Условия и способы закупок 44 фз. Госзакупки – начинаем и выигрываем


Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ).

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ). Поэтому в данной статье будет приведён определённый, если так можно выразиться, путеводитель по этому закону, чтобы количество ошибок у тех, кто только начинает заниматься закупками, было как можно меньше.

В тексте 44-ФЗ много ссылок, большинство из которых оправданы, иначе просто нельзя было стройно изложить его положения. Но у всех есть такой инструмент, как компьютер. Если вы встретили ссылку и не можете удержать в своей памяти те или иные положения, тогда вставьте ссылку в электронной версии теста закона в нужное место (а если необходимо, то и несколько раз), чтобы получить общую картину.

Практика показывает, что методически неправильно читаются изменения в законе. Все, как правило, "загружают" в свой компьютер новую редакцию 44-ФЗ и считают это достаточным. А надо поступить по-другому. Советую отпечатать положения того закона, которым вносятся изменения в 44-ФЗ, а потом "пройти" по тесту 44-ФЗ, сличая отпечатанный текст с внесенными изменениями в 44-ФЗ.

Приведу два примера. В последнее время часто обращаются с вопросом о порядке толкования совокупного годового объема закупок. Это положение внесено в статью 3, часть 16 закона. Но почему-то пропускают еще одно изменение. Оно внесено в статью 112, часть 30, в которой совершенно чётко записано, что в совокупный годовой объём закупок не включаются закупки, извещения о которых размещены до даты вступления в силу 44-ФЗ. Всегда советую читать положения статьи до конца и обязательно читать главу 8 "Заключительные положения".

С чего же начинать закупку? Представьте себе, что вы решили купить себе квартиру через риэлтерское агентство. Кто будет определять требования к квартире? Конечно, вы, как заказчик. Вы же определите, по какой цене вы хотите купить квартиру. Следовательно, на первом этапе закупок необходимо определиться с требованиями к закупаемым товарам, работам или услугам. Основные положения по этому вопросу отражены в статье 33 закона. Но толковать положения статьи надо шире. Надо помнить, всё, что мы покупаем, должно отвечать национальным стандартам и национальной системе лицензирования РФ.

Обратите внимание, в статье 33, часть 1 есть такие положения: "1) описание объекта закупки должно носить объективный характер", "2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

За понятием "объективный характер" стоит очень много. Обеспечить выполнение этого требования можно только в одном случае, если при описании требований к товарам, работам и услугам руководствоваться положениями национальной системы стандартизации РФ.

Во втором же абзаце первой части статьи речь напрямую идет о новой системе стандартизации РФ: "в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

В связи со сказанным, надо изучить систему стандартизации РФ. Базовым по этому вопросу является Федеральный закон 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основные положения национальной системы стандартизации заключаются в следующем.

1. Отменено обязательное изготовление продукции в соответствии с ГОСТами. Теперь производитель может изготавливать продукцию в соответствии с ГОСТР добровольно. Госстандарт РФ Постановлением от 30 января 2004 г. N4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признал национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. Таким образом, если продукция изготавливается по ГОСТу, вступившему в силу до 1 июля 2003 г., то её можно купить, только по наименованию ГОСТР без дополнительных обоснований.

2. На смену ГОСТР (ГОСТ) постепенно приходят технические регламенты. Во исполнение требований технических регламентов теперь производитель должен зарегистрировать свою продукцию и получить сертификат или декларацию на право производства в специальном органе по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию или сертифицированию, определён Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982. Требования постановления распространяются и на товары иностранного производства. Если в переходный период технического регламента нет, то продукция проверяется на соответствие нескольким российским ГОСТР. Подлинность деклараций и сертификатов можно проверить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://www.gost.ru

3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС). Сайт федерального центра: http://www.faufccs.ru/

Разработка технического задания должна закончиться определением начальной (максимальной) цены контракта. Порядок определения цены контракта регламентируется в дополнение к статье 22 44-ФЗ Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567.

На втором этапе следует составить проект контракта. В соответствии с требованиями 44-ФЗ на сайте госзакупок должна быть составлена библиотека проектов контрактов. До готовности такой библиотеки можно пользоваться библиотеками проектов контрактов субъектов РФ.

