Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. Роль учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе на современном этапе Эссе «Педагог в современном мире!»


В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой в деле преодоления у них связанной с этим неуспеваемости в школе является учитель-логопед, способный предупредить их возникновение. Еще до начала начального образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. Каждый из трех вышеперечисленных “разделов” (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи) требует отдельного разговора. Начать этот разговор удобнее всего со звукопроизношения, поскольку его формирование заканчивается во вполне определенные сроки и степень его сформированности поддается строгой количественной оценке.

Владение ребенком умением правильно произносить все звуки речи и дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения грамотой, обучение которой на русском языке проводится именно по звуковому аналитико-синтетическому методу.

В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей заканчивается к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствует неумолимая статистика. В подтверждение этого приведем соответствующие сравнительные цифровые данные.

В 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения звуко-произношения, поданным разных авторов (А.Н. Омельченко, М.Е. Хватцев), составляло в среднем от 7–8 до 17 %. Причем вторая цифра, казалась тогда неимоверно большой и на первых порах даже вызывала недоумение специалистов. Ее правомерно объясняли негативным влиянием пережитой жителями этого города блокады, что не могло не отразиться и на следующем поколении людей.

А вот что мы отмечаем в наши годы. В результате обследования 868 детей детских садов, получены следующие данные. Среди детей всех возрастных групп (младшей, средней, старшей и подготовительной) нормальное звукопроизношение было лишь у 28,2 %, причем наименьший процент (6 %), как и следовало ожидать, пришелся на младшие группы. Из числа остальных детей с еще не установившимся звукопроизношением на “физиологическое косноязычие” пришлось лишь 22,4 %, тогда как остальные 49,4 % составили патологические формы, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза и требующие помощи специалистов. Об особой устойчивости такого рода дефектов свидетельствует то, что даже у детей подготовительных групп они составили 40,5 % (против 52,6 %, имевших место в младших группах).

Особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений (76 %) над мономорфными (24 %), причем даже в подготовительных группах именно полиморфные формы составили 54,5 %.

Что касается распределения патологических видов нарушения звукопроизношения по их причинной обусловленности, то наибольший процент задает на стертые и выраженные дизартрии, вызванные паретичностью артикуляторных мышц (60 %). Механические дислалии, связанные с дефектами в строении периферического отдела речевого аппарата, в “чистом” виде составили 6,7 %; сенсорные функциональные дислалии, связанные с нарушением слуховой дифференциации звуков, – 11,2%. Смешанные формы нарушения звукопроизношения имели место в 21,2 % случаев, причем здесь всегда присутствовал дизартрический компонент. Таким образом в целом дизартрии разной степени выраженности составили 81,2 %.

Несовершенство звукопроизношения у приходящих в школу детей (тем более что 76 % его приходится на полиморфные формы!) приводит к появлению у них трех из пяти выделяемых в настоящее время видов дисграфии – на почве нарушения фонемного распознавания, артикуля-торно-акустической и, как следствие отставания ребенка в фонетико-фоне-матическом развитии, к дисграфии на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза слов.

Как показывает печальный опыт обучения таких детей, устранять эти пробелы в период уже начавшегося школьного обучения бывает достаточно сложно. Многие обучающиеся вплоть до старших классов школы так и не смогли преодолеть трудности в различении акустически близких звуков. Вот что значат упущения дошкольного возраста и чем оборачиваются в дальнейшем несовершенства звукопроизношения! (Напомним, что в норме дети дифференцируют все звуки речи на слух начиная с 2-летнего возраста, а звуковые замены в произношении полностью исчезают к 5 годам).

С учетом всего вышесказанного о состоянии звукопроизношения у детей, первоочередной задачей учителя-логопеда дошкольного учреждения должно являться, возможно более раннее отграничение так называемого “возрастного косноязычия” от патологических его форм у всех без исключения детей, посещающих детский сад. Необходимость этого диктуется тем, что именно эти последние формы в настоящее время стали преобладающими – они составляют 49,4 % против 22,4 %, приходящихся на возрастные своеобразия детской речи.

Разграничить эти два вида неправильного произношения звуков, а значит, и выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно, уже в младших группах детского сада.

