Ссср и международные конфликты. Ссср и международные конфликты Кризис доверия в США


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?

Ход урока Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления.

Мир в годы «холодной войны»

1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»

КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты; Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены; В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский. 1969 год.

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский.

Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.

«Пражская весна» - это период (1968-1969 гг) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (...видео «Пражская весна»)

Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.

2. СССР и международные конфликты. Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.

3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.

Взгляды сторон на причины разрядки. СССР. Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам. 4. Разрядка: опыт теоретического осмысления.


По мере укрепления «железного занавеса» в Европе эпицентр мировой политики начал смещать-ся на Восток. После победы народной революции в Китае и образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) ситуация в Азии радикально изменилась. Лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун уже в декабря 1949 г. отправился с визитом в СССР. По результатам переговоров 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помоши между СССР и КНР. Обе страны обязались совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединив-шегося с Японией для совершения акта агрессии. Кроме того, СССР и КНР заявили о своей готовности солидарно участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних согла-шении. СССР обязался безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой, вывести свои войс-ка с военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. В последующие годы началась интенсивное сотрудничество СССР и Китая в экономической и военной сферах.

Чтобы не допустить распространения китайского влияния в Дальнево-сточном регионе США попытались придать международный характер граж-данскому конфликту, вспыхнувшему в 1950 г. в Корее. Эта страна являлась японской колонией с 1910 г. и после освобождения войсками союзников была разделена по 38-й параллели демаркационной линией. 25 июня войска северокорейского прокоммунистического правительства вторглись в Юж-ную Корею. При рассмотрении вопроса об этой агрессии в Совете Безопас-ности ООН советские представители воздержались от голосования в знак протеста против участия в заседании делегации свергнутого китайского правительства Чан Кайши. США добились принятия резолюции о вводе на территорию Кореи «международных сил» под флагом ООН. Группировку, включающую контингенты из 15 стран, возглавил американский генерал Макартур. К моменту прибытия этих войск северокорейская армия захвати-ла почти всю территорию юга, в том числе столицу Сеул. Но под ударами интернациональной коалиции она начала быстро откатываться на север. Когда возникла реальная угроза оккупации Северной Кореи, на стороне северокорейцев выступил Китай. Официально китайские войска в Корее назывались «дивизиями народных добровольцев», но в действительности это были части регулярной армии КНР. Используя благоприятную ситуацию, китайские войска вторглись 21 октября 1950 г. и на территорию Тибета, аннексировав ее. Боевые действия в Корее затягивались, и во избежание превращения их в полномасштабную войну с участием почти двух десятков государств обе стороны пошли на уступки. После длительных переговоров в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, которое закрепило раскол Кореи на два государства.

Южнокорейский режим оказался под полным влиянием США. Одно-временно американцы усилили поддержку гоминдановского правительства 4ан Кайши, нашедшего убежище на острове Тайвань. В 1951 г. США добились заключения договора с Японией о сохранении своих военных баз на территории этой страны и тогда же заключили с Австралией и Новой Зеландией договор о совместные военных действиях при нападении на территорию, суда и самолеты этих стран в районе Тихого океана (Тихооке-анский пакт, оформивший региональный военный блок АНЗЮС). В сентяб-ре 1954 г. в Маниле был подписан договор об образовании еще одного военно-политического блока под названием СЕАТО. В эту организацию, просуществовавшую до 1977 г., вошли США, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. Все эти меры значительно усилили позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но одновременно сложились предпосылки и для отказа обеих «сверхдержав» от жесткой конфронтации. Агрессивно настроенного американского президен-та Трумэна сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он не менее ревностно относился к любым проявлениям «экспансии коммунизма», но был готов к более конст-руктивным шагам на международной арене. Советское руководство после смерти Сталина в 1953 г. также начало проявлять готовность к мирному урегулированию наиболее острых международных проблем.

Инициативу в созыве новой международной конференции проявила Великобритания. После отставки У. Черчилля с поста премьер-министра в 1955 г. его преемник А. Идеи пытался всеми силами укрепить пошатнув-шийся международный престиж своей страны. Еще в бытность министром иностранных дел, весной 1954 г. он выдвинул идею созыва конференции с участием глав правительств Великобритании, США, Франции и СССР для "Осуждения актуальных проблем. Спустя год, уже в роли премьер-минист ра,

Идеи вернулся к этому проекту. Предложение британской дипломатии было с сомнением встречено в Вашингтоне и Москве. Американских и советских лидеров смущали слишком претенциозные заявления Идена, готового рас-сматривать предстоящую встречу как «судьбоносную для человечества», равную по статусу Ялтинской и Потсдамской конференциям. Но междуна-родная ситуация действительно изменилась. С образованием НАТО, АН- ЗЮС и СЕАТО, с одной стороны, и ОВД - с другой, мир оказался не только разделен «железным занавесом», но и поделен на вполне зримые сферы военно-политической ответственности обеих «сверхдержав». Время гло-бальных деклараций, подкрепленных взаимным ядерным шантажом, про-шло. США и СССР начинали борьбу за расширение сфер влияния полити-ческими средствами. Стал возможен и их прямой диалог.

Совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании открылось в Женеве 18 июля 1955 г. В повестке дня было обсуждение германского вопроса, проблем европейской безопаснос-ти, разоружения, развития гуманитарных контактов между странами Запада и Востока. Однако итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о необходимости укрепления экономического и культурного сотрудничества. Преодолеть стереотипы «холодной войны» пока было невозможно. Правда, Идену удалось договориться в Женеве о проведении первого официального визита советских руководителей в Великобританию. В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа их визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами «третьего мира», но, как и ранее, добиться политического соглашения не удалось. Более того, визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом, когда «при таинствен-ных обстоятельствах» в гавани Портсмута, где находился крейсер «Орджони-кидзе», погиб английский офицер-водолаз Лайонел Крабб.

Несмотря на срыв женевских переговоров, в отношениях СССР и США наступила временная «оттепель». Обе «сверхдержавы» столкнулись с новыми серьезными проблемами на мировой арене. СССР оказался втянут в острый политический кризис в Венгрии, где лишь ценой военного вторже-ния удалось сохранить коммунистический строй. С трудом удалось избежать подобного сценария событий в Польше. После разоблачения сталинского культа личности быстро начали ухудшаться отношения СССР с Китаем.

Соединенные Штаты, в свою очередь, также были вынуждены внести существенные коррективы в свою внешнеполитическую стратегию. Это было вызвано быстрым ростом национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Еще со времен Второй мировой войны американс-кое руководство поддерживало идею полномасштабной деколонизации в мире. Но теперь, являясь политическим союзником Великобритании и Франции, которые всеми силами стремились сохранить свои колониальные империи, Соединенные Штаты оказались в двусмысленном положении. Жесткий политический нажим на формирующиеся национальные режимы в странах «третьего мира» мог способствовать распространению на них со-ветского влияния. Американская дипломатия была вынуждена использовать более изощренные методы укрепления своего геополитического влияния. Широко начали использоваться всевозможные секретные операции, осуще-ствляемые Центральным разведывательным управлением во главе с Алле- ном Даллесом. К наиболее известным из них относятся успешный государ-ственный переворот, приведший к свержению националистически настроен-ного премьера Ирана Мохаммеда Мосаддыка в августе 1953 г., свержение президента Гватемалы Хакобо Гусмана в июне 1954 г. и провалившаяся попытка государственного переворота с целью ликвидации режима прези-дента Сукарно в Индонезии в 1958 г. После неудачной англо-франко- израильской агрессии против Египта в 1956 г. Эйзенхауэр резко активизиро-вал действия американской дипломатии в арабском мире. С этого времени оплотом влияния США на Ближнем Востоке стала Саудовской Аравия. 15 июля 1958 г. американские десантники высадились в охваченном граж-данской войной Ливане, оказав поддержку президенту Шуману. А после победы в 1959 г. революции на Кубе Центральноамериканский регион стал основным объектом внимания спецслужб США.

Снижение накала в противостоянии «сверхдержав» не остановило гонку вооружений. В 1952 г. в США было успешно проведено первое испытание водородной бомбы, но уже спустя год такое же оружие появились и у СССР. За первую половину 1950-х гг. американцам удалось увеличить число страте-гических бомбардировщиков в три раза, но 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, показав наличие у него на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. В США в эти же годы ускоренными темпами шли работы по созданию ракет «Титан» и «Минитмен». В такой взрывоопасной ситуации огромное значение приобре-тала способность советского и американского руководства к конструкт ивному политическому диалогу. Резко возрастала и цена дипломатических ошибок.

В 1958 г. поводом для обострения отношений между СССР с западными державами вновь стал «германский вопрос». Советское руководство уже давно было озабочено нарастающим потоком беглецов из ГДР, пользовавших-ся открытой границей между восточным и западным секторами Берлина. 27 ноября 1958 г. Хрущев направил трем западным державам ноты. Их содержание сводилось к тому, что Советский Союз передаст контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ правительству ГДР, если в течение ближайших шести месяцев не будут начаты переговоры по превра-щению Западного Берлина в демилитаризованный вольный город. Это означа-ло, что, в случае отказа вывест и Западный Берлин из состава ФРГ Советский Гоюз «руками» восточногерманского правительства попытается вновь со- щать настоящую блокаду этой части города. Для урегулирования «германско-го вопроса» с 11 мая по 5 августа 1959 г. в Женеве проходило совещание министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. Со-глашения достичь не удалось, но было объявлено, что Хрущев лично посетит США. Этот визит состоялся с 15 по 27 сентября 1959 г.

Переговоры советского лидера с Эйзенхауэром не принесли конкрет-ных результатов. Тем не менее советская дипломатия продемонстрировала готовность к налаживанию диалога. 18 сентября 1959 г., выступая в ООН, Хрущев предложил всеобщее разоружение всех стран мира в течение четырех лет. Условиями его осуществления были создание безъядерной зоны в Европе и заключение пакта о ненападении между НАТО и Варшав-ским Договором. Этот план был настолько революционным, что на Западе его посчитали пропагандой. К тому же конференция четырех великих держав, посвященная запрещению ядерных испытаний в атмосфере, зап-ланированная на 16 мая I960 г. в Париже, завершилась грандиозным провалом. За десять дней до ее начала советские власти сообщили, что 1 мая над Советским Союзом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Эйзенхауэр полностью взял ответственность за этот инци-дент на себя, но отказался принести извинения, как того хотела советская сторона. Поэтому на открытии конференции в Париже Хрущев заявил, что не собирается принимать участие в ней и аннулирует направленное ранее Эйзенхауэру приглашение посетить Советский Союз. Советский лидер был настроен столь воинственно, что позволил себе необычный демарш во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 г. Не видя сочувствия своей идее заменить генерального секретаря ООН Дага Хам- маршельда на тройное коллективное руководство в составе представите-лей стран советского блока, Запада и неприсоединившихся стран, Хрущев принялся стучать ботинком по пюпитру во время своего выступления.