Из указанных библиотек необходимо выбрать приемлемый для конкретной закупки вариант и актуализировать его в соответствии с условиями предстоящей закупки. Но делать это надо осмысленно и опираясь на положения Гражданского кодекса РФ. Всегда советую обучаемым сверить содержание проекта контракта со следующими статьями: поставка товаров - статьи 506-534; выполнение работ - статьи 702-729; оказание услуг - статьи 779-783.

Гражданской кодекс юристы называют экономической конституцией России. Именно Гражданский кодекс регламентирует отношения между заказчиком и поставщиком, хотя некоторые положения и отражены в 44-ФЗ. Это, прежде всего, статьи 34 и 94, 95, 96, в которых приводятся основные требования к содержанию контакта, а также порядок его исполнения, изменения, расторжения.

У заказчиков часто возникают вопросы о порядке оплаты по цене запасной части к технике, оборудованию, единицы работы или услуги исходя из объёма фактически поставленных запасных частей, выполненной работы или оказанной услуги. Эти положения отражены в статье 42 закона "Извещение об осуществлении закупки".

Разработанное техническое задание и проект контракта необходимо согласовать с должностными лицами организации, после чего получить разрешение от руководителя на разработку закупочной документации.

Важно согласовать порядок платежей с финансовой службой и бухгалтерией организации. Надо знать, что бухгалтерский учёт в казённых и бюджетных учреждениях осуществляется по статьям КОСГУ (кодов операций сектора государственного управления). Поэтому оплата может быть только по статьям, по которым есть бюджетные ассигнования.

Часто задают вопрос о том, что финансовый орган настаивает, чтобы в контракте по итогам закупок оставался размер налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Такое требование является незаконным. Многие участники закупок работают по упрощённой системе налогообложения. Такое право юридическим лицам (как правило, субъекты малого предпринимательства) предоставлено государством. Да, они получат дополнительный доход, но, повторяю, такая льгота предоставлена государством. Платит налог не заказчик, а получатель денежных средств и цена контракта для него не меняется.

На третьем этапе заказчик выбирает способ определения поставщика. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р установлен перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Подчеркиваю, что этот перечень является обязательным, но 44-ФЗ разрешает проводить аукцион в электронной форме и по товарам, работа и услугам, которые не входят в указанный перечень (статья 59).

Если же требуется определить победителя по нескольким критериям, то необходимо проводить конкурс. Законом расширены способы открытого и закрытого конкурсов. Если необходимо проверить квалификацию поставщика, исполнителя, то заказчик может провести конкурс с ограниченным участием. Дополнительные требования к таким участникам регламентируются статьей 31 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089. Правила определения победителя при проведении открытого конкурса регламентируется статьей 32 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Причиной проведения двухэтапного конкурса, как правило, является отсутствие у заказчика чёткого представления о предмете закупок.

При небольших ценах (не выше 500 000 руб.) закупки могут осуществляться способом запроса котировок (статьи 72-82). Хочется обратить внимание читателей на несколько особенностей при применении такого способа определения поставщика.

В законе записано, что "заказчик ВПРАВЕ осуществлять закупки путём проведения запроса котировок...>>. Этот означает, что если необходимо определить поставщика по нескольким критериям, то заказчик вправе провести конкурс, а если убедиться в надежности поставщика - то аукцион в электронной форме и на меньшую, чем 500000 руб. цену. Если цена не выше 500000 руб., а товары, работы, услуги входят в перечень закупок по электронному аукциону, то можно провести запрос котировок. При запросе котировок, как и при аукционе в электронной форме, единственным критерием оценки является цена.

Применение такого способа определения поставщика, как запрос предложений, для многих заказчиков ограничено. Он применяется только при признании повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 закона.

Четвертый этап сводится к разработке закупочной документации: конкурсной, аукционной, извещения о запросе котировок, запроса предложений.

Всегда советую провести классификацию содержания документации: сколько составных частей она условно включает, какие требования к заказчикам являются общими и какие частными в зависимости от избранного способа определения поставщика, что требует заказчик представить в составе заявки участнику и как будет оцениваться его заявка, какие цели необходимо ставить перед комиссией во время заседаний.

