Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье. Трудовое воспитание дошкольников в семье


Консультация для родителей

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Вряд ли найдётся взрослый, который будет возражать против того, что ребёнка нужно приобщать к труду. Вместе с тем вопросы трудового воспитания в каждой семье решаются по- своему. В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда физиологические
и психологические предпосылки – самостоятельность, целеустремлённость, уверенность движений, активность.

Программой дошкольного учреждения определены аспекты трудового воспитания детей и сформированы его основные задачи: прививать элементарные трудовые навыки, формировать у детей интерес и любовь
к труду, знакомить с работой взрослых, воспитывать уважение к людям труда. Трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста ещё очень ограничена, однако она тоже должна быть целеустремлённой
и результативной. Важно, чтобы цель, поставленная перед детьми, была
им близка и достижима через небольшой промежуток времени: усилия детей должны обязательно дать результат при завершении трудового процесса (расчистили лопаткой дорожку от снега – можно по ней побегать и т. д.) с возрастом усложняются виды труда, увеличивается его продолжительность, появляется способность самостоятельно ставить цель и стремление достичь её.

Трудолюбие, как и любое другое средство личности, не появляется, само собой. От первых попыток самостоятельно надеть рубашку до участия
в общественном труде человек проходит большой т путь. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного, двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде.
В тоже время родители понимают когда-то и малышу придётся трудиться, и уже сегодня, в четыре-шесть лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. Родители хотят воспитывать детей трудолюбивыми, но не знают, как это сделать. Но есть и категория родителей, которые считают, что заниматься трудовым воспитанием ребёнка никогда не поздно. «Вот подрастёт, тогда. А пока пользы от его труда всё равно нет». Действительно, ребёнок не создаёт материальных ценностей, не участвует
в общественном производстве, но приобщение детей к труду имеет воспитательные цели. Конечная цель трудового воспитания - сформировать ответственное отношение к труду, готовность трудиться добросовестно, творчески. Всестороннее воспитание детей предлагает их и физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Формирование каждой
из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ – ребёнок развивается физически. Во время труда дети действуют
с различными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, названия, получают практические представления о величине и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость- идёт их умственное развитие. В труде возникает необходимость видеть последствия своих действий, проявляется настойчивость, чтобы добиться результата, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть своих детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных, будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить, что в дошкольном возрасте, дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки общения с простейшими инструментами, орудиями труда, приучаются к самообслуживанию, относительно независимы
от взрослых.

Участвовать в трудовой деятельности ребёнок может только в том случае, если он достиг определённого уровня физического и умственного развития, умеет управлять своими движениями и действовать
не беспорядочно, а по предложенному другими или самостоятельно разработанному плану. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в общественном труде. Это желание – основа, опираясь
на которую родители учат детей первым трудовым шагам. Возможность делать что- то с мамой, папой, привлекает самых маленьких. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от неё, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у ребёнка добрые чувства, если
эти чувства поддерживать, они разовьются, станут свойствами личности. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Ребёнок растёт и поручения усложняются.

В семейном коллективе все связаны друг с другом делами, заботами, обязанностями. Чтобы ребёнок хорошо чувствовал себя среди близких, он также должен принимать участие в общих делах. С первых трудовых шагов учите ребёнка следовать двум правилам: первое - начатое дело должно быть закончено; второе - всё, что делать – делать хорошо. Это значит – добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно.
Не упускайте случая подбодрить поощрить ребёнка, если он что- то делает
по своей инициативе, проявляет заботу, предусмотрительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте ребёнка трудом.

Особое значение для формирования личности имеет раннее трудовое воспитание дошкольников в семье . Интерес к труду у детей появляется очень рано. Даже очень маленькие дети с интересом смотрят, как мать готовит обед, как она шьет. Дети повседневно наблюдают труд взрослых и за пределами своей квартиры. Во время прогулок они видят, как в их районе строятся дома, озеленяются улицы и разбиваются скверы, как трудятся люди различных профессий: строители, шоферы, кондукторы, вагоновожатые, милиционеры, дворники, продавцы.

1. Знакомство с профессиями

О труде дети узнают из детских рассказов, стихов, картинок. Знакомство с какой-нибудь новой профессией - это для ребенка открытие целого мира, необычного и поэтому чрезвычайно занимательного.

2. Посильные поручения и помощь по дому

Мало-помалу у ребенка складывается представление о том, что трудятся все. Но если ваш ребенок будет только созерцать, как трудятся другие, то полноценный, действенный интерес к труду у него не будет воспитан. Так можно воспитать лишь пассивный интерес, барское отношение к труду. Пусть ребенок сам принимает в труде посильное участие.

