сложилось существующее и поныне разделение Яропольца на две части - гончаровскую и Чернышевскую.

Бывший в молодости денщиком Петра Великого, Григорий Чернышев всей своей жизнью и карьерой служил наглядной иллюстрацией принципов, провозглашенных царем-преобразователем, среди которых - продвижение по службе людей не по знатности рода, а в соответствии с личными заслугами. Настоящая фамилия Чернышева - Чернецкий, и был он из мелкой шляхты, родом с Украины. Его сын Захар Григорьевич приумножил славу отца, отличившись в царствование императрицы Елизаветы Петровны взятием Берлина в 1760 году во время Семилетней войны (1756–1763) и дослужившись до генерал-фельдмаршала. Назначенный вскоре генерал-губернатором Москвы, он привлек к строительству своего имения замечательного зодчего М. Ф. Казакова, бывшего тогда главным архитектором Москвы, возглавлявшим комиссию по ее застройке. В создании архитектурного комплекса ярополецкой усадьбы участвовал и архитектор В. И. Баженов с учениками.

При Пушкине этой частью Яропольца владел внук фельдмаршала Григорий Иванович. С родственниками и соседями Гончаровых по Яропольцу Пушкины также состояли в родстве. Григорий Иванович Чернышев доводился троюродным братом матери Пушкина Надежде Осиповне.

По семейным преданиям, для проектирования господского дома Александра Петровича Дорошенко якобы был приглашен Карло Бартоломео Растрелли, строивший тогда придел в соборе расположенного поблизости Новоиерусалимского монастыря, а тот прислал для осмотра местности своего сына, будто бы снявшего план и отвезшего его отцу. Однако это, скорее всего, одна из легенд, рождавшихся тогда, когда имя действительного архитектора оставалось неизвестным. Стиль постройки в Яропольце далек от тех барочных сооружений, которые связываются с именем строителя Воскресенского Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге. Скорее, по всем внешним признакам, его проектировал кто-то из зодчих школы Баженова и Казакова, строивших и Чернышевскую усадьбу.

Старший сын гетмана Александр Петрович Дорошенко женился на Прасковье Федоровне Пушкиной, дочери Федора Матвеевича Пушкина, а их дочь Екатерина вышла за Александра Артемьевича Загряжского, деда Натальи Ивановны Гончаровой. Именно по этой длинной цепочке Ярополец, пожалованный некогда гетману Дорошенко, достался в конце концов Наталье Ивановне, а после ее смерти перешел в род Гончаровых. Вследствие брака между А. П. Дорошенко и П. Ф. Пушкиной в жилах Натальи Николаевны текла и кровь Пушкиных, а значит, она состояла в родстве с Александром Сергеевичем не только по линии Гончаровых, но и по линии Загряжских. Насколько оно было далеким?

Пушкины и Загряжские, представители древних фамилий, могли, как говорится, счесться родством. Имя Федора Матвеевича Пушкина вошло в историю России петровского времени и не однажды в стихах и прозе было помянуто Пушкиным. Он писал в статье «Опровержение на критики» о представителях своего рода конца XVII века: «При Петре они были в оппозиции, и один из них, стольник Федор Алексеевич, был замешан в заговоре Циклера и казнен вместе с ним и Соковниным». Давно уже замечено, что здесь Пушкин описался, назвав Федором Алексеевичем Федора Матвеевича. Позднее, в «Начале автобиографии», он называет правильно его и его отца: «…окольничий Матвей Степанович (подписался. - В. С.) под соборным деянием об уничтожении местничества (что мало делает чести его характеру). При Петре I сын его, стольник Федор Матвеевич, уличен был в заговоре противу государя и казнен вместе с Циклером и Соковниным». В стихотворении «Моя родословная» поэт имел в виду именно его:

Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Академик С. Б. Веселовский комментирует эти строки с точки зрения историка: «Выражения „оппозиция“ Пушкиных деятельности Петра I и „неукротимость“ родни Ф. М. Пушкина представляются неудачной и неверной характеристикой сообщников Алексея Соковнина и Ивана Цыклера. Немного дерзко звучит и выражение, что Ф. М. Пушкин был повешен (не повешен, а обезглавлен) за то, что „не поладил“ с Петром I». Веселовский полагал, что поэт не был осведомлен о том, какое участие приняли Пушкины, то есть «неукротимая родня», в заговоре против Петра I. Он доказывает, что они явились всего лишь второстепенными его участниками, хотя и пострадали при его раскрытии. Ф. М. Пушкин, женившись на дочери Алексея Соковнина Пелагее (у Пушкина ошибочно «дочь Цыклера»), попал в среду сторонников старомосковского уклада жизни. Отец «не поладившего» с царем, боярин Матвей Степанович Пушкин, тогда самый крупный представитель своей фамилии на государственной службе, был после казни сына сослан в Енисейск, лишен боярства и имущества. Малолетнего внука Федора он взял с собой в Сибирь, где оба вскоре скончались. Дядя казненного, боярин Яков Степанович, хотя его вина не была доказана, также был удален из Москвы - сначала на Белоозеро, а затем в свою касимовскую деревню, в которой вскоре и умер. За неимением мужского потомства эта ветвь Пушкиных вовсе угасла. Таким образом, эта оппозиция, как писал Веселовский, «вывела навсегда весь род Пушкиных из среды московской знати и из правящих верхов государства».

Пушкин не случайно в набросках статьи «Опровержение на критики» включил в план автобиографии сюжет «казненный Пушкин» с именами, ключевыми для понимания истории своего рода, какой она ему представлялась: «Рача, Гаврила Пушкин. Пушкины при царях, при Романовых. Казненный Пушкин. При Екатерине II. Гонимы. Гоним и я». Заключительные пункты этого плана объясняют определенную избирательность сюжетов из истории пушкинского рода, на которых поэт останавливает свое внимание и в некотором смысле тенденциозно акцентирует их разработку для читателей. Он выделяет прежде всего тех родственников, которые вошли в общую или частную семейную историю как гонимые, подвергшиеся опалам и казням. В своей собственной судьбе он видит развитие этой роковой семейной темы.

В каком родстве с казненным состоял поэт? Ольга Сергеевна Павлищева в «Воспоминаниях о детстве А. С. Пушкина», записанных с ее слов 26 октября 1851 года, рассказывает о бабушке Марии Алексеевне следующее: «По отцу, будучи внучкою Федора Петровича Пушкина, замешанного в заговоре Соковнина, она приходилась внучатною сестрою зятю своему Сергею Львовичу». Поправив Пушкина в его мнении о родстве родителей, она допускает другую ошибку, назвав Федора Петровича (вместо Федора Матвеевича) участником заговора Соковнина. О. С. Павлищева довольно хорошо, в чем-то даже лучше брата, разбиралась в родословной Пушкиных, но значительно хуже в русской истории. Она путает Федора Матвеевича с тезкой, тоже стольником Федором Петровичем, их прямым предком, полагая последнего участником заговора против Петра I. Тут же ею поминается стихотворение «Моя родословная», в котором мятежный Пушкин назван «пращуром». Судя по всему, в семье Пушкиных существовало предание, что их предок был казнен Петром I, но никто не знал точной степени родства с ним.

Слово «пращур» в буквальном смысле означает прямого предка в шестом колене. Таковым по отношению к Пушкину Федор Матвеевич не является, так как еще в десятом колене от Ратши разошлись ветви, к которым они принадлежали. Их общий предок - это Иван Гаврилович Пушкин, живший в XV веке. К шестнадцатому колену по одной ветви относился Федор Матвеевич, к двадцатому подругой - Александр Сергеевич. Таким образом, ни о каком близком родстве между «казненным» Пушкиным и поэтом речи быть не может. Федора Матвеевича можно называть пращуром Пушкина лишь условно-обобщенно. Зато интересно отметить тот факт, что детям Пушкина Федор Матвеевич приходился прямым пращуром по линии Натальи Николаевны, так как она была его прапраправнучкой.

