Принципы и правила ведения спора. Правила спора: поведение и позиции Форма ведения спора важнее его сути
35. Основные правила ведения спора
Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает эффективность выступления, способствует успеху в дискуссии и полемике. К перечню правил следует отнести :
1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;
2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;
3) умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины;
4) правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии;
5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;
6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;
7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. З десь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;
8) умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы. Кроме того, необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.
Из книги Стрельба из пистолета автора Минин Рафаил АлександровичГЛАВА IV ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ ПИСТОЛЕТА 1. Стрельба по неподвижной цели в неограниченное времяПосле обучения приемам стрельбы из пистолета без выстрела обучаемые, усвоившие основные правила техники стрельбы, допускаются к стрельбе из боевого пистолета. К этому
Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич1.1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи ведения Бухгалтерский учет в акционерных обществах ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями бухгалтерского учета (ПБУ), Методическими рекомендациями
Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И7.15. Основные правила питания Ниже изложены основные принципы здорового питания. Многие из них уже рассматривались, некоторые приводятся впервые. По сути, эти правила - квинтэссенция науки о питании (в ее практической части).1. Человека питает не то, что он съел, а то, что
Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторовОсновные принципы грамотного спора Люди часто вступают в дискуссии и споры. Для того чтобы спор не перешел в скандал и оппоненты не стали врагами, следует придерживаться определенных правил. Первое, что надо знать, – при любых обстоятельствах, даже при самых
Из книги Борьба с вертолетами автора Белов Михаил Ипатович1. Основные принципы организации и ведения противовертолетной борьбы Борьба с вертолетами является объективным содержанием современного общевойскового боя и в то же время составной частью войсковой противовоздушной обороны. В связи с этим принципы организации и
Из книги Самозарядная винтовка обр. 1940 г. [НСД-38] автора Министерство обороны СССР Из книги Автомат (пистолет-пулемет) обр. 1941 г. конструкции Шпагина Г. С. автора Министерство обороны СССР Из книги Ручной пулемет ДП автора Министерство обороны СССР Из книги Ружейный гранатомет и ружейная граната [НСД-38] автора Министерство обороны СССР Из книги Винтовка обр. 1891/30 г. и карабины обр. 1938 г. и обр. 1944 г. автора Министерство обороны СССР Из книги Револьвер обр. 1895 г. и пистолет обр. 1933 г. автора Министерство обороны СССР Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир ИвановичОсновные правила Прежде всего (еще до того, как вы наберете номер) следует ответить самому себе на четыре вопроса: Будет ли ваш звонок полезен собеседнику? Не побеспокоите ли вы впустую того, кому звоните? Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради
Из книги 30+. Уход за телом автора Колпакова Анастасия ВитальевнаОсновные правила ухода Чтобы ваши руки надолго сохранили молодость, соблюдайте простые правила ежедневного ухода.1. Мойте руки водой комнатной температуры. Пользуйтесь жидким мылом. После мытья вытирайте руки насухо. Перед ванночкой для рук полезно обработать кожу
Из книги Противотанковое самозарядное ружье обр. 1941 г. системы Симонова – ПТРС и противотанковое однозарядное ружье системы Дегтярева обр. 1941 г. – ПТРД [НС автора Министерство обороны СССРОсновные правила ухода Строение кожи стоп аналогично строению кожи кистей. На внешней стороне стопы кожа почти такая же, как на лице. Иногда она в состоянии страдать от сухости, но, чтобы решить эту проблему, как правило, достаточно просто в течение нескольких дней
Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович Из книги автораОсновные правила Если пересекаются курсы двух парусных судов, то дорогу должно уступить идущее левым галсом (иными словами, то, у которого ветер с левого борта). В случае, когда оба корабля идут одним и тем же галсом, уступает то из них, которое движется против
Полемистам крайне важно знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность и плодотворность, способствует успеху в дискуссии и полемике. Οʜᴎ выработаны многовековой практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках, приводятся в книгах по искусству спора и многочисленной методической литературе. Кратко охарактеризуем их.
‣‣‣ Умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия.
Всякий спор будет успешным лишь в том случае, в случае если четко определен его предмет. Это - важнейшее требование культуры спора.
Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений.
Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле и др.
В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества.
Нередко приходится отстаивать групповые интересы, к примеру, людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений, ведомств, представителей неформальных объединений и т. п.
В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.
В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимосвязаны и взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно понимать социальную значимость предмета спора, чтобы в ходе обсуждения не палить из пушек по воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопросов несущественных, имеющих второстепенное, третьестепенное значение.
Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время обсуждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой.
Важно, чтобы полемисты каждый раз ясно представляли себе, что же является предметом их спора.
‣‣‣ Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.
Полемистам крайне важно соблюдать важное правило - не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений.
Нельзя забывать, что порой одна из сторон, участвующих в полемике, совершенно сознательно, в определенных целях уводит своих оппонентов от обсуждаемой проблемы. К этому приему прибегают, когда хотят ввести в заблуждение участников спора, отвлечь от решения злободневных задач, повлиять на формирование общественного мнения. Нередко этим способом пользуются идеологические противники.
Чтобы не потерять предмета спора, не дать возможности увести себя в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, чтобы спор не превратился в пустую говорильню, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированными и компетентными.
‣‣‣ Четко определите свою позицию в споре.
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций, взглядов его участников. В случае если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести полемику. Представьте себе, что вы спорите с человеком, который, рассматривая какой-либо вопрос, одновременно высказывается ʼʼзаʼʼ и ʼʼпротивʼʼ одного и того же положения. Как же опровергать его? Тип такого полемиста остроумно высмеян в одном из номеров журнала ʼʼКрокодилʼʼ:
ʼʼ- Лично я, товарищи, - заявил оратор в начале речи, - по затронутому вопросу имею свое, самостоятельное мнение. Нужны ли нам дополнительные ассигнования на строительство? Ответ должна быть только один: безусловно, нужны...
Но, заметив недовольство начальника слева, оратор продолжал:
Ассигнования, безусловно, нужны! Так сказал бы легкомысленный человек, верхогляд, работник, не умеющий беречь государственные средства... но я на данный счёт придерживаюсь противоположной точки зрения...
Но, увидев в это время недовольство более высокого начальника справа, оратор говорил уже так:
Я придерживаюсь другой точки зрения, товарищи, я не назову верхоглядом человека, который скажет, что ассигнования нужны. Только люди, лишенные размаха и перспективы, могут так говорить. Надо быть принципиальным! И лично я, высказывая лично свое мнение, утверждаю - ассигнования нужны!ʼʼ
Спор становится более плодотворным, в случае если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов. Речь идет не о единой точке зрения по обсуждаемым проблемам. Мнения участников спора бывают разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины.
‣‣‣ Правильно пользуйтесь в споре понятиями. При обсуждении того или иного вопроса приходится пользоваться различными понятиями и терминами, необходимыми для раскрытия существа рассматриваемой проблемы.
По этой причине прежде всего крайне важно выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора и термины их обозначающие.
Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение базовых понятий и терминов, или, по крайней мере, оговорить различный смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия.
В случае если спорящие не договорились об определении исходных понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Важность соблюдения этого непременного условия становится особенно очевидной, в случае если учесть, что в языке многие слова многозначны.
Многозначность слов таит в себе потенциальную возможность разных его пониманий. Неумение отграничивать отдельные значения слова, отбирать наиболее соответствующие для данной конкретной ситуации делает изложение неточным, приводит к речевым ошибкам. По этой причине нужно в отдельных случаях указывать, в каком из значений употреблено то или иное слово.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, неточное употребление участниками спора терминов, особенно многозначных может привести к нежелательному результату, затруднить общение, помешать обсуждению спорной проблемы, стать причиной серьезных заблуждений.
‣‣‣ Относитесь с уважением к своему оппоненту.
Это одно из важнейших требований культуры спора. В книге С. И. Поварнина ʼʼСпор.
Размещено на реф.рф
О теории и практике спораʼʼ читаем:
ʼʼВажное условие настоящего, хорошего и честного спора (для убеждения он или для победы и т. д. - все равно) - уважение к убеждениям и верованиям противника, в случае если мы видим, что они искренни... Обычно люди... склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и по крайней мере настоящим ʼʼврагомʼʼ... Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками, резкими словами, издевательством; особенно - не глумясь над ними перед сочувствующей нам толпой. - Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого умаʼʼ.
К сожалению, это правило часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.
В связи с этим обратимся к истории одного из широко известных споров. В истории культуры уникальной считается дискуссия
знаменитых физиков Бора
и Эйнштейна.
Эта необыкновенная дискуссия продолжалась в течение нескольких десятилетий. Она принимала то драматический, то юмористический характер.
Размещено на реф.рф
Спор то велся порой по-академически спокойно, то вдруг происходил взрыв, как на дуэли. Полемизировать приходилось и на расстоянии, и при встрече друг с другом, устно и письменно.
