Протокол обследования речи детей 6 7 лет. Протокол обследования уровня речевого развития


Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празд­нуют твой день рождения) ______________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста , уровень сложности , правильность, выразитель­ность, громкость)_________________________________________________

Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

1.

а) Повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребён­ка) ________________________________________________________________________

_______

б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от инте­ресов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. (пред­лагается при неуспешном выполнении п. 1)

Посмотри на картинку и составь рассказ

___________________________________________________________________________________

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рас­сказ____________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по об­разцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

4. Пересказ. Перескажи сказку

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда на­ступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсю­да, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(по картинкам)

У потребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение.

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой?

под коробком-

между коробками-

перед коробком-

на коробке-

за коробком-

в коробке-

из-под коробка –

из коробка-

из-за коробка-

Где находится божья коровка?

Откуда выгля­дывает?

Покажи, где коровка...

Жёлтый мяч

Жёлтая майка

Жёлтое яблоко

Красная роза

Красное кресло

Красный флаг

Назови пред­мет и скажи, какой он по цвету

О каком пред­мете я говорю

Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

Красная... Красное... Красный...

Цыплёнок

Матрёшка

2. Словообразование.

У кошки –

У собаки –

У медведицы

У коровы –

У волчицы -

Назови дете­нышей живот­ных

Ложка из дерева - деревянная

Аквариум из стекла -

Перчатки из кожи -

Шапка из шерсти -

Калоши из резины –

Шуба из меха -

Медведь -

Чей хвост? Чья голова?

Зеркало -

Назови ласково

Наливает -

Выливает -

Переливает -

Поливает -

Что делает мальчик?

«Вставляет стекла - стекольщик»

Кладет печь –

Чинит сапоги -

Играет в хоккей -

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжа­ет?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как про­читал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

Употребление не обследуется

5. (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

ножницы_________иголка__________щипцы___________

транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

трамвай_________поезд_________самолёт__________

Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

Ручка_________линейка__________книга___________

Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

Телефон___________лампа_________магнитофон__________

Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

6. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха - Лётчик -

Продавец - Повар -

Художник- Почтальон-

3. Слова-антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот

большой- кислый-

высокий- широкий-

длинный -

плачет- прилетела-

поднимается - входит-

открывает-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

2. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

3. Повторить слова

Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ пуговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

Скакалка__________Перчатки________Игрушки________Кисточка________Ласточка________Расческа

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

Самолет синица

Заяц земляника

цыпленок

яблоко лодка лимон

ромашка редис ананас

динозавр паровозик

баклажан

4. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Повтори слоги: а) цепочки из трёх слогов:

да-та-да та-та-да

ма-на-на на-на-ма

ба-па-ба па-ба-па

са - да - ца ца - са - ца

б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):

Да-та та-да па-ка ка-па

ма-на на-ма па-ба ба-па

2. Дифференциация звуков:

Выбери картинку на звук:

Забор шарф часы лодка

Самокат жираф цветы рубашка

Собака жук щипцы рак

Цепь щётка чайник ложка

Замок шприц чашка рыбы

Шуба шуба телефон лук

Шапка слон шахматы робот

Самолёт щипцы цыплёнок

Цыплёнок

3. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

5.

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

волк шапка

6. Выделение начального звука в слове Какой первый звук ты слышишь ?

мак осы трава

утка булка иголка

7.

Какой звук ты слышишь в конце слова?

дом коса лук

перо палец маки

8.

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

мак. сумка, дом

лимон, сом, муха

9. Анализ на уровне слога Раздели слог на звуки

ам, оп, ик

ва, пи, ду

Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

Мимические движения:

Движение оскаливания___________ надувание щек___________

Наморщивание_________нахмуривание _____________

Подвижность артикуляционного аппарата:

губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

язык: лопаточка иголочка

высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

горка парус грибок чашечка часики качельки

«цоканье» кончиком обвести губы_

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования (6-7 лет)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

  1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) ______________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

  1. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает , уровень сложности , правильность, выразительность, громкость)_________________________________________________

Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

И. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка) ________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

______

___________________________________________________________________________________

  1. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)

а) Рассказ по сюжетной картинке . Посмотри на картинку и составь рассказ

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

б) Рассказ по серии сюжетных картинок . Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ____________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ. Перескажи сказку

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(по картинкам)

У потребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение.

стол

лист

ухо

перо

Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов) ?

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой?

в) Предложно-падежные конструкции:

под коробком-

между коробками-

перед коробком-

на коробке-

за коробком-

в коробке-

из-под коробка –

из коробка-

из-за коробка-

Где находится божья коровка?

