Сванидзе: Высказывание Толстого о черте оседлости – обвинение еврейского народа. Что сказал Петр Толстой о евреях, “черте оседлости” и передаче Исаакиевского собора Высказывание толстого о евреях


Вице-спикер Госдумы Петр Толстой оказался в центре скандала из-за его высказывания относительно передачи Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге в пользование РПЦ. По его словам, наблюдается «удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки… продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Как известно, в дореволюционной России «чертой оседлости» назывались границы территорий, за пределами которой в Российской империи нельзя было жить евреям. Журналист, историк и публицист Николай Сванидзе в интервью НСН назвал высказывания Толстого антисемитскими.

«Есть два варианта: либо человек не знает, о чем говорит, что странно для вице-спикера Государственной Думы и профессионального журналиста; либо он все понимает, что еще хуже. Тогда это воспринимается как осознанное разжигание межнациональной розни (не в уголовном понятии этого термина). И в том, и в другом случае это одинаково очень плохо», - высказал свою позицию по этому вопросу эксперт.

За своего коллегу Толстого заступился спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил, что не видит во фразе ничего провокационного, напротив считает разжигателями антисемитизма журналистов, акцентировавших внимание на этой истории. По его слова термин «черта оседлости» также применялся и к каторжникам.

«О каторжниках ли он говорил, да хоть о футболистах. Но мы оцениваем высказывание не в соответствии с тем, что он имел в виду, а с тем, что услышали и прочитали. Что у него было в голове, одному Богу ведомо, и он теперь может говорить все, что угодно. А написано про «черту оседлости». А она ассоциируется со времен дореволюционной России понятно с кем, с евреями, что теперь отнекиваться?!», - возмутился Сванидзе.

«Здесь дело в том, что церкви громили не только евреи, и не только каторжники. Речь о другом. Когда используется термин «люди из-за черты оседлости», понятно, кто имеется в виду. Главное, не сколько большевиков или каторжников громили храмы, это дело десятое. В данном контексте эта фраза воспринимается как перевод преступной стрелки на один определённый народ», - заявил НСН Сванидзе.

Свою позицию по этому вопросу высказал и представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин. По его словам, «заявление Толстого - открытый антисемитизм. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские».

24 января на радио «КоммерсантЪ.FM» в программе «Pro et Contra» меня пригласили обсудить высказывание Петра Толстого, которое вызвало бурную дискуссию в обществе. Моим оппонентом в эфире был глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Источник: КоммерсантЪ.FM
Высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ вызвало острую общественную реакцию. Депутат в ходе пресс-конференции назвал противников передачи собора людьми, которые являются «внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 1917 году». В Федерации еврейских общин считают эти заявления явно антисемитскими. В руководстве Госдумы не согласны с такими обвинениями и заявляют о недопустимости любых выпадов, способных обидеть ту или иную национальность. Высказывание вызвало широкую дискуссию в СМИ и социальных сетях. Означает ли столь бурная реакция на эти слова наличие запроса в обществе на антисемитизм? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин в рамках программы «Pro et Contra» обсудил ситуацию с лидером партии «Великое Отечество» Николаем Стариковым и главой департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным.

Николай Стариков: Я не думаю, что здесь можно говорить о каком-либо антисемитизме и, тем более, говорить о запросе в нашем обществе на антисемитизм. Это, конечно же, колоссальное преувеличение и даже спекуляция. Дело в том, что большая роль российских подданных еврейской национальности в революционных событиях 1917 года - наряду, например, с российскими подданными латышской национальности - никогда не скрывалась - это знает любой, кто хоть как-то знаком с историей Гражданской войны. Скажу больше, если вы в Москве придете в Музей толерантности, вы прочитаете информацию и про черту оседлости, и настоящие фамилии революционных деятелей партии большевиков и эсеров. Это не является какой-то закрытой информацией. Я уверен, что Петр Толстой никого не собирался оскорбить.

Борух Горин: Я абсолютно убежден, в отличие от господ Толстого и Володина, что это однозначные слова про «людей, которые выпрыгнули с наганами из черты оседлости, чтобы рушить храмы». «Черта оседлости» - это, конечно, национальное понятие. Господин Толстой рассказал о том, что те люди, которые выступают сегодня против возвращения Исаакиевского собора РПЦ, это потомки евреев, которые рушили церкви в России. Мне это обобщение, как, впрочем, и любое другое, кажется некорректным. Когда это обобщение касается национального или вероисповедального происхождения, оно мне кажется ксенофобским. Поэтому для меня совершенно очевидно, что такого рода заявление надо рассматривать как националистическое, ксенофобское, сеющее религиозную и национальную рознь, в зависимости от того, кого именно имел в виду господин Толстой.