В закупках участвует две стороны: заказчик и участник закупок. Следовательно, документация должна включать:

1. Условия проведения закупки и требования, которые предъявляет заказчик к закупаемым товарам, работам, услугам и поставщикам и исполнителям таких товаров, работ, услуг.

2. Формы документов заявки участника закупки.

Требования к закупаемым товарам и услугам, как уже отмечалось, излагаются в техническом задании и проекте контракта.

Общие требования к поставщикам при всех способах определения поставщика (исполнителя) приведены в статье 31 закона. Частные требования приведены в соответствующих статьях по каждому способу определения поставщика: конкурс - статьи 50, 51; аукцион в электронной форме - статьи 64, 66; запрос котировок - статьи 42, 73; запрос предложений - статья 83.

Хочу обратить особое внимание на формы документов, который представляет в составе заявки участник закупки. Заказчику надо помнить два условия. Первое - формы документов заявки участника (кроме аукциона в электронной форме) разрабатывает заказчик. Второе - правильно разработанные документы заявки участника являются главным условием получения конкретной, а неоднозначно составленной заявки участника.

Обращаю внимание, что если при описании требований к закупаемым новым машинам и оборудованию применяются понятия "Товарный знак" и "Эквивалент", то в форме заявки участника надо дать две формы согласия участника. Причём, при поставке эквивалента участник обязан указать конкретные характеристики машин, оборудования. Если же понятия "Товарный знак" и "Эквивалент" заказчиком не применяются, то участник обязан указать конкретные показатели поставляемых товаров. На практике же бывает так, что участники повторяют техническое задание заказчика. Такие заявки следует отклонять.

При запросе котировок участник при закупке товаров во всех случаях обязан указать конкретные характеристики товаров, а при закупке работ и услуг указывает только своё согласие выполнить работы или услуги.

Заказчик, после размещения информации о проведении закупки, имеет право вносить изменения в извещение и документацию. Закон не регламентирует количество таких изменений, ограничение есть только одно: запрещается менять объект закупки. Теперь и при запросе котировок можно отменить закупку в установленные сроки, что регламентируется статьей 36 закона.

Пятый этап сводится к вскрытию конвертов поступивших заявок (открытию доступа к поданным в виде электронных документов заявкам), рассмотрению и оценке заявок при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений. При проведении аукциона в электронной форме этот этап включает рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона на электронной площадке, оценку вторых частей заявок участников.

Всегда обращаю внимание на то, что к каждому заседанию комиссии члены комиссии, и особенно председатель комиссии, должны готовиться. Председателю комиссии советую писать конспект с указанием тех положений закона, которые он обязан назвать перед тем, как приступить к вскрытию первого конверта.

Каждый раз важно понимать, какую цель должна достичь комиссия в результате заседания по вскрытию конвертов. Конечно, в законе так вопрос не ставится, но из положений закона можно однозначно сделать выводы, что комиссия обязана обеспечить публичность вскрытия конвертов, огласить состав поступивших в заявке документов, огласить предложение каждого участника по объекту закупки. По результату вскрытия конвертов участники не отстраняются, в протокол вносятся все подавшие заявки участники.

Если подана одна заявка или в результате промежуточных этапов конкурса, аукциона в электронной форме в итоговом протоколе осталась одна заявка, заказчик обязан обратиться в контрольный орган для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем). Но обращаться в контрольный орган надо только после того, как комиссия проведёт все процедуры и оформит протоколы по рассмотрению документов единственного участника закупки.

В заключение советую всех закупщикам вести базу данных нормативных правовых актов, которые приняты в дополнение к 44-ФЗ.

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

Выбор поставщика осуществляется различными способами: конкурентными или нет. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44 ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований могут добавляться дополнительные.

Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т.д., а также, если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствую определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках в настоящее время их шесть. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документация о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре.
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Запрос предложений Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Параолимпийских игр. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается «переторжка» (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов). Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2018 год есть 54 основания.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223 ФЗ. Законодательно закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. При этом заказчик имеет право установить в Положении широкий перечень способов выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы, запросы предложений в электронном виде и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

ГлавнаяДокументыСтатья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм.

