Ужасный случай в 60 годах. Страшный случай в деревне (5 фото)


Юмористический рассказ был написан Екатериной Солнечной об отпуске, проведенном в деревне.

" Случилось это не так давно, в прошлом году, когда мы всей семьёй поехали к моей бабушке в деревню. Я, муж Юра и двое маленьких детишек: сынишка Ванечка и годовалая дочка Алиночка давно уже хотели навестить бабушку, ну и соответственно отдохнуть на лоне природы.

Мы с мужем взяли отпуска и решили на весь июль рвануть в деревню, заодно помочь бабке, ведь она уже старенькая, шутка ли – восемьдесят шесть лет! К тому же она ещё огород свой имела и домашнее хозяйство: гуси и куры были её слабостью.

Бабулька хоть и старенькая, но весьма подвижная для своих лет, встретила нас как всегда со слезами радости, напекла пирогов, побежала показывать мне своё немалое куриное хозяйство.

Вот, моя Глашка вывела прошлым летом, аж пятнадцать штук! Посмотри только – какие красавицы! Уж и нестись начали! – рассказывала бабка взахлёб, явно гордясь своими питомцами.

Действительно, куры у бабульки были настоящие красавицы: серые, рябые и чёрные с синим отливом русские хохлатки. Их головы украшал густой хохолок из перьев, падающий им прямо на глаза. Куры копошились в земле, не обращая на нас никакого внимания. И во главе всего этого куриного общества посередине двора стоял красавец петух, наблюдая за всем своим многочисленным гаремом. Надо сказать, что он, видимо, знал себе цену, его стойка Наполеона выдавала это: он горделиво поднимал голову, отливая на солнце чёрно-красными перьями, поворачивался перед своим гаремом, демонстрируя свой пышный петушиный хвост – гордость настоящего петуха. Даже коты, проходившие по двору, старались обойти этого гордого красавца стороной, не желая связываться с ним.

Спать легли поздно, переговорили обо всём: и о родственниках, и о знакомых, и о знакомых знакомых.

Проснулась я довольно поздно, муж уже успел уйти косить траву, а бабка вовсю хлопотала по хозяйству, успев замесить тесто и затопить печь. Мне стало даже стыдно: вот соня, приехала помочь, а сама сплю до обеда! Я спешно оделась, покормила детей и отправила их гулять, сама же спросила у бабки, чем ей помочь.

Ничего не надо, милая, отдыхай! Я всё уж сделала. Сейчас только обед доварю, Юру позовём и за стол сядем. Я утречком вино своё разлила по бутылям, вот и снимем пробу, – потом, немного подумав, добавила:
– Ну, кур что ли покорми.

Вышла я в деревенский двор. «Так, чем же кормят кур?» Раньше я жила в деревне, но это было в глубокой молодости. Помню, что они клюют зерно и отходы с кухни разные. Зерна в куриной кормушке было более чем достаточно, и я решила посмотреть, нет ли каких вкусных отходов в коридоре, я знала, куда бабушка их обычно ставит.

В коридоре стояла кастрюля с какими-то ягодами, вид у них был как из компота. Взяв эту кастрюлю, я решила попотчевать ягодами кур, вдруг понравятся! Посыпав немного ягод в кормушку, я поняла, что курам действительно понравилось это лакомство, посыпала ещё… Куры торопливо клевали ягоды, стараясь ухватить как можно больше, и петух, деловито их расшвыривая, тоже не отставал. Я высыпала им все ягоды, с улыбкой наблюдая, как они торопливо их склёвывают. «Теперь-то куры точно будут сыты». Я вымыла кастрюлю и зашла в дом, где бабулька уже накрывала на стол. Немного посудачив о житье-бытье, бабушка достала из буфета бутылку и поставила на стол.

Вот, сама вино сделала из ирги, сейчас и снимем первую пробу. Я пошла за Юрой, а ты доставай борщ из печки.

Бабушка подмигнула мне и вышла в коридор, а я полезла в печь за кастрюлей. Тут я услышала дикий вопль, постепенно переходящий в жалобный стон и причитания. Бабушка! Кастрюля вылетела у меня из рук, и борщ с шипением стал растекаться по горячей печи. Не обратив на это внимания, я как ошпаренная выскочила вслед за бабушкой, на бегу представляя себе различные страшные картины произошедшего.

Но то, что я увидела, никак не укладывалось у меня в голове: бабушка стояла посередине лужайки, а по всему двору валялись куры… дохлые. Бабушка со слезами и причитаниями подняла одну курицу: она не шевелилась, глаза были подёрнуты мутной плёнкой, из клюва выпал язык.

Померли-и! – бабушка плакала навзрыд.

Это я… Я виновата, я скормила им ягоды из кастрюли…

Какой кастрюли?

Той, что в коридоре стояла.

Так, хватит слёз, – сказал Юра. – Пока они ещё свежие, ощипайте их, хоть мясо будет. Они ж не от болезни сдохли.

Я тихонько взяла большой таз и потащилась собирать бедных кур. Бабушка тоже немного пришла в себя, её причитания сменились тихими всхлипами. Мы расположились на кухне у печки и принялись ощипывать кур. Работа наша длилась около двух часов, последним был петух.

Бабушка сама решила его ощипать. Выщипав ему хвост и крылья, она попросила меня вынести перья, их было уже несколько вёдер. Взяв два ведра, я вынесла их в коридор и поставила к двери, потому что знала, что бабушка решит просушить перья и использовать их потом на подушки.

И тут я снова услышала дикий вопль – кричала снова бабушка. Ринувшись на кухню, я замерла на месте, постепенно сползая по стене на пол: посередине кухни на нетвёрдых ногах стоял наполовину ощипанный петух и тряс головой, в тазу копошились голые куры, пытаясь вылезти наружу.

Бедная моя бабушка сидела на полу и, схватившись за сердце рукой, тихонько постанывала, наблюдая за этим действом огромными глазами.

О-ожили! – похоже, бабушку вконец добила вся эта ситуация. Я же не могла произнести ни слова, только встала и перевернула таз с курами, которые стали разбредаться по всей кухне.

