Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов". Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников


1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки
.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873
года.

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного
Рахманиным
. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова
.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
Источники информации

wikipedia.org

Рахманинов Сергей Васильевич.
Автор:
Каланда
Сергей
9а класс
МБОУ СОШ
№ 10 г.Новоалтайска
________________________________________
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И.
Зилоти
) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в
Беверли-Хиллз
, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище
Kensico

Cemetery
.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич
Зилоти
, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич
Пресман
и
др
). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти
.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д.
Орнатская
. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В.
Демянского
. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву
.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Слайд 2

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семенове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Слайд 3

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

Слайд 4

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. Он не предполагал, что покидает страну навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

Слайд 5

В эмиграции

  • Слайд 6

    В 20-х годах прошлого века переехали в Дрезден родственники семьи Рахманиновых - родители его жены Сатины, и с 1922 по 1939 год Рахманинов ежегодно бывал у них в гостях, приезжая из Америки вместе с женой и дочерьми, готовясь к турне по миру. А в 1924 году Ирина, дочь Сергея Васильевича, венчалась с князем Петром Волконским в Дрезденской православной церкви преподобного Симеона Дивногорца.

    Слайд 7

    Несколько лет жил в селе Веггис, точнее в деревни Хертенштейн, где построил дом - виллу "Сенар". Выступал с концертами на люцернском фестивале. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

    Почему я выбрала такую тему?
    Я хочу рассказать о романсах С.В.Рахманинова. Немного размышлений и музыки. Почему я выбрала эту
    тему? Потому что в романсах - вся жизнь, вся трепетность, вся душа человека. Романсы Рахманинова, я
    выбрала потому, что они мне по душе, и они были первыми романсами, которые я пела в своей жизни, до этого
    романсы я не пела. Я не понимала их глубину и проницательность, в сочетании с легкостью, которая понятна
    любому человеку. Именно романс так тонко проникает внутрь тебя, как бы задевая твои струны души и звуча
    с ней в унисон.
    Чувственность романсов Рахманинова является изюминкой автора. Это всегда песня - правдивости, песня -
    вздох. Главное в романсах Рахманинова это - интонация, такая сложная и простая, такая понятная, но
    зовущая к размышлению. И всегда напевная, очень доверительная, и если бы не было этой душевности
    чувственности и простоты, то и пропала бы вся их прелесть.

    Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой Рахманинов?
    Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор,
    дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке.
    Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской
    композиторских школ.
    Рахманинов писал:
    «Меня очень вдохновляет поэзия.
    После музыки я больше всего люблю поэзию.
    … У меня всегда под рукой стихи.
    Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много
    музыки.
    Они - как сёстры-близнецы.»

    Всё о романсе. Происхождение.
    Рома́нс (фр. romance) -небольшое музыкальное сочинение для голоса в
    сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического
    содержания
    Знаете ли вы что слово «романс» к нам пришло из Испании? Их пели там
    певцы - трубадуры на родном романском языке. Сборники песен
    назывались «романсеро». Потом и к нам пришли романсы. Появились
    бытовые романсы, цыганские романсы, конечно же, классические,
    актерские и некоторые другие.

    Романс - это старинный жанр.
    История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в
    средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно
    это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и
    передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и
    "песня" тождественны во многих языках. Со временем этот музыкальный жанр приобрел
    такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные
    циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец
    классики - Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные
    музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

    Основные характеристики романса.
    Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные
    различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или,
    как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из
    правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.
    Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки
    всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может
    быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на
    ту или иную жизненную тему.
    Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров
    сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.
    Романсы - бывают не только вокальными произведения. Есть и инструментальные романсы
    без слов. Просто мелодия написанная для какого-то инструмента, как будто человеческий голос её
    исполняет. Очень красивые такие романсы у Рахманинова тоже есть.

    Немного о русском романсе.
    Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в
    русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало
    девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально
    подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит
    колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и
    жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные.
    Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой. Печально, но в
    советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая дисциплина считала, что
    идеология, представленная в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не
    приветствовались, их тематику посчитали "устаревшей". В тренде были патриотические, народные и
    юмористические песни с незатейливой мелодией.
    Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи? Наверно, такие споры не нужны. Тут все
    важно. Именно соединение музыки и стихов и трогательного исполнения и находят у нас такое впечатление.