Федерация еврейских общин обвинила вице-спикера Госдумы в распространении антисемитских мифов.

Москва. 24 января. INTERFAX.RU - Федерация еврейских общин России обвинила вице-спикера Госдумы Петра Толстого в подрыве межнационального мира и призвала парламент отреагировать на его заявления насчет дискуссии по поводу Исаакиевского собора.

"Я надеюсь на соответствующую реакцию руководства Государственной Думы и партии "Единая Россия", - заявил президент ФЕОР Александр Борода, которого цитирует во вторник его пресс-служба.

Накануне Толстой, выступая на пресс-конференции по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора, заявил, что "люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек".

Чертой оседлости в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям и цыганам

"Подобные заявления обычно приходится слышать от безответственных разжигателей антисемитских кампаний. Когда мы слышим такое из уст вице-спикера Госдумы на официальной пресс-конференции, это прямой подрыв межнационального мира в стране и нагнетание напряженности", - заявил в этой связи Борода.

Он отметил, что слова Толстого - "это старый и лживый, как и все подобные истории, антисемитский миф, причем его лживость очевидна любому мало-мальски образованному человеку".

Борода подчеркнул, что основную массу тех, кто разрушал храмы, составляло местное население - "те же рабочие и крестьяне, а не мифические "выскочившие из-за черты оседлости с наганами".

"Сто лет назад в верхушке Российской империи тоже были те, кто стремился найти "внутренних врагов", выбирая их по национальному признаку. Однако никакой пользы России это не принесло. Напротив, беззаконное насилие открыло дорогу революции, унесшей старую Россию и ее элиту в бездну. Чтобы не идти по той же дороге второй раз, нужно жестко пресекать подобные заявления", - подчеркивает А.Борода.

Со своей стороны Толстой накануне уже написал у себя в фейсбуке, что "сильно удивлен реакцией" на его оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви.

"Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах "признаки антисемитизма". Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь - по национальному признаку. Еще раз подчеркиваю: в моем отсыле к действительным историческим событиям нет никаких признаков того, что хотят разглядеть особо бдительные товарищи", - написал вице-спикер Госдумы.

Накануне вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Петр Толстой высказался по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора и оказался в центре скандала. Его обвинили в антисемитизме, из-за чего вице-спикеру пришлось разъяснять свои слова.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек", -

сказал Толстой.

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Так, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода заметил в высказываниях вице-спикера антисемитизм и призвал отреагировать на них руководство Госдумы и "Единой России".

Подобные заявления обычно приходится слышать от безответственных разжигателей антисемитских кампаний. Когда мы слышим такое из уст вице-спикера Госдумы на официальной пресс-конференции, это прямой подрыв межнационального мира в стране и нагнетание напряженности", -

заявил президент ФЕОР Александр Борода.

Жестко отреагировал на слова Толстого и депутат израильского кнессета Ксения Соколова.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы", -

написала Соколова на своей странице в соцсети.

В итоге Толстому пришлось оправдываться за слова, в интервью «Интерфаксу» он подчеркнул, что не говорил о какой-либо национальности и призвал тщательнее смотреть на сказанное, прежде чем делать какие-либо выводы.

Депутат подчеркнул, что в своем заявлении он не имел в виду никакой конкретной национальности.

Мне кажется, что как раз эти заголовки, которые вышли на "Эхо Москвы" и в "Независимой газете" - это как раз и есть антисемитизм. Я, честно говоря, сильно был удивлен. <…> Люди с какой-то потревоженной спецификой, они почему-то это приняли в адрес национальностей, ничего такого я не имел в виду", —

заявил Толстой.

По мнению вице-спикера, нужно шире смотреть на географические признаки или черты внешнего облика, к которым он апеллировал в своем высказывании.

Слушайте, а если бы я сказал "комиссары в пыльных шлемах", то обиделись бы те, кто носит шлемы, а если бы я сказал, что "в кожанках", то обиделись бы все, кто носит кожаные куртки. Ну что это за дурь?" —

задал риторический вопрос Толстой.

Тем временем, в скандал вынужден был вмешаться председатель Госдумы Вячеслав Володин, который уже высказал готовность обсудить с главой ФЕОР высказывания Петра Толстого, сообщает ТАСС .

