Раненбургская версия судьбы царской семьи. Царскую семью не расстреливали


Раненбургская версия судьбы Царской семьи после "расстрела".

Вступление.

В 2002 году я, Левитов Сергей, работал редактором газеты «Православный Раненбург» при Троицком соборе. Супруга моя, Валерия, там же руководила воскресной школой. По газетным делам мы собирали краеведческий материал о храмах, местных подвижниках благочестия.
Весь город слышал краем уха про какую-то, не то фрейлину царскую, не то царскую дочь, еще в застойные времена. Особенно, когда в 1981 году по «Голосу Америки» передали, что в городе Чаплыгине на улице Семенова-Тян-Шанского умерла последняя дочь Николая II Мария Николаевна. Впрочем, все отнеслись к этому с недоверием. Какая еще дочь, тут вон пятилетку никак не выполним досрочно, а они, вражьи голоса, суются с какими-то царями…
Конечно, на западе кто-то знал и знает о Раненбургских скитальцах. По крайней мере, два человека знали точно – мать царя, Мария Федоровна, и поэт Сергей Бехтеев, тот самый, который написал известное стихотворение «Пошли нам, Господи, терпенье…». Но об этом позже.
Когда начался процесс канонизации Царской Семьи в конце 90-х годов, тоже не слышно было никаких особых разговоров в городе. Те, кто знал, помалкивали по привычке. Да и сейчас многие неохотно, с боязнью рассказывают нам об этом, некоторые просят не раскрывать свои имена.
Оказалось, что знание это распространено только среди верующих людей. А люди не церковные, если даже жили рядом и слышали многое, то как бы и не слышали. Что называется, проходило мимо ушей.
Я долго сомневался, искал контраргументы, но чем больше изучал материалы, общался с очевидцами, обдумывал, тем более вероятной, и даже, возможно, доказуемой представлялась мне версия о том, что в нашем городе Чаплыгине, бывшем Раненбурге, и близ него жила царская семья: Николай II, Александра Федоровна, Алексей Николаевич, Ольга Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна - все, кроме Татьяны. Жили после «расстрела», весь двадцатый век, все дожили до глубокой старости, приняли монашество, скрывались; жили, как простые люди.
Впрочем, попытаюсь изложить все по порядку. Читатель не должен требовать от меня легкого текста: материал разбросанный, сложный, много географических названий, да и сам я не очень-то готов к такому труду, и в сознании еще не до конца все уложилось: «костюмчик великоват». Естественно, это пока черновик. Еще не весь материал собран, должным образом скомпонован. Пока это сигнальный экземпляр для людей, могущих помочь нам в этом расследовании.
Сразу расскажу в общих чертах

Раненбургскую версию жизни Царской Семьи после «расстрела».