Откуда выглядывает?

Покажи, где коровка...

Жёлтый мяч

Жёлтая майка

Жёлтое яблоко

Красная роза

Красное кресло

Красный флаг

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

О каком предмете я говорю

Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

Красная... Красное... Красный...

д) согласование сущ. с числит.:

«Сколько предметов изображено на каждом рисунке?»

Цыплёнок

Матрёшка

Ведро

Понимание не обследуется 1 2 5

2. Словообразование.

а) образование названий детенышей животных:

У кошки –

У собаки –

У медведицы

У коровы –

У лошади

У волчицы -

Назови детенышей животных

б) образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева - деревянная

Аквариум из стекла -

Перчатки из кожи -

Шапка из шерсти -

Калоши из резины –

Шуба из меха -

в) образование притяжательных прилагательных:

Лиса-

Волк -

Медведь -

Кошка -

Заяц-

Чей хвост? Чья голова?

г) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Дерево -

Окно –

Ящик-

Зеркало -

Платье -

Звезда -

Назови ласково

д) образование глаголов с помощью приставок:

Наливает -

Выливает -

Переливает -

Поливает -

Что делает мальчик?

е) образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов:

«Вставляет стекла - стекольщик»

Кладет печь –

Чинит сапоги -

Играет в хоккей -

3. Понимание синтаксических конструкций.

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжает?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

Употребление не обследуется

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

  1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

ножницы_________иголка__________щипцы___________

транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

трамвай_________поезд_________самолёт__________

Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

Ручка_________линейка__________книга___________

Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

Телефон___________лампа_________магнитофон__________

Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

  1. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха - Лётчик -

Продавец - Повар -

Художник- Почтальон-

3. Слова-антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот

большой- кислый-

высокий- широкий-

длинный -

плачет- прилетела-

поднимается - входит-

открывает-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

  1. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

  1. Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п. 1.)

Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ п уговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

Скакалка __________ Перчатки ________ Игрушки ________ Кисточка ________ Ласточка ________ Расческа

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):

Самолет синица

Заяц земляника

цыпленок

шапка

желудь

шегол

чайник

яблоко лодка лимон

ромашка редис ананас

гусь

динозавр паровозик

огурец

мышь

баклажан

плащ

мяч

сарай

стол

медаль

помидор

букварь

с’

з’

л’

лиса

персик

мимоза

корзина

курица

груша

ножи

овощи

кабачок

майка

кукла

коляска

торт

перец

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

Замок шприц чашка рыбы

Шуба шуба телефон лук

Шапка слон шахматы робот

Самолёт щипцы цыплёнок

Лопата

Цыплёнок

3. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

  1. Определение количества и последовательности звуков в словах:

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

мак вата

волк шапка

  1. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п.1) Какой первый звук ты слыши шь ?

мак осы трава

утка булка иголка

  1. Выделение конечного звука в слове:

Какой звук ты слышишь в конце слова?

дом коса лук

перо палец маки

  1. Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

мак. сумка, дом

лимон, сом, муха

  1. Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда) Раздели слог на звуки

ам, оп, ик

ва, пи, ду

IX. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

Мимические движения:

Движение оскаливания___________ надувание щек___________

Наморщивание_________нахмуривание _____________

Подвижность артикуляционного аппарата:

губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

язык: лопаточка иголочка

высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

горка парус грибок чашечка часики качельки

«цоканье» кончиком обвести губы_

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

Учитель-логопед__________________________________________________________________________



I. Предварительное собеседование


1. Как тебя зовут? _______________________________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________________________

Как зовут твоих родителей?_______________________________________________________

В каком городе ты живешь?________________________________________________________

На каком этаже ты живешь?________________________________________________________

В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________

С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?__________________________________

Какие ты знаешь сказки?_________________________________________________________

2. Альбом Володиной

1) Формы (с.4)-__________________________________________________________________

Цвета (с.4)-__

2) «Четвертый лишний» (с.11)-____________________________________________________

3) Времена года (с.12-13)-________________________________________________________

4) Дни недели: сегодня _____________вчера________________завтра_________________

5) Время суток (с.14):утро __________день__________вечер__________ночь___________


II. Звуковая культура речи


1. Звукопроизношение (Альбом Иншаковой)