В июне 1961 г. состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди. Убедившись в невозможности оказать давление на своего молодого визави, советский лидер предпринял решительные меры для завершения берлинского кризиса. В ночь на 13 августа 1961 г. восточ-ногерманские рабочие под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Все коммуникации между двумя частями города были перерезаны. Отныне проход и проезд из одной части города в другую начал осуществляться только через специальные контрольно-пропускные пункты. Пограничники Германской Демократической Республики получили приказ стрелять в каждого жителя ГДР, пытавшегося бежать через Берлинскую стену в Западный Берлин. Строительство Берлинской стены завершило закрытие границы ГДР. Несмотря на протесты западных стран по поводу возведения берлинской стены, подобное решение проблемы в конечном счете устрои-ло всех. В «железном занавесе» была закрыта последняя щель, и теперь опасность провоцирования «горячей войны» в центре Европы была сведе-на к минимуму. В Европе окончательно закрепилось негласно признавае-мое разделение на сферы влияния двух сверхдержав, ставшее важным элементом их глобального противостояния.

Администрация президента Кеннеди попыталась существенно обно-вить стратегию и тактику «холодной войны». Анализируя взаимоотношения СССР с другими участниками социалистического лагеря, в Белом доме пришли к выводу, что основной характеристикой современного коммунис-тического мира является «полицентризм» - «необратимый процесс распада единого социалистического лагеря на ряд независимых и даже враждующих группировок стран и партий». В этой ситуации основные усилия США должны были быть направлены не на тотальное противостояние с мировым коммунизмом, а на углубление разногласий среди стран советского блока. Этот политический курс получил название «дифференцированной дружбы» между Западом и Востоком, поскольку основным методом воздействия считались ненасильственные действия: активизация экономических, торго-вых и культурных связей с отдельными странами советского блока, предос-тавление им разнообразных преференций. Характеризуя новую стратегию,


Кеннеди отмечал: «Слишком часто наши руки связаны жестким статутным видом коммунистического мира. Все рассматривается только в двух цветах - белом и черном. Народы или за нас, или против нас - или полностью подчинены советскому влиянию, или полностью свободны. Но это не верно. Существует очень много оттенков, даже в самом коммунистическом мире. Мы должны быть способны перехватить инициативу, когда появится такая возможность в странах, которые сейчас находятся за железным занавесом».

Изменилась и военная доктрина США. На смену планам «массирован-ного воздействия» пришла стратегия «гибкого реагирования». Основной идеолог внешнеполитического курса США Генри Киссинджер и министр обороны Роберт Макнамара четко сформулировали условия, при которых США могут пойти на нанесение ядерного удара первыми: в случаях, когда территория США подвергнется ядерному нападению; когда территория Западной Европы «подвергнется нападению крупными силами» («от ветный удар»); когда «будут обнаружены неоспоримые признаки того, что такое нападение вскоре должно произойти» («превентивный удар»). Кроме того, предполагалось, что ядерное оружие отнюдь не является универсальным средством защиты при возникновении открытого конфликта стран НАТО и ОВД или их союзников. Доктрина «гибкого реагирования» исходила из возможности ведения «ограниченных» или «локальных» войн (в зависимос-ти от целей и характера каждого конкретного конфликта). Общий смысл обновленной военной доктрины ясно сформулировал Генри Киссинджер: «Не подвергая себя риску ядерной войны и одновременно угрожая такой перспективой коммунистическому миру в случае его активного противодей-ствия, нанести поражение социалистической системе путем развязывания серии малых войн».

Несмотря на столь радикальные изменения в американской внешнепо-литической стратегии, именно в период президентства Кеннеди мир оказал-ся на грани ядерной войны. Причиной стало крайнее обострение междуна-родной обстановки вокруг Кубы. Американские спецслужбы несколько раз пытались устроить покушение на кубинского лидера Фиделя Кастро, прово-дившего все более независимый курс. После объявления о национализации кубинским правительством всех земельных владений, банков и промышлен-ных предприятий США разорвали дипломатические отношения с Кубой, но это лишь ускорило сближение Кубы с Советским Союзом. Пытаясь опере-дить окончательное превращение «острова Свободы» в сателлита СССР, американское правительство санкционировало вооруженное вторжение на Кубу корпуса наемников из числа кубинских эмигрантов.


Десантная операция началась 17 апреля 1961 г. в заливе Плая-Хирон. Несмотря на поддержку американских самолетов, закамуфлированных под кубинские ВВС, десант был полностью разгромлен. Вслед за этим Кастро уже однозначно объявил себя «марксистом-ленинцем» и сделал ставку на полномасштабное сотрудничество с СССР вплоть до размещения на острове советских вооружений. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции «Анадырь»), Размещение на острове ракетного оружия могло бы восстано-вить ядерный паритет, утерянный после ввода в строй атомных подводных лодок американского ВМФ. Кроме того, для действий на морских коммуни-кациях намечалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность Группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс. чел. Ее командующим был назначен генерал армии И. Плиев. Создание этой группировки на Кубе означало бы выдвижение советской военной мощи в Западное полушарие.

Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибы-тия на Кубу передовой группы советского командования. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре - советс-ких ракет. Вся операция осуществлялась в режиме строгой секретности. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготов-ности, а к 20 октября — уже 20 ракет. Аэрофотосъемка, произведенная американскими самолетами-разведчиками, неопровержимо доказывала факт размещения ракет. 22 октября Кеннеди выступил по радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором объявил о введении морского «карантина» Кубы. Все вооруженные силы США, включая космические, были приведены в состояние полной боевой готовности. Американский ВМФ установил блокаду Кубы. 23 октября Ф.Кастро объявил всеобщую мобилиза-цию. Начались интенсивные консультации советского и американского прави-тельств. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддер-живать подобное нападение. На следующий день советская сторона выдвину-ла дополнительное требование - убрать американские ракеты из Турции. В ответном послании Кеннеди СССР предлагалось убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять на себя обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу. США, со своей стороны, были готовы отменить карантин и взять на себя обязательство не осуществлять и не поддерживать вторжение на Кубу. С учетом исключительно опасной ситуации Политбюро ЦК КПСС 28 октября решило принять американские предложе-ния, к тому же американцы согласились негласно решить вопрос о выводе своих ракет с территории Турции. Формально Карибский кризис был завер-шен 7 января 1963 г., когда СССР и США обратились с совместным письмом к генеральному секретарю ООН с просьбой исключить вопрос о кризисе из повестки дня Совета Безопасности.

Карибский кризис подтолкнул обе «сверхдержавы» к началу нового раунда переговоров о сокращении вооружений. В Женеве еще с осени 1958 г. проходили переговоры СССР, США и Великобритании о прекраще-нии ядерных испытаний. Такое решение могло бы не только способствовать сохранению экологии, но и ограничить возможности дальнейшего совер-шенствования оружия массового поражения. Камнем преткновения явля-лось требование американцев об обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний. Зашедшие в тупик переговоры были возобновлены в 1962 г. в рамках Комитета по разоружению при ООН. Но лишь в июле 1963 г. представителям правительств СССР, США и Великоб-ритании удалось разработать и парафировать текст соглашения о прекраще-нии ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был подписан в Москве в августе 1963 г.

Вскоре последовали и новые шаги по ограничению гонки вооружений. В январе 1967 г. был подписан договор об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях. Спустя год состоялось и подписание важнейшего договора о нераспространении ядерного оружия, включая и технологии, позволяющие орг анизовать его производство. Договор предусматривал лишь возможность помощи в мирном использовании ядерной энергии странам, не располагаю-щим ядерными технологиями. Соблюдение этих условий договора должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В том же 1967 г. был подписан Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко). Тем самым, Латинская Америка стала второй после Антарктики безъядерной зоной (район Антарк-тики был исключен из сферы распространения ядерного оружия в 1959 г.).

Серьезный прорыв в политике разоружения был вызван не только «изменением климата» в советско-американских отношениях, но и растущи-ми внешнеполитическими проблемами обеих «сверхдержав». На протяже-нии 1960-х гг. биполярный мировой порядок начал «давать трешины». Большое значение имело вступление на мировую политическую авансцену Движения неприсоединения. Это международное объединение стран, кото-рые провозгласили одним из главных принципов внешней политики непри-соединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конфе-ренция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана в начале сентября 1961 г. в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Еаны. На протяжении последующих двух десятилетий состав и география движения постоянно расширялись. «Архитектура» бипо-лярной международной системы менялась и под влиянием других факто-ров - постепенного превращения Японии в мощную экономическую держа-ву, претендующую на роль лидера Азиатско-Тихоокеанского региона, вхож-дением Китая и Франции в число ядерных держав, демонстративным выхо-дом Франции из военной организации НАТО в середине 1960-х гг. В эти же годы начался рост политического влияния арабских стран, объединившихся в ОПЕК - организацию экспортеров нефти.

Политический престиж США был серьезно подорван из-за участия во вьетнамской войне, развязанной в 1964 г. После освобождения от колони-альной зависимости Вьетнам раскололся на два государства - на севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне. 2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошел военный инци-дент, когда корабли США были атакованы северовьетнамцами. Воспользо-вавшись этим поводом, США начали оказывать военную поддержку сайгон- скому режиму, которая вскоре превратилась в полномасштабную войну против ДВР. Боевые действия носили самый ожесточенный характер. За 9 лет войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли 56,5 тыс. убиты-ми и 303,6 тыс. ранеными солдат и офицеров. Однако сломить сопротивле-ние вьетнамского народа не удалось. В январе 1972 г. США согласились на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира, что Открыло путь для объединения Вьетнама.

В ходе войны СССР и КНР оказывали Вьетнаму значительную поддер-жку техникой, военными специалистами, снаряжением и разными видами снабжения. Но собственные их взаимоотношения становились все сложнее.