Итак, никого из членов царской семьи не расстреляли в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в 1918 году. Что там произошло, нам не известно. Может быть, расстреляли двойников, может быть - никого. Каким-то образом им удалось спастись (некоторые из наших свидетелей говорили, что их пожалели иностранные солдаты, которые вели их на расстрел: просто отпустили на все четыре стороны). Не будем подробно заниматься этим вопросом, скажем только, что вся поднятая нами литература по этому поводу говорит о крайней противоречивости всех опубликованных версий. Здесь тайна.
Мы говорим здесь только о том, что узнали от свидетелей.
Члены царской семьи простыми странниками добрались до Петропавловского монастыря под Раненбургом Рязанской губернии (с 1949 года город Чаплыгин Липецкой обл.), где и жили, почти никому не раскрывая себя.
Тут появляется новое действующее лицо этой истории. В 1924 году в Раненбурге было основано викарианство и патриархом Сергием был направлен сюда митрополит Иоанн (Киструсский) с титулом Раненбургский (сноска - В 1924 году хиротонисан во епископа Раненбургского, в связи с гонениями было увеличено число епископов и епархий). Он оказался посвященным в их тайну и стал их духовным руководителем.
В 1928 году монастырь разогнали. Все члены царской семьи стали вести образ жизни странников, юродивых, людей без рода и без паспорта. В то время было много беспаспортных: легко можно было затеряться (паспорта всем советским людям выдали только при Хрущеве).
В 1936 году Николаю II уже 69 лет, он пострижен в монахи (видимо, в Петропавловской пустыне).
В конце 30-х годов, будучи стариком (старцем), он постоянно живет в г. Богоявленске в одной простой верующей семье.
Страна жила новыми идеями прогресса, атеизма. Царь читал газеты, внимательно следил за внешней политикой. Конечно, было искреннее сопереживание, как теперь будет жить страна…
Остальные члены царской семьи обитали поблизости, каждый отдельно, в районе городов Раненбурга, Богоявленска, Мичуринска, Тамбова. Это на стыке трех областей Липецкой, Рязанской и Тамбовской.
Александра Федоровна в последние свои годы жила в селе Кривополянье под г. Раненбургом, там и похоронена. Члены царской семьи часто встречались, в то же время старались, чтобы их редко видели вместе. Ходили на службы в Михаило-Архангельскую церковь села Кривополянье (эта церковь почти не закрывалась в советское время). Об Александре Федоровне нам мало что известно и за давностью лет и потому что была самой «тайной» из них, к тому же, из-за акцента она старалась как можно меньше общаться с людьми.
О тридцатых годах у нас довольно отрывочные сведения (чем глубже в прошлое, тем меньше очевидцев). Мария Николаевна «немного юродствовала» в Тамбове, ее знали под прозвищем «Мамока». Потом жила в селе Иловай-Дмитриевске Тамбовской области, а с1968 года и до конца жизни в городе Раненбурге Липецкой области. Здесь ее многие помнят. Она также была монахиней, имела духовных дочерей, ныне здравствующих. Жила в маленьком домике в Заречье (восточный район города Чаплыгина). Умерла в 1981 году, похоронена на зареченском кладбище.
Великая княжна Ольга была также пострижена в монахини с именем Екатерина, жила возле Петропавловского монастыря под Раненбургом. Была сильной молитвенницей, о ней известно немного.
Великая княжна Анастасия, в монашестве Неонилла, жила последнее время в селе Новики под Богоявленском. Она юродствовала: ходила в обуви большого размера, в мужском пиджаке, раздавала детям конфетки, просфорки. Обладала даром прозорливости. Была в заключении в Караганде и в Мичуринске. Умерла 18 июня в 1991 г. Похоронена там же в селе Новики Богоявленского р-на Тамбовской обл. на сельском кладбище.
О великой княжне Татьяне Николаевне нам известно только то, что она раза два – три появлялась на общих встречах Семьи в Мичуринске (они встречались у известной ныне подвижницы схимонахини Серафимы (Белоусовой) Мичуринской). Ходили слухи, что Татьяна уехала за границу.
Царевич Алексей Николаевич странствовал, не имел ни дома, ни паспорта, но выглядел не как нищий или юродивый, а напротив, очень прилично, у нас есть его фотография того времени, предоставленная нам протоиереем Николаем Засыпкиным. Возможно, Алексей имел отношение к монархическому заговору 1936 года. Не избежал лагерей, сидел в Казахстане. Он был рукоположен в иеромонахи с именем Аркадий. Находился под духовным водительством епископа Липецкого Уара, ныне прославленного. Не имел постоянного места жительства, любил бродить по городам и весям.
Все они находили приют у простых верующих людей. Старались общаться именно с такими, у которых можно «соединиться духовно».
В 1936 году 6 марта митрополита Иоанна арестовали, и дали три года лагерей в Томске. Вот цитата из Липецкого архива по делу митрополита Иоанна:
«Участники контр-революционной организации, на протяжении 1935 г.
и начала 1936 г. развернули среди населения активную контр-революционную деятельность пораженческого характера, пропагандируя монархические идеи,
они призывали «бороться за власть во главе с царем»» - Из постановления
о продлении срока ареста Иоанна Киструсского для ведения следствия
до 5-го июня 1936 года г. Воронеж.
В 1937 году его расстреляли (по одной из версий).
Был ли на самом деле этот заговор, или его выдумали большевики, Бог знает.
Вот, в общих чертах, раненбургская версия, как она нам открылась. А теперь читатель может ознакомиться с рассказами очевидцев. Все они лично общались с кем-либо из членов царской семьи.

Рецензии

Здравствуйте! Я С большим интересом прочитала Вашу версию, кажется она правдоподобной. Таких подобных историй встречается не мало. Создается впечатление, что специально кто то разослал повсюду двойников, чтобы больше запутать все это дело. Я из Рязанской области. В нашей местности в те времена тоже появлялась странница, выдававшая себя за Марию,царскую дочь. Она часто останавливалась у моей бабушки (ее давно нет в живых), мама мне рассказывала о ней (она тяжело больна). Одна моя тетка хорошо ее помнит. Есть ли у Вас фотография Марии Николаевной из вашей версии? Где ее можно посмотреть? Может это одна и тажа женщина, я бы дала посмотреть на нее своей тетке.
С уважением Галина Елиссева.

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве , он сказал:

"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе ".

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви .

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля года и освященный 1 октября года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга , отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи ] к лику святых страстотерпцев " в году . Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов , известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству . Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) :

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено» .

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия . В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры ".

По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников , написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона , а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска . Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.

В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название "ереси царебожия ".

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

В 1981 году Царская семья была прославлена (канонизирована) Русской православной церковью за рубежом, a в 2000 году - Русской православной церковью.

20 сентября 1990 года Горсовет Екатеринбурга принял решение об отводе участка, на котором стоял снесенный дом Ипатьева, Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Здесь в 2000-х годах был сооружен храм «в память о невинно убиенных».

В конце августа нынешнего года Басманный суд Москвы постановил отменить решение о прекращении следствия по делу об убийстве Царской семьи. Тем самым он частично удовлетворил жалобу адвоката Германа Лукьянова, обязав следователя исправить формулировку оценки смерти членов семьи Николая II.