Для современного человека в эпоху разрушенных связей между целыми сословиями курьезным представляется родство людей далее третьего-четвертого колена, ибо порой забытыми оказались даже имена родных дедов и прадедов. В древней же Руси почиталось делом чести и непременным фактором сосуществования в обществе «счесться» родством, каким бы отдаленным оно ни казалось. Конечно, это в первую очередь относилось к дворянству. Порода в системе Московского государства поднимала человека несоизмеримо выше личной заслуги, которая служила на практике лишь слабым подспорьем к «отечеству», то есть происхождению.

Ликвидация местничества (1682), когда знатность рода была основным критерием при определении места того или иного лица в служебной иерархии, казалось, положила конец этой практике, но на самом деле она надолго осталась в нравах русского общества. Появление при Петре I знаменитой Табели о рангах (1722), отделившей от родового происхождения титулы, чины и звания, привело к забвению старых исторических родов, рождению бюрократического дворянства. Пушкин писал: «У нас нова рожденьем знатность». Естественно, что в патриархальной Москве и в русской провинции, вдалеке от чиновного Петербурга с министерствами и департаментами, устойчивее сохранялся старый родовой дух. Разговоры о родне составляли неотъемлемую часть беседы в родовых поместьях, в окружении фамильных портретов. От знаменитой «бабушки московской», ее рассказов о старине в стихах Пушкина, думается, произошло название известных «Рассказов бабушки» Елизаветы Петровны Яньковой, наполненных милыми воспоминаниями о давно отошедших в лучший мир родственниках, пленяющими несколько поколений читателей. Тема дворянства стала одной из ведущих тем большой литературы на протяжении двухсот лет - от петровского времени, потрясшего и возвысившего Россию, до русской эмиграции XX века. Литература эта создавалась преимущественно писателями-дворянами, многие из которых состояли друг с другом в родстве.

Установление родственных уз между представителями различных дворянских фамилий, конечно, можно посчитать забавой, этаким генеалогическим экзерсисом. С одной стороны, это действительно так, ибо никакое родство между людьми не может объяснить их природы, а по отношению к поэтам - тайны их творчества. Такое исследование может разве что удовлетворить наше обыкновенное любопытство. Но уже само это любопытство, особенно по отношению к Пушкину, о котором мы, кажется, все уже знаем, а все же хотим узнать еще что-то, является проявлением нашей любви к первому поэту России, почитавшему историю своего рода. Наталья Николаевна также выросла на рассказах о своих предках, среди которых оказались и общие с Пушкиным.

Ярополецкая усадьба, доставшаяся Наталье Ивановне, была уже вполне сложившимся поместьем, так что она практически ничего нового в ее облик не вносила. В 1755 году, при Александре Артемьевиче Загряжском, в усадьбе числился «дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах». Судя по всему, сам главный дом был тогда деревянный. В тот год была освящена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная по распространенной схеме - восьмерик на четверике. В 1770-х годах, когда первый из Загряжских еще владел Яропольцем, господский дом по-прежнему был деревянным (как он выглядел, неизвестно), но уже началось возведение каменного строения. В 1786 году владельцем усадьбы становится генерал-майор Борис Александрович Загряжский. Первым делом в 90-е годы XVIII столетия он завершает строительство каменного господского дома и всего комплекса усадьбы, которая приобретает вид, в основном сохранившийся до нашего времени. Существовавшие ранее каменные службы были, по всей видимости, соединены переходными галереями с выстроенным заново главным домом. В 1808 году Борисом Александровичем была произведена перестройка церкви с расширением ее за счет устроения двух новых приделов - во имя Святого Бориса и Святой Екатерины, то есть в честь небесных покровителей хозяина и его матери Екатерины Александровны Загряжской, урожденной Дорошенко. Внешний декор церкви подвергся переделке в строго классическом стиле путем пристройки колонн, накладки новых пилястр, карнизов и лепнины.

