Презентация малая группа и общение в них. Малая группа


МАЛЫЕ ГРУППЫПлан:
1. Что такое малая группа?
2. Какими бывают малые группы?
3.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МАЛЫЕ ГРУППЫ В
СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ?

Понятие малой группы

Малая группа – ……?

Понятие малой группы

Малая группа –
немногочисленная по составу совокупность людей, члены
которой объединены общей деятельностью (целями и
задачами) и находятся в непосредственном личном
общении.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30
человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых
взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную
ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Примерами малых групп, наиболее
значимых для человека, являются семья,
школьный класс, трудовой коллектив,
объединения близких людей, приятелей.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Существует ли, на ваш взгляд, единое
мнение социологов по определению
нижней и верхней границы численности
малой группы?

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Могут группы численностью более 30-40
человек определяться как малые?
ПОЧЕМУ? (сл.4)
Приведите примеры очевидных малых групп
в соответствии с определением понятия
«малая группа»

Характеристики малой группы

Существуют определенные характеристики
малых групп?
(сл.слайд)

Характеристики малой группы

Психологическая
общность
Основана на том, что люди
осознают свою
принадлежность к
определенной группе –
группе, имеющей свои особые
интересы, нормы, ценности,
цели.
Основой для возникновения
эмоциональных отношений в
группе - ???
Поведенческая
общность
Групповые нормы –
определенные правила,
которые выработаны или
приняты группой и которым
должно подчиняться
поведение её членов.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ?

Виды групп

Условные (номинальные) –
группы, в которые объединяют людей,
не имеющих непосредственных
взаимоотношений и контактов друг с
другом.
ПРИМЕРЫ-?
Реальные –
действительно существующие
объединения людей, связанных между
собой определенными отношениями и
осознающих свою принадлежность к
нему.
ПРИМЕРЫ-?
Лабораторные
Создаются специально
социальными психологами
для экспериментальных
заданий.
ПРИМЕРЫ-?
Естественные:
Возникают в ходе развития общества.
Большие Этнические,
Профессиональные,
Половозрастные.
Малые Классы,
Спорт. команды,
дворовые
компании друзей.

Естественные группы

Первичные
Между людьми существуют
непосредственные
контакты. Эту группу
отождествляют с малой
группой.
Семья, группа друзей, команда.
Вторичные
Группы, где нет
непосредственных
контактов между членами
группы, а для общения
используются
«посредники».

Малые группы

Формальные
Создаются определенной
организацией со
специфическими
задачами по достижению
каких-либо конкретных
целей (отношения по
вертикали)
Неформальные
Добровольные
сообщества,
складывающиеся на
основе общих интересов,
дружеских связей,
взаимных симпатий
(отношения по горизонтали)

Референтные группы

Группы, реальные или условные,
значимые для человека, с которыми он
соотносит себя как с эталоном, нормы,
ценности, мнения и оценки которых он
разделяет, сравнивает с ними свои взгляды
и поступки, называют референтными
группами (Г.Хаймен)
Основание для выделения
референтных групп – СТЕПЕНЬ
ЗНАЧИМОСТИ

Функции референтных групп:

Нормативная
Состоит во влиянии
группы на нормы
поведения, соц.
установки и ценностные
ориентации индивида.
Сравнительная
Проявляется в том, что
система ценностей,
норм и правил группы
выступает для индивида
своеобразным эталоном
поведения, с помощью
которого он может
оценить себя и других.

Три способа реагирования человека
на давление группы
КоллективизмВнушаемостьбессознательное
принятие линии
поведения, мнения
группы
Конформность
(конформизм)внешнее согласие
при внутреннем
расхождении с
мнением группы
сознательное
согласие с мнением
группы, принятие
и активное
отстаивание
её ценностей,
норм, идеалов.

Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно пережив

Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с
группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно
переживаются личностью.
Виды отношений:
Официальные
Неофициальные
Деловые
Личные
Отношения по вертикали
Отношения по горизонтали
Рациональные
Эмоциональные

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сформулировать 3 вопроса, которые можно
было бы использовать для закрепления
изученного материала.

Тема 3

Психология малой группы

Основные вопросы:

Цель занятия:

  • Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
  • Классификация малых групп.
  • Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
  • Психологическая структура малой группы.
  • познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
  • изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
  • уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Признаки малой группы:

  • наличие двух и более людей;
  • осуществление непрерывных контактов

и общение между ними;

  • наличие общей цели и совместной деятельности;
  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
  • проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Количественные характеристики

Нижний предел:

  • «диада» (2 человека),
  • «триада» (3 человека)

Верхний предел:

количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.

:

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп

Малая группа –

немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Классификация малой группы

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Социально-психологические явления и процессы малой группы:

  • взаимоотношения в малой группе
  • групповые устремления,
  • групповое мнение,
  • групповые настроения
  • групповые традиции

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Психологическая структура малой группы

МАЛАЯ ГРУППА

КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА

ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА

Подструктура функциональных отношений

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика

- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы:

  • процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
  • процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Процесс образования малой группы

Феномен группового давления - «конформизм»

Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Виды конформности:

  • Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
  • Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность

Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):

  • Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
  • Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
  • Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Проблема лидерства и руководства

Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:

  • лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;

2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;

3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);

4) лидерство менее стабильно;

5) руководство обладает -более определенной системой санкций;

6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Феномен лидерства и руководства

Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:

  • «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
  • «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
  • Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

стили лидерства

К. Левин выделил 3 стиля:

  • «авторитарный»,
  • «демократический»,
  • «попустительский» («анархический»).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах.
  • Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
  • Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).

Выявлены две закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;

2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.

Социально-психологические проблемы группы

Обществознание, профильный уровень

Урок 88-89

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Д.З: § 34, ?? (с.359),

задания (с.359-360)

© ред. А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
  • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

  • малая группа;
  • условная группа;
  • референтная группа;
  • групповые нормы;
  • социометрия;
  • деиндивидуализация;
  • групповая интеграция;
  • дружеские отношения.

  • Группы условные.
  • Референтная группа.
  • Межличностные отношения в группах.
  • Интеграция в группах

разного уровня развития.

Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


Проверь себя

  • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
  • Укажите три признака малой группы как системы.
  • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
  • Какими бывают малые естественные группы?
  • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
  • Опишите виды отношений в малой группе.
  • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

А.1. К условной группе не относится

а) жители субъекта РФ;

б) люди с высшим образованием;

в) семья;

г) индивиды

А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

а) малая группа;

б) большая группа;

в) референтная группа


А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.4. Что характеризует референтную группу?

а) нормативная и сравнительная функции;

б) не значима для человека;

в) группа, где человек не имеет эталона поведения


А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

а) условная;

б) реальная;

в) естественная;

г) лабораторная

А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

а) группа членства;

б) условная группа;

в) реальная группа;

г) большая группа


А.7. Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.8. Верны ли следующие суждения?

А. К естественным первичным группам относится семья

Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

а) многочисленный состав группы;

б) психологическая и поведенческая общность её членов;

в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

А.10. Верны ли следующие суждения?

А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

большие, малые, референтные, реальные, экологические.

В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


В.4. Установите соответствие

А. Гринпис

Б. Поэтический кружок.

В. Школьный класс.

Г. Международное объединение защиты животных

1) малая группа;

2) большая группа

В.5. Установите соответствие

А. Семья

Б. Люди с высшим образованием

В. Класс

Г. Бригада рабочих.

1) условные группы;

2) реальные группы


Задания С.

С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
  • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад




По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.



В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин « первичные группы » был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.


Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на институционализированную и иерархизированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов.


В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д.


Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.


Типы стихийных групп. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому - либо определенному поводу и демонстрирующих какие - то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. Такая может быть в определенной степени кем - то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.