Напомним, что еще в 2008 году Президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации членов царской семьи, в котором указывалось, что в отношении Романовых не совершалось какое-либо уголовное преступление, а расстреляны они были от имени государства. Затем в январе 2009 года Следственный комитет при Прокуратуре РФ прекратил уголовное дело по факту гибели членов царской семьи в связи со смертью лиц, совершивших умышленное убийство. Причем следователь СКП Владимир Соловьев, который фактически занимался делом об убийстве Царской семьи, выступил с достаточно странным заявлением. По его мнению, Император Николай II был расстрелян по приговору президиума Уральского Облсовета - и поэтому, хоть и с натяжкой, может считаться незаконно репрессированным и подлежать реабилитации. Что же до членов его семьи и слуг, то, поскольку в их отношении никакого приговора никто не выносил, то налицо акт обыкновенного уголовного убийства и о реабилитации речь не идет.

С такой позицией следствия не согласились члены Дома Романовых, опротестовавшие позицию Следственного комитета в суде. И действительно, судья Артур Карпов пришел к выводу, что Президиум Верховного суда в своем решении о реабилитации членов семьи Романовых «не отделил Царя от членов его семьи» и установил, что все они погибли в результате расстрела от имени государства.

В Российском Доме Романовых выразили удовлетворение решением Басманного суда Москвы.
«Это большая правовая победа тех, кто дорожит исторической памятью», - заявил Интерфаксу директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов. По его словам, глава Дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна о решении суда проинформирована. «Расследование уголовного дела должно быть возобновлено, или должно быть принято решение о приведении всех документов в соответствие с решением Президиума Верховного Суда, который признал Николая II и его семью жертвами политических репрессий», - сказал Закатов. Решение суда о признании незаконным прекращения расследования уголовного дела удовлетворяет дом Романовых. «Суд поступил абсолютно справедливо», - сказал Закатов.

Однако следствие в лице старшего криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Соловьева продолжает не только настаивать на прежних своих выводах, но и делает еще более интересные умозаключения. Фактически Соловьев снимает всю ответственность за это убийство с председателя СНК Владимира Ленина и председателя ВЦИК Якова Свердлова, и пытается представить расправу с Царской семьей некой «инициативой на местах». Как сообщало радио «Голос России», «Следственный комитет при генеральной прокуратуре России опроверг информацию о том, что санкцию на расстрел в 1918-м в Екатеринбурге царской семьи дали Владимир Ленин и Яков Свердлов».

Владимир Соловьев, в частности, рассказал этому радио, что «еще с февраля 1918 года прорабатывался вопрос об организации суда над Николаем Вторым. Суд должен был стать публичным, всероссийским, главным обвинителем предполагалось сделать Троцкого. И планы провести этот суд не получились».

Владимир Соловьев настаивает, что последнего российского императора с семьей казнили по решению Уралсовета, то есть высшего органа Советской власти в регионе. При этом расстрел был осуществлен без санкции Владимира Ленина, Якова Свердлова или кого-либо из высшего советского руководства в Кремле.

«В начале июля 1918 года военный комиссар Урала Филипп Голощёкин отправился в Москву, где имел встречу с Лениным и Свердловым. Он сказал, что в связи с приближением к Екатеринбургу белогвардейцев возникла опасность того, что царская семья будет захвачена и предложил, не дожидаясь суда, расстрелять Николая Второго. Ответ Ленина был категорическим и отрицательным», сказал Соловьев.

Последнее согласование Уралсовет, утверждает следователь, пытался сделать только в отношении Николая II вечером 16 июля 1918 года. Пытались согласовать, но телеграмма пришла на имя Ленина и Свердлова тогда, когда уже невозможно было доложить и принять какое-то решение до расстрела.

Очевидно, речь идет о направленной руководством Уралсовета 16 июля телеграмме по прямому проводу в Петроград - Г. Е. Зиновьеву. Дело в том, что в 1918 году прямого телеграфного сообщения между Екатеринбургом и Москвой еще не было - связь шла только через бывшую столицу, Петроград. Поэтому Зиновьев по окончании разговора с Екатеринбургом сразу телеграфировал в Москву:

«Из Петрограда. Смольного. В Москву, Кремль, Свердлову, копия Ленину. Из Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее: сообщите [в] Москву, что условленного с Филипповым суда по военным обстоятельствам не терпит отлагательства. Ждать не можем. Если ваши мнения противоположны, сейчас же, вне всякой очереди сообщить. Голощёкин, Сафаров. Снеситесь по этому поводу сами с Екатеринбургом. Зиновьев. Пометка: Принято 16.7.1918 г. в 21 час 22 минуты из Петрограда Смольного 14 22 8».

Подлинника телеграммы в архивах не сохранилось, и ее цитируют по публикации А.Н. Авдонина «Тайна Старой Коптяковской дороги». Таким образом, телеграмма (если она действительно существовала) была получена в Москве 16 июля в 21 час 22 минуты. Фраза «условленный с Филипповым суд» служила кодовым обозначением решения об убийстве Романовых, о котором условился Голощёкин во время своего пребывания в столице. Однако, если, как утверждает Соловьев, в начале июля Ленин категорически запретил расправу над царем уральским товарищам - то почему же уже 12 июля Уралсовет принял решение о расстреле, а в этой телеграмме лишь фактически извещал московское руководство о своем уже принятом по «военным обстоятельствам» решении?

