Рассказ о начале войны начальной школе. Детям о великой отечественной войне


22 июня - в день памяти и скорби во многих городах России проводятся мероприятия, приуроченные к началу Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.

Стихи о начале войны

Татьяна Лаврова.

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два „супербога”: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Вадим Шефнер

Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.

Тот самый длинный день в году

К. Симонов

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

До свидания, мальчики!

Б. Окуджава

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Твардовский А.Т.

Все, все у сердца на счету,
Все стало памятною метой.
Стояло юное, в цвету,
Едва с весной расставшись, лето;
Стояла утренняя тишь,
Был смешан с медом воздух сочный;
Стекала капельками с крыш
Роса по трубам водосточным;
И рог пастуший в этот час,
И первый ранний запах сена…
Все, все на памяти у нас,
Все до подробностей бесценно:

Как долго непросохший сад
Держал прохладный сумрак тени;
Как затевался хор скворчат -
Весны вчерашней поколенья;
Как где-то радио в дому
В июньский этот день вступало
Еще не с тем, о чем ему
Вещать России предстояло;
Как у столиц и деревень
Текло в труде начало суток;
Как мы теряли этот день
И мир - минуту за минутой;
Как мы вступали за черту,
Где труд иной нам был назначен,-
Все, все у мира на счету,
И счет доныне не оплачен.

Мы так простились с мирным днем,
И нам в огне страды убойной
От горькой памяти о нем
Четыре года было больно.
Нам так же больно и теперь,
Когда опять наш день в расцвете,
Всей болью горестных потерь,
Что не вернуть ничем на свете.
У нас в сердцах та боль жива,
И довоенной нашей были
Мы даже в пору торжества
Не разлюбили, не забыли.
Не отступили ни на пядь
От нашей заповеди мира:
Не даст солгать вдова иль мать,
Чьи души горе надломило…

Во имя счастья всех людей
Полны мы веры непреклонной -
В годах, в веках сберечь наш день,
Наш мирный день, июнь зеленый.

Довоенный вальс

Феликс Лаубе

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс. Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном, за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
В кинотеатрах идёт "Волга-Волга".
Снова Кронштадт провожает матросов:
Будет учебным поход их недолго.

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,
Кружатся чайки над Финским заливом.
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Мимо фасада Большого театра
Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.
В классах десятых экзамены завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне:
Двадцать рассветов осталось счастливых:
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Вальс довоенный напомнил о многом,
Вальс воскресил дорогие нам лица,
С кем нас свела фронтовая дорога,
С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли, и опять за окном тихий вечер.
Смотрят с портретов друзья молчаливо.
В памяти нашей сегодня и вечно
Все они живы, все они живы,
Все они живы, все, все, все...

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами!

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Нужно ли вообще рассказывать про войну? Есть мнение, что малышам лучше побольше показывать что-нибудь хорошее, доброе и светлое, и вырастут они во взрослых, которым чуждо насилие. В этой идее что-то есть, однако люди по-прежнему воюют, и иногда рядом, и живы еще последние свидетели той самой войны, замалчивать их рассказы - невозможно.

У моей бабушки, которую война застала десятилетней, просто не было сил молчать. Она всю жизнь не могла молчать о том, как в поле их, детей, атаковал немецкий летчик, и они бегали туда-сюда и прятались за коровой от пуль. Как расстреливали у них на глазах молодых советских солдат («солдатиков», говорила бабушка и плакала). Как горели поля с урожаем, как приходилось выкапывать из земли прошлогодние картофельные очистки, чтобы поесть. Как было страшно, когда под печкой мама несколько месяцев прятала убежавшего из немецкого плена парня, и постоянно шли обыски, и только чудом всем удалось спастись. Война до сих пор пытает ее, и поэтому у бабушки есть причина говорить о ней с детьми, даже если они не спрашивают.

Это с родительских форумов: «Хочу, чтобы дочка уважала подвиги наших солдат», «Новое поколение должно расти с уважением к ветеранам», «Сына вожу на парад, чтобы видел, как сильна наша страна», «Детям важно знать, что такое война, чтобы они больше не захотели воевать». Из этих позиций мне ближе всего последняя. Не то, чтобы я была против подвигов, я против ситуации, которая вынуждает людей их совершать, против самой маленькой, самой победоносной и самой некровопролитной войны. Потому что (спасибо бабушке) для меня, а теперь уже и для моих детей тоже ничего нет на свете страшнее войны.

Любой разговор на эту тему у нас всегда не только о том, как ужасна война, но и о том, как прекрасен и хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь.

«В мире достаточно всего для всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с истинного пути», - говорит персонаж Чарли Чаплина в финале великого фильма «Великий диктатор». Как же об этом рассказать?

