Презентация на тему кто такие акмеисты. Презентация на тему акмеизм и акмеисты


Класс: 11

Цели урока:

Образовательная

  • познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
  • отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;

Развивающая

  • развивать навыки анализа поэтического произведения;

Воспитательная

  • прививать чувство прекрасного;
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Постановка проблемы Слайд 2

3. Объяснение нового материала

3.1 "Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма" Слайд 3

"На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем -то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г. Слайд 4

Слово учителя:

Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков, вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Этот период назвали Русским Ренесансом. Искусство Серебряного века стало философией, универсальным взглядом на мир. Никогда прежде слово не было так тесно связано с музыкой и живописью.

Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Слайд 5

Акмеизм, по мысли Гумилева, это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности.

"Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм Мандельштам.

Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Чувства не раскрываются непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей.

Именно Н. Гумилев, основатель акмеизма, восстал против символистской мистики, расплывчатости, туманности.

Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?

Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.

3.2 Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

3.3 Стихотворение Мандельштама "Медлительнее снежный улей:" Слайд 6

Вопросы для обсуждения

  1. Назвать цветовые прилагательные в этом стихотворении. (Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых)
  2. Имеют ли они двойственное значение, символизируют что- либо (нет)
  3. С помощью каких образов в стихотворении показано столкновение вечного и сиюминутного?
  4. Подтвердить примерами (вечности мороз- трепетание стрекоз)

3.4. Выразительное чтение стихотворения "На бледно-голубой эмали:" Слайд 7

Вопросы для обсуждения

  1. Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
  2. Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.

3.5 Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы". Слайд 8

Вопросы для обсуждения

  1. На какую из них "ложатся" строки Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
  2. Картины таитянского периода П. Гогена. Слайд 9,10

Слово учителя: Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Слайд 11

В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка.

3.6 Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева "Жираф" подготовленным учеником.

Стихотворение "Жираф" 1907 г. Слайд 12

Поэт подробно многоцветно отыскивает красоты далекой Африки. Это рассказ человека, который действительно наблюдал необыкновенные, для привыкшего русским пейзажам, картины. Но вспоминая об "изысканном жирафе" герой преображает и без того прекрасную реальность.

3.6.1 Первичное закрепление материала

Выписать сравнения, красочные эпитеты. (Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы)

Какие строки напрямую перекликаются с картинами Гогена?

Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).

Сказочным описанием лирический герой хочет отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России, но веселые сказки таинственных стран только усугубляют одиночество и отчужденность героев.

Последние строки звучат почти безнадежно.

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.

3.7 Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Слайд 13

3.7.1 Мини-исследование

План исследования. Работа по группам.

  1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
  2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
  3. Выделить "экзотические" сравнения.

3.7.2 Защита мини - проекта

3.8 Продолжение лекции о Н.Гумилёве

Творчество поэта привлекает новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованностью мыслей; личность - мужеством и силой духа.

Гумилёв считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни старается быть лучше, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям, достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, страх смерти, личным примером, в главном и в мелочах, силой воли преодолевает "ветхого Адама". И, от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев стал охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать, заслуживший два Георгиевских креста за храбрость. То же, что собственной жизнью, он проделал и с поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он стремился вернуть поэзии ее прежнее значение: выбирал сложные формы, "грозовые" слова, брался за трудные эпические темы. Девизом Гумилева были слова: "всегда линия наибольшего сопротивления". Это мировоззрение делало его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями. Незадолго до смерти Гумилев сказал: ":я сегодня смотрел, как кладут печку, и завидовал - угадай кому? - кирпичикам. Так плотно их кладут, так тесно, и еще замазывают каждую щелку. Кирпич к кирпичу, друг к другу, все вместе, один за всех, все за одного. Самое тяжелое в жизни - одиночество. А я так одинок:"

3.9 Воспроизведение записи стихотворения А.Ахматовой.

3.9.1 Рассматривание репродукций, прослеживание общих черт в творчестве художников и поэтессы.

Репродукции картин: В. Борисов - Мусатов "Осенний мотив", "Пробуждение", "Водоем" , пейзажи К.Коровина; К. Сомов "Дама в голубом", В.Поленов "Бабушкин сад", "Заросший пруд". Слайд 16

Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой подготовленным учеником.

3.9.2 Стихотворение "Я научился просто, мудро жить:".

Вопросы для обсуждения

  1. Какая из картин наиболее созвучна со строками этого стихотворения?

Стихотворение "Я не знаю, ты жив или умер:". Чтение заранее подготовленным учеником.