Интерьеры дома подробнейшим образом описаны Марией Петровной Карцовой-Огаревой, племянницей Е. Б. Гончаровой, урожденной княжны Мещерской - жены последнего владельца усадьбы Н. И. Гончарова. Хотя эти воспоминания относятся к концу XIX - началу XX века, но их автор еще застала обстановку дома пушкинских времен:

«Стены нижнего этажа были художественно расписаны в тонах жженой сепии; у дверей шли вертикальные орнаменты в кобальтовых тонах на белом фоне, удивительно гармонировавшие со стенной живописью, изображавшей уголки парка. Эта живопись была однородна в столовой и прилегавшей к ней гостиной. Потолки в тех же тонах были скромно украшены. В гостиной летящий аист нес в клюве люстру из стеклянных подвесок и кобальтовой фарфоровой середины. Двери были резные, прекрасного рисунка, выполненные местным мастером-крестьянином, славившимся тогда на всю Россию и получавшим заказы для строившихся церквей; его работу можно было увидеть в соборе Н. Афона. Во всем ничего кричащего, а величие и гармония размеров, соединенные с удобством и уютом. Ни за границей, ни в других стародворянских усадьбах я этого не наблюдала».

На втором этаже располагались библиотека, бильярдная и жилые комнаты. М. П. Карцева вспоминает: «Наверху в доме была большая библиотека. При мне остались только длинные застекленные полки высоко на стенах, а шкапы были вынесены в биллиардную там же во втором этаже». Сохранилось и несколько фотографий интерьеров дома, запечатлевших его убранство, которое в значительной мере относится к пушкинской поре.

Посетивший Ярополец в 1903 году Владимир Гиляровский поместил десять лет спустя в журнале «Столица и усадьба» очерк, посвященный усадьбе, в котором, между прочим, приводит рассказы местных старожилов. Воспитанница Натальи Ивановны Авдотья Кузьминична поведала Гиляровскому легенду о том, как во время первого приезда ее благодетельницы в Ярополец после свадьбы Пушкина с Натальей Николаевной со стены в спальне сорвалось и разбилось вдребезги зеркало. Наталья Ивановна сказала тогда: «Не пройдет это даром», - и всю оставшуюся жизнь, после того как Пушкин был убит, она не снимала траура по нему. После смерти Пушкина к ней не однажды приезжала гостить Наталья Николаевна с детьми, погружаясь в воспоминания о том времени, когда она бывала здесь вместе с мужем.

Княжна Екатерина Александровна Мещерская, двоюродная сестра Е. Б. Гончаровой, часто бывавшая в ярополецком доме, вспоминала: «Центральную часть дома занимала парадная зала. Направо была приемная, налево комнаты Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, кабинет поэта». Очевидно, что только из уважения к памяти поэта мемуаристка могла назвать эти комнаты пушкинскими, что, впрочем, закрепилось в сознании нескольких последующих поколений. Так называемая «пушкинская» комната, судя по ее фотографиям и сохранившемуся облику, представляла собою парадную спальню дома. Об этом свидетельствует наличие в ней спаренных колонн, которые отделяли альков от остальной части помещения. Наталья Николаевна занимала эту памятную ей комнату, когда уже вдовою жила в ярополецком доме.

Полотняный Завод неразрывно связан с именем Натальи Николаевны Гончаровой (1812-1863) — супруги Александра Сергеевича Пушкина. Поэт бывал здесь дважды — в 1830 и 1834 годах. Живописные пейзажи Калужской земли, величественный главный дом усадьбы Гончаровых, старинный парк — все это создает незабываемую атмосферу.

В начале XVIII века в России возникла острая нужда в производстве парусного полотна, необходимого молодому российскому флоту. 7 марта 1718 года император Петр I издал указ, гласящий:

…для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет…, для оного завода сколько понадобится нанимать рабочих людей и покупать всякие нужные для того припасы; продавать оные полотна в Российском государстве и посылать также для продажи в чужие края, с платежом пошлин свободно…

В этом же году предприимчивый калужский купец Тимофей Карамышев основал парусно-полотняный завод в погосте Взгомони на реке Суходрев. В 1720 году по именному указу Петра I рядом была открыта бумажная фабрика: в то время бумагу производили из отходов парусного производства. В 1732 году компаньонами Карамышева по полотняному и бумажному производству стали его племянник Григорий Иванович Щепочкин и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Гончаровой).