Хорошие фильмы - прекрасный помощник в разговорах о войне. Лучшие из них всегда оказываются антивоенными. В них война живая, не парадная, какой бы ее хотели видеть правители, а та самая, человеческая, которая временами возносит на героический пьедестал, разрушая при этом саму жизнь. Дети такие фильмы отлично понимают. «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «А зори здесь тихие», тот же «Великий диктатор». Их даже не надо специально показывать, их просто надо смотреть самим - если хочется, конечно. А дети подтянутся, как к любому делу, которым взрослые занимаются искренне.

Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне - не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте: а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов. Пусть выскажутся сами, иногда они поразительно точные дают объяснения. Поразительно гуманистические.

Даже если сложный сюжет останется непонятым, наши личные эмоции — ключ для детей, и они им очень умело пользуются.

Однажды я читала дома книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», кропотливо собранные воспоминания женщин о войне. Младший, восьмилетний сын увидел мое лицо, подошел, сел рядом, обнял, посмотрел на обложку. «Ты про войну читаешь? Ты про кого плачешь?».

В восемь лет он очень внимательно слушал о том, про кого я плачу. Рассказала ему, как возникла идея этой книги, как женщина-историк захотела услышать, что говорят о войне женщины. Потому что иногда, говорила я сыну, мужчины могут не написать чего-то очень важного, опасаясь показаться слабыми, слишком чувствительными, и вообще, про сражения им интересней... А в этой книге я читаю про то, как женщины видели войну, как они ненавидели ее за то, что убивали их детей, мужей, родителей, разрушали их дома, и еще за то, что им пришлось делать то, чего женщина делать не должна никогда, - убивать. И вот они рассказывают свои истории, иногда очень страшные. И я плачу, потому что очень много погибло людей, и даже те, кто остался жив, много страдали…

Вот что сделал сын. Он отодвинул от себя книгу, вздохнул и сказал: какой кошмар, не хотел бы я ее читать.

И это было не только про то, что (конечно же) для него эта книга - еще слишком рано. Это был очень точный символический жест: какой кошмар эта война, не хотел бы я иметь к ней отношения.

Вообще замечательно, что большинству детей сама идея войны в какой-то момент становится абсолютно чуждой. Я знаю очень брутального папу, чей сын никак не соглашался рисовать к 23 февраля открытку с танком. Сын любил играть с солдатиками, но на праздничной открытке, которую требовали в саду, он застрял. Не хочу и все, танки убивают, не буду. В конце концов, воспитательница мальчика уговорила, танк был нарисован. Но из дула у него распускался листочек. Сильнейшая метафора того, как мир в ребенке победил войну.

Этот реальный случай отлично рифмуется с чудесной книжкой «Генерал» Майкла Формана и Джанет Чартерс. О том, как бравый вояка, который хотел быть самым знаменитым генералом на свете, свалился с лошади на поляну и, увидев красоту цветов, разлюбил войну. Обязательно прочитайте, что с ним произошло дальше. Майкл Форман и Джанет Чартерс видели большую войну своими глазами. Они тоже не могли молчать, они думали, как выпустить войну из себя и сделать ее безопасной. С детьми 5-6 лет проблемы, затронутые в этой книге уже вполне можно обсуждать.

Еще про «как». Один из важных вопросов. В большинстве фильмов и книг о войне, по крайней мере, тех, что возможны для семейного просмотра, война все-таки довольно… «причесанная». Люди красиво падают на бок или вовсе погибают за кадром, и мы можем оплакивать их жизни, но про то, до каких крайних случаев доходила человеческая жестокость во время войны, надо ли знать про это детям? Про блокаду Ленинграда? Про печи Освенцима? Мое мнение - да, конечно, надо.

Дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные… кто чем. Но здесь, как с любой серьезной темой, давать информацию нужно по запросу и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент «может унести».

Есть один исключительный фильм про войну, который стоит посмотреть с детьми. Решайте сами, в каком возрасте это лучше сделать именно в вашей семье. «Жизнь прекрасна» режиссер Роберто Бениньи. В годы войны в концлагерь для евреев попадает мужчина с ребенком. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от смертельного страха. Он говорит ему, что все происходящее здесь - одна большая игра, и если будешь соблюдать правила - то обязательно выиграешь приз, настоящий танк. Этому отцу удается выстроить вокруг ребенка настолько невероятный мир, что до самого конца мальчик не догадывается, как все обстоит на самом деле. Это один из моих любимых фильмов, он о силе духа и высочайшем родительском мастерстве, которое здесь спасает в буквальном смысле слова. Но советую я его не только поэтому. Он очень удобен, да простит меня Бениньи, методически. Рассказывая об одной из самых страшных страниц в истории войны, фильм «прикрывает» ребенка-зрителя этой выдуманной игрой. Потому что когда очень страшно, тогда можно отступить шаг назад и поверить в веселое приключение вместе с этим голодным, худющим, но все-таки не боящимся мальчиком. И досмотреть до конца, а потом уже спросить маму: а про кого ты плачешь?