Петух, увидев голых кур, видимо напугался сильнее нас, рванул к двери из кухни и столкнулся с котом.

Тот, в свою очередь, видимо никогда не видел полуголых петухов и не знал, чего от них можно ожидать, рванул с диким воплем прочь от петуха, и одним прыжком выпрыгнул в форточку, попутно увлекая за собой всю занавеску.

В это время в дверях показался муж. Увидев петуха, он попятился назад, при этом так побледнел, как будто увидел перед собой привидение, потом долгим взглядом проводил петуха и зашёл на кухню.
Минут пять он безучастным взглядом смотрел, как голые куры обступили какое-то ведро с водой и жадно пили.

Сушняк, – сказал муж и громко захохотал. Я выгнала бедных кур во двор и занялась бабушкой, успокаивала её, капая в стакан с водой валерьянку. В это время во дворе заплакала Алинка. Я выбежала на её рёв; она тыкала пальчиком в голых кур, которые носились по двору как угорелые, не понимая, что же с ними такое случилось, и никак не могла понять, почему же окорочка вдруг начали ходить.

С того времени Алинка больше не ходит во двор одна – боится голых кур, и в холодильник больше не заглядывает, ведь там нет-нет да и завалялся какой-нибудь окорочок или замороженная курочка.

Бабушка пришла в себя, немного посмеялась с мужем, обсуждая эту смешную деревенскую историю, великую попойку и новый наряд своих питомцев, особенно их стрижки; ведь перья с самой макушки головы мы не щипали. Зато вся деревня долгое время приходила поглазеть на голых кур, люди часами простаивали у забора, держась за животы и икая.

Петух же большую часть дня просиживал в густой траве, боясь показаться в таком виде. Лишь иногда он выходил к кормушке, избегая встреч со своим голым гаремом. Видимо вид голых кур с пышной шевелюрой из перьев на макушке его пугал ещё больше, чем его голый зад.

С тех пор, на вопрос «Чем тебе помочь?» бабушка отвечает:
- Кур я покормлю сама!
А я, заходя в мясной отдел магазина и видя замороженных кур, каждый раз невольно сдерживаю улыбку, вспоминая лето, проведённое в деревне. "

Перепост из интернета

На 2х последних фото - голые куры, выведенные в Израиле.

Это случилось в одной из деревень Ленинградской области в 60-х годах. Там у мужика одного теща жила, ну и поехали они с женой ее навестить. Было лето, август месяц, и захотелось ему по лесу прогуляться, воздухом подышать, грибов пособирать, да собака чтоб побегала. Ну и пошел, далеко идти не собирался, да получилось иначе. Собака охотничья была, начала кого-то там гонять, белок что ли... Ну, лает и лает. Ну, мужик на звук пошел, пока выяснил что там такое, пока собаке команды нужные дал, ну и потерял ориентир в чужом лесу. Пошел дорогу искать, начал плутать. Долго путался по лесу и вышел на какую-то поляну с древними полуразрушенными сараюшками из бревен. Полазил, смотрит, одна более или менее в приличном состоянии, как будто живет в ней кто-то. Стал смотреть дальше, нашел несколько землянок, и все показывало на то, что постройки эти со времен войны там. Мужик понял, что это военное партизанское стойбище, от немцев тут они прятались. Места там действительно глухие, до ближайшей деревни далеко, ну, видать, так оно и было. Только очень уж похоже, что место это обитаемое. Может, охотники останавливаются? А дальше случилось неприятное. В одной из землянок он обнаружил чьи-то кости. Это были человеческие останки, практически скелет в лохмотьях. Он лежал на подстилке и было почти не определить, мужчина это или женщина. Видно, очень давно лежал, мяса там уже практически не осталось. Ну, чего делать? Закрыть землянку и уйти? Не по-человечески это. И надумал он похоронить этого человека. Глубокую могилу вырыть было нечем, он просто оттащил как-то эти косточки в лес, там было полно воронок от снарядов, положил скелет в одну из ям и как-то закопал или чем-то забросал. Сверху смастерил импровизированный крест, ну и помянул маленько, благо, с собой было чем. Вскоре уж и темнеть в лесу стало, дело к ночи клонилось, выбора не было. Решил мужик тот переночевать в одной из землянок, все лучше чем под открытым небом. Наломал он лапника, соорудил себе импровизированную кровать и лег спать. Только сон что-то не шел, то ли от мыслей, то ли от волнения какого-то особенного. Так и лежал он, долго к темноте прислушивался. Через какое то время шорох ему показался, а вокруг темень такая, не видно ничего. И вдруг голос женский ему услышался: - Спасибо тебе, Витя, что похоронил меня как положено. Я давно тебя ждала, ты еще два года назад должен был приехать. Что ж не приехал то? Ты добро мне сделал, за это и я тебе помогу. Сыночка жди, хороший мальчик будет. А жене передай, чтоб по врачам не ходила больше, не помогут они. Я помогу.... Сказать, что испугался мужик, это ничего не сказать. Он в ужасе просто был. Ни фига не понял, кто с ним сейчас разговаривал да еще и по имени называл. Тут уж не до сна стало. Забился он в угол этой самой землянки, так и просидел там пока не рассвело. Ну а дальше пошел искать дорогу домой. От лагеря в лес тропка еле заметная уходила, видимо, пользовались ею когда то. Мужик её может бы и не заметил, но интуиция подсказывала, что именно в ту сторону и идти надобно. Ну и пошел он туда, выбирать не из чего было, дороги-то он все равно не знал. Шел долго и вышел на какую-то просеку. Она заросшая была вся, идти трудно, но по солнышку он сориентировался кое-как и решил что куда-нибудь да выйдет. Через некоторое время он понял, что это дорога, видать, когда-то была, может, во время войны, только теперь она давно не использовалась. Короче, шлялся он так опять практически до вечера, измотался весь, но все же из леса вышел. К счастью, это была та самая тещина деревня. Пришел домой, получил от жены нагоняй, она там уже разное передумала и собиралась народ поднимать, чтоб на поиски идти. Ну а дальше стал мужик тещу пытать, рассказал ей о ночлеге своем в лесу, об останках им похороненных, место описал да о голосе поведал, что в ночи ему послышался. А теща давай охать да ахать, креститься да за соседкой побежала. Поняла она, о ком зять толкует. Пришла с какой-то древней старухой и рассказали они ему историю... Еще до войны жила в их деревне тетка одна, хорошая была, добрая, травами всех лечила. Во время войны в их лесу партизан много было, так она все в лагере их пропадала, лечила больных и раненых, много жизней спасла. Любили ее очень, а она по любому случаю незаменимая была. А после войны понаехало в деревню много чужаков, фельдшерский пункт открыли, врачей понагнали. А к ним и не пошел никто, все к этой тетке шли лечиться по старинке. Ну и затаили эти доктора на нее злобу, написали письмо куда надо. Видишь ли, она подрывает авторитет советских врачей и их дискриминирует в глазах общества. Ну и должны были тетку эту забрать приехать. Что уж ей там вменить хотели, этого никто не знает. Только участковый местный хорошим человеком был, вовремя предупредил, так она сперва по соседям скрывалась, а потом неожиданно пропала. С тех пор об этой травнице никто ничего не знал. В деревне думали, что ее поймали все же и увезли. Правда, доходили сплетни, что видел её кто-то в лесу, но слухам этим никто не верил. А травница знала, видать, где лагерь-то у партизан в войну был, туда жить и ушла. Об этом стойбище немногие знали, место очень глухое, далеко оно и с довольно нехорошей славой... А дальше все случилось, как голос и обещал. Жена мужика того вскоре забеременела, хотя до этого много лет родить не могла, все по врачам бегала, а без толку. Родился мальчик, назвали Владимиром, и это мой близкий друг. А история эта с его отцом произошла, он нам ее и рассказал. Вот так вот. Делайте добрые дела, ибо не знаете, где вам улыбнется удача.