Поводом для полемики послужили создание квантовой механики и связанный с этим революционный переворот во взглядах на окружающий мир.
Размещено на реф.рф
Эта дискуссия вызвала огромный интерес в научном мире. За ней внимательно следили, принимали в ней участие известные исследователи, ближайшие соратники Бора и Эйнштейна, в т.ч. крупные ученые нашей страны.
В этом великом споре в соответствии с традиционной формой публичного диспута был даже свой секундант - выдающийся голландский физик Пауль Эренфест. Он помогал организовывать встречи между обоими учеными, вел с ними переписку, стимулировал их к активной деятельности, что сыграло большую роль в формировании взаимоотношений между Бором и Эйнштейном.
В этой дискуссии не было победителей. Никто никого не переубедил. Каждый остался на своей позиции. Бор, переживший своего оппонента на 7 лет, до конца дней продолжал мысленно спорить с Эйнштейном. Об этом свидетельствует одна любопытная подробность из его биографии. Последний рисунок, сделанный Бором на доске в его кабинете за день до смерти, изображал эйнштейновский ʼʼящик с фотономʼʼ, размышлять над которым Бор, по-видимому, все еще продолжал. При этом эта дискуссия была чрезвычайно плодотворной. Она не сводилась к фиксированию разных точек зрения. Ученые взаимно обогащали друг друга. Разногласия побуждали их к уточнению своих позиций, иногда исправлению собственных формулировок. Эта дискуссия определила развитие физики на многие десятилетия. Залогом плодотворности дискуссии, ее огромного влияния на процессы научных изысканий, безусловно, являлось глубокое взаимное уважение ученых. Οʜᴎ восхищались друг другом. В одном письме Эйнштейн так и пишет: ʼʼДорогой, в случае если не сказать любимый Бор!ʼʼ В частном разговоре в Москве Бор говорил: ʼʼЭйнштейн был не только гений, но он был еще и прекрасный, очень добрый человек. Его улыбка и сейчас стоит передо мнойʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уважительное отношение оппонентов друг к другу, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции - необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем.
‣‣‣ Сохраняйте выдержку и самообладание в споре.
Психологи установили, что если делается попытка навязать оппоненту мнение, резко отличающееся от его взглядов, то он по контрасту воспринимает предлагаемую ему противоположную точку зрения как неприемлемую. Поэтому не рекомендуется обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с предлагаемыми доводами оппонента͵ прежде чем сказать нет, произнести да. Это продемонстрирует всем присутствующим ваше беспристрастие, стремление к объективному рассмотрению вопроса. Но, согласившись с доводами, нужно уметь показать, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты оппонента. Другими словами, нужно найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонаций.
Не рекомендуется горячиться в споре. Наблюдения показывают, что из двух полемистов, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и самообладания. Да это и понятно. У хладнокровного человека явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента͵ подбирать веские доводы, не нарушать логической последовательности в изложении материала.
Умение сохранить спокойствие - важное качество полемиста. Нельзя допустить, чтобы спор превращался в перепалку, в беспорядочную свару. Философ М. Монтень считал, что воздействие такого неистового советчика, как раздражение, губительно не только для разума нашего, но и для совести. А брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Порождаемая злобным раздражением, она приносит полемистам огромный вред.
‣‣‣ Обращайте внимание на поведение оппонента͵ научитесь верно оценивать его действия.
Действительно, существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить, большое количество, в случае если можно так сказать, промежуточных вариантов. Понаблюдайте за своими оппонентами во время диспута͵ дискуссии, полемики и вы тоже убедитесь, что ведут они себя по-разному. Одни, к примеру, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Οʜᴎ внимательно анализируют доводы оппонента͵ основательно аргументируют свою позицию. Во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие, напротив, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне. По этой причине они считают вполне оправданным применение различного рода уловок, в т.ч. и непозволительных. Главное - разбить противника, поставить его в невыгодное положение. Значит, нужно быть настороже, находиться в боевой готовности. И, наконец, есть спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Οʜᴎ могут в грубой форме оборвать оппонента͵ унизить его оскорбительными выпадами, говорят в пренебрежительном или презрительном тоне, насмешливо переглядываются со слушателями и т. п.
Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Этого нельзя не учитывать в споре. Поведение полемистов в значительной степени определяется теми целями и задачами, которые они преследуют в споре, личными интересами.
Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело. В случае если перед нами сильный противник, т. е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, логично рассуждающий, владеющий полемическими навыками и умениями, то мы более собранны, напряжены, стараемся освободить его от излишних разъяснений, силимся сами вникнуть в суть его высказываний, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя по-иному. Нередко требуем пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнение его высказывания. Чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности.
Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям, образованию. В одной из книг по ораторскому искусству, вышедшей до революции, автор приводит такое сравнение. Как в фехтовальном искусстве, на турнирах, к борьбе допускаются только равносильные противники, так и в словесном споре ученый не должен спорить с невеждой, так как не может употребить против него своих лучших аргументов, потому что тот просто не поймет или не оценит их из-за недостатка знаний.
Существуют правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность и плодотворность, способствует успеху в дискуссии и полемике. Они выработаны многовековой практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках. Перечислим их:
1. Умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия. Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений.
Определив предмет спора, сформулировав спорное положение, участники обсуждения должны точно указать, в каком именно пункте они не согласны с данной мыслью, т. е. установить пункты разногласия.
- 2. Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.
- 3. Четко определите свою позицию в споре.
- 4. Правильно пользуйтесь в споре понятиями.
Необходимо выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора и термины их обозначающие.
Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение основных понятий и терминов, или, по крайней мере, оговорить различный смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия.
Если спорящие не договорились об определении исходных понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Важность соблюдения этого непременного условия становится особенно очевидной, если учесть, что в языке многие слова многозначны.
- 5. Относитесь с уважением к своему оппоненту. Это одно из важнейших требований культуры спора. К сожалению, это правило часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.
- 6. Сохраняйте выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что если делается попытка навязать оппоненту мнение, резко отличающееся от его взглядов, то он по контрасту воспринимает предлагаемую ему противоположную точку зрения как неприемлемую. Поэтому не рекомендуется обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с предлагаемыми доводами оппонента, прежде чем сказать нет, произнести да. Это продемонстрирует всем присутствующим ваше беспристрастие, стремление к объективному рассмотрению вопроса. Но, согласившись с доводами, надо уметь показать, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты оппонента. Другими словами, надо найти удачное сочетание понимающей и атакующей - интонаций.
7. Обращайте внимание на поведение оппонента, научитесь верно оценивать его действия. Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело. Если перед нами сильный противник, т. е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, логично рассуждающий, владеющий полемическими навыками и умениями, то мы более собраны, напряжены, стараемся освободить его от излишних разъяснений, силимся сами вникнуть в суть его высказываний, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя по-иному. Нередко требуем пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнение его высказывания. Чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности.
Поведение полемистов во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера.
Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения. Поэтому в присутствии одних они ведут себя сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение спорщиков меняется в зависимости от реакции присутствующих.
Итак, во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Попытайтесь понять мотивы его действий и высказываний, учитывайте индивидуальные особенности его характера, манеру спорить.
8. Подбирайте убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. Полемист, логически правильно доказывающий выдвинутый тезис, иногда не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается ими. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах. Большое влияние оказывают красноречие полемиста, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность и т. п. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако полемисту следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительной речи - ее доказательность.
Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи.
Подобрать сильные и убедительные доводы - дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета спора, от общей эрудиции полемиста, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации, владения логическими операциями доказательства и опровержения. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.