Недопустимость подобного промедления можно достаточно убедительно доказать таким постоянно наблюдаемым нами явлением. Когда у ребенка 3–4 лет остается невыявленным, а значит и неустраненным, нарушение слуховой дифференциации тех или иных речевых звуков, то у него надолго задерживаются характерные для раннего онтогенеза звуковые замены в устной речи, которые лишь внешне похожи на “физиологическое косноязычие” (после пяти лет его приходится называть уже “задержанным”). Если время и далее продолжает упускаться и эти замены не устраняются в дошкольном возрасте, то в период обучения грамоте они неизбежно отражаются и на письме. А это уже есть третий дефект – артикуляторно-акустическая дисграфия, но самое печальное заключается здесь в том, что при попытке преодолеть данный вид дисграфии все равно приходится начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков. Так не проще ли было бы это сделать еще в младшей группе детского сада, не подвергая ребенка, а затем и подростка почти постоянным стрессам, связанным с повседневными трудностями в учебе?

Единственный возможный выход из имеющейся на сегодняшний день очень сложной, а точнее сказать – катастрофической ситуации мы видим в следующем:

  1. Учитывая большую распространенность дизартрии (81,2 % от общего числа нарушений звукопроизношения!) и наличие у некоторых детей механической дислалии, уже в младших группах детского сада у каждого ребенка необходимо исследовать речевую моторику и выявить возможные дефекты в строении речевого аппарата, поставив об этом в известность родителей. Это даст им возможность своевременно предпринять соответствующие лечебно-профилактические меры по развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся анатомических дефектов, что в дальнейшем существенно облегчит работу логопеда.
  2. Не позднее чем в 3–4-летнем возрасте у каждого ребенка должно быть исследовано состояние слуховой дифференциации звуков, в случае нарушения которой необходимо сразу принять соответствующие меры. При наличии теперь многих популярных логопедических пособий воспитание этой дифференциации вполне можно поручить самим родителям.
  3. Ни один ребенок не должен быть “выпущен” из подготовительной группы детского сада и поступить в школу с неустраненными полными звуковыми заменами, неизбежно отражающимися на письме.
  4. Все дети подготовительных групп обязательно должны овладеть простейшими видами фонематического анализа слов, без чего они встретятся очень большими, а порой и непреодолимыми трудностями в период обучения грамоте, что не только резко омрачит уже самые первые их школьные дни, но и приведет к дальнейшему “наслаиванию” учебных проблем.
  5. Начинать коррекцию патологических форм нарушений звукопроизношения следует не в старшей и подготовительной группах, а значительно раньше, пока дефект менее упрочен, а значит легче поддается коррекции, и пока на его основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения. В противном случае вместо одного дефекта придется устранять уже два или три.
  6. К коррекционной работе нужно возможно шире привлекать родителей, давая им необходимые консультации и отсылая к соответствующей специально для них написанной популярной литературе. Это относится и к воспитателям.

Все эти “мероприятия”, не требующие никаких дополнительных затрат, существенно изменят ситуацию к лучшему и позволят большинству детей избежать многих школьных проблем.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что именно логопеды дошкольных учреждений должны сыграть сейчас свою исключительно важную и совершенно незаменимую роль! Нужно до конца понять, что помочь имеющемуся на сегодняшний день огромному числу детей с дисграфией, можно только путем одновременного усовершенствования логопедической работы по двум взаимосвязанным направлениям.

Прежде всего, это можно сделать за счет своевременного преодоления имеющихся у дошкольников отклонений в речевом развитии. Это позволит основной массе детей успешно овладении грамотой и приступить к усвоению школьной программ, прибегая в случае необходимости к помощи школьных логопедов.

Второе направление, являющееся логическим продолжением первого, будет заключаться в последующем значительном и, по сути, невольном повышении эффективности работы школьных логопедов. Это произойдет как по причине резкого сокращения учеников, нуждающихся в их помощи, так и в связи с тем, что они получат, наконец, реальную возможность заниматься своим прямым делом, не тратя основное время и силы на развитие более чем у половины учащихся школ тех функций, которые должны были быть сформированы у них еще в дошкольном возрасте.

О третьем тоже очень важном для выхода из нынешней далее уже нетерпимой ситуации направлении, дополняющем первые два, – о необходимости хотя бы элементарной логопедической подготовки в учебных заведениях будущих педагогов начальных школ – мы здесь не говорим, поскольку это выходит за пределы содержания нашей работы.