Когда в советских селах и деревнях к 30-м годам была проведена коллективизация и уклад жизни хлебопашцев и скотоводов насильственно обобществили, оценкой их труда спецпостановлением Совнаркома государство сделало трудодень. Эта единая мера учета труда и распределения доходов колхозников просуществовала до середины 60-х годов. В идеале трудодень должен был стать долей дохода колхоза, которая распределялась в зависимости от степени трудового участия того или иного работника.

Система трудодней, за всю историю своего существования многократно реформировавшаяся, тем не менее, оставалась довольно запутанной схемой материального поощрения колхозников. Она чаще всего не зависела от эффективности производства, но вместе с тем позволяла дифференцированно распределять доход от выращенного урожая (или сданной на убой скотины) – соразмерно вкладу определенного работника. За невыработку нормы трудодней в СССР была предусмотрена уголовная ответственность – проштрафившийся приговаривался к исправработам в своем же колхозе с удержанием четверти трудодней.

Вознаграждение за труд представляло собой главным образом, натуроплату (в основном, зерном). В военные горды (1941 – 1945) на трудодень выдавалось менее полкило зерна. Зимой 1946 – 1947 годов в СССР в связи с неурожаем случился массовый голод.

Колхозники с самого начала действия подобной системы оплаты массово протестовали – резали скот, уходили из деревень в города. В 1932 году в СССР ввели особый паспортный режим, в результате которого жители сел и деревень фактически получили статус крепостных, которым без разрешения «барина» (председателя колхоза или сельсовета) запрещалось покидать населенный пункт. Для детей крестьян в подобном случае после окончания школы чаще всего была одна дорога – идти работать в колхоз. В фильмах о колхозной жизни, являющихся классикой советского кинематографа, часто встречаются сцены, в которых председатель решает, отпускать выпускников сельской школы учиться дальше в город или нет. Парни, отслужившие в армии, зная, какая судьба их ждет дома в деревне, любыми способами стремились закрепиться в городах.

Если крепостной крестьянин в России до революции имел возможность получить доход со своего земельного надела и продать излишки, то советский колхозник лишался и этого – на приусадебное хозяйство в деревне или на селе государство накладывало непомерные налоги, селянин вынужден был платить едва ли не за каждую яблоню в саду.

Пенсии старикам в советских колхозах либо не платили вовсе, либо они были мизерными.

Начал Никита Хрущёв свою деятельность с разрушения сельского хозяйства, русской деревни - основы жизнедеятельности русской цивилизации на протяжении тысяч лет. Для всех врагов России и русского народа этот ход - старая проверенная классика. Русская деревня - это основа хозяйства, воспроизводства русского этноса, его духовного здоровья. Если страна не может себя прокормить, она вынуждена закупать продовольствие, платя за них золотом и своими ресурсами, которые необходимы для развития страны. Отсутствие продовольственной безопасности очень опасно в условиях начавшейся мировой войны и может привести к голоду.

Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец. Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС).

Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры. К тому же техники на первых этапах не хватало, и существовала необходимость её концентрации и централизованного распределения. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало в таких условиях большой экономический выигрыш. Также МТС играли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В Советском Союзе появился крупный слой сельского технически грамотного населения - квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.

Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны и т. д. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг., что ухудшило их финансовое положение. Также коллективные хозяйства не имели средств, чтобы сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих технических специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам машинно-тракторных станций большую зарплату, чем колхозы. Поэтому большинство рабочих стало искать себе более выгодные ниши и нашли себе другое применение. В результате многие машины без соответствующего обслуживания быстро превратились в металлолом. Сплошные убытки. Это был сильный удар по экономическому потенциалу советской деревни.

Кроме того, Никита Хрущёв развернул кампанию по укрупнению колхозов и совхозов. Их число сократили с 83 тыс. до 45 тыс. Считалось, что они будут объединяться в мощные «колхозные союзы». Хрущёв надеялся реализовать свой старый проект по созданию «агрогородов».