Вопросы для обсуждения

  1. Вызывает ли это стихотворение Ахматовой настроение, подобное настроению какой-либо из этих картин?
  2. Что объединяет их помимо внешней формы, системы образов?
  3. Почему мы привлекаем такие картины, а не полотна Гогена, например?

Продолжение лекции.

Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Так у Бенуа на картине "Прогулка короля" (1906 г) изображено шествие по дорожкам версальского парка мимо бассейна. Живые, движущиеся люди кажутся здесь менее подвижными, чем бронзовые путти фонтана, которые протягивают руки к идущим, как будто приглашая их остановится и принять участие в своей игре. Слайд 18

Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.

Подведение итогов урока.

Завершение урока: видеоролик с песней на слова Н.Гумилёва в исполнении А. Домогарова.

Список использованной литературы:

  1. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
  2. Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
  3. Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
  4. Поэзия серебряного века в школе. М., 2007

Валентин Иннокентиевич Кривич (настоящая фамилия Анненский) (1880-1936) - сын поэта Иннокентия Федоровича Анненского, юрист по образованию, служил чиновником в Петербурге, почти всю жизнь прожил в Царском Селе. Дебютировал в 1902 году в «Литературно-художественном сборнике», далее иногда печатал в столичных журналах стихи и литературные рецензии. Единственный сборник стихотворений «Цветотравы» (1912) в рукописи успел прочитать и отрецензировать Ин. Анненский (отец поэта), отметив «верный вкус» и «некоторую согбенность» в тоне, родственные его собственной лирике, но гораздо большее влияние оказывали на творчество В. Кривича И. Бунин и А. Блок. После смерти отца он занимался разборкой его архива и публикацией творческого наследия Ин. Анненского к печати, написал работу «И. Анненский по семейным воспоминаниям». Наиболее значительные стихи созданы им в 20-е годы и по большей части остались неопубликованными.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Цвет Цветущая сила Высшая степень Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция к крайности символизма.

2 слайд

Описание слайда:

Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (1913) «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли или адамизм, во всяком случае, требующее большего равновесия сил или более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме… В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Подбор этих имен не произволен. Каждое – из них краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело его и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все: и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами…»

3 слайд

Описание слайда:

О.Мандельштам «Утро акмеизма» (1912) «Для акмеистов сознательный смысл слова… такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя – вот высшая заповедь акмеизма… Мы полюбили музыку доказательств… Мы не летаем, мы поднимаемся только на башни, которые сами можем построить… Средневековье нам дорого потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью. Благородная смесь рассудочности и ощущение мира как живого равновесия роднит нас с этой эпохой…»

4 слайд

Описание слайда:

Акмеизм вырос из символизма 1909 год – молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. 1911 год – слушатели академии основали новое объединение «Цех поэтов». 1912 год – год рождения нового течения – акмеизма.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

нет символистским порывам к «идеальному»; нет многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.

9 слайд

Описание слайда:

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

10 слайд

Описание слайда:

Ясность, простота, утверждение реальной жизни! НО: акмеизму свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

11 слайд

Описание слайда:

Немного красного вина, Немного солнечного мая – И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна. О. Мандельштам.

12 слайд

Описание слайда:

Читаем стихи… Осип Мандельштам «Медлительнее снежный улей…» «На бледно-голубой эмали…»

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Н. Гумилев

18 слайд

Описание слайда:

Акростих Ангел лег у края небосклона, Наклоняясь, удивлялся безднам. Новый мир был темным и беззвездным. Ад молчал. Не слышалось ни стона. Алой крови робкое биенье, Хрупких рук испуг и содроганье, Миру снов досталось в обладанье Ангела святое отраженье. Тесно в мире! Пусть живет, мечтая О любви, о грусти и о тени, В сумраке предвечном открывая Азбуку своих же откровений. Н. Гумилев

19 слайд

Описание слайда:

Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы желтый… Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… Анна Ахматова

20 слайд

АКМЕИЗМ

Николай Гумилёв


Акмеизм

На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией серебряного века». Это было время новых идей и новых направлений.

Начало 1900-х было расцветом символизма, но к 1910-м годы начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.

Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.


Определение

Акмеизм (от греч. Ά κμη – «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность.


Появление акмеизма

В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок «Цех поэтов» во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха».


Основные черты акмеизма

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определённое, точное значение;
  • предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»

Философская основа эстетики

Акмеисты провозгласили себя выразителями нового времени, преодолевшими эстетику символизма. Приняв «отца» – символизм, Гумилев провозгласил главный отличительный признак новой группы. Предлагалось всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять его догадками, декларировалась «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности.


Представители

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – писатель, литературный критик, переводчик. На всем протяжении жизни Ахматова сохраняла акмеистические принципы творчества: бытийность, христианское просвещение, бережное отношение к слову, созидательное начало, связь и полноту времен.