и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)

Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок

1. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Подготовлены документа с изменениями, не вступившими в силу

  • On 09.09.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Процедура закупки, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Как известно, 44-ФЗ разрешает проводить закупки несколькими способами. Почему же некоторые из них, например, электронный аукцион, пользуются большой популярностью, а другие объявляются крайне редко. Дело в том, что у каждого метода определения поставщика свои особенности и ограничения. Более того, если заказчик выберет неправильную процедуру, ему грозит административная ответственность.

Что предпочитают заказчики

Конечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру. Поэтому все, что только можно, закупается именно так. В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.

Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство. На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс. Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Электронный аукцион

Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.

К плюсам электронного аукциона можно отнести:

  • малое количество ограничений на его проведение;
  • снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
  • минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
  • высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.

Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:

  • критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
  • есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
  • из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
  • невозможно выделить несколько лотов.

Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:

  • в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
  • заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.

Контракт с единственным поставщиком

В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.

Преимущества этого метода очевидны:

  • можно работать с проверенным поставщиком;
  • не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
  • провести закупку можно очень быстро и просто;
  • нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.

Недостатки тоже лежат на поверхности:

  • процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
  • не всегда есть возможность получить лучшую цену.

Запрос котировок

Самым удобным для заказчиков вариантом быстро провести небольшую закупку является именно запрос котировок. Удобство связано с его простотой и небольшим количеством ограничений. Главное из них - это НМЦК до 500 тыс. рублей. Кроме того, нельзя объявлять запрос котировок, если объект должен быть закуплен закрытыми способам определения поставщика или путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Преимущества запроса котировок:

  • высокая скорость проведения по сравнению с прочими конкурентными процедурами;
  • процесс прост и четко регламентирован, поэтому риск претензий от контролирующих органов минимален;
  • заявки можно оценивать не только по цене, но и по нестоимостным критериям.

Среди недостатков отметим:

  • невозможность выделять лоты;
  • так как отсутствует обеспечение заявки, к процедуре могут быть допущены недобросовестные участники;
  • на применение этого метода существуют ограничения, поэтому контролирующие органы могут проверить правомерность его выбора.

Чаще всего заказчики проводят запрос котировок, если закупается небольшой объем каких-то простых товаров, поставка которых не требует от исполнителя высокой квалификации.

Открытый конкурс и его подвиды

Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии - от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.

Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием . Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.

Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:

  • чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
  • если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.

Закрытый конкурс

Такая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях. Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.

Запрос предложений

Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того - ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.

Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).

Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.

Выводы

Итак, как же заказчик выбирает способ проведения закупки? Прежде всего он должен проверить, не обязывает ли закон 44-ФЗ применять какой-то конкретный метод определения поставщика. Например, если объект закупки попадает в аукционный перечень, то необходимо проводить электронный аукцион.

Далее проверяется возможность закупить товар, работу или услугу у единственного поставщика. Если же закупка, допустим, не проходит в разряд малых по цене, то, вероятно, она может подойти под запрос котировок. Ну а при цене контракта более 500 тыс. рублей заказчик в общем случае выбирает между открытым конкурсом и электронным аукционом. И выбор будет зависеть от того, необходимо ли оценивать заявки участников по каким-либо нестоимостным критериям.

Существует несколько классификаций способов закупок по 44-ФЗ. Выделяют электронные и бумажные процедуры, закрытые и открытые, конкурентные и неконкурентные. Обо всех видах говорится в ст. 24 Закона № 44-ФЗ.

Конкурентные способы закупки по 44-ФЗ

Это закупки, в которых используется честная конкуренция между участниками. Они соревнуются между собой за право заключить выгодный контракт с заказчиком. По каким критериям сравнивают участников, зависит от типа закупки. Если это аукцион, решающим фактором выступает цена. В конкурсах внимание уделяют не только цене, но и другим условиям закупки, участников оценивают по стоимостным и нестоимостным критериям и присуждают по каждому баллы.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ различаются:

  • условиями, при которых заказчик вправе их выбрать;
  • порядком подачи заявок;
  • сроками размещения документов и оценки предложений участников;
  • критериями определения победителя.