В результате были созданы новые гигантские, в подавляющем большинстве своем неуправляемые, хозяйства, включавшие в себя десятки деревень. Руководители этих «агрогородов» стали быстро перерождаться в продовольственно-сбытовую «мафию», которая диктовала властям свои правила, в том числе цены и объемы поставок. Так, «колхозные союзы» фактически добились права сбывать «свою» продукцию главным образом на городских рынках по взвинченным ценам. Кроме того, этот проект требовал крупных капиталовложений, которых не было у колхозов. Колхозы и так потратили последние средства на выкуп техники. В итоге кампания по укрупнению провалилась. К середине 1980-х годов свыше 60% совхозов, созданных в хрущевско-брежневский период в российском Нечерноземье, оказались убыточными.

Интересно, что даже ценовая политика была направлена против русской деревни. Минимальные закупочные цены на сельхозпродукцию государство устанавливало именно в Нечерноземье РСФСР. Такую политику вели с конца 1950 годов и до конца СССР. В результате национальные республики Закавказья и Средней Азии получили дополнительный канал стимулирования и денежной поддержки.

Ещё один мощный удар Хрущёв нанёс по деревне, когда начал курс на ликвидацию «неперспективных» деревень. Вдруг ни с того, ни с сего тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, «неперспективными» и в короткий срок по такой обманной причине уничтожены. Невесть откуда взявшиеся «специалисты» стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие «бесперспективны». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Этот процесс начался в 1958 году с Северо-Западного региона РСФСР, в соответствии с «закрытым» решением Президиума ЦК КПСС и Совмина РСФСР.

Фактически нынешние российские «оптимизаторы» («оптимизация» сельских школ, поликлиник и т. д.) повторили опыт хрущевцев. Политика была направлена на сселение жителей из мелких сел в крупные и сосредоточение в них основной части населения, производственных и социально-бытовых объектов. «Реформаторы» исходили из ложного посыла, что высокомеханизированному сельскому хозяйству должны соответствовать высококонцентрированные формы расселения. Предполагалось, что в будущем каждый колхоз (совхоз) будет включать 1 или 2 поселка с числом жителей от 1-2 тыс. до 5-10 тыс. человек. Исходя из этого, в поселенческой сети выделялись опорные пункты - перспективные села. В них планировалось переселить жителей из малых, так называемых неперспективных деревень, в разряд которых попадало до 80 % (!) их общего числа. Считалось, что подобное изменение поселенческой структуры не только создаст возможности для более быстрого развития социально-культурной и бытовой сферы села, приблизив ее к городским стандартам, но и снизит поток мигрантов из деревни в город.

Выселение и ликвидация «неперспективных» селений осуществлялись в приказном порядке, без учета желания самих сельчан. Попав в «черный» список, село уже было обречено, т. к. в нем прекращалось капитальное строительство, закрывались школы, магазины, клубы, ликвидировались автобусные маршруты и т. д. Такие условия вынуждали людей сниматься с хорошо обжитых мест. При этом 2/3 переселенцев мигрировали не в определенные для них населенные пункты, а в районные центры, города, другие регионы страны. Жителей «неперспективных» деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Так, число сел в Сибири за 1959-1979 гг. сократилось в 2 раза (с 31 тыс. до 15 тыс.). Наибольшая убыль произошла с 1959 по 1970 г. (35,8 %). Произошло значительное сокращение количества малых сел и всей поселенческой сети.

Надо сказать, что эта же политика, но по «умолчанию», без централизованного сгона людей с насиженных мест, была продолжена и в Российской Федерации. «Неперспективными» деревни, села и посёлки никто не объявлял, но прекратилось капитальное строительство, начали «укрупнять» школы («оптимизировать», по сути ликвидировать), сокращать поликлиники, госпитали, автобусные маршруты, движение пригородных поездов-электричек и т. д.

Только к концу 1970-х годов политика ликвидации «неперспективных» деревень в СССР была признана ошибочной, но тенденцию сокращения численности малых сел остановить было уже трудно. Деревни продолжали гибнуть и после свертывания этой политики. По Уралу, Сибири и Дальнему Востоку за 1959-1989 гг. количество сел уменьшилось в 2,2 раза (с 72,8 тыс. до 32,6 тыс.). В большинстве случаев эта политика негативно отразилась на всем социально-экономическом развитии деревни и страны в целом. Страна понесла серьёзный демографический урон. Процесс концентрации привел к снижению уровня заселенности территорий. Поредение сети населенных мест в восточных районах ослабляло и нарушало меж сельские связи и отрицательно влияло на обслуживание населения. Деревня утрачивала функцию освоения новых земель. Деревня теряла наиболее активных, молодых людей, многие из которых навсегда покидали свою малую родину. Также имелись морально-нравственные негативные последствия. Произошла маргинализация значительной части населения, люди утрачивали свои корни, смысл жизни. Не зря тогда деревенские люди считали менее испорченными пороками городской цивилизации. Разгромленная деревня начала «опускаться», спиваться. Резко возросли заболеваемость и смертность сельского населения в «неперспективных» регионах.

Произошло резкое социальное обострение отношений города с деревней. Политика привела к сильному перенаселению городов, так как переселенцы предпочитали мигрировать не в определенные для них населенные пункты, а в районные центры, города. Это вело к постоянному падению цены рабочей силы, как и квалифицированного труда в промышленности и добывающих отраслях. Разумеется, это нередко приводило к конфликтам с горожанами, не говоря уже о так называемых «колбасных десантах» селян в города.

Эта кампания, инициированная Хрущёвым, нанесла страшный вред русской деревне. Не зря русский писатель Василий Белов назвал борьбу с так называемыми «неперспективными» деревнями «преступлением перед крестьянами». В первую очередь пострадали коренные русские области Нечерноземья, а также русское сельское население Сибири.

Вред был многогранным и огромным: от урона сельскому хозяйству до демографического удара по русскому народу. Ведь именно русская деревня давала основной прирост этносу восточных славян.

Стоит отметить, что удар наносился именно по русскому народу и русской деревне с её традиционными сельскохозяйственными отраслями. Ведь национальных автономий в РСФСР эта кампания почти не затронула. И такие меры не предусматривались в отношении сельских регионов национальных республик СССР.