Если есть необходимость проведения встреч по этому вопросу, тем более у нас постоянный контакт с Федерацией еврейских общин, дружеские отношения с руководством, с теми, кто представляет эти общины, в этом проблемы как раз не будет», -

цитирует агентство политика.

Он заявил, что выпады в сторону любой отдельно взятой национальности или народности недопустимы и нельзя «проходить мимо» этого и не пресекать.

«Нужно взять и прочитать в прямом изложении, что же говорил наш коллега. Что касается позиции тех, кто увидел в этом оскорбление в свой адрес, тогда надо просто понять, какие квалифицирующие признаки они увидели в этом заявлении», — резюмировал спикер.

В самом начале уходящей недели прозвучали слова депутата Думы Петра Толстого о противниках незамедлительной передачи Исаакия РПЦ: "Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из–за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедов".

Я - еврей и журналист, так что это, получается, и про меня тоже. Мои предки, впрочем, выбрались за черту оседлости задолго до революции (один прадед окончил университет, другой был купцом первой гильдии), и никто из них не состоял в КПСС. Думаю, что у многих евреев, "выскочивших" после отмены черты оседлости на территорию современной РФ, разрушение православных храмов, равно как и синагог, действительно не вызывало чувства протеста.

Наличие Швондеров отрицать трудно, как, впрочем, и Шариковых. Большая часть ленинградских храмов была закрыта при крещенном в православной церкви Сергее Кирове (Кострикове).

Другое дело, что попрекать кого–то его предками и компатриотами как–то не по–христиански. Вот, например, Петр Толстой - правнук Льва Николаевича. Св. Преподобный Иоанн Кроштадтский писал о прадеде парламентария: "Христианского подвига он не признает, над святостью и святыми смеется, сам себя он обожает, себе поклоняется как кумиру, как сверхчеловеку. "Я, и никто кроме меня, - мечтает Толстой. - Вы все заблуждаетесь, я открыл истину и учу всех людей истине!" Евангелие, по Толстому, вымысел и сказка".

А в определении Святейшего Синода говорилось: "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа и посвятил данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной".

А теперь Петр Толстой - уважаемый православный человек, и никто его родством с еретиком не попрекает. Был Савлом - стал Павлом. Да и большинство из нас восходят не к Преображенским, а к Шариковым и Швондерам. Но судят нас по сегодняшним делам нашим.

Когда Георгий Полтавченко, например, был самим собой: когда он как честный инструктор Невского райкома партии искоренял религиозные предрассудки или теперь - поклоняющийся святыням Афона? Или Вячеслав Макаров: когда преподавал марксистско–ленинскую философию в Академии Можайского или сейчас в качестве непримиримого борца за реституцию?

Вообще говоря, о Петре Толстом достаточно помнить только одно: он считает, что на Исаакиевском соборе есть балкон, где петербургские безбожники–интеллигенты пьют шампанское. И этот просвещенный законодатель будет представлять российский парламент в Страсбурге.

Мне уже приходилось писать: я не против того, чтобы Исаакий передали РПЦ. Главное, чтобы в храме соблюдался баланс между религиозными службами и возможностями экскурсионного осмотра. Пока в других православных церквях это не очень удается.

Странно только, что епархия сосредоточила свои лоббистские возможности на Исаакиевском соборе. В наше тяжелое время хорошо бы передать в порядке реституции церкви принадлежавшие ей в предреволюционном Петербурге здания 35 приходских обществ вспоможения бедным, 24 богоделен, пяти Домов милосердия, 31 приюта для детей и трех для взрослых, двух домов трудолюбия, трех домов дешевых квартир, трех бесплатных библиотек. А вместе с Исаакиевским собором - помещения его братства, которое выдавало более 15 тыс. бесплатных обедов в год. Все эти заведения содержались и финансировались прихожанами, думается, и сегодня в епархиальной казне деньги найдутся.

Петр Толстой считает, что 200 тыс. петербуржцев, подписавших воззвание о сохранении в Исаакии музея, - сотрудники "артели "Напрасный труд". Защитники башни "Газпрома", передачи 31–й больницы в ведение Конституционного суда, переделки Императорских конюшен под гостиницу тоже уверяли нас в бессмысленности всяких усилий. Вопрос–де решен.

Опускать руки - грех. Как учил Преподобный Амвросий Оптинский: "При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало–помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние". Соборно, в субботу, на Марсовом поле.

Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter







2024 © mgp3.ru.