Представьте себе, что вы не выполнили договоренности по какому-либо вопросу и вступили в спор, имея за собой долг. У собеседника есть сомнения относительно вашей обязательности. Казалось бы, пустячок. Вы не придаете этому значения, да и партнер сам ясно не сознает, что ему мешает пойти вам навстречу. Срабатывает мысль: «Обманувшему раз кто может поверить еще?»ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: договоры должны выполняться. Это правило сформулировано еще древними римлянами на заре формирования государственных отношений между людьми. С этого начинается право.Всякие договоренности, волеизъявления, обещания, заверения необходимо доводить до поступков, конкретных действий. Необязательного человека может отвергнуть не только любимая жена, но и такой же, как он сам, необязательный собеседник.Нарушение правил деловых взаимоотношений причиняет огромный ущерб в хозяйственной, политической и всякой другой деятельности. Легко представить, что бы случилось, если бы эта норма повсеместно утратила смысл: поведение людей стало бы абсолютно непредсказуемым. Мы не смогли бы ориентироваться в самых простых человеческих отношениях.Итак, за словом должно последовать дело, которое не разойдется со словом.ВТОРОЕ ПРАВИЛО: человек - мера всех вещей. Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей ценностью. Из всех наших целей первейшей является благо человека. Мы льем чугун из расчета на душу населения, добываем нефть на душу населения, но когда конкретный человек задыхается в угольной пыли, в газовом смраде промышленных гигантов, в то время как мы спорим и добиваемся одобрения проекта, который окончательно погубит среду его обитания, то не выбрасываем ли мы эту норму вместе с отходами производства?Если в споре два соперника бьются за идею, то не следует истреблять друг друга за инакомыслие. Не губить самих себя как носителей идей.Золотое правило вежливости: (не) поступайте по отношению к другим так, как вы (не) хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам.Вежливость - это великое искусство вписываться в общество, необходимая душевная смазка, без которой механизм человеческих взаимоотношений не заработает.Установка простая: уважайте достоинство партнера, поймите его стремления, не задевайте самолюбия.Чтобы в споре собеседник не перешел в эгоцентрическую позицию, В. Л. Леви предлагает четыре правила, как один эгоист может психологически нейтрализовать другого эгоиста с самыми приятными эмоциями для обоих (см.: «Леви В. Л. Искусство быть другим. М., 1980. С. 130).Первое: вникните в суть высказываний собеседников . Это значит - спрячьте в карман свои эмоции и посмотрите на того, с кем имеете дело. Поймите его точку зрения, его обстоятельства, поставьте себя, ради себя же. на его место. Узнавайте о нем заранее, изучайте незаметно. Запоминайте имена и даты, вкусы и интересы.Второе: создайте благоприятную атмосферу . Это значит - улыбайтесь пошире, начинайте с «да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоруживайте его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие, и как можно более искренне. Говорите с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только с этого, никогда не начинайте с «я». Обращайтесь к мотивам личной заинтересованности - «пряник прежде всего».И дарите, дарите, дарите...Третье: не унижайте другого . Не царапайте по самолюбию, не задевайте его неосторожно.Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или противен; отказывая, извиняйтесь и благодарите...Четвертое: возвышайте соперника . Проявляйте к нему повышенный интерес; оказывайте доверие; слушайте и слушайте, хвалите, хвалите и хвалите; дайте ему возможность почувствовать себя значительным... Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь с ним как со старшим.Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы ему показалось, что это его идея...Наверное, это не бесспорные правила, но кто сомневается, всегда может проверить их эффективность.Давайте рассмотрим ситуацию, когда в споре столкнулись человек преклонного возраста и юноша. У каждого из них свои черты характера, свойственные возрасту. Можно ли вступать в спор, не приняв во внимание особенности друг друга? Аристотель, например, рекомендовал ориентироваться на черты характера, свойственные юности и старости.Юные:
склонны к желаниям, страстны, вспыльчивы, не переносят пренебрежения, любят победу, совсем не корыстолюбивы, не злы, добродушны, легковерны, живут надеждой, чрезвычайно смелы, великодушны, любят друзей, во всем грешат крайностью, все делают через меру, считают себя всеведущими, доступны состраданию, любят посмеяться, сказать острое слово.
Старые:
ничего положительного не утверждают, «полагают», но ничего не «знают», злонравны, подозрительны, недоверчивы, любят и ненавидят не сильно, малодушны, не жаждут, не щедры, трусливы, всего опасаются, эгоисты, живут воспоминаниями, гнев их пылок, но бессилен, руководствуются расчетом, поступают несправедливо по злобе, ворчливы, не бойки и не смешливы.
Прочитав об этих характерных чертах молодого человека
и пожилого, можно с уверенностью сказать, что
спор между ними ни к чему не приведет. Но люди все-таки спорят и доводят друг друга до гнева.Антисфен, древнегреческий мыслитель, замечал:
«Спор нельзя устранить другим спором, так же как бешенство
одного нельзя устранить бешенством другого».К слову, изречения и персидского поэта Саади:«Аромат амбры пропадает от вони чеснока».
«Соловей умолкает, когда начинают орать ослы».Что же вызывает гнев у других? Стагирит Аристотель,
ученик Платона, определяет эти причины так:
- если оратор проявляет пренебрежение к нам, то есть презрение (оскорбление чувства собственного достоинства), самодурство (препятствие нашим желаниям), насмешку (сказанная не к месту неприятная шутка);
- если оратор гордится собственной наружностью, своей философией, подчеркивает превосходство над нами;
- если оратор говорит хорошо о тех, с кем мы соперничаем;
- если он говорит плохо о тех, кем мы восхищаемся;
- если отзывается плохо о нас в присутствии того, перед кем преклоняемся, кого совестимся и перед тем, кто нас совестится;
- если оратор не благодарит нас, забывая имена.