    Вот как говорит сам Рахманинов о романсах.
    "Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и
    мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская
    музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я
    родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился
    успеха.»
    «Что такое музыка?!
    Это тихая лунная ночь;
    Это шелест живых листьев;
    Это отдаленный вечерний звон;
    Это то, что родится от сердца
    и идет к сердцу;
    Это любовь!
    Сестра музыки это поэзия,
    а мать ее - грусть!»
    Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

    С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса, то есть все
    они созданы в российский период его жизни. По популярности они соперничают с его
    фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских
    поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более
    десятка на стихи поэтов первой половины 19 века – Пушкина, Кольцова, Шевченко в
    русском переводе.
    Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю
    поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой
    поэзии много музыки. Они - как сёстры-близнецы.»

    Мои любимые романсы Рахманинова.
    «Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики.
    Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой,
    замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
    Особенно интересно происхождение этого романса. На первые годы двадцатого столетия
    пришлось начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий
    музыкант испытывал мощный прилив творческих сил. Рахманинов создавал новые
    произведения, выступал в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
    занял пост капельмейстера Большого театра.

    Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он
    жил несколько лет, и с которой провел практически все отрочество, переросла во
    взаимное чувство. Именно Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил
    романс «Не пой, красавица, при мне».
    29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в
    небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы.
    После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали на вокзал и
    взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому
    счастливому времени принадлежит романс Рахманинова "Сирень". Автором
    стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна - старшая
    дочь ректора Московского университета профессора А. Н. Бекетова.

    По утру, на заре,
    По росистой траве,
    Я пойду свежим утром дышать;
    И в душистую тень,
    Где теснится сирень,
    Я пойду своё счастье искать…
    В жизни счастье одно
    Мне найти суждено,
    И то счастье в сирени живёт;
    На зелёных ветвях,
    На душистых кистях
    Моё бедное счастье цветёт.

    Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих воспоминаниях она
    пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно
    включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые
    вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много
    других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии
    произведений».
    Романс «Сирень», подобно ряду других, таких как «У моего окна», очень близок эстетике
    символизма, хотя и не совпадает с нею полностью. В нем отражается атмосфера
    тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается
    природы.

    Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ»,
    написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного
    песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой
    индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта
    мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык. К числу концертных
    произведений относится и «Вокализ» С. Рахманинова.

    Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в
    который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1
    сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в
    следующем году вышли в свет. Но для завершения работы над «Вокализом»
    композитору понадобилось три года, если считать со времени первого наброска
    романса, сделанного весной 1912 года.
    «Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В.
    Неждановой. Тогда же, прислушавшись к ее замечаниям, сделал несколько
    исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также
    исполнительские штрихи и нюансы. Композитору потребовалось еще некоторое
    время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который
    существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении
    тональности: es moll на cis moll. «Вокализ» опубликован под старым
    издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой,
    которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А.
    Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант
    рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в
    библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музееквартире)».5

    Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
    «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея
    Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное,
    произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я
    высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
    - Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем
    кто-нибудь словами.
    Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только
    выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное
    отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним,
    для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он
    несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую
    модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром
    под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как
    великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха
    принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с
    тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

    В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация,
    приходящаяся на эти заглавные слова текста.
    Это очень красивый романс. И очень глубокий. Умиротворение красотой и
    гармонией мира. Спокойное созерцание и восхищение совершенством природы...И сам
    романс очень гармоничен. Он как полотно разворачивается. И льется широко и
    свободно, гармонично сочетая голос и фортепиано (написан был именно для
    фортепиано). Оркестровые версии этого романса появились позже. И, действительно
    его нужно понимать и чувствовать.
    Музыка Сергея Рахманинова Слова Г. Галиной (Эйнерлинг Глафира Адольфовна)
    Здесь хорошо…
    Взгляни, вдали огнем Горит река;
    Цветным ковром луга легли,
    Белеют облака.
    Здесь нет людей…
    Здесь тишина…
    Здесь только Бог да я.
    Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя!
    "Здесь хорошо" исполняли десятки оперных певцов, как мужчин, так и женщин, с
    разными тембрами голоса, разной манерой пения.

    Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные материальные
    трудности. Но он сам осознавал, что в таком положении есть и своя польза: «Я тороплюсь для
    того, чтобы в известный день получить нужные мне деньги, и, к сожалению, отдать их немедленно
    в другие руки, – писал С. Рахманинов в письме к А. В. Затаевичу от 7 декабря 1896 года. – В
    каждом месяце у меня несколько дней, в которые я расплачиваюсь за свои прежние грешки. Эта
    постоянная денежная потребность, с одной стороны, для меня очень полезна – т. е. я аккуратно
    работаю; но, с другой стороны, эта причина заставляет мой вкус быть не особенно разборчивым.
    С октября я написал, таким образом, 12 романсов2 <…>».3 Десять лет спустя в другом своем
    письме – к А. М. Керзину (от. 51 апреля 1906 года) – С. Рахманинов пояснил: «Затем от 1896 года
    до 1900 я ничего не писал. И это объясняется тем впечатлением, которое на меня произвел провал
    моей Симфонии в Петербурге. Тот же факт, что я после Симфонии написал 20 штук мелких
    вещей,4 объясняется моей вынужденностью уплатить довольно большую сумму денег, которую у
    меня украли в вагоне, и которая принадлежала не мне».5
    ОСТРОВОК
    Из моря смотрит островок,
    Его зеленые уклоны
    Украсил трав густых венок,
    Фиалки, анемоны.
    Над ним сплетаются листы,
    Вокруг него чуть плещут волны.
    Деревья грустны, как мечты,
    Как статуи, безмолвны.
    Здесь еле дышит ветерок,
    Сюда гроза не долетает,
    И безмятежный островок
    Все дремлет, засыпает.

    Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись
    многочисленным обработкам, начало которым положил сам композитор. Романс
    «Островок» не стал исключением. Его переложение для голоса в сопровождении струнного
    трио в начале 30-х годов сделал известный российский музыканта Д. Р. РогальЛевицкий. С. Рахманинов дал положительный отзыв о переложениях Д. РогальЛевицкого: «Хочу сказать Вам, что нахожу Ваши переложения вполне приемлемыми и
    хорошо сделанными».6

    Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова
    Не пой, красавица, при мне
    Ты песен Грузии печальной:
    Напоминают мне оне

    Увы, напоминают мне
    Твои жестокие напевы
    И степь, и ночь, и при луне черты
    Далекой бедной девы!..
    Не пой, красавица, при мне
    Ты песен Грузии печальной:
    Напоминают мне оне
    Другую жизнь и берег дальной.
    «С одним из традиционных, широко излюбленных жанров русской классической музыки связан «восточный романс» «Не пой,
    красавица» на стихи А. С. Пушкина, привлекавшие к себе композиторов разных поколений, от современников поэта до наших
    дней. Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал
    произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более
    глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения
    романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью. Очень выразительно основное тематическое
    построение рахманиновского романса с узорчатой, плавно и медлительно нисходящей мелодией, напоминающей
    меланхолический восточный напев.
    Восточный колорит рахманиновского романса довольно условен. Конкретные жанрово-национальные черты выражены в нем с
    гораздо меньшей определенностью, чем, скажем, в романсе Балакирева на тот же текст. Главным для Рахманинова было
    лирическое переживание- настроение глубокой печали, сожаления об утраченном, тоски по «жизни иной». Песня грузинки и
    пейзажные ассоциации, вызываемые ею, звучат как сквозь дымку далекого воспоминания. Характерно, что основная тема
    проходит в большинстве случаев у фортепиано, тогда как вокальная партия строится на экспрессивно заостренных
    декламационных интонациях или вторит инструментальной мелодии наподобие подголоска. Необычайная тонкость и
    разнообразие взаимоотношений вокального и инструментального начал, достигнутые здесь композитором, способствуют
    созданию богатого, психологически сложного и вместе с тем целостного, законченного художественного образа».
    Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».

    Описание слайда:

    Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).

    Рахманинов С.ВДата рождения
    20 марта(1 апреля) 1873
    Место рождения
    Семёново, Новгородская
    губерния,
    Дата смерти
    28 марта 1943
    Место смерти
    Беверли –
    Хиллз
    Профессии
    Композитор, дирижёр,пианист
    Похоронен Рахманинов С.В
    в Валхалле, близ Нью- Йорка

    Детство

    Родился Рахманинов
    в дворянской семье
    в Старорусском
    уезде Новгородской
    губернии в имении
    Онег 20 марта 1873 г.