Китайское руководство еще с конца 1950-х гг. начало проводить агрессив-ный внешнеполитический курс. С 1959 г. из-за вступления китайских войск в Тибет и бегства в Индию далай-ламы стали ухудшаться отношения между КНР и Индией. На этом фоне началось сближение Китая с Пакистаном, что вызывало большое недовольство и в Москве, и в Дели (еще до индо- пакистанских войн 1966 и 1971 гг. Индия рассматривалась в Советском Союзе как потенциальный геополитический союзник, тогда как Пакистан неизменно находился в фарватере американской политики). Начало в 1966 г. в Китае «культурной революции» до крайности обострило его отношения с северным соседом. В 1969 г. произошел даже военный конфликт между СССР и КНР на пограничном острове Даманский. Это было первое воору-женное столкновение между социалистическими странами. Но оно оказа-лось не единственным (свержение проамериканских режимов в Лаосе и Камбодже привело к росту влияния Вьетнама в регионе и кратковременной «показательной» агрессии против него Китая в 1979 г.). Американская дипломатия начала активно «разыгрывать китайскую карту». В феврале 1972 г. состоялся визит в КНР президента США Р. Никсона. С этого времени СССР был вынужден окончательно отказаться от надежд восстановить лояльность Китая к «социалистическому содружеству» и признал существо-вание стратегического треугольника США - СССР - КНР. К тому же и сам советский блок переживал сложные времена. Пытаясь не допустить нарас-тания реформаторских настроений в социалистических странах, советское руководство было вынуждено в 1968 г. даже предпринять военную акцию против Чехословакии.

Во внешней политике 60-80-х гг. можно выделить три направления:

1. отношения с социалистическим лагерем;

2. отношения со странами капитализма;

3. отношения с «третьим миром».

Новому партийному руководству во главе с Л.И. Брежневым в «наследство» от Хрущева досталось нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом из-за Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира». Брежневское руководство поставило в области внешней политики три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; реализация концепции «мирного сосуществования» со странами Запада; последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире.

В советском руководстве в отношениях с Восточной Европой господствовала концепция «ограниченного суверенитета» или «доктрина Брежнева», означавшая фактически жесткий контроль над «братскими странами» Восточной Европы. Вместе с тем, после Венгерских событий 1956 г. политика в отношении восточноевропейских стран ориентировалась на предоставление несколько большей политической и экономической свободы. К власти во многих странах стали приходить либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не вписывались в классические представления о социализме.

В конце 60-х гг. к власти в ЧЕХОСЛОВАКИИ на волне студенческих демонстраций и забастовок пришел Дубчек. Под его руководством коммунистическая партия провела ряд реформ с предоставлением самостоятельности предприятиям и введением элементов рыночной системы. Экономические реформы, первоначально поддержанные Москвой, неизбежно вели и к политическим преобразованиям. Дубчек объявил о свободе слова, политическом плюрализме и переходе к многопартийной системе. Политическая реформа превратилась в угрозу господству коммунистической партии в Чехословацкой республике.



В такой ситуации СССР мог утратить свое всеобъемлющее влияние на Чехословакию. В Москве приняли решении о введении войск в страну.

В 1968 г. страны-участницы Варшавского Договора - Германия, Болгария и Польша во главе с СССР - ввели в Чехословакию войска. Лидеры-реформаторы были отстранены от руководства, в коммунистической партии проведена широкая чистка, реформы были приостановлены. Между СССР и Чехословакией был заключен новый договор, закрепивший присутствие в стране советских войск.

Аналогичная ситуация сложилась в ПОЛЬШЕ в 1980 г. Экономические трудности вызвали волну забастовок. 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание политической нестабильности, и в то же время предотвратило ввод советских войск на территорию Польши.

Следует отметить, что советское руководство использовало для предотвращения развала социалистического лагеря не только силовые методы. Упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации.

Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) , основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Одним из основных направлений программы было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Реально эта программа осуществлялась 10 лет и была прекращена в 1985 г.

Кроме того, СССР стал инициатором создания более 30 межгосударственных органов по координации работы промышленности, снабжению и распределению ресурсов, энергии и вооружений в социалистическом лагере. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба», газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Наряду со странами Восточной Европы, входившими в ОВД и СЭВ, существовали также государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.

Незначительным было политическое сотрудничество с ЮГОСЛАВИЕЙ . Югославское и советское руководство проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства.

Советское руководство мирилось и с румынской самостоятельностью, поскольку как внутренняя, так и внешняя политика руководства РУМЫНИИ во главе с Чаушеску соответствовала принципам социализма.

Серьезно обострены были советско-албанские отношения. АЛБАНИЯ разорвала дипломатические отношения с СССР еще в 1961 г.

В жесткой конфронтации СССР находился с КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ . В середине 60-х гг. с началом «культурной революции» китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с Советским Союзом. Из страны были высланы почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты.

В конце 60-70-х гг. отношения СССР с Китаем еще более ухудшились. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Китай был недоволен тем, что СССР оказывал значительную экономическую помощь Вьетнаму и Северной Корее. Эти страны находились под «патронажем» Китая. В конце 60-х гг. в конфликтах на советско-китайской границе в Казахстане и на Дальнем Востоке погибло более 1 тыс. человек.

Вмешательство США и СССР в войну во ВЬЕТНАМЕ с 1964 г. создало крупный очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В СССР тщательно скрывались факты участия советских армейских подразделений в военных действиях. Вьетнам, после ухода США с его земель, сам превратился в агрессора и вторгся в Лаос и Камбоджу. В ответ на это в 1979 г. Китай объявил Вьетнаму войну. СССР оказывала активную поддержку Вьетнаму, предоставил ему значительную экономическую помощь, помогал военными специалистами. Но даже несмотря на эту поддержку, Вьетнам не смог противостоять китайской армии и вывел свои войска с территории Лаоса и Камбоджи.