Можно сказать, что и в нашем городе назревает проблема – учащихся начальных классов с нарушениями речи всё больше, но нет условий для её коррекции. Теряется преемственность между детскими садами и школами. После выпуска из речевых групп дошкольных образовательных учреждений детям (с дизартрией средней степени, ОНР 2, 3 уровня), которым были рекомендованы занятия на 3 года в пятилетнем (а то и в 6-летнем) возрасте негде совершенствовать речевые навыки. Также многие родители игнорируют рекомендации учителя-логопеда детского сада, отказываются переводить ребёнка в специализированный детский сад для детей с нарушениями речи, и также не редкими бывают случаи, когда они отдают ребенка с речевой патологией в 1 класс общеобразовательной школы.

Возрастает потребность в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, поскольку логопедическую помощь в других условиях они получить не смогут. Так как только в речевых школе предусмотрены специальные уроки произношения; урокифонетики грамматики, правописания; развития речи; чтения по специальной программе, позволяющей скорректировать и устранить имеющиеся недостатки, специальные логопедические занятия ребенка с учителем-логопедом создают основу, фундамент для речевого развития. Для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма в речевых школах введены уроки логоритмики.

Ситуация осложняется и поступлением в первые классы детей из так называемых неблагополучных (асоциальных) семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие дети не получат квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создаёт трудности в социальной и трудовой адаптации.

В нашем ОУ была проведена диагностика выпускников дошкольников за 4 года работы:

Общая статистика за 4 года.

Выпущено в школу 84 ребенка
4 года занятий с логопедом

40 человек

3 года занятий с логопедом

17 человек

2 года занятий с логопедом

18 человек

1 год занятий с логопедом

9 человек

речевая школа – 3 чел 7,5% речевая школа – 1 чел 5,9% речевая школа – 0 чел 0 % речевая школа – 3 чел 33,3%
традиционное обучение – 16 чел. 40% традиционное обучение – 7 чел. 41% традиционное обучение – 8 чел. 44,5% традиционное обучение – 3 чел. 33,3%
повышенный уровень содержания образования– 21 чел. 52,5% повышенный уровень содержания образования –9 чел. 53,1% повышенный уровень содержания образования –10 чел. 55,5% повышенный уровень содержания образования – 3 чел. 33,3%

Большинство детей поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) начальная школа – детский/сад №235” имеют диагноз: Дизартрия средней степени тяжести ОНР II, III уровень.

Реализовывая коррекционную программу “Организация коррекционной деятельности на основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения” которая рассчитана на обучение детей с 3-х летнего возраста в течении 4 лет мы пришли к выводу, что в результате 4-х летней коррекционной работы у большинства детей речевое развитие достигает нормы.

Среди детей занимающихся с логопедом в течении 3-х, 4-х лет согласно статистике 53,1% (52,5%) в дальнейшем продолжают обучение в классах с повышенным содержанием образования. и лишь около 5,9% (7,5%) детей в дальнейшем обучаются в речевой школе – это связано с тем, что в процессе работы у ребенка выявляются грубые, стойкие нарушения позволяющие говорить о более сложной речевой патологии.

Однако детям, посещающим дошкольное образовательно-коррекционное учреждение V вида более короткий (1-2 года) срок за частую не удается достичь нормального уровня речевого развития (в силу сложного диагноза или малого срока обучения) и им рекомендовано продолжить обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (согласно статистике – это 33,3%)

Существует и такая категория детей, которым достаточно 2-х летнего пребывания в логопедической группе и они также способны обучаться в классах с повышенным уровнем содержания образования (согласно статистике – это 55,5%).

Проанализировав работу учителей-логопедов в школах видно, какие трудности встают на их пути:

  • увеличение численности обучающихся с нарушениями речи;
  • неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создаёт проблему комплектации групп);
  • нет должной преемственности вработе дошкольных и школьных логопедических служб;
  • недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало открытых школьных логопунктов в городе);
  • сокращение кадрового состава учителей-логопедов (потеря рабочих мест)

И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в развитии речи должно быть приоритетным.

Ирина Подлесная
Эссе-размышление «Роль учителя-логопеда в общеобразовательных учреждениях»

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить,

Звук от буквы отличать,

Без запинок отвечать?

Ответ на эту загадку прост – это логопед.

Первая часть названия данной профессии произошла от слова «логос» , что в переводе с греческого обозначает «слово» . «В начале было Слово» … Слово ранит и слово лечит… Хорошая речь слаще меда… Пожалуй, каждый ответит, что знаком с этими выражениями. «Пайдео» - в переводе с греческого – «учить , воспитывать» . Логопед учит словом , воспитывает словом.