К тому же заявление Соловьева, казалось бы, противоречит свидетельству Льва Троцкого:

«Следующий мой приезд в Москву выпал уже после падения Екатеринбурга. В разговоре со Свердловым я спросил мимоходом:

Да, а где царь?- Кончено, - ответил он, - расстрелян.- А семья где?- И семья с ним.- Все? - спросил я, по-видимому, с оттенком удивления.- Все, - ответил Свердлов, - а что?Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил.- А кто решал? - спросил я.- Мы здесь решали. Ильич считал, что нельзя оставлять нам им живого знамени, особенно в нынешних трудных условиях».

Однако Соловьев доказывает, что в протоколе заседания Совнаркома, на котором Свердлов сообщил о решении Уралсовета по поводу расстрела царской семьи, среди присутствовавших фигурирует фамилия Троцкого. Это противоречит его воспоминаниям о разговоре «после приезда с фронта» со Свердловым о Ленине. К тому же Троцкий, как считает Соловьев, сам мечтавший покрасоваться на открытом суде в роли главного обвинителя, был разочарован, что не получил такой «исторической роли», и поэтому не может быть объективным свидетелем.

Жена Свердлова так рассказывает об этих событиях:

«Яков Михайлович вернулся домой под утро, уже светало. Он сказал, что задержался на заседании Совнаркома, где, между прочим, информировал членов СНК о последних известиях, полученных им из Екатеринбурга.

- Ты не слыхала? - спросил Яков Михайлович. - Ведь уральцы расстреляли Николая Романова.

Я, конечно, ничего еще не слыхала. Сообщение из Екатеринбурга было получено только днем. Положение в Екатеринбурге было тревожное: к городу подступали белочехи, зашевелилась местная контрреволюция. Уральский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, получив сведения, что готовится побег Николая Романова, содержавшегося под стражей в Екатеринбурге, вынес постановление расстрелять бывшего царя и тут же привел свой приговор в исполнение.

Яков Михайлович, получив сообщение из Екатеринбурга, доложил о решении облсовета Президиуму ВЦИК, который одобрил постановление Уральского областного Совета, а затем информировал Совет Народных Комиссаров...

Свердлов подошел, наклонился к Ильичу и что-то сказал.

Товарищи, Свердлов просит слово для сообщения.- Я должен сказать, - начал Свердлов обычным своим тоном, - получено сообщение, что в Екатеринбурге по постановлению областного Совета расстрелян Николай... Николай хотел бежать. Чехословаки подступали. Президиум ЦИК постановил одобрить...- Перейдем теперь к постатейному чтению проекта, - предложил Ильич...».

Любопытно, однако, последнее сообщение из Екатеринбурга, как свидетельствует Свердлова, было только днем. А телеграмма о решении Уралсовета о расстреле безнадежно запоздала (хотя решение о нем приняли четырьмя днями ранее), чтобы по ней было принять какие-то меры по его отмене, но вполне вовремя, чтобы огласить ее на Совнаркоме. Все это, по мнению Соловьева, результат чрезмерного радикализма местных органов советской власти. В интервью различным СМИ он рассказывал, что с Царем пытались еще весной 1918 года расправиться то омские, то тюменские красногвардейцы, а когда было принято решение о переезде Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург, именно уральские красногвардейцы получили инструкцию доставить «груз» живыми или мертвыми, и второе - предпочтительней. Расправу тогда, по версии Соловьева, предотвратило вмешательство представителя центральной власти комиссара Мячина-Яковлева, прибывшего по поручению Дзержинского с отрядом охранять Царскую семью. Причем ретивые уральцы якобы собирались заодно перебить и его отряд.

Кроме того, по утверждению Соловьева, и сам Ленин будто был не склонен спешить с расправой над Царской семьей - хотя бы потому, что Александра Федоровна и царские дети были родственниками кайзера Вильгельма II, с которым портить отношения правительству большевиков было совсем не с руки - особенно вскоре после убийства немецкого посла Мирбаха. Кстати, это вполне согласуется с таким свидетельством, которое приводит Николай Соколов, проводивший расследование убийства Царской семьи по поручению правительства адмирала Колчака.

Следователь Соколов оставил еще и такое свидетельство. В июне 1921 года он беседовал в Берлине с Вальтером Бартельсом, который был в июле 1918 года консулом в Москве. Вот, что записал об этой встречи Соколов:

«Он, Бартельс, со времени возникновения большевистской власти в России, находился сначала в Петрограде, а потом в Москве в качестве германского консула. Ему положительно известно, что за несколько времени до убийства Мирбаха между королем Испании и императором Вильгельмом происходили через специальных курьеров совершенно секретные переговоры, имевшие в виду спасение русского Царя и Его Семьи. В результате этих переговоров через графа Мирбаха последовало требование к Ленину об освобождении Государя Императора и Его Семьи. Ему, Бартельсу, положительно известно, что Лениным было собрано специальное заседание «комиссаров», в котором большинство комиссаров примкнуло к точке зрения Ленина о возможности освобождения Государя Императора и Его Семьи. Такому решению большинства воспротивилась другая партия во главе со Свердловым. [...] Г. Бартельсу известно, что после того, как состоялось решение комиссаров, враждебная этому решению партия тайно отправила своих людей в Екатеринбург, и там произошло убийство Царя и Его Семьи». Эти показания Бартельса тем более правдоподобны, так как он в московском консульстве отвечал за разведработу и связь с агентурой.