Стремление действовать самому, подражая труду взрослого,- важная черта поведения дошкольника. Конечно, в отношении к труду у младшего и старшего дошкольника есть существенные различия. Если первого увлекает само обращение с простейшими орудиями труда и выполнение отдельных трудовых операций (малыш счастлив, когда ему разрешают повертеть ручку мясорубки или швейной машины), то второй больше интересуется результатом труда, а также теми изменениями, превращениями, которые происходят с вещами в процессе труда.

Дошкольники с большой охотой делают то, что им поручают взрослые. Но, к сожалению, нередко родители вообще отстраняют детей от всяких дел, даже от самообслуживания. В результате могут вырасти барчуки, которые живут на всем готовом, а сами ничего не хотят делать.

А ведь и помимо самообслуживания для ребенка можно найти посильные и интересные трудовые задания. Попробуйте поручить своему пяти-шестилетнему ребенку, скажем, выращивать овощи на грядке или ухаживать за комнатными цветами. Ему придется преодолеть немало препятствий - с тем большим интересом он будет ждать результатов своей работы. А когда он их увидит, его интерес к совершению полезных дел укрепится.

3. Похвала

Немаловажное значение имеет также моральная и эстетическая сторона трудового воспитания дошкольника в семье . Дайте почувствовать ребенку, что и его труд приносит окружающим облегчение, радость, вносит красоту в быт.

«Вот умница, как ты мне помогла! Посмотри, как у нас стало чисто, красиво, уютно» , - говорит мать пятилетней дочери, помогавшей ей в уборке. Пусть эта помощь пока условна, но мать вызвала у девочки радость, укрепила в ней интерес к работе и таким образом сделала шаг в воспитании трудолюбия у ребенка.

Актуальность данного вопроса заключается в важности трудового воспитании детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья - это маленькая клетка нашего общества, в которой, как и в фокусе, отражается вся жизнь нашей страны - говорил В.А. Сухомлинский. Брак двух людей не есть еще семьи, она проявляется и укрепляется с рождением детей. Еще с детства детей приучали к труду.

Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В.А. Сухомлинский. "Трудовое воспитание, - отмечал он, - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно".

Труд ребенка выдающийся педагог рассматривал в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и других взрослых людей. И если родители хотят, чтобы их дети росли настоящими людьми, они должны забыть о легком беззаботное детство для них. Жизнь детей немыслимо без труда, без физического и духовного напряжения. "Жизнь тысячу раз убеждало меня в том, что настоящее счастье достается тому, кто начинает свою трудовую жизнь одновременно с началом обучения в школе. НЕ игру в работу, а самое настоящее трудовую жизнь".

Все вы, родители, стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок росла трудолюбивой, доброй. Как этого достичь? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в богатой педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Большой интерес вызвали не только лекционные, но и дискуссионные, семинарские занятия, обсуждения педагогических ситуаций, выступления опытных родителей, оформление классных комнат выставкой детских и семейных работ, которые раскрывали интересы и предпочтения семей. Для обобщения и итоге мы предлагали родителям памятки по воспитанию трудолюбия.

Ежедневно приучайте ребенка к труду. Подберите ей посильные трудовые поручения и терпеливо добивайтесь их выполнения.

Радуйтесь успехам ребенка, поощряйте его трудовые начинания. Пусть вас не раздражают неудачи. Научите малыша, как надо делать правильно.

Никогда не наказывайте детей трудом.

Воспитывайте трудолюбие и уважение к труду других личным примером, старайтесь делать так, чтобы у вас Слово не расходилось с делом.

Обязательно рассказывайте детям о своей производственной и общественной деятельности, о работе ваших знакомых, которых они знают.

Не оставляйте без внимания рассказ сына или дочери о школьных делах. Выслушивайте их до конца.

Способствует участию ребенка в трудовых делах, проводимых в детском учреждении.

Старайтесь сами оказывать группе и дошкольном заведения посильную помощь.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, обнаруживает в ней сознательное отношение к необходимости работать на общую пользу.

Трудовое воспитание основывается на определенных принципах. В.А. Сухомлинский сформулировал их достаточно удачно.

Принципы трудового воспитания:

1. Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического.

2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде.

3. Высокая нравственность труда, ее общественно полезная направленность.

4. Раннее привлечения к производительному труду.

5. Разнообразие видов труда.

6. Постоянство, непрерывность работы.

7. Наличие рис производительного труда взрослых в детском труде.

8. Творческий характер труда, объединения усилий ума и рук.

9. Преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков.

10. Общий характер производительного труда.

11. Посильность трудовой деятельности.

12. Единство труда и многогранной жизни.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, моральных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.

Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в ней источник развития своих способностей и моральных качеств, подготовить ее к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

В современной семье должно осуществляться решения задач по формированию у ребенка моральных качеств в процессе трудового воспитания.

Трудовое воспитание - процесс привлечения детей к различным педагогически организованных видов общественно полезному труду с целью передачи им определенного производственного опыта, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Емеяльнова К.С.

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.

Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.

В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».

Даже если сделанная ребенком закладка для книг, игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других, обязательно использовать эту вещь в быту.

Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).

Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работ, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Совместный труд взрослых и детей сближает, способствует укреплению влияния взрослого, но с учетом интересов и потребностей ребенка.

Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.

Одна из задач родителей – воспитывать у детей положительное отношение к любому виду труда и создать такие условия, в которых у детей начнет формироваться привычка к труду и развиваться трудолюбие.

Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом: «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.

В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде: наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудиться.

Основные методы для руководства различными видами детского труда:

  • Определяем цель трудовой деятельности;
  • Обсуждаем с ребенком, для чего нужна данная работа и в чем заключается ее значение;
  • Учим элементам планирования своей работы;
  • Объясняем ребенку, как выполнить свою работу и получить результат, даем совет как лучше выполнить поручение;
  • Пробудить интерес к предстоящей работе и следить за тем, чтобы в процессе трудовой деятельности этот интерес не угас;
  • Периодически выяснять, что уже сделал ребенок и что еще необходимо сделать для достижения лучшего результата;
  • Перед началом работы необходимо напомнить ребенку основные «Трудовые правила»: Например, работу нужно выполнять старательно, дело нужно доводить до конца, необходимо помогать старшим и младшим;
  • Необходимо поощрять интерес к делу, старательность и самостоятельность, стремление преодолевать трудности;
  • Организовывать совместную работу с младшими и старшими членами семьи;
  • Проверять вместе с ребенком ход работы, оценивать ее результат. При этом уделяя особое внимание терпению и самостоятельности ребенка;
  • Подавать пример личный пример ребенку, привлекая его к совместному труду;
  • Читать ребенку художественные произведения о различных профессиях, рассматривать иллюстрации и картины. Провести во время прогулки целенаправленное наблюдение за тем, как трудятся люди (дворник, продавец, шофер и другие);
  • Дать ребенку возможность выбора и помочь принять правильное решение (например, перед тем как идти на прогулку необходимо закончить начатое дело).

Д.О. Дзинтере определяет несколько типов семей:
1 тип – Высокий образец семьи. В этих семьях имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. К выполнению бытовых и производственных дел родители подходят ответственно. Как правило, в таких семьях ребенок выполняет определенные трудовые поручения, при выдвижении которых учитываются интересы самого ребенка и последовательность, выделяется некоторое время для выполнения порученного дела. Опыт данных семей необходимо изучать, хотя родители могут самостоятельно обратиться за помощью к педагогу.
2 тип – Семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности. Положительная сторона данного типа семей заключается в том, что родители социально активны и довольно много трудятся, готовы прийти на помощь другим людям, при этом отношения между членами семьи не носят негативного характера. Но вследствие постоянно занятости, перегрузок или недостаточно высокого уровня культуры одного (двух) родителей, их поведение и настроение может резко меняться. Именно это создает трудности во взаимоотношениях и отрицательно влияет на микроклимат семьи. Как правило, постоянных трудовых обязанностей дети не имеют, либо их выполнение плохо контролируется.

3 тип – Семья, где отсутствуют условия для трудового воспитания детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье. Это может быть вызвано узким кругом интересов родителей, отрицательными взаимоотношениями между членами семьи и безразличное отношение родителей к выполняемому труду. Чаще в таких семьях происходят ссоры и острые конфликты в результате того, что взгляды старших членов семьи на жизнь и воспитание детей не совпадают.
4 тип – Неблагополучные семьи. В данной семье общественная направленность низкая, к производственному труду один (или несколько) членов семьи относятся негативно. Члены данной семьи не уважают и не доверяют друг другу. Часто возникают конфликты из-за бытовых проблем и воспитания детей. Нередки случаи, когда родители ведут, праздную жизнь и не уделяют, воспитанию ребенка должного внимания. Значительная часть родителей не чувствуют свою ответственность за ребенка, не уделяют внимания и времени для воспитания ребенка и организации игры, трудовой деятельности.

Воспитатель: Емеяльнова К.С.








2024 © mgp3.ru.