Чтоб не нарушить, не расстроить,
Чтоб не разрушить, а построить.
При защите своего мнения, при оппонировании и опровержении такой человек проявляет максимум такта в критических суждениях. Он предпочитает уточнениями исходных понятий, разумным скепсисом, милым поддразниванием, «лечебными уколами» выводить противника из заблуждений.В конструктивном споре действует правило: в каждом высказывании участников в ответ на те или иные предложения по решению проблемы, в каждом критическом замечании (ограничение, отклонение, сомнение, уточнение, согласие, поддержка и др.) следует искать отправную точку для развертывания творческой дискуссии. Используя это правило, спорщики сглаживают остроту противоречия, переходят к более мягким формам общения - диалогу, совету, беседе, обмену мнениями, приближаясь к истине посредством взаимодополнения и слияния позиций по рассматриваемым вопросам.Контролируйте себя вопросами, которые помогут вам набирать нужную информацию (материал) для продолжения спора и ведения не только критического анализа, но и защиты своей позиции. Выясните:
- ясны ли партнеру понятия, которыми он оперирует;
- в чем слабость аргументации;
- не выходит ли противник за пределы обсуждаемой проблемы;
- удачны ли примеры и факты, на которых строится аргументация;
- не спешит ли он с выводами без достаточных оснований;
- не подменяет ли понятий и тезисов;
- не скрывает ли умысел;
- в достаточной ли мере учитывает мнения других;
- не применяет ли подтасовок, выводов из недостаточных статистических данных;
- не злоупотребляет ли противник ложными аналогиями, догадками, уловками;
- не замалчивает ли негативные моменты варианта решения проблемы;
- не искажает ли смысл высказываний других партнеров?
Действия партнера | Встречные вопросы к нему |
Голословно утверждает что-либо («Целесообразно принять высказанную идею»).Отклоняет предложение соперника («Все равно не получается»).Обвиняет его в теоретизировании («Ваши теории нам давно известны. Нужны факты»). Уводит дискуссию в сторону вопросом («А как вы бы решили такую ситуацию? »).Какова связь вопроса с обсуждаемой проблемой?Упрощает решение проблемы («Это само собой разумеется»).Нагнетает требования. («Вы не учитываете такие элементы, как...»).Придерживается рутины («Всегда так поступали, и ничего»).Обвиняет оппонента в многословии («Много воды - мало аргументов »).Запутывает смысл (говорит сложными конструкциями предложений, увлекается высокопарными словами, казуистикой).Уводит в теорию вопроса («Без глубокого анализа теории к практическим вопросам не подойти »).Поспешно обобщает («Думается, что вопрос сегодня не представляется возможным решить»).Судит самонадеянно («Я больше чем уверен в правильности предостережений »).Сравнивает произвольно («Мы уже знакомы с попыткой идти этим путем »).Ведет себя не по-деловому (излишне эмоционален, своенравно отстаивает свою точку зрения, не приемлет аргументов другого, повторяет одно и то же).Выпячивает собственные интересы («Меня это никак не устраивает»).Настаивает на своем мнении («Своего мнения я не меняю»).Сопротивляется признанию («С этим я никогда не соглашусь»).Прикрывается непониманием («Все невозможно понять»).Обостряет противоречие («Не надо мне лапшу на уши вешать»). | Вы, вероятно, готовы привести аргументы? Можете ли привести веские основания?Что бы вы предложили? Какое другое решение возможно?А какие практические решения, по вашему мнению, возможны?А как, по-вашему, можно более разумно решить задачу?Как удовлетворить эти требования? Вероятно, вы представляете себе выход из затруднения?Известна ли эффективность нового подхода?Каков смысл вашего замечания?Не могли бы вы лаконично выразить мысль? Поясните смысл вашего красноречивого высказывания.В чем заключается практическая ценность, о которой вы ведете речь?Не касается ли этот вывод частного случая? А что еще необходимо учесть для принятия решения?На основе каких критериев сделана такая оценка? Не нужен ли здесь дифференцированный подход?А не перейти ли нам к следствиям вашего подхода? Каков конечный результат вашего решения? Какие новые возможности в нем?Что бы вас больше устроило: найти общие интересы или остаться ни с чем?А не подойти ли к проблеме с другой стороны, кстати прозвучавшей у вас?Не чувствуете ли вы себя обделенным?Если я понимаю правильно, у вас есть сомнения относительно моих доводов?Не преувеличиваете ли вы мои возможности? |
Почему спор одних людей напоминает изящный танец с клинками, а других — базарный балаган? Между пустословием и высоким стилем полемики лежит огромная пропасть. Чтобы от берега невежества добраться до края искусного словесного поединка, потребуется знание правил. Но каких именно? И достаточно ли знать универсальные принципы, чтобы быть гением дискуссии?