С

З

Л

Р


Н

М

Т

Д

К

Г

Х

В

Ф



Т ’/Ч

Р/ j

Р ’/ j

Л /j

Л ’/j


САША____
ШОССЕ___
ШЕСТЬ___

САМЕЦ___
ЦИТРУС___
ГОСТИНИЦА___

РУЛОН___
ГОРЛО___
БЕРЛОГА___

РЕЙКА___ КОРЕЙКА___
ПЕРЕКРЕСТОК__

ЛИНЕЙКА___
УЛЕЙ___
АЛЛЕЯ___

ЗАЖИМ___
ЖЕЗЛ___
ЗАЖИГАЛКА___

ПТИЧКА___
АПТЕЧКА___
ПТЕНЧИК___

РАЙ___
ЯРМАРКА___
РАЙОН___

ЛАЙКА___
ЯБЛОКО___
СЛОЙКА___

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Фонематический слух


слоги

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Слоговая структура слова

КЛУБНИКА______________________________________
ЭСКАЛАТОР_____________________________________
ЭСКАВАТОР_____________________________________
АРХИТЕКТОР____________________________________
ВОДОПРОВОДЧИК_______________________________
РЕГУЛИРОВЩИК_________________________________
АЭРОПОРТ_______________________________________
АЭРОДРОМ______________________________________
ЧЕРТЕЖНИК_____________________________________
ШЛАГБАУМ______________________________________
КОРАБЛЕКРУЧЕНИЕ______________________________
ПИШУЩАЯ МАШИНКА___________________________

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



III. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой



1. Части тела

15. Инструменты

2. Игрушки

16. Техника

17. Школьные принадлежности

18. Спортивный инвентарь

19. Строительные машины

9. Дикие животные

10. Домашние животные

24. Головные уборы

11. Деревья

25. Профессии

26. Музыкальные инструменты

13. Продукты

27. Насекомые

14. Транспорт

28. Оружие

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


IV. Грамматический строй речи (Альбом Володиной)


1. Понимание предлогов (с.18-21)_________________________________________________

2. Множественное число существительного (с.22-23)_________________________________

3. Множественное число глагола (с.24)_____________________________________________

4. Образование приставочных глаголов (с.25)________________________________________

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)_________________________

6. Образование прилагательных от существительных (с.38-39)________________________

7. Падежи (с.40-46):

Винительный________________________________________________________________

Предложный_________________________________________________________________

Дательный___________________________________________________________________

Творительный________________________________________________________________

Родительный един. и множ.числа_______________________________________________

8. Согласование существительного с числительным (с.46-47)_____________________

9. Антонимы (с.56-57)_________________________________________________________

10. Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)________________________

11. Звуковой анализ слов (с.69)______________________________________________


Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


V. Связная речь (Альбом Володиной)

1. Составление рассказа по картине (с.72)___________________________________

2. Пересказ (с.74)______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)___________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Заключение: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Анкетные данные


Ф.И. ребенка ________________________________ Дата рождения ___________________

Посещение детского сада ____________________ с какого возраста ____________________

Наличие других детей в семье ___________________________________________________

Особенности речи родителей и близких родственников в семье ________________________

__________________________________________________________________________________


Анамнез


Беременность (какая по счету)___________________________________

Протекание беременности (токсикоз: 1 половина, 2 половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, интоксикации, гемолитическая болезнь)______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________

__________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________________

Обезболивание (местная, общая, эпидуральная анастезия)________________________

Когда закричал ребенок______________________________________________________

Наличие асфиксии (белая, синяя)_______________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________

Грудное вскармливание до_____________________________________________________


Раннее развитие


Стал держать голову____________(N-1,5мес), стал сидеть____________________(N-6мес)

Стал ходить________________(N-11/12мес), появились первые зубы___________(N 6-8мес)

Использовали соску до__________________________


Перенесенные заболевания


(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, испуги)

До года_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

От года до трех лет______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение акулиста__________________________________________________________

Заключение отоларинголога________________________________________________________

Заключение психиатра________________________________________________________


Раннее речевое развитие


Гуление________________________________________________________________(N-2/3мес)

Лепет__________________________________________________________________(N-4/8мес)

Первые слова___________________________________________________________(N-12 мес)

Первые фразы___________________________________________________________(N-1,5-2г)

Замена слов жестами____________________________________________________________

Отношение ребенка к речевому дефекту__________________________________________

Занимались с логопедом в возрасте_______________________В течение________________

Результаты логопедической работы__________________________________________________


Анатомическое строение речевого аппарата


Губы: N, прохейлия (толстая в.), расщелина, рубец
Зубы: N, вне челюстной губы, отсутствие, отсутствие, двойной ряд
Твердое нёбо: N, расщелина, рубец, высокое
Мягкое нёбо: N, укороченное, раздвоенное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка
Прикус: N, прогнатия, прогения, боковой открытый (правосторонний, левосторонний)
Язык: N, макроглассия, микроглассия
Уздечка : N, укороченная, утолщенная, отсутствие, подрезанная

Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребле­ния, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структу­ры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, со­стояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

Методики обследования включают 8 серий заданий.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на выявление понимания смысло­вых оттенков знаменательных слов (существительных, гла­голов, прилагательных), образованных в основном аффик­сальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

мама - мамочка - мамуля,

брат - братик - братец,

зайка - заинька - зайчишка - зайчище,

дом - домик - домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом (домик - маленький дом, домище - большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зай­чище).