Выделяют:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы котировок;
  • запросы предложений.

С 2019 года заказчиков обязали проводить закупки в электронной форме по умолчанию. Бумажными остались только некоторые процедуры в виде исключения.

Неконкурентные способы закупки по 44-ФЗ

В 44-ФЗ указан лишь один неконкурентный способ закупки. Это закупка у единственного поставщика. Ей посвящена ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В ней перечислены ситуации, в которых заказчик может выбрать этот способ закупки. Обратите внимание, что перечень ограниченный. Это значит, что в других случаях выбирать закупку у едпоставщика заказчики не вправе.

С июля 2019 года порядок проведения закупок у единственного поставщика изменился (Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ). В частности, по новым правилам, извещение при закупке у едпоставщика не требуется вообще.

С 1 июля 2019 года вступили в силу 17 изменений в правила закупок. Мы подготовили памятки по каждому.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ

Участие в открытых процедурах доступно всем поставщикам. В закрытых закупках, напротив, могут участвовать не все, а только те, кому сообщили о процедуре. Это заранее выбранные компании, физлица и ИП, отвечающие требованиям заказчика.

Заказчики выбирают закрытые способы закупки, если работают с гостайной, закупают услуги, связанные со страхованием, транспортировкой и охраной ценностей, коллекций музеев, редких изданий, закупают ТРУ для нужд предприятий оборонной отрасли и т.д..

Виды закупок по 44-ФЗ: таблица 2019

Ниже все способы закупок представлены в виде таблицы:

В каких случаях применяется

Особенности

Конкурс

Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям.

Приоритетный способ закупки. Может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием. Может быть двухэтапным

Запрос предложений

В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях, в частности:

  • при закупках спортинвентаря;
  • при закупке лекарственных препаратов;
  • если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся.

Победителем признается участник, направивший окончательные предложение, которые наилучшим образом соответствует требованиям заказчика

Запрос котировок

Если победителя выбирают по одному критерию - цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. руб.

Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн руб.

Аукцион

При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р

Начальная цена договора постепенно снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене.

Может проводиться в закрытой и открытой форме.

Закупка у единственного поставщика

В установленных в ст. 93 44-ФЗ случаях, в частности:

  • при закупках до 100 тыс. руб. (с июля 2019 года - до 300 тыс. руб.);
  • при закупке услуг лечения россиянина за рубежом;
  • при закупке у субъектов естественных монополий.

Заказчики проводят такие закупки двумя способами:

  • направляют предложение заключить договор одному участнику;
  • принимают предложение об условиях договора только от одного участника.

Ответственность

Заказчику важно знать, по каким критериям определяется способ закупки по 44-ФЗ, поскольку за неправильный выбор типа процедуры грозит ответственность по ст. 7.29 КоАП РФ. Если заказчик проведет не ту закупку, которую должен был по закону, должностное лицо может получить штраф до 30 тыс. руб. А если должен был быть проведен конкурс или аукцион, но контрактная служба выбрала другой способ, будет назначен штраф в 50 тыс. руб.

Способы закупок по 223-ФЗ

Среди видов конкурентных закупок по 223-ФЗ выделяют открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Однако указанный список заказчики вправе расширить, прописав дополнительные процедуры в своем положении.

Закупка иного способа размещения - что это

Такие закупки разрешены для заказчиков, работающий по Закону № 223-ФЗ. В положении о закупке они могут предусмотреть иные процедуры, такие как редукцию, конкурентные переговоры, безальтернативные закупки и т.д.

К примеру, конкурентные переговоры часто проводят, если предмет закупки - нестандартная продукция и заказчик не имеет возможности четко и однозначно установить требования к участнику и условиям договора, определить критерии и методику оценки заявок. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров. Как правило, к участию в конкурентных переговорах приглашают не менее трех компаний, которые могут исполнить условия договора. Переговоры с ними носят конфиденциальный характер. По итогам переговоров заказчик может или сразу выбрать победителя или предложить участникам представить к определенной дате окончательное предложение (заявку на участие в закупке).







2024 © mgp3.ru.