Однако, похоже, свои планы были у Якова Свердлова, которого у нас по инерции считают просто верным ленинским соратником, забывая, что по уровню своих амбиций он не уступал тем же Ленину и Троцкому. И зачастую вел весьма самостоятельные игры. Вот еще одно интересное свидетельство тех дней - бывшего сотрудника Дзержинского, ставшего впоследствии перебежчиком, Владимира Орлова:

«В июле 1918 года, когда я опрашивал агентов в здании ЧК, посыльный принес телеграмму, адресованную Дзержинскому, который находился рядом со мной. Он быстро прочитал ее, побледнел, как смерть, вскочил на ноги и воскликнул: «Опять они действуют, не посоветовавшись со мной!» - и бросился из комнаты. Что случилось?..

На следующий день мы узнали новость. Императорская семья была расстреляна без ведома ЧК! Самовольно, по указанию Свердлова и кого-то из высших бонз в Центральном Комитете коммунистической партии...»

И Орлов делает вывод: вывод: «По общему мнению, сложившемуся в ЧК, в Революционном Трибунале и в Кремле, решение об убийстве было принято единолично и реализовано собственной властью Свердлова. Он осуществил подготовку втайне от товарищей и только после казни поставил их перед свершившимся фактом».

А почему цареубийство вызвало такой переполох в ВЧК, понять тоже нетрудно, рассуждает историк Валерий Шамбаров. Это преступление на самом деле было иррациональным с политической точки зрения. Во-первых, в сложной для большевиков обстановке лета 1918 года Романовы были гораздо полезнее для них живыми - в качестве заложников. Это была лишняя козырная карта для торга с теми же англичанами, французами, немцами. Во-вторых, официальная версия убийства не выдерживала критики. Чехи и белогвардейцы находились еще довольно далеко. Экзекуция совершилась в ночь на 17 июля, а Екатеринбург пал только в августе. В конце концов, ничто не мешало эвакуировать царскую семью - дорога на Пермь и Вятку оставалась свободной. В-третьих, наступали на Урал отнюдь не монархисты, а революционеры-учредиловцы. Они боялись монархии даже сильнее, чем большевиков. И никаким идейным, объединяющим знаменем царь для них стать не мог. Если бы даже он и попал в их руки, Романовых мог ждать только новый арест. Эсеровское правительство потом даже колебалось, назначать ли следствие по делу о цареубийстве - не будет ли это слишком «контрреволюционно»?

Надо сказать, что Яков Свердлов вел свою собственную игру. Он вообще был личностью незаурядной - в отличие от Троцкого, Зиновьева, Ленина и Бухарина, он не только умел пописывать статейки и выступать с речами, но и был талантливым организатором, не чуждавшимся и черновой работы. Неплохо проявил себя в подполье, в том числе и в планировании и осуществлении пресловутых «экспроприаций». Внес непосредственный вклад в организацию Октябрьского переворота, в разгон Учредительного собрания. Сумел превратить Съезд Советов и ВЦИК из хаотического митинга в подконтрольный большевикам аппарат по штамповке нужных им декретов. Подмял под себя Советы и их исполкомы на местах, расставлял всюду своих людей. А Екатеринбург и Уралсовет вообще были укомплектованы его старыми товарищами еще по революции 1905 года.

Историк Валерий Шамбаров так пишет про екатеринбургское советское руководство: «Уральский областной Совет. Председателем его был Белобородов, в руководство входили Голощекин, Войков, Сафаров, Дидковский, Вайнер, Сыромолотов, Юровский, Быков, Жилинский, Чуцкаев. В своей книге О.А. Платонов сообщает: "Работая в уральских архивах и фондах музеев, я просмотрел десятки дел лиц, так или иначе причастных к убийству Царской семьи, и вскоре выявил важную закономерность. Все организаторы и ключевые исполнители убийства были боевиками боевой организации РСДРП, возникшей на Урале в конце 1905 - начале 1906 года под руководством Я.М. Свердлова».

Подметим: кроме троих - Голощекина, Войкова (Вайнера) и Сафарова (Вольдина). Хотя и они были направленцами Якова Михайловича, а Голощекин - его, так сказать, персональным и полномочным послом. Должности они занимали разные - то комиссара продовольствия, то юстиции, то снабжения, то по безработице. Это роли не играло. Они были здешней властью, и этим все сказано. А Урал, таким образом, стал личной «епархией» Свердлова.

Так что заявления Владимира Соловьева о том, что раз нет документов, подтверждающих прямое участи Свердлова, то и претензий к нему быть не может, несколько наивно. Ясно, что эти люди с их опытом конспирации и подполья могли запросто обходиться и без письменных директив. А вот такую «самодеятельность», как убийство царя и всей его семьи без разрешения «шефа», они вряд ли могли себе позволить. К тому же им и так предстояло неприятное разбирательство с московским начальством об обстоятельствах падения Советской власти на Урале.