2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выяв­ление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи при­ставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:

бежать - подбежать - выбежать

писать - подписать - переписать,

играть - выиграть - проиграть,

смеяться - засмеяться - высмеять,

шел - отошел - вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттен­ков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо).

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:

умный - рассудительный

слабый - ...

робкий - ...

старый - ...

Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление пони­мания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, зо­лотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

Задания направлены на выявление состояния фонема­тического слуха.

1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слу­хового восприятия и умения воспроизводить слоговые ря­ды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

са-за-са, за-са-за;

са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприя­тие и умение правильно воспроизвести предлагаемые сло­ва в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша - крыса дочка - точка - кочка

полено - колено бабушка - кадушка - подушка

земля - змея мишка - миска - мышка


Фиксируется: выполнение задания в соответствии

струкцией.

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено н верку уровня сформированности фонематического а.

Методика обследования: взрослый предлагает р< поиграть: «Я буду называть слова, если услышиш] з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерев». ка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звоно тем ребенку предлагают определенные звуки, с кот он должен придумать слова: ш, с, л. При затруд взрослый сам называет несколько слов (шапка, шу6\ могая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его вс ность правильно выделять указанные звуки хлопк подбирать слова с заданным звуком.

4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлю проверку уровня сформированности фонематическог ха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования: взрослый называет р* слово, например дом, и предлагает ответить на в> «Сколько звуков в этом слове? Назови первый зву* тий, второй». При затруднении взрослый сам вы) звуки, объясняя ребенку место каждого звука в это. ве. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина ка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить зву анализ слов.

Задания направлены на выявление овладения слс (точность словоупотребления, использование разны: тей речи).

1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на вь ние овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает р(отгадать загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

Ростом разные подружки и похожи друг на друл Все они сидят друг в дружке, а всего одна игр (Матрешка.)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зим< А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосу

Фиксируются: возможность ребенка использовать обоб­щающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам суще­ствительным.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 3§9-368.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что дела­ет? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Порт­ниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Лет­чик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на пред­ставления о профессиях людей.

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку сло­во и просит подобрать близкие к нему слова, например:

большой, огромный, громадный, смелый, ... (отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявле­ние умения образовывать слова-действия с помощью при­ставок.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с про­тивоположным значением. Например: наливает - выли­вает. Предлагаются следующие слова: входит - ... (выхо­дит), влетает - ... (вылетает), закрывает - ... (открывает), приплывает - ... (отплывает), собирает - ... (разбирает), приклеивает - ... (отклеивает).

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений при­роды.

Методика обследования: взрослый называет ребенку сл(во и просит подобрать к нему слова-действия. Например:

Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьеп вяжет, готовит.

Мальчик... (читает, пишет, играет, дерется, прячете? строгает, шалит).

Собака... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегав! ласкается, служит).

Кошка... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, о(. лизывается, умывается).

Курица... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит)

Самолет... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтееп опадает, шуршит).

Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени с> ществительному слова-действия.

Задания направлены на выявление состояния слогово: структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на провер ку умений произносить слова различной слоговой струв туры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенк повторить следующие предложения: «В магазине прода ются полотер, пылесос. Листья падают - наступает лис топад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фоте графирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыб ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку при ехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенк воспринимать и воспроизводить слова сложной слогово] структуры.

Задания направлены на выявление умения самостоя | тельно составлять связные высказывания.

| 1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявле | ние умения ребенка составлять связное высказывание т; знакомому литературному произведению (сказке «Коло

бок»). : Методика обследования: ребенка просят рассказат:

сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогав 1

2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каж­дый раз называя числительные и существительные. На­пример, одно яблоко, два яблока и т. д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выяв­ление умения согласовывать в речи местоимения и гла­голы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, кра­сить, лететь в соответствии с местоимениями. Напри­мер: «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грам­матической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 371-376.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты ви­дел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.







2024 © mgp3.ru.