Последствия этой «реформы» были очень многочисленны и сказывали на русской цивилизациями десятилетиями. И до сих пор сказываются. Так, деградация села с конца 1950-х годов всё активнее распространялась по всему Нечерноземью РСФСР, особенно европейскому. В результате ко второй половине 1980-х годов свыше 70% всех совхозов и колхозов европейского Нечерноземья России оказались хронически убыточными, а товарные урожаи большинства сельхозкультур и продуктивность свиноводства с птицеводством оказались здесь даже ниже, чем в первой половине 1950-х годов. Схожие тенденции проявились на Урале и в Сибири.

Это был удар по продовольственной безопасности СССР. Если при Сталине продукты вывозились из СССР, то с конца 1960-х годов была сделана ставка на импорт сельхозпродуктов из восточноевропейского соцлагеря и Кубы. Это были долгосрочные последствия политики Хрущёва в области сельского хозяйства и деревни (включая целинную и «кукурузную») эпопеи. Дело доходило до того, что в 1970-х публиковались статьи о нецелесообразности выращивания сахарной свеклы в России (!) ввиду «гарантированных поставок тростникового сахара-сырца с братской Кубы». К середине 1980-х годов доля восточноевропейского и кубинского импорта в снабжении городов РСФСР мясом (в том числе и мясом домашней птицы), сахаром и плодоовощами превысила 70%, а деревень - достигла 60%. Это был позор и катастрофа. Огромная советская держава, имевшая традиционно сильное сельское хозяйство, не могла себя обеспечить продовольствием!

Таким образом, СССР подсадили на поставки продовольствия извне, хотя Россия-СССР, как в то время, так и сейчас имеет все возможности для самостоятельного и полного обеспечения продовольствием. Всё это последствия политики Хрущёва и его последователей, включая современных российских либералов. Не удивительно, что русская деревня с тех времен в хронической агонии, а политика Горбачева - Ельцина - Путина - Медведева практически добила её. А в российских магазинах мы видим мясо, молоко, овощи и даже ягоды со всего света: из Парагвая, Уругвая, Аргентины, Израиля, Китая и т. д.

Удар по воспроизводству населения

Как уже отмечалось, эксперименты Хрущёва в сельском хозяйстве нанесли большой вред советской деревне, привели к её обескровливанию. Ещё одним ударом по народу стал указ, разрешивший аборты. В 1936 году в связи со сложной демографической ситуацией операции по искусственному прерыванию беременности были запрещены под страхом уголовной ответственности Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов…» Постановление также увеличивало материальную помощь роженицам, установило государственную помощь многосемейным, расширялась сеть родительных домов, детских яслей и детских садов и т. д. При этом аборты можно было производить по медицинским показаниям.

23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» производство операции по искусственному прерыванию беременности разрешили всем женщинам при отсутствии у них медицинских противопоказаний. Надо отметить, что СССР в этом деле был передовой страной. Во всех развитых западных странах аборты по-прежнему были под запретом. Советская республика в 1920 году стала первой в мире страной, которая узаконила прерывание беременности по желанию женщины. Надо отметить, что в 1920 году в советском правительстве преобладали троцкисты. В 1955 году снова возобладал курс, который вел Россию-СССР к разрушению, а русский народ к вымиранию. Для сравнения, аналогичный закон в Великобритании приняли только в 1967 году, в США - в 1973 году, во Франции - в 1975 году и т. д.

С одной стороны, «реформы» Хрущёва были хаотичны и беспорядочны, с другой - они были системны. Суть этой системы - разрушение. При всей их кажущейся сумбурности и беспорядочности, при всем широчайшем спектре хрущевских затей всегда можно выделить одну общую закономерность. Все реформы вели к развалу Советского Союза и советского проекта в целом. источник-

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Тихонов Алексей Петрович

Повседневная жизнь советской деревни

в 60 70-х годах ХХ века

(на материалах Курской области)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Курск - 2010

Диссертация выполнена на кафедре истории Отечества

Курского государственного университета

Научный руководитель:

Третьяков Александр Викторович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Фурсов Владимир Николаевич

кандидат исторических наук, доцент

Проценко Борис Александрович

Ведущая организация: Воронежский государственный

университет.

Защита состоится 28 мая 2010 года в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.105.05 при Курском государственном техническом университете по адресу: 305040 г. Курск, ул.50 лет Октября, д.94, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного технического университета.

Ученый секретарь

диссертационного совета

ДМ 212.105.05 В.В.Богдан

Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется возросшим за последние годы научным интересом к проблемам истории повседневности как части социальной истории, выделением ее в самостоятельную отрасль исторического знания, а истории повседневности российской деревни – в столь же самостоятельное направление в развитии отечественной историографии.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки мер, способствующих адаптации сельских жителей к новым условиям, сложившимся в постсоветской России. Обеспечение развития российской деревни в современных условиях, вывод сельского хозяйства из кризисного состояния требуют извлечения и учета исторического опыта. Важность исторического анализа вопросов совершенствования социально-бытового и культурного развития села позволяет показать роль партийно-государственного регулирования в решении этих проблем.

В настоящее время формирование и реализация государственной политики в отношении сельских населенных пунктов и их жителей, сохранение исторических традиций не может быть успешным без учета опыта исторического, социального, культурного развития села. При этом явно недостаточно изучена повседневная, многогранная жизнь курской деревни в 60 – 70-х гг. ХХ в. Используемый в диссертации региональный подход к исследованию проблем села позволяет не только увидеть все многообразие этой ранее не изучавшейся в таком аспекте исторической реальности, но и выявить в феномене «советское крестьянство» специфические черты, обусловленные региональной принадлежностью объекта изучения. Анализ и учет позитивного и негативного опыта недавнего прошлого обогатит практику общественно-политической жизни сельских населенных пунктов Курской области. Важно показать реальное положение и жизнь советских крестьян. Вышеназванные факторы подтверждают актуальность темы нашего исследования.



Объектом исследования выступает партийно-государственная политика по улучшению жизни сельского населения Курской области в 60 – 70-х гг. ХХ в.