После смерти Карамышева в 1735 году, наследники разделили предприятие. Гончарову отошли полотняная и бумажная фабрики, Щепочкину — только полотняная. Так здесь образовалось две усадьбы: Полотняный Завод Гончаровых и .

Усадьба Гончаровых была заложена в первой четверти XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове. Были построены главный усадебный дом, корпуса полотняной и бумажной фабрик, церковь Спаса Преображения, Конный двор и Спасские ворота.

Спасо-Преображенская церковь (утрачена, сейчас строится новая) и Спасские ворота

В 1775 году Полотняный Завод, превратившийся в одно из самых современных на то время производств, посетила Екатерина Великая. Афанасий Абрамович Гончаров был награжден золотой медалью и стал «поставщиком двора Ея Императорского Величества». Императрица подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство. В честь этого события в Берлине у скульптора В.Мейера была заказана бронзовая статуя императрицы стоимостью 25 тысяч рублей серебром — большая по тем временам сумма. На её изготовление ушло около 3 тонн бронзы, высота памятника составляла 3,20 метра (с постаментом — 4,20 метра).

Со статуей «Бронзовой бабушки», как называл её Пушкин, было связано немало перипетий. Наследникам она не понравилась и хранилась в подвале дома. Пушкин получил её в качестве приданого Натальи Николаевны Гончаровой для дальнейшей продажи на переплавку. После долгих скитаний и перепродаж она оказалась в Екатеринославе (современный Днепр, Украина). 26 сентября 1846 года памятник Екатерине Великой был торжественно открыт на Соборной площади города. После революции его перенесли во двор исторического музея.

В ноябре 1941 года немецкая трофейная команда вывезла статую Екатерины из оккупированного Днепропетровска. С тех пор её следы теряются. По сохранившимся описаниям и фотографиям «бронзовой бабушки» была сделана миниатюрная копия, которая сейчас хранится в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе.

«Бронзовая бабушка» («Медная бабушка»), уменьшенная копия. Скульптор И.В.Макарова, 2009 год

Во время владения усадьбой А.А.Гончарова, главный дом представлял собой нарядный дворец красного цвета, с белоснежным барочным декором. Его архитектор неизвестен, но некоторые исследователи предполагают, что им мог быть Б.Растрелли. В 1777 году дом был перестроен по проекту К.И. Бланка в типичном для последней четверти XVIII века стиле.

В 1785 году, после смерти А.А.Гончарова, усадьба перешла к его сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, и в этом же году — к Афанасию Николаевичу Гончарову (деду Натальи Гончаровой). Наследники оказались не настолько предприимчивыми, как Афанасий Абрамович, но были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание усадьбы.

Тем не менее, строительство господского дома продолжилось. В 1787 году был надстроен третий этаж, а в 1792 году 14 комнат второго этажа были расписаны и отделаны лепниной. В 1811 году в Большой гостиной было сделано перекрытие, фасад приобрел классическую отделку. В работе принимали участие те же мастера, которые расписывали и дом Щепочкина в Полотняном Заводе.

После Малоярославецкого сражения, с 15 по 17 октября 1812 года (по юлианскому календарю) в усадьбе размещалась главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего Михаила Илларионовича Кутузова. В память о том событии в комнате хозяйки выставлен портрет Кутузова работы Моисеенко с оригинала Дж.Доу 1820-х годов.

Рядом с домом Гончаровых установлен памятный камень в честь этого события.

С 1832 по 1860 год усадьба принадлежала Дмитрию Николаевичу Гончарову — внуку Афанасия Николаевича Гончарова, затем перешла к его сыну Дмитрию Дмитриевичу Гончарову.

Дмитрий Дмитриевич Гончаров (1838-1900)

К началу XX столетия усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе пришла в некоторое запустение. Последней хозяйкой стала актриса Вера Константиновна Гончарова, вдова Д.Д.Гончарова.

Усадьба Гончаровых в начале XX века. Экспозиция музея

Огромный урон Полотняному Заводу был нанесен в 1920-1940 годы. В 1919 году была разрушена домовая Спасо-Преображенская церковь, вскрыт фамильный склеп Гончаровых. В 1960-е годы на месте храма построили столовую. До войны в усадебном доме Гончаровых размещалась средняя школа, курсы повышения квалификации работников писчебумажной промышленности. В Великую Отечественную войну, в первый день оккупации Полотняного Завода немцами, усадебный дом сгорел, остались лишь остовы стен.