Все усугубляется тем, что существуют разные виды споров. Влияет ли это на ход диалога? Об этом, а также о нюансах полемического мастерства — далее в статье.
Что такое спор
Спор — это активное обсуждение темы, вокруг которой образовались разные мнения. Главная цель диспута — убедить оппонента в своей правоте, доказать, что собственная точка зрения — истина. В спорном состязании может участвовать любое количество спикеров.
Что отличает спор от простого диалога? Не повышение тона, не удар кулаком по столу и даже не аргументация. Тогда что? Каждый из участников понимает, что он спорит с соперником, прямо заявляя об этом, но не вступая в открытый конфликт. Спор — это словесный шедевр, создавать его способны только истинные мастера. В чем же состоит изюминка полемики?
В чем заключается искусство спора
Есть три основных признака искусного спора:
- оспариваемая тема актуальна, открыта;
- оппоненты поочередно используют не только факты, аргументы, но и психологические уловки;
- результатом дискуссии служит мирное разрешение конфликта или искомая истина.
И наоборот. Нельзя назвать диалог мастерским словесным поединком, если эти особенности не соблюдены. В закрытой проблеме, для которой уже есть всем известный неопровержимый ответ, спорить не о чем. Простое перечисление фактических сведений — это скучно, для диспута необходимо больше — психология, знания, как влиять на соперника. Если же в итоге весь процесс заканчивается бранью, ссорой, значит искусства в таком споре нет.
Виды споров
Конструктивный и деструктивный
Первый тип спора — создающий, второй — разрушающий. В этом основная разница. В результате конструктивного диалога собеседники приходят к одной точке зрения, используют честные методы борьбы.
Деструктивный вид порождает ссоры, обвинения, оскорбления и даже драки. Во время такого общения не соблюдаются вежливость, логичность. Участники такой перепалки нацелены на победу своего мнения, поэтому игнорируют взгляды соперника, даже если они весомо аргументированы.
Устный и письменный/печатный
К устному типу относятся разговоры в режиме реального времени. Они могут быть публичными, групповыми, приватными. Их главными плюсами служат скорость, открытость, независимость от условий, экспрессивность.
Письменные включают в себя переписки посредством бумажных писем, мобильных сообщений, интернет-чатов. Для их осуществления понадобятся гаджеты или письменные принадлежности. Они менее эмоциональны. К преимуществам печатных споров относятся такие возможности:
- обдумывать каждую реплику;
- редактировать текст, исправлять опечатки до отправки так, чтобы соперник не узнал об ошибках;
- прикреплять факты-доказательства — ссылки на авторитетные статьи, законы, изображения, видео- и аудиозаписи;
- использовать сообщения — свои и собеседника, чтобы доказать, что какая-то реплика действительно была в ходе беседы;
- не показывать открыто собственные эмоции, чтобы оппонент этим не воспользовался.
Организованный и спонтанный
Первый вид спора имеет договорной характер. Участники договариваются о встрече с указанием точной даты, времени, места. Они получают возможность заранее спланировать свои речи, продумать плюсы, минусы собственной схемы, морально подготовиться.
Спонтанные дискуссии стихийны. Для их возникновения требуется неожиданный повод, который возникает под действием внешних условий или слов собеседника. Такие разговоры лучше остальных проявляют умение спорить, ораторское мастерство, богатство речи, широту кругозора, знаний.
Тематический
Разновидности этих бесед определяются предметом обсуждения, который может быть:
- философским;
- политическим;
- личным;
- художественным;
- социальным;
- этическим;
- научным;
- религиозным.
Каждая из этим тем включает в себя тысячи подразделов. Как правило, соперники обсуждают не более двух проблем одновременно — как основных глобальных, так и более узких подтем.
Направленный на конкретную цель
Виды задач, которые ставят для себя участники спора:
- одержать победу над соперником;
- отыскать правду;
- переубедить собеседника;
- мирно разрешить конфликт;
- поспорить ради самого процесса.