Предметом исследования является практическая деятельность партийных, советских, хозяйственных, комсомольских и общественных организаций по совершенствованию социально-экономических условий жизни сельского населения.

Хронологические рамки работы. 60 – 70-е гг. ХХ в. характеризовались определенной стабильностью и планомерным развитием повседневной жизни. С 60-х гг. во всех сферах жизни советского общества стал усиливаться консерватизм. Общественно-политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны проходило в условиях консервативной стабильности.

С одной сто­роны, государство осуществляло широкую социальную программу, которая расширяла возможности для повышения благосостояния и всестороннего развития советских людей. В исследуемый период происходило формирование социальной инфраструктуры села, развитие личного подсобного хозяйства крестьян, активное строительство объектов соцкультбыта, что позволило существенно сократить разрыв между городом и деревней. С другой стороны, отсутствовали реальные возможности для участия человека в общественной жизни, происходило падение интереса к практическим делам, безответственность, пассивность, охватившие значи­тельную часть общества. Начавшийся достаточно смелыми реформами в области экономики, изучаемый период закончился нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Географические рамки. Курская область является одним из типичных индустриально-аграрных регионов России, имеющим и развитую индустрию. На территории Курской области в 1959 г. имелось 33 сельских района, 10 рабочих поселков, 451 сельский Совет, 625 колхозов, 26 совхозов.1 По итогам Всесоюзной переписи населения на 15 января 1959 г.численность сельского населения Курской области составила 1162893 человека, или 78,4% от общей численности населения области.2 К концу изучаемого периода, на 1 января 1980 г., численность сельского населения уменьшилась до 705 тысяч человек, составив 51% от общей численности населения области.3

Историография проблемы. Всю историографию по исследуемой проблеме можно условно разделить на два периода: советский и постсоветский.

Изучение проблем деревни в рамках отечественной советской историографии осуществлялось под воздействием официальной партийно-государственной идеологии. Вследствие этого научная литература представляла повседневную жизнь советской деревни вполне благополучной. В работах основной упор делался на позитивные тенденции в развитии деревенской жизни и улучшение крестьянского быта.4

В 1960-1990-х гг. увидели свет работы, в которых были заложены принципы изучения ключевых проблем сельской жизни. Особое внимание уделялось социально-экономическому положению крестьянства, его социальной структуре, культуре села, личному подсобному хозяйству крестьян.5 Важное методологическое значение имеют работы профессора М.А. Безнина.6

Важный вклад в изучение системы сельского расселения, проектирования и застройки сельских населенных пунктов, организации личных подсобных хозяйств внесли Т.И. Заславская, З.В. Куприянова, З.И. Калугина, Л.В. Никифоров и другие.7 Проблемы реализации аграрной политики, модернизации сельского хозяйства, развития российской деревни в 60 – 90-х гг. ХХ в. нашли отражение в работах В.В. Наухацкого.8

В постсоветской историографии сократилось число исследований по проблемам советского российского села. Это стало результатом стремления определенных сил в целях получения политических дивидендов замалчивать достижения советской власти. В то же время активизировалась работа по сбору статистической информации, регулярными стали переписи крестьянских дворов. Изучение истории сельских семей и сел, анализ бюджетов доходов и расходов селян, а также анализ экономических связей в сельских населенных пунктах легли в основу исследования В. Данилова и Т. Шанина, продолживших традиции А.В. Чаянова.9

Важный вклад в работу по комплексному изучению истории курской деревни в 60 - 70-х гг. ХХ в. внесли ученые региона. В их трудах накоплен значительный фактический материал о социально-экономическом положении колхозного крестьянства, личном подсобном хозяйстве жителей сел и деревень, процессе формирования социальной инфраструктуры и строительстве жилья, развитии культуры на селе.10 Среди них особо выделяется монография профессора П.И. Кабанова. Он всесторонне исследовал культурные преобразования в Курской области в 1917 – 1967 г.11

В постсоветский период ученые региона стали обращать особое внимание на изучение жизни курского села, социально-экономическое положение жителей сельской местности.12 Важный вклад в изучение названной проблемы внесли ученые Курского государственного университета. В трудах А.В. Третьякова и Н.А. Постникова рассмотрены вопросы реализации партийно - государственной политики в сфере образования, военно - патриотического воспитания на селе.13 Различные аспекты развития образования в курских селах в более поздний период (80-90 гг. ХХ в.) рассмотрены в диссертациях Н.В. Болотова и Е.И. Одарченко.14 Научные работы А.А. Сойникова, М.М. Фрянцева, В.П. Чаплыгина и И.А. Арепьева посвящены различным аспектам развития культуры сельского населения Курской области. На материалах государственных и общественно-политических структур Центрального Черноземья курские ученые исследовали практическую деятельность партийных, советских, комсомольских и общественных организаций по совершенствованию условий жизни сельского населения.15

Начиная с 90-х гг. ХХ в. особое внимание ученые региона пристальное внимание обращают на историю культуры Курской области. В коллективных и индивидуальных монографиях, отдельных статьях исследователей получили отражение важнейшие страницы и события культурной жизни области в исследуемый период.16

В целом же проведенный историографический обзор показывает, что специальных комплексных работ по названной проблеме не проводилось, что еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение повседневной жизни советской деревни в экономических, социальных и культурных условиях Курской области в 60 – 70-х гг. ХХ в.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Показать процессы формирования социальной инфраструктуры села, строительства жилья и объектов соцкультбыта;

Выявить особенности развития личного подсобного хозяйства, изменения уровня доходов и заработной платы крестьянства;

Рассмотреть систему социально-бытового обслуживания населения;

Проследить основные преобразования в сфере здравоохранения, образования и культуры.

Источниковая база диссертационной работы состоит из законодательных актов, справочных источников, периодических изданий, статистических и архивных материалов, монографий, рукописей диссертаций.

Первая группа источников содержит материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС, Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совета Министров СССР и РСФСР, Указы Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, Законы СССР и РСФСР, сборник законов колхозно-правовых актов.17

Справочные источники содержат разнообразную информацию по истории курского села изучаемого периода. К данной группе относятся сборники исторических документов Курских партийной и комсомольской организаций.18 В них описываются основные направления политики партийно-советских органов по отношению к преобразованию деревни и улучшению жизненных условий сельских жителей.