Да и кое-какие следы все же остались - их нашел еще в 1919 году следователь Соколов, когда вел расследование убийства Царской семьи. Соловьев, кстати, уважительно отзывается об этой работе, однако некоторые его материалы считает недоказуемыми. К примеру, Соколовым была найдена зашифрованная телеграмма, отправленная екатеринбургскими большевиками своему руководству: «Передайте Свердлову что все семейство постигла та же участ что и главу оффициально семия погибнет при евакуации» (орфография сохранена. - Прим. КМ.RU).

Позже в газете «Белградский вестник» была помещена статья «Кто убил Царскую Семью?». Вот часть текста этой статьи:

«Когда большевики и местный Совдеп при приближении белых вынуждены были спешно покинуть Екатеринбург, то впопыхах они оставили на телеграфе телеграфные ленты зашифрованных переговоров по прямому проводу между евреем Свердловым и Янкелем Юровским (Екатеринбург).

Ленты эти вместе с другими следственными материалами попали в руки следователя по особо важным делам Н.А. Соколова, проводившего следствие об убийстве Царской Семьи по приказанию адмирала Колчака.

Расшифровать эти ленты Н.А. Соколову удалось лишь в 1922 году в Париже при помощи специалиста по разборке шифров.

Среди этих телеграфных лент оказались ленты исключительной важности, касающиеся именно убийства Царской Семьи. Содержание их было следующее.

Свердлов вызывает к аппарату Юровского, сообщает ему, что на его донесении в Америку об опасности захвата Царской Семьи белогвардейцами или немцами последовал приказ, подписанный Шиффом, о «необходимости ликвидировать всю Семью».

Приказ этот был передан в Москву через Американскую миссию, находившуюся тогда в Вологде, равно как через нее передавались в Америку и донесения Свердлова. Свердлов подчеркивал в своем разговоре по прямому проводу, что никому другому, кроме Свердлова, обо всем этом неизвестно и что он в таком же порядке передает приказание «свыше» ему, Юровскому, для исполнения.

Юровский, по-видимому, не решался сразу привести в исполнение этот приказ. На следующий день он вызывает к аппарату Свердлова и высказывает мнение о необходимости убийства лишь Главы Семьи, последнюю же он предлагал эвакуировать.

Последний на следующий день выполняет приказ, донеся Свердлову по прямому проводу об убийстве всей Семьи. После этого Свердлов сообщил об этом ЦИКу, поставив последний перед свершившимся фактом.

Все эти данные, не вошедшие в книгу Соколова об убийстве Царской Семьи, были лично сообщены Соколовым в октябре 1924 года, то есть за месяц до внезапной своей смерти, его другу».

Олег Платонов выяснил и личность этого друга, и то, что он сам видел и телеграфные ленты, и расшифрованный текст.

Любопытно также, что скончался Соколов накануне намеченной им поездки в США, где должен был выступать на стороне Генри Форда против банковского дома «Кун и Лоеб», которым заправлял Яков Шифф.

Личность последнего заслуживает особого внимания. Якоф Шифф был одним из крупнейших банкиров США, владельцем банка «Кун и Лоеб», уступавшего по объемам своих активов только империи Моргана. Он же был одним из основателей Федеральной резервной системы США. К России же он испытывал искреннюю ненависть. И активно помогал Японии во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Другим его «хобби» была поддержка российских революционеров.

По данным французской разведки, только через Шиффа российские революционеры в 1915-17 гг. получили на подрывную работу не менее 12 млн долларов, писал Василий Шульгин ($350 миллионов в пересчёте на 2007 год). Сам Шифф хвастался перед смертью, что он «потратил $21 миллион, чтоб низвергнуть русского царя» ($600 миллионов в пересчёте на 2007 год).

Среди его «содержантов» были и такие известные персоны, как Лев Троцкий и Николай Бухарин. Нет подтвержденных данных, что среди них был Яков Свердлов - зато его брат Вениамин подвизался в нью-йоркском офисе «Куна и Лоеба».

По другому вопросу, регулярно поднимаемому при обсуждении убийства Царской семьи, - о ее ритуальном характере, следователь Соловьев в своем интервью агентству «Интерфакс-Религия » всячески отрицает этот факт. Однако Валерий Шамбаров приводит следующее свидетельство исследователя Олега Платонова: «Какие ритуальные танцы они совершили на месте злодеяния, нам неизвестно, но после их ухода на южной, обращенной к храму Соломона, стене комнаты, где погибла Царская семья, остались две надписи, объясняющие значение совершенного здесь ритуала».

Эти надписи были потом обнаружены следователем Н.А. Соколовым. Первая - по-немецки, две строки из стихотворения Гейне «Валтасар»:

Belsatzar ward in selbiger NachtVon seinen Knechten umgebracht.(«В эту самую ночь Белшацар был убит своими слугами»).

Другая надпись - четыре каббалистических знака. Три из них - буквы «л» разных алфавитов, «ламед» арамейского, «ламед» самаритянского и «ламбда» греческого. Четвертый знак - косая черта. Причем буквы изображены перевернуто, «вверх ногами».