Чем же занимается логопед в наши дни? Современный логопед врачует речь и тонко влияет на психические процессы. Не секрет, что ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения. Слово – наш основной способ понимания друг друга. Маленький человечек еще не умеет разговаривать, а уже приобщается к родному языку через мамину колыбельную, бабушкины сказки. Человек общается с помощью языка с другими людьми, думает о своём сокровенном при помощи слов. Язык, слово соединяют эпохи и столетия. Речь - главное орудие человеческого мышления, создавшего человека разумного. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека навсегда связана с речью.

В современном мире, когда наблюдается огромный рост количества детей с речевой патологией, ведущей фигурой в деле преодоления нарушений речи является учитель-логопед , способный предупредить их возникновение. В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей должно заканчиваться к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствует неумолимая статистика.

Трудно переоценить значение чистой и правильной речи для современного человека. Нарушение речи могут отрицательно влиять не только на общение , но и на жизнедеятельность человека, затрудняет выбор профессии, вызывать психические расстройства.

Считаю, что современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь , развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, родителями.

Я испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих воспитанников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Много людям делаем добра

Мы своею важною работой,

Сколько детям отдаем тепла,

Обучая с лаской и заботой.

И пускай бывает иногда

В жизни полоса чернее тучи,

К детям все равно спешу всегда,

Для меня профессии нет лучше!

Публикации по теме:

Аналитический отчет учителя-логопеда В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Перспективный план учителя-логопеда Январь. 3 неделя. Лексическая тема: «Зимние забавы детей». Звуки. Артикуляционные упражнения. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического.

Роль конструктора в работе учителя-логопеда «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» - является одной из актуальных.

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда Все родители хотят, чтобы ребенок у них был интеллектуально развит, умел логически мыслить, обладал отличной памятью. Поэтому ребенка с.

Творческое эссе. Роль логопеда в социальной защите Немного предистории. Я работаю в учреждении социальной защиты уже 14 лет. Начинала психологом, потом перешла на руководящую роль, а недавно.

Эссе «Педагог в современном мире!»

Бредихина Наталья Сергеевна

Учитель - дефектолог - логопед

КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» г. Шахтинск

Я - логопед. И для меня это звучит гордо!

Наверное, как и большинство маленьких девочек в детстве я любила лечить и учить. Ещё в детском саду, смотря на свою мамочку, которая была моим воспитателем, я очень хотела быть «как она», работать с детьми. Ходила с бабушкой в школу и смотрела, наблюдала за ней, как она учила детей и давала им знания по русскому языку и литературе. Именно они стали примером, образцом для подражания и помогли определить мне мой дальнейший путь. У каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире. Моя «миссия» - быть учителем. Я педагог в третьем поколении. Меня, тоже когда-то учили, именно любовь к детям, мне привили моя бабушка и мама. Сотни раз я слышала одну и ту же фразу: «Мало выучиться на учителя, нужно любить детей! Без любви не будет хороших результатов. На работу нужно, идти с желанием, как будто идешь на праздник…». Когда-то для меня эти фразы были далеки, и я не понимала ее. Как можно всю себя посвятить детям? А как же семья, дом? Мама и бабушка успевали всё. Теперь, когда прошло двадцать лет, я поняла весь смысл сказанного.

В 1990 году я поступила в Карагандинский педагогический институт, по специальности олигофренопедагог, логопед. В процессе обучения я всё больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор. В настоящее время я работаю в КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат для детей с особыми возможностями в развитии». Здесь своя специфика работы. Дети с разными диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама - выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте, толерантности. Я всегда много отдаю детям, но и много получаю от них. Хорошо зная возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, я умею поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние. Это помогает мне готовиться к занятиям и проводить их. При возникновении различных ситуаций на занятиях, я корректирую ход занятия непосредственно во время проведения. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Терпение и оптимизм - две важнейшие составляющие в работе с особыми детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы. Когда что-то получается, ребёнок «зарычал», «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя, рад своей маленькой победе. Вот из таких маленьких побед и состоит моя работа, работа учителя-логопеда.

Современное общество требует от учителя проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства, я считаю это умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрадывается умение работать с конкретным ребенком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Чтобы постоянно быть на высоте я много времени уделяю повышению уровня своего профессионального мастерства. Для этого я изучаю новинки методической литературы, посещаю семинары, методические объединения, активно использую ИКТ, изучаю материал педагогических порталов, сетевых предметных сообществ, изучаю логопедические сайты. Учитывая современные тенденции в информационном мире, изучаю инновационные технологии, видоизменяю, модифицирую их и внедряю в свою работу отдельные значимые элементы из них.