Важным источником является периодическая печать. Ее ценность заключается в том, что она в динамике показывает процесс улучшения социально-бытового положения сельского населения и просчеты в этой работе, а также реакцию властных структур и населения на происходившие процессы. Особо ценны материалы центральных газет – «Правда», «Известия», «Экономическая газета», областной газеты «Курская правда», районных газет «Маяк коммунизма» (Горшеченский район), «За победу коммунизма» (Щигровский район).

Особую ценность для уяснения существа проблемы и написания диссертационной работы представляют материалы Государственного архива Курской области (ГАКО) и Государственного архива общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). В них содержатся источники, показывающие механизм реализации партийно-государственной политики в различных районах и в целом по области. Эти материалы лишены парадности и имеют более объективный характер.

Важнейшими материалами ГАКО являются фонды исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся (Ф. Р-3372), областной плановой комиссии исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся (Ф. Р-3272), Курского областного управления сельского хозяйства (Ф. Р-3168), Курского областного статистического управления (Ф. Р-5006), Курского областного управления строительства и архитектуры (Ф. Р-5293), Курского областного финансового управления (Ф. Р-4036), Курского областного отдела здравоохранения (Ф. Р-4929), Курского областного отдела народного образования (Ф. Р-4006), Курского областного союза потребительской кооперации (Ф. Р-5177), Курского областного управления социального обеспечения (Ф. Р-5266), Курского областного управления коммунального хозяйства (Ф. Р-311), содержащие обширные документы и материалы по истории советской деревни в исследуемый период.

Ценным для работы явился фонд Курского областного комитета КПСС (Ф. 1), находящийся в ГАОПИКО и содержащий достаточно важный материал - постановления и решения высших партийных органов, документы Курского обкома партии, протоколы стенограмм областных партийных конференций и пленумов.

Большое значение в изучении повседневной жизни села имеют статистические материалы. Они содержат важные комплексные сведения, раскрывающие различные стороны повседневной жизни населения курской деревни; разнообразную информацию о развитии здравоохранения, образования, бытового обслуживания, торговли, дорожного строительства, средств связи, электрификации, культуры, уровне доходов и социальном обеспечении жителей сельских населенных пунктов Курской области.19

Методологическая основа исследования . В ходе изучения темы автор руководствовался общенаучными принципами объективности, исключающим возможность предвзятости при интерпретации фактов, и историзма, требующего рассмотрения изучаемых процессов и явлений во взаимосвязи и в связи с другими явлениями и процессами, находившимися вне объекта исследования. Специфика изучаемой темы обусловила применение ряда исторических методов: историко-сравнительного, проблемно-хронологического, системного, а широкое использование материалов периодики и массовых статистических данных продиктовали необходимость применения сущностно-описательного анализа, статистического метода.

Научная новизна диссертации состоит в постановке проблемы и является первым в постсоветской историографии обобщающим исследованием повседневной жизни советской деревни в условиях социально-экономических и культурных преобразований в 60-70-е годы ХХ века. На обширном источниковом материале (основная масса документов введена в научный оборот впервые) автор показал и доказал, что в условиях консервативной стабильности уровень жизни сельских жителей возрастал, повышалась их социально-культурная активность, усиливалась роль местного самоуправления в решении хозяйственно-бытовых проблем.

Практическая значимость работы . Содержащиеся в работе факты, выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы, при создании обобщающих трудов, в преподавании общих и специальных курсов по отечественной, социальной и региональной истории и организации историко-краеведческой работы. Кроме того, они могут представлять интерес для хозяйственных и партийно-политических структур.

Апробация работы . Основные положения работы обсуждались на кафедре истории Отечества Курского государственного университета, докладывались на международной и всероссийской научно-практических конференциях. Основное содержание диссертации изложено в восьми научных публикациях, в том числе в двух научных статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций составляет 4 печатных листа.

Структура работы . Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, хронологические и географические рамки, проведен историографический анализ, определены цель и задачи исследования, проведен источниковедческий анализ, определена методологическая основа, показаны научная новизна, практическая значимость, апробация и структура работы.

Первая глава «Совершенствование условий жизни в курских селах» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Проектирование, жилищное строительство и благоустройство на селе» показаны основные тенденции преобразования сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки, совершенствования их проектирования и развития жилищного и культурно-бытового строительства.

В диссертации показано, что потребность улучшения жилищных условий жителей сельских населенных пунктов была связана не только с решением задачи закрепления молодежи на селе, но и с достижением стратегической цели – выравнивания социально-экономических различий между городом и деревней. Сельское население обоснованно требовало улучшение условий жизни, ориентируясь на решение аналогичных проблем в городе. В отличие от горожан жители сельской местности свои жилищные проблемы решали, в основном, самостоятельно, что требовало дополнительных затрат труда и средств для строительства, содержания и ремонта благоустроенного жилья.

Из работы видно, что с начала 60-х годов в области стала активно проводиться работа по реконструкции и переустройству перспективных по статусу сельских населенных пунктов. Она проводилась при непосредственном участии сельских Советов депутатов трудящихся на основе генеральных планов колхозов и совхозов, а также правил застройки сельских населенных пунктов. Целью их реализации было строительство благоустроенных поселков с надлежащими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими реальные и естественные запросы сельского населения. Говоря о перспективах и возможностях этой работы, первый секретарь Курского обкома КПСС Л.Г.Монашев отмечал, что «современное село должно быть красивым, удобным для жизни, работы и отдыха».20

Для достижения этих целей колхозам области выделялись целевые кредиты для оказания помощи колхозникам в постройке современных жилых домов. Сумма целевых кредитов только в 1960 году составила 1,5 миллиона рублей.21 Строительство жилых домов, которое велось под контролем обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся, предполагало их оборудование водопроводом, газовыми сетями, центральным отоплением, канализацией. Если в 1961-1965 годах количество построенного жилья в сельской местности составило 43,1 тысячи квадратных метров,22 то с 1965 по 1969 годы в колхозах области было построено 61,8 тысяч квадратных метров жилой площади.23

Как сделать из преуспевающих крестьян дармовую рабочую силу? Для этого требуется вместо индивидуального хозяйства организовать коллективное, закрепить работников на нем пожизненно и назначить уголовную ответственность за невыполнение плана.