Стенд, посвященный истории усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе, экспозиция музея

В 1972 году начались реставрационные работы, которые возглавила архитектор В.А.Жилина — праправнучка С.Н.Гончарова, младшего брата Натальи Гончаровой. В июне 1999 года, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Пушкина, историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт.

Предстоит восстановить еще немало объектов: Спасо-Преображенскую церковь, конный двор, корпуса парусно-полотняной мануфактуры, террасу западного фасада главного дома и другие постройки. Ждет своего часа и усадьба Щепочкина.

К территории усадьбы примыкает Полотняно-Заводская бумажная фабрика, одно из старейших промышленных предприятий России. В настоящее время она входит в состав холдинга «Объединенные бумажные фабрики». К сожалению, как и другие предприятия Полотняного Завода, она — источник экологических проблем.

Вход в музей находится со стороны фасада, обращенного в сторону Фабричного канала.

Фасад дома Гончаровых со стороны Фабричного канала

Панорама Полотняного Завода начала XIX века с усадьбами Гончаровых и Щепочкина. Реконструкция архитектора А.А.Кондратьева, 2000 год

Фисгармония (Канада, Онтарио, Боуманвиль) в Бильярдной комнате

В залах чувствуется некоторая пустота и новодел. Это неудивительно: дом был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, всё пришлось отстраивать заново. Вещей, принадлежащих Гончаровым, практически не сохранилось, собирали «с миру по нитке» — по разным музеям и коллекциям, принимали в дар от потомков Гончаровых и Пушкиных.

Наталья Николаевна Пушкина (урожд. Гончарова). Компьютерная копия с оригинала А.П.Брюллова, 1832 год

Столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX века

Люстра в Столовой

Стол из карельской березы. Россия, 1820-е гг.

Мраморная спальня. Отделана А.А.Гончаровым специально к приезду Екатерины II 16 декабря 1775 года и отдаленно напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе

Выставка «Жизнь, отданная людям», посвященная 140-летию со дня рождения первого земского врача Полотняного Завода Дмитрия Николаевича Демидова (1877-1942) в Бежевом зале

Рояль в Бежевом зале

На первом этаже дома Гончаровых находится музейная почта, откуда можно отправить письмо.

Несмотря на то, что рядом с усадьбой находятся фабричные корпуса, здесь очень живописные виды. От реки Суходрев отходит Фабричный канал, огибающий бумажную фабрику.

Пешеходный мост через Фабричный канал

С другого берега Фабричного канала открывается красивый вид на усадебный дом, к которому примыкают старинные фабричные корпуса Полотняно-Заводской бумажной фабрики.

Рядом с усадебным домом расположено кафе Гончаровъ . Нам оно очень понравилось — и кухня, и интерьеры. Как утверждают, многие блюда приготовлены по рецептам Гончаровых.

Напротив дома Гончаровых начинается аллея, ведущая в старинный парк.

Усадебный парк, расположенный в излучине реки Суходрев, делился на регулярную и пейзажную зоны. В глубине парка расположены памятник Пушкину и беседка, но мы до них не дошли.

Информация для путешественников:

  • Адрес усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе: Россия, Калужская область, Дзержинский район, городское поселение Поселок Полотняный завод, поселок городского типа Полотняный Завод, Трудовая улица, 1А
  • Телефон: +7 48434 7‑43-79
  • Сайт: pzapovednik.ru
  • Время работы: вторник-воскресенье с 9:30 до 18:00
  • Посещение усадьбы Гончаровых стоит совместить с осмотром усадьбы Щепочкина, также в Полотняном Заводе. Сейчас она находится в состоянии вялотекущего ремонта, иногда пускают внутрь, где сохранились старинные камины, росписи стен и потолков.

При написании статьи использовались информационные материалы музея-заповедника «Полотняный Завод» pzapovednik.ru

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.







2024 © mgp3.ru.