Относительно первой надписи следствие пришло к выводу, что сделал ее еврей, очень хорошо знавший Гейне в подлиннике. Поскольку Гейне писал стихотворение о Валтасаре, не любившем евреев и за это понесшем кару, и имя дал в иудейской транскрипции, Белшацар. А автор надписи счел возможным пропустить из оригинала слово «aber» - «однако», имеющее смысл в контексте всего стихотворения, но не отдельной надписи. И «скаламбурил», добавив в имя букву «t». В подлиннике - Belsazar. Но с добавлением буквы окончание имени получается «tzar» - то есть «царь» в немецком написании.

Расшифровку второй надписи впоследствии вел ученый-востоковед, знаток магии, М.В. Скарятин. Дело это было очень непростое и неоднозначное. Поскольку в каббалистике буквы имеют и символическое, и цифровое, и астрологическое значение, особое значение могут иметь и сочетания букв, и сочетания самих значений, «суммирующихся» разными способами. О.А. Платонов излагает рассуждения и аргументы Скарятина. Я же процитирую только результирующий итог: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы».

Вообще же о склонности Якова Михайловича Свердлова к самому мрачному мистицизму рекомендую более подробно прочитать в книге Валерия Шамбарова «Оккультные корни Октябрьской революции».

Другой наш современный историк, Пётр Мультатули, специализирующийся на последних Романовых, также выражает недоумение позицией Следственного комитета. «Совершенно очевидно, что никакой Уралсовет не делал и шага без одобрения большевистского центра, а конкретно Якова Свердлова, так как в 1918 году ситуация в Екатеринбурге полностью контролировалась именно Свердловым», - заявляет он. «Так, в преддверии убийства Царской семьи Юровский организовал в Екатеринбурге убийства родственников Ленина - Ардашевых, - напоминает Мультатули. - Можно себе представить, чтобы подобные расправы над родственниками главы советского правительства Юровский проводил без санкции Свердлова?»

«Странным выглядит утверждение, что не существует «официального решения» об убийстве Царской семьи. Конечно, не существует! Ни Свердлов, ни Ленин не были бы выдающимися конспираторами, если бы все свои преступные планы объявляли «официально». В убийстве Великого Князя Михаила Александровича, в убийстве Алапаевских мучеников, в расстреле адмирала А.В. Колчака в 1920 году мы видим тот же большевистский почерк, что и в убийстве Царской семьи: преступления совершались тайно, по приказу из центра, причём ответственность за принятие этих решений брали на себя местные партийные власти. При этом тела жертв, как правило, уничтожались без следа», - отслеживает тенденцию Мультатули. Он также припоминает, что «именно Свердлов проводил спешное расследование по «делу» Ф. Каплан, и именно по его приказу Каплан быстро расстреляли и на территории Кремля сожгли в бочке. Кстати, этот метод заметания следов по-свердловски, то есть сожжение трупов, невольно приводит нас к Ганиной Яме. О том же свидетельствует и имя человека, руководившего «расследованием» дела Каплан - Яков Юровский.

А вот, например, телеграмма Ленина по поводу расстрела Колчака: «Шифром. Склянскому: Пошлите Смирнову (РВС 5) шифровку: Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступали так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин. Подпись тоже шифром. Беретесь ли сделать архинадежно»?

Как видим, все очень схоже с убийством Царской семьи. Тайное «архинадежное убийство», «белогвардейский заговор», как предлог для убийства, бесследное сокрытие трупов.

Между прочим, Ленин впоследствии не скрывал свою причастность к убийству Царской семьи: «Мы выкинули вон всю монархическую нечисть, как никто, как никогда».

Н.К. Крупская в своих мемуарах причисляет мужа и себя к числу убийц Царской Семьи: «Чехословаки, - пишет она, - стали подходить к Екатеринбургу, где сидел в заключении Николай II. 17 июля он и его семья были нами расстреляны...».

Поэтому из всех вышеприведенных прямых и косвенных свидетельств утверждение официального представителя Следственного комитета об убийстве Царской семьи на основании «самостоятельного решения» Уралсовета выглядит откровенно притянутым за уши.

И здесь можно согласиться с Петром Мультатули: мало того, что позиция СКП уязвима и с исторической, стороны, и с правовой, она имеет еще одну опасную тенденцию: вольную или невольную попытку обелить организаторов одного из самых гнусных и кровавых преступлений в отечественной истории, и свести его до обычной уголовщины.

Мне казалось, что я совсем плохо помню 1981 год, гораздо хуже, чем 1979 или 1980-й. Не было никаких ярких событий, за которые можно было бы "зацепиться". Но посмотрел эти снимки, и образы, впечатления того времени стали воскресать, всплывать из глубин памяти.