Крестьяне в период НЭПа нередко преуспевали и в ведении хозяйства, и в сбыте продукции. Представители этой прослойки общества продавать хлеб по заниженной цене, предлагаемой государством, не собирались - стремились получить достойную оплату своего труда.


В 1927 году в советские города не поступило необходимое количество продовольствия, так как государство и крестьяне не смогли договориться о цене, и это привело к многочисленным голодным стачкам. Коллективизация стала эффективной мерой, которая позволила поставить на место нелояльное к советским ценностям крестьянство, а кроме того беспрепятственно распоряжаться продовольствием, минуя этап согласования условий сделки.

Почему крестьяне были недовольны

Коллективизация вовсе не была добровольной, этот процесс сопровождался масштабными репрессиями. Но и после его окончания крестьяне не получили каких-либо преимуществ работы в колхозах.


Екатеринбургский историк И. Мотревич называет немало факторов в организации колхозной деятельности, которые способствовали деградации деревни. И плохо, и хорошо работающие колхозники получали одинаково мало. В отдельные периоды крестьяне трудились и вовсе без оплаты, лишь за право пользоваться приусадебным участком. Поэтому мотивации работать добросовестно у людей не было. Руководство решило эту проблему, установив минимальное количество трудодней в год.


Колхозная продукция, а также денежные средства от ее реализации распределялись так: сначала выполнялся план по госпоставкам и возвращались семенные ссуды, оплачивалась натурой работа моторно-тракторной стации, заготавливалось зерно для посева и для корма животных на год вперед. Затем формировался фонд помощи для престарелых, нетрудоспособных, семей красноармейцев, сирот, часть продукции выделялась для продажи на колхозном рынке. И только потом оставшееся распределяли на трудодни.

По данным И. Мотревича, в период 30-50-х годов крестьяне за счет натуральных выплат колхозом могли удовлетворить свои потребности только частично - на 50 % по зерну, и лишь на 1-2 % по мясу, молоку, овощам. Ведение индивидуального хозяйства было вопросом выживания.

И. Мотревич пишет, что в колхозах Урала доля продукции, которая предназначалась работникам, составляла 15 % в довоенный период, а во время ВОВ это значение сократилось до 11 %. Нередко случалось и так, что положенное вознаграждение колхозники не получали в полной мере.


Во время гитлеровской агрессии колхозы фактически превратились в государственные предприятия с абсолютной зависимостью от районного руководства. Отличие было лишь одно - отсутствие государственного финансирования. Важные решения принимались партийными работниками, зачастую не имеющими должной квалификации и дальновидности, но страстно желающими выслужиться перед партийным руководством. А ответственность за невыполнение плана несли крестьяне.

Гарантированный минимум оплаты труда для колхозника начал вводиться лишь в 1959 году, спустя 30 лет после начала коллективизации.

Как крестьян удерживали в деревне

Одним из следствий коллективизации стало бегство крестьян из деревень в города, особенно крупные, где требовались рабочие руки на индустриальных предприятиях. Но в 1932 году отток людей из села решили остановить. Сотрудников на фабриках и заводов стало достаточно, а продовольствия ощутимо не хватало. Тогда начали выдавать документы, удостоверяющие личность, но не всем, а лишь жителям крупных городов - прежде всего Москвы, Ленинграда, Харькова.

Отсутствие паспорта было безоговорочным основанием для выселения человека из города. Такие чистки регулировали миграцию населения, а также позволяли поддерживать низкий уровень преступности, но что самое важное - уменьшали количество едоков.


Список населенных пунктов, подлежащих паспортизации, расширялся. К 1937 году в нем числились не только города, но и рабочие поселки, моторно-тракторные станции, райцентры, все деревни в пределах 100 километров от Москвы и Ленинграда. Но сельские жители других территорий паспорт не получили вплоть до 1974 года. Исключением были крестьяне азиатских и кавказских республик, а также недавно присоединенной Прибалтики.

Для крестьян это означало то, что покинуть колхоз и сменить место жительства невозможно. Попытки нарушения паспортного режима пресекались тюремным заключением. Затем крестьянин возвращался к своим обязанностям, которые пожизненно за ним закреплялись.

Какие существовали способы покинуть деревню и изменить свою судьбу

Сменить работу в колхозе можно было лишь на еще более тяжелый труд - это строительство в северных регионах, лесозаготовки, разработка торфа. Такая возможность выпадала, когда в колхоз приходила разнарядка на рабочую силу, после чего желающие получали разрешительные документы для отъезда, срок их действия ограничивался одним годом. Но некоторым удавалось перезаключать договор с предприятием заново и даже перейти в число постоянных сотрудников.


Служба в армии давала возможность сельским парням уклониться от работы в колхозе с последующим трудоустройством в городе. Также детей спасали от принудительной записи в ряды колхозников, отправляя их учиться в фабрично-заводские заведения. Важно, чтобы учеба началась до наступления 16 лет, в противном случае была высокая вероятность, что после учебы подростка могли вернуть в родное село и лишить всяких перспектив на другую судьбу.


Положение крестьянства не изменилось и после смерти Сталина, в 1967 году предложение председателя Совмина СССР Д. Полянского о выдаче паспортов сельским жителям было отвергнуто. Советское руководство справедливо опасалось, что, если дать крестьянам право выбора, то дешевое продовольствие получать впредь не удастся. Только во время правления Брежнева более 60 миллионов советских граждан, проживающих в селах, смогли получить паспорт. Однако существующий порядок принятия их на работу вне колхоза сохранялся - без специальных справок это было невозможно.

Огромный интерес вызывают сегодня и фотографии, оказывающие.







2024 © mgp3.ru.