Осип Эмильевич Мандельштам

(имя при рождении – Иосиф ) –русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик. В поэзии Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, положенный в основу здания поэзии.


Сергей Городецкий

Владимир Нарбут


Михаил Зенкевич

Георгий Адамович


Николай Степанович Гумилёв – русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Для самого Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры.

(1886-1921)


Он любил три вещи на свете:

За вечерней пение, белых павлинов

И стертые карты Америки...

А. Ахматова


Сонет

Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн... Я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены: Вот океан, весь в клочьях белой пены. Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами. С цветущими жасминными садами, Мы дрались там... Ах, да! Я был убит.


Жираф (1908)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой вз гляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...

- Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.


Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.


Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так, век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.


И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

(из сборника «Колчан»)


«Озеро Чад»

На таинственном озере Чад

Посреди вековых баобабов

Вырезные фелуки стремят

На заре величавых арабов.

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий,

Поклоняются страшным богам

Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,

Дочерью властительного Чада,

Я одна во время зимнего дождя

Совершала таинство обряда.

Говорили - на сто миль вокруг

Женщин не было меня светлее,

Я браслетов не снимала с рук.

И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен,

Губы красны, взор спокоен,

Он был истинным вождем;

И открылась в сердце дверца,

А когда нам шепчет сердце,

Мы не боремся, не ждем.

Он сказал мне, что едва ли

И во Франции видали

Обольстительней меня

И как только день растает,

Для двоих он оседлает

Берберийского коня.


Муж мой гнался с верным луком,

Пробегал лесные чащи,

Перепрыгивал овраги,

Плыл по сумрачным озерам

И достался смертным мукам;

Видел только день палящий

Труп свирепого бродяги,

Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде,

Утопая в ласкающей груде

Шкур звериных и шелковых тканей,

Уносилась я птицей на север,

Я ломала мой редкостный веер,

Упиваясь восторгом заранее.

Раздвигала я гибкие складки

У моей разноцветной палатки

И, смеясь, наклоняясь в оконце,

Я смотрела, как прыгает солнце

В голубых глазах европейца.

А теперь, как мертвая смоковница,

У которой листья облетели,

Я ненужно-скучная любовница,

Словно вещь, я брошена в Марселе.

Чтоб питаться жалкими отбросами,

Чтоб жить, вечернею порою

Я пляшу пред пьяными матросами,

И они, смеясь, владеют мною.

Робкий ум мой обессилен бедами,

Взор мой с каждым часом угасает…

Умереть? Но там, в полях неведомых,

Там мой муж, он ждет и не прощает.


Выводы

Несмотря на многочисленные манифесты, акмеизм все же остался слабо выраженным как целостное направление. Основная его заслуга в том, что он смог объединить многих талантливых поэтов. Со временем все они, начиная с основоположника школы Николая Гумилева, «переросли» акмеизм, создали свой особенный, уникальный стиль. Однако это литературное направление так или иначе помогло их таланту развиться. И уже по этому можно отвести акмеизму почетное место в истории русской литературы начала XX века.

1 слайд

2 слайд

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

3 слайд

Адамизм Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.

4 слайд

Сергей Городецкий Береза Я полюбил тебя в янтарный день, Когда лазурью светозарной Рожденная, сочилась лень Из каждой ветки благодарной Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озерных. Тянул, смеясь, веселый Лель Лучи волосьев черных. И сам Ярила пышно увенчал Их сеть листвою заостренной И, улыбаясь, разметал В лазури неба цвет зеленый. 14 июня 1906

5 слайд

Осип Мандельштам "На бледно-голубой эмали…" На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, - Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. 1909.

6 слайд

7 слайд

Николай Гумилёв 3 (15) апреля 1886, Кронштадт - 25 августа 1921, близ Петрограда) Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду. Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

8 слайд

Детство Сын морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 - в Петербурге, в 1900-03 - в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902).

9 слайд

Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь – морщится, Обнимешь – топорщится, А выйдет луна – затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то,– и хочет топиться. Твержу ей: крещеному, С тобой по-мудреному Возиться теперь мне не в пору. Снеси-ка истому ты В днепровские омуты, На грешную Лысую гору. Молчит – только ежится, И все ей неможется, Мне жалко ее, виноватую, Как птицу подбитую, Березу подрытую Над счастью, богом заклятою.

10 слайд

«Письма о русской поэзии» «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (В. Я. Брюсов).

11 слайд

Объявив новое направление - акмеизм - наследником символизма, закончившего «свой путь развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит».

12 слайд

Война Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман... но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду... Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.







2024 © mgp3.ru.