В целом 1981 год - это апогей "Застоя", последняя стадия окостенения советской политической системы.
19 декабря Леониду Ильичу вручили четвёртую звезду Героя Советского Союза:

Общее "детское" воспоминание о начале 1980-х - серость и холод. Но было одно яркое пятно, которое согревало всё - это отдых "на Юге", т.е., на Черноморском побережье.
В начале 1980-х туда ездили миллионы советских граждан. Большинство из них добиралось поездами.
Отдыхающие в поезде на Сочинском вокзале:

Пионеры на сочинском вокзале:


Я тоже был в 1981-м в Сочи! Кажется, в крайний раз.

На пляжах творился кошмар (как и сейчас, наверное). Это одесский пляж-81:

В советской курортной жизни хватало развлечений.
Одним из самых приятных были морские прогулки. Сочи:

Экскурсии в открытых автобусах, Сочи:

На приморском бульваре в Сочи (как и в других курортных местах) народ играл в шахматы и шашки:

И вот было даже такое шоу в сочинском "ночном клубе":


При том, что в 1981 г. ввели уголовную ответственность за незаконное обучение карате!

Кому-то просто хотелось полежать на лавочке. Приморский бульвар в Сочи:

Комната кривых зеркал в Сочи:


Я был в такой в детстве!

Любимые детские развлечения того времени: игровые автоматы и тир. Сочи:

И какой же отдых без мороженого? Сочи:

И квас конечно же:

Урок "Диско" в пионер лагере "Касное знамя" под Одессой:


Вероятно, урок даёт сам фотограф, Питер Марлоу. "Траволта стайл".

Пионерам нравится:

Ветеран рассказывает о войне детям в пионерлагере "Красное знамя" под Одессой:

1981 год - это уже эпоха дефицита и очередей.
Вот в магазине одежды в Одессе "выбросили" что-то дефицитное:

А вот народ ломиться за Пепси-Колой:

Зато советская медицина и система охраны здоровья были, в целом, на высоте.
Народ отдыхает после серных ванн в Мацесте:

Лечение кислородом в санатории близ Риги:

Ещё немного фотонаблюдений Питера Марлоу.

На лавочке в Риге:

Одесса в дождливый день:

Иноземный аттракцион на ВДНХ в Москве:

Народ находился себе развлечения по душе в самые глухие застойные времена.
Член Рижского охотничьего клуба:

И несколько фотозарисовок 1981 года уже из других источников.

На Белорусском вокзале в Москве:

Московская улица 1981-го:

А так выглядела в 1981-м пл. Дзержинского (Лубянка):

Киевский Крещатик-81:

Софийская площадь в Киеве-81:

Харьков-81:

Детская поликлиника в Новороссийске:

Якутск-81:

Вот такой была наша жизнь в незабываемом 1981 году, в стране, которую теперь многие называют "совком".

Пишет блогер visualhistory: “Мне казалось, что я совсем плохо помню 1981 год, гораздо хуже, чем 1979 или 1980-й. Не было никаких ярких событий, за которые можно было бы «зацепиться». Но посмотрел эти снимки, и образы, впечатления того времени стали воскресать, всплывать из глубин памяти.

В целом 1981 год — это апогей «Застоя», последняя стадия окостенения советской политической системы.»

(Всего 32 фото)

2. Общее «детское» воспоминание о начале 1980-х — серость и холод. Но было одно яркое пятно, которое согревало всё — это отдых «на Юге», т.е., на Черноморском побережье.
В начале 1980-х туда ездили миллионы советских граждан. Большинство из них добиралось поездами. Отдыхающие в поезде на Сочинском вокзале

3. Пионеры на сочинском вокзале

Я тоже был в 1981-м в Сочи! Кажется, в крайний раз.

4. На пляжах творился кошмар (как и сейчас, наверное). Это одесский пляж-81

5. В советской курортной жизни хватало развлечений. Одним из самых приятных были морские прогулки. Сочи

7. На приморском бульваре в Сочи (как и в других курортных местах) народ играл в шахматы и шашки

8. И вот было даже такое шоу в сочинском «ночном клубе»

При том, что в 1981 г. ввели уголовную ответственность за незаконное обучение карате!

9. Кому-то просто хотелось полежать на лавочке. Приморский бульвар в Сочи

10. Комната кривых зеркал в Сочи

Я был в такой в детстве!

11. Любимые детские развлечения того времени: игровые автоматы и тир. Сочи

12. И какой же отдых без мороженого? Сочи

13. И квас конечно же

14. Урок «Диско» в пионер лагере «Касное знамя» под Одессой

Вероятно, урок даёт сам фотограф, Питер Марлоу. «Траволта стайл».

15. Пионерам нравится

16. Ветеран рассказывает о войне детям в пионерлагере «Красное знамя» под Одессой

17. 1981 год — это уже эпоха дефицита и очередей. Вот в магазине одежды в Одессе «выбросили» что-то дефицитное

18. А вот народ ломиться за Пепси-Колой

19. Зато советская медицина и система охраны здоровья были, в целом, на высоте. Народ отдыхает после серных ванн в Мацесте

20. Лечение кислородом в санатории близ Риги

Ещё немного фотонаблюдений Питера Марлоу.

21. На лавочке в Риге

22. Одесса в дождливый день

23. Иноземный аттракцион на ВДНХ в Москве

Народ находился себе развлечения по душе в самые глухие застойные времена.







2024 © mgp3.ru.