Конец 60-х - начало 70-х гг. - время РАЗРЯДКИ международной напряженности и улучшения советско-американских отношений.

В 1967 г. между СССР и США был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях, в 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия.

В 1972 г. был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). По договору ограничивалось число межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. Предполагалось заключение еще одного Договора - ОСВ-2, охватывающего другие виды вооружений.

В 1975 г. руководители европейских стран и США подписали Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепивший послевоенные европейские границы и расширявший экономические и политические связи европейских стран.

Разрядка сопровождалась и значительным увеличением экономических связей США и СССР: за период с 1971 по 1976 гг. объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Однако начавшаяся разрядка была прервана.

В середине 70-х гг. американские военные технологии сделали мощный рывок вперед. Были созданы крылатые ракеты «Першинг», что значительно усилило стратегическую мощь США. В ответ СССР разместил на европейской территории новые ракеты средней дальности СС-20, не попадавшие под соглашение ОСВ-1. США в качестве ответной меры разместили в Европе ракеты «Першинг», способные достичь территории СССР.С конца 70-х гг. международная напряженность вновь нарастает. Под влиянием советского вторжения в Афганистан американский Конгресс отказался ратифицировать Договор ОСВ-2.

В начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ - Стратегическая оборонная инициатива ). Начинается новый этап гонки вооружений.

В отношениях со странами «ТРЕТЬЕГО МИРА » СССР придерживался политики экономической помощи «дружественным режимам». Странам социалистической ориентации предоставлялись кредиты по минимальным процентным ставкам, по демпинговым ценам продавались энергоносители, предоставлялась гуманитарная помощь медикаментами, продуктами питания, вещами первой необходимости.

Подобная политика вела к кризисам в собственной экономике. Однако политика не ограничивалась только экономической помощью - военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников тщательно скрывалось как внутри страны от собственных граждан, так и за рубежом от мировой общественности.

Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, затем, вернувшись к союзу с Эфиопией, поддержал ее в войне в Огадене.

Государственный переворот в 1978 г. в АФГАНИСТАНЕ и приход к власти афганских коммунистов вызвал сильную оппозицию в стране. «По просьбе товарищей по коммунистическому движению» СССР «выполняет интернациональный долг» и вводит свои войска в Афганистан в декабре 1979 г. Десятилетняя война обошлась большими человеческими жертвами и резко подорвала престиж СССР на мировой арене. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны», глубокого недоверия, противостояния двух «сверхдержав» - США и СССР.

1. Проработать материал к уроку

2. Ответить тезисно письменно на 2 вопроса, на остальные три ответить устно

  1. Что такое «доктрина Брежнева»? Дайте ей оценку.
  2. Каковы были причины всестороннего стремления к разрядке в первой половине 1970-х гг.?
  3. С чего начиналась «разрядка»?
  4. Что свидетельствовало о начале новых процессов в социалистических странах?
  5. В каких региональных конфликтах участвовал СССР?

В начале 50х сотрудничество успешно развивалось , СССР и КНР вместе противостояли империалистической политике (США). Но КНР никогда не была сателлитом СССР, его руководство претендовало на роль лидера соцстран Азии, самостоятельного центра силы в МО. До поры до времени эта позиция Пекина не вызывала беспокойства в Москве. Но после ХХ съезда КПСС (февраль 1956) лидеры КПК негативно восприняли критику культа личности Сталина и отвергли курс на десталинизацию. Руководство КНР не приняло установки КПСС на мирное сосуществование, на возможность осуществления социалистической революции без вооруженной борьбы. Еще большие разногласия в сфере МП. СССР в 1957 г. стал обладателем МБР и лишил США их неуязвимости. Теперь Хрущев мог взять курс на мир сосуществование с США. Но КНР не была признана ведущими капстранами. США поддерживали гоминьдановский режим на Тайване, представитель которого занимал место Китая в ООН. В 1959 г. разногласия КНР-СССР нарастали . СССР отказался помочь Китаю в создании атомной бомбы. Летом 1960 г. СССР прекратил всю экономическую и технологическую помощь КНР и отозвал всех советников. С 1962 г. между СССР и КНР открытый конфлик т: столкновения на китайско-индийской границе, СССР поддержал Индию. Июнь 1963 г КПК направила в Москву послание с 25 пунктами обвинений против КПСС – ревизионизм, предательство мировой революции. Октябрь 1964 г. успешное испытание атомного оружия КНР. После ухода Хрущева в 1964 СССР попытался улучшить отношения с КНР, но безуспешно. СССР начал наращивать свои вооруженные силы на границе с КНР. В 1966 г. в КНР началась "культурная революция", сопровождалась усилением антисоветской кампании. СССР стал рассматриваться как "империалистическая держава" и основной противник китайской революции. КНР стала добиваться признания всех договоров о границе, заключенных царской Россией с КНР, неравноправными и несправедливыми (косвенное предъявление территориальных претензий к СССР, требование признать ряд пограничных районов спорными). В марте 1969 г. открытые вооруженные столкновения из-за о-ва Даманский на р. Уссури . Вскоре встреча Косыгина с премьером госсовета КНР Эньлаем. Достигнута договоренность о возобновлении двусторонних переговоров по всем интересующим обе стороны вопросам. Эти переговоры, имевшие целью нормализацию отношений СССР - КНР, начались в Пекине в октябре 1969 г. на уровне замМИД, ыл сделан шаг к снижению напряженности между Москвой и Пекином.