Я считаю, что в процессе коррекционной работы, возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, лица, шеи, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Кроме этого, я в своей работе, использую такие здоровье сберегающие технологии как:

* технология Су-Джок терапии;

* технология дыхательной гимнастики (Цыгун);

* технология кинезиологических движений (А. Сиротюк);

* технология сменности положения тела (В. Базарный). На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков и массажных колечек в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, всё это способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с каждым ребёнком.

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно», «Уроки тётушки Совы», подготовленные мною презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированных логопедических компьютерных программ, презентаций, показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Для результативной коррекционно - логопедической работы, я сознательно включаю родителей в совместную работу. Их активное участие в коррекционно - развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и создать единое пространство речевого развития ребёнка. С родителями я выстраиваю партнерские отношения, ведь именно родители являются заказчиками образовательных услуг учителя - логопеда и первыми моими помощниками в коррекционно - развивающей работе. Мною ведутся тетради взаимосвязи с родителями, что даёт возможность родителям каждую неделю знать, какую тему изучает ребенок, что он должен знать по этой теме и помогает им закрепить пройденный учебный материал в совместной работе с ребенком, выполнение артикуляционной гимнастики для постановке и автоматизации звуков, отражённое и самостоятельное проговаривание чистоговорок и проведение «Речевых зарядок». Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды школы-интерната!». Всегда учитываю мнения других педагогов, воспитателей, педагога-психолога, врача терапевта консультируюсь у них, если это необходимо, консультирую их. Ребёнок, родители, педагоги, психолог, врачи и я — команда! Команда должна работать в единстве друг с другом. И цель у нас одна: сделать каждого ребенка счастливым, помогая ему научиться говорить, общаться, радоваться каждому дню.

Я часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в школе-интернате, я там «живу». Нельзя закончить занятие, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: познакомить ребят со всем многообразием выразительных средств речи, помочь им научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок, кроме этого научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь. Поэтому как-то постепенно с опытом сложился мой Кодекс поведения:

1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.

2. Всегда готовься к занятиям как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.

3. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.

4. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.

5. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь. Работать с детьми интересно, каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и личностном развитии. Я хочу помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями. Какое это удовлетворение и удовольствие, когда видишь, что твоя работа дает хорошие результаты. Особенно приятно, когда эти результаты вижу не только я, но и родители. Каждый день, занимаясь с детьми, я отдаю им частичку своего сердца, согреваю теплом своей души.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет мне, в какой-то мере чувствовать себя ребенком.

На вопрос: "Кем вы работаете?" Я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!". Только профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины. Я это знаю, умею и делаю!

Учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон 3 «Об образовании в РФ» п.27 ст.2)

Современная ситуация в образовании определяется не только введением новых ФГОС ОО, содержащих требования к обучающимся, но и нового профессионального стандарта педагога. Педагог рассматривается как ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» ().

Профессиональный стандарт задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, одновременно повышая его ответственность за результаты педагогической деятельности. Наряду с уже известными компетенциями, которые педагог обязан реализовывать в профессиональной деятельности (например, эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; уметь общаться с детьми, признавая их достоинство и принимая их; уметь проектировать психологически безопасную и комфортную среду и др.) сформулированы новые, ранее не обозначенные требования. Современный педагог должен владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.


Решать поставленную задачу можно через развитие инклюзивного образования.

Основные стратегии инклюзивной школы:

Создание условий общей доступности образовательного учреждения (универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полную интеграцию детей с особенностями развития, детей-инвалидов);

Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, системы воспитания толерантного самосознания;

Кадровое обеспечение (учителя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор, педагоги дополнительного образования , координатор по инклюзии);

Разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

Разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока.

Учитель-логопед - это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием), однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу , направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы , связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Цель деятельности — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

● проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).


● Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

● Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

● Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).

● Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта , повышающих усвоение учебного материала.

● Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

● Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

● Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом , тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

● Реализация коррекционно-развивающей и социальной составляющих процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

● Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

● Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющими речевые нарушения.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

● выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

● организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно - развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

● индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей.

● консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентированно не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Информация подготовлена методистом кафедры педагогики и психологии

КГАОУ «Камчатский институт ПКПК»

Использовался материал из книги: Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов в образовательное пространство/ и др. -

М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - С. 39 – 45.

Литература

1. Алехина образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»//Бюллетень УМС. - №2. – 2013.