Это можно проследить более конкретно на примере формирования различных типов стихийных групп. Толпа - образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно - транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован.


Масса - обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой - либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.


Публика - представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким - то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого - либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т. п. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.


Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов >.(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), .(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),">


Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким - либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.





Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.


Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.


Нереферентной - считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и анти референтные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.




Естественными - называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные) высокоразвитые и слаборазвитые.


Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).


Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т. п.


Формальные - (другое название – официальные) отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена






Нормы группы это совокупность правил и требований, « стандартов » поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.


Структура группы - является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли.


Альфа лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.


Гамма преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой. Омега самый « крайний » член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли: противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, « козел отпущения », агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии.


Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии. Формирование сплоченности группы имеет важное значение для психотерапевтического процесса.


Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.


Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо - аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда (Групповая психология и анализ Эго). В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (Андреева, Богомолова, Петровская, С. 161). Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т - группах, или группах тренинга.


В ее существовании выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по - разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие - то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.


В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие (социализация группы), при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других


Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т. д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как,.


Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.


Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).


Во - вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.


Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.


Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно - количественную оценку каждого из этих параметров.


Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как, то этим лишь отдается дань социально - психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.


Проблема лидерства в коллективе ТМ - требования к методу ТО - требования к обязательствам ИЛ - информационность лидера СП - структурированность проблемы ВП - вероятность подчинения ОЦ - общность целей ВК - вероятность конфликтов ИП - информируемость подчиненных А 1- автократический первый А 2- автократический второй К 1- консультативный первый К 2- консультативный второй Г - групповой или совместный


Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации



Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс неявляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;



Виды лидеров: лидер - организатор, лидер - инициатор, лидер - эрудит, лидер - генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер - умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно.


Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.


На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком - то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.


Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.


Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения, Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится - решающий Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов - не система Позиция лидера - вне группы


Демократический стиль Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все Похвала и порицание - с советами Все разделы работы не только предлатаются, но и обсуждаются Распоряжения и запреты с дискуссиями Позиция лидера - внутри группы



Лекция 8 Общие проблемы малой группы в социальной психологии. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

План: Этапы развития исследований. Определение и границы малых групп. Групповые структуры. Классификация малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Лидерство и руководство в малых группах. Эффективность групповой деятельности. Малая группа Новые подходы к развитию группы Психологическая теория коллектива Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива Методологическое значение социально-психологической теории коллектива

Первый этап - 1920-е годы 20-го века. Выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого

Второй этап переход к изучению интерактных групп фацилитация имеет место в том случае, когда хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а ингибиция - в том случае, когда плохо обученные люди выполняют трудную работу.

Третий этап Выделяются различные характеристики группы: структура композиция, типы групповых процессов, складывают подходы к описанию общей деятельности группы.

Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Групповые структуры. Композиция группы — возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

модели структуры малой группы: межличностных отношений между членами малой группы, структура власти, структура коммуникаций

Классификация малых групп. 1) «первичные» и «вторичные» ; 2) «формальные» и «неформальные» ; 3) «группы членства» и «референтные группы» .

Основные направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое; школа «групповой динамики»

характеристика динамических процессов в малой группе. «групповая динамика» форма решения психологических проблем обозначение определенных методик совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

различия лидера и руководителя 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникно вению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов

три рода целей в малой группе ближние перспективы, цели, которые быстро во времени ре ализуются и выражают потребности этой группы; вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы пред приятия или школы и целом); дальние перспективы объединяют первичную группу с пробле мами функционирования социального целого. Общественно пен ное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. то, как она воспринимается членами группы.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Психологическая теория коллектива (А. В. Петровский) группа как состоит из трех страт (слоев) первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности

А. В. Петровский выделяет в типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) 2) общественная значимость групповой деятельности (Y)







2024 © mgp3.ru.