Последний пункт толкуется двояко. Такое стремление может указывать на желание вывести оппонента из себя, насладиться его срывом. Это негативный аспект. Позитивный подразумевает любовь к психологическим трюкам, наслаждение корректным словесным состязанием. Для личности такого типа спор — это истинное искусство без какого-либо негатива.
Правила споров
Уважение к оппоненту
Человек, который во время перепалки повышает голос, переходит на личности, автоматически становится проигравшим. Да и общаться с таким типом мало кто потом захочет. Чтобы не терять своего достоинства даже в самом разгаре полемического соперничества, достаточно придерживаться элементарных правил:
- выслушивать соперника до конца, не перебивая его;
- не затрагивать интимные темы, неловкие моменты;
- быть вежливым, проявлять воспитанность в каждом поступке и слове;
- уважать мнение оппонента. Не обязательно с ним соглашаться, но важно понимать право на свою точку зрения;
- завершать начатую дискуссию до конца, не бросая все на полпути из-за страха поражения;
- держать собственные эмоции под контролем, не срываться на собеседнике;
- уметь деликатно заканчивать перепалку, если противник вдруг сам перестал себя контролировать и готов начать ссору.
Вежливость в споре — не просто хорошая черта. Она помогает одержать победу, спровоцировать соперника, заставить его сомневаться в своих взглядах. А в этом уже заключается искусство вербального боя.
Внимательность к речи
Тон успешного спикера всегда тверд, выражает уверенность. Исключение составляют только те моменты, когда применяются методы ментального влияния. Лучше не опускать голос до полушепота, пытаясь придать себе таинственности. Это выглядит нелепо. Однако и кричать нет никакого смысла. В этом плане нет ничего лучшего, чем золотая середина.
О внимании к речи желательно не забывать и во время письменных споров. Неграмотные сообщения — это мгновенное поражение. Если человек допускает элементарные ошибки в тексте, это выказывает его неуважение к себе, адресату. В такой личности начинают сомневаться. Если у человека нет желания или способностей редактировать свои ошибки, значит к остальным вопросам он относится так же.
Логичность и аргументация
Тезис определен, факты по теме найдены, 3 книги об ораторских уловках прочитаны. Все, к спору готов?
Оказывается, что нет. Мало собрать информацию и выложить ее как на духу. Важно предоставить доказательства своих утверждений. И еще важнее — связать это все в логическое, связное выступление. На самом деле это не так-то просто. К тому же, неизвестно, как поведет себя собеседник, не придется ли после его речи менять ход своей. Вот приблизительная схема выступления:
- заявление о своем тезисе;
- краткий рассказ о том, почему этот факт кажется правдивым или ложным, исходя из личных убеждений;
- предоставление доводов в свою пользу из авторитетных источников — работы великих людей, научные факты, вещественные доказательства и пр.;
- работа с аргументами оппонента — принятие или обоснованное отрицание;
- подведение итогов, повторное провозглашение тезиса или его опровержения.
Козыри в рукаве
Никому не интересно выслушивать сухие сведения. Доказательства, а также эмоциональная составляющая спора разбавляют этот штиль. Однако лучшим методом считается стратегия и уловки, например:
- ложное согласие с мнением противника — для резкого выпада или обращения доказательств конкурента против него самого;
- игра контрастов;
- провокация эмоций без перехода на личности или грубости;
- двойные стандарты;
- выдумка ложных фактов с последующим раскрытием обмана;
- лесть;
- переманивание публики на свою сторону, получение ее поддержки;
- скрывание ключевого мощного аргумента до кульминационной части.
Принятие исхода
Как бы не завершился спор, его итог лучше принимать достойно. В случае победы нельзя глумиться над противником, унижать его, чваниться победой. Можно похвалить его за интересные моменты, поблагодарить за честь соперничать, уделенное время, познавательную информацию.
- продолжать отрицать очевидные факты;
- упрекать оппонента и публику в глупости, неразборчивости;
- бурно реагировать на проигрыш;
- молча покидать “поле битвы”;
- явно обижаться;
- обвинять всех в подтасовке, жульничестве, если прямо видно, что состязание было честным;
- вдогонку придумывать нелепые ложные аргументы.
Спор — это искусство не для ленивых или слабых. В нем проявляются манеры, сила духа, настойчивость, решительность, острота ума. Видя, как человек спорит, можно узнать его изнутри. Личность, которая в споре ставит целью спокойное решение конфликта интересов, выглядит благородно. Вот почему с такими людьми хочется общаться намного больше, чем с громкими пустословами. Вести полемику с тем, кто действительно умеет спорить, — это большая честь и сплошное удовольствие.