2. Дмитриева деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012 .

4. Семаго определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. – М.: Школьная книга, 2010 .

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. , . — М.: МГППУ, 2012.

6. , О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - М: Веди», 2013.

Основные термины и понятия

Безопасная образовательная среда - образовательная среда, которая удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, обеспечивает диалогичность взаимодействия, обучение сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии, развитие и формирование психологически здоровой личности.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без специальных условий.

Татьяна Красовских
Профессионально-практические функции логопеда

Многие ошибочно предполагают, что задача логопеда – научить ребенка правильно произносить звуки. На самом деле предметная область специалиста логопеда довольно разнообразна : грамотная речь, способность ясно формировать свою мысль, богатый словарный запас - и это далеко не все функции учителя логопеда . Логопед – специалист , исправляющий речевые дефекты пациентов. Применяя специально подобранные упражнения, он учит ребенка правильно произносить буквы и звуки. Логопед должен обладать профессионально -практическими и социально-личностными навыками.

Профессионально-практические функции детского логопеда .

Поскольку данный специалист ведет обучающие занятия, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии , понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Поскольку логопед занимается с определенными патологиями у детей различного возраста, то он должен освоить базовые медицинские знания. Этот аспект является очень важным, так как цель лечения помочь ребенку, а не навредить ему. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом . Что бы маленький пациент проявлял интерес к обучающим занятиям, его необходимо вовремя хвалить, а иногда надо проявить строгость, но так, что бы ребенок, ни отвернулся от своего педагога. Эффективность результатов коррекционно-педагогической деятельности логопеда зависит от его способности саморазвития. Логопед постоянно должен повышать уровень своей квалификации в соответствии с требованиями современного развития общества. Он обязан обладать способностью к самосовершенствованию, саморазвитию и самообогащению. Социально личностные навыки логопеда Для того , что бы быть хорошим детским специалистом, логопед должен обладать не только профессиональными качествами , но определенными личностными характеристиками. Любовь к детям у логопеда должна стоять на первом месте. Поскольку невозможно проводить полноценные занятия и научить ребенка определенным навыкам, если детские проделки и шалости раздражают специалиста. Для работы с детьми необходимо так же обладать спокойствием и терпением. Так как следует всегда быть готовым к тому, что придется многократно повторять материал и разъяснять одни и те же задания. Логопед должен творчески подходить к своей работе, обладать определенным энтузиазмом и задором. И конечно у самого логопеда , не должно быть каких-либо речевых проблем. Дефекты речи, появившиеся в детском возрасте, могут оставаться у человека на всю жизнь, создавая проблемы в общении, мешая обучению, социальной адаптации, карьерному росту и успешности. К основным дефектам речи относятся нарушение произношения, грамматического строя, темпа речи, её плавности, недостаточный словарный запас. Более серьёзными нарушениями считается задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикания. Логопеды также помогают при полной или частичной утрате речи после инсультов, черепно-мозговых травм. Чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов достичь желаемого результата. Исправление нарушений речи более эффективно в дошкольном возрасте, но исправить недостатки произношения, различные речевые дефекты, улучшить дикцию, сформировать чёткую, грамматически правильную речь без запинок можно в любом возрасте. На первом этапе проводится всестороннее обследование речи, которое выявляет состояние речевого развития пациента. В случае обнаружения проблем логопед подберёт индивидуальную коррекционно-развивающую программу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития, даст рекомендации для самостоятельной работы. Разработанная логопедом индивидуальная программа нацелена на общее развитие речи, овладение грамматическим строем языка, формирование связной речи обучение чтению, расширение лексического запаса, развитие фантазии и воображения. Индивидуальные занятия с логопедом включают в себя релаксирующие упражнения, игры, развивающие фонематическое восприятие и мелкую моторику рук. Комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку звуков и исправление звукопроизношения. Он включает в себя отработку движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произнесения звуков. Упражнения на развитие речевого дыхания, работа с интонацией и мелодикой, способствуют формированию плавности речи, помогают избежать проблем, связанных с заиканием. Специалист проводит тщательную работу над произношением проблемных звуков, добивается его автоматизации. Индивидуальные логопедические упражнения эффективны при чётком определении оптимальных сроков и последовательности преодоления речевых нарушений. В соответствии с этой программой распределяется фонетический материал. Работа над формированием красивой, правильной речи ребёнка невозможна без активной роли родителей, их помощи и поддержки.







2024 © mgp3.ru.