27. Ссср и Япония, 1951 – 1956 гг.

После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений.8 сентября 1951 мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать, т.к. он не давал четкого решения территориальной проблемы. Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, но ничего не говорилось о том, что Япония передавала территории СССР. Неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако СФ договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Юридически состояние войны между Советским Союзом и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени.Также, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при их поддержке начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на основании, что географически они к группе Курильских островов не относятся. США поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско-японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Госсекретарь заявлял, что если Япония согласится с вхождением 4х островов в СССР, то США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкю, временное военное присутствие США на котором было закреплено СФ договором. Японская дипломатия находилась в трудном положении - хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Рюкю. В 1954г «мирное наступление» на Японию , рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого истекал в 1961 г. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около 2 лет и завершились только в 1956 г. подписанием (19 октября ) Совместной декларации СССР и Японии . В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным, договорились установить дипотношения на уровне послов. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано: «СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

(19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который продлил японо-американский союз еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения СССР, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном. 17 января 1960 г. СССР направил Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что «новый японо-американский договор безопасности фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории»)

Условия экономики военного времени. Общий кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х гг., определялся в первую очередь слабостью его экономики, разрушенной непосильными военными расходами. В течение последних 25 лет существования СССР мы жили не просто в условиях военной экономики, а в условиях экономики военного времени. От народа было скрыто, что за этот период на военные нужды было израсходовано более одного триллиона пятисот миллиардов рублей.

Вся наша официальная пропаганда в «застойные годы» трубила на весь мир о том, что «СССР - оплот мира и социализма». А «поборники мира» тем временем выполняли и перевыполняли планы по выпуску вооружений и военной техники, строили в 2-3 смены танки и самолеты, ежемесячно запускали в космос 5-6 военных летательных аппаратов, ежегодно взрывали 15-20 атомных или водородных бомб и являлись крупнейшим продавцом оружия в мире. По данным американских экспертов, всего в разных странах мира имеется около 50 миллионов автоматов Калашникова и около 8 миллионов единиц американской винтовки М-16.

Противостояние США и СССР. Региональные войны и военные конфликты с применением обычных видов вооружений продолжаются с конца Второй мировой войны по настоящее время. В ряде случаев они явились результатом военного противостояния двух великих держав США и СССР в различных точках земного шара. Общее число погибших за время этих региональных войн к только началу 1990 г. достигло 17 миллионов человек.

Наши руководители денно и нощно клялись на словах в своем миролюбии, однако в действительности все было не так. Сталинский социализм своей воинственностью всегда внушал людям страх и представлял собой угрозу всему миру. Сталинизм и неосталинизм - это бряцание оружием и вмешательство во внутренние дела не только пограничных суверенных государств, но и далеких заморских стран.

Хроника военных акций СССР. Ниже приведен перечень основных военных акций, осуществленных как непосредственно СССР, так и с его участием против ближайших соседей за «наши интересы» в послевоенные десятилетия.

  • 1948 г. - «осада» Западного Берлина». Блокирование советскими войсками наземных транспортных связей между ФРГ и Западным Берлином.
  • 1950-1953 гг. - война в Корее.
  • 1953 г. - подавление советскими войсками восстания в ГДР.
  • 1956 г. - подавление советскими войсками антикоммунистической революции в Венгрии.
  • 1961 г. - возведение за одну ночь 13 августа 29-километровой Берлинской стены. Берлинский кризис.
  • 1962 г. - тайный ввоз советских межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками на Кубу. Карибский кризис.
  • 1967 г. - участие советских военных специалистов в «семидневной войне» между Израилем и Египтом, Сирией, Иорданией.
  • 1968 г. - вторжение войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии в Чехословакию.
  • 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Начало десятилетней афганской войны.

Страны, где воевали советские бойцы. Помимо известных всему миру военных операций с официальным участием Советской Армии то ли в виде «освободительных походов», то ли в составе «ограниченного контингента войск», наши «воины-интернационалисты» в штатском платье или в форме «туземцев», или в перекрашенных танках и самолетах находились в рядах армии в Северной Корее, Лаосе, Алжире, Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Камбодже, Бангладеш, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Кубе. Боливии, Гренаде - всего более чем в двадцати странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Газета «Красная звезда» 21 мая 1991 г. опубликовала с разрешения Министерства обороны СССР далеко не полный список стран, где принимали участие в боевых действиях советские военнослужащие - «воины-интернационалисты» с указанием времени боев. Он приводится ниже в таблице 1 с добавлением графы о долге этих стран Советскому Союзу за военную помощь.

Цена «бескорыстной помощи». «Бескорыстная помощь», по данным министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе, выступившего на XXVIII съезде КПСС, составила 700 миллиардов рублей за 20 лет. Это означает, что мы выбрасывали на ветер ежегодно 35 миллиардов рублей только на военные поставки бывшим социалистическим странам и странам «третьего мира» с целью обратить их в коммунистическую веру.