Слушайте бабушек и дедушек, своих и чужих. Только не надо подпихивать ребенка «послушай, настоящий ветеран», вступайте в беседу сами, но только если вам интересно. Дети всегда услышат настоящее.

Смотрите хорошие фильмы о войне, читайте книги - сами, прежде всего сами. Никакая пропаганда внутри семьи не будет иметь у детей успеха, если вы не читаете, не смотрите, не слушаете, не уважаете. Главное, говоря с ребенком о войне, забудьте про напыщенный, искусственный тон - будьте искренними, говорите то, что думаете. Специально пугать и «раскачивать на эмоции» не нужно, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если вы будете рядом и разделите их.

И, конечно, всегда надо показывать выход из ситуации. Давайте уверять наших детей, что прожить без войны все-таки можно. Пусть у людей не получается сейчас, но стоит, обязательно стоит научиться. Это совершенно точная, проверенная информация: жизнь без войны возможна. И это главное сообщение во всех разговоров о войне.

Великая Отечественная война была самым суровым испытанием материальных и духовных сил нашего народа. Победа в этой войне – одна из самых славных дат в героической истории нашей Родины.

«Все мы родом детства», — сказал знаменитый французский летчик и писатель Сент-Экзюпери. Это, конечно, так. Только детство бывает разное. У одних оно — безоблачное, мирное; у других - суровое, сложное, с невзгодами.

Детство многих поколений было омрачено войной. Она началась 22 июня 1941 года. На рассвете, без объявления войны, нарушив Мирный договор, гитлеровские войска ворвались на территорию нашей страны.

Война – это взрывы и разруха, голод и бомбёжки, контузии и отчаяние… Много разных бед приносит война. Вместо того, чтобы учиться, строить счастливую жизнь, радоваться мирному небу над головой, людям приходилось терпеть лишения и потери.

Всякому свое дорого и мило. Для нас, для русских, нет ничего милее и дороже святой Руси, той земли, где мы родились, вспоены, вскормлены, где жили наши предки. Не любить своей Родины, не защищать её, то же самое, что не признавать отца, матери, роду, племени.

Жители нашей огромной страны встали на защиту своей Родины. Кто-то воевал на передовой, кто самоотверженно трудился в тылу, делая всё для фронта, для победы. Никто не думал о своей жизни. У всех была одна мысль — отстоять Родину.

Мобилизация, развёртывание стратегических резервов, их массированное использование на решающих участках фронта, позволили нашим Вооружённым Силам уже к концу 1941 года ликвидировать превосходство врага в количестве дивизий, создать условия для изменения соотношения сил и для захвата стратегической инициативы.

Мы победили в войне. И это – огромное счастье. 9 Мая 1945 года — День Великой всемирно-исторической Победы нашей страны и её Вооружённых Сил над фашизмом. Вооружённые Силы своими победами вписали героические страницы во всемирную историю. Народы Европы при содействии Советской Армии также обрели свободу. Перед значительной частью человечества открылись широкие пути для развития, проложенные героизмом русского народа.

В День Победы мы поздравляем наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны, настоящих защитников Родины, которые в самые суровые, самые тяжелые годы, когда страна находилась под угрозой потери независимости, боролись за свободу – своих родных и близких, друзей, соотечественников, своей родной земли. В светлый день нашего праздника Победы нас переполняет чувство национальной гордости. Эта гордость законна, естественна и понятна. Мы гордимся деяниями славных патриотов на фронтах, на заводах и фабриках, в научных организациях, на полях, где растили хлеб. Мы гордимся людьми, которые возвеличили и прославили нашу Родину.

Составитель текста: Ирис Ревю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что и как рассказать детям о войне»

Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.

Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

Так появились партизаны . Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы? К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.

Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?

Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.

Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

Военная техника и военные профессии.

Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.

Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.

Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.

Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.

Стихи, рассказы, песни

Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат. У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда. На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи

А. Твардовского, В. Высоцкого.

Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».

Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

Города-герои .

Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.

Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.

Город-герой Одесса – красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали – так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.

Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу – они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.

Награды ? Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота .

Дети-герои

Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне? Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.

Музей боевой славы

Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.

Как рассказать ребенку 4 лет о войне ? Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.

Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).

В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.

Родители о войне

Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда.

Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

Творчество детей

В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.

Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.

Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.

Советы родителям: как рассказать детям о войне

Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.








2024 © mgp3.ru.