    Родители

    Юность

    Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:
    С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
    Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

    Годы учёбы

    С 4-5 лет играл на
    фортепьяно.
    С 1882 учился в
    Петербургской
    консерватории, с 1885 - в
    Московской
    консерватории у Н. С.
    Зверева и А. И. Зилоти
    (фортепьяно), С. И.
    Танеева и А. С.
    Аренского (композиция).
    В возрасте 13 лет
    Рахманинов был
    представлен
    Чайковскому.

    Начало творческого пути

    В годы учения сочинил
    ряд произведений, в том
    числе романс "В
    молчанье ночи тайной",
    1-й концерт для
    фортепьяно с оркестром
    (1891, 2-я редакция 1917).
    Окончил Московскую
    консерваторию по
    классам фортепьяно
    (1891) и композиции
    (1892, с большой золотой
    медалью).

    Дипломная работа

    Дипломная работа
    Рахманинова одноактная опера
    "Алеко" (либретто
    Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
    А. С. Пушкина
    "Цыганы", пост.
    1893, Большой театр,
    Москва).

    Ранний период

    Начинался под знаком
    позднего романтизма,
    усвоенного главным
    образом через стиль
    Чайковского (Первый
    Концерт, ранние
    произведения)

    Синтез традиций

    Однако уже в Трио реминор (1893),
    написанном в год смерти
    Чайковского и
    посвящённом его памяти,
    Рахманинов даёт пример
    смелого творческого
    синтеза традиций
    романтизма
    (Чайковский),
    «кучкистов»,
    древнерусской
    церковной традиции и
    современной бытовой и
    цыганской музыки.

    Период зрелости

    Центральное
    произведение этого
    периода - грандиозная
    поэма «Колокола» для
    хора, солистов и
    оркестра, на слова
    Эдгара По в переводе
    К.Бальмонта(1913).
    Ярко новаторское,
    насыщенное небывало
    новыми хоровыми и
    оркестровыми
    приёмами, это
    произведение оказало
    огромное влияние на
    хоровую и
    симфоническую музыку
    XX века

    Рахманинов с дочерьми

    С дочерьми Ириной,
    в замужестве
    Волконской (1903–
    1969) - стоит,
    и Татьяной,
    в замужестве Конюс
    (1907–1961) на даче
    в окрестностях
    Дрездена на Эмзер
    Аллее (1924)

    В кругу семьи

    Наталия Александровна
    и Сергей Васильевич
    Рахманиновы на даче
    в Беверли-Хиллс (1942)
    С внуками Софинькой
    Волконской и Сашей
    Конюсом

    Рахманинов - пианист

    Имя Рахманинова как
    пианиста стоит в одном
    ряду с именами Ф. Листа и А.
    Г. Рубинштейна.
    Феноменальная техника,
    певучая глубина тона, гибкая
    и властная ритмика всецело
    подчинялись в игре
    Рахманинова высокой
    одухотворённости и яркой
    образности выражения

    Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В

    Рахманинов-пианист стал эталоном
    для многих поколений пианистов
    разных стран и школ, он утвердил
    мировой приоритет русской
    фортепианной школы,
    отличительными чертами которой
    являются:
    1)
    глубокая содержательность
    исполнения;
    2)
    внимание к интонационному
    богатству музыки;
    3)
    «пение на фортепиано» - имитация
    средствами фортепиано вокального
    звучания и вокальной интонации.

    Поздний- зарубежный период

    Стиль Рахманинова
    складывается из
    цельного сплава самых
    различных
    стилистических
    элементов: традиций
    русской музыки - и
    джаза, древнерусского
    знаменного распева - и
    «ресторанной» эстрады
    1930-х гг., виртуозного
    стиля XIX века - и
    жёсткой токкатности
    авангарда.

    Певец русской природы

    Музыка
    Рахманинова,
    обладающая
    неистощимым
    мелодическим и
    подголосочнополифоническим
    богатством, впитала
    русские народнопесенные истоки и
    некоторые
    особенности
    знаменного распева.

    Список сочинений

    оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст
    Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
    "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
    для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
    К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
    для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
    Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
    Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
    для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
    1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
    камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
    соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
    великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
    для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
    тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
    прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
    эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
    для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
    для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
    для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
    для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
    (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
    Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
    транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
    А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
    любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
    Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
    Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
    Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);




  • 

    2024 © mgp3.ru.