Подачки «нашим друзьям» самолетами, танками, вертолетами, ракетами, минами обошлись СССР слишком дорого: Египет, Сомали, Гана, Конго, Гренада, пройдя немного плечом к плечу с нашими военными специалистами «по пути социалистической ориентации», вернулись на путь нормального развития. В феврале 1990 г. в результате всеобщих свободных выборов и поражения сандинистов на выборах свернула с «нашего» пути Никарагуа. Ну а когда исчез СССР, потерпели поражение или трансформировались и почти все остальные режимы «социалистической ориентации».

Десятки тысяч советских военнослужащих в штатском платье ставили мины, устраивали засады и поднимали автоматы Калашникова и знамя национально-освободительной борьбы против «мирового империализма» в десятках стран «третьего мира». Далеко не все из этих добровольцев вернулись на Родину здоровыми и невредимыми. Многим из них была уготована судьба «неизвестного солдата» с безымянной могилой либо в африканских джунглях, либо в песках Сахары или на Голанских высотах.

Таблица 1
Участие военнослужащих СССР в боевых действиях
после Второй мировой войны

Страны, в которых находились советские военнослужащие Время боев (месяцы, гг.) Долг страны Советскому Союзу,
млрд. руб.
Северная Корея Июнь 1950 - июль 1953 2,2
Лаос 1960-1963, Август 1964-ноябрь 1968, ноябрь 1969—декабрь 1970 0,8
Алжир 1962—1964 2,5
Египет 18 октября 1962-1 апреля 1963, 1 октября 1969-16 июня 1972, 5 октября 1973 - 1 апреля 1974 1,7
Йемен 18 октября 1962-1 апреля 1963 1,0
Вьетнам 1 июля 1965-31 декабря 1974 9,1
Сирия 5-13 июня 1967, 6-24 октября 1973 6,7
Камбоджа Апрель-декабрь 1970 0,7
Бангладеш 1972-1973 0,1
Ангола Ноябрь 1975-1979 2,0
Мозамбик 1967-1969, ноябрь 1975-ноябрь 1979 0,8
Эфиопия 9 декабря 1977-30 ноября 1979 2,8
Афганистан Апрель 1978-май 1991 3,0
Никарагуа 1980-1990 1,0

Этот вывод подтверждается данными финансового управления Министерства обороны СССР за 1989 г. На пенсионное содержание 1 миллиона 280-ти тысяч ветеранов вооруженных сил и участников войн выделялось 2,4 миллиарда рублей. Из этих ветеранов 832 тысячи человек получают пенсии за выслугу лет. 111 тысяч человек получали пенсии по инвалидности - среди них и те, кто «понюхал пороху за границей», и, наконец, 239 тысяч человек получали пенсии по случаю потери кормильцев - тех «неизвестных солдат» с безымянными могилами.

«Добровольцы по принуждению». Оставшиеся в живых «добровольцы по принуждению» дали «компетентным органам» подписку о неразглашении «государственной тайны» - о «своих командировках» в Сомали, Мозамбик, на Гренаду и т.д. Только 30 июня 1989 г. завеса секретности, окружавшая наших «воинов-интернационалистов», слегка приоткрылась и было принято решение правительства о распространении на них льгот и преимуществ, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны и для военнослужащих, проходивших службу в Республике Афганистан.

СССР как поставщик оружия. В последние 25 лет своего существования Советский Союз был крупнейшим поставщиком оружия в мире. Доля СССР в общем объеме поставок оружия во все страны мира достигла 40% в начале 1980-х гг., а по некоторым видам боевой техники и вооружения достигла 50% (автоматы Калашникова и танки). В начале 1980-х гг. экспортировалось 25% всех вооружений и боевой техники, производившейся в СССР. Наши конкуренты - США, Франция, Великобритания, Китай - признанные поставщики оружия - остались далеко позади. Например, в 1985 г. доля США в мировых поставках оружия составляла 27%, Франции - 12%, Великобритании - 5%, Китая - 3% .

Цифры. Анализ поставок продукции всеми промышленными комплексами (металлургическим, топливно-энергетическим, машиностроительным и д.р.) для предприятий военно-промышленного комплекса, военной науки, вооруженных сил, КГБ, МВД и иные специальные расчеты показали, что в 1989 г. «на оборону» было направлено 485 миллиардов рублей. Зная, что предприятия ВПК произвели товаров народного потребления (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны и др.) на сумму 30 миллиардов рублей, считаем, что промышленность расходовала на оборону 455 миллиардов рублей.

Прибавим к этой сумме расходов средства, выделенные на военное строительство - не менее 10 миллиардов рублей и на военную науку - не менее 15 миллиардов рублей. Получаем, что общие военные расходы СССР (без транспорта и связи) составили только за один год не менее 480 (455 + 10 + 15) миллиардов рублей.

Если верить официальным данным, в 1989 г. валовой национальный продукт составил 924 миллиарда рублей, а произведенный национальный доход - 656 миллиардов рублей. Тогда наши расходы «на оборону» достигли умопомрачительных цифр - 51,9% от валового национального продукта или 73,1% от произведенного национального дохода, что и подтверждает полный крах советской экономики, надорвавшейся от непосильных военных расходов.

Эта безумная гонка вооружений в последнюю четверть века существования СССР и безрассудная (скорее, преступная по отношению к своему народу) помощь всем и вся, способствовали разорению нашей страны и доведению народа до полного обнищания.







2024 © mgp3.ru.